Голиков о петре 1 цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Свидетельства современников о Петре I дошли до нас только двух родов. Первый – это мнения сподвижников царя-преобразователя и вообще людей из той европеизированной элиты общества, которая была создана петровскими реформами. Конечно, эти люди превозносят Петра. Второй – отзывы противников его нововведений. Они сохранились наряду с карикатурным образом их носителей, созданным представителями первой категории.
Предисловіе автора къ русскому изданію
Предисловіе автора къ русскому изданію Книга «Въ русскихъ и французскихъ тюрьмахъ» составилась большею частью изъ статей, которыя я написалъ для англійскаго журнала Ninetechlh Eculary въ начал? восьмидесятыхъ годовъ. Въ Англіи тогда началъ пробуждаться интересъ къ русскому
Следующая цитата
Ив. Ив. Голиковъ — авторъ «Д?яній Петра Великаго», изъ которыхъ заимствованы главнымъ образомъ настоящіе анекдоты и преданія о Петр? Великомъ — родился около 1735 года въ город? Курск?. Отецъ его былъ одинъ изъ богат?йшихъ м?стныхъ купцовъ. У приходскаго дьячка Голиковъ научился читать по церковно-славянски и кое-какъ писать, что и составило весь кругъ его воспитанія, такъ какъ въ Курск?, по его словамъ, научиться въ то время больше было буквально нечему. Для любознательнаго мальчика оставалось одно средство къ полученію образованія и умственному развитію — чтеніе, но и этому м?шала скудость книгъ во всемъ город?. Случайно первымъ самостоятельнымъ чтеніемъ Голикова были рукописныя тетради о н?которыхъ событіяхъ царствованія Петра Великаго. Это чтеніе навсегда р?шило его судьбу; въ немъ, несмотря на его малол?тство, пробудилось сильное желаніе знать о Петр? бол?е, — но для этого надо было у?хать изъ Курска.
Судьба, хотя и жестокимъ путемъ, способствовала этому стремленію: отецъ Голикова разорился, и сынъ долженъ былъ ?хать въ Москву заслуживать отцовскій долгъ «натурою» къ купцамъ Журавлевымъ, у которыхъ онъ и прослужилъ около десяти л?тъ. Пребываніе за эти годы въ Москв?, потомъ черезъ годъ по?здка по хозяйскимъ д?ламъ въ Оренбургъ и наконецъ въ Петербургъ — доставили молодому Голикову доступъ къ книгамъ о Петр? Великомъ. Онъ набросился на нихъ съ жадностью; он? казались ему какимъ-то сокровищемъ и возбудили въ немъ непреодолимое стремленіе къ отыскиванію и собиранію всего, что только могло им?ть отношеніе къ исторіи Петра Великаго. Счастливая случайность какъ разъ приводитъ Голикова въ Оренбургъ, гд? начальникомъ края былъ одинъ изъ пламенныхъ почитателей Петра Великаго — Ив. Ив. Неплюевъ. Благодаря знакомству съ нимъ, а зат?мъ, особенно во время пребыванія въ Петербург?, и съ другими современниками Петрова царствованія, Голиковъ собираетъ такіе матеріалы и записываетъ такіе факты изъ жизни Петра, которые безъ него погибли бы невозвратно и изв?стны теперь, только благодаря ему.
Голикову было 27 л?тъ, когда онъ отслужилъ Журавлевымъ отцовскій долгъ. Ставъ свободнымъ, онъ самостоятельно занялся торговлею. Средства, доставленныя ею, онъ употреблялъ на составленіе библіотеки печатныхъ и рукописныхъ сочиненій, относящихся къ исторіи Петра Великаго. Но ц?ль этого собиранія пока не была ясна для Голикова: онъ удовлетворялъ только собственнымъ своимъ потребностямъ, занятіе это доставляло ему удовольствіе, и никогда не приходила ему въ голову мысль о томъ, что когда-нибудь на основаніи собранныхъ имъ матеріаловъ онъ можетъ написать многотомную исторію Петра Великаго. Надо было случиться несчастью, чтобы въ немъ наконецъ назр?ло подобное р?шеніе.
Занимаясь питейными откупами, Голиковъ подвергся обвиненію въ уголовномъ преступленіи, былъ посаженъ въ тюрьму и потерялъ почти все свое состояніе, а дальн?йшій ходъ д?ла грозилъ ему еще худшимъ б?дствіемъ — ссылкою въ Сибирь. Но 7 августа 1782 года по случаю открытія памятника Петру Великому былъ объявленъ императрицею Екатериною II милостивый манифестъ, благодаря которому Голиковъ получилъ свободу. Прямо изъ тюрьмы онъ посп?шилъ въ церковь, а оттуда къ памятнику того, котораго такъ чтилъ и которому такъ удивительно былъ обязанъ своимъ спасеніемъ, и зд?сь на кол?няхъ публично далъ об?тъ посвятить всю остальную жизнь прославленію д?лъ Петра Великаго.
Съ т?хъ поръ Голиковъ отказался отъ торговыхъ предпріятій, переселился въ Москву и занялся исключительно обработкою и приведеніемъ въ порядокъ собранныхъ имъ матеріаловъ. Результатомъ этого труда и были дв?надцать томовъ «Д?яній Петра Великаго, мудраго преобразителя Россіи» (1788–1789 гг.).
Недостатокъ образованія не позволилъ Голикову обработать свои матеріалы научнымъ образомъ, и книга его заключаетъ въ себ? не мало прямыхъ ошибокъ и нев?рныхъ взглядовъ, не говоря уже о чрезм?рномъ поклоненіи Петру Великому, — но она была первою полною исторіею Петра, им?вшею многочисленныхъ читателей въ теченіи полув?ка, и облегчила путь для дальн?йшихъ изсл?дователей. Въ этомъ заслуга Голикова передъ потомствомъ. Самъ онъ былъ челов?къ крайне скромный и хорошо сознавалъ несоотв?тствіе своихъ силъ съ взятымъ на себя трудомъ; объ этомъ онъ говоритъ откровенно съ благородною простотою въ предисловіи къ своей книг?.
По выход? «Д?яній» Голиковъ дополнилъ ихъ новыми матеріалами, которые и издалъ въ восемнадцати томахъ, въ вид? «Дополненіи къ Д?яніямъ Петра Великаго» (1790–1797 гг.).
Умеръ Голиковъ 12 марта 1801 г.
Въ 1837–41 годахъ «Д?янія Петра Великаго» вм?ст? съ «Дополненіями» были изданы (въ 15-ти томахъ) во второй разъ; по этому-то изданію и составлена настоящая книга. Кром? того н?сколько анекдотовъ заимствовано нами изъ «Достопамятныхъ пов?ствованій и р?чей Петра Великаго» Андрея Нартова[1] и исправлены по этому источнику н?которые анекдоты, взятые у Голикова. Третье существующее оригинальное собраніе анекдотовъ о Петр? — Штелина — ц?ликомъ вошло въ книгу Голикова; во всякомъ случа? мы просмотр?ли и это собраніе[2] и сд?лали по нему н?которыя исправленія во взятыхъ уже у Голикова анекдотахъ.
Возобновляя зд?сь анекдоты и преданія о Петр? по указаннымъ источникамъ, мы по необходимости должны были обновить ихъ устар?лый языкъ (сохраняя понятные архаизмы лишь въ р?чахъ д?йствующихъ лицъ) и придать ему современный литературный характеръ, но стараясь, по возможности, не нарушать привлекательной наивности и простоты оригиналовъ. Чтобы нашему читателю можно было им?ть отчасти и точное понятіе объ оригиналахъ, мы привели три анекдота (LI — LIII) безъ всякихъ изм?неній; анекдоты эти взяты изъ записокъ Неплюева, и въ той редакціи, въ какой приведены у Голикова. Вм?ст? съ т?мъ намъ пришлось устранить анахронизмы, которые нер?дко встр?чаются въ указанныхъ источникахъ, и позаботиться вообще о приданіи нашимъ разсказамъ в?рнаго историческаго тона и обстановки, не разрушая однако вовсе преданія. Главнымъ пособіемъ для этого служили намъ сочиненія Устрялова[3] и Соловьева[4].
Порядокъ расположенія анекдотовъ въ нашей книг?, насколько это возможно было сд?лать, хронологическій. — Одинъ изъ анекдотовъ (XXI) къ Петру собственно не относится, но мы ввели этотъ анекдотъ для бол?е полной характеристики кн. Я. Долгорукова, занимающаго въ другихъ анекдотахъ видное м?сто.
Первоначальный текстъ настоящей книги[5] былъ любезно просмотр?нъ М. А. Андреяновымъ и С. Н. Шубинскимъ, которымъ и приношу зд?сь свою искреннюю благодарность. Благодаря ихъ указаніямъ (особенно С. Н. Шубинскаго), я могъ сд?лать н?которыя необходимыя исправленія и дополненія въ своей работ?.
Иностранцы о Петре
Юст Юль, датский посол в Петербурге при Петре I: «Царь очень высок ростом, не носит париков, прост в одеянии и обращении, при этом весьма проницателен и умён. Сей царь достоин бесчисленных похвал. Про него можно сказать, что он храбр, рассудителен, благочестив, поклонник наук, трудолюбив, прилежен и поистине неутомим. Он одарён столь совершенным умом и высокими познаниями, что поистине может один управлять всем».
Юст Юль, 1664-1715г. Юст Юль, 1664-1715г.Иоганн Корб, секретарь австрийского посольства: «Выдающиеся телесные и духовные качества, при помощи которых его имя и молва о счастливейших подвигах распространились почти по царствам всего мира, предрекли ему с колыбели царство и настоящий высший жребий человеческого положения. Он отличается высоким, но стройным ростом и соразмерным телосложением, его живость и смышленость заставляли предполагать об его внутренних доблестях и привлекли к нему расположение и доброжелательство его народа».
Франсуа Гийом де Вильбуа, поступивший на русскую службу под именем Никиты Петровича, ставший при Петре Великом адмиралом и положивший начало русской дворянской фамилии Вильбоа, оставил секретные мемуары, которые только в середине 19 века были обнаружены и опубликованы во Франции.
Никита Петрович Вильбоа (1681-1760) Никита Петрович Вильбоа (1681-1760)О восстании стрельцов 1698 года и его подавлении Петром Вильбоа писал: «Всякий человек, хорошо знакомый с теми преступлениями, которые совершили стрельцы, будет видеть лишь справедливое возмездие в том, как царь поступил с ними. Но нельзя оправдать то, что он утолял свою ненависть с топором в руке и в крови этих преступников».
Следующая цитата
Милующий Россию Бог, благоволив дать ей сего великого государя, одарил его отличными свойствами, как внутренними, так и внешними. Рост его был два аршина четырнадцать вершков. Лицо полное и несколько смугловатое; глаза черные, исполненные живости и огня; чело, нос, губы пропорциональные. Волосы темные и почти черные, и которых он не пудрил, не отрощал и не завивал, а зачесывал только просто. Небольшие усы, кои он, следуя бывшему пред тем в Европе обычаю, оставлял, придавали оному вид военный и грозный; вообще на лице его изображалась важность, глубокомыслие, строгость, милосердие и заботливость. Голос имел ясный и громкий, выговор чистый, произношение сановитое; мысли свои выражал с жаром, но свободно, кратко и сильно. Стан стройный и величественный, походку гордую; сложение тела крепкое, по которому он мог переносить невероятные труды. При первом на него воззрении вперял во всякого к себе благоговейное высокопочитание, смешанное со страхом и любовию.
И. И. Голиков
Статьи, заключающие в себе характеристику Петра Великого и суждения о его деятельности
ОБРАЗ ТЕЛЕСНЫЙ
Милующий Россию Бог, благоволив дать ей сего великого государя, одарил его отличными свойствами, как внутренними, так и внешними. Рост его был два аршина четырнадцать вершков. Лицо полное и несколько смугловатое; глаза черные, исполненные живости и огня; чело, нос, губы пропорциональные. Волосы темные и почти черные, и которых он не пудрил, не отрощал и не завивал, а зачесывал только просто. Небольшие усы, кои он, следуя бывшему пред тем в Европе обычаю, оставлял, придавали оному вид военный и грозный; вообще на лице его изображалась важность, глубокомыслие, строгость, милосердие и заботливость. Голос имел ясный и громкий, выговор чистый, произношение сановитое; мысли свои выражал с жаром, но свободно, кратко и сильно. Стан стройный и величественный, походку гордую; сложение тела крепкое, по которому он мог переносить невероятные труды. При первом на него воззрении вперял во всякого к себе благоговейное высокопочитание, смешанное со страхом и любовию.
И. И. Голиков
Статьи, заключающие в себе характеристику Петра Великого и суждения о его деятельности
ОБРАЗ ТЕЛЕСНЫЙ
Милующий Россию Бог, благоволив дать ей сего великого государя, одарил его отличными свойствами, как внутренними, так и внешними. Рост его был два аршина четырнадцать вершков. Лицо полное и несколько смугловатое; глаза черные, исполненные живости и огня; чело, нос, губы пропорциональные. Волосы темные и почти черные, и которых он не пудрил, не отрощал и не завивал, а зачесывал только просто. Небольшие усы, кои он, следуя бывшему пред тем в Европе обычаю, оставлял, придавали оному вид военный и грозный; вообще на лице его изображалась важность, глубокомыслие, строгость, милосердие и заботливость. Голос имел ясный и громкий, выговор чистый, произношение сановитое; мысли свои выражал с жаром, но свободно, кратко и сильно. Стан стройный и величественный, походку гордую; сложение тела крепкое, по которому он мог переносить невероятные труды. При первом на него воззрении вперял во всякого к себе благоговейное высокопочитание, смешанное со страхом и любовию.
Негативные отзывы современников Петра
О Петре Великом в народе возникли две легенды: что он самозванец (подменённый царь) и что он антихрист. Высказывания такого рода дошли до нас в виде показаний, выбитых под пыткой. Потому они вошли в исторические источники не как авторитетные сочинения, подобные вышеприведённым, но как глупые и вредные заблуждения тёмной фанатичной части населения, которая не понимала своего же счастья.
Петр 1 в кадре из фильма "В начале славных дел" 1980г. Петр 1 в кадре из фильма "В начале славных дел" 1980г.«”Антихрист, антихрист сидит на престоле”, — с пеной у рта проповедовал раскольничий старец, и в тон ему твердили чернецы и бояре, уцелевшие от казней стрельцы и ревностно придерживавшиеся ветхозаветной старины торговые люди посадов Русской земли… Но так думали и говорили только те, кто в преобразованиях Петра видел конец родной старине, кто видел, как ведомая царем страна устремилась в новое, неведомое, страшное, кто упрямо и злобно цеплялся за старый уклад жизни», – так заклеймил носителей противоположной точки зрения уже в советское время историк В.В. Мавродин.
Следующая цитата
Продолжая рассказ о ранних русских бестселлерах 1 , нельзя не упомянуть о многотомных изданиях И.И.Голикова, освещающих деятельность Петра Великого. На протяжении всего XVIII столетия в России огромной популярностью пользовались рукописные и печатные сочинения, посвященные жизни и трудам Петра I. Можно сказать, что постепенно в общественном сознании сложился настоящий культ великого реформатора, поддерживаемый властями.
Известный историк князь
М.М.Щербатов также положительно отнесся к работе И.И.Голикова, которого он характеризовал как трудолюбивого и благоразумного писателя.
Перечень подписчиков, помещенный в конце последней части, показывает, что количество читателей сократилось почти вдвое. Теперь 362 подписчика заказали 370 экземпляров. Несмотря на это, социальный состав подписавшихся резко не изменился. Список подписчиков возглавил наследник престола великий князь Александр Павлович (будущий император Александр I). За ним следовали 39 представителей титулованной знати, 35 генералов, 45 особ V класса, 152 особы VIVIII классов и 24 особы IXXIV классов. В числе покупателей также были 48 купцов, два разночинца, 12 духовных особ.
1 См.: Самарин А. Первый бестселлер отечественного книгоиздания // КомпьюАрт. 2004. № 10. С. 96-99.
Положительные отзывы русских современников Петра
Архиепископ Феофан Прокопович: «Много ли таковых государей в историях обрящем? … Бог дивный, в судьбах своих благоволил в Петре явить силу и славу российскую… Дивная в дивных и чудная в чудных показал, так что довольно и удивляться не можем. Ибо если одними только воинскими или политическими делами так облагодетельствовал бы Россию, и то было бы дивно. Было бы дивно, если одно один, а другое другой государь бы соделал… Но у нас и то и другое, и ещё в бесчисленных различных обстоятельствах совершил Пётр… Всю Россия, каковая уже есть, он создал».
Михаил Ломоносов, первый академик из россиян: «С кем сравню сего великого государя? Я вижу в древности и в новых временах многих владетелей, великим названных. И правда, пред другими велики, однако ж пред Петром малы… Ежели человека, Богу подобного, найти надобно, кроме Петра Великого, оного не обрести».
Иван Неплюев, адмирал: «В России, на что ни взгляни, всё его [Петра] началом своим имеет».
Пётр Крёкшин, историограф царствования Петра: «Отче наш, Пётр Великий! Ты нас из небытия в бытие произвёл».
Василий Татищев, русский историк: «Всем, что у нас есть, а паче всего разумом, мы обязаны Петру».
Более сдержан был князь Борис Куракин, царский спальник, знавший Петра с детства. Он бесстрастно фиксировал разные деяния царя, ничуть не выражая восхищения ими, а о таких ближайших сподвижниках Петра, как Лефорт и Меншиков, находил только колкие и презрительные характеристики.
Читайте также: