Характеристика зилова с цитатами

Обновлено: 20.11.2024

Пьеса «Утиная охота» создавалась А.В. Вампиловым с 1965 года. Завершена она была в 1967 году, а впервые опубликована в 1970 году альманахом «Ангара». Так как произведение было напечатано без цензуры, вскоре на писателя написали донос за клевету.

«Утиная охота» на сцене была поставлена лишь в 1975 году, в то же время пьеса вышла в составе сборника А.В. Вампилова «Избранное».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Родовая и жанровая специфика «Утиной охоты» своеобразна.

В пьесе соединились черты и драмы, и лирики: драматические признаки проявились в форме произведения, в его внешней структуре, а лирические – в конфликте пьесы, в передаче чувств главного героя.

«Утиную охоту» можно назвать пьесой в форме воспоминаний. Такая манера написания была довольно популярна во времена создания произведения. Отрывочные воспоминания Зилова, лежащие в основе пьесы, создают цельную картину жизни главного героя, передают основной конфликт произведения.

Форма воспоминаний тесно связана с исповедальным характером. Поэтому «Утиную охоту» можно назвать еще и пьесой-исповедью. В данном толковании важным в произведении является не внешний конфликт Зилова с окружающим миром, а внутренний, связанный с нравственными началами главного героя.

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

В соответствии с жанровой спецификой повествование построено в виде реплик персонажей и ремарок.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

А.В. Вампилов показывает в пьесе картину мира. Равнодушный ко всему Зилов живет в таком же равнодушном мире. Люди не замечают ничтожность своего существования, они довольны тем, что у них есть. Поэтому поведение главного героя для них непонятно. Окружающему миру все равно на мироощущение Зилова, который понимает пустоту своей жизни.

Такому неидеальному миру противопоставлен мир охоты. Тема охоты, поднимаемая автором, воплощает идеи противоположности бездушной обыденности.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Пьеса «Утиная охота» вбирает в себя несколько сюжетных линий. Первая повествует о любовном треугольнике Зилова, его жены и любовницы. Вторая сюжетная линия повествует о карьерной службе центрального персонажа. Третья и основная сюжетная линия связана с раздумьями Зилова о том, как окружающие воспримут его смерть. Особое внимание в сюжете здесь уделяется воспоминанием главного героя.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем в системе образов является Виктор Зилов. Он вобрал в себя черты целой эпохи – «эпохи застоя». Главному герою 30 лет, у него есть все, о чем мечтают многие люди. Однако его ничего не интересует. Зилов не живет, а лишь существует. Он будто плывет по течению. С окружающими людьми у героя отношения складываются напряженно. Зилов постоянно врет и обманывает людей, ссорится с ними. Центральному персонажу уже не приносит счастья его жизнь, однако он ничего не делает, чтобы ее изменить. Зилов не хочет воспринимать свою жизнь всерьез.

8. Композиция произведения.

Пьеса «Утиная охота» включает в себя три действия. Построение в форме воспоминаний позволяет говорить о нескольких временных пластах в произведении: это настоящее, прошлое, а также своеобразный пласт видений героя.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Помимо открытого финала и своеобразия жанра, в произведении необычно бытописание, включающее большое количество художественных деталей. Так, плюшевый кот – это символ неудачных отношений между Зиловым и Галиной. Весь беспорядок, царствующий в доме к главного героя, говорит и о беспорядке в духовном мире Зилова.

А.В. Вампиловым в произведении подчеркивается типичность быта. Условия, в которых проживает свою жизнь Зилов, обычны.

10. Отзыв о произведении.

А.В. Вампилов в своей пьесе «Утиная охота» смог передать черты «эпохи застоя». Образ Зилова вызывает неоднозначное отношение к нему, отчего произведение становится еще интереснее.

Следующая цитата

Пьеса Александра Вампилова "Утиная охота" написана в 1968 году, напечатана в 1970. Для русской литературы тема совести, измерение своих поступков и чувства долга перед людьми, перед самим собой была внутренней необходимостью. В советской литературе этот гуманистический мотив сохранен и усилен. Такова была идеология советского времени. И невольно вспоминаются слова критика В.Г.Белинского "вера в идею спасает, вера в факты губит". Вот уже 20 лет живем в государстве, где нет национальной идеи. А внутренняя потребность читать хорошую, умную, серьезную и интересную литературу не исчезла, а наоборот, усилилась.

Вся пьеса драматурга построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова. События, следующие один за другим, воспоминания самого героя выстраиваются в логическую цепочку, поясняющих постепенно, отчего жизнь пуста и способен ли изменить ее. Вампилов дает авторскую характеристику Зилову, которая настораживает читателя: "Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда". Напоминает Евгения Базарова - небрежность, скука, уверенность в себе:происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Образ Зилова, его характер, его душа раскрываются через воспоминание героя о прошлом, которое связывает с настоящим. В настоящем, в реальном мире Зилов ищет выход из тупиковой ситуации. Основным мотивом в прозе, в лирике, в драматургии 70-х годов являлось стремление человека к цельности, духовности, "нужности" обществу. Так и в пьесе "Утиная охота" наш герой опутошен и находится в напряженном поиске этих идеалов. Критик В.Лакшин пишет: ":не найдя, ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем, Ему остаются разве что какое-то механическое изживание суток, редкие подстегивания себя, своего вялого душевного тонуса выпивкой и любовной интрижкой да еще мечтой об утиной охоте. Однако, похоже, что сама охота - подмена деяний и страстей жизни. Зилов сродни тем охотникам, которые больше снаряжаются на охоту и рассуждают о ней, чем стреляют дичь. Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как возвышенно - поэтическое. В самом деле - природа, тишь, сосредоточенность души. Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? "Знаешь, какая это тишина? - объясняет герой. - Тебя там нет, ты понимаешь? Нет, ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет". Но пьеса А.Вампилова ставит весьма серьезные вопросы своей эпохи , да и сам герой далеко не конченный человек, ведь при всех его грехах нет равнодушия, при всей своей пошлости в первом действии он пытается найти выход из бесцельной жизни.

Во втором действии мы видим как Зилов одинок. Своими выходками, не поддающиеся здравому смыслу, он восстанавливает против себя всех. Зилов мечется. В классической литературе девятнадцатого века герой Пушкина, Онегин, вступает в конфликт с обществом и с самим собой, Лермонтов решает вопросы, только ли "пороки поколения" стали основой для создания характера Печорина. Пушкин, Лермонтов, Чехов, Вампилов открывают "жизнь сердца" своих героев. Они обращаются к внутреннему миру человека, психологическому самоанализу героев. И Онегин, и Печорин, и герой Вампилова одиноки. Их объединяет разочарованность, честный суд над самим собой и жажда другой, высокой жизни. В героях есть сила и есть слабость. Авторы не дают конкретную, категорическую оценку их поступкам, мыслям.

": мы поднимаемся рано, еще до рассвета. Ты увидишь, какой там туман - мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда поднимется солнце? Это как в церкви, и даже почище, чем в церкви: А ночь? Боже мой!" Все развитие действия в пьесе доказывает, что желание утиной охоты не прихоть, а потребность, свидетельствующая о нежелании примириться с пошлым бытом, с бесцельностью существования. И поведение Зилова - это своего рода протест. Друзей он просит: "Подарите мне остров. Ели вам не жалко". А охотничье снаряжение, которое ему дарят, - самое желанное. "Это - да, это - уважение:Утиная охота - это вещь". В.Г.Маранцман считает, что для Зилова утиная охота тот же остров, куда он рад уйти от опостылевшей ему жизни. И не для того, чтобы дичь подстрелить. Зилову хочется избавиться от себя, от "тысячелетней "усталости, уйти от нелепой, суетной, пустой жизни.

Мы привыкли говорить "правда характера", имея ввиду, что писатель ни в чем не сфальшивил, ничего не утаил, показав определенный социальный тип, как он сложился в действительности. При чтении пьесы А.Вампилова "Утиная охота" возникает чувство жалости к хорошему человеку, но как-то его "правда" слишком беззащитна. Разговоры о нравственности , как правило , бывают скучны. Вампилов не умел быть скучным, все его пьесы, в том числе и "Утиная охота", отличаются напряженностью внутреннего мира героя. Прочитанное заставляет думать о жизни вообще, не только о литературе и искусстве. Автору важно было понять главные нравственные законы, которые называют правдой времени. Ведь ритм времени живет не вне нас, а внутри нас, поэтому закономерно появление "героев своего времени". "Художественная литература и потому считается художественной, - писал Чехов одной начинающей писательнице, - что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле".

Второе действие катастрофично для Зилова: смерть отца, уход жены, сомнение в своем чувстве к Ирине, угроза увольнения. В третьем действии герой поставлен в такие обстоятельства, где Зилов идет на сознательный бунт, мотивированной внутренней потребностью - разорвать привычный круг жизни. "В черном костюме, торжественный и возбужденный" Зилов собрал друзей, чтобы сказать им правду о них. Неприглядную. "Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Так вот, плевать я хотел на ваши приличия, Слышите? Ваши приличия мне опротивели:Убирайтесь, я вам говорю! Бунт - это своего рода прозрение, очищение. Вампилов отвечает на один из ключевых вопросов внутренней духовной жизни : зачем человеку совесть, правда? В этом состоит художественная индивидуальность драматурга.

Зилов одинок, и "одинокость" его усиливается после скандала. "Друзья" присылают венок. И Зилов готов принять их вызов - покончить счеты с жизнью, не хочет ехать на охоту, гонит своих "спасателей". "Утиная охота" - одна из самых сложных пьес А.Вампилова. Парадокс Зилова состоит в том, что мы видим Зилова его глазами, и свою жизненную несостоятельность разоблачает сам. В.Г.Маранцман пишет:"В ожесточении этого бунта, этого мучительного разрыва и рождения правды Зилов не щадит никого: Конечно, Зилов пьян, но отчаяние его подлинное, и оскорбления не случайны".

"К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем" Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: "Да, хочу на охоту:выезжаешь. Прекрасно:Я готов: Да, сейчас выхожу".

Так психологически тонко исследует Вампилов характер Зилова, пробуждает потребность переоценить те истины, которые казались непреложными, ведет к нравственной душевной зрелости человека. У читателя не рождается чувство безнадежности, он верит, что урок, преподанный герою жизнью, сделает его лучше, а читатель обогатится опытом его, задумается о себе и окружающих его людях.

Следующая цитата

Главный герой знаменитой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» Виктор Зилов – нарцисс, потерявший всю значимость моральных ценностей и принципов.

Цензоры не сразу пропустили это произведение к постановке, уж очень мерзок был образ этого молодого человека. Неужели такими были все советские люди? Конечно, нет. Но Зилов – человек, приносящий своим появлением зло. Он ломает судьбы, унижает женщин своим отношением, плюет в душу родным и близким людям. И именно такого человека эпохи застоя поставил во главе пьесы Александр Вампилов.

Зилов работает инженером, отроду ему всего лишь тридцать лет. Он привлекателен и обаятелен, но только тогда, когда это выгодно исключительно ему самому. Он уверен в себе и своей неотразимости, это находит отражение в походке и жестах. И в тоже время во всем этом прослеживается грусть, лень и тоска. Зилов скучает постоянно, где бы и с кем бы он ни находился.

Он равнодушен к жене Галине, она давно ему приелась, живет просто по привычке. Зилов завел любовницу, но и она не вызывает у него должных эмоций. На работе Виктор просто просиживает время. Ладно, работа не всегда нравится. Ну, может, у этого молодого человека есть увлечения? На первый взгляд, можно подумать, что есть у Зилова одна страсть – утиная охота. Но ведь и это на деле оказывается неправдой.

Зилов женат 6 лет. Супруга Галина первой раскусила всю его сущность, поняла, что это за человек. И выскажет все это ему в лицо, прежде чем уйти насовсем.

У Виктора Зилова ценности будто встают с ног на голову. Быть настоящим мужчиной в его понимании - значит постоянно врать. А кроме этого пройти по головам, если тебе нужно чего-то добиться. Пусть даже чего-то мимолетного и незначительного.

Виктор меняет женщин, заводя все новые и новые отношения, но это не спасает его от всепоглощающей скуки, лишь на время заставляет о ней забыть. В пьесе три женщины, испытывающие настоящие и искренние чувства к этому молодому человеку, но каждой из них он приносит только боль и страдания.

Мотивы, положенные в основу таких безобразных действий Зилова, не понятны никому из его окружения. Его не может спасти даже ребенок. Беременная жена решается на аборт, понимая, что Виктору не нужен никто, он эгоистичен и самовлюблен.

Зилов и сам приходит к той мысли, что он ленив и развратен, может быть, еще бы и можно было что-то изменить, но совершенно не хочется. Единственное, что привлекает этого человека – вечеринки, банкеты, попойки, которым нет числа, они просто чередой проходят по жизни Виктора Зилова. Он занимает деньги, устраивает скандалы, обижает людей мимоходом, даже не задумываясь об этом и не помня на утро, с чего началась ссора. Зилов – человек без цели и, соответственно, без осмысленного жизненного пути.

Следующая цитата

В своей знаменитой пьесе «Утиная охота» Александр Вампилов рисует идеально выверенный образ злокачественного нарцисса Виктора Зилова, который многим из нас запомнился в блестящем исполнении Олега Даля («Отпуск в сентябре»).

Примечательно, что пьесу далеко не сразу разрешили к постановке — говорят, что больно уж гадким, до неправдоподобия гадким, порочащим образ советского человека, показался цензорам Зилов, разрушающий все и вся на своем пути, ломающий судьбы, плюющий в души женщинам, родителям, друзьям, коллегам.

Итак, Зилов — тридцатилетний инженер. Он привлекателен, развязен и убойно обаятелен — когда ему это нужно. То, что Зилов знает силу своего обаяния, Вампилов отмечает ремаркой: «В его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности».

Но. «в то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда».

Скучает Зилов везде, всегда и со всеми. На работе он просиживает штаны, убивая время в компании недалекого приятеля и собутыльника Саяпина. Ладно, работа не нравится. Может, у Зилова есть другие интересы в жизни? Хобби? На первый взгляд, может показаться, что да, есть у него «одна, но пламенная страсть» - утиная охота.

Но по ходу действия выясняется, что на охоту он собирается уже несколько лет. Друзья давно подарили ему и охотничий прикид, и ружье. Но нет, каждый раз Зилова что-то останавливает. Зато он с удовольствием облачается в охотничью амуницию и входит в роль охотника.

«ЗИЛОВ. Да-а. Вы правы. Утиная охота — это вещь. (Надевает патронташ, увешивает себя деревянными утками)
ВАЛЕРИЯ . В сентябре придем на дичь, учтите.

ГАЛИНА (оживленно) . Приходите. Но предупреждаю, дичь будет из магазина.
КУШАК . Ну как же так?
ГАЛИНА . А у него так. Главное — сборы да разговоры».

Галина — жена Зилова, они вместе уже шесть лет, и за это время она ближе всех подошла к пониманию его сути, которую чуть позже выскажет ему в лицо — прежде чем уйти навсегда. А пока мы видим, что к жене Зилов равнодушен и пренебрежителен. Впрочем, как и к любовнице Вере, которой тяготится и предвкушает потеху, подначивая своего шефа приударить за ней и намекая на Верину "безотказность".

КУШАК . Она… мм… я от нее в восторге! Но… каким образом?
ЗИЛОВ (бесцеремонно) . Вы что, не знаете. Обещайте, клянитесь, угрожайте. Как обычно…
КУШАК . Но… мм… в какой форме?
ЗИЛОВ . Боже мой! Озолочу, женюсь, убью — что вы еще можете ей сказать? Действуйте.
КУШАК (бежит, но возвращается) . А ты уверен, что… мм… Не выйдет тут что-нибудь скандальное?
ЗИЛОВ . Вы как маленький, ей-богу.
КУШАК . Нет, пойми меня правильно, я далеко не ханжа, но… Все-таки…
ЗИЛОВ . Будьте мужчиной, и все будет в порядке.

Какая циничная подмена понятий. Быть мужчиной в понятии Зилова — это беспробудно врать, а если надо, и идти по головам ради исполнения мимолетного желания.

Зилов постоянно заводит новые интрижки, но это, если и спасает его от скуки, то ненадолго. В пьесе показаны три его женщины, каждая из которых его искренне любила или любит, и каждой из которых он приносит разочарование и боль.

В данный момент Зилов «увлечен» молоденькой абитуриенткой Ириной, которая по ошибке зашла в их с Саяпиным кабинет. Он тут же забивает на все рабочие обязанности и устремляется за девушкой.

ЗИЛОВ . Ну, что ты про нее скажешь?
САЯПИН . Слушай, иди-ка ты с ней вместе знаешь куда?
ЗИЛОВ . Ну-ну? Куда — посоветуй. Я думаю, в кино. Для начала.
САЯПИН . К черту! Он (показывает на дверь кабинета) требует статью. Что будем делать? Так он этого не оставит… Ты имей в виду, он имеет на тебя зуб — за новоселье. Ты что, забыл?
ЗИЛОВ . Плевать. (Надевает плащ.) Такие девочки попадаются не часто. Ты что, ничего не понял? Она же святая… Может, я ее всю жизнь любить буду — кто знает.


Мотивы, движущие циничными и безответственным и поступками Зилова, не может понять даже его окружение. Видя его противоречивое отношение к «святой» Ирине, Саяпин невольно спрашивает: «Ты влюбился или ты над ней издеваешься?»

Однако Галина все же раскусила суть мужа. Она пришла к этому сквозь годы обид, унижений, холодности, и ее разочарование безмерно. Узнав о беременности, она делает аборт и объявляет Виктору, что уходит от него. Тот пытается ее удержать. Между супругами происходит показательный диалог.

ГАЛИНА . Брось. Хватит тебе прикидываться. Куда я еду, к кому — тебе это все равно. И не делай вида, что тебя это волнует. Тебя давно уже ничего не волнует. Тебе все безразлично. Все на свете. У тебя нет сердца, вот в чем дело. Совсем нет сердца…
ЗИЛОВ (трясет ее) . А у тебя, дрянь такая, у тебя есть сердце? А? Где оно? Где оно, я тебя спрашиваю? Покажи мне его, если оно у тебя есть!

Обратим внимание, как Зилов, нападая на Галину и нагнетая дешевого пафоса, перевертывает все с ног на голову. Но той обрыдли все эти спектакли. Ценой свой погибшей любви, тотального разочарования она поняла: за словами Зилова ничего не стоит. И она уже ничего ему не доказывает, не спорит с ним. Все споры переспорены, все слова сказаны и не возымели эффекта. Решение Галины бесповоротно. Поняв это, Зилов меняет тактику. Он говорит ей, скрывшейся за дверью:

«ЗИЛОВ (Искренне и страстно.) Я сам виноват, я знаю. Я сам довел тебя до этого… Я тебя замучил, но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь… Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю… Не знаю… Неужели у меня нет сердца. Да, да, у меня нет ничего — только ты, сегодня я это понял, ты слышишь? Что у меня есть, кроме тебя. Друзья? Нет у меня никаких друзей… Женщины. Да, они были, но зачем? Они мне не нужны, поверь мне… А что еще? Работа моя, что ли! Боже мой! Да пойми ты меня, разве можно все это принимать близко к сердцу! Я один, один, ничего у меня в жизни нет, кроме тебя. Помоги мне! Без тебя мне крышка… Уедем куда-нибудь! Начнем сначала, уж не такие мы старые…»

В этот момент мы хотим, мы готовы верить в раскаяние Зилова. Не все, не все потеряно! Но.

Оказывается, Галина ушла, и этот монолог слушала, стоя за дверью, юная Ирина. Девушка принимает сказанное на свой счет и очень растрогана. И Зилов моментально перестраивается. Вот он, мимолетный и поверхностный аффект нарцисса, за которым не стоит настоящих чувств и эмоций.

ИРИНА . Ты в самом деле так меня любишь?
ЗИЛОВ . Как?
ИРИНА . Так, как ты сейчас говорил.
ЗИЛОВ (обнимает ее) . Ты что, сомневаешься?
ИРИНА . Нет… Как ты меня узнал? Неужели ты знаешь мои шаги?
ЗИЛОВ . Конечно.
ИРИНА (она счастлива) . Даже не верится…
ЗИЛОВ . Ну почему же? Я тебя ждал… Но если признаться честно, я увидел тебя с балкона.


В минуты рефлексии Зилов признает, что «ленив и развращен», но «еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Пожалуй, единственное, что увлекает Зилова — это участие в выпивонах разного масштаба. Его жизнь состоит из череды вечеринок, новоселий, банкетов и просто попоек без повода. Он частый гость в местном кафе, официант которого, Дима, считающий себя другом Зилова, постоянно дает ему денег в долг, прикрывает перед женщинами и оказывает множество других услуг. Собственно, сценой в ресторанчике, где работает Дима, и начинается пьеса. Зилов проставляется по поводу отъезда на утиную охоту и, инспектируя накрытый стол, замечает: « Жратва, я тебе скажу, нешуточная. Никто из них не заслужил такой жратвы. Кроме начальства».

Во-первых, обратим внимание на нарциссическое словечко «заслужил». Во-вторых, удивляет, что по мнению Зилова, «жратвы» не заслужил никто из его близкого окружения: ни жена, ни любовница, ни еще одна любовница, ни друзья. А вот начальник — возможно. Ведь он начальник. Таким образом, в понятии Зилова «жратва» не «заслуживается» ничем, кроме более высокого официального статуса. Ни любовью, ни дружбой.

Свое отношение к дружбе Зилов раскрывает в коротком монологе:

«Ну вот мы с тобой друзья. Друзья и друзья, а я, допустим, беру и продаю тебя за копейку. Потом мы встречаемся и я тебе говорю: «Старик, говорю, у меня завелась копейка, пойдем со мной, я тебя люблю и хочу с тобой выпить». И ты идешь со мной, выпиваешь. Потом мы с тобой обнимаемся, целуемся, хотя ты прекрасно знаешь, откуда у меня эта копейка. Но ты идешь со мной, потому что тебе все до лампочки, и откуда взялась моя копейка, на это тебе тоже наплевать…».

Зилов не в состоянии понять, что духовно здоровый человек мыслит иными категориями. Что он, если идет пить с другом, понятия не имеет, что пьет на копейку, за которую тот его продал. Но его проекции собственной ущербности на других столь очевидны, что в развязке Кузаков советует Зилову: «И не суди по себе, не думай о людях скверно».

Цинизм и черствость Зилов демонстрирует и в отношении родителей. Он не был у них четыре года. «Собака», «старый дурак» - вот все слова, что находятся у него для отца.

САЯПИН (разбирает почту) . Тебе письмо.
ЗИЛОВ . От женщины?
САЯПИН . От Зилова А.Н. (Бросает письмо через стол.) Письмецо от внука получил Федот…
ЗИЛОВ . От папаши. Посмотрим, что старый дурак пишет. (Читает.) Ну-ну… О, боже мой. Опять он умирает. (Отвлекаясь от письма.) Обрати внимание, раз или два в году, как правило, старик ложится помирать. Вот послушай. (Читает из письма.) «…на сей раз конец — чует мое сердце. Приезжай, сынок, повидаться, и мать надо утешить, тем паче, что не видела она тебя четыре года». Понимаешь, что делает? Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом, глядишь, поднялся — жив, здоров и водочку принимает. Что ты скажешь?\
САЯПИН . А сколько ему лет?
ЗИЛОВ . Да за семьдесят. То ли семьдесят два, то ли семьдесят пять. Так что-то.
САЯПИН . Старый. И в самом деле может помереть.
ЗИЛОВ . Он? Да нет, папаша у меня еще молодец.
САЯПИН . Все-таки ты взял бы да съездил.
ЗИЛОВ . Когда?
САЯПИН . Ну в отпуск, в сентябре.
ЗИЛОВ . Не могу. Сентябрь — время неприкосновенное : охота
.

Кульминацией пьесы, когда Зилов открыто и масштабно проявляет свое моральное уродство, становится банкет в честь его отъезда на утиную охоту. Напившись вдрызг, он обесценивает и оскорбляет каждого без исключения.

КУЗАКОВ (поднимается) . Слушай! Сколько я тебя знаю, ты всегда был мелким шкодником. Что случилось? На этот раз, я вижу, ты размахнулся не на шутку. Чего доброго, ты устроишь здесь настоящий скандал.
ВЕРА . А мы будем ждать? А может, лучше пойдем отсюда?
ЗИЛОВ . Нет, зачем же? Не торопитесь, дайте нам на вас полюбоваться. Вы — такая замечательная пара. Вас же надо по телевизору показывать. Особенно невесту. (…) Невеста! Вы меня не смешите. Спросите-ка ее, с кем она здесь не спала.

Достается и Ирине, и Диме.

ЗИЛОВ . А ты еще кто такой. Ах, лакей… И ты туда же? Ну и хватай ее, если она тебе нужна. Мне плевать… Она такая же дрянь, точно такая же. А нет, так будет дрянью. У нее еще все впереди…

Люди разозлены хамством Зилова и решают его проучить. Они покупают для него траурный венок — символ того, что Зилов мертв при жизни, мертв духовно, морально - и просят школьника доставить его по адресу. Зилов в одиночестве похмеляется пивком и думает, как бы замять вчерашний скандал. Нет-нет, об извинениях не может быть и речи. Надо надавить на жалость, вызвать в людях чувство вины. в крайнем случае — напугать. и вынудить тем самым принять его и по-прежнему любить и жаловать. После получения венка у Зилова рождается идея: он приглашает друзей на «поминки» и затевает демонстративную попытку самоубийства.

Все происходит так, как задумал Зилов. Пока он сидит с приставленным к груди дулом, все признают себя виноватыми и извиняются. Все. Только не Зилов.

Завершается пьеса очень сильной сценой. Когда друзья уходят, « Зилов некоторое время стоит неподвижно. Затем медленно опускает правую руку с ружьем.

С ружьем в руках идет по комнате. Подходит к постели и бросается на нее ничком. Вздрагивает. Еще раз. Вздрагивает чаще. Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче. Так проходит четверть минуты. Потом он лежит неподвижно.

Раздается телефонный звонок. Он лежит неподвижно. Долго звонит телефон. Он лежит неподвижно. Звонки прекращаются.

Звонки возобновляются. Он лежит не шевелясь. Звонки прекращаются.

Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся — по его лицу мы так и не поймем. Он взял трубку, набрал номер. Говорит ровным, деловым, несколько даже приподнятым тоном».

Вот оно, великое нарциссово лицемерие. «Плачет он или смеется, понять невозможно». Одурачив друзей мнимым самоубийством и вынудив их, ни в чем не виноватых людей, просить у него прощения, Зилов продолжает играть на их нервах, не поднимая трубку — так, как если бы действительно застрелился.

Поэтому вскользь брошенная фраза Кузакова звучит трагическим пророчеством: «Кто знает… Если разобраться, жизнь, в сущности, проиграна…»

Читайте также: