Цитаты и анализы песен tool

Обновлено: 21.11.2024

Группа Tool, известная не только благодаря своей отчужденности (они достигали первого места в Billboard 200, и при этом их альбом нельзя послушать на стриминговых платформах), но ещё из-за скрупулезного подхода к созданию музыки. «Lateralus» изначально рассчитывался, как математически рассчитанное совершенство, планировка которого выявляется в мелочах, не осязаемых слухом.

Числа Фибоначчи, как основа для визуализации золотого сечения

Начнем с простого — вокал MJK начинается на 1:37 (97 секунд), что эквивалентно преобразованному в секунды числу, лежащему в основе золотого сечения (1,618), а строчку «To swing on the spiral» можно услышать на 6:18. Чуть сложнее — есть посмотреть на количество озвученных слогов в песне, то перед глазами образуется знакомая для многих технарей схема числ Фибоначчи, когда каждое последующее число ряда является суммой двух предыдущих (1,1,2,3,5,8,13).

(1) Black,
(1) then,
(2) white are,
(3) all I see,
(5) in my infancy,
(8) red and yellow then came to be,
(5) reaching out to me,
(3) lets me see.
(2) There is,
(1) so,
(1) much,
(2) more and
(3) beckons me,
(5) to look through to these,
(8) infinite possibilities.

Визуальное представление числ Фибоначчи изображает суть золотого сечения, а иррациональная дробь 0,618 именуется философами не иначе, как число Бога. Это сечение, построенное на правиле пропорций, которое математики вовсе не изобрели, а всего лишь озвучили. Паутина комнатного паука и раковина улитки, пропорции человеческих тел и расположение семечек в подсолнухе — его создала сама природа, превратив его в главное орудие для созидания прекрасного, которое по сей день используется художниками, скульпторами, фотографами, архитекторами, и нашедшее применение в музыке.

4. «10,000 Days» (2006)

«Не смотри на меня так, будто я монстр», — поет Кинан в открывающей альбом «Vicarious». В этой строчке — вся боль от того, чем к середине 2000-х стала не только окружающая Tool и описываемая музыкантами в песнях действительность, но и сама группа.

«Думаю, что моим тупейшим поступком периода «10,000 Days» было написание песен «Wings for Marie, Pt. 1» и «10,000 Days (Wings, Pt 2)». Никогда не повторю этой ошибки. Это буквально высосало из меня все силы, эмоции, мысли — я слишком много вложил в эти треки», — рассказывал Кинан в интервью в 2008 году.

Пластинка «10,000 Days» и правда стала самой печальной, но вместе с тем и самой красивой и светлой работой в дискографии Tool. Этот полуроковый-полуэмбиентный альбом-прощание, многие песни на котором звучат как исповедь Кинана перед недавно умершей матерью — глубоко верующей женщиной, которая 27 лет (да, примерно 10 000 дней) после инсульта провела прикованной к больничной койке , — писался долго и тяжело.

Помимо личной драмы фронтмена, сыграло свою роль и то, что к середине 2000-х Tool перестали быть группой единомышленников: квартет раздирали противоречия, у каждого участника были свои сторонние проекты и интересы, жизнь собирающих стадионы рок-звезд им порядком наскучила, орать перед волосатыми тинейджерами, подкармливая их подростковый ангст, когда тебе за сорок, тоже казалось так себе развлечением.

Поэтому, кстати, не удивительно, что к пятому студийнику Tool шли так долго, — легко представить, как от одной мысли о том нервном и физическом истощении, что сопутствовало вынашиванию и рождению «10,000 Days», у Кинана напрочь пропадало желание идти в студию.

В общем, никто бы не удивился, если история Tool завершилась бы именно на излете 2000-х после тура в поддержку четвертого альбома. Но чем хороши Tool, так умением ввернуть интригу. И да, чтобы вы не думали, что запись «10,000 Days» превратилась в совсем уж угрюмую историю и сплошные поминки: по словам барабанщика Дэнни Кэри, во время сведения альбома на студии Bay Seven в Голливуде они добавили в микс несколько эффектов, записав их на найденный тут же микрофон, — якобы прибор принадлежал Адольфу Гитлеру, и на нем даже сохранилась выгравированная свастика. Музыканты не могли отказать себе в удовольствии похулиганить и увековечить это физическое воплощение зла. «Ведь без зла, — заметил Кэри, — нет добра».

Концепция The Great Turn и почему альбом надо слушать задом-наперёд

Альбом концептуально поделен на две части: условно «светлую» и «темную». В «светлой» части в песнях поется об освобождении, надежде, просветлении и духовном росте, в то время как другая половина пронизана негативом и злобой. Середина альбома четко лежит на Descending, который названием как бы намекает нам, что дальше идет «спуск» во тьму. Так и есть, с каждым треком, начиная с Descending, тексты становятся все мрачнее, достигая своего апогея в яростной 7empest. Так вот, к чему я это все говорю… Помните, в буклете альбома была картина The Great Turn со священниками? Так вот, она наглядно олицетворяет всю концепцию альбома, и именно к ней мы будем не раз ещё возвращаться. Но обо всём по порядку.

На картине изображены две сросшиеся многорукие фигуры, напоминающие священников (передаю привет Opiate). Она расположена ровно посередине буклета, прямо перед текстом Descending, а священники указывают в две стороны, словно указатель на перепутье. Левый указывает на предшествующие картине треки на буклете, т.е. на первую половину альбома, олицетворяя его светлую часть (Fear Inoculum, Pneuma, Invincible). Из его головы исходит столп яркого света, а зрячие глаза по всему его телу и на самом столпе широко открыты, что символизирует просветление и выход на новый уровень сознания. Другой же священник полностью противоположен первому: его тело разлагается до костей, глаза по всему его телу слепы, а голова будто разрушается изнутри. Он, в свою очередь, указывает вправо – на вторую, негативную часть альбома, то есть на песни, тексты которых в буклете идут как раз после этой картины (Descending, Culling Voices, 7empest, даже в звучании CCtrip преобладают мрачные нотки). По словам гитариста Адама Джонса, «The Great Turn» символизирует то, что добро и зло неразрывно связаны между собой, как и существа на картине. Это инь и ян, разрушение и созидание, свет и тьма, бесконечный выбор между двумя путями.

А теперь важный и интересный факт: на некоторых концертах инструментальная демо-версия Descending называлась Ascending/Descending. Понимаете, о чём я? Песня изначально подразумевала расхождение в две стороны: подъем или спуск.

Таким образом, если слушать альбом в оригинальном порядке, мы будем постепенно спускаться все глубже в мрак, как если бы читали картину слева направо. Но если слушать альбом с конца, то есть в обратном порядке, мы увидим процесс некого просветления, освобождения от страхов в семи этапах. Да, фанатское заигрывание с порядком песен уже было на Lateralus, но в отличие от концепции «Holy Gift», которая многим фанатам показалась слишком мутной и притянутой за уши, «The Great Turn» выглядит гораздо более убедительно и с высокой вероятностью может быть именно тем, что подразумевали Мэйнард и Ко.

А теперь подробнее о сюжете альбома песня-за-песней (в обратном порядке):

  1. Мы начинаем с 7empest. Яростная композиция открывает нашему взору некую антиутопию. Власть «заражает» людей страхом, безразличием, ненавистью и недоверием к другим, словно вирусом. В общем, всем тем, от чего нам нужно получить тот самый “иммунитет”. Но среди людей находится один, кто понимает суть происходящего, от его лица и будет идти повествование в альбоме. Он верит, что когда-нибудь придет некая благородная сила, которую он называет бурей, и наведет здесь порядок.
  2. “Chocolate Chip Trip” служит переходом между пятым и седьмым треками, но именно в обратном порядке трек-листа он оправдывает значение своего названия. Как мы уже знаем, выражение «Don’t trip, chocolate chip» переводится как «не волнуйся», «остынь», что на самом деле обретает смысл после вспышке агрессии в 7empest. Чтобы понять суть проблемы, герой решает успокоиться и сконцентрироваться на своих переживаниях, заглянуть вглубь себя. Этому способствует тихое и успокаивающее настроение следующей песни.
  3. В Culling Voices от глобальных рассуждений мы переходим к переживаниям лирического героя. Живя в страхе, внушенном ему Лжецом, он не замечает ничего дальше собственного носа, целиком отстраняется от общества, указывает пальцем на других, не позволяя им при этом обвинять себя. В общем, цель Лжеца достигнута: общество в упадке и разногласиях, люди готовы без причины буквально перерезать друг другу глотки.
  4. Далее идет переломный момент – середина альбома в лице Descending. Герою надоело жить в страхе, он жаждет перемен и свободы. Одновременно описывая наше текущее плачевное положение, он призывает нас «собраться с силами» и очнуться ото сна безразличия, в который нас ввел Лжец. Как раз после этого сигнала к пробуждению наступает светлая часть альбома. Descending начинается и заканчивается одними и теми же звуками волн, что вновь подтверждает теорию о делении альбома этой песней на две части.
  5. Invincible представляет собой непосредственно борьбу со страхами, и тут важно отметить, что это процесс не быстрый, и наш герой успевает постареть. Он уже не такой несокрушимый, как когда-то, отсюда и его личные переживания по поводу приближающейся смерти, страх которой он победит лишь в заглавном треке. Там же он будет жалеть о том, что не избавился от этой заразы раньше, что уже говорит о его почтенном возрасте.
  6. И вот мы переходим к финальной ступени в лице Pneuma – это принятие того, что всё человечество - единое целое (насколько я понимаю, священники на картине – это и есть олицетворение человечества). Мы уже больше не «первобытный организм», как пелось в Descending. На этом этапе наступает прозрение («eyes full of wonder»), глаза священника (т.е. человечества) широко открыты, он излучает свет («child, release the light»). Это победа над страхом смерти в Invincible и признание того, что есть нечто большее за границей нашего сознания.
  7. Ну и наконец, последствия пробуждения, борьбы со страхами и прозрения – финальное получение того самого иммунитета – Fear Inoculum. Герой хоть и жалеет о том, что не сделал этого раньше, он уверенно смотрит вперед, на будущее поколение, которое, как он считает, не будет совершать ошибок предыдущего, «изменив историю». Лжец уходит… Конец.

Наглядное изображение концепции The Great Turn

А теперь некоторые факты, после которых у вас уже точно не останется сомнений по поводу теории о дуализме альбома.

Ваш мозг там ещё не взорвался? Тогда мы продолжаем.

Два направления изображений как бы дают представление о половинах альбома как о восходящей и нисходящей спиралях. Сам Алекс Грей, когда в августе его спросили по поводу обложки, сказал, что это «лишь её часть», подразумевая одно из двух направлений.

А теперь советую перечитать всё то, что я говорил об альбоме до этого, но уже держа в голове все вышеперечисленные нюансы. Безумно, не так ли? Или, вернее сказать, гениально.

Строить теории и искать совпадения на альбоме можно бесконечно, поскольку все его части плотно связаны друг с другом, и почти к каждой фразе можно подобрать соответствующую или противоположную в другой песне. Темы каждой композиции многократно переплетаются между собой, образуя большой клубок нитей, который фанатам предстоит ещё распутывать и распутывать, с каждым разом находя для себя новые идеи и просторы для размышлений. Такой глубокой взаимосвязи песен друг с другом не было на предыдущих альбомах группы, в которых все композиции представляли из себя концептуально обособленные эпопеи, посвящённые каждая своей конкретной теме. Этот же альбом может по праву зваться первым по-настоящему концептуальным альбомом группы, имеющим даже некий сюжет. Бесспорно, стоит в очередной раз похлопать старикам за креативность и необычный подход к созданию музыки.

Следующая цитата

Теперь, когда мы подробно рассмотрели каждую песню на новом альбоме по отдельности, хотелось бы не просто подвести итог, но и рассказать о скрытой концепции в этом многогранном творении. На первый взгляд, альбом не отличается особой мудреностью текстов (по сравнению с теми же Латералусом или Анимой, например), но и этот невзрачный камень хранит в себе настоящий алмаз, стоит лишь копнуть поглубже, чем мы сейчас с вами и займемся.

Ещё в августе группа говорила, что альбом будет замешен на числе 7. Это раскрывается через его техническую и музыкальную часть (это седьмой релиз группы, в нем семь треков на CD, очень часто использован тактовый размер 7/8 (7/4) и его вариации (21/16 и т.д.), в припеве седьмой песни 7empest 7 слогов, а в самом слове Tempest 7 букв и т.п.). Гитарист Адам Джонс в интервью сказал, что альбом изначально хотели назвать Volume 7, но после того, как Мэйнард рассказал им о своей концепции, от этой идеи отказались.

В нумерологии (которую каждый уважающий себя фанат tool изучает в свободное время) 7 является особенным и чуть ли не самым важным числом. Существует теория о семи чакрах и семи ступенях духовного просветления. В христианстве и иудаизме число 7 ассоциируется с богом и духовным совершенством.

Также, число 7 символизирует бесконечность и завершенность, поворот с конца в начало по кругу (мы к этому ещё вернемся). 7 дней недели, после седьмого мы вновь возвращаемся в начало. 7 нот, после каждой седьмой идет первая и т.д. В свою очередь, с Fear Inoculum группа завершила цикл из семи альбомов. На это также намекает Undertow-подобный рифф в 7empest и изображение священников, напоминающих обложку Opiate, что как бы возвращает нас в начало их карьеры. В контексте альбома значительную роль играет тот факт, что число 7 также имеет отношение к дуализму. Добро и зло неразрывно связаны как инь и ян, без тьмы не было бы света, в любой бочке мёда найдется бочка дёгтя и т.д. Взаимозависимость этих вещей создаёт замкнутый круг, опять же возвращая нас к семёрке, и на этом дуализме строится весь альбом. Сейчас всё объясню.

5. «Opiate» (EP, 1992)

«Hush», единственный сингл с первой официальной EP Tool «Opiate», был посвящен насаждавшейся в конце 1980-х — начале 1990-х цензуре в музыке и начинается с саркастичного вопля Кинана: «Fuck you!» В видео музыканты появились в кадре голыми, прикрывая гениталии появившимся лишь несколькими годами ранее знаком Parental Advisory, главным символом ограничений для авторо в.

В 1992 году начинающий рок-квартет из Лос-Анджелеса Tool подписал контракт со звукозаписывающей компанией Zoo Entertainment. По словам их фронтмена Джеймса Кинана, после прорыва Nirvana с «Nevermind» в 1991 году представители лейблов шастали по городу в поисках новых Кобейна, Грола и Новоселича. Они были готовы забрать из подвала и отвезти на студию любую необычно звучащую мразь — просто на всякий случай. Tool ухватились за свой шанс.

«Чтобы нас сразу приняли всерьез, нужно было записать и выпустить свои самые агрессивные, крышесносящие песни» , — вспоминал позднее гитарист Адам Джонс. Так как денег у музыкантов было мало, а отдавать людям из шоу-бизнеса контроль над творческим процессом они не хотели, группа решила быстренько записать пару-тройку песен (ранние версии лид-сингла «Hush» и трека «Part of Me» можно найти еще на отсутствующей в стримингах демокассете «72826») и проложить их «живыми» версиями «Cold and Ugly» и «Jerk-Off». Получившийся в результате бутерброд «Opiate» — действительно одна из самых тяжелых, агрессивных и дерзких работ Tool. Звук тут грязен и сыроват, ни о какой концептуальности и/или прогрессивности и речи нет — сказались нехватка бюджета и опыта.

И все же даже с этим скромным инструментарием Tool дали фору большинству конкурентов: зверским риффам Джонса, мощным ударным Кэри, басу Пола ДʼАмура (сооснователь и первый басист Tool, играл в группе с 1990 по 1995 год. — Прим. ред.) и саркастичным выпадам Кинана в сторону цензуры и религии (собственно, заглавие EP вдохновлено цитатой из Маркса о том, что религия есть опиум народа) не было равных.

Тогда же была заложена и основа мифологии Tool: квартет в буквальном смысле выкупил у лейбла свою независимость, потребовав последнего слова в отношении музыки, оформления пластинок, видео и прочего в обмен на сокращение доходов с продаж . Как показало время, это было исключительно верным решением — многократно ставшие золотыми альбомы группы все равно сделали музыкантов миллионерами.

3. «Lateralus» (2001)

Вышедший в мае 2001-го «Lateralus» стал высшим достижением Tool. Альбом не просто дебютировал на первой строчке чарта Billboard 200, но убрал оттуда «Survivor» Destinyʼs Child и не пустил туда Мисси Эллиотт с позднее принесшим ей две «Грэмми» «Miss E… So Addictive». Концептуальная, без малого полуторачасовая рок-запись, нашпигованная инструменталами, соло на ударных с выстукиванием последовательности Фибоначчи, странными смыслами и странными отсылками (так, «Eon Blue Apocalypse» посвящена собаке Адама Джонса, скончавшейся от остеосаркомы) — на вершине списка самых продаваемых альбомов США.

При этом успех пришел к Tool еще с предыдущим альбомом «Ænima» и сразу начал подтачивать отношения в команде. «Мы стали коммерчески успешной группой и из‑за этого все больше и больше отдалялись друг от друга… большую часть времени я вообще не понимал, что происходит» , — позднее отзывался о начале 2000-х Джонс.

Вдобавок к внутренним противоречиям бывший гитарный техник Tool (а также Nine Inch Nails, The Smashing Pumpkins, Guns N’ Roses и др.) Билли Хаурдел позвал Кинана в собственный проект — новую супергруппу A Perfect Circle, где играли басистка Паз Леншантин, гитарист Трой ван Левен и барабанщик Тим Александр. Кинана соблазнила возможность побыть кем‑то еще, поиграть во что‑то новое и открыть для себя другую музыку, и он принял предложение. В итоге начало 2000-х Мейнард провел в беготне между Tool и A Perfect Circle, что, ясное дело, не радовало коллег по основному коллективу.

В общем, «Lateralus» чуть не угробил группу. Но обошлось. В очередной раз.

1. «Ænima» (1996)

Альбом-квинтэссенция звука, философии и мифологии Tool.

Именно за «Ænima» к Tool намертво приклеился ярлык прогрессив-металлистов, хотя эпичными и занудными технарями со сменой ритма по 47 раз за песню или такта в соответствии с последовательностью Фибоначчи они станут только на «Lateralus». На «Ænima» же группа вовсю использует свое подвальное наследие: Мейнард обращается к главному увлечению своего детства — стендапам и комедийным шоу вроде выступлений Билла Хикса — и по сути превращает альбом в шоу с интермедиями («Message to Harry Manback», «Die Eier von Satan»), гэгами и издевательскими выпадами в адрес общества, религии, политики, философии… Что уж там, даже название альбома и заглавной песни, посвященной грядущему концу света, это упражнение в остроумии. Претенциозно выглядящее «Ænima» с загадочной лигатурой в начале — не что иное, как скрещение латинских anima («душа», «жизненное начало») и enema («клизма») .

«Ænima», с одной стороны, стал естественным продолжением и эволюцией идей «Undertow», а с другой — появился при в определенном смысле революционных обстоятельствах. Во-первых, группу покинул сооснователь и басист Пол ДʼАмур, которому больше хотелось развиваться как гитаристу. Tool прослушали дюжину кандидатов на замену: от Скотта Ридера из Kyuss до Фрэнка Каваны из Filter. Подошел англичанин Джастин Чанселлор из Peach, который приехал выручить Tool буквально на пару концертов по доброй памяти (Peach несколько раз играли на разогреве у Tool в начале 1990-х).

Во-вторых, Кинан ударился в эзотерику и мистику, его лирика стала еще насыщеннее по скрытым смыслам, отсылкам и прочему. К тому же у фронтмена Tool родился сын, и, как он позднее отмечал в интервью, разница между первым и вторым альбомами состоит хотя бы в том, что он перестал совершать безумные поступки, потому что осознал ответственность перед ребенком.

Наконец, музыканты банально набрались опыта (за риффы «Stinkfist», «Forty Six & 2», «Hooker With a Penis» или заглавный трек любой гитарист душу продаст — спросите у St. Vincent) и научились управлять бешеной энергией, заложенной в их песнях. В результате «Ænima» получился идеально сбалансированным: тут еще много животного, панковского, рваного, но много и выверенного, подчеркнуто едкого, эстетского даже.

На «Ænima» Tool показали всю свою борзость и изобретательность, превосходное чувство юмора и верность DIY-стилю жизни. Это альбом-монолит и памятник альтернативе 1990-х, какой бы она могла быть в лучшем мире . Вернуть это ощущение Tool пытаются до сих пор.

Следующая цитата

1 цитата

Песни:

I will find the center in you,
I will chew it up and leave.
I will work to elevate you
just enough to bring you down

Я найду в тебе душу,
Вымотаю ее и уйду.
Я возвышу тебя лишь затем,
Чтобы потом скинуть.

2. «Undertow» (1993)

Лучшие свои альбомы Tool записали в 1990-е. Дебютный «Undertow» — комок ярости, ослепительная вспышка гнева, прилетевший откуда не ждешь дерзкий удар в солнечное сплетение . Такой, что складываешься пополам, да так и не можешь отдышаться, пока не закончится пленка.

Где еще вы услышите запись расстрела двух купленных по сотне баксов фортепиано из дробовиков на парковке за студией? (В интервью журналу Revolver Джонс вспоминает, что в ответ на вопрос, можно ли им это сделать, владелец студии лишь попросил их прибраться за собой.) Или спокен-ворд Генри Роллинза о природе страха, предваряющий истошную мантру Кинана? Или почти шестнадцатиминутную молитву в том числе о жертвах холокоста моркови?

Гранжевый в основе, но на деле искусно препарирующий и покрывающий с десяток жанров, «Undertow» стал первым шагом Tool на пути к созданию собственного стиля.

Эпоха «Undertow» — это еще и время первых экспериментов Tool с видео. Как только Tool отвоевали для себя право решать, какими будут их клипы, гитарист Адам Джонс начал пользоваться этим правом вовсю — с тех пор видеоработы группы населяют самые странные существа из ночных кошмаров и причудливых фантазий музыканта. Например, клип на «Sober» зрители впервые увидели в эфире MTV и после этого просто атаковали телеканал звонками: что это за группа такая? почему в клипе нет самих музыкантов? и откуда взялись кукольные фигурки? Загадочность сыграла новичкам Tool на руку: билеты на их концерты начали разлетаться как горячие пирожки, а вокруг музыки и необычных практик группы в отношении визуального оформления работ начал складываться своеобразный культ.

Следующая цитата

При этом в недавнем интервью по случаю анонса нового альбома и релиза бэк-каталога на стримингах Кинан не упустил возможности в очередной раз потроллить коллег и повесил медлительность Tool с принятием положительного решения по этому вопросу на гитариста Адама Джонса, барабанщика Дэнни Кэри и басиста Джастина Чанселлора: мол, во всем виноваты эти ретрограды, а релизы A Perfect Circle и Puscifer (другие проекты Кинана. — Прим. ред.) уже давно есть на стриминговых сервисах.

Ситуация решилась на прошлой неделе. 2 августа все альбомы (и еще один EP) группы все-таки оказались на стриминговых сервисах, и по этому поводу мы решили рассказать подробнее о каждом. Это субъективный топ.

Читайте также: