Философия не является точной наукой челпанов цитата

Обновлено: 06.11.2024

На X форуме «Ученые против мифов» меня спросили, какое место в научном процессе занимает философия. Я ответил, что практически никогда не встречал отсылок к каким-либо философам в моей специализации — биоинформатике, математической и эволюционной биологии и смежных областях.

Редкое исключение — отсылки к Попперу и его критерию фальсифицируемости. Но они всплывают, когда речь идет о чем-то очень маргинальном — например, если ставится под сомнение сама легитимность какой-то гипотезы. Тогда же могут вспомнить про бритву Оккама.

Единственное, что связано с философией и упоминается регулярно — это этика. Если эксперимент проводится на людях, его авторы обязаны получить согласие участников. Кроме того, необходимо учитывать, на ком и при каких условиях можно ставить опыты. Также сейчас борются с чрезмерным использованием животных для бессмысленных и ненадежных экспериментов.

На всемирной конференции по добросовестности в науке я встретил философов, которые обсуждали вопросы все той же научной этики: проблемы авторства, плагиата, фальсификаций и отношения к ним.

Но за пределом этих тем, как мне кажется, особую роль в науке философия не играет. В России изучение философии входит в кандидатский минимум. Я тоже его сдавал. А вот, например, в США, где как раз наука развивается наиболее активно, обязательного изучения философии нет, хотя при этом все ученые, защитившие диссертацию, становятся PhD — докторами философии. Но это дань традиции, и к философии эти люди отношения, как правило, не имеют.

Рафаэль Санти «Афинская школа» Рафаэль Санти «Афинская школа»

От Аристотеля до современных стримеров

Философия очень многообразна. И, на мой взгляд, споры часто происходят из-за того, что у нас нет договоренности о терминах. Ниже я напишу, что может «скрываться» под словом «философия».

1. Часто под философией на самом деле подразумевают историческую науку — историю философии , задача которой — установить и корректно изложить взгляды различных мыслителей, не вдаваясь в правильность их рассуждений. Например, движение, согласно Аристотелю, прекращалось, когда на тело переставала действовать сила. Из этого некоторые философы и теологи выводили идею божественного «перводвигателя», без которого движения бы не было. Но позже в своем первом законе Ньютон показал, что при отсутствии внешних сил тело будет сохранять скорость и направление движения. И хотя Аристотель был не прав в этом и многих других вопросах (вроде рассуждений о пяти элементах), его взгляды повлияли на развитие человеческой культуры.

2. Философией могут называть протонауку, а философами — первых ученых. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора и Декартова система координат актуальны по сей день. Как и вывод уже упомянутого Аристотеля о том, что Земля не плоская. Сегодня у ученых масса узких специализаций, но в древности знаний о мире было мало, и для всех мыслителей прошлого мы используем обобщенный термин – философы. Некоторые их открытия по праву можно считать научными. «Философы» добывали в том числе и объективные знания о мире с проверяемыми следствиями.

3. Философами называли себя некоторые писатели, в том числе очень хорошие. Например, мой любимый фантаст Станислав Лем.

4. Иногда философией называют нестрогие рассуждения ученых на переднем крае своей науки. Например, рассуждения физиков о множественных вселенных и других измерениях, существование которых не доказано и пока еще плохо проверяемо. Предположения специалистов по информационным технологиям, которые обсуждают сингулярность или саму возможность создания искусственного интеллекта, не уступающего человеческому в многозадачности. Взгляды о возможности победы над старением биологов, которые взвешивают накопившийся эмпирический материал.

5. Иногда философией называют любое мировоззрение. Есть философия йоги, буддизма, марксизма-ленинизма, даже астрологии и религии. Каждый человек может быть носителем какой-то философии. Люди могут вести философские беседы на кухне. А в интернете появились так называемые донат-философы — стримеры, изображающие из себя интеллектуалов и просящие денежку за глубокомысленные рассуждения обо всем на свете. Иными словами, философией иногда называют практически все, что угодно.

6. С обособлением отдельных наук, таких как физика, химия, биология, социология, психология, лингвистика, обособилась и область, которую я буду называть «академической философией» . Это то, чем занимаются «чистые философы», часто далекие от наук естественных, публикующиеся в специализированных философских журналах и претендующие на изучение неких общих законов мышления или природы.

«Меня злят не сaми философы, a их высокомерие»

К философии в соответствии с пунктами 1, 2, 3 и 4 вопросов, как правило, не возникает. Пункт 5 слишком размытый и мало на что претендующий. А вот последний пункт, как мне кажется, и вызывает больше всего вопросов у некоторых членов научного сообщества. Особенно если посмотреть на критику философии со стороны нобелевских лауреатов Ричарда Фейнмана и Стивена Вайнберга. Или прочитать « Интеллектуальные уловки » физиков Сокала и Брикмона.

В частности, в своей книге «Мечты об окончательной теории» Стивен Вайнберг посвятил этой теме целую главу — «Против философии».

Приведу короткий фрагмент:

«Конечно, у каждого физика есть какая-то рабочая философия. Для большинства из нас — это грубый, прямолинейный реализм, т.е. убежденность в объективной реальности понятий, используемых в наших научных теориях. Однако эта убежденность достигается в процессе научных исследований, а не в результате изучения философских трудов.

Все сказанное совсем не означает отрицания ценности философии, основная часть которой не имеет никакого отношения к науке. Более того, я не собираюсь отрицать и ценность философии науки, которая в лучших своих образцах представляется мне приятным комментарием к истории научных открытий. Но не следует ожидать, что философия науки может дать в руки современных ученых какое-то полезное руководство о том, как надо работать или что желательно было бы обнаружить».

А вот что пишет Ричард Фейнман в книге «Радость познания»:

«Меня злят не сaми философы, a их высокомерие. Если бы они умели посмеяться нaд собой! Если бы они просто скaзaли: « Я думaю, что это должно быть тaк, но фон Лейпциг считaет, что это должно быть не тaк, и это тоже хорошaя гипотезa» . Если бы они объяснили, что это всего лишь догaдкa… Но лишь немногие признaются в этом — вместо нaучного исследовaния они хвaтaются зa возможность, что нет никaкой первичной фундaментaльной чaстицы, и нaстaивaют, чтобы вы остaновили рaботу и взвесили еще рaз все «зa» и «против». «Вы недостaточно глубоко все продумaли, дaвaйте я дaм вaм определение нaшего мирa». Ну уж нет — я продолжу исследовaния без всякого определения!»

Мне видится, что академическая философия очень разнообразна, чтобы какое-то высказывание могло корректно всю ее охарактеризовать. Но у отдельных ее направлений я встречал несколько проблем. Перечислю некоторые из них:

1. Отсутствие критериев, позволяющих проверить, прав философ или нет, в сочетании с претензией на научность его высказываний. Напомню, что, по определению, «наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования». Примером наиболее проблемной области по этому признаку является метафизика, которую критиковал философ Рудольф Карнап в статье « Преодоление метафизики логическим анализом языка ». Карнап утверждает (и я с ним согласен), что метафизические слова не имеют значения. Если же им значение придать, то они сразу попадают под юрисдикцию естественных наук.

Пол Фейерабенд «Против метода» Пол Фейерабенд «Против метода»

2. Рассуждения о науке, основанные на ошибочных представлениях о науке.
Типичный пример — философ Пол Фейерабенд. Я подробно разбирал его работу «Против метода» в статье « Пол Фейерабенд и Методы Иррационального Мышления ». Приведу лишь один пример, как этот известный критик науки не понимает, что именно критикует. Фейерабенд пишет: «В западной медицине обнаружился большой пробел, который, по-видимому, нельзя возместить обычным научным подходом. В медицине лекарственных трав этот подход состоит из двух этапов: сначала травяной состав разлагается на химические компоненты, а затем определяется специфический эффект каждого компонента. На этой основе объясняется общий эффект воздействия травяного состава на отдельный орган. Однако при этом упускается из виду, что травяной состав как целое изменяет состояние всего организма и именно это новое состояние всего организма, а не отдельная часть травяного состава исцеляет больной орган».

Понятно, что во времена Фейерабенда многих исследований, о которых мы знаем сегодня, еще не провели. Но рандомизированное слепое тестирование было придумано задолго до рождения философа — в далеком 1835 году. Именно этот метод стал наиболее надежным критерием, позволяющим отличить работающую методику в медицине от неработающей. Нормальные врачи не выводят эффективность лекарств из каких-то эфемерных рассуждений об органах или теле. В идеале они выписывают тот препарат, который лучше всего зарекомендовал себя в исследованиях и давал наибольшую долю выздоровевших пациентов. Дихотомия между воздействием на органы или человека в целом – фикция, бессмыслица, демонстрирующая, что наш философ не знает ни медицины, ни методов проведения медицинских исследований, и рассуждает в терминах, устаревших более чем на сотню лет.

К слову, в качестве примера проблемы в науке Фейерабенд приводит и следующее:

«… существуют явления и средства диагностики, которых современная медицина не может воспроизвести и для которых у нее нет объяснения».

Здесь по сноске, в качестве ранее недооцененного метода диагностики, Фейерабенд приводит определение одного из двенадцати типов пульса по Аюрведе. Серьезно? Как мы теперь знаем, это просто не работает, там нечего объяснять. Но некоторые другие философы, не знакомые с научными методами в медицине, нередко цитируют Фейерабенда в контексте «он доказал, что научный метод ничем не лучше альтернативных методов познания».

Сокал и Брикмон «Интеллектуальные уловки» Сокал и Брикмон «Интеллектуальные уловки»

3. Псевдоглубокомысленная ерунда: использование наукообразных терминов без понимания их значений.

Тут уместней всего вспомнить Сокала и Брикмона. Приведу, опять-таки, лишь один яркий пример, который они обсуждают в книге. Цитата из Лакана:

«Этот вид тора в самом деле присутствует на определенном участке реальности. Он существует на самом деле, и он является точной структурой невротика. Это не аналогия, это даже не абстракция, поскольку абстракция — это определенное преуменьшение реальности, а я считаю, что в данном случае это сама реальность». (Лакан 1970, с. 195-196)

Вид тора является точной структурой невротика? Что это, если не бессмысленный набор слов?

Популярность таких псевдоглубокомысленных рассуждений сегодня объяснена психологами. В статье «О восприятии и распознавании псевдоглубокомысленной ерунды» психолог Гордон Пенникок и коллеги показывают, что даже случайно сгенерированные фразы из наукообразных слов могут производить на людей впечатление, будто это осмысленные предложения.

Это может объяснять успех и некоторых философов, которые славились нагромождением бессмысленных текстов. Например, успех Гегеля, которого Шопенгауэр окрестил «Великим Бумагомарателем».

Он также написал: «В целом гегелевская философия состоит на три четверти из чистой бессмыслицы, а на одну четверть из продажных идей. Нет лучшего средства для мистификации людей, как выложить перед ними нечто такое, что невозможно понять.

Тогда они, особенно немцы, по природе своей доверчивые, тотчас же начинают думать, что все дело в их интеллекте, которому они вообще не очень-то доверяют; чтобы спасти свою репутацию, они скрывают свое непонимание, а лучшим средством для этого служит похвала непонятной мудрости, авторитет которой от этого все больше растет. И требуется огромная смелость и доверие к самому себе, к своему рассудку, чтобы назвать все это бессмысленным шарлатанством».

Прямо как в сказке о новом платье короля. Поппер был чуть более сдержан, но его выводы не отличались:

«Возникает вопрос, обманывал ли Гегель сам себя, загипнотизированный своим собственным возвышенным жаргоном, или он нагло пытался обмануть и запутать других. Я склоняюсь ко второму предположению, особенно если вспомнить, что Гегель писал в одном из своих писем. В этом письме, написанном за несколько лет до публикации его «Философии природы», Гегель говорит о другой «Философии природы», написанной его бывшим другом Ф. Шеллингом: «Я слишком много занимался… математикой… дифференциальным исчислением… химией, — похваляется Гегель в этом письме (что, конечно, не что иное, как блеф), — чтобы увлечься натурфилософскими бреднями, философией без знаний… когда всякое пустое наитие, даже абсурдное, считается мыслью». Это очень точная характеристика метода Шеллинга, то есть дерзкого способа надувательства, который сам Гегель скопировал или, скорее, усовершенствовал, как только понял, что этот метод приносит немедленный успех, как только он достигает своей аудитории».

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель

К слову, можно заметить, что в социальных сетях современные генераторы псевдоглубокомысленной ерунды, предлагающие всевозможные биорезонансные и квантовые лекарства, составление «бодиграфов» или просветление, основанное на «восточной мудрости» и «духовной философии», нередко обладают большей известностью и влиянием, чем нормальные специалисты. Но, конечно, проблема всегда в том, что критики всех трудов великих гуру не читали или просто не поняли в силу скудности своего ума.

4. Отсутствие явного разделения внутри философского сообщества на «хорошую» и «плохую» философию.

Например, в биологии мы знаем, что бывают ошибочные теории, опровергнутые эмпирически, и даже откровенная ерунда. Миф о телегонии относится к первой категории. Волновая генетика Петра Гаряева или гипотеза о происхождении мужчин от амазонок-гермафродитов — ко второй. И научное сообщество едино по этим вопросам. Едва ли вы найдете в приличном научном журнале рассуждения о том, что ДНК — это голограмма. Или столетние споры на этот счет.

А много ли примеров философий, об ошибочности которых сложился консенсус? Даже Гегель и Фейерабенд находят по сей день огромное количество защитников именно среди академических философов, считающих их идеи актуальными и осмысленными (речь не про их роль в истории философии). Редкая критика обычно просто игнорируется сторонниками отдельных философских школ, для которых философия стала чем-то вроде религии, а любимый философ — пророком, которого нельзя критиковать. И это явно характеризует проблему дисциплины в ее нынешнем виде.

Я не отрицаю существование интересных и умных философов (например, Деннет из современных, Рассел из недавних) и исторический вклад философии в науку (в значении 2, а не 6). Но сегодня слово «философ» не так часто обозначает интересного мыслителя и талантливого автора, как хотелось бы. И слишком часто просто болтуна или графомана.

Если Вам было интересно — обязательно следите за моими публикациями в Дзене, и не забывайте подписываться.

Следующая цитата

Английский философ А. Д. Айер доказывает, что философия не является наукой. При этом он приводит следующие аргументы. Во-первых, философские теории не позволяют делать предсказания относительно будущих событий или неизвестных явлений. Во-вторых, философские теории нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента. В-третьих, философские положения сформулированы так, что они в принципе не могут быть опровергнуты, в то время как научные положения допускают принципиальное опровержение. Проанализируйте высказывание философа. Попытайтесь ответить на вопрос. В какой мере приведенные аргументы обосновывают вывод о том, что философия - не наука?

Лучший ответ

Философия не является наукой. Но, философия это то что науку сформировало, без философии, не было бы как такового научного логического мышления, до которого додумался Аристотель. Весь познаваемый окружающий мир познавался с помощью философии, причём тогда, когда приборов измерения не было, уже тогда догадались, что мир возможно состоит из атомов, и что его можно измерить математическими величинами. Если это и не наука, то это попытка познать мир. А как его познать, если не иначе как мыслью? Я мыслю, следовательно я существую!

Остальные ответы

в какой-то степени - ДА

нет, не является.
собственно, Айер все изложил.
принципиальное отличие философского утверждения от научного утверждения - что любое научное утверждение должно быть доказано с помощью эксперимента.
философия же эксперименты не ставит.

Если философия не наука, то и доводы философа Айера нельзя считать доказательствами, это лишь его личные фантазии

Я согласен, с предложенной аргументацией, что философия не наука, но тем не менее она значительно более определяющее явление, для направления движения всей человеческой цивилизации. Филосовия словно слепого мальчика-науку, ведёт за собой, указывая где науки надо копать.

Следующая цитата

Аналогия есть единственный возможный посредник между видимым и невидимым, между конечным и бесконечным» Елифас Леви.

«Аналогия есть последнее слово науки и первое веры» Елифас Леви

« Вся ценность науки в том и состоит, что она дает нам возможность применять к известному предмету знания, приобретенные нами на других подобных предметах; и, таким образом, мы можем извлекать пользу из наших наблюдений только настолько, насколько можем открывать и собирать сходства» Стэнли Джевонс

"Вы должно быть заметили уже два разряда людей, один из которых вечно занимается подробностями, частными фактами, а другой пользуется этими фактами, как основаниями для познания более широкой, высшей истины.
Последние называются ФИЛОСОФАМИ . одним словом, один человек видит все как бы частично разбитым на кусочки, в то время как другой старается открыть гармонию, связь, единство всего"
Вильям Чаннинг
---а другой пользуется этими фактами, как основаниями для познания более широкой, высшей истины. ----

Следующая цитата

Я не беру во внимание софистов и Сократа.
В основу философии положена логика. Опыт, эксперимент, наблюдение - инструменты философии. На них опираются все умозаключения, к которым ведут только два пути: от общего к частному и от частного к общему. Третьего не дано. Почему же философия (тем более современная) не может считаться точной наукой?

Дополнен 11 лет назад

Спасибо огромное всем ответившим! Мне по-настоящему дорого мнение каждого из вас!

Лучший ответ

Антон, добрый день!
Ваш вопрос очень сложен и доскональный ответ на него, который и не был бы собственно ответом, но выражал бы, единственно, моё собственное мнение относительно интересующей вас проблемы - потребовал бы написания трактата, к чему я, честно говоря, пока не готов) )
Отвечу вкратце) )
Философия - не наука. И не может быть и тем более считаться точной.
Опыт, эксперимент, наблюдение - не являются инструментами философии, во всяком случае, не основными.
Логика, которой некоторые представители семейства философствующих, так любят пугать нечаяно забредших на "их" поляну - она столь многогранна, доказывает столь разное и для разных целей служит - что вот она, как раз, являет собой прекрасный предмет ИНСТРУМЕНТА, а отнюдь не основания чего-либо (ну как можно положить в основание дома лопату или мастерок - и считать, что здание строиться на надёжном фундаменте? :))
Путь от общего к частному и от частного к общему - да, такой путь мыслитель часто проделывает в процессе своих размышлений, но этот путь - он НЕ механический, он не может быть описан в терминах точности, мы не сможем построить график и нарисовать что-то напоминающее "дорожные карты", как любят выражаться наши друзья-англосаксы) )
Философия - это размышления о мире. Хорошо, когда этим размышлениям сопутствует - нет, не точность, а некая внутренняя ЯСНОСТЬ! Это как свет, внезапно высветивший нечто - и позволивший узнать, как оно устроено. ..в этот раз и для этих людей!
Удачи вам, Антон, в вашей работе - я думаю, что ваш свет будет ясным и.. . светлым!

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Действительно трудно подобрать слова так, чтобы окружающим стали ясны твои мысли.
Могу с уверенностью сказать, что мои надежды оправдались.
Огромное Вам спасибо, Михаил.

Остальные ответы

Ну вот при рождении истины в споре когда одному спорящему что-то не нравится, то он может очень точно заехать в глаз второму)

философия точная наука? что тут точно, так это то, что это ТОЧНО не так

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Я не беру во внимание софистов и Сократа.
В основу философии положена логика. Опыт, эксперимент, наблюдение - инструменты философии. На них опираются все умозаключения, к которым ведут только два пути: от общего к частному и от частного к общему. Третьего не дано. Почему же философия (тем более современная) не может считаться точной наукой?

Философия наука абстракций, игра моих прекрасных слов!
Когда поймёте, что всё бесконечно, сами обоснуете!

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Большое спасибо за прекрасные слова.

Как два пальца.. . Я уверен, что Вы знаете, что философия - это любовь к мудрости. Мудрость - это не набор знаний, иначе бы самым мудрым в нашей семье был винт моего компа (на самом деле - дедушка) . Мудрость - это умение распоряжаться знаниями. Умение рспоряжаться знаниями - это делать правильные выводы из правильных посылок (в других источниках - "посылов", не суть) . А работа с посылками и выводами - это уже логика. А логика - не хрен собачий, логика - наука точная. Аристотель подтвердит, он "Органон" написал. Давно, правда. Еще до революции дело было. Так что философия есть логика (не в чистом, конечно, виде) . А логика - это математика слов. О!

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Большое спасибо за ответ.
Многие сомневаются в точности философии и не могут привести веских аргументов в свою пользу. Хочу преподнести им информацию к размышлению.

Давайте попробуем определить ваш интелект.
Безусловно Ic. тут не причём.
Я вам задам вопрос. И ответ на этот вопрос. будет ответом на ваш основной.
Надеюсь вы поняли.
Вы просто сами на свой вопрос ответите.

Яблоко от яблони. недалеко падает?

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Спасибо большое.

Ну, точная - это, наверное, когда всё детерминировано, всё формализовано, от причины до следствия ведут фомулы.
А философия определяет, поясняет неформализованные законы развития общества.

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Спасибо большое за обоснованную позицию. Многие не приводят в свою защиту чётких аргументов. А жаль. Моё мнение по этому вопросу Вы можете увидеть в дополнении.
Если Вас не затруднит, ответьте на один вопрос. Что вы понимаете под фразой "неформализованные законы"? Сейчас мне она кажется сочетанием несочетаемого.

если бы философия была точной наукой её не считали бы гуманитарной и не было бы такого количества вопросов

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Философия - родственница математики.
Я не беру во внимание софистов и Сократа.
В основу философии положена логика. Опыт, эксперимент, наблюдение - инструменты философии. На них опираются все умозаключения, к которым ведут только два пути: от общего к частному и от частного к общему. Третьего не дано. Почему же философия (тем более современная) не может считаться точной наукой?

MelodyМастер (1270) 11 лет назад

прошу прощения,но всё же я не могу с вами согласиться )))в философии нет ничего точного -любое определение можно воспринять по разному . не вижу в этом никакой точности))) и именно в этой науке опровергается значение произведения 2x2=4 а может 2x2=5 . вот о чем говорит философия)))

Ее пытались сделать точной наукой - от схоластов до современных филофов языка. Но безуспешно. И как точная наука философия практически выродилась. Гораздо продуктивнее ее экзистеницальная ветвь. А ее точной наукой никак не назовешь.

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Спасибо большое! Я с Вами согласен.

Максим Станиславский Мастер (1043) И Вам спасибо. Мне понравился Ваш вопрос.

Философия - наука всех наук, поскольку в её основе логика.

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Большое спасибо за ответ.

Наука это то что проверяется опытным путем. Так что философия не может быть наукой, как и математика.

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Озадачили. Почему математика не может быть точной наукой?

Нет ничего точного, просто не бывает!

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

А математика?

Lazy Мудрец (14244) Математика - наука условно-точная.

Была бы точной - называлась бы математикой.

Источник: Философия - мать всех наук, математика - царица всех наук!

Антон ЭтмановМастер (1221) 11 лет назад

Философия - родственница математики.
Я не беру во внимание софистов и Сократа.
В основу философии положена логика. Опыт, эксперимент, наблюдение - инструменты философии. На них опираются все умозаключения, к которым ведут только два пути: от общего к частному и от частного к общему. Третьего не дано. Почему же философия (тем более современная) не может считаться точной наукой?

d-fact Мыслитель (8815) В философии мера размыта. Поэтому она может дать только общий путь, а не конкретную дорогу.

Философия как наука, преподаваемая в ВУЗах, очень точна. Она представляет из себя внушительный набор мнений известных и мудрых людей по различным вопросам: "согласно Платону. ", "Аристотель считал так. ", "по этому поводу Дидро говорил вот это. ". Эта информация вполне конкрета, ее нужно досконально знать и она не подлежит разночтениям.
Однако если вспомнить первоначальное значение слова, то это "любовь к мудрости".
Любовь - это точная наука?
Просто если она искренняя - то Мудрость отвечает взаимностью.

Следующая цитата

Очень часто люди спорят о том, является ли философия наукой. Существует три распространенных ответа:
1. Философия является одной из научных дисциплин. Она лишь часть гуманитарного знания.
2. Философия не является наукой, потому что она не дает объективных знаний о действительности и не использует общепринятые научные методы. Она не дотягивает до уровня научного знания.
3. Философия не является наукой, потому что по иерархии она выше любой науки и всей научной системы в целом.

Чтобы разрешить этот вопрос, следует определиться, что мы понимаем под наукой, и когда она возникла. У науки есть множество определений. Наука сама точно не знает, что она такое, а потому мы попытаемся дать более точный ответ. Для нас наука — это философская школа, которая появилась в начале Нового времени на базе таких учений, как рационализм и эмпиризм. До этого не существовало достаточного количества факторов и принципов, объединяющих современную научную систему и то, что называется наукой прошлого. Наука — это прежде всего теоретическое знание, основанное на эмпирическом базисе. Если мы расширим определение науки и назовем её синонимом практики, то, конечно, придется признать, что наука существует столько же, сколько существует и человечество, но современная наука и наука Нового времени — это не просто практика, это определенная философская установка на исследование действительности.

Если мы расширяем определение науки до практики, то наука есть в христианстве, буддизме, у древних людей и у каждого из философов. Тогда у всех есть своя наука. Но даже в таком случае философия не является наукой, так как она объясняет практику. Мы же задаем вопрос из современной научной системы, которая помещает философию в свое образование в качестве одной из гуманитарных наук. Основываясь на этом, логично использовать такое определение науки, которое имеет более конкретное отношение к современности.

Очевидно, что автор статьи придерживается третьего ответа на поставленный вопрос.

Философия — фундамент любого донаучного и вненаучного знания

У каждой религии, секты или любой другой группы людей, объединенных общими воззрениями, имеется своя философия, которая играет роль фундамента. На Западе философия в самом прямом смысле являлась основанием для всего вненаучного, начиная от христианства и заканчивая атеизмом. Первыми атеистами были именно философы. Они же сформулировали все самые важные аргументы против религии. Даже еретические учения имели свою философию. В этом смысле теоретическое философское знание лежит за пределом любой науки и научной системы в целом.

Из этого следует, что философия не ограничивается одной лишь научной системой, в то время как каждая из наук подчиняется общим законам науки своего времени. Уже этого достаточно для того, чтобы с уверенностью сказать, что философия наукой не является.

Научная философия — фундамент научного знания

Даже внутри науки научная философия занимает особое место, которое не ограничивается предметом отдельной дисциплины. Научная философия — это один из многих разделов философии, но один из немногих, имеющих реальное отношение к науке. Данный раздел занимается формированием научных принципов, самых общих методов и установок, без которых не сможет существовать ни одна естественная, точная, общественная или гуманитарная наука.

Неизвестно, является ли научная философия подлинной частью науки или находится за её пределами, но ответ на этот вопрос для данной статьи неважен, поскольку нам известно, что вся остальная философия может не иметь к науке никакого отношения.

Философия создала науку

Научное мировоззрение появилось на стыке двух философских школ: эмпиризма и рационализма. Философия не может быть наукой, потому что она создала эмпиризм, рационализм и, как прямое следствие, саму науку. Философия существовала еще тогда, когда науки не было, если под наукой мы понимаем тот тип исследования, который возник в начале Нового времени и развивался вплоть до наших дней.

Философия формирует общую методологию науки

Философия не вписывается в отдельную научную дисциплину, так как она работает над методологией всех наук. У основания естественнонаучного знания мы находим учения многочисленных натурфилософов (Демокрит, Аристотель), эмпириков (Ф. Бэкон) и рационалистов (Р. Декарт). Гуманитарное знание также формировалось под сильнейшим влиянием философии (Шлейермахер, Дильтей). Теоретическая математика (Пифагор, Платон и Евклид) и логика (Аристотель) также были созданы философами.

Философию невозможно классифицировать в рамках науки

Философия не является гуманитарной, общественной, точной, естественной или технической наукой, но периодически выполняет функции каждой из них, и она не ограничена ими. Философия не подчиняется ни одной из известных классификаций, потому что она в корне своем не является наукой. Тогда почему философию называют гуманитарной наукой? Все дело в том, что в XX веке преобладали те философские школы и направления, которые занимались гуманитарной проблематикой (экзистенциализм, философия жизни, философская антропология). Вследствие этого философские факультеты оказались заполнены «философами» гуманитарного толка. Академическая философия действительно является по преимуществу гуманитарной, так как занимается вопросами, связанными с человеком, и историей философии, а не самостоятельным философствованием.

Философия имеет право игнорировать научные теории

Ни одна наука не может игнорировать теоретические достижения других наук, особенно если речь идет о смежных областях исследования. Философия и здесь является исключением. У нее есть полное рациональное право действовать в обход научному методу, как следствие, не учитывая научные теории. Конечно, большинство людей, занимающихся философией, хорошо знакомы с наукой. Они оспаривают научные теории или пытаются соотнести с ними свои достижения. Правда, это не обязательное условие для того, чтобы называться философом. Ни один ученый не имеет права игнорировать научные теории. Философ может это делать. Из этого следует, что философ не является ученым, а представляет собой нечто другое.

Философия имеет право игнорировать научные факты

Философия предоставляет множество теоретических построений, которые логически аннулируют научные факты. Например, если философ солипсист, то из его учения следует, что весь мир не является настоящим, как следствие, нет никакого смысла подходить к нему с точки зрения естественной установки. У многих учений есть возможности, позволяющие им непротиворечиво отрицать научные факты, например, подвергнув сомнению научную методологию. Ни один из ученых и людей, претендующих на это звание, не может сделать ничего подобного. Наука — это вера в факты, без которых вся научная деятельность теряет основание. Философ может представить такие теоретически условия, в которых научная трактовка фактов будет либо ложной, либо бессмысленной, как следствие, он имеет полное право игнорировать их.

Подлинно философское образование невозможно

Как известно, любая наука тесно связана с образованием, и, как следствие, все они претендуют на то, что им можно научить. Философия же начинается с очевидного утверждения: «невозможно научить человека мыслить». И это похоже на правду, потому что можно научить человека верить, можно научить его проводить исследование, можно научить его выполнять те или иные операции. Но продуктивное мышление, на котором основывается философия, не является чем-то определенным и известным. Оно не включает в себя заученные операции, алгоритмы и методы. Продуктивное мышление — это такое мышление, которое выходит за свои собственные границы и создает нечто качественно новое. Нет никаких надежных подходов, позволяющих научить такому мышлению, как следствие, нет надежных подходов, чтобы научить философии.

Тогда чему учат на философских факультетах? Во-первых, там обучают истории философии, которая является частью научного исторического знания, а не философского. Во-вторых, там изучаются уже созданные философами прошлого методы, что крайне редко приводит студентов к созданию своих методов. В данном случае, академическая философия подражает науке, пытаясь навязать нам те или иные подходы. В-третьих, там обучают языкам, которые позволяют читать тексты мыслителей прошлого, что тоже не имеет никакого отношения к чистой философии, и относится скорее к истории, филологии и лингвистике. В-четвертых, студентов-философов учат герменевтической традиции изучения философских текстов. Какой результат у всего этого? Разве студенты-философы и их преподаватели покидают университеты Фалесами, Парменидами, Гераклитами, Платонами, Аристотелями и Кантами? Нет. Они лишь становятся специалистами в философии Фалеса, Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля или Канта. Это тоже полезно и нужно нашему обществу, но к чистой философии такое образование имеет косвенное отношение.

Не исключено, что когда-нибудь будет создана обучающая программа, которая сможет делать из обычных людей продуктивно мыслящих философов, но до сих пор все подобные попытки создать философское образование выливались либо в идолопоклоннические секты (пифагореизм, платонизм, перипатетизм и т.д.), где из огромного количества обучающихся к настоящей философии отношение имели лишь единицы, либо становились подходом к исследованию философии, ограниченным доминирующей точкой зрения (​изучение философии в Средние века, академическая философия).

Вывод

Философию очень трудно представить в качестве одной из наук. Она не является полноценной частью научной системы, не подчиняется научному методу и может не разделять научную картину мира. Если мы и хотим назвать философию наукой, то придется сделать огромное количество поблажек. Это будет самая исключительная и свободная наука, которая ни перед кем не отсчитывается. Она не подчиняется логике, математике, методу, фактам и научным теориям. Она может как поддерживать, так и отвергать науку. У нее нет определенных объекта исследования, предмета, проблемы, принципов и подходов. Философия допускает безграничное количество точек зрения и методов. Она потенциально, во всей своей неопределенности и свободе, превосходит науку в целом, и сама наука является лишь её частью. Поэтому философия не может быть наукой. Кроме того, нелепо называть её чем-то более низким, чем наука, так как философия создала науку, основала многие области исследования, впервые сформулировала важнейшие научные принципы, а также разрабатывала и разрабатывает различные методы, играющие огромную роль для развития научной системы.

Читайте также: