Цитата демократия самая неудачная форма правления общества

Обновлено: 06.11.2024

«Демократия – ужасная форма правления, если не считать всех остальных». – У. Черчилль.

Смысл высказывания Уинстона Черчилля заключается в том, что демократия имеет большое количество серьёзных проблем и изъянов, поэтому Черчилль называет её «ужасная форма правления», но при этом политические альтернативы демократии имеют ещё больше проблем и изъянов, на что Черчилль намекает во второй части своего высказывания.

Несмотря на то, что Черчилль называет демократию формой правления, из контекста высказывания видно, что подразумевает он демократию как политический режим. Современные учёные в качестве составных частей формы государства как устройства политической организации общества отдельно выделяют форму правления – монархию или республику, и политический режим, который может быть демократическим, тоталитарным или авторитарным. Многие современные учёные в качестве недемократических типов политических режимов выделяют тоталитаризм и авторитаризм. В то же время многие другие учёные и философы в XX – XXI веках критиковали и критикуют деление политических режимов на демократические, тоталитарные и авторитарные. По моему мнению, любые подобные классификации относительны, но, несмотря на ряд недостатков подобного деления политических режимов, оно достаточно научно аргументированно и хорошо подходит для сравнения демократических и недемократических политических режимов в соответствии с высказыванием Черчилля. Черчилль в своём высказывании скорее всего опирался на свои личные наблюдения, политические знания и опыт. Деление недемократических политических режимов на тоталитарные и авторитарные было проработано исследователями позднее, но это деление, как уже было сказано выше, позволяет, в соответствии с высказыванием Черчилля, сравнить демократические и недемократические политические режимы.

Во времена Черчилля альтернативами демократии были тоталитарные политические режимы такие как нацистский фашистский режим в Германии, когда у власти находился Гитлер, фашистский режим в Италии, когда у власти находился Муссолини. Сам Муссолини и итальянские философы называли фашистское государство в Италии – тоталитарным государством. Тоталитарным политическим режимом был и современный Черчиллю коммунистический режим в СССР. Во времена Черчилля были известны и недемократические политические режимы, которые современные учёные называют авторитарными. Одной из разновидностей авторитарных государств являются, например, традиционные абсолютистские монархии.

Высказывание Черчилля, которое я сейчас анализирую, взято из его речи в Палате общин. В этой речи Черчилль называет демократию ужасной или, если более дословно передавать его речь, худшей формой правления, если не считать всех остальных. Из других слов Черчилля в этой речи, можно сделать вывод по анализируемому мной высказыванию, что демократия ужасная форма правления, потому что люди получившие голоса на выборах благодаря своим обещаниям и оказавшиеся у власти могут делать всё, что им вздумается благодаря своим полномочиям, не оглядываясь на мнение народа и свои предвыборные обещания. При этом говоря об этом изъяне демократии Черчилль говорит, что такое положение дел уже не является демократией. Серьёзное несовершенство демократии в том, что в результате демократических выборов, к власти могут прийти политические силы, которые уничтожат демократию. Например, Гитлер постепенно пришёл к власти в Германии в результате побед своей национал-социалистической партии на демократических выборах. Другой ужасный изъян демократии можно наблюдать в наше время следя за новостями в СМИ, когда в западных странах политики, надеясь на дополнительные голоса на выборах от представителей сексуальных меньшинств, начинают лоббировать различные сомнительные интересы гомосексуалистов. Очевидно, что разрешение гомосексуалистам усыновлять детей, может причинить детям, воспитывающимся однополыми парами, серьёзный вред психике.

Однако, если проиллюстрировать другую часть высказывания Черчилля, которая намекает на то, что остальные политические режимы ещё хуже, чем демократия, вспоминается анекдот: «Чем бородатая женщина по телевизору в Европе отличается от великого вождя в Северной Корее? Бородатую женщину ты можешь выключить, а великий вождь может выключить тебя.» Современные учёные видят сходство фашистских и коммунистических тоталитарных режимов в том, что права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей, закон защищает не личность, а государство. Нацисты уничтожали людей в концентрационных лагерях, в СССР при Сталине огромное количество людей тоже было расстреляно и отправлено в лагеря.

Что касается авторитарных государств, то в них права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности. В авторитарных государствах деятельность политической оппозиции ограничена жёсткими рамками, в некоторых авторитарных государствах может наблюдаться религиозное неравноправие. Например, в некоторых мусульманских авторитарных государствах, христиане и представители других немусульманских религий могут исповедовать, но не могут распространять свою веру.

Что касается демократического политического режима, то при нём имеется большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан. В современных демократических государствах в отличие от тоталитарных и авторитарных оппозиция реально может прийти к власти на выборах, представители различных религий могут свободно на равных исповедовать и распространять свою веру, а неверующие люди могут свободно не исповедовать никакой религии и распространять свои убеждения. В современных демократических государствах в отличие от тоталитарных гарантируется свобода передвижения, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Принятая ООН Всеобщая декларация прав человека наилучшим образом соблюдается именно в демократических государствах.

Таким образом, можно согласиться с сутью высказывания Черчилля, что, имея ужасные недостатки, демократия всё же лучше недемократических политических режимов.

В Гражданской войне Россия потеряла 12 миллионов своих граждан, 3 миллиона эмигрировали. Страна была отброшена в своем развитии на 50 лет назад, и ей понадобилось колоссальное напряжение сил и еще миллионные жертвы, чтобы восстановить то, что было.

Казалось бы, история этих революций должна была заставить людей навсегда отказаться от такого способа достижения демократии. Но наступил 21 век, а жаждущие новых потрясений появляются вновь и вновь.

Почему так происходит? Почему в век всеобщей грамотности история никого ничему не учит?

Может быть, дело в том, что демократия действительно худший способ правления.

Социальные психологи говорят, что общественное сознание равно сознанию пятилетнего ребенка. Это хорошо понимали древние. «Хлеба и зрелищ» - вот, что нужно большинству. Безумие доверять ему управление государством.

Какой же способ правления лучше? Я думаю, нет единственно правильного. Для каждого народа он свой. Для России – это самодержавие. Самодержавная Россия расширялась и развивалась в течение пяти сотен лет, став к началу 20 века одним из сильнейших государств мира.

Следующая цитата

У этого выражения есть и вторая часть: «. кроме всех остальных, которые пробовали реализовать до этого».

Ориг.: «No one pretends that democracy is perfect or all-wise. Indeed, it has been said that democracy is the worst form of government except all those other forms that have been tried from time to time».

Так что Черчилля в этом плане можно назвать убежденным демократом, здраво понимающим слабые стороны и риски демократии, но считающим ее достоинства более существенными.

Следующая цитата

Аристотель в своей "Политике" критикует демократию, назвая ее откровенно неправильным политическим режимом. В его понимании, демократия неизбежно превращается во власть толпы, поскольку, дав право участия в принятии решения всем людям сразу, общество теряет элемент самоконтроля. В таком хаосе безвластие становится отличным фундаментов для тирании, когда сильный правитель узурпирует власть в условиях политической неразберихи. Тем не менее, Аристотель тут же в "Политике" предлагает правильный, эффективный способ государственного устройства - политию. В основе политии лежат принципы управления меньшинства с разрешения большинства. По сути, Аристотель, раскритиковав основы массовой демократии, изобрел демократию представительную, в которой каждый человек может выбрать авторитетного управленца, который будет вести политическую деятельность от его имени.

Я не буду утверждать, что здесь ошибочно, а что верно с точки зрения абстрактного высшего блага, однако факт остается фактом: за сотни и тысячи лет общественного прогресса человечество так или иначе приходит к построению демократии. Демократии, повторюсь, с точки зрения ответственности политических институтов за свои действия перед людьми. Другой глобальной идеи демократия не несет, а вот формы реализации и контроля в каждой стране исторически и культурно обусловлены.

Угнетение, разорение, смерть – вот, что получил английский народ в результате этой Гражданской войны, которая затевалась, чтобы избавиться от тирании.

Спустя 150 лет вирус революции добрался до Франции. Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием историки считают 9 ноября 1799 года ( переворот 18 брюмера Наполеона Бонапарта ).

Об этой революции мы, люди, учившиеся в СССР, знаем значительно больше, потому что для большевиков она была, несомненно, Великой. Она была для них историческим образцом, и имена ее деятелей они стали увековечивать, как только пришли к власти.

Поэтому многие в нашей стране знают лозунг «Liberté, Égalité, Fraternité» (Свобода, Равенство, Братство), знают «Декларацию прав человека и гражданина», которая провозгласила что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», знают «Марсельезу», написанную Клодом Жозефом Руже де Лилем

Но не зря существует пословица «Благими помыслами вымощена дорога в ад».

Французская революция стала кровавым адом для жителей страны. Сначала в этом аду сгинули король и королева, их приближенные. Для некоторых ад начался уже на земле. Подруга королевы, принцесса Ламбаль, которую бедняки называли ангелом за ее благотворительность, была убита разъяренной, опьяненной кровью чернью, таким зверским способом, что у меня рука не поднимется описывать, как это произошло.

Убийство принцессы Ламбаль Убийство принцессы Ламбаль

А потом под топор революции, гильотину, которую предложил использовать движимый «гуманностью» врач Жозеф Гильотен, стали попадать те, кто и замутил этот кровавый беспредел. Тогда родилась фраза, которые сейчас повторяют многие: «Революция пожирает своих детей». Ее произнес, стоя на эшафоте, революционер Жорж-Жак Дантон. Через минуту и его голова скатилась в корзину палача. Вскоре после него на эшафоте оказался и Максимилиан Робеспьер.

Казнь Робеспьера Казнь Робеспьера

Революция закончилась приходом к власти Наполеона Бонапарта, который провозгласил себя Императором. Но кровь продолжала литься уже в Европе и России, куда отправились его «доблестные» войска.

Следующая цитата

Мне кажется, он был искренен, когда произнес первую часть своей знаменитой фразы, а добавить вторую его заставила политкорректность.

Я с ним согласна. Чтобы понять, почему, давайте обратимся к истории. Она знает несколько великих революций, которые совершались под флагом демократии. Так называли их современники, но потомки подвергали это сомнению. Может ли революция быть великой?

Одна из первых это, конечно, Английская революция , известная также как Английская гражданская война ( English Civil War ). Двадцать лет, с 1640 по 1660 год, королевская власть и Парламент боролись друг с другом. В этой борьбе сложил голову на эшафоте король Карл I. Достиг высшей, практически королевской, власти его ожесточенный противник Оливер Кромвель. И после его смерти Англия опять стала монархий – на престол вошел сын казненного короля Карл II. За эти годы одни теряли влияние и богатство, другие их приобретали. Но что же получил от этого народ, тот, кровью которого и оплачивалась эта борьба?

Казнь короля Карла I Казнь короля Карла I

Королевская власть сменилась властью парламента, но жизнь народа не стала лучше, она стала хуже. Вот что можно прочитать в петиции «Всеобщие жалобы наиболее угнетенных и страдающих общин Англии», направленной в парламент: «Мы, веря в вашу искренность, избрали вас в качестве своих поверенных и защитников. Мы предоставили в ваше распоряжение свое состояние, а вы ограбили и разорили нас; мы доверили вам свою свободу, а вы нас поработили и закрепостили; мы доверили вам свою жизнь, а вы нас ежедневно убиваете и истязаете».

Солдаты английской армии подтверждали это: «Мы прошли сквозь все трудности и опасности войны ради того, чтобы завоевать для народа. обильную жатву свободы. Но вместо этого, к глубокому огорчению и скорби наших сердец, мы видим, что угнетение осталось столь же великим, как и раньше, если не стало больше».

По словам историка Генифе, «общий итог Террора насчитывает … минимум 200 и максимум 300 тысяч смертей , или примерно 1% населения на 1790 г. (28 млн. жителей)». Всего же, по его подсчётам, за годы революции и наполеоновских войн Франция потеряла 2 миллиона человек.

О Русской революции мы знаем, конечно, больше всего. Она включает в себя два переворота – Февральский и Октябрьский. И началась она, как и все другие, под лозунгами демократизации. Последний российский Император был принужден к отречению за себя и своего сына, хотя этот вопрос еще не прояснен до конца, и есть историки, которые подвергают этот факт сомнению. Так или иначе, пятисотлетняя великая Российская Империя пала. И вместе с демократизацией в страну пришел хаос. Новая сила - большевики - поднялась из него и захватила власть. Этой властью она ни с кем делиться не хотела. Большевики разогнали Учредительное Собрание, которое должно было определить формат новой России, и расстреляла демонстрации в его поддержку. В стране началась Гражданская война. Зазвучала «Рабочая Марсельеза».

Будучи духовными последователями Французской революции, большевики во многом прошли тот же путь, что и французские революционеры. Только сделали это более кровавым и беззаконным образом. Французскому королю Людовику XVI, его жене Марии-Антуанетте была дана возможность защищать себя в суде, прежде чем взойти на эшафот. Никакого открытого суда над Царем и Царицей не было, их подлым, изуверским способом убили в подвале Ипатьевского дома. Французские революционеры пощадили королевских детей. Пятеро царских детей, среди них наследник престола Алексей, которому было только 13 лет, были убиты вместе со своими родителями, их тела расчленены и залиты кислотой.

Павел Рыженко. Ипатьевский дом Павел Рыженко. Ипатьевский дом

Еще одна страшная аллюзия. Сестра Царицы, великая княгиня Елизавета Федоровна, основавшая сестринство Марфо-Мариинской обители, где оказывалась помощь всем нуждающимся, была сброшена большевиками в шахту в Алапаевске. С ней вместе таким бесчеловечным образом были казнены ее помощница инокиня Варвара и несколько членов семьи Романовых. Не все из них умерли сразу. Крестьяне окрестных сел рассказывали о молитвах, которые раздавались из шахты в течение нескольких дней.

Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета

Читайте также: