Добро в исламе цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Услышав о ценности добра и воздаяния за неё, думаешь, вот с этой минуты изменюсь и стану добрее. Но совершая её, встречаешь осуждающих твои действия. Это не должно стать причиной оставления совершаемого тобой благого, будь доволен тем, что это нравится Аллаху, Он – Давший возможность и способность на совершение этого блага, Дающий за это вознаграждение, главное – Всевышний любит добродетелей, нельзя, чтобы причиной оставления того, что любит Аллах, стало чьё-то непонимание.
Всевышний в Коране говорит (смысл): «Поистине Аллах с богобоязненными людьми и с теми, кто совершает благие дела» (сура «Нахл», аят 128).
Тот, с кем Аллах, всегда в выигрыше, помни это, станет легче продолжать начатое. Не жди награды за дела свои от окружающих, лучшая награда – это довольство Создателя! Всевышний сказал (смысл): «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» (аль-Бакара, 2:195).
Будь примером стойкости в делах, радующих Создателя, не поддаваясь трюкам сатаны и его помощников, цель которого отвлечь рабов от Господа своего и лишить их блага, уготованного им. Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди людей есть такие, которые являются ключом к добру и замком от зла. Есть и такие, которые являются ключом ко злу и замком от добра. Какое же счастье выпало тем, кому Аллах дал в руки ключи добра! Как несчастны те, кому Аллах дал в руки ключи зла!» (Ибн Маджа).
Совершайте благое неустанно, старайтесь быть теми, кому даны ключи добра и для этого необязательно царить над сушей и морями. Один человек не может сам выполнить все благие дела. Человек получает вознаграждение за дела, совершаемые им лично, и может получать награду за благие дела других. Как сказано в хадисе: «Совершение любого дела, одобряемого шариатом, есть садака, а указывающий на благое (другим) подобен тому, кто сам совершает благое». Поэтому необходимо указать другим путь совершения доброго дела, используя свои умственные способности, язык, знания, положение, имущество. Таким образом он заслужит такую же награду, как тот человек, который совершит это благое дело, и за то, что он старался, чтобы стало больше людей – ключей к добру и меньше людей – ключей ко злу.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Старайтесь совершать праведные дела прежде, чем стрясётся с вами что-либо из семи (напастей). Разве дождётесь вы (чего-нибудь иного), кроме бедности, которая заставит забыть (обо всём) или развращающего богатства, или приводящей в расстройство болезни, или старческой дряхлости, которая сделает бессмысленными ваши речи, или скоропостижной смерти, или даджала, который является наихудшим из того зла, которого можно ожидать, или же часа этого, который будет более тяжким и горьким (чем бедствия мира этого)?» (ат-Тирмизи).
Не следует откладывать совершение благого и оставлять начатое. Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «О Абдуллах, не уподобляйся такому-то, который (прежде) всегда молился по ночам, а потом перестал делать это!» (Аль-Бухари, Муслим).
Как сказали знающие: «Кто сотворит хорошее, а затем ещё – это признак принятия первого хорошего поступка. А кто сделает хорошее, затем плохое – это признак непринятия хорошего поступка».
Если вы любите Аллаха, то старайтесь угодить только Ему, продолжая проявлять доброту к Его творениям, разделяя их трудности, это указывает на вашу истинную веру. Поэтому один из признаков верующего – это любовь и забота о братьях, сострадание в горестях, и участие в радостях. Если брат-мусульманин получает что-то хорошее, преуспевает на работе, в семье или в учёбе, и вы счастливы за него, то вы – настоящий верующий.
Доброта – фундамент веры
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Воистину, Аллах добр и любит доброту. Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего не добиться суровостью или чем бы то ни было иным» (имам Бухари, Муслим).
Ислам призывает верующего быть добрым ко всему: к себе, родителям, семье, детям, животным, ко всему живому и неживому, ко всем творениям Всевышнего Аллаха.
Передают со слов Айши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Доброта всегда украшает собой то, в чём она есть, а когда что-то лишается доброты, это неизбежно приводит к бесславию (имам Муслим).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был самым добрым из людей, и он оставил нам ярчайшим пример того, как следует вести себя в обществе, относиться к близким людям.
Как-то я услышала фразу, что «доброта – это качество, излишек которого никогда не навредит». Каким бы добрым человек ни был, доброта не портит его, напротив, украшает как в лице людей, так и перед Создателем. А это главное! Вера человека должна расти в доброте. Зло и вера – понятия несовместимые. Вера в Аллаха, Его посланников, книги зиждется только на добре и на совершении добра.
Добрые дела должны доставлять нам удовольствие. Отдавая что-то другим, помогая в чём-то, мы не должны ожидать награды или ответной реакции. Даже слова «спасибо» мы не должны ждать. Для мусульманина главное, чтобы Всевышний Аллах оценил этот поступок, чтобы Он был доволен творящим добро. Это и есть настоящая доброта.
Делай добро и не жди взаимности…
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Следующая цитата
Передается от `Аиши (да будет доволен ею Всевышний): «Поистине Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Воистину, Всевышний Аллах Добрый, любит доброту во всех делах”».
وعن عائشة ـ رضي الله تعالي عنها ـ أن النبي صلي الله عليه وسلم قال: [إن الرفق لايكون في شيئ إلا زانه ولا ينزع من شيئ إلا شانه] رواه مسلم
`Аиша (да будет доволен ею Всевышний Аллах) - от Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует): «Воистину, доброта украшает всё, а без доброты не будет ничего красивым».
وعن جرير بن عبد الله ـ رضي الله تعالي عنه ـ قال: قال رسول الله صلي الله عليه وسلم: [من يحرم الرفق يحرم الخير كله] رواه مسلم
Джарир ибну Абдуллах (да будет доволен им Всевышний Аллах) передаёт со слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто лишён доброты, тот лишён всего хорошего».
التاسع والثلاثون: احتمال الأذي
Переносить (претерпевать) обиды:
عن أبي هريرة ـ رضي الله تعالي عنه ـ أن رجلا قال: يا رسول الله! إن لي قرابة أصلهم ويقطعونني وأحسن إليهم ويسيئون إلي وأحلم عنهم ويجهلون علي فقال: [لئن كنت كما قلت فكأنما تسفهم المل ولايزال معك من الله تعالي ظهير عليهم ما دمت علي ذلك]رواه مسلم
Абу Хурайра рассказывает (да будет доволен им Всевышний Аллах), что однажды человек пришёл и сказал: «О Посланник Всевышнего Аллаха! Поистине, у меня есть родство, я стараюсь укрепить родственные отношения, а они прерывают, я делаю им добро, а они вредят мне, я бываю с ними кротким, а они безрассудны ко мне!», на что Посланник Всевышнего Аллаха ответил: «Если ты поступаешь, как говоришь, то ты глотаешь много трудностей, то есть терпишь от них много, в таком случае, не перестанет быть с тобою от Всевышнего Аллаха помощник против них до тех пор, пока ты будешь переносить обиды».
فانظر ـ رعاك الله ـ كيف بك برجل يكون الله جل وعلا نصيرا ومعينا له ما دام وهو يحتمل الأذي من المسيئ
الأربعون: الإعراض عن الجاهلين
Отворачиваться от невежды:
Всевышний Аллах сказал в священной Книге: «А когда обращаются к ним невежды, они говорят им «мир»».
وعن أنس ـ رضي الله تعالي عنه ـ قال: كنت أمشي مع رسول الله صلي الله عليه وسلم وعليه برد نجراني غليظ الحاشية فأدركه أعرابي فجذبه بردائه أثرت به حاشية الرداء من شدة جذبته ثم قال: يا محمد مر لي من مال الله الذي عندك. فالتفت إليه فضحك ثم أمر له بعطاء] متفق عليه
Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывает: «Однажды я шел месте с Посланником Всевышнего Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), на нём был надет плащ, произведённый в Персии с прочным воротником, когда этот бедуин догнал его, схватил воротник плаща Пророка (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) и рванул так, что остался след на шее Пророка (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) от того , что он сильно потянул, и затем сказал: «О Мухаммад! Повели, чтобы мне дали с того имущества Аллаха (велик Он и свят), которое есть у тебя!» Повернувшись к нему, Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) улыбнулся и повелел дать ему подаяние»».
الحادي والأربعون: الحياء
Застенчивость:
Всевышний Аллах сказал: «Одна из двух женщин пришла к нему застенчивой».
عن أبي هريرة ـ رضي الله تعالي عنه ـ أن رسول الله صلي الله عليه وسلم قال: [الإيمان بضع وسبعون أو بضع وستون شعبة فأفضلها قول لا إله إلا الله وأدناها إماطة الأذي عن الطريق والحياء شعبة من الإيمان] متفق عليه
От Абу Хурайры ( да будет доволен им Всевышний Аллах): «Воистину Посланник Всевышнего Аллаха сказал: «Вера состоит из семидесяти с чем-то или же больше шестидесяти ветвей, самая почтенная это, Ла илаха илла Ллах, самое малое – устранение препятствия с дорог, совесть – это одна из составляющий частей Имана»».
وعن عمران بن حصين ـ رضي الله تعالي عنه ـ قال: قال رسول الله صلي الله عليه وسلم: [الحياء لايأتي إلا بخير] متفق عليه
`Имран ибну Хасин ( да будет доволен ими Всевышний Аллах) передаёт со слов Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует): «Застенчивость не приобретёт человек кроме как хорошими деяниями».
الثاني والأربعون: حفظ السر
Сохранять тайну:
عن ثابت عن أنس ـ رضي الله تعالي عنه ـ أتي علي رسول الله صلي الله عليه وسلم وأنا ألعب مع الغلمان فسلم علينا فبعثني إلي حاجة، فأبطأت علي أمي فلما جئت قالت: ما حبسك؟ فقلت: بعثني رسول الله صلي الله عليه وسلم لحاجة، قالت: ما حاجته؟ قلت: إنها سر، قالت: لاتخبرن بسر رسول الله صلي الله عليه وسلم أحدا، قال أنس: [والله لو حدثت به أحدا لحدثتك به يا ثابت] رواه مسلم .
Сабит рассказывает от Анаса ( да будет доволен им Всевышний Аллах): «Когда я играл с мальчиками, ко мне пришёл Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), поприветствовал нас и отправил меня по одному делу, из-за чего я опоздал домой к маме. Она спросила, почему я так допоздна задержался, я ответил, что меня Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) отправил по одному делу, поэтому вернулся домой поздно. Мама ещё раз спросила: «Что это за дело было?» Я ответил, что это тайна, тогда она сказала: «Ни в коем случае не рассказывай о тайне Пророка (да благословит Его Всевышний Аллах и приветствует)!» Анас сказал: «Если бы я рассказал об этом кому-либо, то тебе тоже рассказал бы, о Сабит!»».
Добро и здоровье
Наука психология свидетельствует о том, что быть добрым человеком, значит быть психически здоровым. Человек, совершающий добро, устойчив от излишней раздражительности, необузданных эмоций и как следствие от необдуманных поступков. У совершающего добро нервная система тоже находится в равновесии. А если учесть, что большинство наших болячек бывает от потраченных впустую нервов, то доброта будет являться залогом крепкого здоровья.
Лучшее исцеление для души – это добро, добрые дела и добрые мысли. Сколько бы злых людей нас не окружало, главное, самому оставаться добрым. Такой человек никогда не останется в проигрыше. Мы – это мы, они – это они, каждый перед Аллахом будет отвечать за свои деяния.
Здоровье – это тот бесценный дар, который нам дал Творец, и заботиться о нём – наша обязанность. Зло съедает всё: и душевные качества, и здоровье. Доброта же – лучшая профилактика любых заболеваний.
Следующая цитата
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто лишит себя доброты (доброжелательности; мягкости; снисхождения) [будет строгим и суровым], тот лишит себя [большого количества] благ [которые имел бы и приобрел бы, будь ему присуща доброта, доброжелательность]»[1].
Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) Добр (Мягок) [желает людям облегчения и легкости, не возлагает на людей больше их возможностей и сил]. И любит [видеть в людях именно] эти качества. За проявление такого качества, как рифк (доброта, доброжелательность, мягкость), Аллах (Бог, Господь) дает людям то, чего не дает им при проявлении ‘унфа (строгости, суровости, резкости; грубой силы, насилия). Дает то, чего ни за что иное не даст. [То есть эти качества особо действенны в раскрытии Его прощения и милости, что всегда актуально для любого здравомыслящего из людей]»[2].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит доброту (доброжелательность, мягкость) во всем [во всех ситуациях и при любых обстоятельствах]»[3].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Желайте (стремитесь) к возвышению пред Богом! [Для этого] прощайте тех, кто безрассудно обошелся с вами [будьте незлобивы, мягки], и давайте тем, кто лишил вас»[4].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не сообщить ли вам о том, для кого Ад будет запретен [он туда не попадет, а прямиком направится, с благословения Творца, в Рай]?» И продолжил: «Он (Ад) запретен для всякого [верующего], кто близок [к другим, не кичлив, не высокомерен], легок [на подъем для соучастия в благом], мягок (гибок), прост»[5].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Будь милосерден ко всем тем, кто на земле [ко всем людям без исключения, к животным] и в результате Тот, Кто на небесах [образно говоря, ведь Бог не ограничен ни местом ни временем], непременно проявит милость Свою к тебе»[6].
Пророк Мухаммад сказал: «Облегчившему положение того, кто оказался в затруднительной ситуации, Аллах (Бог, Господь) даст облегчение как в мирском, так и в вечном»[7].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас пришел [на какое-то мероприятие, а свободных мест нет], и другой уступил ему (потеснившись, например), то это — щедрость (великодушие), которой Господь одарил его»[8].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Самые благодарные Аллаху (Богу, Господу) — это те, кто наиболее благодарен по отношению к людям [вне зависимости от того, к какой национальности, культуре, религии они относятся]»[9].
Находясь в обществе, взаимодействуя с другими людьми, на что в первую очередь мы обращаем внимание? Обычно — на их ошибки, недоработки, изъяны, промахи. Именно на то, за что можно невзлюбить, покритиковать, обидеть. А надо бы (если намерены из мертвой теории трансформировать приведенный хадис в практику) стараться замечать в других то, за что мы можем их поблагодарить. Именно в таком случае (то есть когда усилиями мысли на протяжении хотя бы пяти месяцев мозг натренирован замечать хорошее, положительное, заслуживающее восхищения, похвалы, благодарности; когда, замечая плохое, даем мозгу команду найти хорошее) мы научим себя видеть в других положительное, заслуживающее благодарности. И как следствие, результат — впишем себя пред Богом в список тех, кто наиболее благодарен Ему, Господу миров.
Напомню чудесный аят, о котором мы часто забываем в повседневной практике:
«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [новых возможностей, сил и энергии; мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны; станете постоянно жаловаться на нехватку того или иного и проявлять недовольство в самых разных его формах; будете во всем видеть лишь плохое и не замечать хорошего], знайте — Мое наказание [предупреждает Господь миров], воистину, сурово. [Вы узнаете, что бывает и хуже]» (Св. Коран, 14:7).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) призывал: «Распространяйте мир [желайте другим мира, благоденствия, благополучия; излучайте миролюбие], и все у вас будет хорошо (мирно, благополучно)»[10].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) наставлял: «Распространяйте мир между собой [о люди; желайте друг другу мира, благоденствия, благополучия], и вы полюбите друг друга (будете уважительно относиться друг к другу) [что, в свою очередь, поспособствует вашему процветанию и счастью в обоих мирах]»[11].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Лучшим из дел [одним из лучших дел] после веры в Бога [в Его единственность и трансцендентность, неограниченность ни местом, ни временем][12] является любовь к людям [уважение и почтение к людям как таковым, независимо от их национальности или вероисповедания] (умение вызывать у людей симпатию) [уважение и почтение к себе; умение стать и оставаться харизматичной[13] личностью]»[14].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами»[15].
Подписывайтесь на наш канал в TelegramСсылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Джарира; св. х. Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1043, хадис № 74–(2592); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 524, хадис № 4809, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 457, хадис № 7/638, «сахих».
[2] Хадис от ‘Аиши, от Абу Хурайры, от ‘Али ибн Абу Талиба и др.; св. х. Ахмада, Муслима, аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), Ибн Маджа, Абу Дауда, ат-Табарани и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1043, хадис № 77–(2593); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 8. С. 383, хадис № 77–(2593); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 109, хадис № 1743, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 797, хадис № 5067; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 2. С. 309, хадис № 549, «сахих», а также хадис № 552, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 10. Ч. 19. С. 83, 84, хадис № 40; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 480.
В Коране сказано: «Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настрой должным образом внутреннее состояние и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]. Если такого уровня взаимоотношений и сможет кто-то достигнуть, то только те, кто терпелив (сдержан, последователен, тактичен) и является по-настоящему сильной личностью (по-настоящему успешным, удачливым, счастливым) [преуспевшей во многом, что каждому дано, но мало кто это реализует и редко когда к этому самоотверженно стремится]» (Св. Коран, 41:34, 35).
[3] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1905, хадис № 6024; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 115, хадис № 1864, «сахих».
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ибн ‘Адийя. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 9, хадис № 43; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 29.
Степень достоверности у данного хадиса очень низкая. Может применяться лишь как мудрое наставление, соответствующее смыслам Корана и Сунны.
[5] См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 487; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 709, хадис № 2493, «хасан».
[6] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 64, хадис № 941, «сахих».
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См, например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 260, хадис № 2417, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 546, хадис № 9108, «хасан».
[8] Хадис от Мус‘аба ибн Шейбы; св. х. аль-Бухари (фит-тарих), аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 544, «сахих».
[9] Хадис от аль-Аш‘аса ибн Кайса и др.; св. х. Ахмада, ат-Табарани, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 70, хадис № 1073, «сахих».
[10] Хадис от Барра’; св. х. аль-Бухари (филь-адаб), Абу Я‘ли, Ибн Хаббана и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1227, «сахих».
[11] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1228, «сахих».
[12] «Нет ничего, подобного Ему [Господу миров]» (см. Св. Коран, 42:11).
[13] Харизма — особая притягательность человека, его магнетизм, выражающийся в легкости приобретения сторонников.
[14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Табарани (филь-кябир). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1237, «хасан».
[15] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадисы № 3373–3375, «хасан».
Доброта – основа нравственности
Нравственность – понятие довольно-таки широкое. У каждого она своя, но только не у верующего человека. Его нравственные принципы строятся на нормах шариата, из тех слов и поступков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые он до нас довёл.
Добро шаг за шагом приближает нас к идеалу. Достичь его, конечно, вряд ли нам удастся, но делать эти попытки мы должны. Человек, совершающий добро, автоматически не может совершать злого, непристойного, он не может сделать подлость и даже сказать грубое слово. Представляете, как здорово! Человек, воспитанный в добре и совершающий его, в какой-то степени застрахован от совершения определённых видов грехов.
Добро, как отмечают учёные из различных областей, это высшая нравственная ценность. «. Нравственность вообще есть ценностная ориентация поведения, осуществляемая через дихотомию (разделение надвое) добра и зла», – говорит Титаренко в книге «Структура нравственного сознания». Совершение доброго, милосердного – это садака согласно религии. Согласно хадису Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) даже убрать камень с дороги – это садака (милость). Совершая такие благородные добрые поступки, человек шлифует сам себя, свои намерения и желания. Так он постепенно «растёт» в нравственном отношении.
Следующая цитата
Слова «добро», «доброта», «добрый» и подобные слышишь достаточно часто. Ещё чаще слышишь фразу: «Добро всегда оборачивается злом, неблагодарностью, хочешь как лучше – получается как всегда…» Выгодно ли быть добрым человеком сегодня и что такое доброта, давайте вместе попытаемся разобраться.
В старой русской пословице сказано: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт». И это нормально, так должно быть и есть на самом деле. Человек, приученный с детства совершать только благие поступки, проявлять милость, милосердие, доброту к людям, животным, ко всему окружающему, навряд ли совершит подлый поступок. Обучение такому ценному человеческому качеству, конечно же, начинается с малых лет. Самое элементарное, чему могут научить своего ребёнка – это не рвать листочки с деревьев, не ломать ветки, не убивать понапрасну жучков и паучков, не отрывать им крылышки и прочее. По отношению к людям детки должны обучаться тому, чтобы здороваться со старшими, уступать место в городском транспорте. Подобное воспитание всегда даёт положительные результаты, родителям потом не приходится краснеть в обществе за невоспитанного сына или дочь. А добро всегда возвращается добром.
Добро из мира сказок
Помню, в детстве мы смотрели самые разные сказки. На них выросли целые поколения. Обязательным элементов сказок были силы зла и добра, которые находятся в постоянной борьбе. Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный – это всё силы зла, которые, как правило, противостояли Иванушке. И всегда, как бы ни закручивалась сюжетная линия, добро всегда побеждало зло. На таких поучительных сказаниях дети и приучались совершать добрые поступки, обходить стороной зло и чтобы в жизни ни случилось, дети твёрдо знали, что непременно победа будет за добром.
С детства родители воспитывают детей в сравнении – что хорошо, а что плохо, где правда, а где ложь. Доброта тоже из этой группы. Основные человеческие понятия закладываются в детстве. С ними он пойдёт по жизни, в которой сталкиваться приходится как с положительными героями, так и с отрицательными.
Так на самом деле в мире и происходит. Злодеи всегда остаются наказанными в этой жизни. Ну а для верующего человека понятно, что если Аллах даже и не наказал в этой жизни, то в следующей обязательно спросит. И знаете, легче здесь хоть каким-то образом понести наказание, чтобы в Судный день легче было.
Читайте также: