Цитаты задание 29 обществознание

Обновлено: 21.11.2024

29.4 Политология: «Неотчуждаемая верховная власть, равенство перед законом и в правах, гражданское и политическое, общественная свобода — вот три основных положения всякой истинной демократии» (Э. Литтре).

Вступление.

Четыре элемента вступления:

Теоретическая аргументация.

Рекомендации к теоретической части сочинения:
  • объясняйте значение терминов, которые используются для подтверждения цитаты;
  • не нужно эту часть загружать любыми терминами по всей теме, используйте только те, которые поясняют цитату;
  • помните, что это сочинение, а не доклад на уроке, поэтому не превращайте данную часть в обычный пересказ правил, связывайте термины с цитатой;
  • не забывайте о микровыводе в конце абзаца.
Пояснение.
  • Выделены термины, как видите, их достаточно чтобы получить 1 балл.
  • В сочинении нет простого перечисления правил (демократия – это…; равенство всех перед законом – это… и т.д.), а всё логично соединено в текст, одна мысль продолжает и дополняет другую;
  • Наконец, дан микровывод по теме.
Два аргумента из разных источников.
Рекомендации.

1.Помните, что аргументы должны быть из разных источников.

Возможные источники аргументов:

  • пример из художественной литературы;
  • пример из СМИ (из статей, газет и журналов, из Интернета);
  • материал из научно-публицистической литературы (это различные энциклопедии и справочники, книги на научные темы; могу порекомендовать прекрасную «Энциклопедию для детей» издательства «Аванта +», в которой целых 45 томов; здесь есть примеры практически по любой теме);
  • материал из школьных учебников;
  • примеры из жизни общества;
  • можно смоделировать ситуацию и предложить вариант, например, поведения людей (можно начать так: «Представим ситуацию…»)
  1. Аргументы должны раскрывать тему цитаты с разных сторон. Если вы пишете об одном и том же, пусть взяв примеры из разных источников, это будет рассматриваться как ОДИН аргумент. Помните об этом.

3.Легче раскрыть тему на противоположных примерах, если тема позволяет это.

  1. Не забывайте о микровыводах после каждого аргумента и о связи аргументов с цитатой.
Примеры.
Аргумент 1.
Примером истинно демократического государства может служить Российская Федерация. В Конституции РФ отмечено, что высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы. Каждый гражданин может защищать свои права, пользоваться ими, свободно заниматься любым видом деятельности, развивать свои способности, исповедовать любые взгляды (плюрализм мнений) в рамках закона. Во 2-ой части Конституции чётко определены все права, свободы и, конечно, обязанности гражданина РФ; отмечено, что государство гарантирует данные права и свободы. Гарантом Конституции является Президент РФ. Таким образом, вся деятельность органов власти в РФ направлена на создание условий для достойной жизни граждан, свободных, живущих в правовом государстве.
Аргумент 2.
Пояснение.

Заключение.

В заключении нужно снова вернуться к автору цитаты, к основной мысли высказывания. Сделать вывод о том, ЧТО делать, КАК поступать, КАКИЕ пути развития общества возможны и т.д., то есть на что нужно обратить внимание людям, власти, обществу в целом.

Приведу полный текст сочинения.

Примером истинно демократического государства может служить Российская Федерация. В Конституции РФ отмечено, что высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы. Каждый гражданин может защищать свои права, пользоваться ими, свободно заниматься любым видом деятельности, развивать свои способности, исповедовать любые взгляды (плюрализм мнений) в рамках закона. Во 2-ой части Конституции чётко определены все права, свободы и, конечно, обязанности гражданина РФ; отмечено, что государство гарантирует данные права и свободы. Гарантом Конституции является Президент РФ. Таким образом, вся деятельность органов власти в РФ направлена на создание условий для достойной жизни граждан, свободных, живущих в правовом государстве.

Данный вариант, конечно, большой по объёму. Я хотела, чтобы вы, ребята, поняли, о чём МОЖНО писать.

Приведу сокращённый вариант.

Примером истинно демократического государства может служить Российская Федерация. В Конституции РФ отмечено, что высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы. Каждый гражданин может защищать свои права, пользоваться ими, свободно заниматься любым видом деятельности, развивать свои способности, исповедовать любые взгляды (плюрализм мнений) в рамках закона. Гарантом Конституции является Президент РФ. Таким образом, вся деятельность органов власти в РФ направлена на создание условий для достойной жизни граждан, свободных, живущих в правовом государстве.

Вспомним эпоху правления Ивана Грозного. В школьных учебниках истории дана информация о том, как бесправны были люди в то время. Бояре, простолюдины, крепостные – любой мог быть казнён, подвергнут опале царя. Творилось настоящее беззаконие. Ни о какой демократии не было и речи. Власть принадлежала монарху по закону наследования, была неотчуждаема. Как видим, сущность власти в демократическом государстве и в государстве монархическом, да ещё с тоталитарным политическим режимом – совершенно различная. Человек истинно свободен только в демократическом государстве.

Таким образом, прав был Э. Литтре, называя основные принципы истинной демократии. Необходимо и органам власти, и народу, как главному источнику власти в демократическом государстве, следовать этим принципам. Именно демократия гарантирует свободы, создаёт условия для достойной жизни каждого в отдельности и народа страны в целом.

Вспомним основные критерии оценки сочинения (задания 29) + КОММЕНТАРИЙ.

29. Критерии оценивания ответа на задание 29. Баллы Комментарий.
29.1. Раскрытие смысла высказывания.
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования. 1 Обратите внимание, что не нужно (как на русском языке) определять проблему высказывания, а лишь основную идею или идеи (то есть важные мысли, ради чего было это сказано).
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.ИЛИВыделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

примеры не должны дублировать друг друга, то есть не пояснять что-то одно (см. мои рекомендации);

примеры должны пояснять именно смысл цитаты, а иллюстрировать тему вообще.

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.

Объём сочинения не указан, лишь отмечено, что это должно быть мини-сочинение.

Грамматические ошибки не учитываются, а лишь исправляются. Конечно, нужно стараться их не допускать.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась — не понравилась», «скучная — интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

  1. Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
  2. По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
  3. Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне, утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии — в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос — это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение — это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение — складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос — это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия — снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте — в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения — это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене — бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм — не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Следующая цитата

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Следующая цитата

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия. «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». (К. Д. Ушинский)

29.2 Экономика. «Когда вы выходите на рынок, лучшая стратегия — это "дифференциация". Чем вы отличаетесь от других игроков в этой категории?». (Д. Траут)

29.3 Социология, социальная психология «Личный пример не просто лучший метод убеждения, а единственный». (А. Швейцер)

29.4 Политология. «Государство — это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме него самого». (И. Кант)

29.5 Правоведение. «Защита права есть защита величайшей общественной ценности». (П. А. Сорокин)

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Критерии оценки эссе

Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

Философия
«Все наши теории — это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ — мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

Первый критерий (К1) — определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию — 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Следующая цитата

Внимание! Критерии 29 задания изменились. Читайте наш обзор изменений в ЕГЭ-2018 по обществознанию.

Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.

В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два — эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Читайте также: