Онегин о москве цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Одной из особенностей романа "Евгений Онегин" является присутствие автора в произведении. Показав русскую жизнь 10–20 годов Х1Х века, Пушкин высказал и собственное мнение по многим вопросам современности. Перечитывая роман, всякий раз поражаешься, какое множество проблем отразилось в изумительных стихах!

Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой.

Можно преклоняться перед даром предвидения Александра Сергеевича (правда, на претворение в жизнь этой мечты он отводил пятьсот лет), но ещё более удивляет, что изображённые им люди своими нравами так похожи на многих наших современников! Что роднит их, почему столетиями не меняются, или слабо совершенствуются нравственные качества личности? Наблюдая нынешнюю жизнь, сталкиваясь с интригами, клеветой, непорядочностью, видя бесконечную погоню за властью и богатством, понимаешь, что Пушкин нисколько не преувеличивал, изображая сатирически московское общество. Видимо, потому, что Москва – центр, столица, здесь сосредоточиваются основные силы претендентов на лучшее «место под солнцем». А те, кто считает, что им по праву рождения принадлежит первенство, на генетическом уровне «накопили яду» и приобрели богатый опыт уничтожения соперников, конкурентов в борьбе за жизненные блага.

Пушкин любил Москву, это родной для него город, где многое дорого. Но о представителях московского высшего света он пишет нелестно, ведь целью было реалистичное изображение общества.

Автор показывает переживания своей героини, которую везут в Москву, на «ярмарку невест». Татьяна испытывает страх, заранее предвидя кривотолки и насмешливые взгляды «московских франтов и Цирцей». Родственники встречают её радушно (Пушкин отдаёт дань московскому хлебосольству и гостеприимству), но «младые грации Москвы» удручают Татьяну «бессвязным, пошлым вздором», сплетнями, клеветой:

В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум,
Не улыбнётся томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

Пушкин не щадит и мужскую половину дворянской Москвы, рисуя чопорных «архивных юношей», готовых неблагосклонно отзываться о провинциальной девушке. И только Вяземский «успел занять душу» Татьяны разговором, чем вызвал интерес к ней некоторых высокомерных москвичей. Автор сочувствует любимой героине, которую свет не замечает, даже лорнеты не наводят на неё ни дамы, ни модные знатоки и завсегдатаи театров. Но и Татьяне, как и Пушкину, не нравятся «франты записные» с их надменностью и лорнетами; у неё вызывают досаду также «гусары отпускные», которые спешат «блеснуть, пленить и улететь».
Пушкин полностью разделяет чувства Татьяны, сожалеющей о невозможности уединиться, почитать, помечтать на лоне природы. Она начинает ненавидеть «волненье света», шум, блеск, сплетни:

Ей душно здесь. она мечтой
Стремится к жизни полевой.

Автор с пониманием относится к заботам московских тётушек о женихе для Татьяны, но старшее поколение вызывает у поэта не меньше сарказма, чем молодёжь Москвы. Он отмечает, что москвичи не меняются, «всё в них на старый образец»:

Всё белится Лукерья Львовна,
Всё то же лжёт Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семён Петрович так же скуп.

Пушкин с сожалением повествует о нравах московских дворян, которые закоснели в своём барстве, в праздности и пустоте жизни, а потому не хотят замечать изъяны в поведении отдельных личностей, способных на подлость или фальшь, на ложь и измены. Они готовы лицемерить, надев маски приличия, натянуто улыбаться, а потом злословить по разным поводам. И обманутые мужья делают вид, что всё у них нормально:

Всё так же смирен, так же глух
И так же ест и пьёт за двух.

Во всем человек найдёт при желании выгоду: свобода используется для посещения клубов и игры в карты.

Читая конец седьмой главы, можно предположить, что Пушкин слишком критичен по отношению к москвичам, но на самом деле его ирония распространялась только на определённую часть дворянства. А были и другие москвичи, и была Москва, которую поэт искренне, восторженно любил:

Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

Пушкин скучает по Москве, и сердце его волнуется при встрече со столицей: «Москва, я думал о тебе!» Поэт с радостью и восторгом любуется открывающимся при въезде видом:

Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы, как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

И не один Пушкин так жадно вглядывается в любимую и дорогую сердцу панораму. Всякому россиянину знакома гордость за свою столицу, за величие и красоту её дворцов, церквей, музеев, площадей и парков. Поэт напоминает также о Петровском замке, «свидетеле нашей славы». И о том, что Москва не стала «коленопреклонённой», «не пошла Москва моя» «с повинной головою» к Наполеону на поклон. Эта любовь Пушкина к Москве, его гордость и уважение относятся не только к городу, но и к его жителям. В романе «Евгений Онегин» Пушкин отметил огромную роль Москвы и москвичей в истории государства Российского.

© Copyright: Зоя Орлова, 2014
Свидетельство о публикации №214122200744 Рецензии

Верно, Зоя. много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

Согласна. Столица - сердце родной земли, куда устремлены наши надежды, где всё памятно и дорого. Город - это и люди, его населяющие. А москвичи - разные, среди них много добрых, хороших людей, а не только олигархи, чиновники, мошенники.
Я очень люблю Москву! Несмотря на суету, снобизм отдельных граждан и прочие минусы. Пушкин лучше всех об этом сказал.
Спасибо, Александр.

На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

Москва Пушкинская: белокаменная с крестами золотыми, не ставшая коленопреклоненной Наполеону, с тихими берегами Москвы-реки и столичным шумом, расеянная в толках виста и бостона, такая Москва предстаёт в стихотворениях Александра Сергеевича Пушкина.

Из "Евгений Онегин".

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

На тихих берегах Москвы…

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.

Ответ

Я вас узнал, о мой оракул!
Не по узорной пестроте
Сих неподписанных каракул,
Но по веселой остроте,
Но по приветствиям лукавым,
Но по насмешливости злой
И по упрекам… столь неправым,
И этой прелести живой.
С тоской невольной, с восхищеньем
Я перечитываю вас
И восклицаю с нетерпеньем:
Пора! в Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи — лед, сердца — гранит;
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.

Княгине З. А. Волконской

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.

В альбом (Гонимый рока самовластьем. )

Гонимый рока самовластьем
От пышной далеко Москвы,
Я буду вспоминать с участьем
То место, где цветете вы.
Столичный шум меня тревожит;
Всегда в нем грустно я живу —
И ваша память только может
Одна напомнить мне Москву.

Следующая цитата

Во время событий романа «Евгений Онегин» столицей Российской империи был блистательный Петербург, но отсутствие официального статуса, не мешало Москве оставаться крупнейшим торгово-экономическим центром и сердцем страны. Как истинно русский человек, А.Пушкин не мог не упомянуть Москву в своем романе о жизни российского дворянства, особенно, учитывая ту огромную роль, которая исторически была ей отведена.

Несмотря на то, что Москва не стала сценой самых важных событий – завязка и развязка романа связаны с Петербургом, а кульминация происходит вообще в российской глубинке, автор сумел передать свое личное отношение к этому городу. Это и безбрежная любовь, от которой сводит дыхание, высказанная одной-единственной, но очень точной фразой:

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!

и гордость, сталью звенящая в строках, описывающих Петровский замок, в котором скрывался Наполеон:

Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар.

и с искренним восхищением:

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Знакомство с Москвой происходит в 7 главе – Татьяну Ларину родня отправляет в Московское Благородное Собрание или по-простому, на Ярмарку невест, в качестве дебютантки, чтобы найти ей пристойного мужа. Пушкин, через Татьяну, описывает город, концентрируя внимание читателей на его характерных чертах, которые до сих пор отождествляются и ассоциируются в душе каждого русского человека с Москвой. Поэт не использует для этого каких-то сложных приемов, метафор и сравнений, а просто перечисляет их, словно художник, накладывающий на картину широкие скупые мазки:

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах

Читая эти строки, кажется, ощущаешь тот трепетный восторг, который охватил Татьяну при виде златоглавой Москвы, ее величавых белокаменных церквей с многочисленными крестами, уютных бульваров, с гуляющей разночинной публикой и мощеных улочек, магазинов мод и аккуратных особняков.

Но вчитываясь дальше, понимаешь, что скромная деревенская инженю только очаровалась, но не прониклась любовью к Москве. Шум балов и бесконечные сплетни, посиделки с тетушками и разговоры об удачном браке утомляют Татьяну, и она все больше укореняется в мысли о Москве, как о надменном и холодном городе. И по ходу романа Пушкин старается изменить мнение своей героини, противопоставляя чопорности салонов мозаику пестрых улиц, а аристократичности – простоту и душевность Москвы.

Очень интересно А.Пушкин играет на контрастах, рассказывая о Москве и Петербурге. Так, столица описывается, как «модный» суетный город, где кипит жизнь в круговерти балов и суаре, светских раутов и театральных премьер. Холодный и холеный Петербург ценит только победителей по жизни, и в нем нет места душевности и теплу, поэтому даже семейная жизнь, в глазах молодых дворян, рассматривается как анахронизм.

Пушкин позволяет себе с сарказмом описывать петербургское высшее общество, правда, этот прием нельзя называть обличительным и злым, скорее, добродушно-насмешливым. При этом, выказывая огромное уважение к городу Петра и восхищаясь ним, поэт ни одной строкой не выдает своей любви к нему. Некоторые критики даже слышат в начальных строках романа некую обиду на Петербург, связанную с неудачным и болезненным для поэта романом с петербургской барышней:

Но вреден север для меня

В то же время, открыто признавая Москву еще одной культурной столицей Империи, Пушкин отмечает, что здесь до сих пор живы давние традиции русского народа, и даже поддаваясь влиянию Европы, она остается очень домашней. И в этом он видит «изюминку» Москвы, которая, из-за этого контраста, в глазах читателя оживает и дает фору холодному надменному Петербургу.

Следующая цитата

Известный писатель начал работу над своим самым большим произведением в эпоху декабристских восстаний. Это был 1823 год. Более семи лет автор трудился над созданием уникальных персонажей, изучал общество, дворянство, привычки и манеры людей. Это помогало ему воссоздавать максимально реалистичные картины московской, петербургской жизни.

Образ Петербурга в «Евгении Онегине» имеет большое значение, описание города присутствует на протяжении всего произведения. Питер – родина главного героя. Писатель рассказывает о собственных прогулках по улочкам, берегу Невы. В романе есть упоминание о вреде северного климата. Так автор вспоминает о ссылке в Михайловском. Главный герой в детстве гулял в Летнем саду с гувернером французом.

Описание Москвы в «Евгении Онегине» – отдельная глава. Город характеризуется со слов Татьяны. Творец сравнивает два крупнейших столичных центра. Известный стих «Москва, как в сердце» посвящается знакомству с городом.

Образ Петербурга в романе «Евгений Онегин»

Описание Петербурга в «Евгении Онегине» начинается с первых строк романа. Поэт описывает прогулки маленького Евгения по Летнему саду. С пятнадцатой строфы образ города меняется, он становится взрослее, серьезнее в противовес беспечному, юному Онегину.

Основные черты Питера:

  • Горделивый;
  • Элегантный;
  • Равнодушный;
  • Современный;
  • Лицемерный.

Качества дворянского сословия русский писатель переносит на город. Первая часть произведения посвящается декабристскому Петербургу. Он живет в постоянном предвкушении изменений. Ближе к концу романа писатель называет город пустым, упоминает мертвящее упоение света. В целом Пушкин отражает разнообразие, многоплановость северной столицы. Для сравнения он упоминает итальянскую Венецию. Такой подход позволяет читателю в деталях представить город.

Образ Москвы в романе «Евгений Онегин»

Образ Москвы в «Евгении Онегине» наполнен авторской любовью, теплотой. Он передает всю естественность, оживленность столицы. Это открытый мир достижений, перспектив, разных людей; динамичный ритм, прекрасные пейзажи. Александр Сергеевич описывает достопримечательности исторического центра, дворцы, церкви. Он рассказывает про героические события, вызывая восхищение родным государством.

Москва появляется в романе после переезда Лариной. Здесь она встречает своего супруга. Девушку смущает суета, шум столицы, она видит неискренность, надменность города. Писатель говорит о прелестях столицы:

«Имеет сельская свобода
Свои счастливые права,
Как и надменная Москва…»

Пушкин считал Москву исконно русским городом, здесь поэт родился, вырос. Он трепетно описывает особенности города:


«Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»


Важный эстетический момент – описание церковных куполов, крестов, императорских дворцов, монастырей. Родственники удивляются красоте города, вокруг общаются кумушки, встречаются знакомые – эти моменты подчеркивают впечатление читателя от Москвы. Она славится красивыми женщинами:


«У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве».


Автор искренне любит город. Здесь он получил помилование от царя, встретил свою будущую жену, создал множество знаменитых произведений. Писатель считает столицу купеческой, привыкшей к своему ритму жизни. Здесь старые традиции объединяются с новыми веяниями, русские обычаи уживаются с европейскими традициями. Питер Пушкин называет головой страны, Москву – сердцем.

«Евгений Онегин» – описание Петербурга, цитаты

Роман начинается с описания города, ждущего изменений, строки пропитаны свободой, верой в светлое будущее. Декабристские движения, перспектива новой жизни зажигают огонь веры в лучшее в каждом жителе. Понять, как выглядит Петербург в «Евгении Онегине», цитаты помогут лучше всего:


«Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг…»


Главный герой восхищен красотами Питера, его тишиной, огнями, уютными улочками. Здесь происходит завязка сюжетной композиции. Поэт тщательно отображает каждую деталь дворянской жизни, описывая рестораны, наряды богатых дам и джентльменов, питейные заведения. Татьяна, вернувшись из Москвы, отзывалась о Питере:


«Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы…»

Читайте также: