Дорога в поэме мертвые души цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Образ дороги воплощается в прямом, непереносном
значении-это то ровная дорога, по которой мягко
едет рессорная бричка Чичикова
("Лошадки расшевелились и понесли, как пух,
легонькую бричку"), то ухабистые проселки,
а то и непролазная грязь, в которой вываливается
Чичиков, добираясь к Коробочке:
"Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась
в грязь, и лошадям ежеминутно становилось
тяжелее тащить бричку".
Дорога сулит путешественнику самые разные
неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков
оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном
"дороги расползались во все стороны, как
пойманные раки… "
Совершенно иной смысл получает этот мотив в
лирическом отступлении 11 главы:
дорога с несущейся бричкой превращается в путь,
по которому летит Русь, "и, косясь, постораниваются
и дают ей дорогу другие народы и государства".
В этом мотиве неведомые пути русского
национального развития: "Русь, куда ж несешься ты,
дай ответ? Не дает ответа"
"Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые,
заносящие далеко в сторону дороги избирало
человечество… ".
Но нельзя сказать, что это те самые дороги,
на которых заблудился Чичиков: те дороги ведут к
русским людям, может и в захолустье, может и в дыру,
где нет моральных принципов,
но все же эти дороги составляют Русь,
Русь сама – и есть большая дорога,
ведущая человека в огромное пространство,
поглощающая человека, съедающая его всего.
Свернув с одной дороги, попадаешь на другую,
не можешь уследить за всеми путями Руси,
как не можешь собрать обратно в мешок
пойманных раков.
Символично то, что из захолустья Коробочки Чичикову
указывает дорогу неграмотная девчонка Пелагея,
не знающая, где право, где лево.
В образе дороги воплощен и житейский путь Чичикова
("но при всем том трудна была его дорога… "),
и творческий путь самого автора:
"И долго еще определено мне чудной властью
идти под руку с моими странными героями… "
Так же дорога является помощником Гоголю в
создании композиции поэмы, которая тогда
выглядит очень рационально:
экспозиция сюжета путешествия дана в первой
главе (Чичиков знакомится с чиновниками и помещиками),
далее следуют пять глав, в которых
Чичиков ездит из главы в главу на своей бричке,
скупая мёртвые души.
Дорога в сюжетной композиции поэмы является
стержнем, основной канвой.
Жизнь продолжается, пока тянется дорога.
Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам
и закоулкам N-ской губернии, как бы подчёркивает
его суетный и ложный жизненный путь.
В то же время путь автора, который он совершает
вместе с Чичиковым, символизирует суровый
тернистый, но славный путь писателя,
проповедующего "любовь враждебным словом
отрицания".
Реальная дорога в "Мертвых душах", с её ухабами,
кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными
мостами, вырастает до символа "громадно несущейся жизни",
символа исторического пути России.
На страницах, завершающих 1-й том, вместо чичиковской
тройки возникает обобщенный образ птицы-тройки,
который затем сменяется образом несущейся,
"вдохновенной Богом" Руси.
На сей раз она на истинном пути, поэтому и
преобразился замызганный чичиковский экипаж
в птицу-тройку - символ свободной, обретшей
живую душу России.
Следующая цитата
Главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков разъезжает по окрестностям одного небольшого губернского города. Он выдает себя за помещика и скупает у землевладельцев умерших крестьян, которые в ведомостях числятся живыми. Главная цель Чичикова заключается в том, чтобы получить денежный кредит, предоставив купленных крестьян в качестве залога.
Во вступлении присутствует подробное описание города, его жителей, а также самого героя.
Но о мотивах и намерениях Чичикова читатель сможет узнать только в последней, одиннадцатой главе поэмы. Однако кратко можно пояснить, что главный герой стремится заполучить высокое социальное положение и нажить немаленький капитал.
Коробочка
Настасья Петровна Коробочка - небогатая помещица, живет в далекой глухой деревне. Это "женщина пожилых лет". Впервые перед Чичиковым она появилась " в каком-то спальном чепце, надетым наскоро, с фланелью на шее". Она "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки".
Коробочка ведет себя осторожно и предусмотрительно. Она упряма и ей сложно навязать своё мнение. Например, когда Чичиков просил продать мертвые души, Настасья Петровна упрямилась, что очень не понравилось помещику, и за что он и назвал ее "крепколобой", а затем - "дубинноголовой".
В хозяйстве Коробочки "индейкам и курам не было числа". Вся ее жизнь проходила торговле. Она собирает все, что может пригодиться, боится понести убытки - из-за чего и кажется жадным человеком. Коробочка осторожно и уверенно делает свое дело: продает и копит.
Условия патриархального быта, собственная нравственная глухота и тупость подавили личность Коробочки, остановили ее интеллектуальное развитие на очень низком уровне. Все другие стороны жизни, несвязанные с накопительством, остались для нее недоступными.
Образ дороги как пути человека и страны
Автор неслучайно часто обращается к образу дороги в художественных произведениях и сочинениях. Данный смысловой прием представляет собой идеальный способ создания динамического повествования. Сцены действий в поэме постоянно меняются, открывая читателю новых персонажей. Поместья, куда приезжает главный герой, также отличаются друг от друга, как и их хозяева. Каждый дом и предмет отражают особенности характера и жизненные устои отдельного помещика.
Динамичность повествования неразрывно связана с мотивом дороги в «Мертвых душах». Чичиков много времени проводит в пути, наблюдая из окна брички за жителями города и окрестностей, занимающимися своими повседневными делами. Для Чичикова уединенная поездка — это глоток свежего воздуха и возможность подумать о своей судьбе и о судьбе простых людей.
Отношение Чичикова к дороге хорошо иллюстрируют следующие цитаты:
- «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!»;
- «дорога! и как чудна она сама, эта дорога».
«Дорога есть жизнь»
Символический образ дороги в «Мертвых душах» несет в себе двойной смысл. Это не только путь, который необходимо преодолеть главному герою для достижения свой цели, но и путь развития России. В своих лирических отступлениях автор обращается к вопросу о том, что ждет страну на пути ее дальнейшего становления как могущественной державы.
Вот отрывок из последней главы поэмы, которая наиболее глубоко отражает размышления автора: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? …Куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не дает ответа […] летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Автор не может дать однозначного ответа, куда может вести Россию ее путь. А также остается открытым вопрос о судьбе российского народа.
Но единственное, что автор может смело утверждать, это то, что Россию ничто не остановит в ее стремлении к развитию и процветанию.
Образы в поэме многогранны в своих смысловых проявлениях. Изображая и детально описывая путешествие и чувства главного героя, автор раскрывает философскую тему о вечном движении вперед как отдельного человека, так и целого государства.
Следующая цитата
Типичный помещик. В первые минуты общения казался приятным и добрым, потому что очень любезен в общении. На взгляд "он был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами".
Хозяйством он не занимался, оно шло само-собою. В доме его чего-нибудь вечно не хватало. Помещик вел спокойную обычную жизнь со своей женой в тихой деревне. Он мечтал о соседе, с которым можно было бы беседовать, говорить по душам. Манилов строил несбыточные планы, часто размышлял и философствовал.
Главная социально-психологическая черта Манилова - желание всем и всегда нравиться, а также обходительность и учтивость. Он бесстрастный наблюдатель всего происходящего. Казнокрады, взяточники - все для него "предпочтеннейшие" люди. Манилов - персонаж без живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек "так себе, ни то ни сё".
Следующая цитата
Гоголь написал множество произведений, в которых тема дороги является одним из ключевых аспектов. В произведении «Мертвые души» этот образ особенно важен для понимания всей сути повествования. Знаменитая поэма написана автором в девятнадцатом веке. Она обладает глубинным смыслом, отвечает на главный вопрос русского народа о моральных качествах, будущем.
Образ дороги в «Мертвых душах» помогает автору максимально точно передать состояние страны в то время, закат эпохи крепостного права. Для воссоздания полноты картины писатель вводит Чичикова в произведение. Это главный герой, постоянно переезжающий между губерниями с целью покупки мертвых душ. Каждый мертвый крестьянин, его купленная душа приближают Чичикова к цели – получение богатства.
Мотив дороги в поэме «Мертвые души»
Тема дороги в поэме «Мертвые души» является символом динамичного движения, она характеризует вечное развитие, жизнь. Главный персонаж плутает на развилках. Автор указывает на ошибочный выбор жизненного пути.
Мотив дороги в «Мертвых душах» помогает автору. С ее помощью он описывает состояния персонажа. Путь спасал, выносил тонущего или погибающего Чичикова, выступая в роли соломинки. Дорога стала музой Гоголя. Рассмотрим основные характеристики образа:
- В заключительной главе произведения описание дороги в «Мертвых душах» ассоциируется с образом России. Ее роль масштабная, всеобъемлющая. Объект символизирует исторический путь, его значение в общественной жизни народа, международные ориентиры страны;
- Писатель задается вопросами: как будет жить Русь дальше, возможно ли изменить ее судьбу? Он не может ответить на них, события неподвластны людям. Жизнь-дорога – она развивается, двигается самостоятельно;
- Роль дороги в поэме «Мертвые души» – характеристика индивидуальности пути страны, человека;
- Поэма говорит о негативном отношении Гоголя к подражанию зарубежным странам. Извилистой дорогой он показывает, что страна должна идти своим путем, преодолевая трудности, добиваясь успеха
Аналогичное значение образу дороги придавал Некрасов. Это важнейший смысловой посыл, обозначающий продвижение вперед, стремление, изменения, историю.
Собакевич
Михаил Семенович Собакевич - очередной знакомый помещик Чичикова. На первый взгляд он показался герою "весьма похожим на средней величины медведя". Его одежда, внешность и даже предметы в доме напоминали этого зверя. ОН даже двигался так же неуклюже и всё время наступал на ноги. Этот человек имел "крепкий и на диво стаченный образ". Речь Собакевича отличалась точность, убедительностью, деловитостью. В ней не было ничего лишнего.
Чичиков несколько раз называет его кулаком ("нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!"), что показывает нам силу, целенаправленность, неподатливость и упрямство помещика. Это видно в эпизоде, когда Михаил Семенович ни в какую не хочет уступать цену за крестьян.
Чичикова, кстати, он встретил сухо и черство, в отличие от других помещиков. Он также не расхваливал местных "шишек", а наоборот говорил о них плохо. Это удивило Чичикова. Председатель у Собакевича "такой дурак, какого свет не производил"; губернатор - "первый разбойник в мире. дайте ему только нож. зарежет"; полицмейстер - "мошенник, продаст, обманет, еще и пообедает с вами". Обобщая свои суждения о чиновниках, он говорит, что "это все мошенники" и "весь город там такой". Собакевич прямой человек, не привыкший льстить.
Михаил Семенович - крепкий хозяин, прекрасно знающий свое имение, ценящий крестьян за мастерство и трудолюбие. Когда он их продавал (без всякого смятения и удивления), расхвалил каждого, несмотря на то, что они мертвы и в хозяйстве уж точно никому не понадобятся. Скорее всего этот поступок сделан для того, чтобы набить цену.
Помещик очень трепетно относится к еде, осуждает блюда, которые ему приходилось пробовать где-либо и хвалит лишь свои. Чичиков подмечает, что "губа у него не дура". О любимом занятии автор не упоминает ни разу, так же как и о цели в жизни.
Беседа Чичикова и Собакевича носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга. Жадность и корыстолюбие раскрывается в сцене продажи мертвых душ: он не удивляется предложению Чичикова, а только боится продешевить. Вся его жизнь - накопительство ради накопительства. Как хозяин он умен и практичен: не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Знает, что в этом мире все продается и все покупается.
Образ дороги в поэме «Мертвые души» как жизненного пути
Гоголь отождествляет дорогу с внутренним развитием личности, жизнью человека. Путь главного действующего лица превращается в жизненный путь. Ключевые моменты, созданные дорогой:
- Чичиков едет через глушь – обманная тропинка, выбранная им при согласии на покупку мертвых душ.
- Коробочка сетует, что заблудиться на дороге несложно, много заворотов. Человек часто сталкивается с соблазнами, сбивающими его с пути.
- Поиск тропки к большой дороге – нужно преодолеть множество препятствий, трудностей, чтобы прийти к успеху.
- Беспорядочность тропок предприимчивых аферистов характеризует безрассудство, жизненный путь человека. После горя, бед, сложностей люди меняются, становятся черствыми, жестокими.
Лирическое отступление о дороге в «Мертвых душах»
Писатель использует в поэме лирические отступления, имеющие характерные литературные признаки. Тест произведения показывает, что без отступлений автору не удалось бы столь полно, четко передать суть. Лирическое отступление о дороге напоминает отдельную главу, делая поэму глубокой, многогранной. Писатель полностью погружает читателя в ощущение пути:
- Описание открытого пустыря;
- Характеристика бревенчатых изб, версты с числом;
- Упоминание лесов, белых домов.
Природа в пути выступает в роли собеседника, приятеля, умеющего слушать, понимать, сопереживать.
Плюшкин
Покинув Ноздрева, главный герой отправляется к Плюшкину - самому богатому помещику. Уже при взгляде на его имение Чичиков был очень удивлен. Усадьба Плюшкина ветхая и бедная, все дома в деревне старые и покосившиеся, а люди живут в нищете ("окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики. покосились и почернели"). В интерьере Чичиков подмечает огромные кучи хлама. Хозяин настолько жаден, что подбирает каждую вещь. Иногда доходит до того, что он ворует у своих крестьян предметы, совершенно ему ненужные. Автор показывает и то, что Плюшкин, являясь богатым помещиком, имея в своем распоряжении более 1000 душ крестьян, каждый день ходит по своей деревушке, подбирая все, что попадется. Затем тащит к себе в дом и складывает в углу комнаты.
Немало удивляет Чичикова и внешний вид Плюшкина. Сначала герой не может понять даже "баба или мужик" перед ним и мешкается в догадках, приходя к выводу, что все-таки это женщина - ключница ("Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак. "). Одежда его была сильно поношена, неопрятна; лицо, казалось, никогда не могло выразить никаких чувств. Чичиков говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего.
Смотря на все окружающее в имении, можно понять, что все идет к упадку и гибели. В амбарах у помещика гниет богатый урожай, а крестьяне голодают. Он считает их мошенниками, лентяями и ворами. Крестьяне здесь "мрут как мухи". Спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства "завели привычку трескать", а ему и самому есть нечего. Это очень скупой человек, его бережливость превзошла все границы и превратилась в жадность. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуясь соображениями, что дружба и родственные связи несут за собой материальные убытки.
Общение с Чичиковым поначалу не доставляло помещику никакого удовольствия, он даже бормотал себе под нос что-то недоброжелательное, но потом - разглядев в нем благородного человека, предложил даже чашечку чая с сухарем, а после уезда героя подумывал о подарке. Видимо, Чичиков немного пробудил в нем того, кем он был раньше. Ведь Плюшкин изменился только с течением обстоятельств.
Цель в жизни этот человек потерял давно: сошел со своего пути и не нашел места в обществе.
Читайте также: