Государь должен быть государем сановник сановником отец отцом сын сыном имя автора этой цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Первые школы в Китае появились, по-видимому, в 3-м тысячелетии до н.э. Стремление к грамотности и получению образования объяснялось желанием молодых китайцев выбиться в люди. Под этим понималось, прежде всего, получение юношами государственной должности, избавлявшей его от необходимости от зари до зари работать на рисовом поле или на возведении ирригационных сооружений. Именно здесь в Древнем Китае, появился первый по-настоящему великий ученый, педагог — Конфуций.
Конфуций, древний мыслитель, философ и педагог, родился около 551 года до н.э. в царстве Лу. Он был потомком знатного рода. С раннего детства он стал изучать необходимые каждому аристократу виды искусства, из которых главным считалась каллиграфия. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных детям его возраста: главным его развлечением стали беседы с мудрецами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение учащимися шести умений: исполнять ритуалы, слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, письмо и чтение.
Конфуций обладал исключительной восприимчивостью к учению. Он с увлечением читал и усваивал знания, изложенные в классических книгах. Конфуций, стал единственным из всех своих товарищей по школе, успешно сдавшим сложные выпускные экзамены. В 17 лет его назначили на важную государственную должность, хранителя императорских амбаров: он был чиновником, ответственным за прием и выдачу зерна. Затем ему поручили сохранение коров и других домашних животных. В 19 лет он женился, у него родился сын по имени Ли.
Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение императора посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию осознать себя наследником и хранителем древних научных традиций. Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где ребенок получал бы возможность познавать законы окружающего мира и открывать собственные таланты. Конфуций хотел видеть своих учеником «целостными людьми», полезными государству и обществу. Слава о нем распространилась далеко за пределами царства. В 50 лет он занял пост министра правосудия. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства даже стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями всего одной личности. Однако в следствие интриг, Конфуций был вынужден уйти с государственной службы, и в течение 13 лет он путешествовал. В 484 году до н.э. он вернулся в царство Лу и вновь занялся преподаванием. Конфуцию приписывается авторство ряда трудов, среди которых выделяется «Весна и Осень». Главным источником сведений об учении Конфуция является книга «Беседы и суждения», представляющая собой записи высказываний и суждений, сделанные его учениками и последователями. Эта книга особо почитается адептами конфуцианства.
Умер мудрец в 479 году до н.э. в Цюйфу. Он похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших учеников и последователей. Дом Конфуция превращён в конфуцианский храм и стал местом паломничества. Количество учеников определяется китайскими учеными до 3000, в том числе 70 ближайших, но по именам известны только 26 его «несомненных» учеников.
Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и охватывало вопросы этики и житейского благополучия. Всеобщее признание идеи Конфуция получили лишь после его смерти, когда их развили ученики. Конфуцианство часто называют религией, но для конфуцианства не важны вопросы теологии. Идеалом этого учения является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности и лояльности в отношениях между начальником и подчиненным, что направлено, по Конфуцию, на сохранение гармонии и самого общества. Он сформулировал золотое правило этики: «Не делай человека того, чего не желаешь себе».
Конфуций определил 5 достоинства (важнейших качеств) праведного человека. Именно эти качества и требуется воспитывать у человека.
1. ЖЭНЬ — человеческое начало, любовь к людям, человеколюбие, милосердие, гуманность. Материальным символом Жэнь является Дерево.
2. И — правда, справедливость — ассоциируется с Металлом.
3. ЛИ — обычай, обряд, ритуал, правила, церемонии, этикет. Это качество означает верность обычаям, соблюдение обрядов, например, почтение к родителям. Символ Ли — Огонь.
4. ЧЖИ — здравый смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность. Чжи в конфуцианстве ассоциируется с Водой.
5. СИНЬ означает искренность, доброе намерение, непринужденность и добросовестность. Синь ассоциируется с Землей.
Методика работы в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Он обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. Конфуций рассматривал воспитание и нравственное совершенствование как важный фактор человеческого бытия и непременное условие благополучия. Стабильность общества, считал он, покоится на воспитании согласно социальному назначению каждого гражданина. В это связи он учил: «Государь должен оставаться государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».
Конфуций первым попытался раскрыть проблему роли природы и общества в воспитании. Природу человека он рассматривал как материал, из которого при надлежащем воспитании можно сформировать идеальную личность. Он видел в воспитании огромную созидательную силу, но увязывал конечный педагогический результат с наследственностью.
В связи с этим Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он разделял людей на три категории. первая категория — это обладатели высшей врожденной мудрости («сыны неба», правители); вторая категория — люди, достигающие знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»); третья категория — люди, не способные к трудному процессу постижения и применения знаний, а потому предназначенные для тяжелого физического труда или подаяния («чернь»). Каждая категория должна быть довольна своей судьбой и не стремиться подняться выше. Собственно, данный тезис относился лишь к третьей категории людей. Лица, относящиеся к первым двум категориям, должны быть идеально воспитанными людьми, обладать такими качествами, как благородство, стремление к истине, правдивость, почтительность и богатая духовная культура. Конфуций первым выдвинул идею всестороннего развития личности, причем преимущество перед образованностью отдавалось им нравственному началу.
Приведу некоторые самые известные изречения Конфуция, определяющие высокое назначение воспитания и обучения: «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно»; «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?»; «Учиться без пресыщения»; «Учиться и время от времени повторять изученное»; «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении»; «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то потом дурное не преодолеть»; «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца»; «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься»; «Питай почтение к последовательности»; «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны»; «Учитель и ученик растут вместе»; «Если тебе плюют в спину, значит, ты впереди»; «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни»; «Победа — это поражение»; «Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться»; «Не огорчаюсь, если люди меня не понимают; огорчаюсь, если я не понимаю людей»; «Совершенный человек всё ищет в себе, ничтожный — в других»; «Человек, который совершил ошибку и не исправил её, совершил ещё одну ошибку»; «Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь — конченный человек».
Конфуций и сейчас остается для китайского народа божественным покровителем и символом науки, культуры и образования, идеалом человека и ученого.
Следующая цитата
Высказывания древнего мыслителя и философа Китая Конфуция актуальны и сегодня.
« Конфуций» — «Кун Фу Цзы» — значит « учитель Кун».
Конфуций мечтал сделать из своих учеников хороших государственных чиновников.
Более двух тысяч лет учение Конфуция диктовало правила поведения чиновникам.
Именно отсюда пожелание врагу: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!»
В конфуцианском Китае размеренное существование почиталось за счастье, отступление от правил жестоко каралось.
Конфуций об управлении государством:
« Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».
Конфуций о жизни:
« …Когда мне было тридцать, я начал свою жизнь; в сорок я был самонадеянным; в пятьдесят осознал свое место в общем порядке вещей; в шестьдесят научился не спорить; а сейчас мне семьдесят, и я в состоянии свободно идти по жизни, не разрушая ее основ « .
Конфуций о хорошем чиновнике:
« Благородный муж любезен независимо от подарков. Он работает бок о бок с людьми, не давая повода для обиды. У него есть амбиции, но не алчность. Он величественен, но не чрезмерно горд. Он внушает уважение, а не злость. Благородный муж следит за своей наружностью. Он носит одежду и шляпу надлежащим образом и с другими людьми обходится уважительно. А благодаря его серьезному поведению люди тоже испытывают к нему глубокое уважение « .
О хорошем управлении: «Если правитель честен с самим собой, послушание будет и без приказов; но если он сам нечестен, то послушания не будет, даже если приказы отданы».
« Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость».
« Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное».
« Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? — Спросили у Конфуция. — Да, есть. Это — снисходительность « .
Конфуций об этике: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Следующая цитата
– Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, – это и есть человеколюбие. Если кто-либо в течение одного дня будет сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, все в Поднебесной назовут его человеколюбивым. Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?
Янь Юань сказал:
– Я прошу рассказать о правилах (осуществления человеколюбия].
– На то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать; то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить; то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать.
Янь Юань сказал:
– Хотя я и не достаточно сообразителен, буду поступать в соответствии с этими словами.
Чжун-гун спросил о человеколюбии.
– Вне своего дома относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей. Используй народ так, словно совершаешь важное жертвоприношение. Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды.
– Хотя я недостаточно сообразителен, но буду поступать в соответствии с этими словами.
Сыма Ню [127] Сыма Ню (Сыма Гэн или Сыма Цзы-ню) – ученик Конфу ция. спросил о человеколюбии.
– Человеколюбивый человек в разговоре проявляет осторожность.
[Сыма Ню] спросил:
– Тот, кто в разговоре проявляет осторожность, называется человеколюбивым?
– Если [человек] встречает трудности в деле, то разве он не будет осторожным в разговоре?
Сыма Ню спросил о благородном муже.
– Благородный муж не печалится и не испытывает страха.
[Сыма Ню] спросил:
– Того, кто не печалится и не испытывает страха, можно назвать благородным мужем?
– Если, взглянув на свои поступки, [видишь], что стыдиться нечего, то отчего же еще можно печалиться и испытывать страх?
Сыма Ню сокрушался:
– У всех есть братья, только у меня их нет.
– Я слышал, что жизнь и смерть зависят от воли Неба, знатность и богатство – во власти Неба. Если благородный муж почтительно исполняет дела; не совершает ошибок, вежливо относится к людям и соблюдает Правила, то в пределах четырех морей ему все – братья. Зачем благородному мужу печалиться, что у него нет братьев?
На вопрос Цзы Чжана, кого называют проницательным.
– Если человек не поддается ни [умело] пущенной клевете, ни досужим вымыслам, то его можно назвать проницательным. Если не подвластен ни [умело] пущенной клевете, ни досужим вымыслам, то его можно назвать также и дальновидным.
Цзы-гун спросил об управлении государством.
– [В государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять [правителю].
– Чем прежде всего из этих трех [вещей] можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?
– Можно отказаться от оружия.
– Чем прежде всего можно пожертвовать из [оставшихся] двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?
– Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия [народа] государство не сможет устоять.
Цзи Цзычэнь сказал:
– Для благородного мужа важна его сущность, зачем ему вэнь-культура?
Цзы Гун ответил:
– К сожалению, Вы ошиблись в оценке благородного мужа, а слетевшее с языка слово не догонит и четверка коней. Сущность и вэнь-культура одинаково важны [для благородного мужа]. Сняв шерсть, шкуру барса или тигра не отличишь от голой шкуры собаки или овцы.
Ай-гун обратился к Ю Жо:
– Год выдался голодный, и средств не хватает. Как быть?
– Почему бы не восстановить десятину?
– Мне даже двух десятин не хватит, на что мне одна десятина?
И услышал в ответ:
– Если у народа будет достаток, то разве может не хватать правителю? А если у народа не будет достатка, то разве может хватать правителю?
Цзы Чжан спросил:
– Как приумножить добродетель и как выявить заблуждение?
– Руководствуйся преданностью и искренностью, действуй во имя справедливости – так приумножишь добродетель. Когда любят человека, желают ему долгой жизни; когда ненавидят человека, желают его скорой смерти. Желать жизни или смерти [человека] – это и есть заблуждение. Если так будешь поступать, то ничего не добьешься, а люди назовут это глупостью. [128] Мао Цзышуй и Се Бинъин с коллегами считают, что последний абзац не относится к суждениям Конфуция. Ян Боцзюнь придерживается такого же мнения, однако приводит перевод этой фразы в данном суждении, следуя комментарию Чжу Си.
Циский Цзин-гун [129] Циский Цзин-гун – правитель государства Ци. спросил учителя об управлении государством.
– Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном.
– Правильно! В самом деле, если государь не будет государем, сановник – сановником, отец-отцом, сын-сыном, то, даже если у меня и будет зерно, хватит ли мне его?
– Решить судебное дело с полуслова был способен только Ю.
Он же никогда не откладывал [выполнение] обещанного.
– Я не хуже других разбираю тяжбы, но лучше бы их вовсе не стало.
Цзы-чжан спросил об управлении государством.
– Надо постоянно быть в напряжении, вести дела с чувством преданности [вышестоящим].
– Благородный муж, обладая обширными познаниями в вэнь-культуре и постоянно сдерживая себя Правилами, не в состоянии нарушить их.
– Благородный муж помогает людям свершать красивые дела и не помогает им свершать некрасивые дела. Низкий человек поступает противоположным образом.
Цзи Кан-цзы спросил Кун-цзы об управлении государством.
– Управлять – значит поступать правильно. Если, управляя, вы будете поступать правильно, то кто осмелится поступать неправильно?
Цзи Канцзы, обеспокоенный [размахом] воровства, спросил совета у Кун-цзы.
– Если Вы не будете алчным, то и люди даже за награду воровать не станут.
Цзи Кан-цзы спросил Кун-цзы об управлении государством:
– Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам? [130] Эта фраза может иметь и другие толкования, например: «как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, совершенное, чтобы приблизиться к хорошим людям.
– Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа [подобна] ветру; мораль низкого человека [подобна] траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер.
Цзы Чжан спросил:
– Каким должен быть ши -книжник, чтобы его назвали выдающимся?
– А что ты имеешь в виду под выдающимся?
Цзы Чжан сказал:
– Быть обязательно известным в государстве и быть обязательно известным в семье.
– Это человек известный, а не выдающийся. Выдающийся же обладает природной прямотой, любит справедливость, вникает в слова людей и следит за выражением их лиц, заботится о том, чтобы быть ниже других. Такой будет обязательно выдающимся в государстве и будет обязательно выдающимся в семье. Что же касается известного, то он лишь внешне проявляет человеколюбие, а на деле не таков. Он живет, не испытывая сомнений. Такой и будет обязательно известным как в государстве, так и в семье. [131] «Семья» (цзя) – здесь подразумевается одна из аристократических патронимий, в которых служили ши-книжники.
Фань Чи, сопровождая Учителя на прогулке у алтаря дождя, сказал:
– Осмелюсь спросить, как возвысить добродетель, искоренить зло и не впасть в заблуждение?
– Прекрасный вопрос! Если прежде – дело, а потом – итог, разве это не возвышение добродетели? Если нападать на зло в себе и не нападать на зло в других, разве это не искоренение зла? Если однажды в пылу гнева позабыть не только себя, но и родных, разве это не значит впасть в заблуждение?
Фань Чи спросил о человеколюбии.
– Это значит любить людей.
Фань Чи спросил о знании.
– Это значит знать людей.
Фань Чи не понял.
– Выдвигать людей прямых и отстранять людей лживых, и тогда лживые люди смогут стать прямыми.
Фань Чи ушел, но, встретив Цзы-ся, сказал:
– Я только что видел учителя и спросил его о знании.
– Выдвигать людей прямых и отстранять людей лживых, и тогда лживые люди смогут стать прямыми.
– О как глубоки эти слова! Когда Шунь правил Поднебесной, из народа избирали [достойнейшего] и был выдвинут Гао-яо, а все, не обладающие человеколюбием, были отстранены. Когда Тан правил Поднебесной, из народа избирали [достойнейшего] и был выдвинут И Инь, а все люди, не обладающие человеколюбием, были отстранены. [132] Гао-яо – судья во время правления Шуня. Его имя стало нарицательным для справедливого судьи. Тан – см. прим. 7 к «Шу цзин». И Инь – см. прим. 46 к «Шу цзин».
Цзы Гун спросил о дружбе.
– Искренне предостерегай друга, как следует наставляй его. Если не будет слушать, порви [с ним] и себя не казни.
– Благородный муж обретает друзей благодаря вэнь-культуре и в дружбе совершенствует [свое] человеколюбие.
Следующая цитата
3 апреля 1881 года в Петербурге были повешены пятеро организаторов и исполнителей убийства царя Александра II. Среди них – дочь высокопоставленного сановника Перовского.
Род Перовских
Род Перовских пошёл от графа Алексея Разумовского – сына Кирилла Разумовского и племянника морганатического мужа императрицы Елизаветы Петровны, Алексея Разумовского. Фамилию Перовские получили внебрачные дети Алексея Кирилловича – пятеро сыновей и пятеро дочерей.
Разошедшись со своей женой Варварой Шереметевой (которая родила от него двух сыновей и троих дочерей), Разумовский до конца жизни проживал с мещанкой Марией Соболевской. Почти все Перовские первого поколения стали известными людьми. А одним из внуков Алексея Кирилловича был великий русский писатель и поэт Алексей Константинович Толстой.
Старший из Перовских, Николай (официально носивший отчество Иванович), сделал административную карьеру и в 1822-1824 гг. был таврическим губернатором. Его старший сын Лев Николаевич стал в 1865 году губернатором Санкт-Петербурга, но занимал эту должность только до июля 1866 года. Тогда произошло неудачное покушение на Александра II студента Дмитрия Каракозова, и Перовский, как не обеспечивший безопасность императора, был уволен с должности. Правда, царь назначил его на синекуру члена совета при министре внутренних дел, которую Перовский занимал до самой смерти в 1890 году. Как ни удивительно, даже участие его дочери в покушении на государя и её казнь не привели к отставке Перовского: «проклятый царизм» не мстил за государственные преступления родственников!
Покушение Дмитрия Каракозова в изображении художника А.Кардовского Покушение Дмитрия Каракозова в изображении художника А.КардовскогоМесть за несправедливое увольнение отца?
У Льва Николаевича Перовского было две дочери (Мария и Софья) и сын Василий. Мария стала прапрабабушкой известных деятелей нынешней российской государственной элиты братьев Андрея и Сергея Фурсенко. Василий увлёкся революционной борьбой, ссылался царскими властями, работал на советскую власть и умер в блокадном Ленинграде. Но самую большую, хотя и печальную, известность приобрела младшая сестра Софья, родившаяся в 1853 году.
Сохранилась картина художника Ивана Макарова, изображающая сестёр Марию и Софью в детстве. Никто бы тогда не смог подумать, что прелестная юная девочка станет цареубийцей и кончит свои дни на эшафоте. Возможно, что на неё повлиял старший брат Василий. На обоих наверняка воздействовало увольнение их отца от должности губернатора, которое Лев Николаевич сильно переживал, считая себя невиновным в упущениях.
Софья и Мария Перовские, картина И.Макарова, 1859 г Софья и Мария Перовские, картина И.Макарова, 1859 гВероятно, тогда Василий и Софья задумались, за что же некоторые личности хотят убить царя. Они сумели убедить себя в несправедливости поступков Александра II. Известно, что отец пытался удержать Софью от «сомнительных знакомств». Тогда она порвала с семьёй и полностью отдалась подготовке цареубийства.
Предателей не прощают
Софья Перовская разработала план цареубийства 1 марта 1881 года и сама расставила метальщиков бомб. Она лично подала знак Гриневицкому бросить бомбу после того, как первый взрыв, произведённый Рысаковым, не достиг цели. Гриневицкий сам погиб при взрыве. Кроме него и царя, жертвами теракта стали казак императорского конвоя Малеичев и случайно оказавшийся в месте событий крестьянский мальчик Захаров.
1 марта 1881 года. Покушение на Александра II на картине того времени 1 марта 1881 года. Покушение на Александра II на картине того времениПеровская не чувствовала ни малейших угрызений совести в том, что отправляет людей на смерть, что жертвами её акции становятся посторонние люди. «Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям людей придётся лечь на нём, но сделать его надо», — такие исполненные фанатизма слова Перовская записала ещё до покушения.
Для Александра III вина детей аристократов, участвовавших в революции, была несравненно больше, чем вина людей из простонародья, замешанных в подобных делах. Ведь эти люди были обязаны своим счастливым детством, образованием, материальным положением «проклятому царизму»! Александр III не терпел подобного предательства. Точно так же он спустя шесть лет отказал в помиловании сыну действительного статского советника Александру Ульянову, хотя простил тогда десяток лиц более низкого звания.
Читайте также: