Детство в архангельске цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Характеристика темы: Тема соответствует содержанию регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области по литературе: Б.В.Шергин "Детство в Архангельске", "Миша Ласкин". Отношения взрослых и детей в семье, основы нравственного воспитания. Тема дружбы и честности.

Для полного раскрытия темы на уроке дополнительно взят рассказ Шергина "Поклон сына отцу".

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Раскрыть нравственный смысл рассказов Шергина.

познакомить с Архангельском начала 20 века;

выявить особенности жизни, быта, языка поморов;

формировать умение работать с текстом художественного произведения;

2) развивающие:

  • способствовать развитию устной связной речи учащихся, мышления,
  • эмоциональной сферы, способствовать расширению словарного запаса учащихся;
  • воспитывать любовь к литературе Севера, людям Севера, уважение семейных ценностей.

Предварительная подготовка учащихся: 1) прочитать рассказы, предложенные учителем, ознакомиться с материалом на стенде; 2) подготовить пересказ отрывков близко к тексту (индивидуальное задание); 3) подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа Шергина "Двинская земля"; 4) подумать над вопросом: Какие наказы, советы дают вам ваши родители, бабушки, дедушки?

  • книги с текстами
  • мультимедийная презентация

1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

- "Ты, дорогой мой человек, перекинемся душевным словом", - так Борис Викторович Шергин обращался к своему читателю. Я хочу переадресовать эти слова вам, шестиклассникам, и пригласить на душевный разговор.

2. Введение в тему урока. (Слайд 2)

На слайде учащимся предложены слова: ПОМОР, КОРАБЕЛ.

- Объясните лексическое значение данных слов, как вы их понимаете?

(Учащиеся, рассуждая, через толкование значений корней, приставки объясняют лексическое значение слов "помор", "корабел")

  1. Помор - житель поморья. Помор - это русское слово, состоящее из приставки по- (то есть возле, местоположение близ чего-нибудь) и корня -мор- (от слова море). Следовательно, помор - это "тот, что живет возле моря", то есть житель прибрежной полосы. Поморы проживают в регионе Белого моря, который по-русски называется Поморье.
  2. Корабел - специалист по кораблям, по их строительству, проектированию и т.п.

3. Постановка проблемного вопроса для актуализации темы урока.

- Как вы думаете, почему мы начинаем урок со слов "помор", "корабел"?

(Учащиеся рассказывают о том, что именно эти слова связаны с жизнью и творчеством Бориса Шергина, который родился в семье поморов и корабелов. Своему детству, отцу и матери он посвящает рассказы "Детство в Архангельске", "Поклон сына отцу")

- Какое название вы бы дали нашему уроку? (Слайд 3)

(Примерные ответы: - В гостях у Бориса Шергина.

- Путешествие в детство Шергина.

- Знакомство с семьёй Бориса Шергина и др.)

4. Заочная экскурсия по Архангельску начала 20 века.

- Многие из вас не бывали в городе Архангельске, не видели красоту Северной Двины, Белого моря. Чтобы мысленно оказаться там, давайте сначала совершим путешествие, заочную экскурсию в мир поморов, перенесемся вместе с вами к Белому морю, в Архангельскую губернию, в город Архангельск начала 20 века, то есть на родину поморов-корабелов, на родину Бориса Шергина.

- А небольшую экскурсию-рассказ мы совершим с Борисом Шергиным, потому что только человек, хорошо знающий родной край, любящий его, может так ярко, образно, точно рассказать нам о земле поморской, которой писатель посвятил рассказ "Двинская земля".

Перед показом предлагаются вопросы для размышления:

- С какими чувствами Борис Шергин описывает родные места? Почему?

- Как вы думаете, какими людьми были поморы?

(Показ презентации с фотографиями Архангельска начала 20 века, а на фоне презентации звучит выразительное чтение заранее подготовленным учеником отрывков из рассказа Шергина "Двинская земля")

Отрывки из рассказа "Двинская земля" для выразительного чтения.

(Слайд 4) Родную мою страну обходит с полуночи великое Студёное море - седой океан. В море долги и широки пути, и высоко под звёздами ходит и не может стоять. Упадут на него ветры, как руки на страну, убелится море волнами, что снег.

Гремят голоса, как голоса многих труб, - голоса моря, поющие ужасно и сладко. Глубина океана - страшна, немерна, а будет столь светла, ажно и рыбы ходящие видно.

От Студёного океана на полдень развеличилось Белое море. В Белое море пала Архангельская Двина. Широка и державна, тихославная та река плывёт с юга на полночь и под архангельской горой встречается с морем. Тут островами обильно: пески лежат, и леса стоят. Где берег возвыше, там люди наставились хоромами. А кругом вода. Куда сдумал ехать, везде лодку, а то и кораблик надо.

(Слайд 5) Город мой, родина моя, ты дверь, ты ворота в неведомые полярные страны. В Архангельск съезжаются, в Архангельске снаряжаются учёные испытывать и узнавать глубины и дали Северного океана. (Слайд 6) От архангельских пристаней беспрестанно отплывают корабли во все стороны света. На запад - в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Англию и Америку, на север - к Новой Земле, на Шпицберген, на землю Иосифа.

(Слайд 7) В наши дни Архангельск первый город Северной области. (Слайд 8) Улицы в Архангельске широки, долги и прямы.

(Слайд 9) На берегу и у торгового звена много каменного строенья, а по улицам и по концам город весь бревенчатый. У нас не любят жить в камне. В сосновом доме воздух лёгкий и вольный.

(Слайд 10) Пригород Соломбала на низменных островах стоит, и редкий год их не топит. (Слайд 11) В городе как услышат - из пушек палят, так и знают, что Соломбала поплыла. Соломбальцы и в ус не дуют, у них гулянье, гостьба откроется, ездят по улицам с гармонями, с песнями, с самоварами.

(Слайд 12) В подосень, да и во всякое время, у города Архангельска парусных судов и пароходов не сосчитать. (Слайд 13) Одни к пристани идут, другие стоят, якоря бросив, третьи, отворив паруса, побежали на широкое студёное раздолье.

(Слайд 14) Архангельский город всему морю ворот.

- С какими чувствами Борис Шергин описывает родные места? Почему?

- Как вы думаете, какими людьми были поморы? (Слайд 15)

- Кто автору привил чувство любви к родному краю?

(Учащиеся отмечают, с какой нежностью, любовью, с каким восхищением Шергин пишет о родных местах. Поморы показаны людьми свободными, смелыми, крепкими, душевными.)

5. Формулировка темы урока, совместная постановка учебных задач,

поиск путей их решения. (Слайд 16)

- Дома вы прочитали рассказы Шергина "Детство в Архангельске", "Миша Ласкин", "Поклон сына отцу".

- Что вы бы хотели обсудить по этим рассказам? Какие задачи поставили бы перед собой?

- познакомиться с родителями писателя, рассказать о них;

- узнать о том, как жили поморы в начале 20 века, чем они занимались, каков их характер;

- сравнить жизнь современных детей с жизнью детей начала 20 века;

- узнать, как во времена писателя родители воспитывали детей.)

- Объединим задачи, поставленные вами, и тема нашего урока будет звучать так: (Слайд 17) Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина.

(запись темы урока в тетрадях)

- Какие главные, ключевые слова вы можете выделить в теме урока?

Ключевые слова вывешиваются на доску.

6. Анализ художественного произведения.

- Во время нашей беседы задумайтесь, какие эпитеты, оценочные

прилагательные можно подобрать к ключевому слову темы урока "СЕМЬЯ"

(ключевое слово вывешено на доску).

- От чьего лица ведётся повествование в рассказах?

- Как познакомились родители рассказчика, Анна Ивановна и Виктор Васильевич? (пересказ отрывка близко к тексту)

- Что необычного вам показалось в этой истории? Как относятся друг к другу молодые люди? (стеснение, уважение)

- Какими впечатлениями о своём детстве делится с нами Шергин?

- Какими людьми предстают в рассказах отец и мать? Какие эпизоды рассказывают о том, что это творческие люди? (выборочное чтение отрывков)

- Какая атмосфера царит в доме Шергиных?

(Учащиеся рассказывают об атмосфере любви, нежности в семье. Родители уважают и поддерживают друг друга, они вместе и в горе и в радости.)

  • ДРУЖНАЯ (эпитеты появляются на доске по мере работы и записываются в тетрадь)
  • ДОБРАЯ
  • ТРУДОЛЮБИВАЯ
  • ТЁПЛАЯ
  • ВЕСЁЛАЯ
  • СЧАСТЛИВАЯ
  • ТВОРЧЕСКАЯ

- Как взрослые относятся к детям в семье? (Родители готовили детей к жизни с малых лет, хотели видеть их смелыми и добрыми, учили не лениться, с людьми жить в ладу, не унывать.)

(обязательно должно звучать выборочное чтение)

- Какие события объединяли семью, делали её крепче, дружнее?

(Совместный труд, уход отца в море, общая радость по возвращении из моря, общая беда)

  • ЗАБОТЛИВАЯ
  • ЖДУЩАЯ
  • ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ДРУГ ДРУГА
  • ЛЮБЯЩАЯ

- Какой урок даёт отец сыну в рассказе "Миша Ласкин"? (пересказ эпизода)

- Как вы понимаете слова "любовь без хитрости"?

- А как относились дети к своим родителям?

- Что подтверждает ваши слова?

(Учащиеся обращают внимание на название рассказа "Поклон сына отцу": рассказчик благодарен своему отцу за доброту, мудрость, любовь, ласку.)

- Каким образом через свой язык, свою речь автор передаёт любовь, нежность, благодарность родителям?

(Учащиеся сразу отмечают и находят слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: окошечки, полочки, чудышко, рубашонка и др. Обращают внимание на северные, диалектные слова: красовитый, деушка и др. Замечают, как нежно и с гордостью каждый раз рассказчик называет мать: Анна Ивановна, Аннушка, молоденькая Ивановна, мама, мамушка. Даже слово "отец" несёт огромную эмоциональную нагрузку. Учащиеся делают вывод, что все слова помогают выразить любовь Шергина к родителям, к родной земле.)

- Каков же мир семьи Бориса Шергина, созданный в рассказах "Детство в Архангельске", "Миша Ласкин", "Поклон сына отцу"?

(Мир семьи, созданный в рассказах Шергина, - это мир любви, нежности, добра. В этом мире люди уважают друг друга, помогают в трудную минуту. Здесь нет места хитрости, лжи, злобе. Взрослый учит ребёнка трудолюбию, храбрости, старается, чтобы дети выросли образованными, творческими людьми. Детям в этом мире, похожем на сказку, тепло, уютно.)

6. Самостоятельная работа в мини-группах и её анализ.

- Вторым ключевым словом в нашей теме является слово "заветы".

- Как вы понимаете слова "ЗАВЕТ", "НАКАЗ"?

Завет - наставление, советы последователям, потомкам.

Наказ - наставление, поучение, распоряжение.

- А как вы понимаете выражение "духовные заветы"?

(Это наставления, поучения для души.)

- Работая в парах, из текста выберите и запишите духовные заветы отца сыну.

После самостоятельной работы беседа, обмен впечатлениями:

- Какой завет, наказ вам больше всего запомнился? Почему? Как вы его понимаете?

(Учащиеся с удовольствием зачитывают заветы отца сыну:

- Учёный водит, неучёный следом ходит.

- Будь, сын, отца храбрее, матери добрее.

- Печаль как моль в одежде, как червь в яблоке. От печали - смерть. и др., также замечают, что они похожи на пословицы: короткие, часто одно предложение, но мудрые.)

- Как вы думаете, какими вырастут дети в семье поморов?

(Родители всё сделали, чтобы их дети выросли добрыми, трудолюбивыми, заботливыми, отзывчивыми, умеющими дружить и любить.)

- Какие наказы дают вам ваши родители, бабушки, дедушки? (по домашнему заданию)

- Заветы ваших близких похожи на заветы отца рассказчика или отличаются?

(Учащиеся делают вывод, что многие заветы очень похожи. Может быть, они только выражены современным языком, но смысл остался тот же: родные учат доброте, трудолюбию, заботе, уважению людей, потому что эти ценности важны в жизни любого человека.)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Как вы думаете, какую задачу ставил перед собой Борис Шергин, создавая свои произведения? (Сохранить память о своих родителях, о жизни поморов, передать будущим поколениям заветы своего отца)

- Значимы ли для нас заветы помора почти 100 лет спустя?

- Что особенно на вас произвело впечатление на уроке, что особенно запомнилось?

8. Заключительное слово учителя.

Всю жизнь Борис Шергин хранил матушкин берестяной туесок из-под морошки. Часто открывал его, чтобы услышать запах родины. Так же бережно он хранил все, что ему рассказывали отец и мать. Из этих рассказов и сложилась его первая книга северных сказаний, полная спокойствия, тишины и мудрости.

Раздел, в который вошли рассказы сегодняшнего урока, называется "Отцово знание". Именно отцовские знания хранит Борис Шергин и передаёт своему читателю. Мне хотелось бы, чтобы вы помнили, хранили полученные заветы, знания, следовали им и передавали их всем тем, кто живёт рядом с вами.

Следующая цитата

Детство в Архангельске

Мама была родом из Соломбалы. У деда Ивана Михайловича шили паруса на корабельной верфи. В мастерскую захаживали моряки. Здесь увидал молоденькую Анну Ивановну бравый мурманский штурман, будущий мой отец.

Поговорить, даже познакомиться было некак. Молоденькая Ивановна не любила ни в гости, ни на гулянья. В будни посиживала за работой, в праздники – с толстой поморской книгой у того же окна.

Насколько Аннушка была домоседлива и скромна, настолько замужняя ее сестра – модница и любительница ходить по гостям. Возвратясь однажды с вечера, рассказывает:

– Лансье сегодня танцевала с некоторым мурманским штурманом. Борода русая, круговая, волосы на прямой пробор. Щеголь…

– Машка, ты это к чему?

– К тому, что он каждое слово Анной Ивановной закроет…

– Я вот скажу отцу, посадит он тебя парусину дратвой штопать… В другой раз не придешь ко мне с такими разговорами.

Вскорости деда навестил знакомый капитан, зашел проститься к дочери хозяина и подает ей конверт.

– Дозвольте по секрету, Анна Ивановна: изображенное в конверте лицо, приятель мой, мурманский штурман, уходит на днях в опасное плавание и…

Молоденькая Ивановна вспыхнула и бросила конверт на пол.

Никакими секретами, никакими конвертами не интересуюсь…

Капитан сконфузился и убежал. Разгневанная Ивановна швырнула было пакет ему вслед, потом вынула фотографию, поставила перед собою на стол и до вечера смотрела и шила, смотрела и думала.

Прошло лето, кончилась навигация. По случаю праздничного дня дедушка с дочкой сидели за чтением. В палисаднике под окном скрипнула калитка, кто-то вошел.

Молоденькая Ивановна взглянула, да и замерла. И вошедший – тот самый мурманский штурман – приподнял фуражку и очей с девицы не сводит…

Но и дед не слепой, приоткрыл раму:

А уж о Покрове… Снег идет.

Старик к дочери:

– Аннушка, что плачешь?

– Ох, зачем я посмотрела.

– Аннушка, люди-то говорят – ты надобна ему…

Вот дед с мурманским штурманом домами познакомились. Штурман стал с визитами ходить. Однажды застал Анну Ивановну одну. Поглядели "лица миньятюры "Винограда российского", писанного некогда в Выгореции…

Помолчали, гость вздохнул:

– Вы все с книгой, Анна Ивановна… Вероятно, замуж не собираетесь.

– Ни за царя, ни за князя не пойду!

Гость упавшим голосом:

– Аннушка, а за меня пошла бы?

– За тебя нельзя отказаться…

В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.

Комнатки в доме были маленькие, низенькие, будто каютки: окошечки коротенькие, полы желтенькие, столы, двери расписаны травами. По наблюдникам синяя норвежская посуда. По стенам на полочках корабельные модели оснащены. С потолков птички растопорщились деревянные – отцово же мастерство.

Первые годы замужества мама от отца не отставала, с ним в море ходила, потом хозяйство стало дома задерживать и дети.

У нас в Архангельске до году ребят на карточку не снимали, даже срисовывать не давали, и, пуще всего, зеркало младенцу не показывали.

Потому, верно, я себя до году и не помню. А годовалого меня увековечили. Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке.

Я у матери на коленях любил засыпать. Она поет:

Баю, бай да люли! Спи-ка, усни Да большой вырастай, На оленя гонец, На тетеру стрелец… Бай, бай да люли! Ты на елке тетерку имай, На озерке гагарку стреляй, Еще на море уточку, На песочке лебедушку.

Мама на народе не пела песен, а дома или куда в лодке одна поедет – все поет.

Годов-то трех сыплю, бывало, по двору. Запнусь и ляпнусь в песок. Встану, осмотрюсь… Если кто видит, рев подыму на всю улицу: пусть знают, что человек страдает. А если нет никого, молча домой уберусь.

Отец у меня всю навигацию в море ходил. Радуемся, когда дома. Сестренка к отцу спрячется под пиджак, кричит:

– Вот, мамушка, у тебя и нету деушки, я ведь папина!

– Ну дак что, я тебе и платьев шить не буду.

– Я сама нашью, модных.

Сестрица шить любила. Ей дадут готовую рубашонку и нитку без узла. Она этой ниткой весь день шьет. Иногда ворот у рубашки наглухо зашьет.

Отец нам про море пел и говорил. Возьмет меня на руку, сестру на другую, ходит по горнице, поет:

Корабли у нас будут сосновы, Нашосточки, лавочки еловы, Веселышки яровые, Гребцы – молодцы удалые.

Он поживет с нами немножко и в море сторопится. Если на пароходе уходит, поведет меня в машинное отделение.

– Папа, машина-то, она самородна?

Машины любил смотреть, только гулкого, громоносного свиста отправляющегося в океан парохода я, маленький, боялся, ревел. До свистка выгрузят меня подальше на берег. Я оттуда колпачком машу.

Осенью, когда в море наступят дни гнева и мрака и об отце вестей долго нет, не знала мама покоя ни днем, ни ночью. Выбежит наутро, смотрит к северу, на ответ только чайки вопят к непогоде.

Вечером заповорачиваются на крыше флюгера, заплачет в трубе норд-вест.

Мама охватит нас руками:

– Ох, деточки! Что на море-то делается… Папа у нас там!

– Мамушка, я как вырасту, дальше Соломбалы не пойду в море.

А Соломбала – часть того же Архангельска, только на островах.

Не одна наша мама печалилась. При конце навигации сидят где-нибудь, хоть на именинах, жены и матери моряков. Чуть начнут рамы подрагивать от морского ветра, сразу эти гостьи поблекнут, перестанут ложечки побрякивать, стынут чашки.

– Полноте! Сама сейчас бегала флюгера смотреть. Поветерь дует вашим-то. Скорополучно домой ждите. Зимой отец на берегу, у матери сердце на месте.

Следующая цитата

Мама была родом из Соломбалы. У деда Ивана Михайловича шили паруса на корабельной верфи. В мастерскую захаживали моряки. Здесь увидал молоденькую Анну Ивановну бравый мурманский штурман, будущий мой отец. Поговорить, даже познакомиться было некак. Молоденькая Ивановна не любила ни в гости, ни на гулянья. В будни посиживала за работой, в праздники - с толстой поморской книгой у того же окна.

Насколько Аннушка была домоседлива и скромна, настолько замужняя ее сестра - модница и любительница ходить по гостям. Возвратясь однажды с вечера, рассказывает:

- Лансье сегодня танцевала с некоторым мурманским штурманом. Борода русая, круговая, волосы на прямой пробор. Щеголь…

- Машка, ты это к чему?

- К тому, что он каждое слово Анной Ивановной закроет…

- Я вот скажу отцу, посадит он тебя парусину дратвой штопать… В другой раз не придешь ко мне с такими разговорами.

Вскорости деда навестил знакомый капитан, зашел проститься к дочери хозяина и подает ей конверт.

- Дозвольте по секрету, Анна Ивановна: изображенное в конверте лицо, приятель мой, мурманский штурман, уходит на днях в опасное плавание и…

Молоденькая Ивановна вспыхнула и бросила конверт на пол.

- Никакими секретами, никакими конвертами не интересуюсь…

Капитан сконфузился и убежал. Разгневанная Ивановна швырнула было пакет ему вслед, потом вынула фотографию, поставила перед собою на стол и до вечера смотрела и шила, смотрела и думала.

Прошло лето, кончилась навигация. По случаю праздничного дня дедушка с дочкой сидели за чтением. В палисаднике под окном скрипнула калитка, кто-то вошел.

Молоденькая Ивановна взглянула, да и замерла. И вошедший - тот самый мурманский штурман - приподнял фуражку и очей с девицы не сводит…

Но и дед не слепой, приоткрыл раму:

А уж о Покрове… Снег идет. Старик к дочери:

- Аннушка, что плачешь?

- Ох, зачем я посмотрела!…

- Аннушка, люди-то говорят - ты надобна ему…

Вот дед с мурманским штурманом домами познакомились. Штурман стал с визитами ходить. Однажды застал Анну Ивановну одну. Поглядели «лица» миньятюры «Винограда российского», писанного некогда в Выгореции… Помолчали, гость вздохнул:

- Вы все с книгой, Анна Ивановна… Вероятно, замуж не собираетесь?…

- Ни за царя, ни за князя не пойду!

Гость упавшим голосом:

- Аннушка, а за меня пошла бы?

- За тебя нельзя отказаться…

В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.

Комнатки в доме были маленькие, низенькие, будто каютки: окошечки коротенькие, полы желтенькие, столы, двери расписаны травами. По наблюдникам синяя норвежская посуда. По стенам на полочках корабельные модели оснащены. С потолков птички растопорщились деревянные - отцово же мастерство.

Первые годы замужества мама от отца не отставала, с ним в море ходила, потом хозяйство стало дома задерживать и дети.

У нас в Архангельске до году ребят на карточку не снимали, даже срисовывать не давали, и пуще всего зеркало младенцу не показывали. Потому, верно, я себя до году и не помню. А годовалого меня увековечили. Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке.

Я у матери на коленях любил засыпать. Она поет:

Баю, бай да люли!

Да большой вырастай,

На тетеру стрелец.

Бай, бай да люли!

Ты на елке тетерку имай,

На озерке гагарку стреляй,

Еще на море уточку,

На песочке лебедушку

Мама на народе не пела песен, а дома или куда в лодке одна поедет - все поет.

Годов-то трех сыплю, бывало, по двору. Запнусь и ляпнусь в песок. Встану, осмотрюсь… Если кто видит, рев подыму на всю улицу: пусть знают, что человек страдает. А если нет никого, молча домой уберусь.

Отец у меня всю навигацию в море ходил. Радуемся, когда дома. Сестренка к отцу спрячется под пиджак, кричит:

- Вот, мамушка, у тебя и нету деушки, я ведь папина!

- Ну дак что, я тебе и платьев шить не буду.

- Я сама нашью, модных.

Сестрица шить любила. Ей дадут готовую рубашонку и нитку без узла. Она этой ниткой весь день шьет. Иногда ворот у рубашки наглухо зашьет.

Отец нам про море пел и говорил. Возьмет меня на руку, сестру на другую, ходит по горнице, поет:

Корабли у нас будут сосновы,

Нашосточки, лавочки еловы,

Гребцы - молодцы удалые.

Он поживет с нами немножко и в море сторопится. Если на пароходе уходит, поведет меня в машинное отделение.

- Папа, машина-то, она самородна?

Машины любил смотреть, только гулкого, громоносного свиста отправляющегося в океан парохода я, маленький, боялся, ревел. До свистка выгрузят меня подальше на берег. Я оттуда колпачком машу.

Осенью, когда в море наступят дни гнева и мрака и об отце вестей долго нет, не знала мама покоя ни днем, ни ночью. Выбежит наутро, смотрит к северу, на ответ только чайки вопят к непогоде.

Вечером заповорачиваются на крыше флюгера, заплачет в трубе норд-вест. Мама охватит нас руками:

- Ох, деточки! Что на море-то делается… Папа у нас там!

- Мамушка, я как вырасту, дальше Соломбалы не пойду в море.

А Соломбала - часть того же Архангельска, только на островах.

Не одна наша мама печалилась. При конце навигации сидят где-нибудь, хоть на именинах, жены и матери моряков. Чуть начнут рамы подрагивать от морского ветра, сразу эти гостьи поблекнут, перестанут ложечки побрякивать, стынут чашки.

- Полноте! Сама сейчас бегала флюгера смотреть. Поветерь дует вашим-то. Скорополучно домой ждите. Зимой отец на берегу, у матери сердце на месте.

В листопад придут в город кемские поморы, покроют реку кораблями.

Утром, не поспеет кошка умыться, к нам гости наехали.

Однажды ждали в гости почтенного капитана, у которого было прозвище Мошкарь. У нас все прозвища придумывают, в глаза никогда не назовут, а по-за глаз дразнят. Мама с отцом шутя и помянули: «Вот ужо Мошкарь приедет…» Гость приехал и мне игрушку подарил. Я с подарком у него в коленях бегаю, говорю:

- Я тебя люблю. Тебя можно всяко назвать. Можно дядей, можно дядюшкой. Можно Мошкарем, можно Мошкариком…

Ребячьим делом я не раз впросак попадался из-за этих несчастных прозвищ.

Годов пяти от роду видел я чью-то свадьбу. Меня угостили конфетами, и все это мне понравилось.

На нашей улице был дом богача Варгасова, которого за глаза прозывали Варгас. Я думал, это его имя. Вот на другой день после моей гостьбы вижу, что он едет мимо на лошади. Я кричу из окна:

- Варгас, постой-ко, постой!

Он лошадь остановил, ждет, недоумевает… Я выбежал за ворота.

- Варгас, вы, пожалуйста, вашу Елену Варгасовну никому замуж не отдавайте. Я маму спрошусь, сам Еленку-то приду сватать…

А Елене Варгасовой год ли, полтора ли от роду еще…

Помоложе Варгасовны была у нас с сестрой симпатия, Ульяна Баженина. Ряд лет жили мы в деревне Уйме, где зимовали мурманские пароходы. Понравилось нам с сестрой нянчить соседскую дочку, шестимесячную Ульянку. Ульянкина зыбка висела на хорошей пружине. Мы дернем вниз да отпустим, дернем вниз да отпустим. Ульянка рявкнет да вверх летит, рявкнет да вверх летит. Из люльки девка не выпадет, только вся девка вверх тормашками, где нога, где окутка, где пеленка… Няньки-то были, вишь, немножко постарше Ульянки.

Весной по деревне проходили странники. А взрослых часто нет дома. Соберется нас, малышей, в большой Ульяниной избе много, посидим и испугаемся, что странники придут нас есть Вот и выставим к двери лопаты да ухваты - странников убивать. А чуть привидится что черное, летим кто под лавку, кто в подпечек, кто в пустой ушат Сестренка дольше всех суетится:

- Я маленькая, меня скоро съедят буки-то.

По Уйме-реке лес. Там орды боялись. Слыхали, что охотники орду находят, а какая она, не видали.

Ягоды поспеют - отправимся в лес по морошку. Людно малых идет. Вдали увидим пень сажени полторы, как мужик в тулупе.

- Ребята! Эвон де орда-та!

Испугаемся, домой полетим. А орда вся-та с фунт, вся-та с векшу, пестрая. Орда не покажется людям, только собаки находят.

Конец зимы уемляне все у корабельного, у пароходного ремонта. Мелкие с утра одни дома. Мы в Ульянкиной избе все и гостим, куча ребят трех - шести лет. Что у старших видели, то и мы: песни поем, свадьбы рядим - смотренье, рукобитье, пониманье. Девчонки у матерей с кринок наснимают, ходят, кланяются, угощают, - честь честью, как на свадьбе, а на дворе пост великий… И тут увидит из соседей старик ли, старуха - с розгой к нам треплют… Ведь пост! Беда, если песни да скоромное!… Мы опять кто куда - в подпечек, на полати, под крыльцо. Час-два там сидим.

Эти отдельные картинки раннего моего детства мне позже мама и тетка рассказывали. Ну, что попозже творилось, сам помню.

Ко всему, что глаз видит и ухо слышит, были у нас, у ребят, присказки да припевки. И к дождю, и к солнцу, и к ветру, и к снегу, и к зиме, и ко всякой ползучей букашке, и летучей птице.

Вот, к примеру, в зимние вечера, перед ночлегом, летают над городом стаи ворон. Ребята и приправят кричать:

- У задней-то вороны пуля горит! Пуля горит!

Мы уверены были, что именно эти наши слова производят среди ворон суматоху, так как ни одна не хочет лететь задней.

Отец рисовать был мастер и написал мне азбуку, целую книжку

В азбуке опять корабли, и пароходы, и рыбы, и птицы - все разрисовано красками и золотом. К азбуке указочка была костяная резная. Грамоте больше учила мама. Букву А называла «аз», букву Б - «буки», В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро». Чтоб я скорее запомнил, шутя говорила, что начертанья А и Б похожи на жучков, буква В - будто таракан, Г - крюк.

Для памяти я декламирую:

Аз, буки - букашки,

И другие стишки про буквы:

Ер (ъ) еры (ы) - упал с горы.

Ер, ять (ять) - некому поднять.

Ер, Ю - сам встаю.

А и Б сидели на трубе.

Азбуку мне отец подарил к Новому году, поэтому в начале было написано стихами:

Поздравляю тебя, сын, с Новым годом!

Живи счастливо да учись.

Неученый следом ходит

Рано, весело вставай -

Заря счастье кует

С того ответ подороже.

Будь, сын, отца храбрее,

Живи с людьми дружно.

Дружно не грузно.

А врозь - хоть брось!

Отец, бывало, скажет:

- Выучишься - ума прибудет!

Я таким недовольным тоном:

- А жизнь лучше будет.

Весной выученное за зиму бегали писать на гладком береговом песке.

В городе я поступил в школу, уже хорошо умея читать и писать.

Больше всего успевал я, учась, в языках, совсем не давалась математика; из-за нее не любил я школы, бился зиму, как муха в паутине. Жизнь была сама по себе, а наша школа сама по себе. Город наш стоял у моря, а ни о Севере, ни о родном крае, ни о море никогда мы в школе не слыхали. А для меня это всегда было самое интересное.

С ребятами сидим на пристанях, встречаем, провожаем приходящие, уходящие суда да поем:

У папы лодку попросил,

Папа пальцем погрозил:

- Вот те лодка с веслами,

Мал гулять с матросами!…

Пойду на берег морской,

Сяду под кусточек.

Пароход идет с треской,

Насколько казенная наука от меня отпрядывала, настолько в море все, что я видел и слышал, льнуло ко мне, как смола к доске.

Следующая цитата

Цели урока: знакомство с творчеством северного писателя Б.Шергина; развитие навыков вдумчивого чтения и анализа текста; изображение мира детства.

  • Портрет писателя.
  • Мультимедийная презентация.
  • Выставка книг Б.Шергина.
  • Выставка иллюстраций учащихся к рассказу.
  • Предварительное домашнее задание:
  • Домашнее чтение рассказа Б.Шергина "Детство в Архангельске".
  • Иллюстрации к рассказу Б.Шергина "Детство в Архангельске".

1. Знакомо ли вам имя писателя?


- Да, знакомо. Это наш северный писатель. Борис Шергин - автор сказов и сказок.

2. Слово учителя.

Борис Викторович Шергин прожил жизнь счастливую. Счастье его было в том, что занимался он любимым делом, достиг полного раскрытия талантов, дарованных ему с избытком, был прям и честен, доброты своей не скрывал, любил землю, на которой ему суждено было родиться. Об этом говорят его книги, честные и талантливые, и благодарная память людская. Известный писатель Федор Абрамов так сказал о нем: "Святой, и вещий баян, и монах, и летописец. Всего было в нем намешано. И просто - доброта".

Талантливый художник, рассказчик, он не только освоил богатства народной культуры русского Севера, но сумел выразить себя как писатель, следуя фольклорным традициям.

Родина Бориса Шергина - портовый город Архангельск. На Белом море издревле жили потомки новгородцев - поморы, они ходили в далекие, неведомые земли, часто гибли - или возвращались со славой. В борьбе с Океаном, Севером крепли воля, разум, сила товарищества, культурные традиции. Шергин постигал эту культуру, характер земляков с детства: он жил рядом с именитыми корабельными плотниками, капитанами, лоцманами, зверобоями-промышленниками, присматривался к их обычаям, прислушивался к разговорам. Отец будущего мастера русского слова - потомственный мореход и корабельный мастер, великолепный рассказчик. В автобиографическом очерке "Запечатленная слава" писатель с теплотой вспоминал атмосферу в семье, круг отцовских друзей, архангельских моряков и судостроителей, которые "отличались отменной памятью, морским знанием и умением рассказывать:" Мать Анна Ивановна знала много северных народных песен, сказов, с наслаждением вслушивался сын в каждое ее слово.

- Что привлекает вас, читателей, в названии "Детство в Архангельске"?

- Слово "детство". Думаю, что рассказ о ребятах, может быть, о ровесниках.

- Писатель, наверное, думал о своей семье, о родителях.

- Архангельск называют столицей северного края. Это наша малая родина.

- О чем повествует автор в рассказе "Детство в Архангельске"?

- О скромной матери.

- Об отношении в семье к детям.

- Об уважении к отцу.

- О воспитании в семье.

- Найдите в тексте описание дома, интерьера. Какие особенности можно отметить? Работа с текстом.

"В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.

Комнатки в доме были маленькие, низенькие, будто каютки: окошечки крохотные, полы желтенькие, столы, двери расписаны травами. По наблюдникам синяя норвежская посуда. По стенам на полочках корабельные модели оснащены. С потолков птички растопорщились деревянные - отцово же ремесло".

- Писатель использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он говорит о родном доме с любовью, нежностью.

- Модели кораблей показывают, что здесь живет моряк или корабельный мастер. Норвежскую посуду, наверно, привез отец из плаванья.

- Деревянные птицы - символ счастья в доме.

- В чем особенность языка рассказ?

Шергин был хорошо известен как любитель "живой старины", исследователь местных говоров, знаток северного фольклора. Разговорная речь помогает представить героев-северян, их быт и нравы.

- Учащиеся приводят примеры. ("Заплачет в трубе норд-вест", "сразу гостьи поблекнут, перестанут ложечки побрякивать, стынут чашки", "ляпнусь в песок", "в море сторопится" и др.)

Наблюдник - полка, на которую ставят тарелки на ребро.

Растопорщились (птички деревянные) - развинуться, раскинуться в стороны (о крыльях)

Поветерь - попутный ветер.

- Какой мы видим мать героя рассказа?

- Интересно читать о том, как познакомились мама и отец. Молоденькую девушку называют по имени - отчеству. Это потому, что она скромная, трудолюбивая, серьезная. Такое обращение говорит об уважении к человеку.

- В первые годы замужества мама с отцом в море ходила. Она женщина смелая, сильная, терпеливая. Не каждый человек сможет в море ходить, ведь и штормы бывают, и опасность подстерегает.

- Мама пела колыбельные песни, в них надежда, что сын вырастет сильный, смелый, настоящий помор.

- Герой называет ее ласково "мама", "мамушка".

- Когда отец уходил в море, мама, как и другие женщины, была печальной, потому что беспокоились о муже. "Норд-вест заплачет", "гостьи поблекнут" - эти выражения подчеркивают тревогу. Мама верная.

- Что особенно тронуло вас на страницах рассказа?

- Детские воспоминания - простые, теплые, добрые.

- Раньше детей, пока годик не исполнится, не фотографировали и в зеркало не давали смотреться. Обычай такой был.

- Когда падал мальчик, то плакал, если кто-то его видит. Это чтобы пожалели. А если зрителей нет, то и плакать не хочется.

- Сын с детства интересовался, как устроен корабль.

- Были смешные случаи в детстве. Герой не понимал, что по прозвищам, которые давали людям, обращаться невежливо. Однажды в дом пришел уважаемый гость, капитан по прозвищу Мошкарь. Герой так его и назвал: "Мошкарь, Мошкарик". Капитан не обиделся, хотя так обращаться к взрослым нельзя.

В другой раз мальчик попал впросак, когда просил богача Варгасова: "Варгас, вы никому не отдавайте замуж вашу Алену Варгасовну, я у мамы спрошусь и сам свататься приду". Девочке было годика полтора. Смешно!

- В деревне, где зимовали мурманские пароходы, пришлось нянчиться с шестимесячной соседской девочкой. Ульянка в зыбке (люльке, т.е. колыбельке) лежала, а герой с сестрой раскачивали ее. Ребенок так и подпрыгивал. Ничего плохого не хотели ребята, просто сами были еще маленькие.

- Странников боялись, заранее готовились обороняться лопатами и ухватами. Только чего от них прятаться - люди! Страхи пустые.

- В лес ребята ходили за морошкой. Это наша ягода, северная. Вкусная! Золотая!

- Отрывок из стихотворения Ольги Фокиной читает ученица.

Ша, июль солнцеликий,
Придержи свою десть!
Накраснело клубники -
Ни обрать, ни уесть.
Не до сна, не до лёжки,
Можешь - вовсе не спи:
Нажелтело морошки -
Хоть лопатой греби!
Нажелтело морошки -
Поболотной княжны,
Да не слабые ножки
За морошкой нужны:
За реку да за речку,
За поля да за луг,
За ручей, что колечком
Обегает Прилук,
После - волоком-лесом
(Змеи водятся - страх!)
Сквозь тумана завесу:
На больших комарах -
Намахаешься веткой
Возле потных висков,
Попечатаешь след свой -
То на хляби песков,
То на глине размятой,
То на тине : пока
На версте двадцать пятой
Лес отступит слегка:
Поредеют сосенки,
Пораскинется мох:
И прервет побасёнки
Восхищенное "ох!".
Ни забот, ни вопросов!
Цел-един интерес:
Эти зрелые розы,
Эта хваста невест,
Эти краски и формы,
Эта суть: "Не мудри!
Тот и счастлив, кто сорван, -
Трогай, пробуй, бери!"
:Ни-на-что-не-похожка,
Сладость-пряность-букет,
Ох, морошка-хорошка,
Золотей тебя нет!

- Дети сами придумывали игры, забавы. (Пересказ учащимися).

- Ребята знали присказки и припевки к дождю, солнцу, ветру, снегу, зиме.

(Учащиеся рассказывают присказки, заклички)

- Что за человек был отец?

- Отец - бравый мурманский штурман, помор. Всю навигацию в море ходил. "Борода русая, круговая, Волосы на прямой пробор. Щеголь:" Радостно и спокойно, когда отец дома.

- Отец сам нарисовал азбуку с кораблями, пароходами, рыбами, птицами. Он, наверное, хотел, чтобы детям интересно было учиться читать, чтобы они узнавали новое. Такой подарок к Новому году, со стихами, пожеланиями очень дорог детям. Много лет прошло, а сын помнит рисунки, стихи. Весной ребята учились писать и читать на прибрежном песке. Так в старину было.

- Как складываются отношения в семье?

В семье дети с уважением относились к отцу и матери, родители заботились о детях, воспитывали в них трудолюбие, любовь к родной земле, к северу.

4. Слово учителя.

Сегодня нет такой традиции в семье - ежедневное чтение вслух, рассказы старших. В те далекие времена они играли важную роль в общении детей и родителей. Вечерние семейные разговоры, песни на сон грядущий создавали родственную атмосферу, сближали, воспитывали. В таком общении продолжались традиции, крепла связь поколений.

5. Похож ли герой чем-нибудь на вас?

- В школе учение давалось нелегко. Да и о севере, поморах не рассказывали, а герой хотел знать о них больше. "Насколько казенная наука от меня отпрядывала, настолько в море все, что я видел и слышал, льнуло ко мне, как смола к доске".

6. Слово учителя.

В русском языке есть хорошее и нужное слово"нравоучение", истинный смысл которого не каждый понимает. В.И.Даль так его толкует: "Всякое честное поучение, наставление к добру".

Живи счастливо да учись.
Ученый водит,
Неученый следом ходит.
Рано, весело вставай -
Заря счастье кует.
Ходи вправо,
Гляди браво.
Кто помоложе,
С того ответ подороже.
Будь, сын, отца храбрее,
Матери добрее.
Живи с людьми дружно.
Дружно не грузно.
А врозь - хоть брось.

И еще: "Выучишься - ума прибудет!"

    Нужны ли человеку правила жизни? Есть ли они у вас?
  • Какое влияние на героя оказали его родители?
  • Как он вспоминает о своем детстве? Какие моменты детства ему дороги?
  • На чем должны быть построены отношения в семье, чтобы родные люди были счастливы?

8. Слово учителя.

Мы познакомились с нравами Двинской земли. Поморы жили в труде, в согласии. Герои Шергина равняются на кодекс чести "северного русского народа" (как именовал архангелогородцев Михаил Пришвин). Рассказывая о своем детстве, о семье потомственного морехода, писатель передает читатель искреннюю любовь к Беломорью.

Читайте также: