Цветовая дифференциация штанов цитата

Обновлено: 21.11.2024

Приспичило пересмотреть Кин-дза-дзу. И вот тут, через 25 уже лет, до меня дошло, о чем, собственно говоря, этот фильм.
То есть Данелия наверняка ничего такого не думал и в виду не имел. Но как-то так вышло.
Вообще интересно смотреть эти предперестроечные фильмы. Полные предчувствия гражданской войны.
Тогда было непонятно, воспринималось как сатира, скорее, на СССР. Хотя смысл в этом случае не вполне складывается, однако тогда была такая ситуация, что можно было разбрасывать уже чистые листочки бумаги — "и так всем все ясно", раз плохое, значит, про СССР.
А фильм на самом деле пророческий получился.
Ключевая фраза там — фраза пацака Би, "Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели".

Дядя Вова и Гедеван в то время мне казались обычными людьми, современниками, смешными, убогими совками, хотя и не лишенными благородства.
Сейчас же я вот смотрю на это и понимаю, что они — как пришельцы из светлого будущего. Даже не верится, что такие люди бывают.
Они открытые и красивые. Ведут себя с достоинством. Чтобы заставить их "делать ку", вести себя внешне как плюкане, требуется жесткое и длительное внушение. Но внутренне они так плюканами и не становятся, до конца ведут себя благородно, страсть плюкан к деньгам дядя Вова открыто высмеивает — но тем не менее не может бросить в беде Би с Уэфом, которые не раз кидали землян.
Они совершенно лишены национализма по отношению друг к другу; "оголтелый расизм" плюкан Гедевана глубоко возмущает. Ведут себя как братья — старший и младший, причем это братство и ответственность друг за друга возникают мгновенно, как только они вдвоем оказываются в беде. Гедеван беспокоится о будущем науки — тырить вещи, конечно, нехорошо, но ведь он не загнать эти вещи на рынке собирается, а передать в ЮНЕСКО!
То есть с нашей сегодняшней точки зрения по сравнению с плюканами советские люди — просто представители Светлого Будущего. А ведь это нормальные, реальные люди того времени. Средние, не лучшие и не худшие.
Би с Уэфом при этом несколько раз, настойчиво — то есть явно не случайно — повторяют: ну и отсталая у вас планета! Дикари! И воду еще на лутц не перевели, и леса еще есть, и порядочные люди. Дикари! И с жаром объясняют смысл своей жизни — про дифференциацию штанов. Это важно!
Мы тогда воспринимали это со смехом, а на самом деле это совершенно точное предсказание будущего.
Уэф: а как у вас определяют, кто кому должен кланяться?
Дядя Вова: Ну это на глаз.
Уэф: Дикари. вот смотри: тот, у кого много чатлов есть, получает желтые штаны, и ему пацаки должны не один, а два раза кланяться. А тот, у кого очень много чатлов — имеет малиновые штаны, и ему не только пацаки, но и четлане должны кланяться, и эцилопп его не имеет права по ночам бить!
Через несколько лет нам начнут объяснять, что мы дикари. Весь цивилизованный мир, живущий по рыночным законам, знает по совершенно четким признакам, кому надо кланяться — именно тому, у кого много чатлов. А мы все еще на глаз определяем!
И разве мы не слышали — "у нас нет цели, только в рыночном обществе у человека есть цель"?
И у нас появилась "цветовая дифференциация штанов". Не то, что в советском обществе не было иерархии и требований кому-то "кланяться" — было, герой фильма и не отрицает. Но потом стало все совершенно цивилизованно — те, кому следует кланяться, "у кого много чатлов" — стали отличаться от обычных пацаков людей одеждой, машинами, жилищами, средой обитания, привычками. Общество обрело цель — приобретать и приумножать чатлы.
Заодно постепенно исчезли и другие признаки "дикарства" — интернационализм, дружба, благородство, честь. Здравствуй, Плюк! Кстати, и господин Пе. ну вы поняли. тоже появился.
Теперь самое интересное — насчет материально-технологического уровня галактики Кин-дза-дза.
В то время все это убожество тоже воспринималось как пародия на "наше убожество". Все эти ободранные стены, вонючие колодцы, ржавые скрипучие механизмы.
Но в этой версии "сатиры на нашу действительность" чего-то не хватало.
Сейчас я понимаю, чего.
Реально цивилизация Кин-Дза-Дза — вовсе не убога. Это постиндустриальное, непредставимо развитое технически общество.
Это такой постпанк. Ржавые болты и сортир с песком — в звездолете, способном преодолеть световые расстояния за секунду.
Сегодня ты нищий артист, а завтра раздобыл спичку — и покупаешь целую планету. Причем планета стоит всего 60 чатлов, а воздух к ней — 90 чатлов.
Парадоксы рынка, вроде нищего с мобильным телефоном.
В принципе любой плюканин мог бы устроить локальный коммунизм, если у него есть немного денег или немного мозгов. Купить воду, залить планету океанами, вырастить леса, перевоспитать идиотов, в общем, создать Альфу 2,0.
Но кому это на хрен надо? Уэф точно выражает высшее желание любого плюканина: "они все будут нам кланяться, а мы будем наслаждаться". Как господин Пе Же: сидеть в бассейне с водой и дергать за колокольчик своего пацака. Скучно не будет. Вся жизнь плюканина — игра. Сегодня ты в пожизненном эцихе, а завтра — на вершине. Но послезавтра тебя могут трансглюкировать, так что наслаждаться даже самыми убогими радостями будет не скучно.


Здесь Данелия со своим пророчеством перепрыгнул через ступень. Это — логическое продолжение "цивилизованного мира" в будущее. Это идеально развитый, утопический капитализм — он будет выглядеть именно так (при хорошем раскладе, конечно, если люди вообще выживут, и если все эти технологии возникнут!). То же, собственно, предполагают и западные писатели — например, Нил Стивенсон в "Алмазном веке" — безграничные материальные возможности, полная свобода, и неописуемое убожество личности.

Эти полуобезьяны могут по своим техническим возможностям преобразить целый мир, исследовать Вселенную, стать бессмертными.
Но зачем им это нужно? Их смысл жизни — борьба за чатлы, за цвет штанов и высшая идея — "чтобы мне все кланялись". Их общество не "дикарское", оно имеет цель и смысл!
А дядя Вова и Гедеван возвращаются назад, в свой обыденный мир, где сын-двоечник, за кооперативную квартиру не плачено, в МГИМО не поступить. В светлый, оказывается — а мы и не знали этого, но все познается в сравнении — прекрасный мир, которому так недолго осталось существовать.
Ку.

Следующая цитата

Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны, и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин "ку" делать, и эцилопп меня не имеет права бить по ночам. Никогда.

Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти макароны.

— Владимир Николаевич, у тебя дома жена, сын-двоечник, за кооперативную квартиру не заплачено. А ты тут мозги пудришь. Плохо кончится, родной.

Друзья! Пацаки! Вот ваш носок, спасибо.

Гравицапа — это то, без чего пепелац может только так летать.

Здравствуйте, мы пацаки с планеты Земля!

— Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю.

— Дядя Вова. Цапу надо крутить, цапу.
— На! Сам делай!
— Мне нельзя, я чатланин.
— Уйди отсюда. Как советовать, так все чатлане, а как работать, так.

Я тебя полюбил — я тебя научу.

— Скрипач, вместо того, чтобы все время думать, что ты первый грузинский космонавт, и что тебе Нобелевскую премию дадут, верни ложку, которую ты у нищих артистов украл.

— Это твое заднее слово?
— Заднее не бывает!

Народу нравится!

А Скрипач не нужен, родной. Он только лишнее топливо жрёт.

Скрипач! Тут инопланетяне штанами фарцуют. жёлтыми. Нужны тебе?

Ты пацак, ты пацак и он пацак! А я — чатланин! И они — чатлане! Так что ты цак надень, и в пепелаце сиди, ясно?

— А ну быстро все — в корыто! И сидеть так сутки! Ку или не ку?

А этот пацак все время говорит на языках, продолжения которых не знает!

Strangers in the Ку.

Жёлтые штаны! Два раза "ку"!

— Ну и зараза же ты, родной.
— Он хуже. Он просто кю!

Пацак пацака не обманывает, это некрасиво, родной.

Ищи себе другой ансамбль, дядя!

— Ты куда?
— В туалет!
— В туалет с деньгами нельзя. Деньги оставь здесь.

Пацак! Какие балды у меня здесь контрабандный КЦ возьмут, при свидетелях, когда за него — пожизненный эцих с гвоздями?! У тебя в голове мозги или кю?!

Меня — на планету, где не знают, кто перед кем должен приседать? Чушь!

— Тормози! Тормози!! Тормози.
— Как я могу затормозить, когда ты всю тормозную жидкость выпил?! Алкаш!

Пошли, скрипач, в открытый космос.

— Товарищ, там человек говорит, что он — инопланетянин. Надо что-то делать.
— Звони в 03.

Следующая цитата

Идея о фантастическом фильме режиссеру Георгию Данелии пришла в разговоре с итальянским писателем - сценаристом Тонино Гуэрры. Тонино жаловался на холодные зимы в России и предложил Георгию сделать сказку, чтобы "согреться".

Георгий Данелии решил снять фильм про жителей жаркой планеты "Плюк". Во время совместной работы со сценаристом Резо Габриадзе задумка несколько изменилась. Три месяца ушло на написание сценария, а на утверждении в Госкино, министр кинематографии сказал Данелии: «Если бы это был не твой сценарий, я бы этот бред бросил читать на первой странице…».

Чатланин Уэф - Евгений Леонов, Пацак Би - Юрий Яковлев Чатланин Уэф - Евгений Леонов, Пацак Би - Юрий Яковлев

Получив разрешение и бюджет на съемки режиссер приступил к набору актеров и реквизита.

Следующая цитата

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Читайте также: