Геннадий архиепископ послание цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Издаваемое послание новогородскаго архиепископа Геннадия к Московскому собору 1490 года, доселе известное только в рукописях 2 , составляет драгоценный памятник для истории того великаго брожения умов на Руси, которое началось в конце XV века – ересью жидовствующих, и в различных видоизменениях продолжалось до половины следующаго столетия. Это послание писано единовременно с известным посланием тогоже святителя к митрополиту Зосиме 3 , и содержит теже самыя жалобы на явное невнимание московскаго церковнаго правительства к правам и представлениям Геннадия, – невнимание, подавшее еретикам повод открыто «лаяться» на своего главнаго обличителя. В этом «лаяньи» особенно дерзок был чернец Захария, разсылавший по всем городам свои ругательныя граматы на Геннадия. В летописных сказаниях о соборе 1490 года чернец Захария представляется главою жидовствующих, так что первоначальные вожди еретиков (новогородские протопопы и попы) называются только его товарищами 4 . В виду этого обстоятельства подробное донесение Геннадия о Захарие, находящееся в издаваемом нами послании, получает особенную историческую важность. Оно открывает нам практическия, жизненныя начала «новоявившейся новогородской ереси», по которым она была тождественна с ересью псковских стригольников. Геннадий прямо называет Захарию стригольником. И действительно, подобно стригольникам, этот глава жидовствующих отвергает, ради поставления духовенства «на мзде», святость церковной иерархии и таинств. В этих антииерархических стремлениях заключалась вся сила новгородской ереси. Еретики указывали на такия стороны в современных церковно-правительственных порядках, которыя, действительно, легко могли сделаться предметом вольнодумной критики, и против которых возставали и такие верные сыны и пламенные ренители блага Церкви, как, например, Нил Сорский и Максим Грек. Без сомнения, в силу этого двойнаго протеста в 1503 году (за несколько месяцев до окончательнаго суда над еретиками) изданы были следующия церковно-законодательныя меры: о непоставлении священнослужителей на мзде, о вдовых попах и дьяконах, которые, еще во времена стригольников, своею жизнию подавали повод к соблазнительным толкам о духовенстве, о запрещение монахам и монахиням жить в одном монастыре 5 . Тогда же поднят вопрос о монастырских вотчинах, а по поводу казней, каким подверглись еретики после осуждения их на соборе 1504 года, – вопрос о религиозной терпимости 6 . И вообще чрезвычайные успехи ереси, преимущественно между людьми книжными, покровительство или, по крайней мере, снисхождение, каким она несколько времени пользовалась со стороны гражданскаго правительства, сочувствие к учению и судьбе еретиков, неоднократно заявленное «заволжскими» (новогородскими и вологодскими) иноками, ревнителями строгих уставов Нила Сорскаго, и наоборот – вражда тех же иноков и даже некоторых архиереев (например, Касьяна Рязанскаго) против Иосифа Волоцкаго, неутомимаго обличителя и гонителя ереси, – все это указывает на жизненные элементы в учении новогородских вольнодумцев, на которые не могла простираться церковная анафема, и в силу которых умственное движение, возбужденное ересью, продолжалось до половины XVI века, вызывая то новыя церковно-законодательныя меры к исправлению иерархических безпорядков (определения Стоглавыаго собора), то новые еретические толки (учение Башкина и Феодосия Косаго).
Послание
Святейшим боголюбивым братии нашей архиепискупом: Тихону архиепископу Ростовскому и Ярославскому, Нифонту епископу Суздалскому и Туровскому, Васьяну епископу Тверьскому, Прохору епископу Сарскому и Подонскому, Филофею епископу Пермскому 7 . О сем вам воспоминаю, братии нашей: прислал князь великий ко мне грамоту, а митрополит другую о поставлении коломенскаго владыки, а безъимянно кого. А велят ми отпись дати безъимянно же такову, какову Геронтию митрополиту взяли у мене. Да прислал ко мне митрополит и списки с тех грамот, а яз не дал таковой отписи 8 , да о том есми отписал к великому князю да и митрополиту, а вам то, братии нашей, ведомо же будет, как митрополит велит чести ту грамоту пред вами. А о коломенском владыце, да и о инех, коли прилучитца, посылали бы ко мне именно, кого ставити. И яз отписи даю такие законные, какие иные братья наша давали. А не изпешили бы есте еще ставити владыки: преже бы есте стали накрепко о том, чтоб еретиков обыскали накрепко, да тех бы князь великий велел казнити. А Захар чернец пишет в своих грамотах, что на мене послал по всем градом грамоты: зовет мя еретиком, а яз не еретик. А и писано: «аще тя кто назовет еретиком, да не приимеши; аще ли приал еси, отвергъся есть Христа». И яз с его грамоты к вам список послал. А по Захара есми посылал того для: жаловалися мне на него черньцы: перестригл их от князя Федора от Белскаго, да причастья три годы не давал, а сам деи не причащалжеся. И как яз его призвал, да почал его спрашивати: «о чем ты тако чиниши, что есь сам три годы не причащался» ? И он ми молвил: «грешен есми». И яз ему молвил: «о чем же ты перестригл детей боярских, да и от государя еси их отвел, а от Бога отлучил, что есь и причастья не дал три годы»? И он ту свою ересь явил: «у кого де ся причащати? Попы деи по мзде ставлены, а митрополит деи владыки по мзде ставит». И яз молвил: «а се митрополита ставят не по мзде». И он молвил: «коли деи в Царьград ходил митрополит ставитися, и он деи патриарху дань давал, а ныне деи он бояром посулы дает тайно, а владыки деи митрополиту дают деньги: ино деи у кого причащатися»? И яз познал, что стригалник еретик.
Это послание издается по сборнику сол. библ. № 852, л. 341 об.– 342. Сборник писан в конце XVI века.
Следующая цитата
Аще ли пак кто от православных во обличение всхощет стати на них про их ереси, и они отметници бывают своих ересей, да и проклинают всех тако творящих, да и ротятся без страха, а сами то творят, да и греха себе в той клятве не ставят. Ино как же их мощно доити, аще не Христос бог свободит от тое ереси молитвами пречистыя его матере, и грозою и обыском великого князя, да и подвигом господина отца нашего Геронтиа митрополита всея Руси, да и вашего боголюбья потщанием купно с архимандриты и прозвитеры, въспоминаа государю великому, чтоб государь прадеда своего великаго князя Владимера веру потвердил, а от еретическиа прелести православное христианство свободил, а онамо в приидущем нетленный венец въсприимет с православным царем Констянти ном купно и с прадедом своим Владимером, иже крестил всю Рускую землю? Аще ли ся совръшатся, страх ми гнева божиа, тебе же, о боголюбиве, с умилением[3] прошу, яко да подщателне о сем подвиг покажеш, купно с архимандриты и с прозвитеры, чая от господа бога мзду въсприати. [4]А что числа поставлены в Шестокриле 276 девятьнадесятиц, ино то учинили на прелесть христианскую - хотят рещи: [5]лета христианскаго[5] летописца съкратишась, а наша пребывают. А то хотят ту прелесть явити как изойдет наша пасхалиа, занеже и аз испытно его прошел, да и написано у меня. Ино те числа, что поставлены, 276 девятьнадесятниц лет будет 5228. И потому ино у них еще пришествия христова несть, ино то они ждут антихриста. Ино то прелесть великая! А яз нашел в писании, что который царь по котором был, и колко которой царь жил, тако же которой патриарх по котором был во Иерусалиме, или папа в Риме которой по котором был, да и колко кто лет жил, а пишет их епископы, а не патриархы. Ино написано сице: мирскых лет 5000 и шестсот и 21, а от божественнаго воплощенна лет 121, римский епископ 9 Угиин[6] лет 4, а Ерусалиму епископ 14 Иосиф лет 2, таче Иерусалиму же епископ 15 Июда, то были крещены от июдей при том Июде Андреяном, конечное и последнее пленение[7] градное и жидовское бысть. Да по сем первый епископ Марко лет 8 был от язык необрезающихся[8]. Ино там писано 5000 лет и 6 сот и 21 в неже лето и пленение их бысть последнее. И оттоле до сех мест 400 лет да 1000 в гневе божи пребывают. Да еще к тому безстудствуют, развращающе наше превославие, яко же о них писано: ни сами входяще, ни хотящих внити оставляюще. Да что которые лета украли у нас еретици жидовскыми числы, и в те лета которые цари и папы и патриархи писаны по именом, и то тех где вмещати? А что Шестокрыл они собе изучив да тем прельщают христианство, мня яко же с небеси знамение сводят, ино не по их съставлениа бысть! Шестокрил бо взят от астрономии[9], яко капля от моря. А то звездозаконное дано бысть Сифу третьему сыну Адамову. Да потом Енох праведный исписал дни и часы и лета, и потом Ной последнему роду предаде. Авраам в Египет шед египтяна учил землемериа да и розчет земный. Да потом и жидова от них тому навыкли. А во всяком языце то есть, а христианстии учители тому были велми горазди - Иоан Златоуст, Василий Кесарийский, Григорий Богослов. А в Григориеве житии Акраганского писано: дондеже де арифмитикию и кгеомитрию и мусикию и астрономию всю до конца извыче. [10]Сего ради въспомянух твоему боголюбию онех мерзостная съпротивоглаголемая божественному повелению учениа еретическаа числы онеми жидовскими преставляема. А о летех скончания богу мощно приложить и уложить. А богословцу[11] Григорию изъясняющу, да и в Зерцале мужу мудру повинуюся, на того же Григория свидетельство приводящу: егда наполнится горний мир, тогда ожидай скончаниа. И Енох праведный написал: "Преже даже вся не быша, постави бог века тварнаго и потом сътвори всю тварь видимую и невидимую, и по всем том създа человека в образ свой, и тогда раздели бог век человека ради на времена и лета на месяци и на дни и часы, и да разумеет человек времен премену и чтет своея жизни конец. И егда скончается тварь, юже сътвори бог, тогда[12] времена погыбнут, и лет не будет, к тому дние и часы не почтутся, но станет век един". И прочая сам не невеси[13], а милость[14] господа бога вседръжителя и пречистыя его матере и нашего смиренна молитва, купно же и благословение да есть всегда с твоим святительством и боголюбием. Аминь.
Примечания
[1]Так А; Т про на поле приписано клинаю. 2Так А; Т явлено да что есть ересей нет, но на этом месте стоит знак вставки[3]На этом месте прерывается текст в А.[4]Начинается текст в Б5Т лета христианского на поле; Б в тексте[6]Так Б; Т Усиин [7]Т пленение вставлено на поле; Б в тексте[8]Б обрезающихся [9]Так Б; Т астромеи. [10]Отсюда продолжается текст А. [11]Б богослову; А так. [12]Так БА; Т от господа [13]Кончается текст в Б [14]!] Т после милость одна выскреблена
Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Нифонту Суздальскому. 1488 г., январь
"Послание Геннадия Нифонту Суздальскому" до сих пор полностью не издавалось. С цензурными пропусками (без описания "кощунств") "Послание" это напечатано И. Хрущевым в "Источниках" его книги "Исследования о сочинениях Иосифа Санина" (стр. XXII-XXIII). "Послание" сохранилось в одном известном нам списке: 1) ГПБ, Q.XVII.50 (из собрания Ф. Толстого, отд. II, № 341); 4°; вт. пол. XVI в. (скрепа Евфимия Туркова, бывшего игуменом Волоколамского монастыря в 1575- 1587 гг.) Л. 296 - "Послание Геннадия Нифонту". Подробное описание - в "Обстоятельном описании славяно-российских рукописей Ф. А. Толстого" К. Калайдовича и П. Строева (М., 1825, стр. 472) и у И. Хрущова (ук. соч., стр. XX-XXIII).
Генадий архиепископ Великого Новаграда и Пскова[1] святейшему и боголюбивому и о святом дусе брату и сослужебнику Нифонту епископу Суздалскому достойную[2] и духовную любов сиим нашим писанием, въспосылаем боголюбию твоему, яко да будеши в здравии всесвященне и духовне и телесне
Что есми послал государю великому князю да и митрополиту грамоты да и подлиник о новгородцких еретицех, а Прохору епископу Сарскому грамоту есми о той же ереси послал же, а тебя тогды на Москве не было. И о сем твоему боголюбию въспоминаю, чтобы еси посмотрел в владычню в Прохорову грамоту в первую, занеже тамо о их ересех пространно изъявленно. Да усердно о том потщание имея, споборствуя по Христе бозе и пречистыя его богоматери, яко же должно есть твоему святительству въспоминая государю великому князу да и господину отцу нашему Геронтею митрополиту всея Руси, чтобы тому делу потщался исправление учинити, занеже ныне как продлилось то дело - обыск ему не крепок чинитца. Ино познают: еретикам ослаба пришла, уже ныне наругаютца христьянству - вяжут кресты на вороны и на вороны. Многие ведели: ворон деи летает, а кресть на нем вязан деревян, а ворона деи летает, а на ней крест медян. Ино таково наругание: ворон и ворона садятца на стерве и на калу, а крестом по тому волочат! А зде се обретох икону у Спаса на Ильине улици - преображение з деянием, ино в празницех обрезание написано - стоит Василией Кисарийский, да у спаса руку да ногу отрезал, а на подписи написано: обрезание господа нашего Иисуса Христа. Да с Ояти привели ко мне попа да диака, и они крестиянину дали крест телник древо плакун, да на кресте том вырезан сором женской да и мужской, и христианин де и с тех мест сохнути, да немного болел да умерл. А диак сказываетъца племенник Гриди Клочу еретику, что в подлинник не писан. И ныне таково есть бесчинство чинитца над церковью божиею и над кресты и над иконам и над христианьством. А того толке не управит государь[3] князь великий, а того накрепко не обыщеть, ино будет последьняя лесть горше первыя. И ты бы о том митрополиту явил, чтобы митрополит печаловался государю великому князю, чтобы поочистил церков божию от тое ереси. А тому бы есте не верили, что ся они зовут христиане, то они покрывают свою ересь тем[4], занеже то яз известно отведал на них. И твое бы боголюбие усердно попечение имел[5] о церкви божий и о православном християньстве. А милость господа бога вседержителя и его пречистыя богоматере и нашего смирения молитва купно же и благословение да есть всегда с твоим святительством и боголюбием. Аминь. Противень послал Нифонту епископу Суздалскому, да Филофею епископу Перьмскому в одны речи о еретицех с Семеном в Зезевитом. Лета 96 (1488) генваря.
Примечания
[1]Ркп. Генадий. Пскова написано киноварью. [2]Ркп. доистоную. [3]Ркп. государь вписано на поле[4]Ркп. тем вписано на поле[5]Ркп. имех.
Полное житие святителя Геннадия Новгородского
В 1479–1481 годах архимандрит Геннадий вместе с Вассианом, архиепископом Ростовским, а затем с его преемником Иоасафом бесстрашно вставал на защиту древнего устава в возникшем споре о хождении "посолонь" при освящении нового храма (спор возник в связи с чином освящения Успенского собора в Москве).
В 1483 году святой Геннадии начал строить в Чудовом монастыре каменную трапезную церковь в честь чтимого им святителя Алексия, митрополита Московского († 1378), основателя обители. 12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Благоговея к памяти великого святителя Алексия, Геннадий, и будучи в Новгороде, не переставал заботиться о возведении храма его имени: "И сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше". Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному новгородскому благочестию, но и самой столице православия – Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву митрополиту Геронтию все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия. По словам преподобного Иосифа Волоцкого (память 9 сентября), "сей архиепископ, быв пущен на злодейственные еретики, устремился на них, яко лев, из чащи Божественных Писаний и красных гор пророческих и апостольских учений". Девятнадцать лет продолжалась борьба святителя Геннадия и преподобного Иосифа с сильнейшей попыткой противников православия изменить весь ход истории Русской Церкви и Русского государства. Трудами святых исповедников борьба увенчалась победой православия. Этому способствовали труды святителя Геннадия по изучению Библии. Поскольку еретики в своих нечестивых мудрствованиях прибегали к искаженным текстам ветхозаветных книг, отличным от принятых Православной Церковью, архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд – привести в единый свод исправные списки Священного Писания. До того времени библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями – Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг: Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола.
Священные книги Ветхого Завета особенно часто подвергались случайной и намеренной порче. Об этом со скорбью писал святитель Геннадий в послании архиепископу Иоасафу: "Жидове еретическое предание держат – псалмы Давидова или пророчества испревращали". Собрав вокруг себя ученых, тружеников-библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латинского языка те из Священных книг, которые не были им обретены в рукописном предании славянской Библии, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке – "Геннадиевская Библия", как ее почтительно называют по имени составителя, которая стала неотъемлемым звеном в преемственности славянского перевода Слова Божия. От боговдохновенного перевода Священного Писания святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (863–885) чрез Библию святителя Геннадия (1499) и воспроизводящую ее первопечатную Острожскую Библию (1581) Церковь сохранила неизменным славянское библейское предание вплоть до так называемой Елизаветинской Библии (1751) и всех последующих печатных изданий. Наряду с подготовкой Библии круг церковных книжников при архиепископе Геннадии вел большую литературную работу: была составлена "Четвертая Новгородская летопись", доведенная до 1496 года, переведены, исправлены и переписаны многочисленные рукописные книги. Игумен Соловецкого монастыря Досифей, прибывший в Новгород по монастырским делам, несколько лет (с 1491 по 1494) трудился у святителя Геннадия, составляя библиотеку для Соловецкого монастыря. По просьбе святителя Досифей написал житие преподобных Зосимы (память 17 апреля) и Савватия (память 27 сентября). Большинство книг, переписанных с благословения святителя Новгородского (более 20) для Соловецкой обители, сохранилось в составе Соловецкого собрания рукописей. Ревностный поборник духовного просвещения, архиепископ Геннадий для подготовки достойного клира основал в Новгороде школу.
Память о святителе Геннадии сохраняется и в другом его труде на благо православной церкви.
В конце XV века над русскими умами тяготела грозная мысль о скорой кончине мира, которой ждали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира. По окончании миротворного круга в 1408 году на Руси не осмелились продолжить пасхалию далее 1491 года. В сентябре 1491 года архиерейский Собор Русской Церкви в Москве при участии святителя Геннадия определил: "Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет". 27 ноября 1492 года митрополит Зосима "на Москве изложил соборне пасхалию на 20 лет" и поручил епископу Филофею Пермскому и архиепископу Геннадию Новгородскому составить каждому свою пасхалию для соборного свидетельствования и утверждения 21 декабря 1492 года. Святитель Геннадий окончил составление своей пасхалии, которая, в отличие от митрополичьей, была продолжена на 70 лет, и, рассылая по епархиям одобренную Собором принятую пасхалию на 20 лет, присоединил к ней и свою, вместе с толкованием на нее и Окружной грамотой, под общим заглавием "Начало пасхалии, переложенной на осьмую тысячу лет". В богословском толковании пасхалии, основанном на Слове Божием и свидетельстве святых отцов, святитель писал: "Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен". Времена устроены Творцом не для Себя, но для человека: "Да разумеет человек времен премену, чтет своея жизни конец". О сроках же свершения творения Божия "никто же весть, ни Ангелы, ни паки Сын, но токмо Отец". Потому святые отцы, наитием Духа Святого, изложили миротворный круг именно как "круг": "Сие учиниша коловратно, не имуще конца". Еретическим прельщениям о исчислении сроков святитель противопоставил освященный Церковью путь постоянного духовного трезвения. Святой Геннадий излагает богословские основы пасхалии, объясняет, как при помощи Альфы, великого миротворного круга, можно выводить пасхалию на будущее, насколько потребуется. Пасхалия святого Геннадия, по его свидетельству, не была им составлена заново, но была выведена на основании прежнего предания – в частности, на основании пасхалии, написанной на 1360–1492 годы при святителе Василии Калике, архиепископе Новгородском (13 июля 1352). По правилам работы с пасхалией, утвержденным святым Геннадием, позже, в 1539 году, при архиепископе Новгородском Макарии, была составлена пасхалия и на всю восьмую тысячу лет.
О высокой духовной жизни и молитвенном вдохновении святителя свидетельствует составленная им в 1497 году молитва к Пресвятой Богородице. Кроме известных посланий митрополитам Зосиме и Симону, архиепископу Иоасафу, епископам Нифонту и Прохору, послания к Собору 1490 года, архиепископ Геннадий написал церковный "Уставец" и "Предание инокам", живущим по уставу скитского жития. Оставив архипастырское служение, с 1504 года святитель жил на покое в Чудовом монастыре, где мирно отошел ко Господу 4 декабря 1505 года. В Степенной книге читаем: "Архиепископ Геннадий пребы в архиепископах девятнадцать лет, многа исправления показа о церковном благолепии и о священническом благочинии, и еретики посрами, и православную веру утверди, последи же сведен бысть на Москву, и полтретья лета пребысть в монастыри чудеси Архангела Михаила и святаго Алексия митрополита и чудотворца, идеже прежде бысть в архимандритех, ту и преставися к Богу". Святые мощи архиепископа Геннадия были положены в храме Чуда святого Архангела Михаила в Хонех, в том месте, где покоились до того мощи особо чтимого им святителя Алексия, митрополита Московского. Память святителя Геннадия творится также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в день, когда Святая Церковь вспоминает всех святых, в Новгороде просиявших.
Следующая цитата
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 245
- КНИГИ 653 867
- СЕРИИ 25 022
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 364
Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Прохору Сарскому. 1487 г.
Следующая цитата
Родился в первой половине XV в. в благочестивой семье Гонзовых. Иноческую жизнь начал в Валаамской обители под руководством св. преподобного Савватия Соловецкого († 1435; память 27 сентября по старому стилю). В феврале 1477 г. святой был назначен архимандритом Чудова монастыря, а 12 декабря 1484 г. был рукоположен в сан архиепископа Новгородского.
Святитель ревностно боролся за чистоту православия и приложил много стараний для просвещения своей паствы. Он устроил школу для подготовки священников, составил пасхалию на первые 70 лет восьмого тысячелетия, к 1499 г. собрал все книги Священного Писания в одну единую «Геннадиевскую Библию». Ему принадлежит уставное указание о литургическом почитании российских угодников. С 1504 г. святитель Геннадий находился на покое в Чудовом монастыре и 4 декабря 1505 г. мирно отошел ко Господу.
Читайте также: