Гроза проблема отцов и детей цитаты
Обновлено: 25.11.2024
Конфликт поколений в «Грозе» представлен образами Кабанихи и Дикого, которые становятся противниками младшего поколения. Особенность конфликта заключается в том, что старшее поколение боится отдавать свою власть, а представители младшего поколения либо смиряются с положением, либо приспосабливаются к нему.
Отношение к свободе
Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что им все подчиняются. Сын Кабанихи Тихон всегда потакает своей матери. Племянник Дикого Борис терпит унижения со стороны своего дяди. Кабаниху и Дикого можно назвать настоящими самодурами, которые привыкли к собственной свободе, но не привыкли давать эту свободу другим людям. Брат и сестра стремятся к полному подчинению близких им людей.
Катерина же, являясь представителем «нового» поколения, всячески стремится к свободе. Для девушки жизнь без нее невозможна. И свобода, по мнению Катерины, должна быть у каждого человека. Героиня уважает чужое мнение и не стремится подавить его, в отличие от Кабанихи и Дикого.
Обреченность старшего поколения
Конфликт отцов и детей в пьесе ужесточен тем, что Кабаниха и Дикой чувствуют, что их власть теряет свои силы. Герои боятся того, что люди перестанут им подчиняться, поэтому совершают еще более жестокие поступки, чтобы запугать младшее поколение и показать неоспоримость своей власти.
Отсутствие противостояния
Конфликт поколений («Гроза» Островского) наблюдается особо ярко, так как младшее поколение не имеет сил для того, чтобы противостоять самодурству старшего поколения.
Тихон и Борис смирились с тем, что они оказались в положении безвольности и неспособности поступать так, как хочется им.
Варвара и Кудряш – молодые люди, которые приспособились к условиям жизни города Калинова. Они научились обходить стороной приказы Кабанихи и Дикого.
У Катерины не хватает сил в одиночку противостоять «жестоким нравам» Калинова. Самоубийство девушки становится своеобразным протестом против тех принципов, которые царствуют в городе, где главными являются тираны Кабаниха и Дикой.
Поступок главной героини обнажил проблему отцов и детей, заставил младшее поколение задуматься о том, что стоит жить по-другому.
Следующая цитата
Таким образом, конфликт отцов и детей неизбежен, потому что это часть естественной эволюции общества. Новые направления и тенденции вытесняют старые, чтобы сделать свой вклад и уступить место следующим шагам к развитию. Молодежь всегда будет вызывать гнев и неодобрение у старшего поколения, потому что она несет прогрессивные веяния, чуждые консерватизму «отцов».
Следующая цитата
Проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» выражена отчетливо. А. Н. Островский показывает старшее поколение в лице Кабанихи и Дикого. Младшее поколение противопоставлено старшему, однако оно неодинаково относится к «отцам»: Тихон и Борис смирились, Варвара и Кудряш приспособились, а Катерина борется против самодурства Кабанихи и Дикого.
Старшее поколение
Поколение «отцов» в драме «Гроза» представлено двумя персонажами: Кабанихой и Диким. Это люди, которые привыкли жить старыми порядками. Для них нормой является тирания и самодурство. Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что все люди вокруг подчиняются им. Именно на основе подчинения строятся все отношения этих персонажей.
Смирившиеся и приспособившиеся
Младшее поколение по-разному относится к самодурству Кабанихи и Дикого.
Тихон во всем подчиняется воли матушки. Кабаниха решает за Тихона любые житейские вопросы. Брак Тихона с Катериной находится под полным контролем Кабанихи. Тихон не старается перечить своей матери, он, наоборот, слушается ее во всем и старается сделать все, что она ему говорит.
Борис является родственником Дикого. Для того чтобы получить состояние, Борис не перечит и даже угождает Дикому. Когда о романе Катерины и Бориса становится известно всему Калинову, Борис не может взять на себя ответственность.
А. Н. Островский показывает, что и Тихон, и Борис становятся заложниками общественных порядков города Калинова, построенным на власти самодуров. Однако заложниками становится и Варвара с Кудряшом.
Дочь Кабанихи привыкла к нападкам матери, она научилась лгать ей и обманывать, чтобы жить так, как хочется ей. Для Варвары, как и для Кудряша, важно, чтобы все было «шито-крыто». Данные персонажи приспособились к условиям самодурства, царствующим в городе.
Борющееся поколение
Тема отцов и детей в произведении «Гроза» наиболее ярко выражается с помощью образа Катерины. Она становится единственным героем, который так или иначе поднимает бунт против «жестоких нравов» Калинова. Ее мировоззрение полностью отличается от принципов других жителей Калинова. Любовь к свободе не может сосуществовать с «темным царством».
Следующая цитата
Кабаниха – одна из центральных героинь драмы А. Н. Островского «Гроза». Чтобы наиболее точно понять ее характер, нужно проанализировать цитаты Кабанихи.
Традиции
А. Н. Островский с помощью образа Кабанихи и ее приказов сыну демонстрирует те традиции, которыми жили многие люди: «Скажи, чтоб не грубила свекрови», «Чтоб почитала свекровь, как родную мать!», «Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!», «Чтоб в окна глаз не пялила!», «Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!».
Кабанова уверена в том, что отношения в браке должны строиться на приказах: «Оно все лучше, как приказано-то».
Кабаниха живет показной жизнью, для нее традиции – главное в жизни. Когда Тихон уезжает из дома, Кабанихе важно, чтобы прощание с ним было в соответствии с традициями. Так она обращается к Катерине: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!».
Кабанова упрекает Катерину в том, что она не плачется по отъезду мужа: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».
Конфликт «отцов и детей»
Многие цитаты Кабановой из «Грозы» связаны с делением людей на старшее и младшее поколение. Героиня подчеркивает, что старшее поколение умно и следует традициям: «У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет», «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы».
В то же время Кабаниха утверждает, что младшее поколение ничего не умеет: «Ничего-то не знают, никакого порядка», «Молодость-то что значит!
Смешно смотреть-то даже на них!».Героиня уверена в том, что младшее поколение неуважительно относится к старшим, поэтому не переносят на себя их традиции: «Не очень-то нынче старших уважают», «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
Проблема воспитания
Свой гневный характер Кабаниха из пьесы «Гроза» объясняет любовью к Тихону и Варваре: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».
Кабанова воспитывает сына Тихона так, чтобы мать всегда оставалась для него роднее всех: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу», «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».
Свою истинную сущность приличной женщины в обществе и тирана дома Кабаниха показывает следующей фразой: «Ну, я с тобой дома поговорю. Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!». Кабаниха сначала обращается к сыну, который обвиняет ее в гибели Катерины, а затем обращается ко всей толпе.
Читайте также: