Деревня бунин анализ с цитатами

Обновлено: 22.12.2024

И.А. Бунин реалистично и точно показал ужасающие проблемы, с которыми столкнулся простой народ. Страшный голод, нищета, унижения. Русские люди, изнуренные тяжелым трудом, пытались выживать. Автор глубоко сочувствовал русским мужикам. Он всем сердцем болел за крестьян. Несмотря на тяжелые испытания, которые выпали на долю простому народу, люди не озлобились. В них сохранилось не только невероятное жизнелюбие, но и детская наивность, непосредственность, доброта.

Пугающая действительность глухой деревни Дурновка поражает. Жители погрязли в нескончаемых проблемах. Простые люди будто погребены заживо, без возможности выбраться из тяжелейших условий существования. Жертвы стихии, которых поглотили нищета и ужасающая реальность. Авторский пессимизм достиг своего апогея.

Следующая цитата

Повесть «Деревня» – одно из первых крупных произведений И. Бунина в прозе. Над главным произведением «деревенского» цикла писатель работал в течение целого десятилетия, с 1900 по 1910 год, оно стало откликом на происходящие в российской деревне процессы в канун, во время и после революционных потрясений 1905-1907 гг.

Поставив перед собой задачу изобразить русский народ без идеализации, художник проводит беспощадный, словно бритва, психологический анализ жизни деревни. Главным материалом для анализа стали хорошо знакомые писателю повседневная жизнь, быт и психология русского мужика.

Лейтмотивом произведения является тема «души русского человека в глубоком смысле». В глубоко психологической повести Бунин не просто рисует картину деревенской жизни – он раскрывает личности людей, их переживания и чувства.

Реалистично изображая ужасающие картины нищей деревенской жизни, писатель всем сердцем сочувствует крестьянам – бедным, изнуренным тяжким трудом, нуждой и унижениями. Бунин искренне любит своих героев за нравственную чистоту и доброту, за непосредственность и детскую наивность, за терпение во всех испытаниях и неиссякаемое жизнелюбие. Жалея народ, писатель размышляет о том, что в своих бедах виноват сам народ. Чуткий взор художника отмечает смешение в народной жизни противоположных начал: смирения с нечеловеческими условиями существования и недовольства обыденным, добротой и терпением одних людей и своеволием и деспотизмом других. Такое смешение в конечном счете приводит к крайнему максимализму, недовольству буднями, озлоблению, неумению вести диалог и искалеченным судьбам миллионов крестьян.

Проблематика повести необычайно широка. Бунин сумел затронуть в «Деревне» практически все сферы человеческой жизни: историю и современность, политику и философию, образование и религию, нравственность и психологию, быт и экономику. В произведении поднимаются и вечные вопросы. Кузьма Красов, размышляя о многовековой беспросветности деревенской жизни, восклицает: «Кто виноват?». Бунин полагает, что виноват в своих несчастьях сам народ, однако не дает ясного ответа на вопрос «Что делать?», оставляя пространство для размышления.

Место и время действия – деревня Дурновка, название которой указывает на идиотизм деревенской жизни, в 1904-1907 гг. Дурновка – собирательный образ, воплощающий черты многострадальной русской деревни: «…Россия? Да она вся – деревня…».

Повествование в произведении ведется от имени автора. Сюжетно-фабульная основа «Деревни» основана на параллели образов Тихона и Кузьмы Красовых. Композиция повести включает три части: в первой части в центре повествования находится Тихон, во второй – Кузьма, а итоговая часть подводит итоги жизни братьев. При этом Бунин намеренно размывает деление на части параллельным включением других образов и ситуаций с целью создания более широкой, панорамной картины деревенской жизни. Сквозное сюжетное действие в «Деревне» отсутствует: повествование построено на чередовании сцен привычной деревенской жизни с эпизодами стычек мужиков с деревенскими богачами и украшено многочисленными пейзажными и портретными зарисовками.

Проблемы русской деревни показаны на основе судеб главных героев повести – братьев Красовых. Образы Тихона и Кузьмы во многом противоположны. Потомок крепостных, сумевший стать хозяином дурновского имения, Тихон уверен, что самая надежная вещь в мире – деньги. Смекалистый, трудолюбивый и волевой мужик подчиняет всю свою жизнь погоне за богатством. Народный поэт и правдолюбец Кузьма Красов размышляет о судьбе великой России, мучительно переживая трагедию своего народа – нищету и отсталость крестьянства. Через мысли, споры, выводы братьев о себе и России писатель раскрывает темные и светлые стороны крестьянской жизни, вскрывая всю глубину разложения крестьянского мира.

В третьей части повести Бунин уделяет особое внимание изображению братьев в момент их кризиса – безжалостного подведения итогов жизни. Эти итоги уходящей жизни неутешительны: Кузьму гложет беспросветное одиночество и тоска, Тихон удручен личной драмой (отсутствием детей) и разрушением незыблемых основ деревенской жизни. Трагедия братьев заключается в осознании ими безвыходности своего положения. При всей разности своих жизненных устремлений судьба братьев схожа: невзирая на достаток и просвещенность, социальное положение делает их одинаково ненужными, лишними людьми.
Повесть «Деревня» - искренняя, четкая и правдивая оценка Бунина России и того времени, в котором он жил.

Следующая цитата

Повесть Ивана Алексеевича Бунина «Деревня» показывает настоящую жизнь крестьян русской деревне в начале двадцатого столетия. Люди жили в беспросветной нищете, голоде, бесправье. Радости в их жизни практически не было. Через всё произведение звучит вопрос: кто виноват в том, что у крестьян такая жизнь?

О повести: На чтение оригинала: 4 часа 15 минут На чтение обзора: 7 мин.
Название: Деревня
Автор:
Год написания: с 1900 по 1910 год
Год издания:
Жанр: Повесть
Направление: Реализм

Глава 2

Больше всего на свете Кузьма мечтал учиться. Начав служить в лавке у купца, он освоил грамоту, увлёкся чтением и сам начал писать незамысловатые вирши. Когда он поругался с братом, то немного поработал у гуртовщика, а потом подался в Воронеж. Там писал статьи в газеты, рассказы, стихи, всё это время много читал. Герой познакомился с замужней женщиной и на протяжении длительного времени состоял с ней в связи.

Очень краткое содержание повести

Повесть начинается с родословной братьев Красовых, прадед которых был крепостным, затравленным борзыми барина Дурново. Дед выкупил себе вольную и разбойничал, отец открыл лавку, но разорился и спился. Далее идёт повествование о судьбе двух братьев — Тихона Ильича и Кузьмы Ильича.

Родились они в деревеньке Дурновка, росли, занимались мелкой торговлей, чтобы было на что жить. Между ними произошла ссора, которая развела их.

Кузьма начал зарабатывать наёмным трудом. Работал там, где предлагали. Однако главной страстью его было сочинительство. Он мечтал об образовании, но денег не было. Писал он как самоучка, много читал, так и прошло лучшее время героя. Кузьма обнищал, стал пить, понял, что жизнь его не сложилась.

Тихону Ильичу удалось разбогатеть. Он снял постоялый двор, открыл кабак. Женился на бывшей горничной княжны, взял приданое и сумел купить у обедневших помещиков имение — Дурновку. У Тихона была боль: его жена рожала мёртвых младенцев. Надежда иметь детей с годами таяла. Трактир пришлось закрыть в связи с государственной винной монополией. Тихон Ильич озлобился, замкнулся на хозяйственных заботах, стал попивать, а потом понял, что ему не хватает брата. Он решил помириться с Кузьмой.

Тихон нашёл брата вовремя. Кузьма уже хотел свести счёты с жизнью, потому что у него ничего не получалось. Тихон предлагает брату приехать в деревню и управлять усадьбой. Кузьма согласился. Возвратившись к своим родовым корням, герой почувствовал покой и удовлетворение. Братья сближались в беседах, сходились в отрицательных характеристиках русского народа.

Повесть заканчивается безотрадной, горестной свадьбой красивой обездоленной женщины с никчёмным пьяницей.

Проблематика

В повести писатель затрагивает много проблем, но главные — две: уклад жизни (быт) и национальный характер (психология). Эти явления неразрывно связаны между собой. Характер определяет быт, который, в свою очередь, влияет на характер. Бунин видит причины народных бед в страшной отсталости быта, унаследованного от предков, и в невоспитанности русского характера: несколько веков рабства мешали его выработать.

Глава 1

Тихон и Кузьма Красновы — два брата. Живут в деревне Дурновка, занимаются мелкой торговлей после смерти своего отца. Однажды они чуть «ножами не порезались» и решили разойтись по добру по здорову. Кузьма нанялся к гуртовщику, а Тихон снял постоялый двор и торговал.

Тихон долго жил с немой кухаркой. У них даже ребёнок родился, но кухарка его придавила во сне. Затем Тихон женился, взяв неплохое приданое за жену. Стали у них рождаться только мёртвые дети. Сначала Тихон и жена его Настасья Петровна переживали. Потом Красов понял, что ему просто не суждено стать отцом.

Когда ездил он по делам в другие деревни, то видел, что там и тут мужики бунты поднимают. Узнал, что и против него подняться хотят. Поэтому решил, что с Дурновкой надо развязываться. Тихон начал искать покупателя, чтобы навсегда уехать из деревни.

Такая возможность представилась, когда Тихон помирился с Кузьмой и предложил ему стать управляющим. Брат согласился и рассказал, чем он занимался всё это время. Показал книгу, которую написал.

Место и время действия

Действие в повести разворачивается в начале прошлого столетия, в 1904-1907 гг. в деревне Дурновка. Эта деревня стала собирательным образом, который воплотил все черты русской деревни того времени. После революции крестьяне просто выживали. Автор смог это показать на примере жизни в Дурновке.

Братья Красовы

Тихон и Кузьма — родные братья, но они отличаются по характеру, у них разные цели в жизни.

Тихон считает, что деньги самая надёжная вещь на свете, поэтому он стремится заработать как можно больше. Герой эгоистичен и расчётлив, но трудолюбив, наделён силой воли и смекалкой. Бывший крепостной смог приобрести барское имение. Всю жизнь Тихон провёл в погоне за богатством, но в конце её, достигнув желаемого, чувствует пустоту и отчаяние: наследников у него нет, будущее России пугает.

Кузьма мечтает получить образование, стать писателем. Он считает, что только этот путь сделает его жизнь счастливее. Поэт-самоучка, он стремится к известности, но у него ничего не выходит. Кузьма много читает, занимается самообразованием, он правдолюбец, обеспокоен судьбой России, переживает отсталость и бытовую убогость крестьянства. Кузьма Красов душевно близок Бунину, через него писатель выражает страстное негодование на дикость, лень и невежество народа.

В конце повести оба брата одинаково не удовлетворены своей жизнью. Они сближаются, проводят время в разговорах о народе, о вере. Оба одинокие, никому не нужные.

Общая характеристика «Деревни»

Замысел «Деревни» появился у Бунина в 1908 году. Первую часть Иван Алексеевич написал в короткий срок в сентябре 1909 года. Жизненные обстоятельства вынудили его забросить на год работу над повестью. Писатель вернулся к ней в августе 1910-го, работал исступлённо. Его тревожили недавние события революции, размышления писателя о судьбе России и русском характере требовали выхода.

Глава 3

Кузьма был управляющим у брата, но не понимал его. Тихон стал подозрительным, мог по несколько раз повторять одно и то же. Кузьма видел, что жена Настасья Петровна боится мужа, старается ему во всём угождать.

Зимой Кузьма заболел. Он хотел пожаловаться Авдотье, но та даже не обратила внимания на болезнь Кузьмы. Женщине самой было тяжело. Поэтому она не замечала страданий Красова. Он несколько дней не приходил в себя. Когда пришёл, то услышал голос Авдотьи, которая говорила кому-то, что похоронят Кузьму, если он умрёт. В это время приехал брат Тихон и сообщил, что умерла Настасья Петровна.

Тихон всё больше задумывался о бессмысленности своей жизни: даже не мог толком вспомнить ничего из неё. И Кузьма понимал, что его жизнь прошла впустую, в ожиданиях. Он ничего не совершил, не смог даже изобразить в рассказах «свою нищету и тот страшный в своей обыденности быт, что калечил его». Кузьма только травил душу идеями Толстого, сатирами Щедрина и страдал, что жизнь пропадает. Возвращение в родную деревню его успокоило. Братья стали чаще разговаривать и спорить. В этих беседах они становились ближе, находили общий язык в оценке народа, дикого и ленивого.

Тихон Ильич решил Авдотью замуж выдать. Нашёл ей пару. Решил выдать Молодую за Дениску. Женщина смирилась со своей судьбой и была согласна выйти замуж за кого угодно. Когда Кузьма спрашивает у неё, почему она соглашается выйти замуж за драчуна и лодыря, она молча пожимает плечами. Кузьма хочет упросить и отговорить брата от свадьбы, но Авдотья плачет. Она понимает, что ей придётся всю жизнь скитаться по чужим домам. Замуж её теперь никто не возьмёт, а этот жених человек дурной, с ним спокойной жизни не будет.. Авдотья просто смирилась со своей судьбой. Кузьма благословил её, а невеста плакала над своей участью прямо на свадьбе. Гости на это не обращали никакого внимания. Они пели песни и веселились.

Основные персонажи и их краткая характеристика

Лейтмотив произведения

Ведущая тема повести: Русская деревня как образ всей России и самосознание народа, от которого зависит будущее страны.

Главный вопрос, который ставит Бунин: способен ли русский народ распорядиться своей судьбой? Революция 1905–1907 гг. показала активность народных масс на исторической арене. Судьба России стала зависеть от простого народа, в том числе — крестьянства, которое составляло большую часть населения аграрной страны.

Ответ на вопрос автор даёт отрицательный.

Основная мысль произведения: народ, который меньше полувека назад был юридическим рабом, в сущности им остался: сохранились рабские привычки, рабская психология, скотские условия жизни.

Писатель называет русский народ несчастным, но в своих несчастьях он повинен сам. После освобождения от крепостной зависимости многие крестьяне живут в нужде из-за лени и глупости. Образ Серого раскрывает эту мысль. Он самый нищий мужик в деревне, не желает пахать, сдаёт землю. Сидит дома с семьёй в голоде и холоде и ждёт «настоящего» выгодного дела. Зарабатывал в основном на забое скотины, а потом всё пропивал.

Братья Тихон и Кузьма, предприимчивый делец и самоучка-правдоискатель, — натуры сильные, но и они пришли к неутешительному итогу. Бессмысленным оказалось накопительство Тихона, а жизнь Кузьмы прошла в беспредметных ожиданиях и мечтах, как часто случалось с русскими сколько-нибудь образованными людьми.

Краткое содержание повести Ивана Бунина «Деревня» по главам

Анализ повести «Деревня» Бунина

Писатель хотел показать русский народ таким, какой он был, без прикрас. Бунин правдиво анализирует жизнь деревни, быт простых людей, а также показывает мотивы их поступков.

Молодая (Авдотья)

Красивая, молчаливая, с опущенными ресницами, которые так волновали Тихона, Молодая была замужем за человеком недобрым. Тихон Красов, не оставляя мечты о наследнике, однажды воспользовался отсутствием её мужа. Она беззащитна перед домогательствами хозяина, перед побоями мужа, перед пьяными нечестивыми мещанами, однажды надругавшимися над ней. Несчастная и опозоренная, она ожесточается. Деревня с вожделением ждёт, как расправится вернувшийся муж с Молодой, но тот внезапно умирает. По всей вероятности женщина, загнанная в угол, отравила его.

Авдотья служит кухаркой у Тихона, в доме, где живёт Кузьма.Тихон решил искупить свою вину: устроить жизнь Молодой, то есть выдать замуж, дать за ней приданое. Однако в женихи ей Красов определил человека вздорного, пьющего и драчливого. Но Авдотья даже благодарна Тихону, потому что у неё будет свой дом, что избавит её от скитания по чужим углам. И всё же перед свадьбой Молодая разрыдалась: замуж пошла от безысходности. В деревне рассчитывать на большее в с её прошлым не приходится. Свадьба напоминала похороны.

Аудиокнига

Следующая цитата

Смысл книги

После ухода из дома поведение Ивана стало странным: он громко по-собачьи лаял, бросался на людей, просил у них «дать удовольствие». Особенно нападкам подвергались представители высших сословий. Часто он пугал своим поведением князя, за что регулярно был пит железным ломом. Несмотря на неприязнь к юродивому, как уже при жизни стали называть Ивана сельчане, князь перед смертью просил похоронить его рядом с ним.

Со временем люди стали почитать Ивана как святого. На его могилу приходят помолиться жители села, иногда заезжают богомольцы и из других городов.

В рассказе тесно связаны друг с другом цивилизация и деревенская глубинка. Они неотъемлемы друг от друга и, несмотря на явное противостояние, всегда находятся рядом. Цивилизованный мир символизирует большой американский паровоз, который везет знатных людей на Кавказ. Экспресс следует в объезд глубинки, о которой никто уже и не помнит. Но несмотря на запущенность даже у глухой деревни есть своя достопримечательность — могила юродивого Иоанна Рыдальца, в святости которого не сомневаются люди из высших слоев общества.

Русский человек всегда тяготел к чему-то мистическому. Он склонен наделять сверхъестественными чертами те события, которые таковыми не являются. Так произошло и с Иваном Рябининым. Очевидно, что этот человек был не более, чем душевнобольным. Однако его поведение, отличающееся от общепринятого, привлекло внимание общества. Не находя другого объяснения, кроме как божественного промысла, люди нарекли его юродивым. Даже старый князь, чье умственное развитие явно превосходило интеллект жителей деревни, в конце жизни поверил в святость Иоанна, изъявив желание быть вместе с ним похороненным.

Любовь народа к больным и убогим выразилось еще более после кончины Иоанна Рыдальца. Скупо украсив могилу князя, который вероятно, принес людям больше пользы, чем Иван, они щедро расписали могильную плиту юродивого строчками из псалмов. Даже представители интеллигенции специально заезжают в Грешное помолиться «Христа ради юродивого Иоанну».

Своим произведением автор хочет донести до читателей мысль о том, что несмотря на стремительное развитие науки, техники и иных благ цивилизации, в сущности русского человека всегда останется тяга к сверхъестественному и необъяснимому. Это присуще как обычным людям, так и правящим верхушкам общества. Поэтому необходимо научиться отличать шарлатанов от действительно одаренных и уникальных в способностях людей. Прежде всего стоит всему искать рациональное объяснение. Только оставив предрассудки можно развиваться и двигаться вперед. Несомненно, в мире есть чудесные и необъяснимые с научной точки зрения явления, но их гораздо меньше, чем считают люди.

Помимо прочего необходимо уважительно и с заботой относиться ко всем людям, не делая исключений. Ведь при жизни Ивана люди его сторонились и даже побаивались. Только после смерти его стали почитать святым. Судьба героя могла бы сложиться по-другому, если бы люди проявляли к нему тепло и заботу. Поэтому, относя себя к цивилизованному обществу, нам следует оправдывать такое звание, помогая окружающим и отказавшись от суеверий и предрассудков.

Композиция произведения

Читайте также: