Характеристика ларисы огудаловой с цитатами

Обновлено: 22.12.2024


Русская литература дала много образов женщин высокой нравственности, способных на сильные чувства, душевно богатых. Это героини произведений Пушкина, Тургенева, Некрасова. Суть их образов — в верности себе, в духовной целостности. В них воплощен русский национальный характер. А. Н. Островский поддержал эту тенденцию. Его трагические героини могут жить лишь в полную силу, не разменивая душу. Лишённые этой возможности любимые героини Островского — Катерина, Лариса Огудалова — вообще отказываются от жизни.

Характеристика образа Ларисы Огудаловой, главной героини драмы Александра Николаевича Островского «Бесприданница», дана автором в процессе развития действия, хотя само действие начинается с критического момента её судьбы: здесь уже больная душа. Вся её предыстория неизвестна зрителям (читателям), но пережитое прошлое присутствует в её нынешней жизни.

Происхождение, семья и воспитание

Женское имя Лари́са в переводе с греческого означает «чайка». Чайка — свободная птица, парящая над морем. Она то взмывает вверх, то камнем падает вниз. Так и Лариса: её поэтическая душа парит над миром, а события жизни бросают её вниз.

Её полное имя — Лариса Дмитриевна Огудалова. Она ещё молода и недостаточно знает людей. Живёт с матерью в городе Бряхимове на Волге очень небогато, оттого считается бесприданницей. Её отец умер, а две старшие сестры уже замужем.

Мать прилагает все усилия, чтобы выдать её удачно замуж, для этого держит свой дом постоянно открытым, но это страшно угнетает девушку. Мать постоянно навязывает ей женихов, заставляет улыбаться и любезничать с каждым из них, а ей это кажется невыносимым: её искренний и честный характер не выдерживает постоянного лицемерия. Она мечтает поскорее покинуть свой дом и даже уехать из города. Поэтому соглашается выйти замуж за Карандышева. Она надеется поселиться с ним где-нибудь в глуши и спокойно жить тихой семейной жизнью, чтобы примириться со своей судьбой и найти для себя внутреннее успокоение.

Лариса красива и умна, играет на музыкальных инструментах и хорошо поёт. Её всегда окружает множество поклонников. Её артистичная, чувствительная натура является и благом, и горем для неё, так как такой девушке нужна моральная поддержка, крепкая опора рядом, чтобы все её лучшие качества развивались и засверкали новыми гранями. Она верит в чистые отношения и любовь. Но её окружают люди нового времени, у которых иные приоритеты: нажива. Красота, любовь, девичья честь у них продаются и покупаются.

Вокруг неё много мужчин, но никто по-настоящему её не любит, каждый из них видит в ней лишь вещь, которой хочется обладать некоторое время, а потом бросить или отдать другому. Она это понимает: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Её торгуют все: и жених Карандышев, и близкий друг Вожеватов, и бывший возлюбленный Паратов, и даже родная мать. Никого не интересует её душа, её чувства.

Любовь к Паратову

Лариса год назад влюбилась в Паратова, блестящего барина, судовладельца. Но их отношения продлились всего два месяца — Паратов внезапно покинул город. Лариса по-прежнему любит его и страдает. Он кажется ей образцом мужчины, хотя это далеко не так. Это человек без стыда, чести и совести. Он — делец, для него эти понятия не нужны, в его мире всё можно купить, были бы деньги. Лариса для него, как и для других, кто её окружает, — тоже живой товар. Она живёт среди этих людей, но не до конца осознаёт всю глубину их безнравственности, поэтому ещё надеется на любовь Паратова.

Отношения с Карандышевым

Карандышев, как и Лариса, беден. Он человек в некоторой степени не глупый и довольно грамотный, даже хочет баллотироваться в мировые судьи где-то в глухом месте. Но его в городе «сильные мира сего» не принимают, издеваются над ним, поэтому он охвачен жаждой отомстить им всем, доказать свою значимость. И для этого использует шанс женитьбы на Ларисе. Да, она бедна, но пользуется популярностью у них, а это повод поставить себя выше других — всё-таки она выбрала в мужья именно его. По-своему он любит Ларису, а она надеется, что семейная жизнь с ним возродит её к новой жизни, в которой она надеется найти покой и участие. И даже при появлении Паратова она продолжает уговаривать Карандышева уехать в деревню, не устраивать «званого» обеда, который в результате ещё больше унизил его в глазах окружающих. Но Карандышев глух к её уговорам, он охвачен желанием доказать своим обидчикам, что он такой же, как они. И даже хочет восторжествовать над ними. Самолюбие, уязвленная гордость подавили в нем даже любовь. Но Лариса поняла это гораздо позже, когда Карандышев выпил слишком много, и уже не он забавляется над своими обидчиками, а они над ним. У жениха появляется высокомерие даже по отношению к своей невесте — он запрещает ей петь. И только теперь Лариса понимает, что она и для него только средство достижения своей цели.

Она поёт романс на слова Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды». Слова этого романса как будто адресованы и ему:

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Но в большей степени они адресованы Паратову, который возвращает Ларисе надежду на счастье. Хотя слова романса говорят: «Не искушай меня без нужды / Возвратом нежности твоей», она тайно надеется, что её пение возродит в Паратове прежние чувства, прежнюю страстную любовь. В этой надежде она покидает жениха и уезжает с Паратовым.

Гибель

Известие о том, что Паратов не собирается на ней жениться, что он обручён с другой, Лариса воспринимает как трагедию. Она не может осознать того, что человек, которому она отдала свою красоту, молодость и честь, так просто воспользовался этим и так легко от неё отказался. Она хочет умереть. Но на самоубийство она не способна: у неё нет той внутренней силы и бескомпромиссности, что были у Катерины Кабановой.

Вывод

В финальной сцене Лариса прощает всех.

В её гибели виновен не только Карандышев, но и все, кто её окружал. И в том числе она сама.

Название пьесы подталкивает к пониманию беды Ларисы: она бесприданница. Но это только часть правды о ней. Девушка настолько одинока в этом мире, что не одна только бедность её тяготит. Она стыдится не только бедности, но и мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Её страдания усиливают гордость, самолюбие, болезненная ранимость.

Но ведь и она сама не щадит Карандышева. Мало того, что Лариса не любит его, но она еще и презирает его, третирует, смеется над ним, не испытывая к нему никакого сострадания и терпимости. Каждым своим словом Карандышев раздражает её.

Чем привлекает Ларису Паратов? Своей самоуверенностью, богатством, которое позволяет ему ставить себя выше других, бравадой, барскими замашками. Всем хочется богатства, роскоши, особенно если к этому подстрекают окружающие.

Образ Ларисы Огудаловой, как и другие образы пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», очень актуален для нашего времени. Сейчас в обществе происходят те же тенденции: расслоение людей на очень богатых и на тех, кто живёт скромно, причём богатство некоторых вызывает недоумение — нет для этого ни предпосылок, ни личных качеств, ни заслуг. Главное сейчас — не опустошить собственную душу, как это случилось с Ларисой Огудаловой.

Характеристика образа Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Следующая цитата

Харита Огудалова происходит из порядочного дворянского рода:

Харита Игнатьевна - бойкая, проворная, ловкая женщина:

"Бойкая женщина."

"Уж очень проворна."

У Хариты Игнатьевны есть еще 2 дочери помимо Ларисы. Обе дочери вышли замуж не очень удачно:

Харита Игнатьевна Огудалова - неглупая женщина:

"Огудалова разочла не глупо. "


Харита Игнатьевна - хитрая женщина:

". а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть. "

Госпожа Огудалова любит весело пожить:

"Любит и сама пожить весело. "

Харита Огудалова считает, что на свете нельзя прожить без хитрости:

Огудалова. Ну, ну, хитрости! Без хитростей на свете не проживешь.

Харита Игнатьевна считает, что им, как бедным людям, нужно унижаться, чтобы чего-то добиться:

Харита Игнатьевна считает, что нужно притворяться и лгать, чтобы добиться счастья:

"И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь."

Харита Игнатьевна - женщина "мирного характера", она не любит ссориться:

"И уж, господа, пожалуйста, не ссорьтесь больше. Я женщина мирного характера; я люблю, чтоб все дружно было, согласно."

Харита Игнатьевна ищет достойного жениха своей дочери Ларисе. Поэтому она принимает у себя "много всякого сброду" так, что ее дом "похож на базар":

Кнуров. Да неловко: много у них всякого сброду бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев, ну, что за знакомство для меня!

Вожеватов. Да, у них в доме на базар похоже.

Кнуров. Ну, что хорошего! Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слова сказать.

Харита Игнатьевна заставляет Ларису любезничать с женихами, чтобы понравиться им:

"У ней иногда слезинки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит."

Наконец Лариса Огудалова решает выйти замуж за Карандышева, чтобы оставить родительский дом, где ей невыносимо жить:

Паратов. Вы выходите замуж?

Лариса. Но что меня заставило. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?

Харита Игнатьевна отпускает Ларису на прогулку с Паратовым, Вожеватовым и другими знакомыми. Госпожа Огудалова поступает неосмотрительно, доверяя Ларису Паратову. В результате прогулка заканчивается трагически - Лариса погибает от рук своего жениха Карандышева.

Это был цитатный образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе "Бесприданница": описание характера героини и т.д.

Следующая цитата

Героиня пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» (1879).

Бесприданница из пьесы Островского, девушка воспитанная в порядочной, но обедневшей дворянской семье и уже достигшая возраста, когда пора выходить замуж. Она окружена претендентами на роль спутника жизни, но в виду бедности фактически не имеет права на выбор. Ларису гнетёт её положение «кто возьмёт», она чувствует себя «вещью» без права голоса, которую можно купить, продать, обменять или выспорить.

В пьесе нет конкретики по поводу внешности героини, сказано лишь, что она богато и скромно одета, но исходя из того, что она окружена поклонниками, можно сделать вывод, что она притягивает мужские взгляды. Сама Лариса всё ещё сохраняет в душе любовь к бывшему воздыхателю Паратову, который исчез из её жизни год назад. Мать выбрала ей в спутники жизни мелкого чиновника и малосимпатичного человека Карандышева, жизнь с которым для Ларисы — что пожизненный приговор. Кроме неприязни жених в девушке не вызывает никаких чувств. Она бесконечно попрекает его и сравнивает с Паратовым, с которым связывает возможность счастливой жизни.

Здесь Лариса обманывается, тот мир, к которому она стремится лишь её выдумка, неосуществимая мечта. Но в душе девушке идёт борьба между желанием вырваться к грёзам и необходимостью выкинуть их из головы, чтобы прожить достойную жизнь возле нелюбимого супруга. В погоне за счастьем, Лариса соглашается на ночную прогулку в обществе Паратова, появившегося вновь в её судьбе. В итоге обручённый с другой поклонник ничего не может предложить бедной девушке. Осознав всю тяжесть своего положения, Лариса отказывает Карандышеву и получает пулю в грудь. Смерть становится единственным путём к спасению героини от неугодной ей реальности.

Цитаты Ларисы

- Я решилась наконец выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней.

- Но что меня заставило. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?

- Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!

- Со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна."

- Как могу я уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует.

- Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.

Следующая цитата

Персонаж пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» (1879).

Матери Ларисы, главной героини пьесы «Бесприданница», вдове Харите Игнатьевне около 40 лет, она происходит из обедневшего дворянского рода. Госпожа Огудалова одета не по годам броско, любит подарки и знаки внимания. Она расчётлива и изобретательна, а её дом, несмотря на тяжёлое материальное положение хозяйки, всегда набит гостями. В основном это женихи, среди которых госпожа Огудалова выискивает достойную в её понимании партию для младшей дочери. Двух старших ей уже удалось «пристроить», правда, в обоих случаях вышла промашка и судьбы девушек оказались загублены: муж одной оказался шулером, а другой и вовсе зарезал супругу из ревности. И вот настала очередь Ларисы, за которой нет приданого.

Для неё мать подобрала в мужья мелкого чиновника Карандышева, который за счёт грядущего супружества мечтает «приподнять» своё незавидное положение в аристократическом обществе. Госпожа Огудалова со своей стороны рассчитывает, что её дочери удастся вырваться за Волгу. В итоге, из нежелания уступать невесту другому, Карандышев стреляет в Ларису.

Островский мастерски подобрал своим персонажам символичные имена. В имени Огудаловой Хариты Игнатьевны собрана вся её характеристика. «Огудать» происходит от «обмануть, надуть», огудалами называли в народе мошенников или шутов. «Харита» с греческого языка — «изящество, красота». Харитами называли цыганок, а Игнатами цыганов, встреченных на московских улицах.

Цитаты, характеризующие образ Хариты

- Эко страшное слово сказала: «унижаться»! Испугать, что ли, меня вздумала? Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по‑человечески.

- И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.

Читайте также: