Характеристика дневниковых записей печорина с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Важную роль в написанном М.Ю. Лермонтовым романе «Герой нашего времени» играет «Журнал Печорина», в который входят три повести. В данных частях романа повествование ведется от лица самого Печорина, следовательно, «Журнал Печорина» является средством самораскрытия характера главного героя.
В романе есть и другие средства самораскрытия. К таким относятся слова Печорина, адресованные Максиму Максимычу, с помощью которых главный герой пытается раскрыть перед ним свой внутренний мир, объяснить причины своих поступков. Однако «Журнал Печорина» является главным средством самораскрытия.
«Журнал Печорина» носит исповедальный характер, в повестях, входящих в «Журнал Печорина», наиболее глубоко раскрывается внутренний мир центрального персонажа, что для автора романа было самым важным. Если в предыдущих повестях герой показан со стороны, то в повестях, входящих в «Журнал Печорина», продемонстрированы все чувства и эмоции Печорина, его размышления о жизни и о самом себе. М.Ю. Лермонтову было важно объяснить причины поступков Печорина, а сделать это мог только сам Печорин, способный к рефлексии и оценке самого себя.
Ведя дневниковые записи, Григорий Александрович Печорин не только говорит о собственных действиях и действиях других участников той или иной ситуации, но и рассказывает о собственных чувствах и эмоциях. Печорин не только действует, но и оценивает собственные поступки. Печорин думал о том, что ведет журнал только для самого себя, он никогда не думал о том, что его записи прочтет кто-то другой. В Предисловии рассказчик-офицер отмечает искренность Печорина-рассказчика, который «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Рассказчик отмечает, что «Журнал Печорина» – это «наблюдения ума зрелого над самим собою». Рассказчик объясняет объективный характер записей, сделанных Печориным, тем, что у него не было «тщеславного желания возбудить участие или удивление». Перед Печориным не стоит цель показать себя перед окружающими с лучшей стороны, он честно признает свои недостатки. Печорин в дневниковых записях отражал все, что чувствовал на самом деле, без прикрас и преувеличений или приуменьшений.
В главе «Тамань» четко прослеживается стремление Печорина к различным приключениям. В главе «Княжна Мери» продемонстрированы рассуждения Печорина о дружбе, о любви, о смысле жизни, о счастье и несчастье. В главе «Фаталист» показано отношение Печорина к фатализму. Наибольшее количество мыслей Печорина относительно разных философских категорий и явлений действительности наблюдается в главе «Княжна Мери». Он задает вопросы сам себе, пытается ответить на них, но не может найти ответы. Печорин признает, что он является эгоистом, он говорит о том, что не верит в дружбу, что он не готов жениться, что он делает окружающих людей несчастными, вмешиваясь в их жизни. Порой кажется, что Печорин замечает только свои недостатки, акцентируя свое внимание именно на них.
Получите невероятные возможности
Следующая цитата
Конспект урока "«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»"
Сегодня на уроке мы:
· поразмышляем над «Журналом Печорина»;
· узнаем, что Печорин думает о своей личности и судьбе.
В первых главах романа «Герой нашего времени» читатель видит Печорина со стороны. Можно ли сказать, что такого взгляда достаточно? Нет. А почему?
Во-первых, можно только догадываться о том, что думает и чувствует герой.
Ключ к тайнам души Печорина – это его дневник, «Журнал Печорина».
В нём герой не только честно описывает приключения. Он анализирует свои чувства, оценивает свои поступки и поступки окружающих, рассуждает на важные для него темы. Искренность Печорина подчёркивается в предисловии к его журналу. Странствующий офицер пишет: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».
Герой полностью раскрывается перед читателем. Промежуточное звено в виде постороннего предвзятого взгляда исчезает.
О чём же повествует нам «Журнал Печорина»?
1 глава «Журнала Печорина» – «Тамань». Интересно, что в её основе лежат собственные впечатления Лермонтова. Поэт проезжал через Тамань во время первой ссылки на Кавказ. Останавливался на ночлег он в лачуге, похожей на ту, которая описана в романе. В ней жили и мальчик-слепец, и старуха, и молодая девушка, которая стала прообразом ундины. Про эту девушку говорили, что она была воровкой, а однажды чуть не утопила офицера, который остался ночевать в этом доме.
Приключение Печорина в Тамани начинается со случайности. Печорин подслушивает разговор слепого мальчика и ундины. Этот разговор интригует Печорина. Ему непременно нужно разгадать загадку и странного, слишком ловкого слепца и очаровательной ундины. Для чего? Вспомним, в главе «Бэла» Печорин говорит о себе: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало». Кроме того, Печорин – человек действия, он по своей природе не может оставаться в стороне.
Сыграло свою роль и очарование ундины. Девушка произвела на него такое впечатление, что он чувствует «неизъяснимое смущение». От её поцелуя у Печорина темнеет перед глазами и кружится голова. Печорин оказывается бессилен перед её наивным коварством. Он легко обманывается, соглашаясь пойти с ней. И при этом совершенно забывает, что сам же дал ей повод для убийства. Ведь накануне Печорин открыто сказал девушке, что знает об их тёмных делишках и может донести коменданту.
Всё происходящее для Печорина – это увлекательная игра, которая полна опасностей. Но эта игра разрушает жизни других людей. Ундина и Янко уплывают, и неизвестно, какие опасности их ждут в новой жизни. Слепца и старуху они бросают на произвол судьбы. Понимает ли Печорин, как сильно навредил этим людям из праздного любопытства?
Разумеется, понимает. Он пишет в журнале: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»
Авантюризм, живое романтическое воображение, готовность идти на риск, впечатлительность и поэтичность Печорина нельзя назвать отрицательными качествами. Почему же от них страдают те, кто оказывается с Печориным рядом? Всё потому, что Печорин эгоцентричен. Он думает только о том, как развеять свою скуку и заполнить пустоту в душе. О своих невольных жертвах он вспоминает только тогда, когда раскаивается в причинённом зле.
Печорин – романтический герой байронического типа. В главах «Бэла» и «Тамань» мы видим его в окружении простых людей. Разочарованный в светском обществе герой не выдерживает столкновения с миром природы. Казалось бы, идеальный естественный мир должен помочь обрести ему гармонию, но всё оборачивается иначе. Романтический герой не обретает целостность и покой души, а становится разрушителем. В этом образ Печорина сближается с Алеко, героем поэмы Пушкина «Цыганы».
В главе «Княжна Мери» читатель видит Печорина в его родной стихии – светском обществе. Как же проявляет себя Печорин там?
Так же, как и у контрабандистов, у «водного общества» были свои прототипы. Например, в Вере Лиговской современники видели Вареньку Лопухину, в которую поэт был влюблён. Прототипом Грушницкого многие считали Николая Мартынова, ставшего убийцей Лермонтова. А в докторе Вернере видели врача Николая Васильевича Майера, с которым Лермонтов подружился на Кавказе.
В главе «Княжна Мери» Печорин раскрывается сильнее всего. И раскрывается он не только в действиях и отношениях с другими героями. Ни в одной другой главе «Журнала Печорина» нет такого количества откровенных мыслей и суждений Печорина. Он презирает «водяное общество» и с таким же презрением относится к Грушницкому. Сразу же отмечает, что однажды они дойдут до дуэли. Хотя для Грушницкого Печорин в это время – боевой товарищ, которого Грушницкий сердечно рад видеть.
Печорин откровенно пишет, что он хотел взбесить Грушницкого из чувства противоречия, и что позавидовал ему: «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…».
В заметках о докторе Вернере есть прямой ответ на вопрос, что значит для Печорина дружба: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»
При упоминании о Вере сердце Печорина бьётся и болезненно сжимается.
Но после их встречи он записывает, что Вера не нарушит его планы. Печорин сможет и дальше ухаживать за княжной Мери, и ему будет весело. «Весело. Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, – теперь я только хочу быть любимым».
И ещё: «…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть…».
Чуть позже Печорин в дневнике спрашивает себя, зачем он пытается влюбить в себя Мери, которая ему не нужна. Дело не в жажде любви – рядом Вера, которая его любит и понимает. Не в желании насолить Грушницкому – тот слишком жалок и мелок, по мнению Печорина. «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
В последних строках этой главы Печорин утверждает, что не создан для тихого счастья. Простые радости ему скучны, его душа просит жизненных бурь.
Финальная глава романа – «Фаталист». И в ней тоже не обошлось без прототипа. Некоторые исследователи считают, что прообразом Вулича стал поручик Иван Васильевич Вуич. В первых черновиках повести «Фаталист» Лермонтов даже не менял его фамилию. Буква «л» была добавлена чуть позже.
Главный вопрос главы звучит в самом начале. Что руководит жизнью человека – воля или предопределение? Печорин заключает с Вуличем пари. По мнению Печорина, предопределения не существует, Вулич утверждает обратное. Он пытается доказать это, стреляя в себя. Каким мы видим Печорина в этой сцене? Необыкновенно проницательным человеком. Его описание движений и мимики Вулича очень точно. У Печорина великолепная интуиция – он предчувствует гибель Вулича. И снова мы сталкиваемся с его равнодушием и цинизмом. Когда все офицеры отговаривают Вулича стреляться, Печорин требует быстрее стрелять или бросить спор. Печорин оправдывает себя: «…вероятно, в один голос называя меня эгоистом, потому что я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая. »
Печорин рассуждает о судьбе. Ему смешна вера предков в предопределение, но он замечает, что именно эта вера придавала людям силы.
Безверие – болезнь нового поколения, которое равнодушно переходит от сомнения к сомнению. Им не дано «неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою. »
Вулич погибает, случайно встретив пьяного казака. Так что же, всё решает судьба? Но Печорин смог захватить казака врасплох и остаться в живых не по воле случая, а благодаря своему опыту, уму и силе.
Можно ли считать Печорина фаталистом? Он смеётся над верой предков в предопределение, но сам часто называет себя орудием судьбы. В своём журнале он пишет, что к контрабандистам его забросила судьба. Бэлу Печорин считал ангелом, посланным сострадательной судьбою. А перед дуэлью Печорин рассуждает, что часто «играл роль топора в руках судьбы»: «Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. »
Действительно, в романе очень много случайностей, в том числе и случайно подслушанных разговоров, с которых начинается интрига. Но Печорин – человек действия, он создаёт свою жизнь сам. Он мог не похищать Бэлу, не злить влюблённого в Мери Грушницкого, не дразнить ундину. Эти действия оправдать волей судьбы нельзя.
Сильный, умный, талантливый человек Печорин не может реализовать себя и заполнить пустоту в душе. Печорин страдает от своих же поступков. Он не может никого сделать счастливым и не способен стать счастливым сам. Как романтический герой байронического типа, он сосредоточен только на себе. Поэтому ему нет места и в светском обществе, и в диких горах Кавказа. В этом трагедия Печорина.
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Следующая цитата
Описание слайда:
Дневник Печорина как самохарактеристика героя.
Описание слайда:
Печорин — один из самых ярких героев в творчестве Лермонтова. Хотя многие критики утверждают, что это «жалкая личность» и Лермонтов списал её с самого себя. Спустя 20 лет после смерти Лермонтова его друг детства А.П.Шан-Гирей писал: «…насколько мне известно, ни в характере, ни в обстоятельствах жизни ничего нет общего между Печориным и Лермонтовым, кроме ссылки на Кавказ». Тем не менее, автор, создавая своего героя, вложил в его уста свои мысли, снабдил его некоторыми из своих жизненных позиций. В результате Печорин приобрел сходство с автором. Кроме того, известно, что несколько глав «Героя нашего времени» были почти автобиографичными — «Тамань» (почти полностью) и «Княжна Мери» (частично). В этих главах автор дает самохарактеристку этого загадочного героя — Печорина, применяя жанр дневниковых записей.
Печорин
Описание слайда:
В главе «Бэла» Печорин описывает свою «первую молодость», ту исходную причину, по которой впоследствии сформировался его несчастный и скучающий характер: «В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из-под опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели …и скоро общество мне также надоело». Эта ранняя пресыщенность жизнью вылилась в индивидуалистическую жизненную философию Печорина. Она основана на упадке духа и главной проблеме человечества — нежелании, даже, страхе признать возможность счастья и славы.
Бела
Описание слайда:
В характере Печорина явно выражена одна черта, которая, впрочем, и делает его образ загадочным — это противоречивость. Печорин это подчеркивает в главе «Княжна Мери»: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и разуму». Печорин осознал это давно, так как «привык себе во всем признаваться». Он, конечно, понимает, что все его проблемы основаны на внутренней дисгармонии. Именно эта противоречивость и делает характер Печорина живым, деятельным, хоть и прикрытым «смертной скукой и томным разочарованием».
Описание слайда:
Печорин в своем журнале пишет о душевных страданиях, а также анализирует свою жизнь. Он оставляет некую фразу: «Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!». И прошлое мучает его. Печорин снова и снова переживает свои драмы и постоянно ищет возможность других финалов. Чего он ждет от жизни? Печорин сам себе отвечает: «Я уже прошел тот период жизни душевной, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, — теперь я только хочу быть любимым… даже, мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!» Эти строчки — мольба одинокого человека о понимании, о несбыточном успокоении души. Этот порыв Печорин прерывает насмешкой над своими собственными словами. Теперь понятна любовь Печорина к Вере, основанная на родстве душ: «это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»
Печорин и Вера
Описание слайда:
В осознании того, что другие тоже несчастны, что Печорин не один переживает трагедию жизненных неудач выражается поддержка душевных сил героя. Это примиряет его с обществом: «Если я страдаю, то пусть и другие страдают». И в этой слепой обиде на судьбу он извращает все понятия и чувства, принимая это за истину: «быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость… Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности…» Эта мысль Печорина ужасна, но в то же время она является глубокой философской истиной, тщательно обдуманной и обоснованной. Чтобы прийти к такой идее, человек должен разделять понятия добра и зла, испытать на себе искушение зла и понять его разрушающее действие.
Печорин
(другой образ)
Описание слайда:
Его выводы поразительно глубоки и верны, хотя, на первый взгляд, кажутся признаками черствого сердца: «Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежат юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться». Придавая в юности большое значение страстям, Печорин разочаровался в жизни: «Я видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние… я сделался нравственным калекой». Отчаяние — это та же страсть, которую нельзя допустить в душу, что сделал Печорин, подчиняясь своему характеру. Отчаяние навсегда сделало невозможным счастье для Печорина. Он решил, что нечего больше ждать от жизни, оставляя при этом маленькую лазейку для счастья: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».
Описание слайда:
Печорин понимает бесплодность своей жизни и жестоко осуждает себя за то, что никому не принес пользы и радости: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил себя». Печорин любит лишь себя и для себя и сильнее всех ненавидит только себя. Осознавая это, он не пытается что-нибудь изменить к лучшему. Было это слабостью или силой характера, отчаянием или следованием своей предугаданной судьбе? Печорин — символ противоречия, страдающего одиночества, жестокой гордости. В этом и кроется основная причина его жизненной драмы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Следующая цитата
Цели : формировать понятие о Печорине,как о литературном герое,формировать умения составлять психологический портрет,опираясь на его поступки; развивать логическое мышление учеников,умение работать в парах;воспитывать моральные ценности,позиции учащихся : умение отвечать за свои слова и поступки перед собой и обществом.
Теория литературы : роман,главныйгерой,портрет,психологическийпортрет,дневник,герой.
Оборудование : текст романа,эпиграф,видео-ролик «Монолог Печорина» из к/ф,фотоактеров,исполняющих роли главных героев романа (1965,2006 г.),тестовые задания,схема «Черты характера Печорина»,сравнительные «Круги».
Тип урока : комбинированный,урок-исследование.
«А для вас Печорин-герой?»
Виссарион Григорьевич Белинский
І Организационный момент
ІІ Актуализация опорных знаний
Повторение литературных понятий роман,главныйгерой,портрет,психологический портрет для использования на уроке.
1. Звание Максима Максимыча.
а) Штабс-капитан; б) поручик; в) рядовой.
2. Сколько лет было Азамату?
3. Как Казбич отомстил за Карагёза?
а) Убил Бэлу; б) убил Азамата; в) убил отца Бэлы.
4. Причина дуэли Печорина и Грушницкого.
а) Грушницкий оклеветал Мери; б) Свидание Печорина с Верой; в) Грушницкий узнал, что Мери любит Печорина.
5. Сколько лет Печорину?
6. Как погибла Бэла?
а) Казбич застрелил; б) Печорин застрелил; в) Казбич зарезал кинжалом.
7. Какие танцы танцевал Печорин с Мери?
а) вальс; б) мазурку; в) кадриль; г) котильон.
8. От чего погиб Вулич?
а) застрелился; б) зарублен пьяным казаком; в) на дуэли.
9. Кто такой Вернер?
а) муж Веры; б) друг Печорина; в) друг Грушницкого.
10. Что просил Азамат у Казбича в обмен на сестру?
а) коня; б) шашку; в) седло.
11. Кто предложил подшутить над Печориным во время дуэли?
а) Грушницкий; б) драгунский капитан; в) Вернер.
12. На скольких шагах стрелялись Печорин и Грушницкий?
13. Имя контрабандиста:
а) Иван; б) Янко; в) Дмитро.
14. От кого Печорин получил записки после дуэли?
а) от Веры; б) от Вернера; в) от Мери.
ІІІ Мотивация учебной деятельности
Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение.
«Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин – единственный главный герой. Его единство в романе принципиально значимо.История попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.
V Работа над темой урока
Работа с эпиграфом (ответ на вопрос в конце урока). Выяснить ,кто такой герой (понятие).
Описание внешности Печорина ( презентация «Фото героя из к/ф» 1965,2006 г .)
- цитаты с описанием
("…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"
"…он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…"
"…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…"
"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"
"…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…"
"…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".
"… имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…").
- вывод : внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.
3. психологический портрет Печорина:
- запись в тетрадь понятия психологический портрет;
Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование.
- схема «Черты характера Печорина» (запись на протяжении урока);
- дневник Печорина :
1. Понятие «дневник»
Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.
(Дневник Печорина – это исповедь главного героя.На его страницах Печорин говорит обо всем по-настоящему искренне, но он полон пессимизма, так как развитые обществом пороки и скука толкают его на странные поступки, а природные задатки его души остаются невостребованными).
2. Работа в парах(анализ проблемных вопросов на карточках)
1 пара :Печорин и его женщины;
(Образ Бэлы в «Герое нашего времени»
Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.
Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.
Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.
Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.
Образ ундины в «Герое нашего времени»
Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.
Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»
«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.
Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:
«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»
Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.
Образ Мери в «Герое нашего времени»
Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:
«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»
Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.
«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.
Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.
Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:
«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд. »
От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?
«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»
Образ Веры в «Герое нашего времени»
Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.
Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.
Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:
«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»
Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:
«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»
«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…» )
2 пара :Печорин и друзья;
("… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный…" Настоящих друзей у Печорина нет.)
3 пара: Дуэль с Грушницким ( монолог заранее подготовленными учениками);
- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный . Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения ).
4 пара: Почему Печорин не может найти смысла жизни?
( Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия. )
Вывод : Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват?
(видео-монолог Печорина из к/ф 2006 г.)
Итак, "все". Кого он имеет в виду? Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину.С одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества.
Читайте также: