Характеристика алексея из детства горького с цитатами

Обновлено: 26.04.2024

Вклад Максима Горького в русскую литературу трудно переоценить, эта фигура абсолютно заслужено стоит наравне с такими мастодонтами, как Гоголь, Толстой и Чехов. Горького из всех прочих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков выделяет не только писательский талант, но и история жизни. О ней и рассказывает повесть «Детство». Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ книги по плану.

История создания

Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.

Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:

Характеристика Алеши Пешкова в повести "Детство" Горького: образ, описание, портрет

У Алеши хорошая память:
". А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, лошадиная. "

Алеша - сильный и ловкий мальчик:
". Был я не по годам силен и в бою ловок. "

Роль бабушки в жизни Алеши


Роль бабушки в жизни Алеши очень велика. Добрая бабушка Акулина Ивановна Каширина становится лучшим другом Алеши на всю жизнь:

Направление и жанр

«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.

Композиция и конфликт

Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.

Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.

С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.

Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.

Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.

Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.

Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди».

Главные герои и их характеристика

Образы героев в повести «Детство» Многомудрый Литрекон выставил в виде таблицы. Если он кого-то забыл, напишите в комментариях.

Тематика повести Горького «Детство» изложена вкратце, чтобы не утомлять читателя. Если нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону об этом.

  1. Воспитание – Горький в полной мере демонстрирует читателям практически средневековые методы воспитания и обращения с детьми, которые царили в Российской империи даже в конце девятнадцатого века.
  2. Детство – писатель показывает нам, как среди нищеты, невежества и озлобленности ребёнку приходится буквально цепляться за жизнь, ежедневно выдерживая многочисленные тяжёлые испытания. Горький хочет сказать, что у него, как и у миллионов других детей, просто не было нормального детства.
  3. Семья Кашириных, не считая Акулину Ивановну, является для нас ярким примером неблагополучной семьи, между её членами нет никакого взаимопонимания, они часто ссорятся и дерутся друг с другом, а все их взаимоотношения продиктованы исключительно корыстным интересом и жаждой денег.

Проблемы

Проблематика повести «Детство» представлена в сокращении. Многомудрый Литрекон дополнит ее, если необходимо, после Вашего комментария.

  1. Социальное неравенство – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. Неравенство присутствует даже внутри отдельной семьи Кашириных, где дед Василий распоряжается сотнями рублей, а остальным приходится самостоятельно обеспечивать себя.
  2. Детство в людях – свой жизненный путь автобиографический герой Горького начинает в самой неблагоприятной среде, окружённый пьяницами, мошенниками и невеждами, всё это оказывает колоссальное влияние на детскую психику. Ближе к концу повести Алексей начинает всё больше и больше соответствовать своему окружению и уже сам не брезгует воровством и даже поножовщиной.
  3. Народ – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений, однако писатель винит в таком положении вещей не сам народ, а то несправедливое положение вещей, которое глубоко укоренилось в обществе Российской империи. Он показывает, что даже в таком ужасном положении можно найти и хороших людей, вроде Акулины Ивановны, в которых осталось что-то человеческое.
  4. Мерзости жизни – Горький старается дать как можно более подробное описание всех пороков, царящих среди простых людей. Алкоголизм, воровство, измены, бытовое насилие в повести показаны, как нечто обыденное и привычное. Даже бабушка, олицетворяющая собой всё самое доброе и светлое в жизни маленького Пешкова, пьёт водку и курит табак наравне с мужчинами.

Основная идея

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Чему учит?

Прежде всего, повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов.

Также это произведение говорит о том, что не весь мир наполнен одним лишь злом, и даже в самом беспросветном мраке всегда можно найти крупицы света и добра, что среди злых людей есть множество добрых и что даже в, казалось бы, самом низком человеке может остаться ещё что-то хорошее. Это и есть нравственные уроки повести «Детство».

Критика

Автобиографическая трилогия в целом и «Детство» в частности были крайне тепло встречены читающей частью России.

Знаменитый в будущем детский писатель Корней Чуковский отмечал важность книги для понимания не только жизни народа, но и души самого Горького. Он очень чутко уловил не только отрицательные, но и светлые посылы, заключённые в книге, назвав её воздушной и очаровательной.

Один из величайших поэтов серебряного века – Александр Блок, также высоко оценил повесть, отметив, прежде всего, яркий и самобытный образ бабушка Акулины Ивановны.

Повесть многократно переиздавалась и экранизировалась, и на сегодняшний день, даже спустя век после своего рождения, считается классикой русской литературы.

История жизни Алеши Пешкова в повести "Детство"

Алеша появляется на свет в Нижнем Новгороде:
". Поселились они с матерью во флигеле, в саду, там и родился ты, как раз в полдень. "

Алеша с родителями живет счастливо и редко плачет:
". Всё это было удивительно: я плакал редко и только от обиды, не от боли. "

Отец Алеши, добрый и веселый человек, умирает рано:
". доброе лицо темно. "

". тебе, дочь, спасибо, что доброго человека в отцов дом привела. "

После этого Алеша с матерью переезжают в Нижний Новгород к семье матери - семье Кашириных:
". мы ехали до Нижнего очень долго. "

". Ну, что ты всё дерешься? Дома смирный, а на улице ни на что не похож. "
". улица всегда била меня, и домой я приходил обыкновенно с расквашенным носом. "

Когда Алексей взрослеет, дед все реже его сечет:
". дедушка смотрел на меня всё внимательнее и все реже сек. "
". по моим соображениям, сечь меня следовало чаще прежнего: становясь взрослее и бойчей, я гораздо чаще стал нарушать дедовы правила и наказы, а он только ругался да замахивался на меня. "

Алеша поступает в школу. Он учится хорошо, но много хулиганит:
". После святок мать отвела меня и Сашу, сына дяди Михаила, в школу. "
". Несмотря на то, что я учился сносно, мне скоро было сказано, что меня выгонят из школы за недостойное поведение. "

Дед Василий Каширин разоряется и перестает содержать Алешу и бабушку. Мальчик и бабушка вынуждены работать:
". Я тоже начал зарабатывать деньги: по праздникам, рано утром, брал мешок и отправлялся по дворам, по улицам собирать говяжьи кости, тряпки, бумагу, гвозди. Пуд тряпок и бумаги ветошники покупали по двугривенному. "
". Более доходной статьей, чем ветошничество, было воровство дров и теса в лесных складах по берегу Оки или на Песках. "

Алеша чувствует себя одиноким в своей семье:
". Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются любовью, выцветала в душе моей, всё чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на всё, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе. "

Сдав экзамен в третий класс, Алеша прекращает учебу и продолжает работать:
". Но вот наконец я сдал экзамен в третий класс. "
". Разделавшись со школой, я снова зажил на улице. "

(в своей автобиографии Горький пишет, что он проучился в школе всего 5 месяцев)

В это время мать Алеши умирает из-за чахотки:
". Она совсем онемела, редко скажет слово кипящим голосом, а то целый день молча лежит в углу и умирает. "
". Умерла она в августе, в воскресенье, около полудня. "

Следующая цитата

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Алеши Пешкова в повести "Детство" Горького: описание характера, внешности, портрета Алексея, история жизни в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание повести "Детство"
- Все материалы по повести "Детство"

Следующая цитата

Когда погиб отец героя, его мать отправилась к родственникам, ведь не могла содержать детей без кормильца (к тому моменту она была беременна). Алеша попал в дом Кашириных уже сформировавшимся человеком со своими взглядами на жизнь: он не мог смириться с унижениями ради куска наследства, которые были обычным делом в семье деда Василия. Алеше было тяжело привыкнуть к условиям, в которые его загнала судьба. Отец героя, Максим Пешков, никогда не бил сына, в семье царило взаимопонимание, а вот у родителей Варвары и ее братьев все было по-другому. Их вечные ссоры, взаимная неприязнь, жестокость и грубость негативно отразились на формировании характера Алеши. Он быстро научился не доверять домашним и ждать от людей подвоха. Ребенок был агрессивен, насторожен и всегда готов дать отпор. Именно этому его научили регулярные порки от дедушки. Из-за неумения выстроить нормальную коммуникацию мальчик не мог наладить отношения со сверстниками и адаптироваться к школе.

Также Алёша был талантлив, физически силен, ловок, быстро учился, отлично считал и умел читать. В обретении этих навыков ему помогли первые друзья и наставники: Иван Цыганок и Хорошее Дело. Неплохо ладил мальчик и с младшим братом, Николаем. Он трепетно относился к семье и ценил близких людей, даже если они оступались и вели себя неправильно. Например, Алеша никогда не винил мать в том, что она не смогла защитить его в семье Кашириных. Второе замужество тоже не повлияло на отношение ребенка к матери: в критический момент герой спас маму от жестокого отчима, рискнув жизнью.

Таким образом, через собственный опыт Горький показал читателю, насколько суровым может быть детство обычного ребёнка. И даже близкие родственники не всегда смогут защитить. А иногда именно они и становятся главной причиной несчастий. Но самое важное, что хотел донести автор — каким бы жестоким не было окружение, можно и нужно оставаться достойным человеком.

Роль книг в жизни Алеши


Книги постепенно занимают важное место в жизни Алеши. Однажды, учась в школе, он крадет рубль у матери. На эти деньги он покупает сказки Андерсена и с удовольствием читает их. Когда мать отбирает книги, Алеша очень расстраивается:

Это был цитатный образ и характеристика Алеши Пешкова в повести "Детство" Горького: описание характера и внешности, цитатный портрет, история жизни Алексея в цитатах.

Следующая цитата

Варвара – мать Алеши. Она глубоко несчастная женщина, но заботливая мать, которая старается обучить сына. Жать только, что сил бороться за него у нее не хватает, она надломлена испытаниями и потерями. Первый брак закончился смертью мужа, и Варвара снова хочет обрести счастье. В семье Кашириных сложная атмосфера: разногласия, раздор и драки. Отцу Варвары наплевать на дальнейшую жизнь дочери. Его главная цель – выдать Варвару замуж за богатого мужчину. Против наставления отца она выходит замуж за любимого человека. Но тот избивает ее и проматывает деньги. Отчаявшаяся и сломленная героиня умирает.

Василий Каширин – дедушка Алеши. Несмотря на его высокий статус и достаток, он остается жадным и алчным человеком. Его не любят и боятся домочадцы. Он бьет и ругает жену и норовит обвинить ее во всех своих ошибках. Не уделяя время семье и детям, он искренне не понимает, почему они его не любят. Своим характером он отчасти «обязан» сыновьям, которые третировали отца из-за приданого Варвары, которое он не хотел отдавать им. Злой и расчетливый герой с тяжелой судьбой хочет, что его внук жил по тем же правилам: учит правильно писать, читает ему Библию и карает за все проступки так, как его когда-то карала сама жизнь.

Акулина Каширина – бабушка Алеши. Это едва ли не единственный добрый и любящий человек в семье, который любит детей. Она стала второй мамой для внука: ухаживала за ним, ласкала и защищала от деда. Ее уважают не только жители семьи, но и соседи. Умна и одарена талантом рукоделия. Она жизнелюбива и находчива. Знает много интересных историй, разбирается в лечебных травах. Не унывает даже тогда, когда ее муж перестает давать ей деньги и фактически отказывается от нее. Акулина начинает плести кружева и продавать их.

Михаил и Яков – дяди Алеши. Жесткие и беспощадные сыновья Василия Кашина. Для них ничего не существует, кроме денег. Они грубо относятся ко всем членам семьи, отца принимают за чужого. Избивают своих жен до смерти и равнодушно относятся к детям.

Иван (Цыганок) – подкидыш. Его подобрали и вырастили в семье Кашириных. Дед любит неродного мальчика больше, чем собственного внука. Иван получил кличку Цыганок за свою внешность. Он привлекателен. У него есть повадки воровать в магазинах. Скупердяю Василию нравится такой нрав Ивана. Но по своей сущности Цыганок очень добрый и отзывчивый, он любит Акулину и Алешку. Речь Ивана яркая, он часто поет и танцует. Благодаря Ивану начал формироваться характер Алексея. Но Иван умирает зимой, придавленный насмерть крестом.

В повести «Детство» мы знакомимся с героями, которых предпочли бы не знать в реальной жизни. Но автор специально заостряет наше внимание на тех, кто поступает неправильно, чтобы мы задумались о себе и своем отношении к близким.

Читайте также: