Дарендорф социальный конфликт цитаты

Обновлено: 18.05.2024

Р. Дарендорф говорил: «Социальные конфликты вырастают из структуры общества». Это значит, что источником социальных конфликтов является строение самого общества, его противоречия. Тем самым мыслитель в своём высказывании поднимает проблему роли социальных конфликтов в жизни общества.

Я полностью согласна с автором и считаю, что общество — это живое явление, которому свойственны противоречия и изменчивость.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Поэтому социальные конфликты неизбежны. Они не только устраняют назревшие противостояния, но и помогают совершенствоваться обществу и делать жизнь людей лучше.

Из обществоведческого курса нам известно, что социальный конфликт — это наивысшая стадия развития противоречий между людьми, социальными группами, обществом в целом, проявляющиеся из-за различных взглядов, убеждений, принципов. Они могут быть как скрытыми так и явными. В конфликтах участвуют множество сторон: сами стороны, пособники, подстрекатели, посредники и свидетели. Причиной конфликта является объективное обстоятельство, которое предопределяет появление конфликта. А поводом служит незначительное происшествие, подтолкнувшее к развитию конфликта. Они могут быть как разрушительные, так и созидательные. Последствия же конфликта неоднозначны. С одной стороны, они способствуют разрешению скопившихся противоречий, стимуляции процесса социальных изменений, сближению конфликтующих групп. С другой стороны, создают напряжённость, дестабилизацию и дезинтеграцию.

Чтобы подтвердить своё мнение, хотелось бы обратить внимание на пьесу «Горе от ума» Грибоедова. В этом произведении мы наблюдаем острое противоречие, ставшее перед старым и новым поколением, образованными и необразованными людьми. Чацкий в данном случае противостоит фамусовскому обществу, которое не принимает новшеств, не ценит ум и благородные качества в человеке, а лишь стремиться обрести богатое состояние и статус в обществе, не важно какими путями это было достигнуто. А Чацкий полная противоположность им, которой не безразлична судьба своей родины и который видит счастье не только в деньгах. В итоге фамусовское общество, не желая оказаться глупыми и лицемерными, решило просто оклеветать Чацкого и назвать сумасшедшим. Исходя из всего сказанного, мы понимаем, что социальный конфликт между фамусовским обществом и Чацким должен был произойти из-за слишком различных взглядов. И результатом этого конфликта послужило то, что Александр Алексеевич сделал правильный для себя выбор, уехав из дома лживых и подлых людей.

Также можно обратиться к истории. Революция 1917 года является примером социального конфликта, который послужил изменению социального строя в стране. Эти события были неизбежными и в то же время непредсказуемыми. Она послужила глубоким переворотом в идеологии, экономике и устройстве государства в целом. Поэтому мы говорим, что социальный конфликт исходит из структуры общества и приводит к его изменению, развитию, совершенствованию.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Дарендорф был прав, говоря: «Социальные конфликты вырастают из структуры общества». Ведь общество состоит из людей, их взаимоотношений. Которые часто из-за разных взглядов и убеждений вступают в конфликты. А это значит, что социальные конфликты — неизбежное явление в жизни общества, способствующее его развитию.

Следующая цитата

Ральф Дарендорф свои наиболее значимые работы написал в 50-70 годы ХХ века, хотя умер относительно недавно - в 2009 году, в возрасте 80 лет. В свои самые продуктивные времена он был профессором в университетах Гамбурга, Тюбингена и Констанца, а в 1974 году переехал в Лондон, где возглавил Лондонскую школу экономики и политических наук. Дарендорф создал так называемую «конфликтную модель общества», о сущности которой я и расскажу в этой статье, стараясь делать это максимально понятно и просто.

Ральф Дарендорф (1929-2009) Ральф Дарендорф (1929-2009)

Сперва надо сказать, что на взгляды Ральфа Дарендорфа большое влияние оказали теории К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, П. Сорокина и Т. Парсонса. Все эти мыслители как или иначе рассматривали проблему социального неравенства. От Маркса Дарендорф заимствовал понятие классов, и использовал его вместо принятого в ХХ веке понятия страты (широко используемого Питиримом Сорокиным). Тем не менее, теория Дарендорфа отнюдь не марксистская и даже наоборот - является ее альтернативой.

Разделение общества на классы, согласно Дарендорфу, происходит не в силу экономических причин (как у марксистов), а по причине их участия или не участия в вопросах власти.

Карикатура из открытого источника в Яндексе Карикатура из открытого источника в Яндексе

То есть, причина социального неравенства, в первую очередь - отношения господства и подчинения. Наличие или неналичие власти означает определенную социальную позицию и связанную с ней социальную роль. Отсюда и различие интересов и устремлений людей. Дарендорф считал, что невозможно одной универсальной теорией объяснить всю совокупность проблем в обществе, есть много способов объяснения, и одним из них является теория конфликта .

Соглашаясь с Максом Вебером (но противореча тем самым Питириму Сорокину), Дарендорф считал, что, если в каком-то отношении человек находится в господствующем статусе и играет определенную роль, это отнюдь не означает, что в прочих своих статусах он также обладает властью.

Адриан ван Остаде "Драка", 1637 г. Адриан ван Остаде "Драка", 1637 г.

Все люди одновременно имеют несколько статусов и ролей, поэтому они одновременно участвуют в разных конфликтах, которые не связаны друг с другом. Что же Дарендорф имел в виду под конфликтом? Он определяет его так:

«все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп».

Классы - это квази-группы, которые объединены друг с другом через латентные интересы. Эти интересы связаны с властью - у одних она есть, у других ее нет, отсюда и различие целей. Таким образом, подобные квази-группы находятся в состоянии конфликта.

Картинка из открытого источника в Яндексе Картинка из открытого источника в Яндексе

Классы определяются Дарендорфом как конфликтующие группировки, притом они конфликтуют по поводу власти. Общество не может существовать без такого конфликта, он - движущая сила и способ существования социума. Однако нельзя подобный процесс пускать на самотек, иначе конфликт обретает нежелательные формы (революция). Если правильно регулировать социальные явления, институциализировать конфликты, ими можно управлять и уменьшить силу классового противостояния, ввести конфликт в эволюционное русло.

Лучшие методы в этом смысле - обсуждение спорных вопросов, арбитраж, посредничество. Насильственное подавление недовольства или намеренное замалчивание приводит только к усугублению конфликта, который может потом прорваться в самых диких формах (чему множество примеров в истории).

Главное меню

Следующая цитата

Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Р. Дарендорф Современный социальный конфликт

Р. Дарендорф CОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Ральф Дарендорф определяет современный конфликт как конфликт между ресурсами и притязаниями.
Экономический прогресс сам по себе не уничтожит ни безработицу, ни бедность. Класс большинства обрел относительно удобное существование, защищает свои интересы так же, как это делали другие правящие классы, не стремится разорвать круг лишений людей, опустившихся до положения деклассированных. Напротив, в смутное время он активно выталкивает некоторых своих сограждан за порог общества и там удерживает, защищая положение находящихся внутри. Как и прежние господствующие классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы “впустить” тех, кто приемлет их ценности. При этом доказывают, что границ между классами быть не должно. Они хотят устранить барьеры, разделяющие общество, но совершенно не готовы что-либо делать для этого.
Класс большинства проводит границы не только горизонтально, но и вертикально (расово-этническая проблема). Дарендорф пишет, что прелести многонационального общества пропали даром для большинства, скорее пекущегося о соблюдении межрасовых барьеров, чем о достижении открытости. Такое состояние в обществе - шаг назад в истории развития гражданства. Необходимы позитивные действия: предоставление меньшинствам и другим обездоленным некоторых социальных льгот при получении образования и найме на работу. Возник новый тип “подмоченного” либерализма, отказывающегося от великих завоеваний в области всеобщих гражданских прав и норм ради того, чтобы удовлетворить сепаратистские требования национальных меньшинств. Права меньшинства изначально были неверно поняты и вследствие этого превратились в правление меньшинства.
Вторая опасность  опасность аномии (В современную социологию понятие “anomie” ввел Эмиль Дюркгейм, определивший его как временную утрату социальными нормами действенности в результате экономического или политического кризиса. Такое состояние в обществе лишает людей коллективной солидарности, чувства связи с обществом, вследствие чего для многих единственным выходом из ситуации становится самоубийство. Роберт Мертон дополняет определение, трактуя его как “конфликт норм в культуре”, когда люди не способны подчиниться ценностно-нормативной системе общества).
Деклассированных людей почти не интересуют текущие проблемы общества. Они пребывают как бы в летаргии, поэтому не оказывают сопротивления обществу. Их интеллекта не хватает на организованную защиту своих интересов, они способны лишь на “оголтелый мятеж” (возможная причина, почему люди, неспособные выбиться из нищеты, не объединяют свои силы и не идут на приступ столиц, требуя для себя полноценного гражданства, отмечается в “Манифесте Коммунистической партии”. Маркс и Энгельс дают отрицательную оценку тем, кого они называли “люмпен-пролетариатом”. По их словам эти “отбросы общества” являются “пассивным продуктом гниения самых низших слоев старого общества”. Для революции они  неподходящий материал.).
Деклассированные элементы  чужаки в обществе. Это не только их положение в обществе, но и мировоззрение. Общество для них недосягаемо. Для них оно сводится к полиции, суду и, в меньшей степени, к государственным учреждениям и служащим. Такое отношение стало свойственно не только безработным и беднякам. Например, молодые люди также склонны заимствовать ценности у социальных низов.
В заключение Дарендорф пишет, что в современном обществе не возникло никакого сравнительного нового конфликта. Маловероятно, что отношения между классом большинства и деклассированными приведут к социальным столкновениям. Однако возникла другая проблема: класс большинства не уверен в устойчивости своего положения, колеблется, когда дело доходит до соблюдения правил, придуманных им же самим. Еще большая опасность - состояние аномии не может длиться долго. Ее опасность состоит в том, что она может привести к тирании.

Р. Дарендорф “ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА”

Социальный конфликт - любое отношение между элементами, которые можно охарактеризовать через объективные (“латентные”) или субъективные (“явные”) противоположности.
I этап конфликта - исходное состояние структуры. Выделяются две стороны конфликта - квази-группы - сходство позиций, не нуждающихся в осознании.
II этап - кристаллизация, осознание интересов, организация квази-группы в фактические группировки. Кристаллизация при наличии определенных условий.
III этап - сформировавшийся конфликт. Элементы (стороны конфликта) характеризуются идентичностью. Иначе - неполный конфликт.

Конфликты могут различаться по насильственности и интенсивности. Не каждый насильственный конфликт обязательно является интенсивным.
Факторы влияющие на насильственность и интенсивность:
1) условия организации конфликтных групп. Высшая степень насильственности, если одна из групп способна к организации. (Организация запрещена - отсутствие политических условий);
2) факторы социальной мобильности. При мобильности интенсивность конфликта уменьшается. (мобильность - переход из одной социальной группы в другую вертикально или горизонтально)
3) социальный плюрализм. Если структура плюралистична, т.е. обнаруживаются автономные области - интенсивность снижается (не одна и та же группа задает тон во всех областях).

Разрешение конфликтов:
1) насильственное подавление конфликта - не может предпочитаться в течение продолжительного срока, превышающего несколько лет.
2) “отмена” конфликтов - ликвидировать противоречия - не может быть успешным.
Разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование. Для этого необходимо: - конфликт признается двумя сторонами неизбежным, более того целесообразно оправданным;
- манифистирование - создание конфликтных групп. Нужны “правила игры” - типовые соглашения, конституция, уставы.

Порядок регулирования конфликта:
1) переговоры для создания органа по решению конфликта. Если безрезультатно - привлечение третьей стороны;
2) наиболее мягкая форма участия третьего лица - посредничество. Предложение решения конфликта не является обязательным;
3) арбитраж- исполнение решения является добровольным. Обязательным - приглашение третьей стороны (арбитража);
4) обязательный арбитраж - находится на грани между регулированием и подавлением (необходимо для сохранения государственного правления, обеспечения мира). Решение обязательно.
Конфликты не исчезают путем их регулирования. Где существует общество, существуют конфликты.

Самое читаемое

  • Всероссийский научный журнал: Общественные науки. №5. 2010.
  • Научная конференция «Управление и общество»
  • Мудрик В.А. Социальная педагогика
  • Анализ и самоанализ занятий (уроков)
  • Как написать введение в курсовой работе (вариант)
  • Социологическое исследование. Программа социологического исследования. Социологический исследовательский проект
  • Исследование систем управления

Следующая цитата

Cовременный социальный конфликт и элементы его теории по Р. Дарендорфу

Ральф Дарендорф определяет современный конфликт как конфликт между ресурсами и притязаниями.

Экономический прогресс сам по себе не уничтожит ни безработицу, ни бедность. Класс большинства обрел относительно удобное существование, защищает свои интересы так же, как это делали другие правящие классы, не стремится разорвать круг лишений людей, опустившихся до положения деклассированных. Напротив, в смутное время он активно выталкивает некоторых своих сограждан за порог общества и там удерживает, защищая положение находящихся внутри. Как и прежние господствующие классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы “впустить” тех, кто приемлет их ценности. При этом доказывают, что границ между классами быть не должно. Они хотят устранить барьеры, разделяющие общество, но совершенно не готовы что-либо делать для этого.

Класс большинства проводит границы не только горизонтально, но и вертикально (расово-этническая проблема). Дарендорф пишет, что прелести многонационального общества пропали даром для большинства, скорее пекущегося о соблюдении межрасовых барьеров, чем о достижении открытости. Такое состояние в обществе - шаг назад в истории развития гражданства. Необходимы позитивные действия: предоставление меньшинствам и другим обездоленным некоторых социальных льгот при получении образования и найме на работу. Возник новый тип “подмоченного” либерализма, отказывающегося от великих завоеваний в области всеобщих гражданских прав и норм ради того, чтобы удовлетворить сепаратистские требования национальных меньшинств. Права меньшинства изначально были неверно поняты и вследствие этого превратились в правление меньшинства.

Вторая опасность опасность аномии (В современную социологию понятие “anomie” ввел Эмиль Дюркгейм, определивший его как временную утрату социальными нормами действенности в результате экономического или политического кризиса. Такое состояние в обществе лишает людей коллективной солидарности, чувства связи с обществом, вследствие чего для многих единственным выходом из ситуации становится самоубийство. Роберт Мертон дополняет определение, трактуя его как “конфликт норм в культуре”, когда люди не способны подчиниться ценностно-нормативной системе общества).

Деклассированных людей почти не интересуют текущие проблемы общества. Они пребывают как бы в летаргии, поэтому не оказывают сопротивления обществу. Их интеллекта не хватает на организованную защиту своих интересов, они способны лишь на “оголтелый мятеж” (возможная причина, почему люди, неспособные выбиться из нищеты, не объединяют свои силы и не идут на приступ столиц, требуя для себя полноценного гражданства, отмечается в “Манифесте Коммунистической партии”. Маркс и Энгельс дают отрицательную оценку тем, кого они называли “люмпен-пролетариатом”. По их словам эти “отбросы общества” являются “пассивным продуктом гниения самых низших слоев старого общества”. Для революции они неподходящий материал.).

Деклассированные элементы - чужаки в обществе. Это не только их положение в обществе, но и мировоззрение. Общество для них недосягаемо. Для них оно сводится к полиции, суду и, в меньшей степени, к государственным учреждениям и служащим. Такое отношение стало свойственно не только безработным и беднякам. Например, молодые люди также склонны заимствовать ценности у социальных низов.

В заключение Дарендорф пишет, что в современном обществе не возникло никакого сравнительного нового конфликта. Маловероятно, что отношения между классом большинства и деклассированными приведут к социальным столкновениям. Однако возникла другая проблема: класс большинства не уверен в устойчивости своего положения, колеблется, когда дело доходит до соблюдения правил, придуманных им же самим. Еще большая опасность - состояние аномии не может длиться долго. Ее опасность состоит в том, что она может привести к тирании.

Читайте также: