Флоренский павел цитаты афоризмы

Обновлено: 21.11.2024

Жизнь пролетает, как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни – самому трудному и самому важному: насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится.

Следующая цитата

Биологически — все, окружающее нас, есть наше тело, продолжение нашего тела, совокупность дополнительных наших органов.

Вглядись в явление — и увидишь, что оно есть шелуха другого, глубже его лежащего.

Все вещи взирают друг на друга, тысячекратно отражают друг друга.

Вся природа одушевлена, вся жива, в целом и частях

В глубине физического лежит тайна, физическим полуприкрывающаяся, но совсем — не физическая.

В Среде нет ничего такого, что в сокращенном виде, в зачатке хотя бы не имелось у Человека.

Где есть отступления от обычного — там ищи признание природы о себе самой.

Духовная любовь выражается в преодолении границ самости, в выхождении из себя.

Ничего нельзя закрепить, утвердить окончательно.

Объяснить — для научного мировоззрения значит, в моих глазах, уничтожить конкретную целостность явления, доказать его иллюзорность

Определить — это значит дать понятие.

Познание вещей позволяет дать им имена.

Понимать чужую душу — это значит перевоплощаться.

Природа — не безразличная среда технического произвола, хотя до времени она и терпит произвол, а живое подобие человека.

Закон накладывался на мой ум, как стальное ярмо, как гнет и оковы. И я с жадностью спрашивал об исключениях

Идеализм — в широком смысле слова — стихия философии, и, лишенная этого кислорода, философия задыхается, а затем увядает и гибнет.

Имена выражают природу вещей.

Какая-нибудь былинка — не просто былинка, но что-то безмерно более значительное — особый мир.

Любовь возможна к лицу, а вожделение — к вещи.

Механическое объяснение — дешевое объяснение.

Многие ли за деревьями видят лес?

Мысль моя не протекала систематически, а всегда волновала и поражала меня.

Насилуя Среду, Человек насилует себя и, принося в жертву своей корысти Природу, приносит себя самого в жертву стихиям, движимым его страстями.

Тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна.

Разве христиане не были рождены языческими родителями?

Рев автомобиля разве не кажется минотавровым?

Европейская философия вышла из рук Платона.

Если считать фокусы за обман, то еще неизвестно, кто именно обманут. Может быть, и сам фокусник обманывается насчет себя самого.

Жизнь с природой — жизнь, в которой столько черной работы и житейской грубости и которая тем не менее в глубине своей всегда носит сосредоточенность и подлинную любовь.

На почве научного догматизма готовится произрасти научный же фанатизм и научная нетерпимость.

Прекрасное тело одеждами не сокрывается, но раскрывается, и притом прекраснее, ибо раскрывается в своей целомудренной стыдливости. Напротив, тело, бесстыдно обнаженное, закрыто познанию, ибо потеряло игру своей стыдливости, а она-то и есть таинственная глубина жизни и свет из глубины.

Неведомое питало ум, а все не-удивляющее, невызывающее удивления представлялось какой то сухой мякиной, не содержащей питательных веществ.

Самая видимость чуда уже была чудесна.

Тень, то удлиняющаяся, то становящаяся короткой, искажающая и гримасничающая, разве она не воспринимается как самостоятельное таинственное существо?

Теургия и магия столь же стары, как и человечество.

То, что называют законами природы, мне всегда казалось личиной, взятой временно.

То, что радует, называется красотою; любовь как предмет созерцания есть красота.

Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ищущая от твари лишь своей корысти, движимая не желанием помочь природе проявить сокрытую в ней культуру, но навязывающая насильственно и условно внешние формы и внешние цели.

Узнать то, что меня не касается, мне никогда не было привлекательным.

Человек без имени не человек, ему не хватает самого существенного.

«Простое» вовсе не так просто, как его хотят представить; «объясненное» вовсе не так объяснено, как этим льстят себя объяснители.

Психологически — все, нами ощущаемое, есть символическое воплощение нашей внутренней жизни, зеркало нашего духа.

Пусть нет леших и русалок — но есть восприятие их Пусть нет власти заклятий и заговоров но есть вера в нее.

Человек в мирю, но человек так же сложен, как мир. Мир — в человеке, но и мир также сложен, как и человек.

Человек есть бесконечность.

Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его.

Человек — малый мир, микрокосм. Среда — большой мир, макрокосм.

Чтобы понять Россию, надо понять Лавру. Около Лавры, не в смысле стен, конечно, а в смысле средоточия культурной жизни, выкристаллизовывается культурное строительство русского народа.

Чтобы стать православным, надо окунуться разом в самую стихию православия, зажить православно — и нет иного пути.

Энергии вещей втекают в другие вещи, и каждая живет во всех, и все — в каждой.

Следующая цитата

Флоренский Павел Александрович - родился 9 января 1882 года в местечке Евлах на западе нынешнего Азербайджана. Русский религиозный философ и учёный, православный священник. Расстрелян 8 декабря 1937 года под городом Токсово Ленинградской области.

Культура — это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость — растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба м«жду добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться.


Автор: Флоренский

Религия есть — или по крайней мере притязает быть — художницей спасения, и дело ее — спасать. От чего же спасает нас религия? Она спасает нас от нас, — спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она одолевает гиену, которая в нас и языки которой, прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание. Она улаживает душу, а водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу.


Автор: Флоренский

Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие и переработал -его в своем духе.


Автор: Флоренский

Наши философы стремятся быть не столько умными, как мудрыми, не столько мыслителями, как мудрецами. Русский ли характер, исторические ли условия влияли тут — не берусь решать. Но несомненно, что философии «головной» у нас не повезло. Стародумовское: «ум, коли он только ум, — сущая безделица», — находит отклик, кажется, во всяком русском.


Автор: Флоренский

Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ищущая от твари лишь своей корысти, движимая не желанием помочь природе проявить сокрытую в ней культуру, но навязывающая насильственно и условно внешние формы и внешние цели.


Автор: Флоренский

Философия каждого народа по глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры исходит и к этой же вере устремляется. Если возможна русская философия, то только — как философия веры православной.


Автор: Флоренский

Я научился благодушию, когда твердо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведется Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чем, помимо задач сегодняшнего дня.


Автор: Флоренский

Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее страдания.


Автор: Флоренский

Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир - в человеке, но и мир так же сложен, как и человек.


Автор: Флоренский

Философия высока и ценна не сама в себе, а как указующий перст на Христа и для жизни во Христе.


Автор: Флоренский

Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его.

Следующая цитата

Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».


Автор: Павел Флоренский (Об иконах)

Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым.


Автор: Павел Флоренский (Об иконах)

Икона — окно в тот мир.


Автор: Павел Флоренский (Об иконах)

. грех . это распутство, то есть переход с пути на путь, шатание по разным путям, блуждание по разным дорогам, а не по единственной правильной; или еще, это блуждание, блужение, блуд, потеря своей настоящей стези.


Автор: Павел Флоренский (Самореализация)

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Следующая цитата

Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский — русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт.

Род деятельности: священник , поэт , ученый , . философ Дата рождения: 21.01.1882 Дата смерти: 08.12.1937 (55)

Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт.

Добавила Katiusha 06.07.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Мысль — Божий дар. Не позволяйте себе мыслить небрежно.

Добавила -Нюанс- 06.07.15
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Жизнь пролетает, как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни – самому трудному и самому важному: насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится.

Добавила ulogin_vkontakte_19756171 26.03.19
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Культура — это та верёвка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идёт столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растёт кротость — растёт и жестокость, растёт альтруизм, но растёт и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идёт параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться.

Читайте также: