Детали в мертвых душах примеры цитатами

Обновлено: 07.11.2024

Тема: Системно-деятельностный подход на уроках литературы.

«Всё дело в мелочах» (на примере «Мертвых душ» Н.В.Гоголя)

I . Мотивационный этап.

II . Организационный этап.

- Обратите внимание на список передач, которые идут на федеральных каналах в течение недели. Я сейчас представлю вам 3 списка передач. Подумайте, чем объединены эти передачи, чем вызвано такое внимание нашего населения к этим программам, согласитесь, для одной недели их много. (слайды)

«Гардероб на вылет»

«Красота на заказ»

«Сделано со вкусом»

«Дом с мезонином»

«Барышня и кулинар»

«Еда по правилам и без»

Третий список посвящен еде, и он почти в два раза больше двух предыдущих. Давайте мы назовем общим понятием каждый список.

1 – внешний вид, одежда, умение одеваться

2 – дом, интерьер, недвижимость

- Как вы думаете, почему всё это волнует людей?

IV .Этап результативный. (Новое понятие)

Работа с термином «художественная деталь»

- Да, я хочу сказать, что наши писатели – классики тоже понимали важность этих не очень глобальных вещей в нашей жизни, и в литературе есть такое понятие, как художественная деталь (слайд)

Деталь художественная (деталь от французского detail – часть, подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную и нагрузку) – одно из средств создания образа, несущего значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

- Мы не будем брать сейчас все художественные детали, которые существуют. Обратим внимание на эти три: одежда, интерьер, еда.

Все, конечно, помнят, во что был одет Обломов (халат), где жил Раскольников (в каморке). У нас образ этих героев связан с этими художественными деталями. Мы обратим внимание на детали описания еды. Как известно, Н.В. Гоголь – мастер художественной детали, превзойти его в этом сложно. И цель нашего занятия состоит в том, чтобы определить роль художественной детали описание еды в раскрытии образов помещиков в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

- Немного напомню вам сюжет 1 тома «Мертвых душ»: Не очень удачливый предприниматель Павел Иванович Чичиков отправляется в путешествие по губернии NN с целью приобретения мертвых душ, замыслив некий бизнес-план. Гоголь выбирает форму путешествия, потому что эта форма позволяет герою встретить на своем пути разных людей. И Гоголь в создании типов этих людей достиг необыкновенного мастерства. Это непросто люди, это типажи.

- Я предлагаю обратить внимание на то, что русские помещики всегда были гостеприимны, они гостья угощали. Можно сказать, что это деталь незначительная, но давайте посмотрим, что сам автор с иронией описывает аппетит таких людей, как Чичиков»

(слайды)
Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. Автор должен признаться, что весьма завидует аппетиту и желудку такого рода людей.

- Посмотрите, что было съедено Павлом Ивановичем Чичиковым.

Но господа средней руки, что на одной станции потребуют ветчины, на другой поросенка, на третьей ломоть осетра или какую-нибудь запеканную колбасу с луком и потом как ни в чем не бывало садятся за стол в какое хочешь время, и стерляжъя уха с налимами и молоками шипит и ворчит у них меж зубами, заедаемая расстегаем или кулебякой с сомовьим плёсом, так что вчуже пронимает аппетит, — вот эти господа, точно, пользуются завидным даянием неба!

( Обсуждаем) И, кстати говоря, Гоголь отмечает, что никакого расстройства пищеварения у Чичикова не было, желудок работал, как часы.

V . Самостоятельная работа в группах. Сотрудничество.

Путешествуя от помещика к помещику, главный герой в первую очередь оказывается за столом. Деловые переговоры по купле–продаже предваряются застольем. Повествование строится таким образом, что каждая выделенная автором «съедобная» деталь отражает черты характера того помещика, с которым обедает гоголевский герой». Нам и предстоит это исследовать.

- Первый помещик, к которому приезжает Чичиков в гости – это Манилов, затем Коробочка, Ноздрев и Собакевич. Чтобы нам с вами легче работалось, понимаю, что не все на днях перечитывали «Мертвые души», я из литературоведческих статей выписала определения каждого помещика и предлагаю тексты со списком блюд, которыми угощают помещики Чичикова. Вам нужно сопоставить их, попробуйте связать это список с характером героя. ( 3 мин). ( Раздаточный материал + слайды)

Беспредметный мечтатель, живущий в мире своих грез и совершенно не замечающий реальной жизни, претензии на аристократизм.

Бесхозяйственность, беспорядочность, алогичность, пустота интересов, прожектерство

«Вы извините, если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца.

Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: "Вы ничего не кушаете, вы очень мало взяли". На что Чичиков отвечал всякий раз: "Покорнейше благодарю, я сыт, приятный разговор лучше всякого блюда".

(Вывод: Пустой стол отражает пустоту интересов, бесхозяйственность - автор отмечает зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне…слайд) )

«Дубинноголовая» Мелкая скопидомка Цепкий практицизм и расчет Духовная скудность

«Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было.

— Пресный пирог с яйцом! — сказала хозяйка.

Чичиков подвинулся к пресному пирогу с яйцом, и, съевши тут же с небольшим половину, похвалил его. И в самом деле, пирог сам по себе был вкусен, а после всей возни и проделок со старухой показался еще вкуснее.

— А блинков? — сказала хозяйка.

В ответ на это Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку. Настасья Петровна тут же послала Фетинью, приказавши в то же время принести еще горячих блинов.

— У вас, матушка, блинцы очень вкусны, — сказал Чичиков, принимаясь за принесенные горячие.

— Да у меня-то их хорошо пекут, — сказала хозяйка…»

(Вывод: угощает с выгодой, расчетлива Названия блюд употребляются с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и это говорит о том, что Коробочка женщина очень обстоятельная и аккуратная. Но Коробочка потому так аккуратна, что охвачена жаждой наживы, продаёт всё: сало, пеньку, птичье перо, крепостных крестьян - не удивилась даже просьбе продать мёртвые души, только уж боится продешевить. Помещица старается задобрить покупателя: ).

Человек, живущий только практическими интересами и оценивающий людей с точки зрения выгоды, которую от них можно получить. Отсутствие души компенсируется неумеренным насыщением желудка враг всяческих новшеств.

-Щи, моя душа, сегодня очень хороши! — сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками. — Эдакой няни, — продолжал он, обратившись к Чичикову, — вы не будете есть в городе, там вам черт знает что подадут!

За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился; но когда встали из-за стола, Чичиков почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше. Пошли в гостиную, где уже очутилось на блюдечке варенье — ни груша, ни слива, ни иная ягода, до которого, впрочем, не дотронулись ни гость, ни хозяин. Хозяйка вышла, с тем чтобы накласть его и на другие блюдечки.

— Вот еще варенье, — сказала хозяйка, возвращаясь с блюдечком, — редька, варенная в меду!»

(Вывод: Отсутствие души компенсируется неумеренным насыщением желудка Разнообразие и количество блюд говорят о практичности Собакевича, его хозяйской хватке. Но здесь чувствуется и сарказм автора: слишком уж много еды на столе. Чичиков даже «почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше». Это обилие дает понять цель жизни помещика Собакевича - услаждение и наполнение желудка. Интересна микродеталь: не в первый раз в качестве деликатеса выступают мозги, словно они не годятся более ни для чего другого, как набивать живот.)

«Жизнерадостный хам без царя в голове» Стремление к прожиганию жизни Мастер всевозможных шумных историй Активность, неуемная и бесшабашная Безудержное хвастовство, неистощимость лжи

«Закусивши балыком, они сели за стол близ пяти часов. Обед, как видно, не составлял у Ноздрева главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох — словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выдет. Зато Ноздрев налег на вина: еще не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другому госотерна, потому что в губернских и уездных городах не бывает простого сотерна. Потому Ноздрев велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли ее беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки, в надежде, что всё вынесут русские желудки. Потом Ноздрев велел еще принесть какую-то особенную бутылку, которая, по словам его, была и бургоньон и шампаньон вместе. Он наливал очень усердно в оба стакана, и направо и налево, и зятю и Чичикову; Чичиков заметил, однако же, как-то вскользь, что самому себе он не много прибавлял. Это заставило его быть осторожным, и как только Ноздрев как-нибудь заговаривался или наливал зятю, он опрокидывал в ту же минуту свой стакан в тарелку. В непродолжительном времени была принесена на стол рябиновка, имевшая, по словам Ноздрева, совершенный вкус сливок, но в которой, к изумлению, слышна была сивушища во всей своей силе.

(Вывод: бездумный гуляка Действительно, перечисленные в таком количестве спиртные напитки говорят о праздной, никчемной жизни Ноздрёва. Он кутила, лихач, не обременённый никакими моральными принципами. Пьяный разгул, псовая охота, никогда ни одного дела не доводится у него до конца, бесцельное существование.)

(Работа в группах)

- Давайте озвучим ваши наблюдения…

- И последний помещик в галерее человеческих типов Плюшкин – апофеоз омертвевшей души, сам автор его называет очень выразительно «прореха на человечестве».

- Как вы думаете, что Плюшкин, богатейший помещик этого уезда, подает гостю?

- Друзья мои, я не буду отвечать на этот вопрос, я искренне рассчитываю, что вы откроете «Мертвые души» и найдете сами, потому что моя цель, как учителя литературы, сделать так, чтобы все читали.

- Так, какова роль художественной детали?

(Уметь видеть за словом смысл, уметь внимательно читать, разгадывать загадки автора).

Итоги работы: Итак, неслучайно столь частое обращение Гоголя к деталям еды. Писатель привык относиться к еде с уважением, но все же резко отделяет сытость от чревоугодия. Традиционные для всей мировой литературы, эти детали становятся для героев «Мертвых душ» мерилом человеческих качеств, а для автора поэмы – средством изображения душевной пустоты персонажей.

Рефлексия. Вспомним о содержимом нашей корзины и представим себе, что за нами в очереди в магазине стоит Н.В. Гоголь, и подумаем, если бы писатель решил написать 3 том «Мертвых душ», и ему нужны были наши типажи, чтобы он написал о нас с вами. Ведь, как отмечал известный философ Артур Шопенгауэр: Человек обнаруживает свой характер именно в мелочах и пустяках, при которых он не сдерживается.

Следующая цитата

Форма занятия: работа в группах, создание и защита мини-проектов.

I. Словарная работа.

1. Приемы создания сатирического образа: юмор, ирония, сарказм, гротеск, пафос, сатирический пафос, алогизм.

2. Работа с термином “художественная деталь” (повторение).

Деталь художественная (от франц. detail – подробность, мелочь), выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно – эмоциональную нагрузку. К Д.х. относятся преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, … действия и речи (т.н. речевая характеристика)./ ЛЭС под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева/.

3. Привести примеры, где художественная деталь играет существенную роль в раскрытии образа героя. (“Шинель”, “Нос”).

II. Слово учителя.

Н.В.Гоголь – великолепный мастер художественных описаний. Эти описания насыщены предметно-бытовыми деталями, становящимися порой главным ключиком в раскрытии образа литературного героя. Какими же художественными деталями насыщена глава “Чичиков у Собакевича”? Какие же приемы использует автор для раскрытия образа Собакевича? Мы знаем, что все главы, изображающие жизнь российских помещиков, строятся с использованием определенного композиционного приема. Это описания усадьбы, внутренний интерьер, портрет помещика, обед и сделка – торг по поводу покупки “мертвых душ”.

III. Самостоятельная работа в группах.

В главе 5 найти художественные детали и, определяя их роль в создании образа Собакевича, создать мини – проекты (это могут быть таблицы, рисунки, схемы – опоры).

1-я группа – детали в описании усадьбы.
2-я группа – детали портрета.
3-я группа – детали внутреннего интерьера.
4-я группа – детали обеда.
5-я группа – детали сделки – торга.

IV. Примерное наблюдение учащихся над текстом, ответы, выводы.

Детали в описании усадьбы

  1. “Два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее”
  2. “Дом с мезонином, красной крышей и темно – серыми или, лучше сказать, дикими стенами…”
  3. “Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткою…”
  4. “На конюшни, сараи и кухни полновесные и толстые бревна…на вековое стояние…”
  5. “…колодец обделан в крепкий дуб…”
  1. …лицо “мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками…”
  2. “Средней величины медведя…фрак медвежьего цвета…рукава…панталоны длинны… ”
  3. “Цвет лица каленый горячий, какой бывает на медном пятаке”
  4. “Натура недолго мудрила…
    хватила топором – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза… глядел искоса ”
  5. “Медведь! Совершенный медведь!”
  6. “Родился медведем или омедведила тебя захолустная жизнь”

Развернутое сравнение
(движение в мир животных)
Повторы
Эпитеты
Синтаксический параллелизм
Контраст живого и мертвого

Внешний портрет – важнейший компонент образа. Два – три штриха: цвет лица, одежда, манера держать себя, походка, жест – и забыть невозможно. Закрепляя первое впечатление, Гоголь затем раскрывает образ в его цельности, подчеркивая черты, определяющие характер человека.

  1. “Картины…все греческие полководцы, гравированные во весь рост, …с такими толстыми ляжками и неслыханными усами”
  2. “Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками”
  3. “героиня греческая Бобелина”
  4. Дрозд темного цвета с белыми крапинками “удил хлебные зернышки”
  5. “Пузатое ореховое бюро – медведь”
  6. Стол, кресла, стулья… “И я тоже Собакевич”


Дань моде
Бездуховность

Интерьер представлен в качестве выразительных деталей и характеризует социальный статус, сферу интересов героя.

  1. “…и потекли все в столовую”
  2. “У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся”
  3. “Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует”
  4. “Просвещенье – фук…
    Этот бараний бок с кашей… не те фрикасе…”

Детали сделки – торга.

Сцена купли – продажи “мертвых душ” – ключ к пониманию характера Собакевича (как и любого другого помещика в поэме). В сцене идет детальное сопоставление поведения Собакевича и Чичикова.

Авторских характеристик Собакевича – две. Мы слышим их во внутренних монологах Чичикова: “совершенный медведь” и “человек – кулак”.

В сцене купли – продажи воссоединяются обе. Накопительский, собственнический инстинкт, помноженный на невежественность, дает страшный эффект. “Кулак” становится символом грубой, страшной силы. Характеристика Собакевича получила свое полное завершение.

V. Защита проектов.

Учащиеся представляют опорные схемы, рисунки, таблицы.

VI. Подведение итогов.

  1. Оценка учащимися созданных проектов.
  2. Заключительное слово.

Сопоставляя героя с окружающим миром, Гоголь выбирает не случайные детали, занимательные или смешные, а берет совокупность обнажающих основное в характере человека, в его образе жизни. Деталь оттеняет вкусы, наклонности, натуру его героев, дает возможность увидеть не только индивидуальное, но и типическое, являясь как средством индивидуализации, так и средством типизации.

VII. Домашнее задание.

Какую роль играет художественная деталь в создании иллюстраций к поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” (П.М. Боклевский, А.А.Агин, Кукрыниксы и др.)

Следующая цитата

Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2

III. Анализ образа Манилова.

- Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайд 3

- Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”

Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.

- Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению

- Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.

- С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

- Какова отличительная черта Манилова?

Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

- К каким выводам автор приводит читателей?

Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

IV. Анализ образа Коробочки.

- Рассказать кратко содержание 3-й главы.

- Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

- Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

- Каково положение крестьян у Коробочки?

Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

- Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

- Что сделало Коробочку такой?

Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся

Вывод: Слайд 6

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

V. Анализ образа Ноздрёва.

Авторская характеристика Ноздрёва

Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.

- Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

- Какова речь героя?

Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

- Каковы жизненные цели Ноздрёва?

Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

VI. Анализ образа Собакевича.

- Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.

- Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”

- Что поражает в портрете Собакевича?

В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

- Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

Задание: используя план-памятку, расскажите о Собакевиче Выступление 4-й группы учащихся

Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

VII. Анализ образа Плюшкина.

Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

- Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

- Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

- Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

- Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине. Выступление 5-й группы учащихся

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

- Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

VIII. Сходство Чичикова и помещиков.

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

IX. Кроссворд. Слайды с 15 по 24

X. Подведение итогов.

XI. Домашнее задание.

  • краткая характеристика помещика;
  • описание усадьбы помещика;
  • описание совместной трапезы;
  • как помещики реагируют на предложение Чичикова;
  • дальнейшие действия помещиков.

2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”

Следующая цитата

Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний.

В. В. Набоков (эссе «Николай Гоголь») писал, что для Гоголя пейзажи, портреты, интерьеры намного важнее, чем сами сюжеты. Описания в прозе Гоголя самоценны, их манера и стиль очень выразительны, прежде всего, благодаря обилию предметно – бытовых, языковых и других деталей.

Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил именно Гоголь. Мир Гоголя можно сравнить с мозаикой кривых зеркал. В каждом маленьком кусочке мир гротескно преломляется, становится пародией на себя. Вещь искажается под «микроскопически» точным описанием Гоголя. Писатель видит вещи как бы под микроскопом, так близко, что они меняют свой привычный облик.

«Мёртвые души» Н. В. Гоголь считал главным произведением своей жизни, её итогом. В письмах Жуковскому он подчёркивает важность, того, что должен совершить: «Вся Русь явится в нём. Это будет первая моя порядочная вещь, - вещь, которая вынесет моё имя». Рисуя в поэме сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный приём – характеристику персонажа через деталь. Рассмотрим «помещичьи» главы поэмы.

Манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника – он приветлив, любезен, словоохотлив. Однако после непродолжительного общения с ним становится очевидно, что за бесконечным потоком слащавых слов скрывается убогое, омертвевшее существо. Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует помещика. Смертельную скуку испытывал всякий, кто соприкасался с Маниловым. Это ощущение подготавливается уже пейзажем, который видит Чичиков, подъезжая к его усадьбе. «Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес». Даже сама погода безликая, унылая: «день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Пародийно используя сентиментальные образы, Гоголь в процессе работы над характеристикой Манилова вводит в «аглицкий» сад маниловской усадьбы беседку, именуя её «храм уединённого размышления». Подчёркивая пошлость и безвкусие хозяина усадьбы, Гоголь умышленно придаёт этому нелепому сооружению «плоский (!) купол», «голубые (!) колонны», которые в сочетании с зелёным цветом купола создают сплошную какофонию. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». В усадьбе - «пруд, покрытый зеленью». Многочисленные бытовые детали выразительно говорят о хозяине. В кабинете были горки золы на подоконнике, книга, открытая на четырнадцатой странице уже в течение двух лет, в гостиной пара кресел, обтянутых рогожей и т. п.

Мир вещей в поэме показан как хаос, бессмысленное нагромождение, куча-мала, своего рода кладбище вещей. Вещь часто находится не на своём месте, выглядит бессмысленной, потерявшей назначение.

Коробочку Гоголь относит к числу тех «матушек, небольших помещиц», которые «плачутся на неурожаи и убытки», а между тем набивают «деньжонками» мешочки, «размещённые по ящикам комодов». Отличительные черты Настасьи Петровны – тупость и жадность. Об этих качествах можно догадаться по многим деталям: её комнату украшают картины «с какими-то птицами», часы с нарисованными на них цветами и маленькие зеркала с рамами «в виде свернувшихся листьев», но стены обвешаны «старенькими» обоями, а «за всяким зеркалом» заложены «или письмо, или старая колода карт, или чулок».

В портрете Ноздрёва обращают на себя внимание детали его внешности: полные румяные щёки, белые «как снег» зубы, чёрные «как смоль» бакенбарды. Но физическая привлекательность этого героя лишь оттеняет его внутреннюю пустоту. Непредсказуемая агрессия Ноздрёва, непрочность связей, возникающих у него с другими людьми, символически передаются детализацией в описаниях и перечислении подробностей. Ноздрёв купил на ярмарке: «хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки… - на сколько хватило денег».

Вещь в изображении Гоголя часто наделена самостоятельной жизнью, даже характером (так, мебель в доме Собакевича словно бы кричит: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»). В свою очередь метафорическое сближение вещи с живым существом композиционно уравновешивается противоположным приёмом – включением «вещных» мотивов в портреты людей. Если в романтической традиции важны глаза, то у Гоголя их вовсе нет в портрете, или они ассоциируются с животным, вещью и т. п. У Плюшкина «маленькие глазки…бегали…как мыши». Глаза у Собакевича – дырочки, которые «натура…ковырнула большим сверлом». У Манилова манеры «заискивающие», улыбка «заманчивая»; «белокур, с голубыми глазами».

В описании Плюшкина доминирующая деталь – «прореха»: Плюшкин демонстрирует Чичикову «спину, запачканную мукой, с большой прорехою». Утратив человеческий облик и способность жить среди людей, Плюшкин действительно превратился в «прореху на человечестве». Если о предыдущих персонажах можно было судить по деталям окружающей их обстановки, то о комнате Плюшкина автор говорит: «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…». «На бюре…лежало множество всякой всячины: куча…исписанных бумажек, старинная книга, лимон, весь высохший, кусочек…тряпки, два пера, зубочистка…». Благодаря таким описаниям вещей, создаётся картина своеобразного «антимира» или «ада» в миниатюре.

Композиционная роль деталей в том, что именно через них постепенно узнаёшь характеры героев, именно мелочи помогают как можно шире раскрыть образы. С полным правом мы можем сказать, что Гоголь – «гений детализации».

Читайте также: