Добро и зло в романе мастер и маргарита сочинение с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Добро и зло… Как часто нам приходится слышать эти два понятия. С самого детства нас учили отличать добро от зла. Родители читали нам сказки, в которых добро всегда побеждает зло. В реальной же взрослой жизни всё намного сложнее: миром правят деньги. Ведь каждый человек хочет жить в комфорте, хорошо одеваться, есть вкусную пищу. Но для того чтобы пользоваться этими благами, необходимо иметь немалую сумму в своём кошельке. И, к сожалению, не всегда удаётся заработать её честным путём. Как известно, «деньги – это зло».
Произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» - творение, в котором показано множество людских пороков. Одним из главных героев является Воланд – вершитель судеб, наказывающий людей за их проступки. В данном романе сатана не представитель силы, противостоящей Богу, а, пожалуй, его помощник.
На удивление, Воланд пытается изменить мир к лучшему. Безусловно, он и его свита причинили немало зла москвичам. Но я считаю, что это зло – кара за безнравственные поступки людей и общества.
Булгаков очень мастерски показывает нам борьбу добра и зла в своём романе. Зло сатаны и его помощников обнажает зло человеческое, нещадно снимает маски, раскрывает тайные замыслы таких людей, как Степан Лиходеев. Пьяница, развратник, опустившийся бездельник является значимой личностью в культурных кругах Москвы. Поэт А. Рюхин – неисправимый лицемер, который сочиняет плохие стихи и сам это понимает: «Не верю я ни во что из того, что пишу!». Н. И. Босой – председатель жилищного товарищества, хитрец и плут. Воланд говорит о нём: «Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут». А. Ф. Соков – заведующий буфетом в театре Варьете, в котором подаются несвежие продукты. Все эти люди, а также многие другие были наказаны Воландом и его свитой. На сеансе чёрной магии в Варьете сатана, удивляя фокусами москвичей, хотел выяснить, изменились ли люди, но убедился в том, что они всё так же грешны – им важны деньги, они жестоки и алчны. В театре Воланд делает вывод, что люди особо не изменились, ими правят деньги, и «квартирный вопрос только испортил их».
Конечно, добро в романе предстает в образе Иешуа. Он не только не причиняет никому зла, но и не видит зла в других людях: «Злых людей нет на свете». Эту мысль пытался донести до нас автор. К сожалению, философ не стал бороться. Смирение - прямое следствие добра, именно это задумал Булгаков. И Га-Ноцри смирился, не стал бороться, он позволил убить себя.
Какую роль в романе играет Маргарита? Представителем добра или зла является эта героиня? Она обманула мужа, заключила сделку с дьяволом, стала ведьмой. Но ведь Маргарита совершила это ради большой любви. Чувство, которое она испытывает к Мастеру, неразрывно связано с её любовью к людям. Даже в порыве мщения героиня остаётся милосердной. Как только она увидела испуганного малыша в одном из окон, сразу прекратила «дикий разгром» в квартире критика Латунского. Несмотря на превращение в ведьму, героиня не утратила своей истинной женственности и чуткости. По моему мнению, героиня является носителем добра.
Понтий Пилат представляется суровым прокуратором, «свирепым чудовищем». Он был твёрдо убеждён: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. Именно Пилат отправил Иешуа на верную смерть, хотя ему был симпатичен этот человек. Тем не менее игемон расквитался с Иудой за предательство и с первосвященником Каифой за требование казни философа. Прокуратор раскаялся и старался спасти Га-Ноцри, но не смог, оказался слаб духом: не решился разрушить свою жизнь ради спасения странника. Он струсил и был наказан – обречён на бессмертие.
Борьба добра и зла будет существовать всегда. Добро не может существовать без зла, они неразрывно связаны тонкой нитью бытия. Человек сам решает, какую сторону ему выбрать. Поэтому каждый обязан отвечать за свои поступки.
Следующая цитата
Противоборство добра и зла – одна из самых значимых и глубочайших тем в мировой литературе. Она рассматривается по-разному, и ни единый автор не способен исчерпать её полностью. Эта тема поднимается и в превосходном произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Это – философский роман, который можно отнести как к притче, так и к сатире. Сам Булгаков смотрел на него как на своеобразное завещание, собственное послание потомкам. Это произведение он писал около 12 лет.
В романе как бы протянута нить из дальнего прошлого в современную для автора романа жизнь. Однако и в прошлом, и в реальном, по мысли Булгакова, не стихает противостояние зла с добром – противоборство, где ни одна из сторон не способна одержать окончательную победу.
Воплощение образа добра здесь представляет собой Иешуа, а воплощение зла – Воланд. Они неразрывно связаны друг с другом и постоянно как бы ведут неизменный спор, в связи с этим действие романа перемещается то в Москву 1930-х годов, то в начало нового времени. Вероятнее всего, этим автор романа хотел сказать, что доброе и злое начало вечны и неразделимы.
Воланд – это дьявол, злая сила. Однако, как видно из романа, и для него не чужда справедливость. Воланд явился в Москву, чтобы вернуть равновесие, которое было нарушено в пользу зла. Помимо этого, он призван напомнить о законе возмездия, о том, что зло порождает новое зло. Он наказывает людей за их пороки, однако помогает Маргарите и Мастеру за их искреннюю, ничем непоколебимую любовь.
Мне кажется, что это своеобразное послание великого писателя Михаила Булгакова к потомкам напоминает о нашей ответственности за все совершённые поступки – и добрые, и злые, ведущие нас вниз, либо, напротив, возвышающие душу.
Сочинение на тему: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита», 11 класс
Какую роль в произведении играет Маргарита? Добро или зло несёт в себе образ данной героини? Она позволила себе обмануть супруга, заключила сделку с сатаной, стала ведьмой. Однако Маргарита сделала это ради огромный любви. Светлое чувство, которое она испытывает к Мастеру, неразрывно связано с её любовью к людям. Даже в порыве мщения героиня сохраняет милосердие. Как только она увидела испуганного ребёнка в одном из окон, сразу закончила «дикий разгром» в квартире критика Латунского. Невзирая на перевоплощение в ведьму, героиня не утратила собственной настоящей женственности и чуткости. Я считаю, Маргарита в романе олицетворяет образ добра.
Борьба добра и зла будет актуальна во все времена. Добро не может существовать без зла, эти понятия неразрывно связаны между собой тонкой нитью бытия. Человек самостоятельно решает, какую сторону ему выбрать. В связи с этим каждый должен отвечать за собственные поступки.
Следующая цитата
Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.
К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.
В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.
Роман "Мастер и Маргарита" стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие "от Воланда" и Евангелие Мастера "от Иешуа". История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.
Действие "Мастера и Маргариты" разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.
Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.
Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.
История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с "точки зрения вечности" рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.
Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (". Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"."), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он "придет во славе". Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.
Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.
Как уже отмечалось, в "Мастере и Маргарите" поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя "самого страшного порока" — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?
Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы ". ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. ". Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (от Луки, 7:50). "Прощение и вечный приют" Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно "на этом построен мир".
Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.
Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе "Мастер и Маргарита", никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.
Следующая цитата
В романе исторические события тесно связаны с современной жизнью. Их объединяет одна идея, которая прослеживается на протяжении всего произведения – ожесточенное противостояние добра со злом. Это является основной проблемой, потому что ни одна из сторон не может одержать победу, и они обречены на вечное противоборство.
Иешуа Га-Ноцри преподносится автором как воплощение добра, а Воланд – воплощение зла. Эти образы следуют с читателем на протяжении всей книги. Они противоположны друг другу по своей сути, но между ними прослеживаются и сходства во многих деталях.
Иешуа – главный герой в произведении Мастера. Его образ несет собой истину, чистоту человеческой души и сочувствие. Он верил, что в людях преобладает свет и добро, даже смерть не смогла охладить в нем веры.
Таким образом, Булгаков хотел донести до читателя очень важную мысль. Эта мысль заключается в том, что добро и зло неразрывно связаны друг с другом. А также, что каждый поступок подразумевает под собой ответственность, будь он плохим или хорошим.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» читают:
Читайте также: