Дознание пилота пиркса цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Дознание пилота Пиркса. СССР-Польша, 1980. Режиссер Марек Пестрак. Сценаристы Владимир Валуцкий, Марек Пестрак (по рассказу Станислава Лема "Дознание"). Актеры: Сергей Десницкий, Александр Кайдановский, Владимир Ивашов, Тыну Саар, Зыгмунт Белявский и др. 20 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

Руководство Госкино почему-то медлило с выпуском этого фантастического фильма на советский экран: варшавская премьера «Дознания пилота Пиркса» состоялась в мае 1979, а в СССР лента вышла в прокат только летом 1980-го, аккурат к началу июльских забастовок и демонстраций в Польше…

На мой взгляд, совершенно прав киновед Андрей Вяткин: «стиль советско-польского фильма "Дознание пилота Пиркса" — это стиль киноцитатника. Начальные кадры в лаборатории — явно навеяны киноверсиями "Франкенштейна", затем следует космический детектив — эффектная беготня по темным коридорам замкнутого помещения звездолета в стиле "Чужого", а на десерт — красивый пролет через поток астероидов а-ля Star Wars» (Вяткин, 2003). Вяткин А. Через тернии – к зрителю // Мир фантастики. 2003. № 2.

Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме существенно отличаются:

«Мне кажется, что "чувство непередаваемой тоски" от таких фильмов остается именно потому, что обстановка в таких фильмах холодная… То есть, совершенство в интерьерах (обычно все в белом цвете, много хромированного металла, нажмешь на кнопку - и тебе все сделает робот или система), холодноватые безупречно выглядящие герои в скафандрах или комбинезонах. И человеческая натура протестует против такого "идеального" мира. Но именно такое окружение работает на сюжет - ведь фильмы снимались о нравственности, о человеческих отношениях, о многом другом. (Лина).

«Фильм смотрел дважды. В первый раз очень давно (ещё в СССР, ребёнком), второй раз - недавно. Не сказал бы, что он произвёл на меня впечатление шедевра. Вполне добротное кино (особенно для тогдашнего времени), но не более того. … Но если оценивать картину с другой стороны (глубины содержания), то и здесь как-то шедевра не чувствуется. Невольно сравниваю с "Солярисом" Тарковского. Вот уж где глубина так глубина! И пускай Лем сколько угодно дуется на Тарковского, я целиком на стороне великого режиссёра» (И. Годунов).

Следующая цитата

В моём советском детстве в кинотеатр на 'Дознание. ' я не попал. Не сложилось. Однако в те времена была у мальчишек и девчонок такая традиция - рассказывать фильмы. Рассказы 'Дознания. ' я слушал внимательно, как выяснилось много позже - делались эти рассказы мастерами своего дела.

Оригинальную повесть Станислава Лема я, разумеется, читал. Тысячу тысяч раз, примерно. Его серия повестей 'про пилота Пиркса', романы 'Магелланово облако' и 'Солярис' - навсегда среди моих самых любимых книг. То есть, пилот Пиркс стал для меня не просто именем из книги или фильма - это один из самых ценимых мною героев космической фантастики. У Лема этот персонаж выписан с реалистической тщательностью, от рассказа к рассказу читатель видит - как развивается герой, как изменяются его взгляды на жизнь, отношение к профессии, но, вместе с тем, как в нём по прежнему жив тот мальчишка, который решил стать пилотом, который фантазировал о монетке, завалявшейся в кармане старых гражданских брюк, который неловко ухаживал за девушкой, который смог понять - чего не надо делать, чтобы не погибнуть на лунной станции, или чтобы не улететь в космические глубины за странным 'огоньком' на экране, который смог выследить обезумевшего горнопроходческого робота в лунной пустыне и который потом мучился, что убил его выстрелом в спину. Неистребимый мальчишка, сохранившийся в душе Пиркса, помог ему понять другого робота, решившего во чтобы ни стало покорить скалистую вершину - не потому, что это нужно, а потому, что она каждый день стояла перед ним как вызов: сможешь или не сможешь?

Проще говоря - литературный Лемовский Пиркс всегда был мне хорошим другом, не взирая на разницу в возрасте, причём даже тогда, когда уже я был старше него.

Фильм 'Дознание. ' я посмотрел по телевизору на закате СССР. Тогда модели кораблей с зажигалочным пламенем вместо выхлопа космических двигателей уже выглядели наивно. Однако не смотря на очевидную макетность 'Голиафа', всего орбитального пускового комплекса и внутренних интерьеров корабля - нельзя не восхитится самой разработкой. Ведь главное - это идея, концепция, проект, если это перерисовать в нормальной графике с реалистичными цветами, освещённостью и выхлопами - будет невероятно красивая картинка. Причём, то же самое можно сказать и о 'Москве-Кассиопее', и о 'Планете бурь', и о 'Петле Ориона', и, особенно, о 'Туманности Андромеды'.

Сюжет полёта несущественно отклоняется от книжного оригинала, события фильма, как и события в книге привели к закономерному финалу и к закономерным вопросам. Но сейчас, а я недавно пересмотрел фильм, этот результат - корпорациям запретили выпускать неотличимых от людей роботов - выглядит наивно. Тогда, когда снимали фильм, в мире было кое-что ещё, кроме корпораций - был СССР с плановой экономикой, не предполагавшей погоню за сверхприбылью любой ценой. И тогда такой финал смотрелся вполне нормально. Сейчас, когда любой ребёнок знает, что если бизнес почует прибыль - остановить его будет невозможно, финал выглядит в лучшем случае как отсрочка неизбежного наводнения Земли роботами. Да-да, 'они заполонииили планету. ' (с) Точнее - непременно заполонят.

В фильме полно сцен, невероятно впечатливших моих детских друзей-рассказчиков – и стрельба по метеоритам, и приближение к Сатурну, и сам космический старт «Голиафа», и, конечно, оторванные конечности коварного робота Калдера с дальнейшим пробитием переборки. В фильме красивая космическая форма, очень атмосферные коридоры, стильная рубка, каюты. В фильме отличный второй пилот Гарри Браун (Владимир Ивашов), превосходный нейролог и кибернетик Том Новак (Александр Кайдановский) и, конечно, первоклассный злыдень – первый пилот Джон Калдер (Збигнев Лесень). Да, командир космического корабля здесь тоже очень хорош, его сыграл Сергей Десницкий. Но это не Пиркс. Если бы у этого парня была фамилия Кречет или Смит, да хоть Тангейзер – всё было бы вполне себе неплохо. Но его фамилия – Пиркс, и в моих глазах это губит весь фильм, потому что, повторюсь, никакой это не Пиркс. Помнится, как не без злорадства я услышал однажды байку – не знаю, правда, или нет - о том, как Лем ушёл с премьеры 'Соляриса' Тарковского, хлопнув дверью, - тот фильм мне тоже не понравился. «Дознание…» мне скорее нравится, но приходится изначально делать допущение, что там командором служит однофамилец доброго моего друга Пиркса. Старины Пиркса, который гонял мух по кораблю во время первого тестового полёта, который читал статью о секретном свидетеле старинной космической катастрофы прямо на занятиях, который мечтал о седине на висках, чтобы выглядеть мужественнее, который входил на борт пассажирского космического корабля с видом Вильгельма Завоевателя, который, устраиваясь поудобнее на краю лунного кратера для стрельбы по безумному роботу, бурчал себе под нос – вот они, мои любимые игры в индейцев, да много ещё чего можно вспомнить про настоящего-то Пиркса.

Однако, кое что есть ещё, о чём следовало бы помнить: роботы. И вопрос Пиркса: зачем же они делают их настолько похожими на людей? Они даже едят и пьют – лишь бы выглядеть как люди, зачем? В 1984 году на похожий вопрос ответ был понятен – роботы-убийцы Т-800 для того похожи на людей, чтобы люди принимали их за людей и впускали в свои секретные убежища. В 1969 году в отеле «У погибшего альпиниста» тоже было понятно – зачем роботам быть такими похожими на людей, ведь инопланетной миссии надо как-то прятаться. Кстати, собаки ни в 1969, ни в 1984 на это не купились. Так вот, я думаю Лем неспроста хотел, чтобы мы все вместе с командором Пирксом задались этим вопросом: зачем делать роботов так, чтобы от людей их нельзя было отличить? Неужели, затем, чтобы такие роботы постепенно заняли место людей? И стали вместолюдьми?

Следующая цитата

"Рассказы о пилоте Пирксе" - сборник фантастических произведений польского фантаста Станислава Лема, но это вы наверняка и сами знаете, раз начали читать эту статью. Но не всем известно, как иллюстрировали цикл и что думал сам пан Станислав о своём детище.

Цикл произведений о пилоте Пирксе, человеке среднем во всём, "гениальном недотёпе", который волею судеб оказывается в фантастических обстоятельствах, создавался с 1959 по 1971 годы. Последний раз Пиркс мелькнул в "Фиаско" (1986), о котором я уже писал .

Иллюстрации к испаноязычному изданию Private View Иллюстрации к испаноязычному изданию Private View

Цикл состоит из 10 произведений (если не считать "Фиаско" ), публиковавшихся не в хронологическом порядке:

  • Испытание (1959 г). Курсант Пиркс сдаёт выпускной экзамен на тренажёре. Задача - совершить посадку на Луну, справившись со всеми внештатными ситуациями по пути.
  • Патруль (1959 г). Во время патрулирования космоса Пиркс столкнулся со странным феноменом, который чуть не стоил ему жизни.
Обложка издания Harcourt Brace Jovanovich, 1982 (слева) и Mandarin, 1990 год (справа) Обложка издания Harcourt Brace Jovanovich, 1982 (слева) и Mandarin, 1990 год (справа)
  • Альбатрос (1959 г). Вместе с пассажирами круизного космического лайнера главный герой становится свидетелем техногенной катастрофы.
  • Терминус (1960). Пиркс совершает перелёт на старом корабле, в команду которого входит робот. Когда-то на этом корабле погибли люди, и робот был единственным свидетелем их последних часов.
Рисунки Даниэля Мрозы к рассказу "Терминус" (журнал MlodyTechnik, 1960) Рисунки Даниэля Мрозы к рассказу "Терминус" (журнал MlodyTechnik, 1960)
  • Условный рефлекс (1963). Молодой Пиркс отправлен на научную лунную станцию, где незадолго до этого при странных обстоятельствах погиб экипаж.
  • Охота на Сэтавра (1965). Навигатор Пиркс сталкивается с вышедшим из-под контроля лунным роботом, который спасает Пирксу жизнь.
  • Несчастный случай (1965). Единственный рассказ, действие которого происходит не в Солнечной системе. Пиркс расследует гибель робота, чьи мотивы не удаётся объяснить кибернетикой.
Серьёзное издание Penguin Books 1982 года (слева) и издание Luitingh 1979 года (справа) Серьёзное издание Penguin Books 1982 года (слева) и издание Luitingh 1979 года (справа)
  • Рассказ Пиркса (1965). Как-то раз Пиркс подрядился собирать лом в Солнечной системе, его команда слегла, плёнка в приборах закончилась, а приборы зарегистрировали артефакт инопланетной цивилизации.
  • Дознание (1968). Попытка заменить пилотов роботами требует проведения испытания, для которого выбирают Пиркса. По мотивам этой повести был снят фильм "Дознание пилота Пиркса" (1978).
  • Ананке (1971). Пиркс становится свидетелем катастрофы при посадке тяжёлого корабля на Марс. Расследование причин случившегося приводит к решению сложной моральной дилеммы.
Penguin Books, 2019 год (слева) и издание Deutscher Bücherbund 1980 года (справа) Penguin Books, 2019 год (слева) и издание Deutscher Bücherbund 1980 года (справа)

Произведения цикла достаточно разнородны по проблематике и тону повествования. Сначала Лем бесконечно иронизирует над Пирксом, но в более поздних произведениях бросает его в пекло вопросов "человек-машина", "человек и его слабости", "способность машин мыслить" . Сам Лем так отзывался о сборнике:

…должен сказать, что книгой, о которой я не могу сказать, будто её не люблю, однако и ценю не слишком, является цикл «Рассказы о пилоте Пирксе». За исключением двух-трех рассказов это не очень удачный сборник. <. > Собственно, только два фрагмента мне нравятся до сих пор: «Ананке» и «Терминус».

До того, как наткнуться на эту цитату, я тоже выделял эти две повести из-за оригинальности основной идеи и серьёзности повествования, плюс "Дознание" за детективный накал.

Ребёнок-Пиркс от Avon Books, 1981 год (слева) и издание Harvest 1990 года (справа) Ребёнок-Пиркс от Avon Books, 1981 год (слева) и издание Harvest 1990 года (справа)

К вопросу об иллюстрациях к "Рассказам о пилоте Пирксе" . Я не нашёл ни одной обложки, которая бы мне нравилась. Более того, нет ни одного приличного художественного изображения Пиркса. Обложки либо чересчур детские, либо излишне абстрактные.

Разворот издания Мир, 1965 г. Иллюстрации Н. Гришина Разворот издания Мир, 1965 г. Иллюстрации Н. Гришина

В этой статье я собрал 8 более-менее качественных обложек к сборнику, но поиск картин по мотивам произведений успехом не увенчался. Согласитесь, грустно. НО! В 1980 г. вышел прекрасный советский диафильм " Охота на Сэтавра ", который немного скрасил моё разочарование.

Предлагаю перечитать " Рассказы о пилоте Пирксе " и послушать экспериментальный музыкальный альбом , посвящённый произведению. Кстати, обложка довольно годная.

Следующая цитата

Все мы знаем, что происходит с фантастическими фильмами прошлых лет, в которых весь упор был сделан на спецэффекты. Они безнадежно устаревают через 2-3 десятилетия. К счастью, с советско-польской лентой "Дознание пилота Пиркса" это не произошло. Дело в том, что в данном случае фантастика была просто яркой оберткой для истории, рассказанной в фильме. Она потускнела, но содержимое не испортилось: остался крепкий детективный сюжет и философско-этическая составляющая. Так что фильм относительно неплохо смотрится и сейчас.

Более того, возможно, у людей 50+ он вызывает легкое чувство ностальгии по их детству. Дело в том, что кинематографисты на съемках фильма использовали реально существующие вещи, а не создавали макеты тех предметов, которыми будут пользоваться люди недалекого будущего, то есть, почти что мы с вами. Так что в "Дознании" можно увидеть и машины конца 1970-х, и аэропорты, играющие роль космодромов ("Шереметево" и "Шарль де Голль"), и даже МакДоналдс, который для советских киношников был четкой приметой западного образа жизни.

Читайте также: