Духовные искания а болконского с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Духовный путь Андрея Болконского автор разбирает на протяжении всего произведения. «Война и мир» – крупный роман, состоящий из четырех томов. Заголовок говорит о тематике книги. Писатель разбирает параллельно две жизни – военный быт и семейные отношения. Болконский постоянно находится в поиске своего предназначения, не останавливаясь ни на чем конкретном.
Автор уверен, именно это качество князя часто становится причиной его разочарований. Духовный кризис Андрея Болконского спровоцирован неоправданными надеждами. Он чрезмерно погружается в чувства, но не получает должной отдачи. Это касается окружающих людей, любовных отношений, гражданского долга, собственных целей. Персонаж стремится понять смысл своего существования. Его жизненный путь начался с тщеславия, гордыни, с годами эти качества сменились всепрощением, любовью, добротой.
Паром, Отрадное и встреча с дубом
Встреча с Пьером оживила князя. Он снова смог увидеть то вечное, от чего отгородился, закрывшись один в имении в плену своей гордыни.
Поездка в Отрадное вновь соединила его с внешним миром, и ему захотелось взаимодействовать с ним снова.
Встреча с дубом стала для героя образом-воплощением возрождения надежды на светлое, на жизнь, веру и любовь. Князь Андрей понял: нужно продолжать жить, двигаться вперед. Болконский с обновленным мышлением вновь выходит на службу и параллельно встречает Наташу Ростову.
Духовные искания Андрея Болконского – кратко
За свою жизнь князь побывал на нескольких войнах. Ключевую роль в становлении его принципов сыграло ранение в 1805 году. В надежде на славу герой обогнал свой отряд, прорвался в эпицентр боя, но сразу был ранен. После этого Болконский впервые задумался о значимости жизни, неба, семьи.
Можно выделить следующие этапы духовных исканий Андрея Болконского:
- Восхищение Наполеоном. Полководец для князя – гений, сверхчеловек;
- Кризисное восприятие действительности после ранения 1805 года;
- Появление сына, гибель супруги, принятие решения жить во благо семьи;
- Общение с Безуховым;
- Посещение Отрадного, встреча с Ростовой;
- Государственная деятельность, влюбленность в Ростову;
- Расставание с Наташей, душевные терзания;
- Осознание силы, значимости народа в Бородино;
- Обретение гармонии с миром перед смертью, прощение, любовь.
Разочарование героя становится глубоким экзистенциальным кризисом. Радостные настроения не продолжительные. Герой умирает от ранения на войне, обретая спокойствие.
Духовные искания Андрея Болконского – таблица
Выстроить путь духовных исканий князя поможет последовательность таблицы:
Последний сон Болконского
Эпизод с осмыслением смерти как пробуждения. Страх смерти из-за чувства вины перед умершей женой трансформируется у героя в радостное ожидание новой встречи с ней и надежду загладить вину в следующей жизни, после смерти. Он умирает, но умирает счастливым, просветленным. Он нашел свой смысл. Смерть стала открытием истины для князя — истины о Боге, вечности и любви. Он получил утешение, надежду и ответ на свой главный вопрос. Поэтому и прощание с ним героев светлое. В сцене смерти князя вообще нет ничего разочаровывающего, в отличие от всех других эпизодов его жизни в романе.
В этой части романа Толстой также дает читателю понять свое отношение к такому преобразованию ума одного из своих любимых персонажей: самолюбивому и одинокому герою, пусть даже очень умному и во всех отношениях положительному, не принести пользы этому миру.
Духовный кризис Болконского
Герой постоянно пребывает в размышлениях о жизни. Первый переломный момент для него – битва под Аустерлицем. Травма была несерьезная, но она заставила Андрея о многом задуматься. Он переосмыслил свое отношение к Бонапарту, открыл иные ценности.
Индивидуалистические идеалы разрушаются, это приводит к духовному кризису героя. Все, во что он верил, к чему стремился, оказалось неважным. Болконский находит альтернативные ценностные ориентиры – семью. Но его супруга умирает, подарив князю маленького Николая. Сын становится центром вселенной для персонажа.
Последняя встреча с Наташей
Князь Андрей снова переживает прощает и ее, испытывает горечь от разрыва с ней.
Следующая цитата
Война 1812 года, Бородино
Мотивы князя уже не те, что в начале произведения. Патриотизм и честолюбие заменяет жажда мести. Цель его — найти и убить Курагина. Полк князя в резерве, но люди гибнут от бомбежек. Благодаря этому Болконский начинает испытывать любовь к своей жизни и ценить человека в целом: от маршала до простого солдата. Но тут же сам получает смертельные ранения и попадает в госпиталь, где находит своего врага Курагина без ноги. Здесь, наконец, Андрей Болконский, сам находясь при смерти, чувствует христианскую любовь по отношению к тому, кого еще вчера ненавидел, и прощает его. Это переломный момент в духовных исканиях героя. Он постиг любовь, доброту и прощение.
Андрей Болконский в романе «Война и мир»
Князь Болконский наряду с Петром Безуховым — один из любимых персонажей Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Толстой выработал свою собственную классификацию личностей.
Деление основано на степени так называемой «подвижности» человека или героя произведения. Писатель делил их на «ищущих», движущихся, и «неищущих», то есть неподвижных. Имеются в виду духовные искания, поиск смысла жизни, вообще смысла во всем происходящем. Сам Толстой считал, что без такого искания нет живости ни в писателе, ни в его героях. Поэтому и людей, и своих персонажей он четко делил на эти два лагеря. Болконский относится к «подвижному», то есть «ищущему» типу в рассматриваемом романе. Поэтому он бесспорно близок автору.
Сражение под Аустерлицем
Это время начала перемен во взглядах героя. Роль сражения в том, чтобы заставить князя пересмотреть свои тщеславные мечты. После предыдущего сражения под Шенграбеном он все еще хочет совершить подвиг, который прославил бы его имя. Он совершает смелый поступок со знаменем, ведет за собой полк, но получает ранение в голову. А русская армия проигрывает сражения. На этом этапе мечты князя о собственной славе окончательно разбиваются. Наступает первый глобальный перелом во взглядах. Об этом свидетельствует его монолог (смотрите цитаты в последней части статьи). Герою приходится принять, что человек не всесилен, что внезапный «рок» может вмешаться в любую минуту, а последствия этого непредсказуемы. И вообще, все это стремление к славе было простой суетой.
Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского
Этот процесс можно разделить на несколько этапов.
Уединение Болконского в имении, время с семьей
Рождение сына и смерть в родах его жены еще больше убеждают Болконского в роли судьбы. И еще больше разочаровывают. Столкнувшись с таинствами рождения и смерти, которыми он не мог управлять, он полностью пересматривает свои взгляды, уходит со службы, поселяется в своем имении и какое-то время занимается только воспитанием сына и делами имения. Князь называет это богатством мирной жизни. И на этом этапе впервые чувствует свою вину перед умершей женой, которой пренебрегал, с которой так и не смог при ее жизни разделить это богатство.
На данном этапе его точка зрения о смысле жизни проявляется в разговоре с навестившим его Пьером Безуховым. Они говорят о христианском взгляде на жизнь. О христианской любви. Но князь считает, что жизнь ради других разочаровала его во время службы, а теперь он счастлив, живя, как он считает, только для себя. На вопрос Пьера о семье (сыне, сестре, отце) князь отвечает, что они — не другие, они — это он сам. Таким образом, снова ставится под сомнение идея жизни только ради себя. Ведь при убеждении, что живет именно так, князь отпустил крепостных, открыл школы в своей деревне и сделал еще много хорошего для простых людей и дворян. Снова самолюбивые убеждения князя не сходятся с его же собственными делами. Он все еще горд. И все еще от этого страдает. И однозначного ответа о смысле жизни и месте в ней человека в этой части все еще нет.
Описание пути с цитатами из текста
Этап 1. Первоначальный образ мышления князя Болконского.
Андрей — внешне скептичен и замкнут, внутреннее — жадно ищет своим внутренним качествам достойного применения.
Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли.
. он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим.
Он сочувствует идеям Наполеона и Цезаря. Поглощен высшими целями.
Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу.
Цитата (об Андрее)
. имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производил на других и занятого делом приятным и интересным.
Несмотря на свою жажду славы, Болконский — настоящий патриот своего Отечества, искренне считает заботу о нем своей личной ответственностью, даже долгом.
Да ты пойми, что мы — или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела.
Цитата (князь на службе у Сперанского)
Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили.
Этап 2. Сражение под Аустерлицем.
Перелом во взглядах героя: жажада славы — суета перед вечностью.
Цитата (из монолога Болконского)
Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал. не так, как мы бежали, кричали и дрались. Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу.
Этап 3. Уединение в имении, время с семьей.
Цитата (из диалога с Пьером при его посещении Болконского, том 2)
. говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
Цитата (из того же диалога)
— Да как же жить для одного себя? — разгорячаясь спросил Пьер. — А сын, а сестра, а отец?
— Да это все тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, это главный источник заблуждения и зла. Ближние — это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро. — . надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.
Этап 4. Паром, Отрадное и встреча с дубом.
Из разговора с Пьером на пароме. Итог.
Надо жить, надо любить, надо верить.
Первая встреча с дубом — по дороге в Отрадное.
С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, любовь и счастие!».. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!
Вторая встреча с дубом — по дороге из Отрадного.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.
Этап 5. Выход на службу и встреча и отношения с Наташей Ростовой.
Служба у Сперанского, старые мотивы честолюбия.
Я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это.
Этап 6. Война 1812 года. Бородино.
Мысли раненого князя.
Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью.
Этап 7. Прощание с Наташей.
Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.
Этап 8. Последний сон Болконского.
Смерть — пробуждение к жизни.
. князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни. Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно-медленном, пробуждении.
. он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной легкости бытия.
Первоначальный образ мышления князя Болконского
Андрей Болконский изначально предстает перед читателем как человек благородный, деловой, интересующийся и сочувствующий наполеоновским идеям. Несмотря на то, что женат, он тяготится супружеством и все свои мысли направляет на кажущиеся ему более важными высокие цели. Он восхищается как «Бонапарте», так и Цезарем за их целеустремленность и подчиненность великим целям, а также за то, что они достигли этих целей сами, как считает Андрей, и прославились. Он мечтает о такой славе, поэтому отправляется на войну.
Вместе с тем, ему присущи глубокое чувство долга перед своим Отечеством и заинтересованность в общем деле — ходе и результатах войны с Наполеоном. Поэтому он ответственно относится к службе и своему полку, простые солдаты уважают и даже любят его. Но это чувство чести, долга и ответственности, а не любовь к людям мотивируют его так себя проявлять.
Князь жаждет подвига, который прославил бы его. Например, когда князь Андрей возвращается от австрийцев, он знает о поражении русских. Однако едет с чувством, что ему предстоит спасти свою армию.
На этом этапе герой самолюбивый, тщеславный и честолюбивый, но умный и во всех отношениях положительный. Князь уверен, что все в жизни зависит от человека, и все ему по плечу, если искренне и ответственно относиться к своему делу.
Следующая цитата
- Попадает в адъютанты к Кутузову,
- помогает решить исход Шенграбенского сражения,
- защищает Тимохина,
- едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется),
- участвует в Аустерлицком сражении,
- затем делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни.
Цель- уйти из светского общества, которое ему надоело.Мечтает о славе, найти свой Тулон (именно с победы под Тулоном начинается восхождение Наполеона к славе).
На фоне неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии.
Отрадное. Вторая встреча с дубом.
Наташа Ростова в Отрадном, восхищавшаяся красотой ночи, пробудила в Андрее все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.
«Весна, и любовь, и счастье — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мёртвые ели, всегда одинаковые, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».«Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая».
Общение с Наташей открывает Андрею новую полосу жизни, наполненную любовью.
Но с Наташей ему не суждено быть счастливым.
Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку.
А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека.
Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования.
Андрей Болконский на войне 1812 г.
«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну (Андрей – Пьеру).
«Сражение выиграет тот, кто твёрдо решил его выиграть». (Андрей перед Бородинским сражением).
В чем заключаются духовные искания князя
Князь Андрей, как и сам Лев Толстой, поглощен поиском смысла жизни и находится в постоянных сомнениях, не позволяя себе остановиться на чем-то. Для Толстого эта способность сомневаться в своих собственных суждениях является ключевой. Она неизменно приводит к разочарованиям. Путь Болконского — постижение смысла жизни через разочарования во всем: в долге, в любви, в людях, в самом себе и своих стремлениях.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
На протяжении всего романа герой пытается понять роль человека в жизни: все зависит от него самого или от «рока». В этом и заключаются главные духовные поиски князя Андрея. Он прошел путь смирения своего ума, подверженного гордыне, и вышел к доброте и всепрощающей любви. Перед смертью он простил Анатолия Курагина, Наташу и весь мир, каким бы несовершенным он ни был.
Следующая цитата
Знаменитый русский писатель Лев Толстой создавал уникальное произведение «Война и мир» на протяжении шести лет. Это роман-эпопея, наполненный элементами психологического анализа. Ключевыми персонажами истории о жизни русских людей автор сделал Пьера Безухова и князя Болконского. Герои постоянно пребывают в поиске своего жизненного пути, они стараются реализовать себя, обрести душевное спокойствие, счастье.
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Герой попадает на войну, но осознает главное только после возвращения с фронта домой. Жена погибает, подарив ему маленького сына. Персонаж впадает в уныние, хандру. Взбодрить князя смог Пьер. Андрей снова отправляется на защиту родины, осваивает государственные дела. Нравственные предпочтения героя меняются – в нем исчезают тщеславие, эгоизм, самовлюбленность.
Пьер женился на красавице Элен, но брак оказался несчастным. Элен умирает, освобождая Безухова от уз брака. Герой ставит перед собой задание – найти свой путь в жизни. Он вступает в масонское общество с благими намерениями, но сталкивается с ложью и лицемерием. Очередное разочарование толкает Безухова на войну.
Возвращение на службу, встреча и отношения с Наташей Ростовой
Андрей встречает Наташу Ростову. Его взгляды снова меняются: только что он вышел на службу и, по старой памяти, увидел кумира в своем начальнике — Сперанском. Наташа помогла ему понять, что он чуть не встал на старые рельсы гордости и честолюбия. Благодаря ей он понял, что в политике Сперанского больше слов, чем дела, и отошел от него. Но противоречий становится еще больше. Живость Наташи волнует его, любовь к ней нарастает, заставляет делить жизнь на две части: ту, что касается ее, он классифицирует как светлую, счастливую, а ту, что от нее отделена, называет тьмой. Он между двух огней, истина как будто ускользает от него все дальше. Снова вмешиваются внезапные события, которые князь не может контролировать, которые вновь несут ему разочарование: Наташа вдруг изменяет ему с Анатолием Курагиным. Эгоизм затмевает весь принесенный Ростовой свет. Болконский не может простить Наташу и хочет отомстить Анатолию. Это становится на какое-то время смыслом его жизни.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
В духовных исканиях Пьер всегда прислушивается к своему сердцу. Основные черты характера: доброта, легкомыслие, наивность. Персонаж имеет слабый характер, доверяет людям, уязвимый, поэтому часто действует необдуманно. Основные аспекты духовных исканий:
- В начале произведения Наполеон вызывает восхищение у Безухова;
- Герой стремится найти свой путь в жизни, не боится ошибаться, пробовать;
- На войне Пьер осознает, что оказался не на своем месте;
- В плену духовные терзания заставили многое переосмыслить;
- Общение с Каратаевым стало ключевым моментом в смене приоритетов Безухова;
- Его духовные искания завершаются стремлением к простому человеческому счастью.
Понадобилось много времени, чтобы Пьер окончательно понял себя. Ему удалось разобраться в окружающих людях, сделать выводы, принять правильное решение.
Духовные искания князя начались с желания попасть на войну. Ему не хочется тихого семейного уюта, он жаждет подвигов, славы, героизма. Жизнь преподнесла ему урок, когда Болконский получил ранение. Это заставило его о многом задуматься. Перед важным сражением герой осознает, что нет ничего важнее близких людей; гнаться за любовью чужих, незнакомых личностей бессмысленно.
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Жизненные поиски Пьера заканчиваются свадьбой с Наташей Ростовой. Он обретает спокойствие, домашний уют и любовь. Безухов чувствует, что нашел свое место в жизни, он счастлив.
Читайте также: