Госпожа простакова характеристика с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Простакова происходит из старинного дворянского рода
Скотининых, чем она очень гордится:
". Род Скотининых великий и старинный.
Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь. "
Простакова - властная женщина. Она любит, чтобы её
слушали: ". а я люблю, чтоб и чужие меня слушали. "
Госпожа Простакова - жестокая, безжалостная помещица.
Жестокость Простаковой дошла до того, что она отобрала
у своих крестьян всё,что можно.
Крестьяне Простаковой живут в нищете и голоде:
". все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего
уже содрать не можем. Такая беда. "
Жестокая Простакова не любит "потакать холопам",
поэтому она наказывает крестьян за каждую провинность:
". я холопям потакать не намерена.
Поди, сударь, и теперь же накажи…"
Госпожа Простакова - грубая, сварливая женщина.
Ей ничего не стоит обозвать кого-то из своих крепостных
"скотом" или "ведьмой":
". А ты, скот, подойди поближе. " (Простакова - портному Тришке)
". Ты же ещё, старая ведьма, и разревелась. "
(Простакова - Еремеевне)
Простакова не только ругается, но и дерется со слугами с
утра до вечера:
". С утра до вечера, как за язык повешена,
рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом
держится, мой батюшка. "
Безжалостной Простаковой кажется, что в доме
"всё избаловано",тогда как все в доме, напротив,
запуганы и страдают от вечной ругани.
Ради выгоды грубая Простакова умеет притворяться
ласковой и милой:
"Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею,
вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до
самой низкости. " (Софья о Простаковой)
Госпожа Простакова не уважает своего мужа:
". урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит.
Уж так рохлею родился." (Простакова о своем муже)
Простакова бьёт не только своих крестьян, но и своего мужа.
: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка,
изволишь бить батюшку.
Простаков: Ну, беда моя! Сон в руку!"
Госпожа Простакова безумно любит своего единственного
сынаМитрофанушку:" К тебе её безумная любовь и довела
её всего больше до несчастья"
". Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.."
". Ради сына готова драться хоть с отцом родным. "
". За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному."
Простакова "нежит", балует сына:
". пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и
понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави
Боже, в службу, всего натерпится. "
Невежественная Простакова не видит смысла в науках.
Она учит сына не ради знаний, а "для виду".
Настоящие знания её не интересуют:
". друг мой, ты хоть для виду поучись. "
". Без наук люди живут и жили. "
". конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. "
Госпожа Простакова учит сына думать только о себе,
быть эгоистичным и жадным человеком:
". Нашел деньги, ни с кем не делись.
Всё себе возьми, Митрофанушка. "
Все качества г-жи Простаковой отражаются в её языке.
К крепостным она обращается грубо, используя
бранную лексику
слуге: "А ты, скот, подойди поближе.
Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил
шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? ":
("собачья дочь", "скверная харя", "бестия", "каналья"),
а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери
("душенька", "друг мой сердешный").
С гостями Простакова - светская дама
("рекомендую вам дорогого гостя", а когда она униженно
причитает, вымаливая себе прощение, в речи её
появляются народные обороты ("мать ты моя родная,
прости меня", "повинную голову меч не сечет".
В девичестве Простакова носила фамилию Скотининых.
Действительно, у нее много "скотининских черт":
". Вить и я по отце Скотининых. "
Стародум
Стародум презрительно относится к бахвальству Скотинина относительно древности его рода и откровенно смеется над ним.
«Стародум (смеючись) То есть, пращур твой создан хоть в шестой же день, да немного попрежде Адама?
Скотинин. Нет, право? Так ты доброго мнения о старине моего рода?
Стародум. О! такого-то доброго, что я удивляюсь, как на твоем месте можно выбирать жену из другого рода, как из Скотининых?» (Действие четвертое, явление 7)
Стародум прекрасно видит все пороки Тараса Скотинина, в котором не видит достойного мужа для Софьи.
«Да для нее не все равно, когда скажут, что дворянка вышла за Скотинина». (Действие четвертое, явление 7)
Стародум невысокого мнения о нравственных ценностях Скотинина и потому считает его более счастливым и беспечным человеком — его душе чужды глубокие переживания.
«Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.
Скотинин. А меня так свиньи». (Действие четвертое, явление 7)
Подробная характеристика Стародума.
Следующая цитата
Госпожа Простакова является одним из главных персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль». Это суровая и жестокая женщина, своенравность и самодурство которой порой выходит за рамки приличия. Она груба и невоспитанна, но чувствует силу и власть. Она глупа, но считает себя самым умным человеком. Ей чужды любовь и сострадание. Неуважительно она относится ко всем: как к равным по сословию, так и к нижестоящим. Ее притворство и подхалимаж перед тем, с кем ей выгодно дружить, всегда видны.
Всего одна любовь есть у этой страшной женщины – это ее сын Митрофанушка. Его она воспитывает также, как была воспитана и она сама. Он не знает, что такое уважение к старшим или чувство стыда, не видит разницу между приличием и невоспитанностью. Простакова делает из сына настоящее чудовище, за что в последствии остается наказана. В сыне, которому не привита любовь и уважение к старшим, она не находит поддержки, когда все от нее отворачиваются. Он отрекается от нее, забыв о том, что он – единственный и любимый сын, ведь самой Простаковой в нем воспитаны только эгоизм и жестокость.
Внешность
Внешний вид Тараса Скотинина основан на том, что он является зрелым мужчиной, давно вышедшим из юного возраста.
«Из ребят давно уж вышел…» (Действие третье, явление 5)
Правдин
Правдин отмечает, что Скотинин является жертвой манипуляций со стороны его сестры, г-жи Простаковой.
«Сестрица ваша играет вами, как мячиком». (Действие второе, явление 3)
Правдин замечает «скотское» отношение Тараса Скотинина по отношению к будущей жене, которая интересует помещика гораздо меньше, чем свиньи.
«Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой». (Действие второе, явление 3)
Правдин глубоко возмущен отношением Скотинина к крепостным, которых он и за людей не считает.
«Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин.» (Действие пятое, явление 4)
Подробная характеристика Правдина.
Следующая цитата
Судьба Простаковой
В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.
Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.
Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.
Неблагодарность Митрофана: кто виноват?
Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.
Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).
В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.
Простакова как носитель устаревшей морали
В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.
Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.
Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.
Милон
Даже короткого знакомства с Тарасом Скотининым хватает Милону, чтобы сделать выводы о его моральных качествах. Возможный брак Скотинина с Софьей он считает неравенством.
«Такое неравенство сделало б несчастье вас обоих». (Действие четвертое, явление 7)
Милон подчеркивает глубочайшее невежество Скотинина, его твердолобость.
«Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум (Милону) Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы». (Действие четвертое, явление 8)
Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой
В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.
По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.
Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»
Следующая цитата
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» одним из ключевых персонажей является помещик Скотинин, родной брат госпожи Простаковой и дядя Митрофанушки. Автор недаром наделяет героя столь говорящей фамилией: Скотинин не только испытывает болезненную страсть к свиньям, но и обладает «скотскими», животными качествами — невежеством, грубостью, жестокостью, самомнением, полным отсутсвием морали. Характеристика Скотинина позволяет лучше понять, к каким страшным последствиям может привести общество, в котором будут преобладать «скотинины», «простаковы» и «митрофанушки».
Воспитание
Тарас Скотинин — безграмотный человек, не умеющий даже читать. Однако он не считает это недостатком и даже гордится собственным невежеством.
«Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». (Действие первое, явление 6)
Отец Скотинина и его сестры, г-жи Простаковой, был невежественным, тёмным человеком, который не позволял своим детям учиться.
«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» (Простакова об отце, Действие третье, явление 5).
Скотинин-старший стал примером для своих детей, которые выросли жестокими, злыми, жадными людьми.
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?» (Действие четвертое, явление 8)
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — Тарас Скотинин.
Возраст — не указан, мужчина средних лет.
Род занятий — помещик.
Семья — не женат, сестра г-жа Простакова.
Социальное положение — дворянин, помещик.
Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.
Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, недалёкий и жадный отец.
Образование — необразованный мужчина, не умеющий даже читать.
Внешность — не указана.
Характер — настойчивый, недалёкий, невежественный, трусливый.
Положительные черты — отсутствуют, один из отрицательных персонажей пьесы, способный испытывать нежные чувства лишь к свиньям.
Отрицательные черты — жадный, глупый, невежественный, туголобый.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Простаков
Простаков искренне восхищается умением Тараса безжалостно обдирать до последней нитки крестьян.
Простаков считает, что страсть Скотинина к свиньям обусловлена их большим сходством.
Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю». (Действие первое, явление 5)
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Характеристика Скотинина другими героями
Черты характера и поступки
Скотинин — жестокий человек, получающий удовольствие от вида страданий других людей
«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою». (Действие первое, явление 4)
«Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» (Действие пятое, явление 4)
По своей природе Скотинин — инфантильный трусоватый человек, который не в состоянии решить конфликт, дать отпор равным себе.
«… я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом». (Действие первое, явление 5)
При возникновении каких-либо трудностей Скотинину гораздо проще отыграться на слабых и зависимых от него людях, чем самому решить проблему.
Скотинин пользуется славой ловкого стяжателя, способного до последней нитки обобрать крепостных.
Главная страсть Скотинина — свиньи. Ради получения новых крупных экземпляров он даже готов жениться на Софье.
«Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству ее деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». (Действие первое, явление 5)
«Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты». (Действие первое, явление 5)
Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю». (Действие первое, явление 5)
Скотинин так сильно любит свиней, что готов потратить всё наследство Софьи на их покупку.
«Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям». (Действие второе, явление 3)
Тарас Скотинин на первое место ставит свиней, а не свою будущую жену. Он пренебрежительно относится к ней, её интересы ему совершенно безразличны.
«Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку.
Милон. Какое скотское сравнение!» (Действие второе, явление 3)
Ради достижения желаемого (женитьбы на Софье) Скотинин готов искалечить родного племянника, подраться с сестрой.
«Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече как чорта изломаю. Ну, будь я свиной сын, если я не буду ее мужем, или Митрофан уродом». (Действие второе, явление 3)
«Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». (Действие третье, явление 3)
Скотинин — упрямый, твердолобый человек.
«У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне». (Действие второе, явление 3)
«Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы». (Действие четвертое, явление 8)
Скотинин — принципиальный и упрямый человек, готовый стоять на своём до последнего.
«Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужую не трону, и мою чужой не тронь же. (Софье.) Ты не бойсь, душенька. Тебя у меня никто ни перебьет». (Действие второе, явление 3)
Для Тараса Скотинина характерна большая самоуверенность. Он искренне считает себя завидным женихом.
«Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало.» (Действие третье, явление 5)
«Рассуди же, какое счастье Софьюшке быть за мною». (Действие четвертое, явление 7)
Скотинин — недалёкий человек, не привыкший думать и рассуждать.
«Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком». (Действие четвертое, явление 8)
Тарас Скотинин — трусливый и подлый человек. Узнав о том, что имение его сестры берётся под опеку, он стремится тут же исчезнуть из поля зрения чиновника, чтобы ненароком не навлечь на себя беду.
Речевая характеристика Скотинина
Речевая характеристика имеет большое значение при раскрытии образа героя, позволяет сделать вывод о его внутреннем мире. С самого начала произведения становится понятно, что помещик Тарас Скотинин — большой любитель свиней. Он постоянно твердит о любви к ним и окружающих людей и весь мир в целом воспринимает сквозь призму своего увлечения. В выражениях, более подходящих для скотного двора, Тарас говорит о своей сестре, будущей жене и детях: «Я и своих поросят завести хочу», «Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась…»
Речь Скотинина полностью отражает его характер: прямой, примитивный и невежественный. Он строит простые предложения, в которых и в помине нет красочности, образности, глубоких и интересных мыслей. Это указывает на отсутствие образования, внутренней культуры. Герой презирает просвещение, и это неизбежно сказывается на особенностях его речи.
Скотинин использует просторечную, иногда вульгарную речь: «суженого конем не объедешь», «по добру, по здорову», «ученье — вздор», «всякая вина виновата», «На своё счастье грех пенять», «концы в воду». Он не опускается до откровенных ругательств, как его сестра г-жа Простакова, но только потому, что он находится в гостях и не может в полной мере раскрыться.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Скотинина вместе!
Портрет
Художественный портрет Тараса Скотинина основан на том, что он является дворянином, помещиком и принадлежит к древнему роду.
«Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь». (Действие четвертое, явление 7)
Скотинин родом из большой семьи, однако из 18 детей в живых остался только он и его сестра, г-жа Простакова.
«Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!» (Простакова о семье, Действие третье, явление 5)
Скотинин — помещик со скромными доходами. Наследство Софьи поражает его воображение.
«Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал.» (Действие второе, явление 3)
В прошлом Скотинин был гвардейским офицером.
«Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом». (Действие второе, явление 3)
Скотинин — холостой мужчина, который не прочь создать семью и обзавестись детьми.
«Я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь». (Действие второе, явление 3)
Портретная характеристика Тараса Скотинина включает в себя и его чрезмерную страсть к свиньям — только эти животные способны вызывать у героя нежные чувства.
Биография
Тарас Скотинин — мужчина средних лет, дворянин, помещик. Принадлежит к старинному роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас. Дети смогли перенять от отца худшие качества: невежество, грубость, жестокость по отношению к крепостным.
В юности Тарас Скотинин служил в гвардии и спустя время ушёл в отставку в чине капрала. Он является владельцем небольшого имения. Доход его не очень высок, и он мечтает выгодно жениться на Софье, обладающей большим наследством.
Конфликт между родственниками прерывается вмешательством государственного чиновника, который наказывает Простакову за жестокое обращение с крестьянами и берет под опеку её имение. Скотинин спешит вернуться в свою усадьбу, чтобы не стать следующей жертвой.
Образ Скотинина
Тарас Скотинин, так же, как и его сестра Простакова и племянник Митрофан, является абсолютно отрицательным персонажем, в котором нет ни единой привлекательной черты.
Фундамент грубого, жестокого, бесчувственного характера Скотинина был заложен ещё в детстве, в его семье, где всем верховодил жадный и невежественный отец, не давший детям даже элементарного образования, в котором видел зло.
В душе Скотинина нет места доброте, состраданию, милосердию по отношению к людям. Он получает искреннее удовольствие при виде страданий тех, кто от него зависит, и считает, что имеет право безнаказанно издеваться над своими крепостными.
Абсолютно безграмотный Скотинин презрительно относится к образованию и считает, что жизнь можно хорошо устроить и без грамоты. Обладая узким кругозором, герой интересуется одними лишь свиньями, которых ставит превыше людей. По своей манере общения Тарас мало чем отличается от работников скотного двора.
Скотинин является типичным представителем высокомерного и невежественного дворянства образца второй половины XVIII века. В его образе автор воплотил все негативные качества, которые были присущи высшему сословию в России.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
В комедии «Недоросль» автор поднимает глобальные социальные проблемы, которые были актуальны для общественной жизни России в XVIII веке. Он демонстрирует срез дворян и помещиков, которые были разделены на два лагеря: умные, образованные и воспитанные аристократы с высокими моральными принципами в противовес невежественным, тёмным и жестоким помещикам-самодурам, тянувшим Россию на самое дно.
К последним автор относит и Тараса Скотинина, чья говорящая фамилия недвусмысленно указывает на его черты характера и отношениек людям. Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать острую необходимость перемен в российском обществе. Характеристика Скотинина с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Простакова
Простакова считает брата глупым, недалёким человеком, которым можно помыкать, как ей вздумается. Узнав о богатстве Софье, он решает женить на ней своего сына Митрофана, а Тараса вернуть в его деревню.
«Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом. «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». (Действие второе, явление 3)
Читайте также: