Философские причины преступления раскольникова цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей преступления. Основными причинами по которым образованный молодой человек решается на преступление являются его теория о «необыкновенных» людях, а также желание разбогатеть и помочь своей семье.
Убил по теории
Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею». По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»— Раскольников в разговоре с Соней. Часть 3, глава V
Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.
Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой. Тем не менее он никак не объясняет в чем именно заключаются его «великие цели и идеи».
«Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес.»— Следователь Порфирий Петрович. Часть 6, глава II
Деньги
Раскольников был очень бедным человеком. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить университет, так же как и его друг Разумихин, но в отличии от последнего, Раскольников ничего не делает чтобы изменить свою жизнь. Ранее он давал частные уроки, но бросил и это занятие. С тех пор, он целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает. Когда служанка Настасья упрекает его за это, Раскольников заявляет что не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:
— Что делаешь?— Работу…
— Каку работу?
— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.
— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.
— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.
— А ты в колодезь не плюй.
— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
— А тебе бы сразу весь капитал?
Он странно посмотрел на нее.
— Да, весь капитал, — твердо отвечал он помолчав.
— Часть 1, Глава III
Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории.
О том, что решающее значение для совершения преступления имели деньги пишет и сам Достоевский в письме к издателю М. Н. Каткову:
«Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. »— Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) - 15 (27) сентября 1865 г
Мнения о том, что первостепенную роль играла именно нажива, придерживался и знаменитый критик Д.И. Писарев:
«Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть, при первом удобном случае, к бесчестным средствам обогащения. В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим карманам.»— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)
Помощь семье
Накануне преступления Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в доме Свидригайловых из-за того, что взяла в задаток деньги чтобы выслать их брату. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь:
«Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья. (Он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра. ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться. »— Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV
Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
При этом, зная о бедственном положении его родных, Раскольников не работает и принимает деньги которые присылает ему мать, беря их в под процент у местного купца.
«Наполеоном сделаться»
Сам Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а желание доказать самому себе, что согласно его теории он относится к «необыкновенным» людям:
«Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое. Я это всё теперь знаю. Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею. »— Раскольников. Часть 5, глава IV
Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:
«— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил. Ну, понятно теперь?»— Раскольников. Часть 5, глава IV
Неприязнь к старухе-процентщице
Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой Лизаветой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла. Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить:
Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.— Раскольников. Часть 5, глава IV.
Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:
Следующая цитата
В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе "Преступление и наказание".
Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове
Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе "Преступление и наказание"
Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.
Главная причина преступления Раскольникова
На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи-процентщицы. Да, молодой человек беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий, но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.
- люди гениальные, особенные, великие
- люди обычные, то есть "материал" для великих
Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?
Неприязнь к старухе-процентщице
- злая, жестокая и жадная женщина
- наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях
- использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни
- написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю
- Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
- Накануне преступления Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю его дочери Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова удручающее впечатление.
- Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Молодой человек против того, чтобы сестра шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
- Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
- Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время ("завтра в 7 часов вечера"). угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери героя, его комната отчасти виновата в том, что тот чувствует себя несчастным.
- Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть "зацикленности" на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.
Раскольников после преступления
Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей ужасной теории. Он понимает, что не является "Наполеоном" и не способен ценой преступления строить "светлое будущее". Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.
Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов герой сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.
Следующая цитата
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова кратко можно описать в форме определенной теории. Герой самостоятельно скорректировал свое мировоззрение, защищаясь от проблем, невзгод внешнего мира. Его теория лежит в основе всего произведения. Достоевский – религиозный человек, осуждает персонажа за нарушение божьих заповедей, нравственных ограничений. Социальные и философские истоки теории Раскольникова основаны на воздействии окружающей обстановки.
Персонаж выстроил для себя четкое разграничение людей на два класса. Убийство стало для него способом доказать свое отношение к высшей касте. Автор начинает повествование, описывая Питер, его убогость, нищету. Жители города – злорадствуют, презирают окружающих людей. Раскольников сталкивается с материальными трудностями, ненавидит обеспеченных горожан.
Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова
Философский аспект менее значим, чем социальные условия жизни студента. К совершению греха его приводят следующие обстоятельства:
- Молодого человека исключили из университета, он не смог оплачивать учебу. Будучи умным, гордым студентом с развитым чувством собственного достоинства, он тяжело пережил исключение;
- Раскольников постоянно голодает, сталкивается с унижениями, горестями. Родион, вся его семья, живут на гране нищеты;
- Персонаж окружают несчастные мать и сестра. Он повсюду сталкивается с грязью, обреченностью, унынием, лишениями;
- Молодой человек старается бороться один против всего мира. У него не получается оказать помощь родным – маме и Дуне, знакомым – Соне, Мармеладову. Это порождает чувство безысходности. Чтобы поесть, герою приходится закладывать собственные вещи;
- Нарядная публика, богатые дома вызывают злость, ненависть, обиду. Несправедливость окружающего мира впервые зарождает мысль об убийстве;
- Он не считал это преступление банальным. Мотив Родиона кроется в оказании помощи нуждающимся людям.
Студент задолго до преступления опубликовал свой труд о собственной теории разделения людей. По его мнению, есть обыкновенные жители, необремененные интеллектом, дрожащие твари. Необыкновенные люди, имеющие право на убийство, живущие хорошо, свободно. Они могут нарушать законы, чтобы помочь обездоленным, обыкновенным личностям.
Социальные и философские основы бунта Раскольникова кратко
Социальные и философские основы бунта Раскольникова легли в основу повествования Достоевского. Он условно разделил окружающих на классы в глазах Раскольникова, который причислил себя к касте великих. Великим личностям разрешалось убивать, иметь собственное мнение, подчинять обыкновенных людей. Основы теории:
- Пролитие крови второй категорией правителей – благодетель. Родион приравнивает себя к Наполеону;
- Герой бунтует в борьбе с мучениями, лишениями, выпавшими на его долю;
- Писатель выделяет чрезмерную гордыню молодого человека. Он восстает против принятых норм человечества, позволяющих отличать зло от добра;
- Просматривается стремление к власти главного героя. Он уверен, что определенные люди должны его боготворить, подчиняться.
Достоевский не соглашается с теорией персонажа. Он разрушает ее смысл в корне, опираясь на нравственные, логические принципы. Для выражения нравственной критики автор использует персонаж Сони. Логические доводы приводит Порфирий Петрович.
Следующая цитата
- А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная Пушкиным в трагедии, — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого музыканта Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он рисует двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки. Сальери — консерватор в музыке, сам о себе он говорит «поверил я алгеброй гармонию». Для него создание произведения — тяжелый и кропотливый труд, Моцарта он считает легкомысленным и недостойным звания музыканта. Сальери непонятна причина славы Моцарта. Этот веселый гуляка всеми любим, его музыка прославлена, а он, Сальери, всю жизнь отдавший святому делу творчества, остается не у дел. Это несправедливо. По сути, Сальери движет чувство зависти к более успешному современнику. И, как бы он ни маскировал это чувство словами о желании избавить мир от того, кто оскорбляет само понятие гения — именно зависть становится причиной убийства. Не случайно, совершив свое деяние, Сальери произносит знаменитую фразу: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». «Злодейство» — то, что может совершить человек под влиянием зависти к другому. Вот в чем опасность этого чувства.
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Не убий» — евангельская заповедь. Почему люди нарушают ее? Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? Роман Ф. М. Достоевского исследует одну из причин — разрешение человеком «крови по совести». По мнению автора, это одно из самых страшных преступлений, потому что разрешение на любое убийство оправдывается теорией Раскольникова. Главный герой романа унижен, беден и горд. Раскольников — умный, образованный и внутренне нравственный человек. Как получилось, что он становится дважды убийцей? Достоевский показывает, что причиной решения преступить нравственный закон становится глубоко бесчеловечная теория, которая делит людей на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Функция первых в человеческом обществе — быть материалом для великих деяний вторых. И ради высокой цели «право имеющие» могут разрешить себе убийство — ведь допускают властители мира гибель тысяч людей на войне? Молодых, активных людей. А тут — злая и вредная старушонка, «заедающая чужой век». Так Раскольников убеждает себя в том, что «крошечное преступленьице» может загладиться «тысячей добрых дел». Проверяя, способен ли он на убийство, герой хочет доказать самому себе, что принадлежит к разряду властителей, меняющих историю мира. Эта теория, как считает Достоевский, особенно опасна тем, что маскирует свою низменную цель лозунгами о спасении других жизней и благородством помыслов. Но автор не приемлет такой дилеммы: «одна жизнь — и тысячи жизней». Для Раскольникова это «чистая арифметика», для Достоевского — преступление против человека. Именно поэтому автор показывает, что мысль героя о том, как он поможет деньгами, взятыми у убитой старухи, всем страждущим, не осуществилась. Деньги-то он взял — а воспользоваться ими для благородных целей так и не сумел. Или не захотел, ведь так и не притронулся к своему тайнику. Так обнажается единственная истинная цель преступления Раскольникова — эгоистическая, проверка себя на прочность. Нет, не может загладиться «крошечное преступленьице тысячей добрых дел». Получается, что преступление герой совершил раньше убийства — в мыслях, разработав человеконенавистническую теорию о сегрегации людей. Убил двух человек, не потому что был нищ и голоден и не ради спасения жизни — теорию Раскольникова автор считает одной из самых чудовищных причин преступления евангельской заповеди «не убий».
«Сострадание есть высшая форма человеческого существования» — писал Ф. М. Достоевский. Может ли преступник вызывать сострадание? Это ещё один вопрос, на который отвечает писатель своим романом. В нем есть не только убийца Раскольников, создавший бесчеловечную теорию, но и другие герои, окружающие его. Важная роль среди них принадлежит Соне Мармеладовой. Она, как считает Раскольников, тоже «преступила», только «убив себя» — девушке пришлось «пойти по желтому билету» (стать проституткой) ради спасения жизни голодавшей семьи. Она видит страдания Раскольникова и в то же время понимает его страстное желание справедливости. Герой романа крайне противоречив: с одной стороны — убийца «по совести», а с другой — отдает последние деньги, чтобы помочь страдающим, помогает семье Катерины Ивановны. Соня чувствует именно хорошую сторону натуры Раскольникова. И когда тот «объявляет» ей о своем страшном деянии, она сострадает ему, понимая, в какой страшный грех ввел он свою душу. Именно Соня постоянно говорит Раскольникову о необходимости повиниться в преступлении, причем не столько перед судом, сколько перед народом, людьми. В финале романа грешная душа героя наконец открывается добру и свету, который несет Соня и ее вера. Для них начинается новая жизнь. Так Достоевский показывает, что сострадание к душевным мукам любого человека, даже преступника, помогает ему обрести почву под ногами, снова вернуться к людям.
Следующая цитата
Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», совершил страшное преступление – убийство старухи- процентщицы и её сестры Елизаветы.
Что толкнуло его на это ужасное противоправное деяние?
Нищета, которая довела до отчаяния. К сожалению, очень многие люди в период, описанный писателем, находились в таком положении, но они не совершали убийство. Конечно, косвенной причиной, побудившей Родиона на убийство, могли быть нищета, отчаяние.
Часто истоки преступлений лежат в особенностях личности человека. Мы уже убедились, что были такие черты в Раскольникове, которые могли способствовать пойти на убийство – это высокомерие, гордыня, ощущение своего превосходства над другими, замкнутость, за что сокурсники не любили героя.
Однако истинной причиной стала теория о праве сильной личности на преступление. Теорию Раскольников даже изложил в статье «О преступлении», её напечатали в газете «Периодическая печать». Было это за полгода до убийства старухи-процентщицы. Герой стремился проверить, к какому типу людей он относится: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Имел ли он право на преступление ради высоких целей, ради спасения людей. Кого же хотел спасти Раскольников? Против какой несправедливости выступить?
Конечно, много несправедливого видел Родион. Это и отношение Свидригайловых к его сестре Дуняше, когда её оболгали в воровстве, и несчастная судьба семьи Мармеладовых, и судьба той девочки на бульваре, над которой надругались, да и судьбы его самого и его близких, когда мать еле сводила концы с концами, а сестра решила выйти замуж за ненавистного её Лужина, чтобы помочь брату. Много горя, слёз вокруг, много изломанных судеб.
В такой ситуации человеку свойственно искать конкретного виновного. Для Раскольникова виноватой стала старуха-процентщица. Сколько человек страдало от неё! Скольких довела она до отчаяния!
Решающую роль сыграл разговор, подслушанный Раскольниковым о старухе-процентщице в трактире, когда двое незнакомцев обсуждали злую старуху-процентщицу, которая портила людям жизнь и плохо обращалась со своей сестрой. Он понял, что многие ненавидели старуху и решил, что должен освободить людей от неё.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Никакое преступление нельзя оправдать смертью других. А Раскольников сознательно шёл на убийство. Он продумал всё до мелочей: каким будет его путь до квартиры старухи, где он возьмёт топор и как его положит на место, как ему избежать случайных встреч. Да, он осознанно шёл на убийство.
Да и не ради других, их спасения, герой совершил убийство! Это были лишь слова, самооправдание. Вспомним, что после убийства он просто-напросто обокрал процентщицу, да ещё четко знал, на что потратит украденное.
Но… так уж устроена наша жизнь: переступив черту, человек идёт дальше по незаконной дорожке. Одно преступление ведёт за собой другое. Ведь ничто не остановило Раскольникова, когда он убивал Лизавету, сестру процентщицы – такую же униженную, ведь ради таких, по его словам, он и пошёл на убийство. Ничто не остановило…
Только ли Алёна Ивановна и Лизавета стали жертвами Раскольникова? Разве он не сделал несчастной свою мать, Пульхерию Ивановну, которая через несколько месяцев после суда над сыном умерла, не выдержав горя. Сколько горя он принёс сестре Дуне, лишившейся матери и переживавшей за брата! Тяжела жизнь и Сони, которая целых 8 лет была вынуждена жить в Сибири, поддерживая Родина, дожидаясь, пока он выйдет на свободу, то есть и её жизнь полностью изменилась.
Каждый отвечает за свои поступки, за тех, кто рядом, просто за людей, окружающих нас. Любой противоправный поступок наказывается обществом.
Какое же наказание получил Раскольников? Осознал ли он ужас содеянного? Об этом поговорим в следующий раз.
Читайте также: