Харита игнатьевна характеристика в цитатах

Обновлено: 21.11.2024

В своей пьесе Островский затрагивает не только социальную тему, но и поднимает важные нравственные проблемы. В обществе, где всем правит капитал, не имеют значения ум, талант и чистая душа человека, если у него нет денег. Образ матери главной героини, бесприданницы Ларисы, помогает понять причины трагедии девушки и ответить на вопросы, поставленные автором.

Харита Игнатьевна Огудалова вдова средних лет, родом из обедневших дворян. Не привыкшая работать, она большая любительница «весело пожить». Чтобы привлечь к себе внимание, одевается броско «не по летам», любит подарки и хочет всем нравиться. Цель её жизни – выгодно выдать замуж младшую дочь и обеспечить себе безбедную старость. Средств у неё нет, но она «ловка», «проворна» и «одурачивает многочисленных женихов» Ларисы.

У неё в доме всегда веселье и «полно холостых» мужчин. Таким же образом она выдавала замуж двух старших дочерей, что обернулось для них трагедией. Одну убил ревнивец – муж, князь с Кавказа, другую обманул «богатый иностранец», который оказался шулером. Но Харита Игнатьевна всё равно принимает гостей «без разбора» и её дом «похож на базар».

Хитрая и расчётливая, она учит Ларису: «Без хитрости на свете не прожить». Льстиво разговаривает с важными гостями, а с мелкими чинами речь её пренебрежительна и иронична. Харита Игнатьевна считает, что лгать, притворяться и унижаться ради выгоды – это не стыдно. Она заставляет дочь любезничать с богатыми женихами, даже если это «старик с подагрой» или «вечно пьяный» управляющий. «Маменька приказывает» Ларисе улыбаться, петь романсы и развлекать гостей, даже когда у неё на глазах слёзы. Девушка должна нравиться женихам и получать от них подарки. Как говорил друг детства Ларисы, что «бывать у них в доме – большое удовольствие», а «за удовольствие надо платить».

Харита Игнатьевна не глупая женщина и понимает, что, если нет у дочери приданого, то можно торговать её талантом, красотой и молодостью. Она не хочет, чтобы Лариса стала женой бедного клерка Карандышева и готова отдать дочь на содержание пожилому, хотя и женатому богачу Кнурову. Она выторговывает у богатого дельца триста рублей задатка на гардероб Ларисы.

Харита Огудалова, как и все персонажи драмы, наделены говорящими фамилиями. «Огудалами» народ называл мошенников, но она и сама является жертвой социальной системы, где царит культ денег. Раскрывая образ Хариты Игнатьевны, автор обличает безнравственность и порочность общества, где вместо любви и сочувствия властвуют расчёт и страсть к наживе.

Образ Хариты Огудаловой

Харита Игнатьевна является очень заботливой матушкой из пьесы Островского, которая дни и ночи думает о своих дочерях. Будучи ограниченной в средствах, она устраивает веселые пирушки, на которые заманивает перспективных холостяков. Таким немудреным способом Харита Огудалова выдает дочек замуж.

Две старшие уже пристроены, как выяснилось позже, неудачно. На одной из сестер женился кавказский князь, но по слухам зарезал ее из ревности. Вторая выходила замуж, вроде бы за иностранца, а оказалось, что стала женой обыкновенного жулика.

На попечении Хариты Игнатьевны осталась последняя дочь, Лариса, судьбу которой мать пытается устроить. Будучи женщиной умной, энергичной и ловкой, она знает, что в ее положении не прожить без хитрости. Она готова к унижению и притворству, без стеснения говоря об этом дочери. Чтобы обеспечить себе будущее счастье можно потерпеть и не придавать значения презрению остальных людей. Следуя материнской теории, Лариса должна увлечь любого выгодного жениха, даже пьяницу или немощного старца.

Но беда в том, что мать с дочерью абсолютно разные. Харита Огудалова одета с изяществом, но вызывающе смело, одежда же Ларисы – скромная. Мать радуется, принимая подношения богатых спонсоров, а дочери противно с этим мириться.

Искренняя и простодушная Лариса не склонна к подавлению чувств, свою любовь или ненависть она не скрывает, а рассказывает о них честно. Ей не понятно желание матушки так спешно отдать ее замуж. Дочь измучилась соблюдать правила, установленные матерью. Ей тесен родной дом, переполненный громоздкой обстановкой и дешевыми безделушками.

Островский не случайно присвоил героине такое звучащее имя. В прошлом харитами звали цыганок, а огудалами – мошенников. Потому и дом Хариты Огудаловой напоминает пестрый балаган для самой разношерстной публики. Не дом, а цыганский табор!

Харита Огудалова одержима желанием обеспечить своим дочерям безбедную жизнь. Она старается изо всех сил, но получается плохо. Прообразом Хариты явилась материнская любовь – слепая и бессмысленная, которая всегда желает своим детям самой лучшей участи. Даже невзирая на то, что детям и самим известно, какая участь для них лучшая.

Также читают:

Картинка к сочинению Харита Огудалова образ героини Бесприданницы

Популярные сегодня темы

В своей поэме Пушкин предлагает читателям образ цыганского табора, который представляет собой антитезу европейской цивилизации. Если цыгане – вольные, даже немного дикие, то европейцы более сдержанные.

Ольга Петровна, заглянув в комнату жильца, позвала его помочь разделать клумбу. Она подготовила к посеву семена разных цветов. Жилец спросил, почему не сеет мак. Тетя Оля ответила, что мак сеют на овощных грядках.

Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой. Главным персонажем сказки является принцесса, представленная в образе обычной девушки, оказавшейся в непогоду перед королевским дворцом, выглядевшей не самым лучшим образом.

Том Сойер – мальчик, который живет в захудалом американском городке с громким названием Санкт-Петербург. Ему лет десять-двенадцать, не больше. Родителей у него нет. Воспитывает Тома его тетка по матери,

В 1885 году в журнале «Русская мысль» вышел в свет замечательный рассказ Короленко, работу над которым писатель начал в якутской ссылке. Произведение «Дети подземелья» затрагивает тему социального неравенства

Следующая цитата

Персонаж пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» (1879).

Матери Ларисы, главной героини пьесы «Бесприданница», вдове Харите Игнатьевне около 40 лет, она происходит из обедневшего дворянского рода. Госпожа Огудалова одета не по годам броско, любит подарки и знаки внимания. Она расчётлива и изобретательна, а её дом, несмотря на тяжёлое материальное положение хозяйки, всегда набит гостями. В основном это женихи, среди которых госпожа Огудалова выискивает достойную в её понимании партию для младшей дочери. Двух старших ей уже удалось «пристроить», правда, в обоих случаях вышла промашка и судьбы девушек оказались загублены: муж одной оказался шулером, а другой и вовсе зарезал супругу из ревности. И вот настала очередь Ларисы, за которой нет приданого.

Для неё мать подобрала в мужья мелкого чиновника Карандышева, который за счёт грядущего супружества мечтает «приподнять» своё незавидное положение в аристократическом обществе. Госпожа Огудалова со своей стороны рассчитывает, что её дочери удастся вырваться за Волгу. В итоге, из нежелания уступать невесту другому, Карандышев стреляет в Ларису.

Островский мастерски подобрал своим персонажам символичные имена. В имени Огудаловой Хариты Игнатьевны собрана вся её характеристика. «Огудать» происходит от «обмануть, надуть», огудалами называли в народе мошенников или шутов. «Харита» с греческого языка — «изящество, красота». Харитами называли цыганок, а Игнатами цыганов, встреченных на московских улицах.

Цитаты, характеризующие образ Хариты

- Эко страшное слово сказала: «унижаться»! Испугать, что ли, меня вздумала? Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по‑человечески.

- И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.

Следующая цитата

Молодой купец из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» (1879).

Персонаж пьесы «Бесприданница», олицетворяющий типичного представителя русского купечества из 19 века. Рос с главной героиней Ларисой в одной компании и хорошо её знает, как и то, что девушка склонна доверять ему и искать в его лице поддержку.

К сожалению, Ларисы Вожеватов не знаком с понятиями сочувствие и любовь, его кредо — холодный расчёт. Герой очень богат, но состояние, которым любит похвастаться, вряд ли нажил собственным трудом. Людей он привык оценивать с точки зрения их социального положения и материального обеспечения.

Будь Вожеватов человеком благородным, он мог бы жениться на подруге детства и вызволить её из сложившейся ситуации. Но Василий Данилыч не видит выгоды в браке с бесприданницей, он предпочитает оставаться сторонним наблюдателем происходящего. Забавы ради он подольёт незаметно девушке лишний бокальчик шампанского или подарит ей парочку запрещённых книг о любви. Но всё это не от стремления как-то поддержать приятельницу, скорее ради собственного развлечения.

Лариса для него красивая игрушка. Без зазрения совести Вожеватов сыграл на девушку в орлянку, а проиграв, совсем не расстроился, практично заметив, что проигрыш позволит ему сэкономить в деньгах. Среди виновных в страданиях и ранней гибели Ларисы имя Вожеватого в списке первых за подлое бездействие.

Цитаты

— У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.
— То есть правду?
— Да, правду.

Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает.

— Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
— И хорошего ювелира.
— Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.

— У тебя тоже цепи?
— Хуже. Кандалы!
— Какие?
— Слово честное. купеческое.

Следующая цитата

Героиня пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» (1879).

Бесприданница из пьесы Островского, девушка воспитанная в порядочной, но обедневшей дворянской семье и уже достигшая возраста, когда пора выходить замуж. Она окружена претендентами на роль спутника жизни, но в виду бедности фактически не имеет права на выбор. Ларису гнетёт её положение «кто возьмёт», она чувствует себя «вещью» без права голоса, которую можно купить, продать, обменять или выспорить.

В пьесе нет конкретики по поводу внешности героини, сказано лишь, что она богато и скромно одета, но исходя из того, что она окружена поклонниками, можно сделать вывод, что она притягивает мужские взгляды. Сама Лариса всё ещё сохраняет в душе любовь к бывшему воздыхателю Паратову, который исчез из её жизни год назад. Мать выбрала ей в спутники жизни мелкого чиновника и малосимпатичного человека Карандышева, жизнь с которым для Ларисы — что пожизненный приговор. Кроме неприязни жених в девушке не вызывает никаких чувств. Она бесконечно попрекает его и сравнивает с Паратовым, с которым связывает возможность счастливой жизни.

Здесь Лариса обманывается, тот мир, к которому она стремится лишь её выдумка, неосуществимая мечта. Но в душе девушке идёт борьба между желанием вырваться к грёзам и необходимостью выкинуть их из головы, чтобы прожить достойную жизнь возле нелюбимого супруга. В погоне за счастьем, Лариса соглашается на ночную прогулку в обществе Паратова, появившегося вновь в её судьбе. В итоге обручённый с другой поклонник ничего не может предложить бедной девушке. Осознав всю тяжесть своего положения, Лариса отказывает Карандышеву и получает пулю в грудь. Смерть становится единственным путём к спасению героини от неугодной ей реальности.

Цитаты Ларисы

- Я решилась наконец выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней.

- Но что меня заставило. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?

- Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!

- Со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна."

- Как могу я уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует.

- Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.

Читайте также: