Цитаты вахтангова о театре

Обновлено: 06.11.2024

Огромное впечатление произвел Леонидов, прочитавший большой отрывок, очевидно из своей будущей книги. Примечательны два моих с ним разговора. Один — после моего выступления. Другой — при прощании.

Вскоре после моего выступления он вдруг обратился ко мне (я сидел рядом с ним в президиуме).

«— Что такое по-вашему Вахтангов? В двух словах, как вы его определяете?» »
Показать полностью.

Я говорил, что Евг<ений> Багр<атионович>, прежде всего, замечательный режиссер и воспитатель актера, как никто другой обративший внимание на единство внешней и внутренней выразительности.

Леонидов. Нет, я не о том. Он вписал новую страницу в развитие искусства, как Станиславский, или нет?

Я говорю, что он был, по-моему, продолжателем, а не зачинателем.

Леонидов. Я очень хорошо знал Вахтангова. Сперва был его учителем, потом он меня учил: я ведь играл у него в «Росмерсхольме». Он взял все у К. С., прибавил Мейерхольда и еще кого-то, но нового не создал. Это не Станиславский. При всем моем огромном уважении к замечательному таланту Вахтангова я согласен с определением, пусть грубоватым, Леонидова. Я рассказал Леониду Мироновичу, как Станиславский говорил, что «Турандот» надо было сыграть всего 10 раз, чтобы не «затурандотиться».

Леонидов ответил: «Если судить по Завадскому, то так и есть. Играл он лучше всех. Поглядите в жизни, типичная Турандот».

Когда я прощался с Леонидовом после окончания конференции, я спросил его, как ему представляется в свете всех наших споров «Голубое и розовое», виденное им на декаде прошлой весной. Он ответил: «Совершенно серьезно, без всяких комплиментов — мне спектакль очень понравился. Я чрезвычайно быстро позабыл, что я актер, и смотрел с настоящим интересом зрителя, я видел биографии этих девочек». Значит, и Козинцев и Кторов меня не обманули.

Следующая цитата

Сконструировали драматурги и режиссеры и такого зрителя — «правильный дурак». Такой зритель, по их представлению, непременно запьет, увидев на сцене бутылку, побежит жаловаться, если в конце пьесы порок не будет примерно наказан, начнет мошенничать, увидев, что есть обаятельные жулики.

Напуганные однажды, до сих пор многие из нас пишут или ставят на сцене и оглядываются: а не подумает ли какой-нибудь добровольный блюститель нравственности, что я развратитель молодежи (десятиклассники целуются прямо на сцене!), противник передовой агротехники (положительная героиня обожает васильки!), поборник домостроя (папа-коммунист грозит сыну, что выпорет его ремнем!).

Лиза цитирует 3 года назад И сейчас еще много людей, которые смотрят Рафаэля и Микеланджело, и это их не волнует, а Девятую симфонию Бетховена они воспринимают, как шум… Но не на них должны мы ориентироваться, а на зрителя интеллектуально выросшего и способного самостоятельно разобраться в произведении искусства. Лиза цитирует 3 года назад

Вы избрали себе в жизни путь очень трудный. И, по-моему, самый прекрасный. Желаю вам пройти его достойно.

PS. Я перечитал свое послание. Кажется, получилось несколько торжественно. Но, вероятно, акт вступления в искусство требует этого…

Лиза цитирует 3 года назад Я так настойчиво призываю вас к творческой неуспокоенности, к беспрерывному совершенствованию мастерства, к овладению законами своей профессии, потому что без этого ваше искусство не поднимется выше элементарного ремесла. Нельзя поставить перед собой задачу — стать талантливым. Но можно и необходимо стремиться к цели — стать мастером. И это — цель на всю жизнь. Лиза цитирует 3 года назад

Второе — отдавайте себе отчет в подлинной ценности того, что вы сделали. Независимо от отношения окружающих к вашей работе умейте видеть объективный результат ее. Если вас постигла неудача, не ищите оправдания в трудностях условий работы, а тем более не пытайтесь убедить себя в необъективности оценки вашего труда. Если вы добьетесь успеха, постарайтесь не оценивать своей работы выше, чем она того заслуживает. Сохраняйте в себе критерий прекрасного. Это поможет вам понять и почувствовать разницу между идеалом, к которому вы стремились, и реально достигнутым.

А стремиться в искусстве всегда надо к максимуму.

Лиза цитирует 3 года назад Наша профессия не принадлежит к таким областям человеческой деятельности. Окончанием театрального вуза не завершается, а по существу лишь начинается процесс формирования художника. Институт — преддверие творчества. Он только готовит молодых режиссеров и актеров к овладению профессией. Лиза цитирует 3 года назад Проблема воспитания творческого коллектива, проблема, которая так волновала А. Д. Попова в последние годы его жизни, всегда актуальна, ибо только на основе морально-этического кодекса, о котором он говорил, можно искать современные формы искусства. Лиза цитирует 3 года назад Принципиальные вопросы нужно решать сразу — при условии, что вы создаете творческий коллектив, а не просто ставите очередной спектакль. Беда же многих режиссеров в том, что никто из них театра не строит. А раз этого нет, то все слова о единомыслии в искусстве не имеют никакой реальной цены. Вот почему сейчас трудно назвать на периферии какой-либо профессиональный театр, который представлял бы собой единый коллектив. А ведь даже в дореволюционной России были такие коллективы — ими руководили Синельников, Собольщиков-Самарин. Вот почему возник пресловутый «конвейер» главных режиссеров, передвигающихся из театра в театр. Лиза цитирует 3 года назад Это очень полезное мероприятие, на котором можно много сделать для воспитания коллектива. Здесь можно поговорить о том, как прошел спектакль, что тормозит репетиционный процесс, можно сказать об актерском эгоизме, о неумении вести себя в театре, об отношении к партнеру и т. д. Лиза цитирует 3 года назад Реализм — это не иллюстрация и не правдоподобие, а выявление жизни, образное раскрытие той идеи, той мысли, ради которой и было написано произведение. Иллюстрация — самый страшный враг образного. Лиза цитирует 3 года назад

Достаточно ли для актера такого определения действия, как «предвкушать расправу»?

Если вы позволите себе начать, не проделав всего того, что мы сейчас сделали, и оставив актера в состоянии холодной умозрительности, он имеет полное право вам не поверить. Если же вы построили всю логику верно, тогда слова «предвкушать» достаточно. Иначе чем объяснить, что Станиславский позволял себе такой термин, как «гастрольная пауза?» Это — доверие к стихии актера, дальше его внутренняя логика поведет к тому, чего порой нельзя даже и предугадать.

Лиза цитирует 3 года назад Надо выработать в себе привычку постоянно слушать и наблюдать. Я иногда ловлю себя на том, что слушаю, как два человека ругаются. Ведь они ругаются по-разному, потому что у них разные задачи, которые и определяют качественную разницу их действий. Эта привычка наблюдать и переводить язык эмоций на язык действий должна стать вашей второй натурой. Нужна большая тренированность, чтобы научиться легко переводить эмоциональное состояние в физические действия, чтобы за результативным увидеть действенную основу. Это можно и нужно в себе воспитывать. Законы, открытые Станиславским, каждый режиссер должен заново открывать для себя. Лиза цитирует 3 года назад Вроде здесь и нет никакой находки. Но если вы с этого начнете, вы увидите на сцене целесообразно действующего артиста. И тогда поведение Глумова станет живым и осмысленным. Я вам все время говорю о «сверхзадаче» системы — сложнейшее и труднейшее решается всег Лиза цитирует 3 года назад Сюжет пьесы строится определенным образом — умный, ловкий, талантливый человек срывается на пустяке. Из-за своего дневника. Но уж коль это есть, значит, дневник с самого начала не может остаться незамеченным. Именно он должен оказаться в центре внимания. Пусть это вам не покажется упрощением. Это то обстоятельство, через которое распространяется и физическое, и психологическое, и социальное, и философское, и современное. Если оно правильно найдено, на нем будут вырастать все новые и новые этажи, как огромное дерево вырастает из маленького зернышка. Лиза цитирует 3 года назад

— Я должен сказать, что это не первый шаг, — уточнил Товстоногов. — Я уже нанял человека, дал ему деньги, чтобы он привез ко мне на квартиру Мамаева. То обстоятельство, что должен прийти Мамаев, определяет в известной степени мое поведение. Но надо определить сумму предлагаемых обстоятельств. Я совершил первый шаг — написал письмо. Я сделал еще два шага — пригласил Мамаева (я знаю, как ему понравиться) и подкупил Манефу. Достаточно этого, чтобы начать репетировать?

— Да, здесь есть такие жизненные вещи, что можно уже начать репетировать, — был ответ.

— Что я конкретно должен сделать?

— Вам надо скорее покончить с этими письмами. Задача — убедить мать писать их.

Она их уже писала.

Но она это прекратила.

Она боится, что все раскроется.

— Откуда вы взяли, что она боится? Может быть, она не хочет этого делать по другим причинам?

— Да, она считает это непорядочным.

— Но почему она не хочет писать именно это письмо, когда пять писем уже написала?

Видео: 10 несложных вопросов о театре

В этом ролике Александр Поляков задаст десять простых вопросов про театр, на которые не каждый сможет ответить:

Следующая цитата

Я и не представлял, что ты такая замечательная женщина!
— Спросил бы меня, я бы тебе сказала.

Asia Daniel цитирует 4 года назад

Если ты хочешь добиться успеха, ты не можешь позволить себе иметь партнера, который недотягивает до тебя

Nadya Babaskina цитирует 6 лет назад

Людям не нужен резон, чтобы сделать то, что они хотят, — рассуждала Джулия, — им нужно оправдание

Валерий Сокольников цитирует 4 года назад

«Женщина привлекает к себе мужчин, играя на своем очаровании, и удерживает их возле себя, играя на их пороках

Юлия Расходчикова цитирует 5 лет назад

Ничего не поделаешь, люди редко бывают довольны тем, что они имеют, им подавай все новое да новое, и так без конца.

Dmitry & Nadzeya цитирует 3 года назад

Конечно, ситуация была унизительная, она оказалась в дурацком положении, но если у тебя есть хоть какое-то чувство юмора, во всем найдешь свою смешную сторону.

b2954680444 цитирует 4 года назад

Только женщина знает, на что способна другая женщина.

b2954680444 цитирует 4 года назад

Не будьте естественны, – говорил он актерам. – На сцене не место этому. Здесь все – притворство. Но извольте казаться естественными.

Юлия Сараева цитирует 4 года назад

Мы с тобой уже хорошо знаем, при каких условиях финансируют пьесы. Или человек хочет получить славу, пусть даже плохую, или он в кого-нибудь влюблен. Куча людей болтает об искусстве, но редко увидишь, чтобы они платили за него чистоганом, если не надеются извлечь из этого что-нибудь для самих себя.

Ilyushkina Nataliya цитирует 4 года назад

«Женщина привлекает к себе мужчин, играя на своем очаровании, и удерживает их возле себя, играя на их пороках»

Катерина Власова цитирует 4 года назад

Как замечательно чувствовать, что твое сердце принадлежит тебе одной, это вселяет такую веру в себя.

Маша Макарова цитирует 7 лет назад

«Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее сколько сможешь».

b0563782751 цитирует 2 месяца назад

Сердце таяло у неё в груди, когда она смотрела в его глубокие ласковые глаза, она трепетала от мучительного восторга, когда любовалась его блестящими каштановыми кудрями. Что бы она ему ни отдала, если бы он попросил? Но мысль об этом ни разу не закралась в его красивую голову.

Victoria цитирует 2 года назад

публика – с глаз долой, из сердца вон. Если она не видит тебя каждый день, она вообще забывает о твоем существовании

Maria Kobzeva цитирует 3 года назад

, Джулия, ты – молодчина! Я и не представлял, что ты такая замечательная женщина!
– Спросил бы меня, я бы тебе сказала.

Satulik цитирует 3 года назад

Кто угодно может быть красив, – отвечал он со своей привлекательной улыбкой, – но не всякий может похвалиться добропорядочной семьей. Сказать по правде, я рад, что мой отец – джентльмен.

Галина Петрова цитирует 3 года назад

Диета, – подумала Джулия. – Когда мне стукнет шестьдесят, я дам себе волю. Буду есть столько хлеба с маслом, сколько захочу, буду есть горячие булочки на завтрак, картофель на ленч и картофель на обед. И пиво. Господи, как я люблю пиво! Гороховый суп,

Asya Zueva цитирует 3 года назад

«Что такое любовь по сравнению с бифштексом?» – спросила себя Джулия.

Asya Zueva цитирует 3 года назад

Подделка для тебя правда. Как маргарин – масло для людей, которые не пробовали настоящего масла.

Asya Zueva цитирует 3 года назад

Как ни странно, женщинам льстит, когда на них смотрят с одной мыслью – повалить поскорей на кровать.


Загрузите в
App Store

Загрузите в
Google Play

Букмейт — это онлайн-библиотека с книгами, аудиокнигами и комиксами. 70 000 книг можно читать бесплатно, а еще 1 000 000 — по подписке. Это выгоднее, чем скачивать книги по одной! Делитесь с друзьями отзывами, впечатлениями и цитатами, а также загружайте свои книги в формате EPUB и FB2.

Следующая цитата

Юрий Григорьев

В. И. Немирович - Данченко :

Задача заключается вовсе не в том, чтобы ограничиваться одним внешним правдоподобием – естественно ходить по сцене, есть и пить так, чтобы зрители поверили в правду этих простых» физических действий». Надо, чтобы за этой простотой зритель угадывал горячие мысли и чувства, ощущал глубокое содержание.

Мы куем своё искусство, своё национальное искусство Основа нашего искусства – живая правда, живой человек.

Настоящий, подлинный реалистический театр – это театр живого человека.

Работу над ролью надо всегда начинать с поисков физического состояния данного персонажа.

Поэтому очень большое значение он придавал театральной школе и элементам сценического поведения – просто действовать и непосредственно ощущать, а не изображать чувства или наигрывать ощущения.

Нравится Показать список оценивших

Юрий Григорьев

А П Чехов на репетиции «Чайки» на сцене Александрийского театра, говорил актерам:
«Не надо так много играть, не надо совсем играть, надо так, как в жизни»

«Главная и основная задача театральной школы – в том,
чтобы выявить и развить то дарование, которое заложено
в ученике. Для этого, само собой понятно, надо идти за
его дарованием, а не против него»
Н.В. Демидов «Искусство жить на сцене»

«Глубина души и пламенное воображение
суть две способности составляющие
главную часть таланта»
П. Мочалов

Профессия театрального режиссера (так же как и театрального педагога) –
это не профессия в обычном смысле. Это профессия-любовь-и любовь во-первых.
Любовь как знание через веру
(Андрей Тарковский).

«Будет скоро время, когда будут репетировать
только подходы к роли, а не саму роль»
(К. Станиславский)

«В сущности, актер должен был бы только разобрать и усвоить
текст вместе с партнерами и идти на сцену творить образ»
(Е. Вахтангов)

«…надо самому знать, чему учить. Исходя из этого, естественно, следует, что каждый режиссер должен быть хотя бы до известного предела актером» (К. Станиславский).

"Воспитание актера должно состоять в том, чтобы обогащать его бессознание многообразными способностями: способностью быть свободным, быть серьезным, быть сценичным, артистичным, действенным, выразительным, наблюдательным, быстрым на приспособление и т.д. Бессознание, вооруженное таким запасом средств, выкует из материала, посланного ему, почти совершенное произведение"
(Е.Вахтангов, "Записки").

". Без подсознательного творчества нашей душевной и органической природы игра артиста рассудочна, фальшива, условна, суха, безжизненна, формальна"
(К. Станиславский. Работа актера над собой. Соб. соч. т.2, с.355).

"Я хочу добиться спектакля без всяких мизансцен. Вот сегодня эта стена открыта, а завтра актер придет и не будет знать, какая стена откроется. Он может прийти в театр, а павильон поставлен иначе, чем вчера, и все мизансцены меняются. И то, что он должен искать экспромтом новые мизансцены, - это дает очень много интересного и неожиданного. Ни один режиссер не придумает таких мизансцен"
(К.Станиславский. Статьи, речи, беседы, письма, с.688).

Е.Б.Вахтангов мечтал о том, что когда-нибудь в будущем актер будет так воспитан, что сможет играть в пьесах без твердо зафиксированного текста. (см. ж. "Театр" N 4, 1985, с.137).

«…прежде чем зажить в возвышенном, надо поучиться
жить правильно, простой человеческой жизнью».
(К. Станиславский)

«Надо, чтобы все поведение актера на сцене было естественной
творческой реакцией на его восприятие пьесы и каждого из партнеров».

«Актеру предоставляется полная свобода действия в обстоятельствах,
данных автором, но ему не дается свободы перестраивать
по-своему самые обстоятельства».
(Н. Демидов).

- «кровное участие во всех обстоятельствах роли и пьесы,
как основа творчества на сцене» Н.В. Демидов

«Актер непременно должен быть импровизатором.
Это и есть талант. В театральных школах бог знает
что делается. Главная ошибка школ та, что они
берутся обучать в то время как надо воспитывать»
(Е. Вахтангов)

Свежее и новое часто приходит не от профессионалов,
а от дилетантов, овладевших в результате профессией
(А. Лобанов)

Следующая цитата

Немало интересных изречений посвящено театру. Особенно его обожали великие личности. Ведь происходящее на сцене позволяло им отвлечься от напряженной деятельности и погрузиться в прекрасный мир приключений. В словах людей, посвященных театру, читается настоящая любовь к этому виду искусства.

Было бы здорово, если бы столь возвышенная похвала заинтересовала современного человека, и он вместо просмотра фильма по выходным посвятил свободное время посещению театра.

Фразы про театр

150 коротких фраз и цитат про театр

В заключение о театре

Сильное театральное воздействие

Это прекрасные слова, которые трогают душу и позволяют восхититься мастерством перевоплощения актеров. К тому же сыграть на сцене театра намного сложнее, чем исполнить роль в кино. Ведь артисту предстоит выступить непосредственно перед зрителем. Если в процессе съемки фильма можно переснять неудачный дубль, то на театральной сцене даже незначительная ошибка бросится в глаза зрителю.

Произнося свои вдохновляющие слова о театре, известные личности считали это искусство одним из лучших. Остается только надеяться, что эти фразы по-прежнему будут что-то значить для простых людей. Ведь от заинтересованности рядового зрителя и зависит будущее театра.

Читайте также: