Характеристика дикого помещика цитаты

Обновлено: 06.11.2024

И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.

Немилосердие купца Дикого

Зажиточный купец не просто идет на сделку с совестью, а прекрасно обходится с ее отсутствием. В порывах ярости Дикой способен на рукоприкладство, поэтому даже домашние вынуждены прятаться от купца в периоды его плохого настроения.

Он получает материальную выгоду от того, что запугивает окружающих. Его поведение, граничащие с шизофренией, действительно опасно для людей. Тем не менее, сам Дикой считает свои припадки полезным навыком, позволяющим ему экономить деньги и преумножать свое состояние.

Следующая цитата

Характеристика Дикого

Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является богатый провинциальный купец Дикой, ставший в произведении символом грубости, жадности, глупости и невежества. Будучи ярким представителем диких и жестоких нравов, он в полной мере принадлежит «тёмному царству». Характеристика Дикого имеет большое значение для понимания той части общества, что тянуло Россию на самое дно. Люди, подобные Дикому, отвергали прогресс и просвещение, счастье они видели в незыблемости традиций, какими бы ужасными они ни были.

Почему образ Дикого представлен эпизодически

Дикой появляется в пьесе только эпизодически, и в такой роли этого персонажа тоже есть своеобразный символизм. Он представлен в качестве внешних и непреодолимых обстоятельств для главных героев Катерины и Бориса. Приказ Дикого уехать Борису невозможно оспорить, и это является решающим событием для того, чтобы Катерина дошла до крайней точки отчаяния.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Савел Прокофьич Дикой.

Возраст — не указан, мужчина около 50–60 лет.

Род занятий — купец.

Семья — большая семья, есть дети.

Социальное положение — купец.

Происхождение — родом из богатого купеческого семейства.

Воспитание — отсутствует, не имеет никакого представления о культуре поведения.

Образование — отсутствует, малограмотный, невежественный человек.

Внешность — не указано.

Характер — деспотичный, грубый, невежественный, трусливый, жадный, подлый, расчётливый, настойчивый.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — агрессивный, грубый, человек настроения, очень жадный, способен уважать только грубую силу, трусливый.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Нюансы образа

Показательным нюансом образа персонажа является его искренний страх перед грозой. Дикой боится этого погодного явления, ведь гром и молнию ему не удастся запугать своей властью и состоянием. При этом он искренне понимает, что не является хорошим человеком. В грозе Дикой видит потустороннюю силу, которая может наказать его за деяния, поэтому он прячется от грозы, чтобы его не разразил гром.

Цитатная характеристика

Описание Дикого с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Значение купца в произведении

В «Грозе» Савел Прокофьевич Дикой – это властный и деспотичный хозяин всего города, в котором происходит действие. Он не раз демонстрирует свое самодурство, невежество и жестокость, и также безграничное хамство по отношению к людям. Однако такое поведение Дикой позволяет себе только с теми, кто не может дать ему отпор: то есть, на самом деле он является обычным трусом, который упивается своей властью. Он срывает свою злость на тех, кто заведомо слабее (духовно, физически или материально) и наслаждается тем, что может влиять на судьбу человека.

На примере этого персонажа автор показывает негативные черты целого сословия, которое преобладало в период написания пьесы. Эти люди считали, что им все дозволено, только потому, что они имели определенный статус и материальные блага. В то же время, зажиточные и жестокие купцы нередко уступали в уровне образования и широте души обычным крестьянам, которые имели более низкое социальное положение. Этот факт высмеивается как Островским, так и многими другими русскими классиками XVIII и XIX веков.

Характер Савела

В характере Савела Прокофьевича можно ясно проследить следующие черты:

  • алчность (он хочет денег больше и больше несмотря на то, что уже имеет неплохое состояние);
  • жестокость;
  • отсутствие культуры (он легко может обругать окружающих людей, даже если они этого не заслужили);
  • страх перед более сильными мира сего;
  • эгоизм;
  • напускная уверенность в себе.

Дикой – типично отрицательный персонаж, который за величиной своего самодурства не в состоянии разделить реального положения дел.

Кабаниха

Кабанова удивляется, что никому из домашних Дикого не удаётся угодить ему — настолько капризным и раздражительным является мужчина.

«Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.

Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!

Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Кабанова замечает, что перед тем, как с кем-то переговорить по делу, Дикой намеренно ругается со своими близкими, чтобы уже в сердитом расположении духа вести дальнейшие переговоры. При этом Дикому совершенно не жаль понапрасну ругаться с членами семьи.

«Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!»

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Портрет

Художественный портрет Дикого основан на том, что он является крайне агрессивным, раздражительным человеком и имеет славу первого «ругателя» в родном городе.

«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!»

Источник: Действие первое, явление 1

Дикой — семейный человек, у него есть жена и несовершеннолетние дочери.

Источник: Действие первое, явление 3

Источник: Действие первое, явление 1

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Портретная характеристика Дикого основана на том, что он занимает не последнее место в городе — это богатый и очень влиятельный человек, имеющий большой вес.

Источник: Действие четвертое, явление 2

Характеристика Дикого другими героями

Речевая характеристика Дикого

В своей речи Дикой никак не стесняется в выражениях, пользуясь своей вседозволенностью. В такой цитате персонажа, как «Ты червяк, захочу – помилую, захочу – раздавлю!» полностью видно отношение его ко всем окружающим. Он абсолютно не ценит человеческую жизнь и намеренно унижает людей, упиваясь своим более высоким положением.

Дикой часто оскорбляет людей, а в его речи регулярно встречаются такие слова как «дармоед», «аспид» или «езуит», но нападает он только на тех, кто не может ответить ему тем же. Например, своего контрощика, Кудряша, который слывет еще большим грубияном, Дикой побаивается и предпочитает с ним не связываться.

Черты характера и поступки

Дикой жить не может без того, чтобы постоянно кого-то не ругать. При этом он никого не стесняется и готов унижать людей где угодно. Особенно сильно страдает от тяжёлого нрава племянник Дикого, Борис, который оказался в полной зависимости от тирана.

«Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».

Источник: Действие первое, явление 1

Дикой имеет славу первого «ругателя» в родном городе.

«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».

Источник: Действие первое, явление 1

Источник: Действие первое, явление 1

Источник: Действие первое, явление 1

«Как не ругать! Он без этого дышать не может».

Источник: Действие первое, явление 1

Никто в городе не в состоянии повлиять на Дикого, смирить его крутой нрав.

«Унять-то его некому, вот он и воюет!»

Источник: Действие первое, явление 1

Дикой — жадный и несправедливый человек. Он не готов выполнить завещание своей матери и выплатить долю наследства племяннику Борису. Для него важно оставить все деньги в своей семье.

Источник: Действие первое, явление 3

Ради собственной выгоды Дикой готов ругаться до последнего вздоха. Он обманывает всех, кого может обмануть.

«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся».

Источник: Действие первое, явление 3

Источник: Действие первое, явление 3

«Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!»

Источник: Действие первое, явление 3

Особенно сильно разжигает злость в душе Дикого разговоры о деньгах.

«Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. Еще с утра с самого.

Кабанова. Должно быть, денег просили.

Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

«Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

У Дикого настолько тяжёлый, своевольный характер, что никто не может ему угодить, даже собственная семья.

«На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»

Источник: Действие первое, явление 3

«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?»

Источник: Действие первое, явление 3

«А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Источник: Действие первое, явление 3

«Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.

Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!

Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Дикой совершенно не ценит свою семью. Он постоянно ругается с близкими и даже намеренно распаляет свою злость, чтобы уже в таком заведённом состоянии общаться по деловым вопросам.

«Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!»

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Дикой — большой трус, он обижает только тех, кто слабее его. Если он сам становится объектом ругательства, то впоследствии вымещает всю злость и ярость на близких.

«Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».

Источник: Действие первое, явление 3

Дикого не любят даже члены его семьи. Его длительное отсутствие становится большим облегчением.

«Послали из дому узнать, где он. А коли у вас, так пусть сидит: кому его нужно. Дома-то рады-радехоньки, что ушел».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 3

Дикой — высокомерный человек, не способный уважительно относиться к другим людям, особенно к тем, кто ниже его по статусу.

«Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».

Источник: Действие четвертое, явление 2

«Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю… Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Источник: Действие четвертое, явление 2

Кулигин

Честный и порядочный Кулигин глубоко возмущён отношением Дикого к людям, которых он постоянно обманывает, обсчитывает, и таким образом приумножает свое состояние.

«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай,- говорит,- Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит:

Источник: Действие первое, явление 3

Кулигин признает в Диком человека не только богатого, но и влиятельного в городе. Он обращается к нему в надежде, что тот расщедрится и сделает что-то полезное для горожан.

Источник: Действие четвертое, явление 2

Опасность психического расстройства

На примере поступков Дикого в пьесе можно проследить, насколько опасным для общества может быть психическое расстройство, выражающееся в неконтролируемой агрессии и полном эгоизме. Ведь из-за своего самодурства Дикой отправляет Бориса в судьбоносную поездку в Сибирь, из-за чего Катерина бросается в Волгу.

Свою агрессию Дикой, в первую очередь, направляет на женщин. Даже собственная жена находится в постоянном страхе, что ее мужа кто-нибудь разгневает, что никак нельзя назвать счастливым браком. Из-за своего незащищенного положения женщины страдают от поступков Дикого, и только одной особе удается избежать его пагубного влияния – еще более властной, сильной и деспотичной Кабанихе.

Рефлекторная ярость

Савел Прокофьевич манипулирует людьми через страх, о чем сам открыто заявляет. Он получает материальную выгоду, когда окружающие его боятся, и тем же самым Дикой оправдывает себя в собственных глазах. Сэкономленные на человеческом страхе деньги он видит как собственные и заработанные.

Некоторые действия людей приводят его в такое бешенство, что он буквально готов удавить человека. Так, например, Савел сам рассказывает, как однажды он чуть не «пришиб до смерти» одного просителя.

Воспитание

Дикой — глубоко невежественный, тёмный человек, который не принимает просвещение.

«Дикой (топнув ногой) Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?»

Источник: Действие четвертое, явление 2

Дикой — невоспитанный, глубоко невежественный человек.

«Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»

Источник: Действие первое, явление 3

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Дикого вместе!

Семья

В своем произведении Островский описывает семью Дикого очень мало. Тем не менее, он обращает внимание на то, что жена героя испытывает перед ним сильный страх и регулярно просит окружающих «не разгневать батюшки!». Упоминает также, что после одного из приступов агрессии Дикого вся семья две недели пряталась от него по чердакам на чуланам.

У Савела есть и свои дети – две дочери, которые еще не достигли совершеннолетнего возраста. В пьесе они почти не появляются, но автор рассказывает читателю, что из-за своего отца девушки никак не могут выйти замуж, а окружающие относятся к ним замуж.

Показательным является отношение Дикого и к своему племяннику Борису. Он не торопится рассчитываться его законно причитающимся наследством и отдает тому приказ отправлять в Сибирь, что окончательно ломает жизнь и Борису, и его возлюбленной, не оставляя им ни единого шанса на счастливый финал.

Речевая характеристика Дикого

Речь Дикого, его манера разговаривать с людьми, общая интонация наглядно демонстрирует все негативные качества персонажа: жадность, глупость, невежество, полное отсутствие культуры и уважения к собеседнику.

Язык Дикого отличается грубостью, он насыщен бранными, оскорбительными эпитетами и выражениями: «дурак», «дармоед», «проклятый», «червяк». Будучи представителем богатого купечества, Дикой считает себя гораздо выше и «именитее» окружающих его людей. Он уверен, что все вокруг должны пресмыкаться перед ним, и каждый раз при общении намеренно унижает людей: «Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».

Дикой — человек темный, невежественный, и его необразованность постоянно проскальзывает в разговоре. Это особенно заметно при использовании иностранных слов, которые он искажает: «елестричество», «езуит».

Речевая характеристика Дикого красноречиво свидетельствует о том, что герой является глупым, бескультурным, невежественным человеком.

Кудряш

Кудряш, как и все в городе, знает, что Дикой — человек агрессивный, без нравственных принципов и представлений о чести.

«Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!»

Источник: Действие первое, явление 1

«Как не ругать! Он без этого дышать не может».

Источник: Действие первое, явление 1

Кудряш замечает, что главным поводом для ругательства со стороны Дикого являются деньги — ни одна сделка у него не проходит без страшной ругани.

«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Источник: Действие первое, явление 3

По мнению Кудряша, Дикой — человек ограниченный, невоспитанный, который не имеет ни малейшего представления о культуре поведения.

«Кудряш. Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»

Источник: Действие первое, явление 3

Синдром Cавела Прокофьича

Разрушительный образ героя можно встретить среди людей во все времена. Синдромом Савела Прокофича можно назвать следующие черты, свойственные человеку:

  • лицемерие;
  • жадность;
  • неуважение к окружающим;
  • трусость, выражающуюся в страхе перед более сильными людьми и явлениями.

В расширении своей жизнь Дикого и подобных людей останавливают только два фактора: чужая сила и власть. Милосердие, моральные принципы или искренние чувства им не свойственны.

Биография

Савел Прокофьич Дикой — богатый и влиятельный купец, проживающий в вымышленном русском городе Калинове. У него большая семья: жена и несовершеннолетние дочери.

Дикой — успешный делец, который смог сколотить немалый капитал не столько благодаря своим качествам, сколько за счёт обмана крестьян и работающих на него мужиков.

Савел Прокофьич является родным дядей Бориса, чей отец ушел из семьи из-за любви к девушке из «благородных». Согласно условию завещания бабушки Бориса, тот сможет получить часть наследства, если будет почтителен к дядюшке. Дикой берет племянника к себе на работу, но денег не платит и всячески издевается над Борисом, чтобы тот в какой-то момент сорвался и нарушил условие завещания. Самым страшным ударом для него является потеря денег.

Дикой — человек необразованный, который пренебрежительно относится к науке, просвещению, культуре, политике.

Взаимоотношения с действующими лицами

В главными героями пьесы отношения Дикого складываются следующим образом:

  1. Катерина – сначала купец относится к ней нейтрально и неуважительно, а потом начинает открыто презирать.
  2. Борис – с племянником Дикого ссорит необходимость делиться наследством, купец часто грубит Борису.

Среди всех персонажей «Грозы» нет ни одного, к кому Савел Прокофьевич испытывал бы искренние теплые чувства.

Семейство Кабанихи

С семейством Кабановых Дикого связывают почти что дружеские отношения. Он хорошо относится к Кабанихе, хоть и немного побаивается ее более сильного нрава. Их объединяет общее невежество и алчность, поэтому они охотно помогают друг другу.

К Тихону Савел Прокофьевич испытывает нечто похожее не отеческие чувства. Он учит молодого человека своему невежеству и ценности денег, радуется его подчинению собственным нравам и влиянию Кабанихи.

Другие персонажи

Среди горожан перед Савелом Прокофьевичем распространяется страх. Он готово обругать и оскорбить каждого, кто не способен ему ответить. А вот, например, Кудряща, обладающего еще более крутым нравом, купец побаивается, так как может встретить жесткий отпор на свои слова.

Образ Дикого

Савел Прокофьич Дикой является ярким отрицательным персонажем, представителем «тёмного царства». Основными его качествами являются грубость, жадность и невежество.

Дикой недаром получает прозвище главного «ругателя» в городе: он ругается с утра и до вечера, со всеми, кто подвернется ему под руку. Особенно сильно достается тем, кто вынужден решать с Диким финансовые вопросы. Герою очень тяжело расставаться с деньгами, и он старается всячески обмануть или запугать людей, чтобы в итоге оставить их в дураках. Каждый, кто приходит к Савелу Прокофьичу за платой, неизменно будет унижен и оскорблен.

При этом сам Дикой — трусливый человек с низкой самооценкой. Когда приходится вступать в конфликт с человеком, который по статусу является равным или даже выше, Дикой тушуется, утрачивает всю свою привычную злость и резкость. Но он обязательно отыгрывается на более слабых и зависимых, чаще всего достается членам его семьи.

Всё, что интересует Дикого, — это деньги. Живя потребительски, он ничем не интересуется, у него нет каких-либо целей, желаний, хотя с его финансовыми возможностями он мог бы сделать много чего по-настоящему полезного.

Дикой является глупым, необразованным человеком, привыкшим жить в плену суеверий и предрассудков. Он не открыт знаниям, прогрессу, всё новое настораживает его. Глупость героя порождает его агрессивность, раздражительность. Изменить его способна лишь сила, еще более грубая, чем он сам, однако никто не может найти на Дикого управу.

Следующая цитата

Дикой в пьесе Островского «Гроза» полностью принадлежит «тёмному царству». Богатый купец, самый уважаемый и влиятельный человек в городе. Но одновременно с тем ужасно невежественный и жестокий. Характеристика Дикого в пьесе «Гроза» неразрывно связана с описанием нравов и привычек жителей города. Сам Калинов является вымышленным пространством, поэтому пороки распространяются до масштабов всей России. Выявив черты характера Дикого можно с лёгкостью понять ту печальную общественную ситуацию, которая сложилась в России XIX века.

Автор Дикому в «Грозе» характеристику даёт скудную: купец, значительное лицо в городе. О внешности не сказано практически ни слова. Тем не менее это колоритный образ. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Семантическое поле «дикости» не раз упоминается в тексте произведения. В описании жизни города Калинова постоянно упоминаются пьянство, ругань и рукоприкладство, иначе говоря, дикость. Немотивированный страх перед грозой лишь укрепляет уверенность в том, что жители остановились на некоем первобытном этапе развития. Имя Савл тоже говорящее. Оно принадлежит христианской традиции. Этот библейский персонаж известен как гонитель христиан.

Образ Дикого в пьесе «Гроза» Островского вполне однозначный. Нет ни одной сцены или эпизода, где этот персонаж проявил бы свои положительные качества. Да и проявлять, собственно, нечего. Весь Дикой будто состоит из жёлчи, грязи и ругани. Практически во всех его репликах присутствуют бранные слова: «Провались ты!

Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом», «Отстань ты от меня! Отстань! Глупый человек!», «Да вы, проклятые, хоть кого в грех введёте!»

Практически незаметной читателям остаётся одна сцена из жизни Дикого. Кудряш рассказывает, что однажды один человек грубил Дикому и поставил того в неловкое положение, из-за чего над купцом ещё две недели смеялись. То есть Дикой на самом деле вовсе не такой, каким хочет казаться. Именно смех является показателем его незначительности и неуместного пафоса.

В одном из действий хмельной купец «откровенничает» с Марфой Игнатьевной. Кабаниха говорит с ним на равных, с её точки зрения Савл Прокофьевич был бы менее спесив, если в Калинове был человек богаче Дикого. Но Дикой не соглашается, вспоминая, как бранил мужика, а после извинялся, кланяясь тому в ноги. Можно сказать, что в его речах реализуется типичная черта русского менталитета: «знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу».

Дикой признаётся: «я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Кабаниха замечает, что часто Савл Прокофьевич специально пытается вызвать в себе агрессию, когда к нему приходят просить займы. Но Дикой парирует — «Кому своего добра не жалко!» Хоть купец и привык вымещать свою злобу на женщинах, с Кабанихой он осторожничает: она хитрее и сильнее его. Возможно, именно в ней он видит куда более сильного тирана, чем он сам.

Роль Дикого в «Грозе» Островского ясна. Именно в этом персонаже воплощено такое понятие, как самодурство. Дикой алчный никчёмный человек, возомнивший себя вершителем судеб. Он капризный и безответственный, как Тихон, точно так же любит пропустить рюмку водки. Однако за всей этой тиранией, хамством и невежеством скрывается обыкновенная человеческая трусость. Даже грозы Дикой боится. В ней он видит сверхъестественную мощь, кару Господню, поэтому как можно скорее пытается от грозы спрятаться.

Благодаря такому концентрированному образу можно выделить множество общественных изъянов. Например, чинопоклонничество, взяточничество, скудоумие, ограниченность. Наряду с этим можно говорить также и об эгоизме, падении моральных принципов и насилии.

Следующая цитата

Содержание

Краткая характеристика

В пьесе «Гроза» краткая характеристика Дикого определяет его как сугубо отрицательного персонажа. Это властный и жестокий человек, которому не свойственно понимание, милосердие или уважение к другим людям. Основные черты характера Дикого – это жестокость, алчность, раздражительность и стремление решать все вопросы и проблемы силой. Даже его фамилия является «говорящей» и поддерживает его образ: он не раз совершает действия и поступки, которые сам автор определяет, как «дикие».

В конечном итоге именно Савел Прокофьевич становится причиной того, что Борис отправляется в Сибирь, а Катерина в полном отчаянии заканчивает жизнь самоубийством.

Какой литературный тип изображен в образе Дикого

В пьесе «Гроза» Дикого можно определить, как литературный тип героя-самодура. На мысли, образ жизни и поступки такого персонажа не влияют внешние события, отношения людей и моральные принципы. Этот герой поступает так, как велят ему собственные, зачастую необоснованные суждения. И хоть он и осознает, что совершает плохие поступки (и даже может испытывать приступы раскаяния), он не собирается что-то менять.

Чрезмерная жадность помещика

Алчность и жадность Дикого занимают центральное место в образе этого персонажа. Он настолько помешан на деньгах, что готов пойти на все, чтобы с ними не расставаться. Несколько примеров:

Дикой в полной мере осознает собственную жадность. Однако он легко оправдывает себя словами «Кому добра своего не жалко!» и продолжает свою политику алчности и самодурства.

Подробный образ и характеристика Дикого

Савел Прокофьевич Дикой – это один из главных героев пьесы, чьи действия напрямую влияют на развитие сюжета. Это жестокий и властный купец в городе Калинове (где и происходят все события в пьесе), который думает о себе как о «вершителе» судеб. На самом деле, именно таковым он и является, но в силу своего отвратительного характера он приносит в жизнь окружающих только несправедливость, неприятности, боль и страдания.

Более подробно образ Дикого в пьесе «Гроза» можно рассмотреть на примере деталей его поведения, взаимодействия с окружающими и характеристики его поступков.

Действующие лица и отношения с ними

Дикой – это эпизодический персонаж, который появляется в пьесе не слишком часто. Описания его внешности практически нет, поэтому все собирательные части образа этого человека читатель может понять, основываясь только на нюансах обращения Дикого с окружающими его людьми.

Невежество и деспотизм толстосума

Невежество Дикого хорошо проявляется в том, что он сильно боится грозы и божественной кары (удара молнией и громом). Он идет на сделку с самим Богом, выполняя религиозные обряды, но при этом полностью упускает тот факт, что грехи сопровождают буквально каждое его действие.

И даже обладая таким всепоглощающим страхом перед грозой, Савел Прокофьевич не готов расставаться с деньгами для изобретения громоотвода. Он высмеивает человека, обратившегося к нему за поддержкой, чем еще раз доказывает свою жестокость и невежество. Купец скорее сохранит своей суеверный страх, чем примет, зауважает и профинансирует чужие идеи.

Цитатная характеристика

Цитаты Дикого способны дать точную характеристику его личности.

Демонстрирует свою вседозволенность и нежелание считаться с другими людьми:

Прекрасно понимает собственную жадность и не видит причин для того, чтобы что-то менять.

«Ведь я уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу»

Дикой пренебрежительно относится к окружающим и может оскорбить их на ровном месте.

«Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет»

Таким образом, цитаты Дикого позволяют читателям понять, что перед ними жестокий, жадный и невежественный самодур.

Борис

Борис отмечает жадность своего дяди, который не намерен отдавать ему положенную часть наследства.

Источник: Действие первое, явление 3

Борис понимает всю тщетность как-то угодить вечно всем недовольному и раздраженному Дикому.

«В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»

Источник: Действие первое, явление 3

Жизнь под одной крышей с дядей открывает глаза Борису на его манеру общения с близкими, которых он совершенно не ценит. Дикой привык при каждом удобном случае срывать свое раздражение на членах семьи.

«Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».

Источник: Действие первое, явление 3

Сочинения про Дикого

Для того, чтобы лучше понять персонажа и его влияние внутри пьесы, мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими сочинениями, где представлен анализ личности героя.

Критика об образе

На примере образа Дикого автор хочет представить читателю всю опасность самодурства. Этот отрицательный персонаж действует исключительно в силу собственных несправедливых убеждений, чем ломает жизни и отравляет существование других людей.

Дикой жаден до денег и любое расставание с ними рассматривает как личную трагедию. Даже если ему нужно выплатить человеку вполне заслуженное им жалование, вполне богатый купец делает это с явным недовольством и приходит в раздражение. Он вполне способен на то, чтобы обманывать и обсчитывать людей ради собственной наживы, хотя сам не испытывает критической нужды в деньгах.

Внешность Савела Прокофьевича

Характеристика Дикого в пьесе "Гроза" (для школьников и студентов)

Внешние данные Дикого автором намеренно почти не упоминаются в течение всего действия пьесы. Дело в том, что вся колоритность образа создается благодаря репликам и поступкам персонажа, а не его описанием. Читатель же может представить себе героя через отметки автора о постоянном пьянстве, ругани и рукоприкладстве Дикого. Таким образом, о нем создается впечатление как о неухоженном, громком и достаточно крупным физически человеке… что идет в резкий контраст с тем, насколько маленькой и незначительной оказывается его душа.

Отзывы и личное отношение читателей к персонажу

При чтении пьесы «Гроза» ни у одного из читателей не сложится хоть немного положительное мнение о Диком. В течение всего действия этот персонаж не совершает ни одного доброго, или хотя бы вызывающего понимание поступка. Напротив, он ведет себя как абсолютно холодный и бездушный человек, живущий исключительно ради выгоды и ощущения собственной власти.

Несмотря на то, что образ Дикого в пьесе полностью отрицательный, внимательный и честный читатель может увидеть в этом герое черты русского менталитета и даже себя самого. Например, трепетание перед «власть имущими» и в настоящей жизни свойственны людям, которые стеснены обстоятельствами или просто отличаются малодушием. Сколько человек из ста найдет в себе отвагу (и даже необходимость) открыто не согласиться с тем, от кого зависит их благосостояние? Немного. И это – черта, которая есть у Дикого и свойственна многим настоящим людям, даже если мы не хотим этого признавать. Те, у кого хватает желания и воли работать над собой, со временем могут перебороть свои отрицательные качества, а кто-то так будет жить всегда, при этом не заботясь о своей честности перед самим собой.

Деньги правят миром

Для Савела Прокофьевича деньги представляют единственную ценность в мире, и только их он способен искренне любить. Кроме денег и преумножения своего состояния Дикой ничем не интересуется, а науку и образование считает даже вредными.

Если Дикому достаются деньги, то он сделает все, чтобы с ними не расставаться. Он может подолгу не платить людям их заслуженное жалование и буквально едва ли не «пришибить до смерти» просителя, осмелившегося к нему обратиться. Для Дикого деньги представляют главный смысл существования.

Читайте также: