Дмитрий ионович старцев характеристика с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Дмитрий Ионыч Старцев впервые предстаёт перед читателями как молодой человек, в котором много энергии и перспектив. Сначала автор характеризует его как «лучшего из лучших». И с этим мнением, несомненно, стоит согласиться. Энергичный и трудолюбивый врач, который не отличается своим материальным положением, обладает неким благородством. Он всегда говорит о больнице, литературе и живописи. Людям интересно с ним общаться. В одном из эпизодов Дмитрий Старцев сделал предложение дочери Туркиных.
Спустя 4 года после неудачного сватовства, Ионыч претерпевает кардинальные изменения. Он уже стал полным и страдал от отдышки. В городе все ходили только к нему на лечение. Доктор уже не так трепетно относится к своей профессии. Ионыч хорошо общается с теми пациентами, которые дают ему больше денег.
Любимым занятием героя стал подсчёт денег. Чехов описывает этот этап его докторской деятельности как жажду «наживы». Действительно, желание денег вытеснило любовь к врачебному делу. Дмитрий Старцев теряет своё благородство и становится обычным обывателем, который ходит в клубы для алкоголиков и картёжников. Он уже давно забыл о литературе и живописи. Это послужило причиной полного угасания интересной личности.
Писатель делит жизнь Ионыча на несколько частей, но в каждой из них присутствует Екатерина. Герой рад, что в своё время не женился на девушке. Хотя решение о замужестве явно принимал не он.
Дмитрий уверен, что таким образом судьба смогла уберечь его от роковой ошибки. Однако, будь он женат, не смог бы так «разжиреть» и потеряться в серой массе.
Чехов описывает внешний вид и мысли Ионыча в эти годы такими цитатами:
- «Как вы пополнели! Вы загорели, возмужали, но в общем вы мало изменились»;
- «…Почувствовал беспокойство и подумал опять: „А хорошо, что я тогда не женился“».
Герой имеет два дома, но ему и этого мало. Перед сном он любит сидеть и пересчитывать деньги, которые после подсчёта небрежно распихиваются по карманам. Чехов предоставляет читателю описание запахов этих купюр. Несложно догадаться, что каждый запах может рассказать о том, от кого и как Дмитрий получил эти деньги. Однако в кармане героя и ладан, и духи, и уксус смешивались воедино и превращались в ужасный аромат.
Ионыч уже не так трепетно относился к купюрам, как в начале своей карьеры. Когда из них собиралась крупная сумма, то он вёз их в Общество взаимного кредита. Однако и тут чувствуется жажда наживы.
Статус персонажа изменяется на протяжении всего произведения. Отличительной чертой молодого Старцева от уже «разжиревшего» являются кони. В начале своей карьеры он никогда бы не мог себе их позволить, а сейчас уже обзавёлся тройкой статных жеребцов, на которых то и дело разъезжает по городу.
Любовь в жизни героя
Писатель показывает читателю, насколько важна роль любви в жизни каждого человека. В начале произведения Дмитрий Старцев был безумно влюблён. Он являлся благородным и вдохновлённым человеком. Герой был безумно увлечён своей работой и не находил ни одной свободной минуты, которую мог бы посвятить безделью. Со своей возлюбленной Екатериной он был счастлив и мог поговорить на любую тему, которая только придёт в голову.
Однако, когда Старцев делает предложение девушке, то чего-то боится. Так и непонятно, что именно так пугает героя: неуверенность в своих чувствах или боязнь того, что любимая откажет ему. Чехов описывает любовь героя как нечто возвышенное, но к концу повествования от этого ничего не остаётся.
Автор приводит пример того, как погибшая любовь может привести к духовному угасанию. Старцев очерствел, стал жадным до денег врачом, которого совершенно перестала интересовать профессия. Однако он рад, что в своё время не связал свою судьбу с Екатериной.
Главный герой выбрал свой жизненный путь, который побудил его превратиться в скупого и неинтересного человека.
Авторская позиция
Писатель специально не описывает Ионыча в начале произведения старцем, чтобы показать читателю, как быстро может угаснуть и превратиться в неинтересную личность молодой человек, полный энергии и трудолюбия. Через образ Ионыча автор раскрывает следующие темы:
- проблема дружбы;
- проблема невзаимной любви.
Чехов затрагивает тему того, почему любовь важна в жизни каждого. Очень важно иметь любимого человека и стремиться к созданию общего семейного счастья. Ведь от этого зависит будущее всего общества.
Краткий анализ характеристики образа героя Дмитрия Старцева в произведении Антона Павловича Чехова «Ионыч» поможет при написании сочинения. Основным аргументом для него может послужить проблема любви в жизни человека.
Следующая цитата
Дмитрий Ионович Старцев или же просто «Ионыч» - центральный образ одноимённого рассказа Антона Павловича Чехова. Писатель не обозначает точный возраст своего героя, но мы можем предположить, что ему чуть больше двадцати лет. По профессии же Старцев – врач:
«И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом»
В дальнейшем мы сможем наблюдать интереснейший диссонанс между гуманной, благородной профессией и личностью Дмитрия Ионовича. Однако об этом позже.
Развитие героя, которое наблюдается в течение всего рассказа, условно можно разделить на три этапа:
1. Старцев до любви к Екатерине Ивановне (Котику)
2. Старцев влюблённый в Котика
3. Старцев после любви к Екатерине Ивановне
Рассмотрим их все по порядку. Итак, первый этап – отправная точка, изначально известные нам данные об Ионыче без его полного раскрытия.
Перед нами молодой довольно энергичный врач, правда бедный:
«Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать»
Он трудолюбив, но одинок. Довольно трудная и хлопотная профессия, однако, не вызывает отвращения у Ионыча, иначе бы он бы не продержался целый год, работая не покладая рук:
«Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве; но вот из города принесли письмо в голубом конверте. »
И здесь заканчивается первый этап развития Старцева. После он, часто появляясь в гостях у Туркиных, влюбляется в дочь Ивана Петровича – Екатерину Ивановну. По-домашнему Котика. В этот момент воображаемый график развития Старцева начинает идти вверх. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Второй этап делится в свою очередь на три ступени: зарождение чувства, его окончательное формирование и оформление в душе Ионыча и крах надежд.
Будучи в гостях у Туркиных, Старцев постепенно начинает испытывать симпатию к Екатерине Ивановне. В итоге это выливается в разговор Котика и Ионыча в саду, когда последний произносит следующее:
«— Я не видел вас целую неделю, — продолжал Старцев, — а если бы вы знали, какое это страдание! Сядемте. Выслушайте меня»
Однако интересная деталь – врач не говорит напрямую, что любит девушку. Он выражает своё чувство через сравнение недельной разлуки со страданием. Далее, Чехов указывает несколько причин симпатии Старцева по отношению к Екатерине Ивановне:
«С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей»,
- из которых мы можем сделать вывод, что:
А) Ионыч – человек образованный
Б) Одинокий не в смысле «живущий один», а именно душевно одинокий: в городе нет человека, с которым Старцев мог разделить свои увлечения, переживания и обсудить что-либо
Ну и в копилку образованности врача уходит тот факт, что в Екатерине Ивановне ему нравилось ещё и то, что она (одна из немногих в городе) читала книги. Следовательно, Ионычу мало-мальски интересна литература.
Следующая цитата
В этом фрагменте мы видим, что любовь Ионыча была не совсем искренней. Являлась не только болезненным желанием быть любимым, но и странным гарантом своей значимости. Вот почему после отказа Дмитрий Ионыч не сожалеет о невозможности совместного будущего с Екатериной Ивановной, а о своём ущемленном самолюбии, о том, что его чувство не оценили, как ему кажется, по достоинству. Таким образом, на первый план выходит не субъект обожания, а сам Старцев. Проявление ли это эгоизма? Разумеется! А отношение к кучеру? Врач воспринимает своё желание ударить в порыве эмоций слугу как нечто нормальное, обыденное. Жестокость? Скорее равнодушие к окружающим.
«Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему»
Понятно, что любовь, особенно невзаимная, рано или поздно если не проходит, то хотя бы затихает. Однако Чехов описывает страдания героя после отказа Екатерины Ивановны. Они чем-то напоминают боль Печорина, когда умерла Бэла.
На этой ноте заканчивается второй этап развития Ионыча. Теперь наш вымышленный график уходит вниз. Хотя, а поднимался ли он в принципе? Понятно, что любовь Старцева – эдакий пик в его развитии как героя. Кульминация, можно сказать. Но будет ли это в контексте всей его жизни достижением новой ступени личностного развития? Я считаю, что нет. К сожалению, любовь к Екатерине Ивановне вскрыла довольно большое количество пороков врача и, по сути, только одно хорошее качество – росток поэзии, загубленный на корню (вспоминается «Доктор Живаго», но там ситуация немного иная). Всё остальное: ум, образованность – никак не связаны с чувством героя, то есть существуют и вне контекста пылкой симпатии. А потому мы смело можем заявить, что рассказ – духовная деградация личности на протяжении всего сюжета. Это подтверждается и третьим этапом развития героя.
Следующая цитата
Первый вопрос: любит ли Старцев Котика или же он влюблён в неё?
Несмотря ни на что, Чехов чёрным по белому пишет, что Ионыч именно любит Екатерину Ивановну. Хотя многое указывает на простую влюблённость = всплеск эмоций и гормонов. Возможно, это восприятие сами Старцевым своего состояния, а возможно…. Впрочем, об этом позже.
Пока у нас есть врач, потерявший голову: поставивший чувства выше разума, готовый ночью примчаться на кладбище на встречу с любимой. Даже понимая, что обещание свидания всего лишь шутка:
«Было ясно: Котик дурачилась. Кому, в самом деле, придет серьезно в голову назначать свидание ночью, далеко за городом, на кладбище, когда это легко можно устроить на улице, в городском саду? И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают? Так думал Старцев, бродя в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище»
Тут мы также видим внутренний конфликт героя: как я уже и сказала ранее, чувства против разума. Иррациональность против рассудительности. Это характеризует Ионыча как человека отчасти приземленного, практичного и немного скептичного. При этом он вполне может повести себя достаточно наивно, поддаться пусть и глупой, но всё же надежде:
««У всякого свои странности, — думал он. — Котик тоже странная и — кто знает? — быть может, она не шутит, придет», — и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его»
Отметим ещё здесь некую склонность героя к рассуждениям, что характеризует его опять же как человека весьма неглупого.
Однако отвлечёмся немного от чувственных переживаний Старцева, а отметим его развитие в финансовом плане:
«У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке»
То есть врач постепенно богатеет, приобретая статус в обществе.
Вернёмся к эпизоду на кладбище. В нём Чехов показывает читателю, как любовь преображает человека: открывает что-то лучшее, нечто высокое в, казалось бы, сухаре:
«На первых порах Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое, — мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»
Любовь привносит в восприятие Ионычем мира толику поэзии.
Тут же мы сталкиваемся с душевной ненаполненностью героя – прямым следствием его одиночества. Другими словами, жаждой любви, НО! Не желания любить самому кого-то, а потребностью в том, чтобы кто-то любил его. Кратко - стремление получать, а не отдавать:
«Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало»
И здесь мы можем прекрасно провести антипараллель с Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького. Кто забыл, напомню: юноша повёл за собой людей из племени в поисках выхода из тёмного леса, где все потихоньку начинали умирать. Плутали путники долго и начали роптать на Данко, что он такой сякой эдакий их повёл незнамо куда, да и как лидер он никудышный, и решили убить своего проводника. Однако сердце юноши загорелось любовью к людям и стремлением их спасти. Данко вырвал из груди своё сердце и с ним в руке, как с фонарём, вывел-таки племя из тёмного леса. Вот.
Вернёмся к Ионычу, в котором разум постепенно стал возвращать утраченный позиции и брать вверх над чувствами.
Во-первых, проявляется меркантильность врача:
««А приданого они дадут, должно быть, немало», — думал Старцев, рассеянно слушая»
Во-вторых, его внутренний конфликт-диалог выходит на новый уровень:
«Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач. »
«Ну что ж? — думал он. — И пусть».
«К тому же, если ты женишься на ней, — продолжал кусочек, — то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе».
«Ну что ж? — думал он. — В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку. »
Одна из частей Ионыча призывает его остановиться, а другая более амёбная желает плыть по течению и полностью поддаться не только сумбурному чувству, но и судьбе. Как мы видим, Старцев НЕ принимает решение о своём будущем, НЕ противиться возможной деградации, а говорит: «Ну и пусть».
Пика любовь Ионыча достигает, когда мужчина делает предложение руки и сердца Екатерине Ивановне:
«— О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство, и кто испытал его хоть раз, тот не станет передавать его на словах. К чему предисловия, описания? К чему ненужное красноречие? Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, — выговорил наконец Старцев, — будьте моей женой!»
Ионыч не только и даже не столько рассуждает о своём чувстве, сколько словно пытается убедить и себя, и Екатерину Ивановну, что он действительно любит девушку. Ведь не может нечто безграничное, неописуемое быть иллюзией?
Однако Екатерина Ивановна отвечает отказом, в котором нас интересует характеристика Старцева – то, как его видят окружающие:
«Дмитрий Ионыч, вы добрый, благородный, умный человек, вы лучше всех»
К сожалению, такое впечатление обманчиво, но это не следствие двуличности врача, отнюдь. Скорее, это иллюстрация желания самих людей обманываться: строить определённые образы окружающих, не вникая в суть личности.
Читайте также: