Да прилепится цитата из библии

Обновлено: 21.11.2024

Откуда, скажи мне, пришло ему на ум сказать это? Откуда узнал он будущее, и – то, что род человеческий размножится? Откуда известно ему стало, что будет совокупление между мужем и женой? Ведь оно произошло после падения; а до того люди жили в раю, как ангелы, не разжигались похотию, не распалялись и другими страстями, не обременялись нуждами телесными, но, будучи созданы вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в прикрытии одеждою: «беста бо, – сказано, – оба нага, и не стыдястася». Доколе не привзошел грех и преслушание, они были облечены вышнею славою, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди привзошел и стыд, и сознание наготы. Так откуда же, скажи мне, пришло ему на мысль говорить это? Не явно ли, что он, будучи прежде преслушания причастен пророческой благодати, видел все это духовными очами? Изъясняюсь теперь об этом не без цели, но для того, чтобы вы и отсюда могли познать преизбыточествующую любовь, которую явил Бог человеку, даровав ему в самом начале жизнь ангельскую и излив на него бесчисленные благодеяния, а сверх всего другого, удостоив его и дара пророческого; и чтобы вы, увидя беспечность человека после стольких благодеяний, не слагали уже вины на Бога, но во всем винили бы самого человека. Он сам для себя был причиною всех зол, как вы после и узнаете, то есть, и лишения столь многих благ, и того осуждения, которому подвергся за преслушание.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 15.

Не сказал просто: «соединится», но «прилепится», означая этим самое тесное единение: «и будет два в плоть едину».

Восемь слов на книгу Бытия. Слово шестое.

Свт. Амвросий Медиоланский

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

Если брак Адама и Евы есть великое таинство во Христе и Церкви, то как Ева была костью от костей и плотью от плоти мужа своего, так и мы, несомненно, суть члены тела Христова, кость от костей и плоть от плоти Его.

Послания.

Доброжелательство, появившись между лицами, принадлежащими к семейству, (от них), т. е. от детей, родителей, братьев, чрез посредство брачных уз, перешло (затем) в государственныя отношения (ambitum civitatum), и, выйдя из рая, наполнила (весь) мир. И Бог, вселяя в мужа и жену (взаимную) любовь (benevolentem affectum), сказал: «И станут одною плотью» и одним духом. Поэтому то Ева и доверилась змию: зная только о доброжелательстве, она и не помышляла, чтобы могло быть (еще и) зложелательство.

Об обязанностях священнослужителей. Книга I.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

См. Толкование на Быт. 2:21

Свт. Филарет (Дроздов)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

Слова сии можно принимать или от лица Адама, предсказывающего естественное следствие сотворения жены, или от лица Моисея, показывающего начало супружества. Но Иисус Христос приписывает оные Богу (Мф. 19:5). Сие довольно показывает их важность, чрез кого бы ни были они произнесены. Свойство супружеского союза объясняется сравнением его с естественным союзом между родителями и детьми и показывается, что первый неразрывнее последнего. Впрочем, оставление отца и матери и прилепление к жене относится к общежитию, но не простирается на любовь и благодарность детей к родителям. Отлучение от отца и матери приписывается мужу потому, что муж, а не жена, основывает дом и семейство, отдельное от родительского. Тесный союз супружества выражается еще с большею силою наименованием одной плоти. Точный разум сего первоначального и всеобщего закона о супружестве таков, что им исключается многоженство и своевольное расторжение брака, но не девство и целомудрие.

…В супружестве сотворенная жена сочетается с мужем в такой союз, по которому оба составляют плоть одну; искупленные Иисусом Христом и верующие в Него также суть члены тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Еф. 5:30).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

См. Толкование на Быт. 2:23

Блж. Августин

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

По моему разумению, сказанное вдобавок: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть, имеет тот исторический смысл, что так и происходит во всем роде человеческом. Но здесь заключено и пророчество, о котором вспоминает апостол, говоря: Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:31-32).

О Книге Бытия против манихеев.

См. также Толкование на Быт. 2:21

Еп. Виссарион (Нечаев)

Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

«Сего ради», т. е. вследствие того, что «жена от мужа взята бысть», союз между ними теснее, чем между родите­лями и детьми. Отца с матерью без греха может, иногда должен, оставлять сын, когда вступит в брак, – как глава отдельного семейства; но бросить жену или променять ее на другую, по произволу, муж не может без греха. Союз между ними, однажды заключенный, неразрывен, Муж «прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину», т. е. общение между ними должно быть так тесно, как бы они были одним человеком, одним лицом. Посему и сказано у Апостола: «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). И это не есть только обычай или закон человеческий, это есть установление Божие. Слова: «оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину», – слова сии, по свидетельству Иисуса Христа, изрек сам Творец (Мф. 19:4-5), чрез Адама, или чрез Моисея – все равно; сам Творец установил неразрыв­ные отношения между мужем и женой; и потому развод кроме случаев, означенных в законе, есть беззаконие, про­тивление воле Божией: «еже Бог сочета, человек да не раз­лучает», сказал Иисус Христос (Мф. 19:6). Равно и многоженство противно этому закону Божию, ибо к многоженству непри­менимы ясные слова: «будут два», именно двое, а не несколь­ко лиц, «одною плотию».

Толкование на паремии из книги Бытия.

Квотвультдей Карфагенский

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

См. Толкование на Быт. 2:21

Иаков Афраат

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

Мы слышим из закона: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Это великое и тайное пророчество. Кто покидает своего отца и матерь, когда берет себе жену? Вот каково значение этих слов: человек в своем изначальном состоянии любил и почитал Бога, своего Отца, и Святого Духа, свою Матерь. Он не знал никакой другой любви. Для того чтобы взять жену, человек покидает своих Мать и Отца, о которых сказано выше. И этим ум его обращен к миру. Его душа и разум отпадают от Бога и влекутся в этот мир, которым он восхищается и которым утешается, как женою юности своей (Притч 5:18). Любовь к жене отлична от любви к отцу и матери. Писание добавляет: и будут одна плоть. Это правда, что некоторые люди становятся одной плотью и душою с их женами, и их умы и мысли отдаляются от отцов и матерей. Так что тот, кто никогда не вступает в брак и остается один, имеет один дух и ум со своим Отцом.

Доказательства.

Лопухин А.П.

Потому оставит человек отца своего и мать свою

Едва ли можно приписывать эти слова Адаму, поскольку он, не зная, в качестве родоначальника всего человечества, никаких родителей, не имел ни нужды, ни даже самой возможности говорить о них. В виду этого, с большим правом следует приписать их или Моисею, как законодателю брачного союза у евреев (Исх. 21:1-11; Втор. 21:11-17, 24:1-5) и автору книги Бытия, или же, что еще лучше, основываясь на словах Иисуса Христа (Мф. 19:5) – самому Богу, освятившему этим таинство брачного союза и давшему ему основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой - провозглашает два основных его закона – единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание (Мф. 19:4-5; Мал. 2:14-15; 1 Кор. 6:16; Еф. 5:31 и др.).

и прилепится к Жене своей; и будут (два) одна плоть

Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор. 10:20; 3 Цар. 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф. 5:30-31; Иоанн Златоуст, Августин и др.).

Следующая цитата

Это повеление Господь дал мужчине и женщине еще в Эдемском саду. Муж и жена призваны "стать одной плотью" и создать свою семью, покинув своих родителей. Однако, в нашем обществе и родители, и дети часто неверно исполняют эту заповедь.

Что касается родителей, особенно матерей, они часто продолжают вмешиваться в семьи своих детей, особенно в кризисные моменты. Родители действуют из благих побуждений, защищая в браке своих обиженных детей, но используют, порой, неправедные методы защиты. Многие дочери приходят к своим матерям и начинают жаловаться на своих мужей.

Вместо того, чтобы воспитывать в своих детях христианский характер, родители начинают сочувствовать: за спиной осуждать зятя или сноху, которые поступают неверно или несправедливо. Родители утешают своих детей тем, что сплетничают, судят обидчика, позволяют детям уходить из семьи на время, чтобы преподнести урок зятю или снохе. Это есть прямое вмешательство родителей в чужую семью.

Да, на короткий период времени такое вмешательство может давать реальные результаты, особенно дочерям, которые нуждаются в разговоре, ласке и понимании. Но в долгосрочной перспективе такая помощь приведет только к разладу, а при постоянном вмешательстве родителей, может, и к разводу (см. диаграмму).

В Псалме же 59 говорится:

"Дай нам помощь Твою [Господи] против наших врагов, ибо помощь людей бесполезна".
(Пс. 59:13. Современный перевод Библии)

Как бы не хотелось родителям помочь своим детям, они должны помнить, что главная их задача - оградить сына или дочь от злобы, обиды, мести, не прощения, разочарования в браке. Библия не указывает на то, что в брачном союзе будет всё идеально. Брак призван научить двух разных личностей состраданию, прощению, терпению и милости.

Источник цитаты: C.J. Milbrandt, On Your Marks: The Adventure Begins Источник цитаты: C.J. Milbrandt, On Your Marks: The Adventure Begins

Каждый из нас знает на своем опыте - мы учимся только тогда, когда наступаем на собственные грабли. Поэтому основная задача родителей - молиться за своих детей, просить Бога о мудрости для них в тяжелые времена и кризисы семейной жизни. Родители, безусловно, могут давать советы, но только те, которые не будут вредить семье, даже распадающейся. Бог сказал, что "муж прилепится к жене своей", и не во власти родителей предпринимать шаги, чтобы эту связь разорвать, какими бы тяжелыми не казались обстоятельства.

Многие дети также не соблюдают заповедь, и "не оставляют отца и мать свою". Оставить - не значит забыть, перестать уделять внимание, заботиться, проводить вместе время. Оставить - значит принимать собственные решения касаемо своей новой семьи.

Многие дочери настолько привязаны к своим матерям, что живут в браке "по указке" своих матерей. А матери, в свою очередь, напоминают: "Муж твой бросит тебя и уйдет, а мама никогда тебя не предаст". При таких отношениях с родителями иерархия в браке детей стоит под угрозой. Жена не воспринимает мужа как главу семьи. Родители, по-прежнему, остаются для нее главными советчиками. Но Библия говорит о следующем:

"Муж есть глава жены".
(Еф. 5:23)

Родители всегда примут сторону ребенка, всегда придут на помощь, а супруг или супруга способны обижать и предавать. Это неоспоримый факт. Но Божья воля - стать мужу и жене "одной плотью" и проходить через трудности вместе. Только так семья может сплотиться, стать крепкой и нерушимой. Мужу и жене следует уповать в своих трудностях на Бога, а не исключительно на родительскую опеку, которая очень часто слепа и не знает разумных границ.

Но бывают и ситуации, когда поведение детей агрессивно, если родители начинают вмешиваться в их семьи. Чаще это касается сыновей, которые считают советы родителей неприемлемыми и даже не пытаются их выслушать. Здесь Библия указывает на то, что даже если необходимо и "отлепиться" от родителей, непозволительно проявлять к ним неуважение.

"Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе".
(Исх. 20:12)

Итак, дети должны проходить через темные полосы, их надо отпустить, "отлепить" от себя, как бы трудным это не казалось. Родителям следует доверить своих детей и их семьи в руки Господа, помня, что Он заботится о них. Безусловно, тяжело смотреть, как твои дети падают, как их надежды рушатся, но родители должны найти в себе силы позволить им взлететь и парить в небе самостоятельно, веря что Господь будет хранить их и поддерживать на крыльях Своей безграничной любви.

Следующая цитата

..так что имеющие жён должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся. 1Кор.7,29

Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. 1Кор.7,32

Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. 1Кор.7,34

Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. 1Кор.7,38

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Следующая цитата

В Еван­ге­лии от Мат­фея ска­за­но: «Оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей, и будут два одною пло­тью». Поче­му имен­но муж дол­жен при­ле­пить­ся к жене, и что озна­ча­ет «будут двое одной пло­тью»? Как пра­виль­но понять выска­зы­ва­ние: «Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет»? О непо­нят­ных местах Свя­щен­но­го Писа­ния, кото­рые уже ста­ли извест­ны­ми фра­зео­ло­гиз­ма­ми, в теле­про­грам­ме «Сло­во» – доцент Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной ака­де­мии, пре­по­да­ва­тель нрав­ствен­но­го бого­сло­вия про­то­и­е­рей Алек­сандр Ранне.

– Здрав­ствуй­те, доро­гие теле­зри­те­ли, в эфи­ре про­грам­ма «Сло­во». В наших про­шлых пере­да­чах мы гово­ри­ли о Таин­стве и зна­че­нии бра­ка, о том, на какие каче­ства необ­хо­ди­мо обра­щать вни­ма­ние при выбо­ре сво­ей вто­рой поло­вин­ки, как убе­речь брак и какие клю­че­вые момен­ты долж­ны учи­ты­вать супру­ги, что­бы дол­гие годы быть вме­сте. Сего­дня мы попы­та­ем­ся разо­брать неко­то­рые места Свя­щен­но­го Писа­ния, кото­рые вро­де уже ста­ли фра­зео­ло­гиз­ма­ми, но до кон­ца все рав­но нам непо­нят­ны. В гостях у нас доцент Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии, пре­по­да­ва­тель нрав­ствен­но­го бого­сло­вия, про­то­и­е­рей Алек­сандр Ранне.

Здрав­ствуй­те, отец Александр!

– В Еван­ге­лии от Мат­фея ска­за­но: «Оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей и будут двое одною пло­тью» ( Мф.19:5 ). Поче­му имен­но муж при­ле­пит­ся к жене? И вто­рой вопрос: что озна­ча­ет «и будут двое одной плотью»?

– Это очень инте­рес­ный вопрос. Я его дей­стви­тель­но очень люб­лю, пото­му что мне очень нра­вит­ся все­гда раз­мыш­лять над пер­вы­ми дву­мя-тре­мя гла­ва­ми Кни­ги Бытия. Кни­га Бытие – это пер­вая кни­га Биб­лии, напи­са­на очень дав­но, еще в Вет­хом Заве­те, до вре­мён Иису­са Хри­ста в рам­ках иудей­ской культуры.

Пер­вый рас­сказ о тво­ре­нии мира закан­чи­ва­ет­ся как раз тво­ре­ни­ем чело­ве­ка, и там ска­за­но, что Бог «сотво­рил чело­ве­ка по обра­зу Сво­е­му, муж­чи­ну и жен­щи­ну сотво­рил их» ( Быт.1:27 ). И вот то, что здесь гово­рит о том, что и муж­чи­на и жен­щи­на сотво­ре­ны по обра­зу Божию, озна­ча­ет равен­ство муж­чи­ны и жен­щи­ны перед Богом, или по-дру­го­му мож­но ска­зать, что и муж­чи­на, и жен­щи­на – это чело­век. Нам кажет­ся – ну это есте­ствен­но, на самом деле, прав­да? Но в то вре­мя, в те дале­кие вре­ме­на это было откро­ве­ни­ем на самом деле, пото­му что жен­щи­на зани­ма­ла совсем дру­гое поло­же­ние в обще­стве: поло­же­ние, кото­рое было глу­бо­ко под­чи­нен­ным, а ино­гда совсем бесправным.

Но кро­ме того, ведь суще­ству­ет и вто­рой рас­сказ о тво­ре­нии чело­ве­ка, в кото­ром гово­рит­ся, что чело­век из вот этой пыли зем­ной был создан Богом, а потом Бог вду­нул в него дыха­ние жиз­ни, и «стал чело­век душою живою» ( Быт.2:7 ). И этот чело­век постав­лен в пре­крас­ном саде: рай – это ведь сад, в кото­ром он живет, в кото­ром он дает все­му, что он встре­ча­ет, име­на. И опять же мы долж­ны пом­нить, что имя име­ет чрез­вы­чай­но важ­ное зна­че­ние в древ­ней куль­ту­ре. Пото­му что дать имя – зна­чит познать, а познать – зна­чит под­ста­вить под свою власть.

И потом уже сле­ду­ет рас­сказ о том, как сотво­ре­на жен­щи­на – тоже чрез­вы­чай­но инте­рес­но. Здесь гово­рит­ся о том, что жен­щи­на созда­на из реб­ра муж­чи­ны, как мы с вами зна­ем. В Таин­стве Вен­ча­ния это часто повто­ря­ет­ся, но никто не пони­ма­ет, на самом деле, что это озна­ча­ет. А суть это­го рас­ска­за в том, что навел Гос­подь Бог на чело­ве­ка креп­кий сон или, может быть, в гре­че­ском зыке – это сон, кото­рый как бы выво­дит чело­ве­ка из само­го себя, сон экс­та­за – такое сло­во здесь упо­треб­ле­но. Пото­му Бог это дела­ет, что ведь для чело­ве­ка не нашлось суще­ства в мире, соот­вет­ствен­но­го ему. Ему нужен помощ­ник. И вот из реб­ра – поче­му, соб­ствен­но, из реб­ра? Пото­му что на древ­них язы­ках сло­во «цéла» близ­ко к сло­ву «жизнь». Вот из жиз­ни Ада­ма-чело­ве­ка тво­рит­ся жизнь жен­щи­ны. И когда муж­чи­на, или муж, или Адам видит вот эту свою жену, сво­е­го помощ­ни­ка, он гово­рит: «вот это кость от костей моих и плоть от пло­ти моей». Это есть ничто иное как объ­яс­не­ние в люб­ви, он гово­рит: Гос­по­ди, она пре­крас­на, спа­си­бо Тебе, она мне очень нуж­на на самом деле!

И вот после это­го и сле­ду­ет вот это выра­же­ние «оста­вит чело­век отца и мать свою (это как бы уже про­ро­че­ство о буду­щем) и при­ле­пит­ся к жене сво­ей и будет одна плоть» – одна жизнь. Одна плоть, одна жизнь, одно суще­ство. Когда люди дол­го живут вме­сте – бабуш­ка и дедуш­ка, ска­жем, про­жи­ли лет 50–60, если при­гля­деть­ся к ним, они уже похо­жи ста­но­вят­ся друг на дру­га, пото­му что они оди­на­ко­во мыс­лят, у них оди­на­ко­вые тра­ди­ции в семье, они оди­на­ко­во при­мер­но реа­ги­ру­ют на всё. Они – одно, они – одна жизнь. Вот об этом идет речь.

Конеч­но, не надо забы­вать о том, что здесь речь идет и о про­дол­же­нии потом­ства, и о том меха­низ­ме, кото­рый вло­жил Гос­подь в это живое суще­ство, хотя об этом уже гово­рит­ся в дру­гом рас­ска­зе. Пото­му что обра­ти­те вни­ма­ние: вот здесь Адам так вос­тор­жен­но встре­ча­ет­ся свою супру­гу – кста­ти гово­ря, он здесь назы­ва­ет ее не каким-то опре­де­лен­ным име­нем, то есть не ста­вит ее под свою власть, а здесь упо­треб­ле­но назва­ние «иш» и «иша», то есть корень один и тот же. Он видит в ней рав­но­го себе. Это, соб­ствен­но гово­ря, и есть любовь. А вот потом, после гре­хо­па­де­ния, когда они реша­ют стро­ить свою жизнь вда­ле­ке от Бога (а мы ведь пом­ним, что Бог есть любовь, – зна­чит вда­ле­ке от люб­ви), когда они соби­ра­ют­ся стро­ить свою жизнь на соб­ствен­ном «я», их отно­ше­ния и рас­па­да­ют­ся. И когда Бог спра­ши­ва­ет чело­ве­ка: «А не вку­шал ли ты от дре­ва позна­ния добра и зла, кото­рое Я запре­тил вам» – он гово­рит: «Изви­ни, но это жена, кото­рую Ты мне дал, иску­ша­ла меня в этом». То есть он даже не жену обви­ня­ет. Он гово­рит: у меня пло­хая жена, но Ты ведь ее дал, зна­чит, Ты плох. Вот это и есть этот рас­пад, раз­лом в отно­ше­ни­ях чело­ве­ка и Бога, в отно­ше­ни­ях муж­чи­ны и женщины.

И толь­ко после это­го Адам дает имя сво­ей жене: «и назвал Адам жену свою Ева», пото­му что она ста­ла мате­рью всех живу­щих на зем­ле. «Ева» в пере­во­де на рус­ский язык есть «жизнь». Но ведь дать имя, как мы пом­ним, – поста­вить под свою власть. Вот в этом мы и видим нера­вен­ство муж­чи­ны и жен­щи­ны. А поэто­му, если мы гово­рим о том, как же эту гар­мо­нию вос­ста­но­вить, то дру­го­го пути кро­ме как научить­ся друг дру­га любить у людей нет. И ника­кие соци­аль­ные при­ви­ле­гии тут не помогут.

– Отец Алек­сандр, даль­ше в Еван­ге­лии гово­рит­ся о том, «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет» ( Мф.19:6 ) – объ­яс­ни­те, пожа­луй­ста, это высказывание.

– Когда в Еван­ге­лии фари­сеи под­хо­дят к Иису­су Хри­сту и спра­ши­ва­ют у Него, доз­во­ли­тель­но ли давать жене раз­вод­ное пись­мо, то Хри­стос и отве­ча­ет им: «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет». Ведь зачем Бог соче­тал – для того, что­бы чело­век научил­ся люб­ви и научил­ся вер­но­сти в люб­ви. Бог хочет, что­бы чело­век стал достой­ным веч­но­сти, а для это­го чело­век дол­жен научить­ся любить. Тут все очень про­сто. И кого же еще любить, как не того, кого Бог пода­рил чело­ве­ку? Ведь жен­щи­на – это пода­рок муж­чине, его помощ­ни­ца, на самом деле. Поэто­му мы здесь встре­ча­ем­ся с этим выра­же­ни­ем (а ведь Иисус Хри­стос на самом деле цити­ру­ет Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хо­го Заве­та), Он как бы гово­рит не от Сво­е­го лица, Он пре­крас­но зна­ет эти тек­сты, пото­му что с дет­ства, как было поло­же­но, изу­чал их в сина­го­ге, ска­жем, в Наза­ре­те, куда Он по совер­ше­нии трид­ца­ти лет, когда испол­ня­лось совер­шен­но­ле­тие, при­шел, взял тек­сты Свя­щен­но­го Писа­ния и имел пра­во их интер­пре­ти­ро­вать. Поэто­му все­гда Его про­ве­ря­ли: Ты гово­ришь, что Ты учи­тель, но вот ска­жи нам: а как надо учить? И когда Он отве­ча­ет на этот вопрос, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет, Ему сра­зу гово­рят: а как же Мои­сей-то, наш вождь, кото­рый вывел нас из раб­ства еги­пет­ско­го, он же раз­ре­шил давать раз­вод­ное пись­мо. И они счи­та­ли, что в этом они улов­ля­ют Хри­ста. Пото­му что Мои­сей – это не про­сто зако­но­да­тель, он дает людям, сво­е­му наро­ду, бого­от­кро­вен­ный закон.

И здесь мы всту­па­ем в чрез­вы­чай­но важ­ную исто­рию, пото­му что Хри­стос отве­ча­ет: «Мои­сей по жесто­ко­сер­дию ваше­му раз­ре­шил давать раз­вод­ное пись­мо, а рань­ше не было так». Поче­му это так важ­но – пото­му что в дан­ном слу­чае Хри­стос гово­рит, что даже в этом бого­от­кро­вен­ном законе Мои­сея не все абсо­лют­но иде­аль­но. Пото­му что Мои­сей при­спо­саб­ли­вал закон к уров­ню нрав­ствен­ной куль­ту­ры еврей­ско­го наро­да, а она была чрез­вы­чай­но низка.

Вся­кий закон не может тре­бо­вать от чело­ве­ка момен­таль­ной свя­то­сти. Чело­век дол­жен к этой свя­то­сти быть под­го­тов­лен, в этом всё дело.

– В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии обру­че­ние совер­ша­лось за меся­цы, а то и за годы до Таин­ства бра­ка. Сей­час все про­ис­хо­дит в один день. Полу­ча­ет­ся, что обру­че­ние пре­вра­ти­лось в такую формальность?

– Не совсем в фор­маль­ность. Надо вспом­нить каким обра­зом бра­ки совер­ша­лись в древ­ней Рос­сии. Преж­де все­го роди­те­ли дого­ва­ри­ва­лись о том, кто будет мужем или женой их ребен­ка. И ска­жем, уже семи­лет­ний, а то и пяти­лет­ний ребе­нок уже имел себе, так ска­зать, ему пред­на­чер­тан­ную супру­гу. И очень часто по испол­не­нии 10–12 лет ребен­ка отда­ва­ли в дру­гую семью для того, что­бы он там вме­сте со сво­ей буду­щей женой рос. Это не зна­чит, что они тут же, так ска­зать, ложи­лись в кро­вать, они вме­сте рос­ли в этом быте, в тра­ди­ци­ях вот этой семьи. И семью под­би­ра­ли по бли­зо­сти тра­ди­ций. Пото­му что, зна­е­те, когда один чело­век при­вык нос­ки гряз­ные раз­бра­сы­вать по квар­ти­ре, а дру­гой чело­век при­вык к акку­рат­ной жиз­ни, им очень труд­но друг дру­га понять, когда они начи­на­ют жить вме­сте, и это рус­ские люди очень хоро­шо пони­ма­ли. Это надо иметь в виду.

А с дру­гой сто­ро­ны, вот какое зна­че­ние име­ет обряд обру­че­ния: оно име­ет глу­бо­чай­шее зна­че­ние. Когда коль­цо наде­ва­ют чело­ве­ку на палец, ведь это не про­сто околь­це­ва­ние какое-то. В древ­ней кни­ге «Песнь Пес­ней» есть такие заме­ча­тель­ные сло­ва: «поло­жи меня как печать на серд­це свое» ( Песн.8:6 ). Что они озна­ча­ли: у чело­ве­ка все­гда было коль­цо на руке с печа­тью, и эту печать он ста­вил на всё, что ему при­над­ле­жа­ло. Вот эти люди, кото­рым наде­ва­ют коль­ца во вре­мя таин­ства или обря­да – они как бы отпе­ча­ты­ва­ют­ся на серд­це друг дру­га. Поэто­му надо вспом­нить дру­гое выра­же­ние из той же кни­ги «Песнь Пес­ней»: «как смерть, силь­на любовь» ( Песн.8:6 ) – это очень важно.

– Отец Алек­сандр, из чина вен­ча­ния сле­ду­ет, что муж и жена будут друг с дру­гом и в веч­но­сти. А если один из супру­гов уми­ра­ет, а дру­гой сно­ва всту­па­ет в ещё один вен­чан­ный брак, то с кем он будет в вечности?

– В нашей жиз­ни мы все как бы раз­бро­са­ны по отдель­ным квар­тир­кам. И в прин­ци­пе, даже сама по себе семья – это нечто изо­ли­ро­ван­ное. Но Цар­ство Божие – это не изо­ли­ро­ван­ная струк­тур­ка, там не по квар­ти­рам живут, там все объ­еди­не­ны одной любо­вью Бога во Хри­сте, пони­ма­е­те? Там изо­ля­ции ника­кой нет, пото­му что все друг дру­га рав­ным обра­зом любят, а ника­ких живот­ных отно­ше­ний там пред­по­ло­жить, как мы пони­ма­ем, нельзя.

– Спа­си­бо, отец Алек­сандр, за сего­дняш­не­го бесе­ду. Дей­стви­тель­но, нам есть над чем пораз­мыс­лить, спа­си­бо Вам.

– Спа­си­бо Вам, Катя!

– Доро­гие теле­зри­те­ли, у свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста есть заме­ча­тель­ные сло­ва: «муж и жена подоб­ны руке и гла­зам: когда руке боль­но, гла­за пла­чут; а когда гла­за пла­чут, руки выти­ра­ют сле­зы». Бере­ги­те свои семьи, до новых встреч.

Читайте также: