Цитаты для начала выступления

Обновлено: 06.11.2024

Тренеры бюро подготовки публичных выступлений «Глагол» делятся инструментами, как сделать вступление и быстро собрать внимание аудитории.

Слушать Что не так с «Здравствуйте, меня зовут…»

Большинство спикеров не любят вступления. Часто в начале выступающий чувствует себя неловко и не знает, как подвести к теме. Появляется фраза по умолчанию: «Добрый день, меня зовут… последние 15 лет я занимаюсь … и сегодня я расскажу, как …».

Для слушателя вступление — это обещание, что дальше будет что-то интересное. Поэтому задача первых минут речи — заинтересовать и вызвать доверие. Заход «Здравствуйте, меня зовут…» повторяется обычно от спикера к спикеру и от этого не помогает захватить внимание.

Вот еще некоторые штампы для вступлений:

  • Как вам меня слышно?
  • Давайте узнаем, кто сегодня в зале. Поднимите руку те, кто…
  • Я редко выступаю, поэтому волнуюсь. Похлопайте мне, чтобы не было страшно.
  • Обычно то, что я буду рассказывать вам сейчас, я говорю на трехдневном тренинге. Сегодня у нас только 30 минут, поэтому не будем терять времени.

Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.

Теперь представьте, что после нескольких одинаковых вступлений спикер неожиданно начинает речь с личной истории или кейса, который слушателям будет интересно рассказать своим приятелями. Придумать такие ходы непросто, поэтому тренеры бюро «Глагол» сделали подборку инструментов для вступлений.

Начните с утверждения

Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.

Например, Михаил Казиник начал свое выступление на TED c фразы «Послушайте, школа умерла. И если новая школа не возродится, то можете готовиться к третьей мировой войне». Параллельно тут работают два приема: спикер погружает слушателей в контекст и отстраивается от других выступающих.

Расскажите историю, в которой слушатели узнают себя

Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.

Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.

История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.

Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.

Сломайте шаблон

Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона. Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.

Вот пример разрыва шаблона с российской конференции Epic Growth Summit. Антон Бондарев, основатель «Кухни на районе» в начале выступления говорит: «Сегодня вы будете слушать истории о том, как растут компании, какой опыт вы можете вынести для своего бизнеса. Но я хотел бы подойти с другой стороны. И расскажу про вас, про конкретно каждого из вас». Такое вступление отличает Антона от других спикеров, а еще включает личный интерес: что это такое будут говорить обо мне?

Еще один пример: юрист Дмитрий Гриц на форуме «Будь больше, чем юрист» выступал с темой «Новые тренды отбора молодых сотрудников. Как увидеть “звезду”?» Он начал свое выступление сразу с ответа на поставленный вопрос. Во весь слайд было написано слово «Никак». И дальше черный экран, конец презентации.

Начните с цитаты

Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.

По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.

Дайте слушателям задание

Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.

Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.

Следующая цитата

Если вы чувствуете, что внимание аудитории падает, вы можете применить запасной сценарий. Например, вы всегда должны знать наизусть 2 - 4 универсальных анекдота, чтобы рассказать их в случае необходимости, для возвращения внимания. В чем суть универсальности анекдота? 1) он не должен задевать ни чьих интересов и 2) его легко можно привязать к любым ситуациям.
1) Не нужно рассказывать анекдоты про политику, про религию, про ущемление национального достоинства. То есть, анекдот не должен быть про москаля из партии ЛДПР, который обратился к богу, а тот ему и отвечает. Вы не можете гарантировать, что такой человек, и не один, не сидит в зале.
2) Анекдот рассказывается не просто так, он должен интегрироваться в контекст вашего выступления. Будет неэффективно, если вы просто скажете: что-то вы заскучали, давайте-ка я расскажу вам анекдот. Все посмеялись и вы продолжаете. Это непрофессионально. Хотя, это лучше, чем ничего.

Подробнее про Управление вниманием смотрите здесь: Управление вниманием .

Отличная речь. И без бумажки.

Когда Нельсон Мандела совершал свой «Победный тур» по Соединенным Штатам после двадцатисемилетнего тюремного заключения в ЮАР, он и президент Джордж Буш обменялись речами, стоя рядом на лужайке перед Белым Домом.

Казалось, Джордж Буш был поражен тем, что Мандела говорил так прямо и именно то, что хотел сказать, не прибегая к заранее подготовленному тексту. Когда они направились к Белому Дому, параболические микрофоны прессы уловили его слова: «Отличная речь. И без бумажки. Просто удивительно».»

Отрывок из книги: Хофф, Рон. «Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести.»

Говорят, что Томас Эдисон провел пятьдесят тысяч экспериментов, пытаясь разработать лампу накаливания. Однажды его ассистент в лаборатории настолько упал духом, что предложил все бросить, потому что их упорная работа не имеет результатов. Но Эдисон не собирался сдаваться. Он поставил перед собой цель и был уверен, что рано или поздно ее достигнет. Ассистенту он ответил примерно следующее: «Да, мы действительно долго и упорно работали и пока не получили желаемого. Но результаты великолепны: у нас есть список из пятидесяти тысяч бесполезных вариантов».

Приезжает мужик с женой в отпуск в Испанию. В один из вечеров муж уходит в бар, и, вернувшись через час, не застает жену в номере. Он выходит в коридор и у горничной спрашивает: «Где моя жена?» Та ему отвечает, что жена твоя пошла к дону Педро. Мужик начинает возмущаться, кричать: «Кто такой дон Педро, где он живет?» Горничная называет ему номер, он туда тихонечко входит и крадется к двери в комнату. Заглядывает - играет тихая музыка, роскошная кровать, на ней лежит загорелый, стройный, красивый, мужественный дон Педро. Открывается дверь душа и выходит его жена — бледная, растрепанная, живот, грудь отвисшие, целлюлит… Мужик смотрит и думает: «Господи! Как перед доном Педро неудобно!»

Очень хороший универсальный анекдот. От него легко делать переход к любой теме.

Например: Так вот, чтобы нам с вами не было неудобно перед доном Педро, нужно ….. ухаживать за своим телом по системе, используя наши крема/заниматься спортом/употреблять продукты для здоровья, то есть пищевые добавки/проснуться и активно включиться в работу … и так далее.

Череп Александра Македонского.

В колхозном клубе стандартная программа: лекция и кино. Заезжий лектор читает лекцию про Александра Македонского. Рассказывает, рассказывает, достаёт из портфеля череп и говорит:

- Вот череп Александра Македонского в 18 лет.

Через некоторое время повествования достаёт второй череп.

- Вот череп Александра Македонского в 25 лет.

Ещё через некоторое время рассказа:

- Вот череп Александра Македонского в 30 лет.

Тут с последнего ряда кто-то тянет руку. Лектор спрашивает:

- Что Вы хотите спросить?

- Простите, но как у одного человека может быть три черепа?

- Извините, товарищ, а вы кто?

- Я киномеханик, из города приехал.

- Сядьте, киномеханик. Я лекцию читаю для колхозников.

Очень хороший универсальный анекдот. От него легко делать переход к любой теме.

Например: Так вот, сегодня у нас лекция не для колхозников, а для киномехаников, поэтому мы подробно рассмотрим с вами принципы влияния на кожу лица нового крема ХХХ.

Если аудитория не проявляет активность, в ответ на ваши вопросы молчит, то можно рассказать следующий анекдот (особенно в тему будет, если мероприятие платное):

К психоаналитику приходит клиент. Располагается на кушетке и. молчит. Психоаналитик терпеливо ждет. В абсолютной тишине проходит час. Клиент встает, оставляет 50 долларов и, попрощавшись, уходит. На следующий день картина повторяется. И так несколько раз.

Через неделю психоаналитик не выдержал: — Может расскажете, что вас беспокоит? — Жена, доктор. Она не замолкает ни на минуту. А у вас здесь хорошо. Тихо.

О подготовке к выступлению

Один известный государственный деятель на вопрос о том, сколько времени ему потребуется на подготовку к выступлению, ответил: "Если я должен говорить 10 минут, то на подготовку мне потребуется неделя. Если в моем распоряжении будет один час, то мне нужно два дня. Если же время моего выступления не ограничено, тогда я могу начать прямо сейчас".

(Отрывок из книги: Хьюмс, Джеймс. «Секреты великих ораторов»).

Как-то СЕО одной крупной компании на Совете Директоров, рассказывая о тенденциях рынка и чувствуя, что теряет внимание слушателей, сказал:

Помню, как на уроке биологии мистер Дэвидсон спросил Анжелу Ди Марко из церковно-приходской школы:

— Анжела, какая часть человеческого тела увеличивается почти в десять раз во время эмоционального возбуждения?

— Я… я не могу сказать, — замялась девочка, стыдливо отводя глаза. Тогда мистер Дэвидсон спросил ее соседа по парте:

— Что это за часть тела, Кларк?

Кларк ответил правильно: «Зрачок».

— Мисс Ди Марко, — сказал учитель, — ваш отказ отвечать говорит о трех вещах: во-первых, вы не выучили урок, во-вторых, у вас в голове грязные мысли, в-третьих, вы будете страшно разочарованы после свадьбы.

Затем оратор продолжил мысль: "В общем, если вы не изучите досконально последние тенденции рынка, вас ждет страшное разочарование".

Ноги из-под кровати

Один мужчина решил проверить, любит ли его жена, и написал ей прощальное письмо о том, что он якобы уходит от нее. Он положил записку на тумбочку, а сам спрятался под кроватью в ожидании жены. Муж понимал, что это несколько детский поступок, но он должен был знать, что чувствует к нему жена. Он надеялся услышать, как она расстроится, начнет плакать, звонить знакомым…

Когда жена, наконец, пришла домой, она увидела письмо и прочитала его. Через несколько минут молчания, она взяла ручку и начала что-то приписывать в письме. Затем она переоделась, насвистывая веселые мелодии, подпевая и пританцовывая на месте. Она была скорее счастлива, нежели чем расстроена и подавлена.

Через некоторое время муж услышал, как открылась и закрылась входная дверь – жена ушла… Муж был шокирован. Расстроенный, со слезами на глазах, он вылез из-под кровати и принялся читать, что жена приписала в письме.

Сквозь слезы он прочел: «Я вижу твои ноги, торчащие из-под кровати. Пошла в магазин за хлебом».

Мораль. когда уходите, не забудьте немного высунуть ноги из-под кровати.

Еще одна история в коллекцию ваших «Универсальных анекдотов». Ее вполне можно использовать как для удержания внимания уставшей аудитории, так и для перехода от одного блока к другому.

Например, рассказали историю, и…. Так вот, чтобы мы не забывали, как это все у нас называется одним словом, давайте вернемся к…/перейдем к…../вспомним о…./подытожим сказанное…

Юлю хотели отдать в школу, но перед этим нужно было пройти тестирование – проверку на готовность к обучению.

– Начнём с самого простого, – сказала психолог и выложила из вазы на стол восковые фрукты. – Яблоко, груша, апельсин, абрикос. Как всё это можно назвать одним словом?

Юля молча опустила глаза.

— Продолжим. Вот огурец, помидор, редиска, картошка, лук. Как мы назовём это одним словом?

Юля прикусила губу.

– Клубника, малина, вишня. Как это всё называется? Не знаешь?

– Забыла, – прошептала тестируемая, сдерживая слёзы.

– Я думаю, вам рано идти в школу, – сказала психолог Юлиной маме. – Подождите годик, позанимайтесь с девочкой. Она не знает самых элементарных вещей!

Мать с удивлением посмотрела на ребёнка:

– Юленька, разве ты не знаешь, как всё это называется одним словом?

– А! Вспомнила! – засияла девочка. – Муляжи!

«В 1953 году сэр Уинстон Черчилль был приглашен в отель «Савой», чтобы прочитать лекцию в Британском женском союзе трезвости.

В ответ Черчилль заявил: «Мадам, я признателен за столь точные вычисления. Но, глядя на ваши высокие потолки и вспоминая о своих семидесяти восьми годах, я думаю только об одном: как еще много можно выпить и как мало осталось времени!»

Отрывок из книги: Хьюмс, Джеймс. "Секреты великих ораторов".

О гордыне и возможных последствиях

Еще одна замечательная история в копилку Универсальных Анекдотов. Я ее очень люблю за то, что 1) она красивая, ее приятно рассказывать и люди слушают с интересом, включая внимание на полную, 2) в ней есть глубокая идея и 3) ее можно использовать в выступлениях на многие темы.

В стране Арам - там, где сейчас находится Сирия, - жил в давние времена один военачальник, которого любил и ценил его царь. И лишь только прославился он своей силой и мужеством, как сразила его тяжкая болезнь, и ни с кем не мог он с тех пор иметь никакого контакта, даже со своей женой, ибо это была проказа.

И тут он услышал от одной рабыни, что у нее на родине есть человек, знающий, как исцелить эту болезнь. Тогда собрал он большую свиту, взял десять талантов серебра, шесть тысяч Золотых монет, десять праздничных облачений да еще рекомендательное письмо от своего царя и отправился в путь.

После долгого перехода, сбиваясь иногда с дороги, добрался он до дома, в котором жил целитель, и громко попросил разрешения войти.

И вот стоит он со всей своею свитой и всеми своими сокровищами, держит в руке письмо от своего царя и ждет. Но никто не берет у него письма. Нетерпение и раздражение уже стало понемногу охватывать военачальника, когда дверь открылась, вышел слуга, подошел к нему и сказал: "Мой господин велел передать: "Пойди, омойся в Иордане и снова будешь здоров".

Военачальник решил, что его выставили на посмешище одурачили. "Что? - сказал он, - и это называется целитель? Да он должен был по крайней мере выйти ко мне сам, призвать имя Господа, Бога своего, начать долгий ритуал и до каждой раны на моей коже дотронуться своей рукой. Это мне, может, и помогло бы. А тут я, значит, должен просто омыться в этом Иордане?" И, пылая от гнева, развернулся и отправился в обратный путь.

На этом история на самом деле заканчивается. Но, поскольку это всего лишь сказка, то конец у нее все же будет хороший.

Когда он вернулся домой, жена принялась расспрашивать его о том, как все было. "Ах - сказал он. - Я снова чувствую себя хорошо. А так ничего интересного".

Одна дама, сидя в очереди на приеме к новому стоматологу, обратила внимание на его диплом, висящий на стене в приемной. Внезапно она вспомнила, что красивый высокий мальчик с таким именем учился с ней в одном классе где-то 30 лет назад. Но, как только она зашла в кабинет - тут же отбросила мысль об этом. Этот лысеющий седой мужчина с изборожденным морщинами лицом был слишком стар, чтобы быть ее одноклассником.

Тем не менее, после того, как доктор провел осмотр, дама спросила его, какую школу он закончил. И он назвал номер ее школы!

– В каком году? – спросила она.

– Вы были в моем классе! – воскликнула дама.

Врач пристально посмотрел на нее и спросил:

– Да? А что вы преподавали?

Табличку не снимай

Сегодня вспомнил одну старую и хорошо известную притчу, которая также может быть взята вами в обойму Универсальных анекдотов. Ее удобно использовать, как связку между блоками вашего выступления. Эта притча, например, хорошо ложится в канву выступления, когда вы говорите о необходимости постоянного рекрутирования.

Приходит бизнесмен к мудрецу и говорит:

— Ну как так…? Верю в Бога, никого не обманываю, не ворую, жене не изменяю… Честно работаю… Жена — ушла к другому, бизнес разваливается, машину разбил, у дочери проблемы в универе, сын не может найти работу и т. д. и т. п… Что делать?

— Поблагодари Бога… Повесь у себя на двери табличку «ТАК БУДЕТ НЕ ВСЕГДА», прости всех, отпусти обиды

Через некоторое время встречаются снова:

— Всё замечательно! Бизнес пошел в гору, жена вернулась, у детей всё лучше, чем ожидали и т. д. и т. п. Слава Богу!

— Я очень рад за тебя! Но табличку с двери не снимай…

Говорят, что краткость - сестра таланта. Я полностью согласен и, в подтверждение этому, очередной универсальный анекдот:

— Сэр, в чем секрет Вашего успеха? — спросил журналист успешного предпринимателя. – Я понимаю, что это долгий разговор, но если кратко?

— Можно и кратко… Я могу ответить двумя словами.

— Всего два слова? И какие?

— А как же Вы принимаете правильные решения?

— Здесь хватит одного слова.

— Да? И что это за слово?

— А… как Вы получаете этот самый опыт?

Уже совсем рассмеявшись, предприниматель сказал:

— Всего два слова.

На одном из приемов в Канаде Черчилль оказался рядом с чопорным священником-методистом в тот момент, когда, неся на подносе бокалы хереса, к ним подошла бойкая молоденькая официантка. Сначала она предложила напитки Черчиллю, который взял бокал, а потом повернулась к священнику. Тот в ужасе отшатнулся. «Юная леди, — воскликнул он, — я скорее совершу прелюбодеяние, чем возьму в руки это отравляющее зелье!» Черчилль тут же окликнул официантку: «Вернитесь, мисс! Я не знал, что у меня есть выбор!»

Хьюмс Д. Так говорил Черчилль.

«Один мой знакомый сапожник из Филадельфии решил поехать в Нью-Йорк повидаться с братом. Он искал конюшню, чтобы оставить там свою лошадь.

В первой конюшне хозяин сказал ему:

— Мы берем двадцать долларов в месяц за содержание лошади, но вернем вам два доллара за навоз.

— Двадцать долларов! Да вы с ума сошли! — ответил сапожник и пошел искать дальше.

В другой конюшне хозяин назвал свою цену:

— Десять долларов в месяц, но доллар возвращаем за навоз.

Сапожник покачал головой и спросил у хозяина, нет ли кого-нибудь, кто берет дешевле.

— Ну, — ответил конюх, — есть старый квакер с улицы Арк, который возьмет всего пять долларов в месяц.

И сапожник отправился к квакеру.

— Да, — сказал квакер, — я беру всего пять долларов в месяц за содержание лошади.

— А как же навоз? — спросил сапожник.

— Какой навоз? За пять долларов в месяц никакого навоза просто не будет!»

Отрывок из книги: Хьюмс, Джеймс. «Секреты великих ораторов»

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста, помогите!».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.

Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке была такая: «Придет весна, а я ее не увижу».

Пришла женщина в храм, приобрела свечу, уверенно зажгла её и поставила в подсвечник. Но как только начала читать молитву, та погасла. Женщина смутилась, снова зажгла огонёк и аккуратно поставила её на место. Не успела произнести даже нескольких слов, как огонёк снова погас.

Разволновавшись не на шутку, она опять осторожно взяла её и не спеша поднесла фитилём к одной из горевших свечей. Та затрещала, но зажглась. Женщина медленно поставила её на свободное место и, не сводя с неё глаз, начала читать молитву. Тут огонёк снова стал уменьшаться и погас, пустив вверх струйку дыма.

Паника, испуг, недоумение — все смешалось воедино! Она бросилась к священнику: — Святой отец! У меня постоянно гаснет свеча. Неужели Господь отвернулся от меня и не желает слышать мою молитву? Или же я настолько грешна, что моя жертва не угодна Ему? Что мне делать?! — Возьми другую свечу. Тебе попалась бракованная, — улыбнулся он ей в ответ.

6. «Мне только вчера сказали, что я должен выступить»

Фразы вроде «Меня не предупредили, что я буду выступать», «Организаторы мне только вчера позвонили, что запланировано мое выступление», «Мне пришлось преодолеть тысячу километров, чтобы выступить перед вами, поэтому у меня уставший вид» и тому подобные произносят многие ораторы. Очевидно, таким образом они страхуют себя, рассчитывая на снисходительность публики, если выступление пройдет не на должном уровне.

Однако если мы действительно не в форме, плохо себя чувствуем или не подготовлены, то лучше отказаться от участия в мероприятии. Ведь в конечном итоге люди заплатили деньги либо пожертвовали личным временем, чтобы нас послушать, и им совсем не интересно знать причину, по которой мы не оправдали их ожиданий.

4. «Вам меня слышно?»

Ораторам, выступающим перед большой аудиторией и пользующимся микрофоном, присущи опасения, что люди их плохо слышат или не слышат вообще, поскольку микрофон неисправен. Эти опасения усиливаются, если их выступление не встречает ожидаемой реакции слушателей, и тогда они начинают время от времени интересоваться, хорошо ли их слышно.

Подобная ситуация лишает оратора уверенности в себе и рассеивает внимание слушателей, поэтому выступление получается скомканным.

Чтобы этого не случилось, качество звука в микрофоне стоит проверить заранее, тем более что есть люди, отвечающие за звуковое сопровождение мероприятия.

8. «Я прочитаю вам, что здесь написано»

Еще одна причина, по которой слайд не должен содержать много текста, ― люди стараются его прочитать весь и перестают слушать выступающего. Не стоит читать текст из слайда вслух и оратору. Выступление будет более понятным, если текст на слайде будет содержать не более четырех слов.

Если же необходимо разместить, к примеру, цитату, состоящую из большего количества слов, то нужно не начинать говорить до тех пор, пока все ее не прочитают. Это должно занять не более шести – восьми секунд.

3. «Вернемся к этому вопросу позже»

Часто по ходу выступления у слушателей возникают вопросы, на которые они сразу же хотят получить ответ. Но ораторы нередко игнорируют их, обещая ответить позже. Практика показывает, что позже уже никто не возвращается к пройденному материалу: оратор чаще всего забывает о вопросе, а слушатели либо забывают, либо он утрачивает для них актуальность. И это несколько снижает качество выступления.

Поэтому на вопросы лучше отвечать тогда, когда их задают, тем более что такие паузы несколько оживляют лекцию или презентацию.

9. «Можете не записывать, потому что позже получите презентацию онлайн»

Слушатели вольны делать все, что им удобно для того, чтобы лучше усвоить материал: многие легче запоминают услышанное, если делают для себя заметки. По сути, это и есть цель оратора ― заинтересовать и удержать внимание слушателей, а полученная позже презентация лишь закрепит тему.

Следующая цитата

Изумительные торты на заказ от моей жены. Я ел. Очень вкусно.

Москва. Метро Юго-Западная.

Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей.

Хотите, чтобы в споре ваше слово было последним? Скажите оппоненту: «Пожалуй, Вы правы».

Хорошая речь как женская юбка. Достаточно длинна, чтобы покрыть тему и достаточно коротка, чтобы создать интерес.

Говорить просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

Письмо это вышло более длинным только потому, что у меня не было времени написать короче.

(Из книги «Письма к провинциалу»)

В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто.

Современная аудитория - будь то пятнадцать человек на деловом совещании или тысяча человек под тентом - хочет, чтобы оратор говорил так же просто, как и в личной беседе, и вообще в той манере, как будто он беседует с одним человеком.

Публичное выступление - это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.


Ораторы, говорящие сидя, если даже речь их обладает в значительной степени такими же достоинствами, что и речь говорящих стоя, одним тем, что они сидят, ослабляют и принижают свою речь. А у тех, кто читает речь, связаны глаза и руки, которые так помогают выразительности. Ничего удивительного, если внимание слушателей, ничем извне не плененное и ничем не подстрекаемое, ослабевает.

Если я не буду репетировать один день, замечу только я. Если пропущу два дня, заметит мой наставник. Если три дня – заметят все.

Байрон Дженис, пианист

Лучше, чем как надо - не надо.

Если ты изложишь дело так ясно, что тебя сможет понять каждый, кто-нибудь обязательно не поймет.

Уилл Роджерс, актер и журналист

Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

Если вы не собираетесь встречаться взглядом со своими слушателями, можете с таким же успехом обратиться к ним по почте.

Публика – зеркало выступающего, в каждое мгновение она отражает его настроение. Хотите знать, как у вас идут дела? Взгляните на публику.

Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом.

Нет более жалкого зрелища, чем человек, объясняющий свою шутку.

Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо - мысль природы.

…единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план и продумал все до мельчайших деталей, большинство же, наоборот…

Артур Шопенгауэр – немецкий философ

Человеческий мозг — удивительный орган. Он начинает работать с момента вашего рождения и не прекращает, пока вы не соберетесь выступать публично.

Джордж Джессел, комик

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое.

Страх исчезает, когда вы начинаете делать то, что боитесь делать, вместо того, чтобы думать об этом.

Экхарт Толле — писатель и философ

Если вы умеете разговаривать с друзьями за обедом, значит, вы знаете достаточно, чтобы выступать публично.

Единственное, что по-настоящему важно в публичных выступлениях, – это не уверенность, не манера поведения и не умение говорить гладко. Главное – иметь то, что стоит сказать.

Cамое главное и важное чувство, которое должно проявиться в ходе выступления, – это вдохновение. Работа и слова оратора должны вас тронуть и наполнить вашу душу ощущением возможностей и восторга. Вы должны захотеть после этого выступления стать лучше.

У вдохновения есть одна особенность: оно должно быть заслуженным. Человек вдохновляет нас не тем, что смотрит на вас большими глазами и просит поверить в его мечту всем сердцем. Нет, у него действительно должна быть мечта, которая заслуживает вдохновения. Найти такую мечту нелегко. Такие мечты рождаются в крови, поту и слезах.

Крис Андерсон - куратор ежегодной конференции TED TALKS

На подготовку 10-минутной речи мне нужна неделя; на 15-минутную — три дня; на получасовую — два дня; а часовую речь я могу произнести хоть сейчас.

Изрекать могут многие — понимают не все.

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым.

Эмерсон, Ральф Уолдо - один из виднейших мыслителей и писателей США.

Разговаривая, редко высказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостает.

Готхольд Э. Лессинг - немецкий поэт и драматург

Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей.

Гилберт К. Честертон

Страсти — это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных законах. Поэтому человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.

В речи, в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько в подборе его слов.

Полезные высказывания о всяком разном

Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма.

Вы никогда не дойдете до места назначения, если будете швырять камни в каждую собаку, что лает.

Я — оптимист. Не вижу особой пользы быть чем-то еще.

Совершенствоваться — значит меняться, быть совершенным — значит меняться часто.

Умный человек не делает сам все ошибки — он дает шанс и другим.

Ни одно слово в ваш адрес не должно менять ваше мнение о себе.

В молодости я взял себе за правило не пить ни капли спиртного до обеда. Теперь, когда я уже немолод, я держусь правила не пить ни капли спиртного до завтрака.

Мои вкусы просты. Я легко удовлетворяюсь наилучшим.

Самый хороший способ испортить отношения – это начать выяснять их.

На протяжении своей жизни каждому человеку доводится споткнуться о свой «великий шанс». К несчастью, большинство из нас просто подымается, отряхивается и идет дальше, как будто ничего и не произошло.

Если вы можете начать свой день без кофеина, если вы всегда можете быть жизнерадостным и не обращать внимание на боли и недомогания, если вы можете удержаться от жалоб и не утомлять людей своими проблемами, если вы можете есть одну и ту же пищу каждый день и быть благодарными за это, если вы можете понять любимого человека, когда у него не хватает на вас времени, если вы можете пропустить мимо ушей обвинения со стороны любимого человека, когда все идет не так не по вашей вине, если вы можете спокойно воспринимать критику, если вы можете относиться к своему бедному другу так же, как и к богатому, если вы можете обойтись без лжи и обмана, если вы можете бороться со стрессом без лекарств, если вы можете расслабиться без выпивки, если вы можете заснуть без таблеток, если вы можете искренне сказать, что у вас нет предубеждений против цвета кожи, религиозных убеждений, сексуальной ориентации или политики, — значит, вы достигли уровня развития своей собаки.

5. «Слишком яркий свет мешает вас видеть»

Так же как и микрофон, осветительные приборы нужно проверить перед началом мероприятия. Выставлять свет должны люди, профессионально занимающиеся освещением. В противном случае для нас может оказаться неприятным сюрпризом свет, слепящий глаза, и мы будем озабочены тем, как побыстрее закончить выступление, оправдываясь перед слушателями, что слишком яркий свет мешает их видеть.

Следующая цитата

Самые распространенные ошибки ораторов

Казалось бы, в выступлении на публике нет ничего сложного. Главное, найти тему, которая волнует собравшихся, и успех обеспечен. Но стоит нам самим оказаться в положении выступающего, как мы понимаем, что одного лишь знания предмета, о котором мы собрались говорить, недостаточно для того, чтобы сначала заинтересовать публику, а затем удержать ее внимание.

Оратор, который в совершенстве овладел искусством выступлений, способен влиять на умы людей, манипулировать их чувствами, добиваться от них нужных действий. Он может убедить людей в том, чему они не верили ранее, вселить надежду и даже изменить их жизнь.

Силу ораторского искусства прекрасно понимали и в древние времена ― тогда-то оно и зародилось (слово «оратор» происходит от латинского «oro» ― «говорю»).

Известнейшие ораторы Древней Греции и Древнего Рима ― Сократ, Платон, Демосфен, Цицерон, Аристотель хотя бы понаслышке знакомы многим. И сейчас красноречивого человека, умеющего убеждать, порой называют Цицероном. Сам Цицерон называл совершенным того оратора, который «сумеет потрясти народ».

Ораторов ― мастеров ораторского искусства одни почитали, другие боялись. Например, афинянину Демосфену нередко давали деньги только за то, чтобы он молчал, а Цицерону римский император Антоний повелел отрубить голову, поскольку опасался, что тот своими речами поднимет против него народ.

Демосфен стал великим оратором благодаря своей настойчивости и энергии. От природы он страдал косноязычием, имел тихий голос и короткое дыхание. Желая стать оратором, Диосфен каждый день один приходил на берег моря и под шум волн, напоминающий ему гул толпы, произносил речи. Он разговаривал с камешками во рту, поднимался в горы, читая при этом поэмы и таким образом тренируя дыхание, оттачивал перед зеркалом мимику.

Но уже в те далекие времена существовали школы ораторского искусства, где обучали риторике, красноречию, называя его «работницей убеждения».

Не меньшее значение отводится ораторскому мастерству и в наше время. Школы ораторского искусства предлагают всевозможные курсы, тренинги и методики, обучающие говорить красиво и убедительно. Существует и немало книг на эту тему: «Как выступать публично» Дейла Карнеги, «Учебник риторики» Хайнца Леммермана, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Лари Кинга и др. В большинстве из них рассказывается, как вести себя, выступая публично, чтобы влиять на людей. Хотя не менее важно знать, что нельзя делать и что не нужно говорить на публичных выступлениях, чтобы не потерять внимание слушателей.

10. Слова сорняки или же слова-паразиты

Нам кажется, что мы говорим красиво и правильно. Но, послушав себя со стороны, с удивлением замечаем в своей речи всякие «э-э-э», «вот» и «ну». К сожалению, эти слова, называемые паразитами, не чужды и некоторым ораторам. Никакой смысловой нагрузки они не несут, и лишь затрудняют восприятие. В конце концов такой оратор начинает раздражать, а сказанное им не вызывает доверия.

Поэтому перед выступлением не помешает записать и прослушать свою речь с тем, чтобы увидеть, насколько она засорена словами-паразитами.

О каких словах и фразах нужно забыть

1. «Буду говорить кратко», или «Скажу кратко»

Многие ораторы начинают свое выступление с этих слов. И действительно, люди приходят на лекцию или презентацию, чтобы получить максимум интересной и полезной информации за короткое время. К тому же каким бы ярким ни было выступление, через определенное время слушатели устают и их внимание рассеивается. Поэтому информативное, но краткое выступление в интересах и слушателей, и оратора.

Чтобы оно получилось таковым, оратор должен подготовиться заранее и точно знать, сколько времени займет его речь. Тогда вместо расплывчатого обещания «Буду говорить кратко» лучше сказать: «Мое выступление рассчитано на полчаса, но я закончу его на 5 минут раньше, чтобы у нас осталось время пообщаться (или выпить кофе)». Эта фраза звучит более конкретно, и настраивает слушателей на внимание.

К тому же практика показывает, что те, кто дает обещание говорить кратко, никогда его не выполняет и отличается многословием.

2. «Выключите, пожалуйста, свои телефоны»

Несомненно, оратору трудно держать внимание слушателей, если со всех сторон то и дело раздается телефонная мелодия, к тому же порой довольно резкая. А кто-то еще и пытается ответить на звонок, полагая, что говорит тихо. В то же время требование выключить телефоны (или планшеты) может сразу настроить слушателей против себя. Тем более, что сейчас их используют не только для звонков, но и для рабочих заметок.

Вместо этого можно просто поинтересоваться у аудитории, не забыл ли кто-то поставить телефон на режим без звука. А еще лучше – с первых слов заинтересовать слушателей настолько, что они сами забудут о своих гаджетах.

7. «Видно ли вам, что там написано?»

Используя слайды (и таблицы), не стоит стремиться уместить на одном (или одной из них) как можно больше информации. Слишком мелкий текст, диаграммы или рисунки смогут разглядеть лишь немногие, а мы сами будем весьма расстроены, когда это поймем. То и дело переспрашивая слушателей, могут ли они прочитать текст на слайдах, мы мешаем им сосредоточиться на теме выступления.

Читайте также: