Характер печорина в главе фаталист с цитатами

Обновлено: 22.12.2024

Название первой главы первого тома психологически-лирического романа «Герой нашего времени» – «Бэла». Автор произведения – Лермонтов – посвящает повесть персонажу, стараясь максимально раскрыть особенности его личности, характера. Григорий Печорин – молодой прапорщик из Петербурга, привыкший к красивой, светской жизни.

Несмотря на то, что глава названа именем женщины, Бэла является второстепенным персонажем. Через нее автор глубже раскрывает образ прапорщика, стараясь охарактеризовать его внутренний мир, характер.

Характеристика Печорина в главе Бэла указывает на эгоистичность его натуры. Мужчина не задумывается об окружающих людях. Он стремится получить желаемое любой ценой. Когда он впервые увидел девушку, то стал буквально преследовать ее, задаривая подарками, сувенирами, дорогими тканями. Образ Печорина в Бэле формируется в ходе повествования Максима Максимыча. Он был сослуживцем главного героя, рассказывал в романе об отношениях между молодыми людьми от третьего лица.

Описание Печорина в главе Бэла

Картина М. Врубеля «Печорин». Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени»

В целом портрет Печорина в главе Бэла позволяет выделить несколько особенностей его натуры:

  • Наличие внутреннего конфликта делает Григория странным;
  • Эгоистичный менталитет просвечивается в процессе описания отношений прапорщика и Бэлы;
  • Безответственность героя граничит с безразличным отношением к людям. Не задумываясь, актер портит жизнь горцам, доводит девушку до смерти;
  • Если рассматривать образ Печорина в Тамани, можно четко увидеть пренебрежительное отношение персонажа к другим людям;
  • Чувственность, эмоциональность молодого человека заставляют его постоянно искать приключений, опасности. Он руководствуется чувствами, действует не рационально.

Прапорщик привык к светскому обществу. Максим Максимыч характеризуется его как эгоиста, при этом не высказываясь о нем негативно. Приехав на Кавказ, герой попадает в непривычное окружение. Здесь живут простые люди, которые ценят честность, природу, естественность. Такой мир становится новым для скрытного Печорина.

Что привлекло Печорина в Бэле

При анализе пары Печорина и Бэлы можно отметить сильные различия между двумя этими персонажами. Для Григория главным являются чувства, которые он испытывает сегодня. Чтобы добиться своего, он готов на любой поступок. Бэла – более серьезная, обстоятельная. Она увидела в молодом человеке свою единственную любовь на всю жизнь. Раскрытие персонажей:

  • Мужчина ведет дневник, записывая все события, истории, собственные мысли;
  • Он называет Тамань «скверным городишком», так как он не идет в сравнение с Петербургом;
  • Бэла привыкла к жизни в небольшом поселке, ей неинтересны светские развлечения;
  • Девушка искренняя, не испорченная. Она свято верит в любовь, доверяет людям.

Для прапорщика непривычны взгляды Бэлы на жизнь, ее отношение к природе. Именно это и завораживает его. Роман повествует о притяжении между противоположностями. В приоритете у барышень, знакомых главному герою, – кокетство, наряды, марафет, светские праздники. Автор рассказывает, что такие женщины наскучили Печорину. Изначально Бэла могла являться для него развлечением, но со временем он начал испытывать к ней непривычные чувства.

Когда прапорщик добивается своего и девушка отдает ему свое сердце, он вновь испытывает нехватку ярких эмоций. Постепенно Григорий начинает относиться к объекту своей симпатии прохладно, после вовсе теряет интерес. Персонаж не способен искренне любить. Это приводит к трагедии – девушка умирает.

Даже в этой ситуации молодой человек остается внешне холодным, непоколебимым. По некоторым оборотам автора можно увидеть, что он страдает, однако тщательно скрывает свои эмоции от окружающих.

Следующая цитата

Глава «Фаталист» композиционно является последней главой написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени».

В данной главе раскрываются образы следующих персонажей: главного героя Григория Александровича Печорина, второстепенных персонажей Вулича, пьяного казака-убийцы, Максима Максимыча. Образы Вулича и казака-убийцы появляются только в главе «Фаталист».

Данная глава входит в «Журнал Печорина», закрывая его. Именно этой главой заканчивается раскрытие внутреннего мира Печорина посредством самохарактеристики.

Повествование в «Фаталисте» ведется от лица самого Печорина, который при описании случившегося ничего не скрывает. Такая форма повествования позволяет как можно глубже заглянуть в душу центрального персонажа.

Сюжет главы связан с проверкой судьбы Вуличем и Печориным. Завязкой сюжета является спор собравшихся офицеров по поводу предопределения. Развитие действия связано с пари Вулича и Печорина, в котором являющийся фаталистом Вулич, выстрелив себе в голову из пистолета, остался жив. Кульминационным моментом является то, что Печорин узнает о том, что Вулич погиб от руки пьяного казака. Развязкой является проверка судьбы самим Печориным, который решает поймать пьяного казака-убийцу.

Центральным в главе «Фаталист» становится поставленный автором вопрос о предопределении, который интересовал современников М.Ю. Лермонтова. Основной вопрос главы заключен в словах Вулича: «Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута?».

Данная глава тесно связана с другими главами. В главе «Княжна Мери» показано, что Печорин задается вопросом: «Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?». В главе «Княжна Мери» также показаны следующие размышления Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели родился?».

М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что Печорин так и не может определиться, верить в предопределение или нет. Ставший свидетелем осечки пистолета Вулича, стрелявшего себе в голову, Печорин соглашается с Вуличем о том, что предопределение существует. Однако по дороге домой Печорин сомневается в этом. Гибель Вулича, у которого главный герой увидел «печать смерти», заставляет главного героя вновь задуматься о предопределенности. Но после проверки собственной судьбы Печорин признается, что привык все подвергать сомнению. М.Ю. Лермонтов показывает, что Печорин не отрицает предопределенность, но и не становится фаталистом. Поставленный автором вопрос о том, заранее ли определена судьба человека или же он сам является хозяином своей жизни, остается без явного ответа. Неслучайно в повествовании появляется информация о том, что «азиатские курки часто осекаются», следовательно, то, что Вулич остался в живых после выстрела, может быть случайностью, а может быть предопределением. Это подчеркивает свойственное главе «Фаталист» сплетение романтического и реалистического.

Все описанные в главе события, казалось бы, подчеркивают существование предопределенности. М.Ю. Лермонтов показывает трагическую невозможность лучших людей 30-х гг. XIX века найти свое место в жизни и свое предназначение.

Однако М.Ю. Лермонтов не выступает за смирение, он убеждает действовать, совершать попытки изменить существующие порядки, не склонять голову перед судьбой. То, что фаталист Вулич полагается во время пари исключительно на судьбу, а сомневающийся Печорин, бросая вызов судьбе, создает план действий и проявляется ум, волю, ловкость и решительность, говорит об авторской позиции: даже если предопределение существует, человек не должен пускать все на самотек, он должен действовать, поскольку подчиняться судьбе и быть в ее руках всего лишь игрушкой – унизительно.

В главе «Фаталист» показано, что Печорин приносит окружающим людям пользу. Этим данная глава отличается от других, поскольку в предыдущих главах показано, что Печорин, вмешиваясь в жизни других людей, делает их несчастными.

«Фаталист» является последней главой только композиционно. В соответствии с хронологией, она является третьей по счету (некоторые исследователи считают, что она является в романе четвертой). Несоответствие сюжета и фабулы помогает М.Ю. Лермонтову продемонстрировать внутренний мир Печорина, который занимает центральное место во всем романе. В главе «Фаталист» показаны сильные стороны личности Печорина, его положительные качества. Однако главы «Бэла» и «Максим Максимыч» демонстрируют, что Печорину так и не удалось перестать быть пассивным и начать относиться к окружающему миру действенно. В хронологически последующих за главой «Фаталист» главах показано, что Печорин так и не смог реализовать свои лучшие качества в жизни.

Следующая цитата

Создавая роман «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов пытался отразить в одном герое образ целого поколения того века, со всеми его пороками, неудачами и победами. Именно проблема сопоставления человека и эпохи стала главной в работе автора. Михаил Юрьевич пытается изобразить личность не стандартную, таинственную, редкую. Автор показывает, как судьба влияет на жизнь человека. Именно глава «Фаталист» открывает перед читателями занавес, показывает истинный портрет главного героя. Именно в ней Григорий Печорин пытается ответить на вопрос: «Почему он приносит несчастье окружающим людям, почему он разрушает чужие судьбы»?

Как только Печорин пытается обрести свое счастье, оно все дальше от него уходит. Герой просто в растерянности, он задумывается о том, что неправильно выбрал свой жизненный путь. На все события в жизни Печорина в большинстве своем влияет общество. Оно ставит перед ним социальные и нравственные рамки. В различных эпизодах романа мы сталкиваемся с противоположными поступками главного героя и совершенно не можем понять, кто он на самом деле – холодный и равнодушный человек или же страдалец, который подвержен влиянию окружающих? Именно на эти вопросы и отвечает глава «Фаталист».

Вчитываясь в главу, мы наблюдаем за сюжетом карточной игры. Поручик Вулич заключает спорное пари с Печориным, дабы узнать, есть ли судьба для каждого из них и возможно ли на нее повлиять. Григорий глубоко сомневается в этом, ведь отдает предпочтение разуму. Вулич считает иначе. Он достает револьвер и нацеливается на себя. Выходит осечка и поручик остается живым. Но, Печорин предчувствует его скорую кончину. Именно это действо заставляет Печорина засомневаться в своих убеждениях и поверить в судьбу. Через недолгое время главный герой узнает о смерти Вулича, которого убил пьяный казак. Значит, предсказание главного героя сбылось.

Далее, события в главе «Фаталист» развиваются совершенно по другому. Казак убийца не намерен кориться своей судьбе. Он не сдается, спрятавшись в избе с заложником, и громко кричит: «Не покорюсь!». Казак до конца пытался бороться со своей судьбой. Он хотел сам управлять своей жизнью. Никто не осмеливался войти в избу, кроме … Печорина. Именно в этот момент Григорий Александрович решил испытать свой жизненный путь. Он смело и решительно входит в избу, действует расчетливо и забирает оружие из рук убийцы.

Поступок Печорина очень похож на поединок с судьбой. Именно такое решение впервые заставило Григория самостоятельно повлиять на свою судьбу.

Вот такие противоположные и двойственные события происходят в главе «Фаталист». Они оставляют для каждого из нас возможность размышлений над вечной проблемой рока судьбы. Автор говорит о том, что человек, при любых обстоятельствах, не должен опускать руки. Нужно действовать и бороться за свое счастье!

Следующая цитата

Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени» в 1839 году. Повесть относится к социально-психологическому жанру, состоит из пяти эпизодов. Каждая часть – отдельный рассказ, сюжетное формирование отсутствует. Автор использует фабулу для построения романа. Это помогает ему максимально точно отобразить психологические особенности основного персонажа – Печорина. Читая пьесу, можно провести максимально полный анализ его личности.

Фаталист верит, что все ситуации в жизни человека предопределены свыше. Для него единственно правильным пониманием событий является фатум, рок, судьба. Проблема фатализма в романе «Герой нашего времени» – ключевой аспект повествования. Писатель раскрывает главные вопросы существования людей на земле. Печорин не относится к фаталистам. Он уверен, человек самостоятельно строит свою жизнь, от его поступков зависит будущее.

Почему фаталист – последняя глава романа

Характерная особенность произведения «Герой нашего времени» – отсутствие хронологического порядка в расположении глав. Несмотря на это, писателю удается четко передать суть романа. Образ Печорина в главе фаталист кардинально меняется. Глава стала последней частью повествования по двум причинам:

  • Своеобразное композиционное кольцо предполагает завершение действа. Лермонтов переносит героев в ту же крепость, где началась первая глава, на Кавказ;
  • Главный герой повести постоянно озадачен поиском сущности жизни, размышляет о цели бытия. В последнем эпизоде Вулич утверждает, что события предрешены. Его мнение подтверждается смертью офицера. Он не покончил жизнь самоубийством, не стрелял в себя. Персонажа убивает пьяный казак, которого он встречает совершенно случайно, направляясь к дому. Эта случайность преподносит урок Печорину, заставляя усомниться в отсутствии рока. Герой уверен, что люди могут изменить свою судьбу наперекор воле Бога.

Фатализм Печорина раскрывается в одном поступке, однако глобально его мнение не меняется.

Является ли Печорин фаталистом – разбор последней главы

Роковые события еще в античный период вызывали интерес писателей. Многие произведения о фатальном исходе человеческой жизни затрагивали деятели литературы. Образ Печорина в фаталисте проявляется в следующей ситуации:

  • Персонаж обезоруживает казака, убившего офицера, самостоятельно, не боясь смерти. Это стало первым действием героя, принесшим пользу обществу;
  • Изначально Григорий безответственно относится к чужим жизням, после принимает удар на себя. В этом эпизоде он уверен – свою судьбу не обманешь. Если придется погибнуть сегодня, этого не избежать. Здесь ярко выражается фаталистический настрой персонажа;
  • В других главах произведения Печорин утверждает, что сам является хозяином своей судьбы. Высшая власть не может управлять его действиями;
  • Не один эпизод указывает на противоречивость взглядов главного действующего лица. Возможно, в душе он верит в предопределенность бытия. Герой отрицает этот факт, чтобы жить ярко, уверенно, смело.

Однозначного ответа на вопрос фатализма Григория нет. Мнения критиков на эту тему расходятся. Стремление к самореализации, основанное на отрицании, является одним из объяснений противоречивости суждений Печорина.

Характер Печорина в главе фаталист – основные черты

Тест ЕГЭ включает вопросы касательно характера главного героя повести. Автор изображает его как сильную духом личность. Главное задание персонажа – достигнуть поставленных целей. В пяти разделах романа отмечается – Григорий вмешивается в жизнь окружающих, приносит беды, несчастья.

В последней главе писатель демонстрирует другие качества Печорина. Поймав убийцу офицера, он сделал доброе дело. Основные черты характера героя в части «Фаталист»:

Автор не разъясняет причины, заставившей героя пойти на риск. Он хотел принести пользу людям или проверить предопределенность собственной судьбы.

Читайте также: