Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца это цитата
Обновлено: 06.11.2024
Урок посвящён изучению музыкальных произведений композитора Эдварда Грига.
Глоссарий по теме:
Мелодия – это благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство; напев.
Мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть.
Мелодия – душа музыки. По мелодии мы узнаём и песни, и танцы, и марши.
Динамика в музыке – это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише – громче».
Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене.
Сюита -одна из разновидностей инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.
Ко́больд в мифологии Северной Европы являлся духом шахты.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Г.П. Сергеева. Музыка. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С.
- Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Есть люди, имена которых неизменно будут вызывать ассоциации с культурой и разнообразием их родной страны, люди, чьё творчество пронизано духом национального своеобразия. П.И. Чайковский – большой друг Э. Грига сказал однажды: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке… есть что-то нам близкое и родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».
Когда мы вспоминаем о Норвегии, то, наверное, таким человеком будет Эдвард Григ – знаменитый норвежский композитор, вложивший в свою неповторимую музыку всю любовь и упоение родным краем.
Один из восторженных поклонников Грига, русский писатель Лев Кассиль сказал так: «Его мелодии выпадают кристаллами».
Музыка Грига удивительно мелодична. Его мотивы узнаешь, даже если слышал их всего лишь один раз.
В 1874 году Григ написал сюиту «Пер Гюнт» к драме Ибсена, где он воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые искренние человеческие чувства.
С пьесы "Утро" начинается сюита "Пер Гюнт" норвежского композитора Эдварда Грига. Вслушаемся в развитие темы «Утра». Изменяется динамика, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Эту картину композитор нарисовал с помощью гармонии. Каждый раз тема как бы заново «расцветает».
Так возникает в музыке картина рассвета. В центре среднего раздела мелодия исчезает, уступая место гармонии, красочным и смелым сочетаниям аккордов. Их живописная смена создаёт впечатление разгорания красок северного пейзажа. Эти «рассветные» модуляции - кульминация пьесы «Утро». Здесь звучит весь оркестр. Затем звучность постепенно ослабевает, становясь вновь ясной и прозрачной. В последний раз пропела мелодию флейта, затихли аккорды.
Пьеса «Утро» - не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы.
Таинственное «Шествие гномов» продолжает традицию фантастических сцен «Пера Гюнта». Однако Григ вкладывает в эту миниатюру оттенок тонкого, лукавого юмора, которого нет и не может быть в характеристике подземного царства ибсеновского «горного короля».
Здесь маленькие гномы – забавные существа – уже не напоминают «духов тьмы». В таинственное волшебное царство проникает лучик света: простой народный напев мажорного трио, журчащие пассажи, подобные струйкам ручейка, рисуют окружающую сказочных героев природу – вполне реальной, чарующей, светлой и прекрасной.
Присущий Григу дар поэтической фантазии блистательно проявился в его знаменитой фантастической картинке «Кобольд» (точнее маленький тролль – «Smartrold»).
Стремительность темпа, контрастность динамики и тонкая игра гармонических красок создают впечатление сказочной таинственности. В момент кульминации Григ применяет великолепный эффект неожиданно вторгающегося «чуждого звука».
Здесь вспоминается острая целостность русской «фантастики леса» и волшебное очарование «колдовских» тритонов Римского-Корсакова и Лядова.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Текст вопроса: Из предложенных вариантов выберите название пьесы, к которой написал музыку Эдвард Григ.
Следующая цитата
Чужой компьютер
Творение
вернуться к странице
Творение запись закреплена
. Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство.
Э. Григ
«Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца», — писал Чайковский. — «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты, норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».
Следующая цитата
Чужой компьютер
Боровлянская детская школа искусств.
вернуться к странице
Боровлянская детская школа искусств. запись закреплена
Музыкальный Петербург: история и современность
Эдвард ГРИГ никогда не был в России. Александр Ильич Зилоти – пианист и композитор, ученик Ф.Листа, организатор концертов в Москве и Петербурге – настойчиво приглашал его посетить нашу страну. Но смерть Грига помешала осуществлению этих планов.
Следующая цитата
«Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца. В его музыке есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».
Много разных стран есть на свете, и каждая имеет свои особенности. Представьте себе величавые норвежские скалы, клубящиеся водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают в причудливые прозрачные статуи. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбки. Что за дивный волшебник нарисовал нотами эти картины? Его имя – Эдвард Григ.
Уютный зал ДМШ № 1 им. В. И. Сафонова собрал на встречу, посвященную 165-летию со дня рождения Э. Грига, поклонников классической музыки. С ее помощью слушатели совершили путешествие в северную страну — Норвегию. Григ – великий композитор, дирижер, пианист. Его музыка удивительно мелодична и узнаваема, даже если слышал ее всего один раз. Открыла концерт самая юная участница – Оксана Куличенко (преподаватель — Т. Арустамова). С детства мать рассказывала Григу сказки, легенды о добрых и злых духах, живущих в лесах и горах: гномах, троллях, эльфах, кобольдах. Эдвард и взрослым любил легенды и сказания и, как в детстве, верил в чудеса. Ему нравилось писать музыкальные произведения о сказочных существах.
Ярко прозвучали во время музыкальной встречи произведения «Танец эльфов», «Кобольд» в исполнении Насти Николенко (преподаватель — И. Собиева), Вероники Гуменниковой (преподаватель — С. Куликова), а «Шествие гномов» в исполнении Юлианы Исраелян (преподаватель — Н. Зайцева) вызвало бурные аплодисменты. В концерте приняли участие солисты: Ира Тагиева, Луиза Керн (преподаватель — И. Собиева), Иосиф Билей (преподаватель — Н. Зайцева), Ригель Винская (преподаватель — Н. Судилковская), Филипп Опанасенко (преподаватель — Л. Иовина). Грациозно прозвучала пьеса «Танец Анитры» в исполнении ансамбля флейтистов «Элегия» (руководитель — В. Блудова, концертмейстер — ученица 4-го кл. Оля Зайчикова, преподаватель — Л. Веселова).
Украшением концерта явилось выступление вокального ансамбля девочек (руководитель — В. Бикетов, концертмейстер — И. Лубянкина) и солистки Нари Слюсаревой (преподаватель — Т. Захарченко), которой аккомпанировали Настя Кульбашина (фортепьяно) и Таня Каменкович (флейта).
Благодаря своему таланту Григ умел делать людей счастливыми. Его музыка вдохновляет писателей, поэтов на создание литературных произведений. Большой восторг вызвала инсценировка по мотивам рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», ее участники Ашот Арзуманян, Лера Шелудякова, Ангелина Еремина покорили зрителей своим артистизмом. Встреча прошла на одном дыхании, и немалая заслуга в этом принадлежит ведущим концерта Саше Яковлеву, Ксении Ильиной, Егору Юрченко.Э. Григ – первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря ему самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны стали известны всему миру.
«Даже в холодной стране можно быть счастливым, если относиться друг к другу с любовью и добротой», — говорил Эдвард Григ.
Читайте также: