Характеристика вагнера в фаусте с цитатами

Обновлено: 21.11.2024

Цитата: «Лишь тот достоин жизни и свободы, / Кто каждый день идёт за них на бой» (пер. Б. Л. Пастернака).

Знаменитая цитата из «Фауста» «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» — вовсе не является цитатой. Это поэтическая интерпретация (по всей видимости, принадлежащая перу Александра Яхонтова) строк, которые в переводе Б. Л. Пастернака звучат следующим образом: «Мгновенье! / О как прекрасно ты, повремени!»

Язык оригинала: немецкий.

Основные переводы: Б. Л. Пастернака, А. А. Фета, В. Я. Брюсова.

А. С. Пушкин начал переводить «Фауста» (знаменитая цитата из этого перевода — «Мне скучно, бес»), но, к сожалению, не окончил.

Проблематика:

  • добро и зло, их противоборство в человеке;
  • познание, цель познания;
  • величие гуманистических идеалов и любви.

Смысл названия: трагедия названа по имени главного героя.

Литературное направление: творчество Гёте принято относить к так называемому веймарскому классицизму, в рамках которого люди изображались только как носители идеи. Однако в случае с Гёте это не совсем верно: Фауст описан глубже, он — человек (то есть в трагедии имеются черты романтизма и реализма).

Литературный жанр: трагедия.

Жанровые особенности: философская трагедия с лирическими и драматическими элементами.

Время и место действия: действие трагедии происходит в самых разных местах: небеса, кабинет Фауста, город, в котором Фауст живёт.

Кратко о действующих лицах

Краткое содержание трагедии Гете «Фауст», разбитое по главам, позволит освежить в памяти образы главных и второстепенных героев. По мере развития сюжета трагедии читатель знакомится все с большим количеством персонажей. Кто-то из них вызывает искренний интерес, кто-то вызывает улыбку и симпатию, ну а некоторые достойны лишь недоумения и сожалений.

Главные герои

В трагедии три главных героя:

  • Генрих Фауст – потомственный врач и ученый, разочаровавшийся в жизни и собственных стремлениях, что побудило его заключить сделку с самим Мефистофелем.
  • Мефистофель – предстает перед читателем в образе дьявола, злого духа, который из-за скуки заключил сделку с Господом, поставив на кон чистую душу Фауста.
  • Маргарита (Гретхен) – несчастная возлюбленная Фауста, молодая невинная девушка, которая влюбляется в представительного доктора. Стремясь быть с любимым человеком, она удовлетворяет его просьбу и подсыпает снотворное своей матери, из-за чего та умирает. После расставания с Фаустом Маргарита сходит с ума и убивает новорожденную дочь, и ее приговаривают к смертной казни.

Второстепенные персонажи

Второстепенных персонажей в произведении очень много, однако наиболее значимыми их них являются:

  • Директор театра, Поэт, Комик – читатель знакомится с ними в начале оперы.
  • Вагнер – ученик доктора Фауста, сумевший без посторонней поддержки заработать славу выдающегося ученого своего времени. Трудом всей своей жизни Вагнер сделал создание Гомункула.
  • Гомункул – человек из пробирки, который предал своего создателя и присоединился к компании Фауста и Мефистофеля.
  • Елена – прекрасная древнегреческая богиня, которую по просьбе Фауста Мефистофель перенес из древней Спарты. Во второй части трагедии Елена стала законной женой главного героя и родила ему сына Эвфориона.
  • Эвфорион – сын Фауста и Елены, который стал своеобразным символом объединения романтичных и античных начал. Гете наделил его типичными чертами байроновских героев.
  • Марта – веселая вдовушка и соседка Маргариты.
  • Валентин – родной брат Маргариты, который вступился за ее честь и был убит Фаустом.

Сатана, пришедший из «Фауста»

Булгаков глубоко изучал немецкий мистицизм XIX века и много времени уделил «Фаусту». В ранней версии его культового романа с черновым названием «Черный маг» главной фигурой выступал именно сатана. Позднее Булгаков изменил концепцию, но оставил персонажу дьявола ключевую роль, при этом наделив его чертами сатаны из драмы Фауста.

Воланд, он же профессор черной магии, впервые появился в «Мастере и Маргарите» на Патриарших прудах. При нем был неизменный атрибут — трость с черным набалдашником в виде головы пуделя:

«Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя».

(Глава 1. Никогда не разговаривайте с незнакомцами)

Тот же образ возникал и в сцене Великого Бала у сатаны, когда Маргарите присвоили статус королевы:

«Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи».

(Глава 23. Великий бал у сатаны)

Пудель появился в тексте Булгакова неспроста. Именно форму черного пуделя принимал Мефистофель у Гете, чтобы не открывать свой истинный облик, и именно в таком виде он впервые проник в келью Фауста.

Мой пудель напыжился, как пузырь, <…> Нет, это не собачья стать! Я нечисть ввел себе под свод! </…>

(Часть 6. Рабочая комната Фауста)

Сам Мефистофель во время Вальпургиевой ночи, которая так похожа на все тот же Великий Бал, назвал себя юнкером (благородный господин — Прим. ред.) Воландом — что отметает все сомнения о немецкой природе сатаны Булгакова.

Часть I

В первой части трагедии читатель знакомится с Фаустом, который вопреки заверениям Бога, оказывается, не настолько стоек духом и поддается на провокацию Мефистофеля, заключая с ним договор. Так какие же соблазны приготовил дьявол главному герою? Первым искушением для помолодевшего доктора становится юная Маргарита (Гретхен). Ей всего пятнадцать лет, и она невинна, словно дитя. Девушка выросла в небольшом немецком городке, где все друг друга знают, а местные кумушки с удовольствием перемывают косточки соседям.

Гретхен живет с матерью и братом, который служит в армии. Семья Маргариты настолько бедна, что ей приходится самой вести домашнее хозяйство. Но девушка не ропщет, с радостью встречая каждый новый день и наслаждаясь каждым куском хлеба. Случайная встреча Фауста и Гретхен оказывается фатальной для дальнейшей судьбы героини. Премудрый ученый влюбляется в нее, как юнец, и обращается к дьяволу с просьбой свести его с Маргаритой.

Мефистофель с радостью исполняет желание доктора, подначивая того довести дело до конца. Однако на пути пылких влюбленных оказывается мать девушки, которая понимает, что ничем хорошим подобный роман не закончится. Чтобы провести ночь с Фаустом, Маргарита следует его совету и подливает снотворное матери, однако ей не удается верно рассчитать дозу, и мать умирает.

Фаусту же быстро наскучила провинциальная Маргарита, поэтому он уезжает из городка. Девушка же рожает дочь, которую топит в реке, спасаясь от пересудов за своей спиной. Но справедливая кара не миновала ее, и брошенная Фаустом возлюбленная была заточена в тюрьму, как блудница и убийца, и приговорена к смертной казни. Доктор совершенно случайно узнает о трагической судьбе Гретхен, он уговаривает Дьявола помочь ему организовать ее побег.

Сюжет трагедии в тезисах

Доподлинно известно, что произведение писалось на протяжении 60 лет, в период с 1773 по 1831 годы. Автор начал работу над ним в 20-летнем возраста и закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. В основу трагедии Гете положил пересказ немецкой легенды о Фаусте – известном алхимике и чернокнижнике, жившим в Германии в шестнадцатом веке. Истории об этом герое носят преимущественно мрачный характер. Многие современники обвиняли его в поклонении дьяволу, занятиях черной магии и разгульном образе жизни. По легенде, Чернокнижник не жил подолгу на одном месте, много путешествовал с бродячими артистами, показывая фокусы с воскрешением мертвых и исцелением серьезно больных.

До Гете никто не пытался посмотреть на жизнь Фауста совершенно под другим углом. И только автор предпринял попытку представить этого человека как великого ученого, который пытается найти ответы на вечные вопросы, используя всевозможные способы. Знакомство с кратким содержанием бессмертного произведения Гете «Фауст», откроет перед читателем философскую трактовку цели жизни каждого человека, которая, по мнению автора, заключается в служении обществу. В завязке композиции Господь и Дьявол спорят о том, что на земле еще остались чистые души, которые помнят и чтят святые заветы. В своем споре они ставят на кон душу доктора Фауста.

Дьявол уверен, что, несмотря на великие идеи ученого и его заявления о том, что он предан Господу, Мефистофелю удастся соблазнить доктора земными удовольствиями, заставив отказаться от науки и великого предназначения. В начале оперы Фауст предстает перед нами человеком в возрасте, который сумел постигнуть все науки и добиться уважения окружающих. Однако, даже всеобщее признание не способны доставить герою удовольствия. Он недоволен собой настолько, что уже готов завершить свой земной путь.

Самоубийству Фауста мешает Мефистофель, который является доктору в образе студента и предлагает заключить сделку: все удовольствия мира и исполнение любых желаний в обмен на бессмертную душу. Ученый соглашается на предложенную сделку, после чего в компании Мефистофеля отправляется в захватывающее путешествие не только по миру, но и по основным вехам истории. Дьявол сумел дать своему подопечному богатство, власть и множество возможностей, которые, однако, так и не смогли принести счастье и покой доктору.

Он неоднократно становится причиной трагической гибели простых людей, имевших несчастье повстречаться на его пути. В конце своей жизни Фауст осознает, что власть и деньги – это все пустое, истинное наслаждение заключается в пользе для общества, что в итоге позволяет ему искупить грехи и спасти свою души от власти темных сил.

Тайна свиты Воланда

Сначала Азазелло предстал перед читателем маленьким, широкоплечим и безобразным, к тому же огненно-рыжим, мужчиной. Однако в финале романа он вернул свой истинный облик и превратился в рыцаря, холодного и беспощадного.

«Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. <…> Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца». </…>

(Глава 32. Прощение и вечный приют)

Этот образ Булгаков мог позаимствовать из поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай» 1667 года. Истинный облик Азазелло напоминает сатану и его свиту в изображении Мильтона: Азазиил у поэта был могучим знаменосцем в блестящих доспехах, несущим знамя всех сил ада:

«Азазиил — гигантский Херувим… / Великолепный княжеский штандарт / На огненно-блистающем копье / Вознесся, просияв как метеор, / Несомый бурей… / Грозный фронт… / …доспехами блестит, / Подобно древним воинам сровняв / Щиты и копья; молча ждут бойцы / Велений Полководца».

(Книга первая)

Краткое содержание трагедии

При попытке кратко изложить композицию Гете «Фауст», читатель понимает, что она включает в себя две части, которые, словно, разделяют жизнь героя на разные эпохи. В первой он еще не успел свыкнуться с теми возможностями, которые представил ему Дьявол, поэтому его действия носят разрушительный характер только для семьи Гретхен. Во второй же части ученый становится причиной более масштабных событий: гражданской войны, которая вспыхивает из-за его махинаций с золотом, гибели древнегреческой богини Елены – она уходит в царство Аида вслед за своим сыном и прочих.

В чем заключается идея автора

При написании произведения Иоганн Вольфганг Гетте постарался донести до потомков идеи позднего романтизма о смысле человеческой жизни и сущности бытия. Еще до встречи с Мефистофелем мы видим, как доктор Фауст, изучая Библию, делает открытие о том, что священное писание начинается не с привычной всем формулировки «Вначале было слово». На самом деле в Библии написано, что «В начале было дело». И лишь в конце своей жизни, наполненной взлетами и падениями, герой понимает значение своего открытие. Только дело, полезное обществу способно принести человеку славу и увековечить его имя в истории. Безусловно, слушать или читать краткое содержание «Фауста» стоит каждому образованному человеку.

Следующая цитата

Вагнер — кабинетный ученый, книжный червь, которому недоступен полет мысли Фауста. Персонаж поэмы Гете «Фауст» (1808, 1832).

Многолетние творческие поиски и жизненный опыт великого литератора Иоганна Вольфганга Гете воплотились в его трагедии «Фауст», произведении которое мастер слова писал всю жизнь. Раскрывая образ главного героя, автор решает основной вопрос мучающий человечество — в чём смысл жизни? Но без побочных героев и антиподов развернуть персонажа литературного труда невозможно. Вагнер — один из второстепенных персонажей, но важность его для раскрытия идеи автора неоценима.

Часть II.

Акт первый

Акт второй

Наделенный богатством и властью Фауст становится близким другом императора. Во время застолья он хвастается тем, что ему подвластно даже время. Доктор обещает привести на бал к императору древнегреческих героев – Парису и Елену, которые еще со времен античности олицетворяют мужскую и женскую красоту. Мефистофель помогает ученому проникнуть в мир древнегреческих богов и героев и исполнить свое обещание.

Уже при первом появлении Елены на балу Фауст понимает, что вновь влюбился. Несмотря на то, что присутствующие на мероприятии дамы раскритиковали греческую богиню, герой готов поклоняться ее слепящей красоте. Однако удержать Елену на балу не получается, вместе с Парисом она растворяется в дымке времени.

Акт третий

В своем стремлении заполучить Прекрасную Елену Фауст готов даже пройти долгий путь через эпохи. Этот путь в том числе пролегает через бывшую мастерскую доктора, где он встречается со своим учеником Вагнером, сумевшим добиться выдающихся результатов на поприще науки.

Вагнер поставил перед собой цель создать человека из пробирки, что ему удается. Дьявол вдохнул жизнь в Гомункула, который с самого первого вздоха испытывает страдания от двойственности собственной природы.

Акт четвертый

Упорство и поддержка Мефистофеля позволяют герою совершить невозможное: он не только переносится во времени, но и женится на прекрасной Елене. В браке у них рождается ребенок, отмеченный гениальностью. Гете наделил ребенка ученого типичными чертами Байроновских героев. Однако жизненный путь Эвфориона, сына Елены и Фауста, был кратким. В попытках противостоять обыденности и стихиям, он бросается со скалы, оставляя в воздухе лишь светящийся след. Безутешная мать отправляется вслед за своим ребенком, оставляя на руках мужа лишь свою одежду.

Акт пятый

В этой главе Мефистофель возвращает героя из Древней Греции в родное ему Средневековье. Оказавшись в привычном и знакомом для него времени, Фауст решает построить плотину, чтобы отгородить от моря кусок суши и вернуть ему плодородие. Однако прежде чем приступить к реализации задуманного, доктор вместе с Дьяволом помогают уже знакомому им императору одержать победу в кровопролитной гражданской войне, которая вспыхнула из-за махинаций с ценными бумаги.

Теперь Фауст может приступить к реализации грандиозных замыслов, но ему мешает сущий пустяк – на месте, где запланировано строительство плотины, находится лачуга двух стариков, которые категорически отказываются покидать свою хижину. Упрямые старики отвергают все предложения Фауста, тем самым, подписав себе смертный приговор. Мефистофель и его подчиненные убивают бедняков и сжигают их дом.

Однако, когда ученый узнает о самоуправстве Дьявола, он, пожалуй, впервые выражает свою недовольство действиями Злого духа. Ведь он не желал крови и насилия и хотел миром решить возникшую проблему. На героя наваливается усталость, он стар и чествует, что дни его сочтены. Теперь доктор мечтает лишь о том, чтобы успеть доделать плотину. Но внезапно Фауст слепнет. Он понимает, что это конец – смерть пришла за ним. В попытке объять необъятное им овладевает бурлящая энергия, он начинает отдавать лихорадочные команды, вот только незрячий ученый не понимает, что Дьявол вновь сыграл с ним коварную шутку.

Заключение

Фауст уверен, что вокруг него долбят землю и стучат лопатами землекопы и строители, однако, на самом деле, это лесные духи, которые роют могилу герою. Между тем, доктор осознает, что вот теперь он счастлив, он смог принести пользу обществу и дело всей его жизни, плотина, вернувшая землям плодородие, сможет избавить от голодной смерти очень много людей. Теперь ученый осознает, что власть, богатство, слава и прекрасные женщины – это все пустое, только общее деяние, нужное всем, способно одарить истинным наслаждением.

Придя к пониманию высшей цели существования человека, Фауст осознает, что вот теперь он точно готов завершить свой мирской путь и произносит заветные слова «Остановись мгновение, ты прекрасно!», после которых умирает. Мефистофель замирает в предвкушении, что теперь он станет полновластным владельцем бессмертной души ученого и выиграет спор с Творцом, однако в последнюю минуту слышится небесный глас, который говорит о том, что Фауст искупил все свои грехи и ангелы прямо перед носом Мефистофеля забирают желанную добычу в райские кущи.

Личность Вагнера

В трагедии Вагнер противопоставляется Фаусту, главному герою, для которого познания напрямую связаны с действиями, стремлениями, экспериментами. Вагнер же, напротив, — книжный червь, кабинетный учёный, средневековый «ботаник». Он доверяет только книжным правдам и ищет в них возможности познания природных тайн и сущности бытия. В первой части повествования Вагнер ассистирует Фаусту, помогает ему в делах учёных. Читатель знакомится с ним в сцене «ночь» и сразу понимает, как не похож на Фауста его подручный.

Вагнер готов беспрерывно штудировать толстенный тома умных книг, заниматься риторикой и обучаться мастерству актёров. Учёному интересны древние языки и сочинения давно почивших философов. На реалии же жизни, на то, что происходит прямо сейчас, за окном его пыльного кабинета, Вагнер абсолютно не обращает внимания. В сцене «у ворот» ему не понятны восхищения окружающим миром природы и людей Фауста. Для Вагнера всё это мелко и глупо. Уж точно не достойно ни его внимания, ни тем более восхищения. Наука героя словно существует ради самой себя, а не служит на пользу людям. Вагнер ярчайший пример того, что человек с высоким уровнем интеллекта запросто может быть ограниченной личностью.

Вагнер и Гомункул

В то время, когда Фауст одержим поиском совершенства за стенами кабинета, Вагнер задумывает сотворить искусственного человека. Ему удаётся создать Гомункула — существо, обречённое на страдания из-за неестественности своего происхождения. Гомункулу суждено погибнуть, так и не познав ничего хорошего от жизни.

Вагнер, являясь учеником Фауста, совершенно не признаёт его жизненных позиций и не принимает его взглядов. Если Фауст пытается переводить учения для народа, то Вагнеру житейские проблемы чужды и не интересны. Радость общения — сотрясение воздуха и трата драгоценного времени, а единственная любовь — бесконечное чтение старых, пыльных книг. Вагнер похож на своего «Гомункула» — этакий «недочеловек», не смотря на образование и научные достижения.

Следующая цитата

Нет. В юности Гёте пережил увлечение алхимической литературой, что потом вылилось в интерес к естественным наукам, которым писатель был верен на протяжении всей своей жизни. Также Гёте прекрасно знал Библию. В его семье ее читали на латинском и греческом языках. В автобиографии писатель рассказывает о том, как в детстве был очарован Ветхим Заветом и пытался читать его на древнееврейском языке с помощью учителя. Для него Библия была собранием поразительных историй о страданиях и радостях «героев веры», живших в непоколебимой уверенности в том, что Бог рядом, Он посещает их, сострадает, ведет их и спасает от бедствий. Бог в этих историях — знакомый и близкий, и когда ты смотришь на Него глазами персонажей, то и для тебя он кажется родным.

Литература

Гёте сам придумал Фауста?


Фауст и Мефистофель “Титульный лист первого издания трагедии Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста” 16 век Нет. В основу своего произведения Гёте положил легенду об ученом докторе Фаусте, возникшую в Германии в XVI веке, о которой писатель узнал еще в детстве. Предание гласило, что Фауст занимался черной магией, вызывал духов, продал дьяволу душу, а за это посланец ада исполнял любые его желания. Фауст существовал на самом деле. Известен ряд свидетельств о нем: документальных и легендарных. Он учился в Гейдельбергском университете, составлял гороскопы, странствовал, якобы творил различные чудеса, например, мог подняться в воздух. Дьявол был неизменным спутником во всех рассказах о Фаусте. Сохранились десятки разрозненных историй о докторе, которые в конце XVI века, в родном городе Гёте Франкфурте-на-Майне, были собраны в одну книгу «История о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике, как он на некий срок подписал договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учился и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние». Книга должна была служить «устрашающим и отвращающим примером и искренним предупреждением всем безбожным и дерзким людям». Тем самым сразу определяется отрицательное отношение к Фаусту. Таким оно остается в последующих обработках легенды, которая была очень популярна благодаря своему фантастическому характеру. Людей эпохи Возрождения тянуло к магии, так как с ее помощью они хотели постигнуть тайны природы. Создатели первых легенд о Фаусте рассказывали о богоотступнике для устрашения, ни в коем случае не стремясь вызвать сочувствие к человеку, вступившему в союз с нечистой силой. Английский драматург Кристофер Марло в «Трагической истории доктора Фауста» (1592) впервые показал трагизм судьбы героя. Он опоэтизировал личность Фауста, выявил его смелость духа. Гёте же в корне изменил образ доктора. Из скучающего богоотступника он превратился в страдающую, ищущую и вдохновенную натуру, вобравшую в себя общечеловеческие черты. Легенда о Фаусте обрабатывалась огромным количеством авторов до и после Гёте, однако только его «Фауст» оказался тем произведением, которое сделало историю героя бессмертной.

Личность Вагнера

В трагедии Вагнер противопоставляется Фаусту, главному герою, для которого познания напрямую связаны с действиями, стремлениями, экспериментами. Вагнер же, напротив, — книжный червь, кабинетный учёный, средневековый «ботаник». Он доверяет только книжным правдам и ищет в них возможности познания природных тайн и сущности бытия. В первой части повествования Вагнер ассистирует Фаусту, помогает ему в делах учёных. Читатель знакомится с ним в сцене «ночь» и сразу понимает, как не похож на Фауста его подручный.

Вагнер готов беспрерывно штудировать толстенный тома умных книг, заниматься риторикой и обучаться мастерству актёров. Учёному интересны древние языки и сочинения давно почивших философов. На реалии же жизни, на то, что происходит прямо сейчас, за окном его пыльного кабинета, Вагнер абсолютно не обращает внимания. В сцене «у ворот» ему не понятны восхищения окружающим миром природы и людей Фауста. Для Вагнера всё это мелко и глупо. Уж точно не достойно ни его внимания, ни тем более восхищения. Наука героя словно существует ради самой себя, а не служит на пользу людям. Вагнер ярчайший пример того, что человек с высоким уровнем интеллекта запросто может быть ограниченной личностью.

Кто же такой Мефистофель?

Увертюра Рихарда Вагнера “Фауст”Кто же такой Мефистофель? Сатана, владыка ада, один из прислуживающих ему чертей? Не так важно, какое место занимает Мефистофель в иерархии адских сил. В тексте произведения он фигурирует то как главный представитель ада, то как один из чертей ранга пониже. Он — дух отрицания. В «Прологе на небесах» Господь признает, что из всех духов отрицания Он более других благоволит к Мефистофелю за то, что тот не дает людям успокоиться. Эта же мысль выражена в ответе Мефистофеля на вопрос Фауста, кто он: Частица силы я Желавшей вечно зла, творившей лишь благое. Я отрицаю всё — и в этом суть моя (…) Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, — Стремленье разрушать, дела и мысли злые, Вот это всё — моя стихия. Мефистофель — значительная, но не грандиозная фигура. Гёте лишил дьявола героического величия. Он не восстает против Бога. У Гёте Мефистофель — проницательный черт, знаток слабостей человека. Несмотря на это, образ противоречив, так как в нем дурное уживается со здравым началом. В его оценках звучит голос рассудка, но не разума с его стремлением дойти до корня вещей. Мефистофель выглядит как светский человек XVIII века и ведет себя по отношению к Фаусту как опытный, знающий мир спутник в путешествии, устроитель развлечений, как слуга, устраивающий все для своего господина. У Мефистофеля есть сверхзадача: доказать Богу ничтожество человека. Для этого ему и надо вовлечь Фауста в круговорот жизни.

Ссылки

  • Фауст (Вагнер): ноты произведения на International Music Score Library Project

Посвящение

Трагедия открывается лирическим посвящением Иоганна Гете друзьям молодости. Доподлинно известно, что оно был написано уже после завершения трагедии. В своем вступительном тексте автор рассказывает о своей благодарности всем тем, кто был рядом с ним в начале работы над «Фаустом» и кто успел умереть или находился вдали от него в момент завершения литературного произведения.

Получилось ли у Мефистофеля совратить Фауста с истинного пути?


Кадр из фильма «Фауст», реж. Фридрих Мурнау, 1926 год Нет, несмотря на отчаянные попытки. В винном погребке Ауэрбаха (который, кстати, существует на самом деле и в который заглядывал молодой Гете, когда учился в Лейпцигском университете) Мефистофель тщетно пытается замарать Фауста житейской грязью, приведя его в компанию грубых и развязных пьянствующих студентов. Также не получается у черта погрузить Фауста в омут развратных наслаждений на шабаше ведьм и колдунов на горе Броккен в Вальпургиеву ночь. Кстати, путешествуя в горах Гарца (горный массив в центральной части Германии), в декабре 1777 года сам Гёте совершил восхождение на Броккен и узнал легенду о том, что именно на этой горе ведьмы устраивают шабаши. Гёте воспользовался народным поверьем, вольно обработал его и придал ему символический характер. Здесь Фауст видит все злое и дурное, что есть в человеческой природе. Однако Фауст и тут выглядит чужаком, не поддается вихрю сладострастия и порока. Несмотря на проявленные порой слабости, Фауст всегда возвращается на избранный им путь искания истины и постижения жизни во всей ее полноте. Образ Фауста обретает полновесную человечность. Больше всего Мефистофель надеялся, что Фауст забудет о своих высоких стремлениях под влиянием любовного чувства. Этого не произошло, потому что трагическая любовь Фауста к набожной девушке Маргарите оказалась в итоге не только выше чувственных наслаждений, но и выше смерти.

Пролог на небе

Вступительная часть оперы заканчивается прологом на небе. Творец всего сущего наслаждается неспешным отдыхом от праведных трудов, когда к нему приходит Мефистофель и начинает высмеивать людей. Дьявол заявляет, что, даже обладая искрой разума, человек продолжает жить, словно животное, а значит, напрасно Господь тратил время, создавая людей.

Таинственный ритуал

Как прошла сделка с Мефистофелем? Легенда гласит, что Фауст совершил ритуал, описанный в книге магии. Доктор начертил в кабинете большой круг, пользуясь мелом и циркулем. В нем он нарисовал еще два круга поменьше, пространство которых заполнил ритуальными знаками. В полночь Фауст встал в центр и произнес заклинание. Внезапно появилось существо, напоминавшее обезьяну, которое доложило, что прибыло, чтобы служить ему. Но алхимик прогнал его и произнес другое заклятие. Тогда появилось другое существо, которое напоминало барана. Но и этого слугу Иоханнес прогнал, а сам продолжил читать заклятие. После третьего заклинания в кабинет вошел хромой человек, представившийся Мефистофелем.

Дьявол рассказал, что может дать Фаусту: путешествия в пространстве и времени, деньги, успех, любовь женщин, тайные знания. Это понравилось доктору, но сначала он спросил о плате за это удовольствие. Мефистофель хотел одного — подпись на пергаменте, которая предусматривала, что Фауст отдает ему свою душу. После определенного срока (24 года), во время которого Мефистофель будет беспрекословно служить человеку, душа доктора попадает в ад. Немного поколебавшись, Фауст согласился и подписал договор своей кровью. Сделка состоялась!

Неужели «Фауст» — это о любви?


Франц Ксавер Симм. “Фауст и Маргарита”. 19 век Да. История большой человеческой любви Фауста и Маргариты (Гретхен — ее уменьшительное имя) подлинно трагична. У главного женского персонажа трагедии были реальные прототипы, начиная с первой возлюбленной Гёте — девушке из народа по имени Маргарита. Во Франкфурте Гёте услышал историю девушки простого звания по имени Сюзанна Маргарета Брандт, которая, родив ребенка вне брака, утопила его. Когда ее арестовали, она созналась во всем и была осуждена на смертную казнь. В трагедии Гретхен также совершает преступление: топит своего новорожденного ребенка. Ее приговаривают к смерти, хотя убийство она совершила в состоянии умопомрачения. Фауста терзает мысль о страданиях, которые должна перенести несчастная девушка. «Меня убивают страдания этой единственной, а его (Мефистофеля) успокаивает, что это участь тысяч». Это та же самая мысль, которую потом выразит Федор Достоевский: каждое человеческое существо обладает ценностью, и нельзя быть равнодушным к страданию одного несчастного и безвинного. Зло и горе стали для Фауста страшной реальностью. Единственным его желанием стало спасти Маргариту. Мефистофель же уверен, что Гретхен будет осуждена небесами, но в ответ на его слова об этом раздается голос свыше: «Спасена!»


Энгельберт Зайбертц “Маргарита за прялкой”. Иллюстрация к изданию “Фауста” в переводе Афанасия Фета 1899 Мефистофелю разрешено низвести человека в глубочайшие бездны зла, но Бог не сомневается в том, что лучшие начала в нем восторжествуют. В конце «Пролога на небе» Господь обращался к архангелам с призывом: Что борется, страдает и живет, Пусть в вас любовь рождает и участье. Становится ясно, почему Мефистофель терпит поражение и голос свыше возвещает, что Маргарита спасена, почему ей, страдалице, грешной, преступнице, дано прощение. Она любила. И сама Любовь прощает ее. У Гёте, как и великого итальянского поэта Данте, схожее понимание любви. «Божественная комедия» Данте заканчивается словами о высшей силе, управляющей вселенной, и это: «Любовь, что движет солнце и светила». У обоих поэтов высшей и благой силой провозглашена Любовь.

Интересные факты

  • Загадочный образ часто эксплуатируется в компьютерных играх, живописи и скульптуре. Дух отрицания часто ставится героем оперных остановок. В мире насчитывается около 8 музыкальных произведений, где поднимается тема Мефистофеля.
  • Имя Мефистофеля не упоминается в Библии. По мнению ученых, название персонажа состоит из двух слов и переводится как «распространяющий скверну».


Скульптура Мефистофеля

  • Скульптура существа была установлена на доме Лишневского (улица Лахтинская в Санкт-Петербурге). В 2020 году памятник сбили кувалдой. Существует теория, что виновники варварства – организация «Казаки Петербурга».
  • Мефистофель – частый гость голливудских фильмов. Джонни Депп, сыгравший восставшего вампира, упоминает демона в кинокартине «Мрачные тени».

Театральное вступление

Театральное вступление демонстрирует читателю сцену небольшого театра, на которой Директор заведения обращается к Поэту с просьбой написать такое произведение, которое сумело бы привлечь как можно больше зрителей на постановку. Директор театра мечтает о том, что на представления будут ходить толпы людей, при этом ему совершенно без разницы, разбираются ли они в прекрасном. Главное, чтобы исправно платили за входные билеты.

Поэт не согласен работать на таких условиях, он хочет заниматься работой, которую смогли бы оценить по достоинству не только современники, но и потомки. В спор вмешивается Комик, который говорит о том, что люди сейчас измельчали. Они идут в театр, чтобы похвастаться нарядами или просто посидеть спокойно в мягком кресле и «переварить обед».

Поэт искренне возмущается подобным положением вещей, он уверен, что ему с рождения был дан «дар божественный» и разменивать его по пустякам, по крайней мере, глупо. Директор театра на пламенный монолог Поэта советует ему начать обращаться с поэзией «по-свойски» иначе его произведения будут неинтересны зрителю. По сути, театр становится моделью мира, в котором, несмотря на разницу во взглядах, уживаются Директор, Поэт и Комик.

Вторая часть «Фауста» — хуже первой?

Парижский кризис

В конце 30-х годов (1839) в поисках успеха и признания Вагнер вместе со своей женой, актрисой Минной Планер поехал в Париж, однако 3 года, проведенные во французской столице, стали для него временем «утраченных иллюзий», крушения надежд. Ни одну из своих опер ему поставить не удалось, материальное положение дошло до грани нищеты. Не помогла ни поддержка французского композитора Мейербера, ни энергия самого Вагнера, который много и упорно работал: в Париже написана его третья опера – «Риенци»[1] и увертюра «Фауст».

Разочарование парижских лет выросли у Вагнера до ненависти ко всей буржуазной культуре, символом которой отныне стала для него столица Франции. В то же время, пережитый Вагнером идейный кризис имел огромное значение для его дальнейшего творческого пути:

  • он осознает острые противоречия между устремлениями композитора-гения и банальными вкусами публики, жаждущей развлечений;
  • Вагнер по-новому оценивает величие немецкой культуры (о чем свидетельствует, в частности, написанная Вагнером новелла «Паломничество к Бетховену»). Вдали от родины Вагнер с особой силой ощутил себя немцем. Его начинает интересовать немецкая история, германо-скандинавская мифология. Отныне национальные сюжеты будут сопутствовать ему до конца творческого пути.

Биография

Мефистофель – житель подземного царства, который занимает важный пост в аду. Демона часто путают с Сатаной, но должность Мефистофеля значительно ниже. Если Люцифер правит адом, то Мефистофель управляет лишь парочкой чертей и ограничен в возможностях делать пакости.

Вне зависимости от собственного желания, Мефистофель соблюдает законы, написанные Богом. По непонятной причине Господь испытывает интерес и некоторое расположение к демону:

«Из духов отрицанья ты всех менее бывал мне в тягость».

Основная задача Мефистофеля на Земле – соблазнить чистую душу. Существо обещает жертве любые блага и подписывает с человеком договор. Условия просты: демон готов служить искушенному в течение 24 лет, а взамен получает человеческую душу.

Общая характеристика демона неоднозначна. С одной стороны, герой предстает в образе веселого шутника и балагура, готового поддержать любой розыгрыш. С другой – перед нами хладнокровный стратег, продумывающий каждый следующий шаг. Демон скрывает коварство и презрение, которые испытывает к людям, но истинное отношение проскальзывает в речах злодея:

«Он лучше б жил чуть-чуть, не озари Его ты божьей искрой изнутри. Он эту искру разумом зовет И с этой искрой скот скотом живет».

Описание подземного жителя колоритно. Мефистофель – мужчина неопределенного возраста с острыми чертами лица и эспаньолкой. Привычные атрибуты демонского существа давно позабыты:

«Цивилизация велит идти вперед; Теперь прогресс с собой и черта двинул. Про духа северного позабыл народ, И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул».

Для каждого человека существо принимает разные обличья. В этом и есть тайная сила Мефистофеля – дух не просто заманивает человека, он становится его другом и союзником.

Другое имя коварного демона – дух отрицания. Демон не верит в божественную природу человека и считает людской род порочным. Для падения человек не нуждается в злом проводнике – это стало причиной спора между Богом и чертом. Предметом пари стала душа человека – Фауста, которого Господь считает лучшим из людей:

«Посмотрим. Вот моя рука, И скоро будем мы в расчете. Вы торжество мое поймете, Когда он, ползая в помете, Жрать будет прах от башмака».

Впервые Мефистофель предстает перед Фаустом в образе собаки. Пудель подходит к ученому во время народного праздника, и герой забирает животное домой. Собака перевоплощается в бедного студента, который занимает Фауста любопытными разговорами. Постепенно демон открывает герою свою сущность. Уставший от жизни Фауст рад обществу умного и насмешливого демона.

Первым испытанием от Мефистофеля становится юная красавица. Демон способствует знакомству простушки и ученого, которым овладела страсть. Человеческий порыв только на руку духу. Забывшись в низких чувствах, Фауст теряет благоразумие и совращает девушку, убивает человека, а после скрывается с верным другом и искусителем.

Параллельно демон пытается овладеть душой несчастной девушки, на долю которой по вине обоих мужчин выпали страдания. Но Маргарита (возлюбленная Фауста) не принимает помощи от сил зла. Все же Мефистофель не всемогущ, никто не отменял свободу воли.

На протяжении многих лет существо сопровождало ученого и совращало человека благами, дарами, женщинами и богатствами. Но в конечном итоге Фауст понимает истинную цену всему и возвращается на праведный путь. А Мефистофелю остается только рассыпаться в проклятьях:

«Кто склонит слух свой к жалобе законной, Отдаст мне право, купленное мной? Как ты, старик, ты, опытом прожженный, Ты проведен! Ты сам тому виной!»

Впрочем, демон недолго страдал от потери. Вскоре зловещий дух отправился на поиски очередной жертвы, чтобы пополнить котлы в аду новыми грешниками.

История создания

Демонология содержит много упоминаний о существах, подобных Мефистофелю. Рассказы о падших ангелах, стремящихся отомстить человеческому роду, встречаются у Джона Мильтона, и других. Легенды о демоне, заключавшем сделки в обмен на душу человека, рассказывались народами Европы задолго до изобретения письменности. Однако полноценный образ демона представлен только в драме «Фауст».

Но первым упоминанием Мефистофеля в классической литературе стало творение «Виндзорские насмешницы» (1609 год). Имя духа звучит там вскользь и не заостряет на себе внимания.

В 1808 году из-под печатного станка вышла трагедия «Фауст». создавал произведение в течение 60 лет, поэтому антипод – злой дух Мефистофель – получился реалистичным и вобрал в себя большинство известных фактов и афоризмов о дьявольском помощнике.

Перо Гете в музее Пушкина

Позже к образу Мефистофеля обратился . С творением русского писателя ознакомился сам Гете. Чтобы отблагодарить поэта, немец отправил Пушкину перо, которым пользовался для написания «Фауста».

Не утихают споры вокруг образа злого демона и его значения в литературе и философии. Историк религии Мирча Элиаде в книге «Мефистофель и андрогин» подробно разбирает влияние демона на жизнь человека:

«Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению — Жизни. Вместо движения, вместо Жизни он стремится навязать покой, неподвижность, смерть».

Следующая цитата

Трагедия «Фауст» - произведение, над которым Гете работал на протяжении всей своей жизни. Жизненный опыт и творческие поиски автора воплотились в его «Фаусте». Главный герой – средневековый доктор, ученый и маг Иоганн Фауст. При помощи него автор пытается решить главный вопрос – в чем смысл жизни человека.

Для того, чтобы подчеркнуть необычность Фауста, Гете вводит образ Вагнера. Он в отличие от Фауста является примером кабинетного ученого. Вагнер придерживается мнения, что тайны бытия можно открыть при помощи книжных знаний. Поэтому он днями и ночами изучает множество книг, упражняется в риторике, обучается актерскому искусству. Однако это все пассивное познание жизни. Фауст наоборот стремится к активному постижению тайн природы.

Вагнер углубляется в изучение древних языков, изучает сочинения античных писателей. Его взгляд направлен на давно ушедшее время, запечатленное на бумаге, а не на феномены реальной жизни.

Прототипом Вагнера можно считать Эразма Роттердамского, который придерживался принципа «науки ради науки». Вагнер - закостенелая ограниченная личность, несмотря на высокий уровень эрудиции. Абсолютно другим представляется нам Фауст, который обладает живым умом. Ему интересна жизнь во всех ее проявлениях. Герой томится в пыльном кабинете, его душа рвется на лоно природы, где мыслям будет просторно, а душе легко.

Вагнер и Фауст – антиподы. Они оба ученые, но способы познания у них разные. Необычность Фауста подчеркивается ограниченностью Вагнера.

Контрастность личностей видна и в сцене «У ворот». Герои говорят о природе, о ее чудесных проявлениях, о восходе и закате солнца. Фауст восхищен красотой природы, и не скрывает своего восторга. Тогда как Вагнер иронически относится к речам Фауста, считает это причудами. Кабинетный ученый не может понять духовные порывы приятеля.

Автор подчеркивает важность настоящей науки, создавая конфликт характеров Фауста и Вагнера.

Вагнер – ученик Фауста, но он не перенимает его взгляды. Вагнеру чужды житейские проблемы народа. Так же народу чужды книжные знания ученого. Единственное, что радует Вагнера – это чтение книг. Для него наука существует ради самой науки. А Фауст пытается просветить народ, перевести на родной язык Евангелие. Для Вагнера наука является самоцелью, а для Фауста лишь средством для более значимой цели.

Вагнер создает для Фауста гомункула – недочеловека в колбе. Он имеет высокий интеллект, но это еще не делает его настоящим человеком. В какой-то мере это намек на самого Вагнера, который умен, но не имеет никакой достойной цели.

Читайте также: