Цитаты вивальди о музыке
Обновлено: 22.12.2024
Антонио Вивальди, род. 4 марта 1678 г.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца - Антонио Вивальди. Его неспроста называют «итальянским Бахом»: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, являясь самым плодовитым композитором своего столетия! По его признанию, он обыкновенно мог написать по два концерта в месяц и по две-три оперы в год! Правда, только для 40 опер из 97, о которых упоминает композитор, удалось подтвердить его авторство. В его наследии значатся сотни произведений для хорала, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра (некоторые предназначались для исполнения в сопровождении органа). Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и множество нераскрытых до сих пор загадок. Впрочем, необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своём первозданном виде и сегодня занимает почётное место среди величайших достижений искусства звукосочетания. "Партитуры, как принято выражаться, тоже не горят!"
4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила вокруг торговли и разговоров о портовых делах и мореплавании. Семья будущего композитора не являлась в этом смысле исключением, однако глава семейства и отец будущего композитора настолько прекрасно владел ещё и мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.
Антонио с рождения страдал одной из форм бронхиальной астмы, но это не помешало его музыкальной одарённости дать о себе знать с раннего детства. Из шестерых детей Вивальди он был более всех похож на отца - не только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой, но главное — умением слышать и чувствовать музыку. К 10 годам он освоил скрипку так, что уже мог заменять отца в соборном оркестре. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственные композиции.
Тем не менее, в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж — по настоянию родителей он выбрал карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил себя изучению богословских наук, не бросая при этом занятия музыкой. Так, к 25 годам (к 1703 году) он не только получил духовный сан, но и успел прославился как виртуозный скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим падре», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень скоро он обратился к своему священноначалию с просьбой освободить его от совершения Мессы по состоянию здоровья, на что быстро и без проволочек получил одобрение. Это в свою очередь позволило о. Антонио больше времени и сил уделять музыкальному и педагогическому творчеству.
Почти сразу, после получения сана, Вивальди стал работать в одной из школ Венеции - «Госпитале делла Пьета» - так назывался дом приюта при монастыре для сирот. Здание этой богадельни сохранилось до сих пор - сейчас там располагается ресторанно-гостиничный комплекс. Эта студия, которые некоторые называют даже Консерваторией, стала настоящей колыбелью творчества Вивальди. В статусе преподавателя игры на скрипке и хормейстера он приобрёл уникальную возможность осуществлять самые смелые творческие идеи. По долгу службы о. Антонию приходилось писать для воспитанников школы очень много музыки как духовного, так и светского содержания — кантаты, хоралы, оратории, вокально-симфонические композиции, концерты. Вивальди сочинил здесь больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такого уровня мастерства игры на скрипке, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала. Результаты такой кипучей и разноплановой деятельности быстро дали о себе знать - у знатоков и ценителей музыки школа стала считаться лучшей в городе.
Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях от. Антонио. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками. Но маэстро Вивальди уже был увлечён другой идеей – стать оперным композитором. На тот момент опера считалась самым востребованным жанром у зрителей и Вивальди с присущей ему целеустремленностью и неукротимым темпераментом погрузился в новый для него вид творчества. Его оперный дебют под названием «Оттон на вилле», поставленный в 1713 году, прошёл с грандиозным успехом. Вивальди начинает работать в сумасшедшем ритме - он успевает создавать по 3-4 оперы за год. Слава от. Антония как композитора растёт и он получает приглашение принца Гессен-Дармштадского, тонкого ценителя музыкального искусства, занимающего должность губернатора Мантуи, стать его личным дворцовым капельмейстером. В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.
На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга - у публики появились новые кумиры. Даже в родной музыкальной школе при богадельни, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются. Согласно официальной биографии Вивальди, композитор в 1740 году в поисках выхода из бедственного положения отправился в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и могущественного почитателя в надежде, что там его талант будет востребован. Но судьба приготовила Вивальди очередной удар - не успел он приехать в Вену, как Карл VI скончался. Композитор пережил своего несостоявшегося покровителя совсем ненадолго. Он умер 28 июля 1741 года и был похоронен в Вене в могиле для бедняков, точное место нахождение которой до сих пор не установлено! На этом же "социальном" кладбище (для убогих) покоится между прочим и знаменитый В. А. Моцарт!!
После 1840 года многие рукописные варианты сочинений Вивальди были утеряны и надолго исчезли из памяти людей. Некоторые ноты попали в руки его коллег-композиторов, а также близких родственников. Своему «второму рождению» Вивальди обязан итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который занимался активным поиском произведений композитора. В 20-е годы XX века до него дошёл слух о распродаже рукописных партитур, которые хранились в монастырском колледже в Сан-Мартино. Среди них Джентили обнаружил 14 томов сочинений Вивальди, до сих пор остававшихся неизвестными публике - 19 опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокализов. Поиски потерянных сочинений Вивальди ведутся по сей день. В 2010 году в Шотландии был найден его Концерт с флейтой, а в 2012 году мир узнал его неизвестную оперу «Orlando Furioso».
«Визитной карточкой» Вивальди является цикл скрипичных концертов - «Времена года», который в оригинальной версии именуется «Четыре времени года - Le quattro stagioni». Эпиграфами к ним поставлены сонеты, точное авторство которых неизвестно, но предполагают, что они тоже принадлежат Вивальди. В знаменитом фильме «Красотка» музыка Вивальди, по замыслу режиссеров, стала одной из иллюстраций мира высшего общества. В ленте звучат три концерта из четырёх. Скрипач и дирижёр Владимир Спиваков поэтически именовал «Времена года» «фреской человеческой жизни, поскольку человеку предстоит преодолевать тот же путь, что и природе — от рождения до смерти, от "Весны" до "Зимы"». Итальянские учёные, между прочим, сделали потрясающее открытие - выявили так называемый «эффект Вивальди». Они провели эксперимент, в результате которого выяснилось, что периодическое прослушивание «Времён года» укрепляет память у людей преклонного возраста.
В 1939 году в рамках «Недели Вивальди» было возрождено исполнение широко известной композиции «Глория» (латинского аналога нашего Великого Славословия из Всенощного Бдения). Она прозвучала в Сиене, где местный институт носит имя Вивальди. Именем композитора назван один из открытых кратеров на планете Меркурий. Его же светлым именем именуется уникальный коллектив - «Вивальди-оркестр», создателем которого в 1989 году выступила скрипачка и дирижер Светлана Безродная. Уникальность этого коллектива в том, что в его состав входят исключительно женщины, чтоб и в этом нюансе соответствовать своеобразному «ремейку» оркестра воспитанниц организованного Вивальди при школе «Госпитале делла Пьета» в начале XVIII века.
В биографии композитора немало «белых пятен», и личная жизнь не является исключением. Его имя тесно связывают только с одной женщиной — певицей Анной Жиро. Музыкант познакомился с Анной в период своей работы в Мантуе. В Венецию он вернулся уже вместе с нею. Известный драматург-венецианец К. Гольдони упоминает, что Вивальди представил ему Анну Жиро, назвав её своей "лучшей ученицей". Но злые языки быстро окрестили молодую певицу «подругой рыжего священника» и не без основания. Композитор ей явно благоволил: с момента их знакомства писал оперы специально для неё, и именно Вивальди Анна обязана славой оперной певицы. Она вместе со своей родной сестрой Паолиной входила в его ближайшее окружение, сопровождала композитора во всех поездках. Это породило кучу кривотолков о том, что, мол, композитор ведёт образ жизни, не подобающий духовному лицу. Однако, прямых доказательств их любовной связи нет. Более того, Вивальди яростно защищал честь Анны, объясняя всем, что из-за проблем со здоровьем он постоянно нуждается в посторонней помощи, и Анна с Паолиной (которая была медсестрой) лишь ухаживают за ним. В письме своему покровителю Бентивольо от 16 ноября 1737 года он объяснял, что их с Анной связывают только дружба и профессиональное сотрудничество. Единственным намёком на то, что Анна всё же была Музой композитора и дамой его сердца, является волшебная музыка, написанная им после знакомства с ней. Именно тогда появился обессмертивший его имя цикл «Времена года», концерты «Ночь», шедевр духовной музыки «Глория». Кем бы ни являлась для Вивальди Анна, надо отдать ей должное - она не оставила композитора в трудное для него время и была его преданной спутницей и подругой до последнего его вздоха.
Огромен вклад Вивальди в эволюцию искусства оркестровки - он первым ввёл в оркестровый состав гобои, валторны, фаготы и другие инструменты в качестве самостоятельных. По мнению австрийского учёного В. Коллендера, Вивальди на несколько десятилетий опередил развитие европейской музыки в использовании динамики и технических приёмов игры на скрипке. Несомненное достижение Вивальди состоит в том, что он воплотил на сцене особый вид концертов - для оркестра и скрипки и еще один вариант - для двух и четырех скрипок. Всего же в его творческом наследии около двух десятков подобных концертов, среди них единственный в мире концерт для двух мандолин. Вивальди принадлежит крылатая фраза: «Когда достаточно одной скрипки, не используют две».
Большое влияние сочинения Вивальди имели на известнейшего представителя музыкального искусства эпохи барокко - Иоганна Себастьяна Баха. Он всерьёз увлекался и детально изучал сочинения Вивальди, активно применял приёмы музыкального языка и символику своего предшественника, делая их смысл более глубоким. Некоторые музыковеды в знаменитейшей мессе h-moll Баха находят несомненные отзвуки произведений падре Вивальди. Впоследствии Бах переложил для клавира 6 концертов Вивальди для скрипки, ещё 2 преобразовал в органные концерты и один адаптировал для 4-х клавиров. По иронии судьбы, эти музыкальные шедевры более 150 лет считались сочиненными Бахом.
На рубеже XIX -XX веков австрийский композитор и музыкант Фриц Крейслер, признанный мастер стилизации, пишет Концерт для скрипки с оркестром до мажор, к которому ставит подзаголовок: «В стиле Вивальди». Огромный успех, сопутствующий этому яркому творению Крейслера, по инерции вызвал интерес и к сочинениям Вивальди. Так началось триумфальное возвращение знаменитого венецианца и его шедевров на музыкальный Олимп. Сегодня музыка Вивальди является одной из самых любимых у скрипачей всего мира.
«Вивальди — это праздник инструментальной музыки, скрипичная феерия», — как справедливо отозвался о творчестве великого маэстро современный скрипач Дмитрий Синьковский.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . фильмы о Вивальди: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Документальный фильм «4» (2007) - фильм митр. Илариона (Алфеева) - блестящая работа, размещено у меня "ВКонтакте" на личной странице.
«Вивальди, рыжий священник» (Великобритания, Италия, 2009)- режиссёр, вроде, обещал "биографический" фильм, а на самом деле экранизировал правду с несколькими инсинуациями и домыслами о его жизни и творчестве.
«Вивальди, принц Венеции» (Франция, 2006) - крайне слабый фильм, будто ученическая работа.
«Вива, Вивальди» (Франция, 2000) - в Интернете найти не возможно.
«Вивальди в Вене» (1979) - Яндекс не выдаёт.
«Антонио Вивальди» (США, Бельгия, 2016) - поисковик Яндекс не выдаёт его.
Творчество Антонио Вивальди стало квинтэссенцией всех лучших черт и выдающихся успехов итальянской музыкальной школы. Но судьба маэстро является яркой иллюстрацией того, что слава и забвение в человеческой жизни идут рука об руку. Как говорится, "Sic transit gloria mundi" - так проходит мирская слава! Всего через 30 лет после его смерти упоминание о Вивальди даже мимоходом не встречается ни в каких официальных источниках, в отличие от других итальянских композиторов. И лишь в начале XX века музыка Вивальди вернулась к нам, трогая души своей искренностью и мелодичностью. Сегодня она украшает собой репертуары самых именитых оркестров. Понадобилось почти два столетия, чтобы мир заново открыл музыку великого венецианца и смог по достоинству оценить её великолепие.
Свидетельство о публикации №221030401031 Рецензии
Наиболее популярным изображением композитора считается полотно французского портретиста Франсуа Морелон де ля Кавэ. Для портрета Антонио пришлось надеть белый парик - этикет тех времен не позволял мужчинам появляться в свете без парика.
«Под музыку Вивальди» - так называется песня корифеев авторской песни В. Берковского и С. Никитина на стихи А. Величанского. Музыка Вивальди в этом песенном тексте является символом душевной гармонии лирического героя.
Следующая цитата
Анто́нио Лучо Вива́льди — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением».
Многие из его композиций написаны для женского музыкального ансамбля церкви «Оспедале делла Пьета» в Венеции, где он, будучи рукоположен в сан священника, служил в периоды с 1703 по 1715 и с 1723 по 1740. Также имели успех пышные постановки опер Вивальди в Венеции, Мантуе и Вене. После встречи с императором Карлом VI Вивальди переехал в Вену, надеясь на продвижение по службе. Однако император умер вскоре после прибытия Вивальди, а сам композитор скончался менее чем через год в нищете. Wikipedia
Следующая цитата
Под музыку Вивальди,
Вивальди, Вивальди.
Под музыку Вивальди,
Под вьюгу за окном,
Печалиться давайте,
Давайте, давайте,
Печалиться давайте,
Об этом, и о том,
Об этом, и о том.
Вы слышите, как жалко,
Как жалко, как жалко,
Вы слышите, как жалко,
И безнадежно как
Заплакали сеньоры,
Их жены и служанки,
Собаки на лежанках,
И дети на руках.
Следующая цитата
Скрипка Вивальди сопровождает изящные хороводы ангелов.
В музыке Вивальди отражается хрустальное венецианское небо.
Музыка Вивальди несёт солнечную красоту и молодость духа. Какой бы она ни была – светской или церковной – она всегда возвышенна, всегда одухотворённа!
Солнечные лучи насквозь пронизывают музыку Вивальди. Они охватывают весь земной мир: озаряют величественный собор Святого Марка, веселятся в венецианских каналах, преображают землю, которая радует глаз цветущими садами весной, торжеством жизни летом, прозрачным воздухом осенью. Солнечные лучи превращают голубое итальянское небо в шёлковый покров, предохраняющий земную колыбель от ненастья и ветров. Без этой солнечной феерии музыка Вивальди утратила бы самое ценное качество – светоносность.
В операх Вивальди действуют не люди и не ангелы, но ангелоподобные люди: лёгкие, воздушные, светлые и ясные существа, как целомудренные мадонны Рафаэля.
2. Земля и природа
Не церковь обитель священника Антонио Вивальди, а храм природы!
Природа в музыке Вивальди – это весь чудесный земной мир.
Природа всецело торжествует в музыке Вивальди!
В музыке Вивальди природа восхитительно прекрасна!
Природа в музыке Вивальди звенит радостными птичьими голосами!
Вивальди – райская птица в золотой клетке барокко: она веселит душу радостным пением.
Зима в музыке Вивальди – это колючие снежинки в холодную утреннюю пору.
Слушая зимнюю музыку Вивальди, ощущаешь прилив бодрости: кажется,что едешь на ослике по заснеженной горной тропе.
3. Особенности музыкального стиля
В мире нет более светлого композитора, чем Антонио Вивальди!
Вивальди – символ гармонии, света и красоты в музыкальном искусстве.
В музыке Вивальди царствует природа. Кто её создал? Бог! Следовательно, Вивальди – подлинно христианский композитор!
На музыку Вивальди нисходит Божественный огонь! Не потому ли, что её автор – священник?
Обучая девушек в консерватории, Вивальди создаёт ангельскую музыку, которая по душе юным прелестницам, мечтающим о Небесном женихе – Иисусе Христе.
Музыка Вивальди отличается полнотой жизни.
Музыка Вивальди брызжет солнечными лучами радости.
Когда звучит музыка Вивальди, в душе распускаются цветы любви и счастья.
Музыка Вивальди – это порывы молодости, разнообразные чувства – от восторженной радости до умиротворённого покоя, это интеллект, строящий произведения по законам гармонии, это созерцание красоты Божьего мира. Музыку Вивальди дополняют серебряные звуки клавесина, что создаёт праздничное, счастливое настроение.
Вивальди – несравненный мастер звукописи, тончайших оркестровых красок и оттенков.
Вивальди создаёт вдохновенную музыку с благословения её величества скрипки.
В оперных ариях Вивальди предельно виртуозен: они скорее инструментальные, нежели вокальные.
4. Великие имена
Антонио Вивальди – мудрый и жизнерадостный Омар Хайям в музыке.
Антонио Вивальди наделён жизнетворным рафаэлевским гением.
Музыка Джованни Габриэли – аквамариновая, цвета морской волны, Антонио Вивальди – светозарная, солнечная: оба мастера принадлежат к венецианской композиторской школе.
Музыка Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди отмечена Небесной гармонией и красотой.
Алессандро Скарлатти – темперный, солнечно-земной, Антонио Вивальди – акварельный, солнечно-небесный.
Арканджело Корелли – суровый архангел, Антонио Вивальди – легкокрылый ангел.
Томазо Альбинони и Антонио Вивальди создают музыку земного рая. Оба композитора обладают редким мелодическим даром!
Многие композиторы сочиняют солнечную музыку. Но самые «солнечные» из них рождаются на юге: это Вивальди, Перголези, Моцарт, Паганини, Россини, Равель, Прокофьев. Нетрудно заметить, что они обладают исключительными музыкальными способностями и что их талант созревает очень рано.
Кто из композиторов достигает вершин гениальной простоты? Таких немного. Это Вивальди, Бах, Бетховен, Россини, Шуберт, Мендельсон-Бартольди, Верди, Гуно, Бизе, Григ, Чайковский.
Скрипичная виртуозность Вивальди оживляет музыку Телемана, Генделя и Баха, придавая их произведениям итальянское изящество.
Музыка Вивальди, Баха, Моцарта от первой до последней ноты гениальна.
С именем драматурга Карло Гольдони связано оперное творчество Антонио Вивальди и Бальдассаре Галуппи – двух прославленных венецианских композиторов.
Вивальди – звёздный гений, который, пожалуй, сравним только с Моцартом.
Вивальди отличается такой художественной стабильностью, какой позавидовал бы даже Моцарт.
Красивой, благозвучной музыке Вивальди, Моцарта, Чайковского внимают весь живой мир. Не свидетельствует ли это о подлинной красоте их музыки?
На итальянском музыкальном небосклоне сияет два солнца: Антонио Вивальди и Джоаккино Россини!
В музыке Антонио Вивальди кроются истоки оперного творчества Джузеппе Верди. Они возводят не пьедестал красоту!
Предельно отточенный мелодизм ставит в один ряд Антонио Вивальди и Жоржа Бизе.
Птичье царство заселяет музыку Антонио Вивальди на два столетия раньше, чем музыкальные полотна Оливье Мессиана.
Читайте также: