Цитаты про город орел
Обновлено: 21.11.2024
НЕКОТОРЫЕ СВОЕОБРАЗНЫЕ ЧЕРТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЖИТЕЛЕЙ ОРЛОВСКОГО КРАЯ.
С орловскими горожанами и жителями Орловского края связано несколько довольно острых и весьма нелестных пословиц и поговорок, которые бытуют не одно столетие. Среди них самые известные и весьма распространенные:
«Орел да Ливны ворами дивны».
«Орел да Кромы - первые воры».
«В Орле что ни двор, то вор».
«Орел да Кромы; первые воры, а Карачев на придачу,
а Елец всем ворам отец».
Эти пословицы, по мнению историков, появились во времена Смутного времени. В начале XVII в. Орел стал одним из мест, связанных с событиями Смутного времени. В 1605 году через Орел прошли войска Лжедмитрия I, здесь он реформировал свою армию. В 1606 году город без боя перешел под контроль Ивана Болотникова. Зимой 1607 - весной 1608 гг. Орёл стал резиденцией Лжедмитрия II.
У деревни Каменка (под Орлом) 30 апреля - 1 мая 1608 года Лжедмитрий II нанес поражение армии Шуйского. Самозванцу также без боя сдался 5-тысячный гарнизон Болхова и путь на Москву был открыт. Орел и близлежащие поселения служили одним из складочных и сборных пунктов «повстанцев», а сами жители принимали активное участие в боевых действиях. Такая рьяная поддержка различного рода авантюристов и весьма сомнительных кандидатов на престол и привела к появлению неприятной для горожан пословицы.
Вспомним что «ворами» в это время назывались не преступники (те назывались «тати»), а различные самозванцы пытающиеся похитить престол (так Пугачев и Разин были «ворами»). Принял Орел и первого, и второго самозванца. Лжедмитрий II вовсе получил прозвище «орловский царик», потому что сделал Орел своей резиденцией. Известный польский авантюрист Лисовский, превративший Россию в руины, тоже начинал с Орла. В 1611 и 1615 гг. на завершающем этапе борьбы с польской интервенцией город был разрушен польскими войсками. Жители ушли во Мценск и другие окрестные города
Когда поляки были разгромлены, Орел почему-то было решено сровнять с землей (вряд ли он был разрушен настолько, что его бесполезно было восстанавливать). Скорее всего, Москва просто захотела наказать это гнездо «воров». Только через 20 лет, в 1636 г. крепость Орла был восстановлена на прежнем месте.
Но со временем слово «вор» стало синонимом «тать» и уже в таком смысле и понималась пословица «Орел да Кромы – первые воры». С этим смыслом эта пословица приводится в «Грабеже» Лескова:
«- Разве вы, - говорит, - братец, не знаете, какое у нас орловское положение? Постоянно с ворами, и день и ночь от полиции запираемся.
Дядя отвечает, что это у всех одно положение: Орел да Кромы - первые воры, а Карачев на придачу, а Елец всем ворам отец. «И мы, говорит, тоже от своей полиции запираемся, но только на ночь, а на что же днем?».
Отметим попутно нелестную характеристику орловской полиции, от которой приходится запираться не только ночью, но и днем!
Интересно сравнить орловского жителя с обитателями соседних областей. И в этом нам помогут великие русские писатели, уроженцы Орловского края, не понаслышке знающие местные характеры. Начнем с классика – И.С. Тургенева. Откроем «Записки охотника», рассказ «Хорь и Калиныч».
«Кому случалось из Волховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой. Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью. ».
Да, скажем прямо, не лестно.
Обратимся к другому классику-орловцу. Николай Семенович Лесков в произведении «Продукт природы» , говоря о заселении степных районов, так характеризует жителей Центрального района:
(Глава 1). «Людей, которых вели сюда, скупали на вывод у разных помещиков в губерниях Орловской и Курской, отчего «сводные люди» делились на два народа: «народ орловский» и «народ курский». «Орловский народ» считался «пошельмоватее», а куряне - «ведомые кметы» - подразумевались якобы «подурасливее».
(Глава 3). «Петр Семенов возил меня показывать, как «народы помещались» на барках. На двух были «шельмоватые» народы орловские, а на третьей «дурасливые» куряне. Над каждым из этих народов были приставленные из своего народа «старосты». Над орловскими старостою был тележник Фефел, о котором Петр сообщил мне, что он был человек дорогой, но незадолго перед этим убил оглоблей человека, который пришел звать его ужинать. Это скрыли, а про всякий случай Фефела поскорее дешево продали,
- Над орловскими шельмецами такой именно и нужен, - говорил Пизарро.
Курскими людьми заведовал орловский мужик Михайло, человек добрый и степенный.
- Курский народ - что цыплята!».
А вот еще одна яркая лесковская характеристика:
«Между Орловскою губерниею, где процветал князь Трубецкой, и Пензенскою, которая была осчастливлена переводом туда из Саратова А. А. Панчулидзева, находится Тамбовская губерния, сродная Орловской по особенной чистоте плутовских типов. (Ни в той, ни в другой даже «жид долго не мог привиться» – потому что «свои были жида ядовитее».) Через Тамбовскую губернию орловцы с пензяками перекликались: пензяки хвалились орловцам, а орловцы пензякам – какие молодецкие у них водворились правители. «Наш жесток». – «А наш еще жестче». – «Наш ругается на всякие манеры». – «А наш даже из своих рук не спущает». Так друг друга и превосходили". (Рассказ «Умершее сословие»).
Драчливый и буйный характер орловцев выливался в традиционных для Орла кулачных и гусиных боях. Вот как об этом пишет Н.С. Лесков в «Грабеже».
«Только одно полное удовольствие мне раз или два в зиму позволялось – прогуляться и посмотреть, как квартальный Богданов с протодьяконом бойцовых гусей спускают или как мещане и семинаристы на кулачки бьются.
Бойцовых гусей у нас в то время много держали и спускали их на Кромской площади; но самый первый гусь был квартального Богданова: у другого бойца у живого крыло отрывал; и чтобы этого гуся кто-нибудь не накормил моченым горохом или иначе как не повредил – квартальный его, бывало, на себе в плетушке за спиною носил: так любил его. У протодьякона же гусь был глинистый, и когда дрался – страшно гоготал и шипел. Публики собиралось множество.
А на кулачки биться мещане с семинаристами собирались или на лед, на Оке, под мужским монастырем, или к Навугорской заставе; тут сходились и шли, стена на стену, во всю улицу. Бивались часто на отчаянность. Правило такое только было, чтобы бить в подвздох, а не по лицу, и не класть в рукавицы медных больших гривен. Но, однако, это правило не соблюдалось. Часто случалось, что стащат домой человека на руках и отысповедовать не успеют, как уж и преставился. А многие оставались, но чахли. Мне же от маменьки позволение было только смотреть, но самому в стену чтобы не становиться. Однако я грешен был и в этом покойной родительнице являлся непослушен: сила моя и удаль нудили меня, и если, бывало, мещанская стена дрогнет, а семинарская стена на нее очень наваливает и гнать станет, то я, бывало, не вытерплю и становлюсь. Сила у меня с ранних пор такая состояла, что, бывало, чуть я в гонимую стену вскочу, крикну: «Господи благослови! бей, ребята, духовенных!» да как почну против себя семинаристов подавать, так все и посыпятся».
И.А. Бунин «Великий дурман» (1917).
«Один орловский мужик сказал мне. удивительные слова:
- Мы, батюшка, не можем себе волю дать. Взять хоть меня такого-то. Ты не смотри, что я такой смирный. Я хорош, добер, пока мне воли не дашь. А то я первым разбойником, первым грабителем, первым вором, первым пьяницей окажусь».
Самое интересное не столько описание, сколько осмысление орловской натуры, я нашел у современного автора:
«Живёт и едва ли не свирепеет город Орёл. . Но в самой именно этой косности, в которой надрыв ещё сочетается со стихийною силой, в которой духовная неоформленность и непрояснённость покрываются той известной всему миру природной феноменальной русской талантливостью, в которой «расхристанность» уживается с аскетичностью и многотерпением . в самой застывшести этой и неизменности русского человека, в этом ведь чудится, потрясённый, но устоявший и в основе своей непоколебленный, живой и духовный остов, самая нить, самый стержень русской истории и русской народности».
(А.Я. Загородний. «Азия и Россия: цвет и свет» (2000).
Итак, мы видели сравнения орловцев, в произведениях великих русских писателей, с жителями Калужской, Курской, Тамбовской, Пензенской областей. А теперь обратимся еще к одному интересному и весьма характерному выражению самоидентификация этноса – генезису фамилий, встречающихся на территории Орловской области. На эту тему есть прекрасная работа М.Б. Оленева «Каков ты, орловский мужик? (о чем еще могут рассказать фамилии)». Дадим ее краткое изложение, полностью с ней можно познакомиться в Интернете (Электронный журнал «Исследовано в России», 2002. 172/021118, стр. 1910-1918. ).
В данной работе автор анализирует этимологию фамилий Орловской области и представляет данные в виде таблиц.
Анализ прозвищ. О чем же все-таки «говорят» фамилии?
NN Количество упоминаний прозвищ
ВОСТОК СЕВЕРО-ВОСТОК ЮГО-ВОСТОК ВСЕГО
1 Нелюдимые, угрюмые, ворчливые 17 25 16 58
2 Здоровые, мощные, высокие 17 20 11 48
3 Болтуны, крикуны, ревуны 15 14 8 37
4 Шумные, ворчливые, драчуны 14 9 7 30
5 Льстивые, плуты, надоедливые 14 10 1 25
6 Черноволосые 7 3 9 19
7 Толстые, жирные, пузатые 9 4 5 18
8 Рыжие 6 8 4 18
9 Пьяные, ленивые, трусливые 6 7 4 17
10 Горбатые 3 11 3 17
В Западной части жителей более всего раздражали БОЛТУНЫ и, как это не покажется странным, ЧЕРНОВОЛОСЫЕ:
NN Количество упоминаний прозвищ
СЕВЕРО-ЗАПАД ЗАПАД ЮГО-ЗАПАД ВСЕГО
1 Болтуны, крикуны, ревуны 35 11 3 49
2 Черноволосые 23 2 2 27
3 Худые, длинные, сухие 23 1 1 25
4 Рыжие 21 2 0 23
5 Нелюдимые, угрюмые, ворчливые 11 7 3 21
6 Толстые, жирные, пузатые 13 6 1 20
7 Шумные, ссорные, драчуны 15 2 1 18
Жители Центральной части Орловской области страдали нетерпимостью также к болтунам, жгучим брюнетам, горбатым и всевозможным калекам.
NN ЦЕНТР
1 Болтуны, крикуны, ревуны 57
2 Черноволосые 33
3 Горбатые, калеки 22
4 Шумные, ссорные, ворчливые, драчуны 20
5 Зубастые, с различными дефектами 11
6 Нелюдимые, угрюмые, ворчливые 11
В селе Березовое Залегощинского района, если «расшифровать» отдельные прозвища, проживали БОЛВАН, БУЯН, НЕЛЮДИМ, СЕРДИТЫЙ И ТРЕПАЧ. Вот другие выборочные данные по отдельным селам:
Кромы
пучеглазый
трусливый
мешкотный
болтун
хитроумный
с. Верхососенье
сплетник
путный, ладный
угодливый
пустослов
бойкий, удачный
с. Жерновец
юркий
мешкотный
горделивый
мелкий
с. Кошелево
рыжий
конопатый
зубастый
Об этом же писал И.С. Тургенев в примечании к рассказу «Хорь и Калиныч» отмечает «своеобразии» орловского языка: «орловское наречие отличается вообще множеством своебытных, иногда весьма метких, иногда довольно безобразных слов и оборотов».
Оленев М.Б. приходит к интересному выводу: «Оказывается, больше всего пренебрежительных форм использовали в ЦЕНТРЕ и на ВОСТОКЕ Орловской области, а более ласковые – на СЕВЕРО-ВОСТОКЕ и на ЗАПАДЕ». И в заключение своего исследования он пишет: «Наверное, более подробная «расшифровка» этих данных – вопрос, скорее к психологам, нежели к историкам. Но тем не менее. Картина получается весьма интересной».
Один из моих знакомых, прислал мне свой интересный случай, по-своему характеризующий орловский характер. Думаю, он не будет против если я его здесь опубликую.
Мне в армии один гражданский мужичек, курянин, говаривал:
– Курские - соловьи, тульские - самоварники, а орловские - дубинники.
– Это почему-же? – спрашивал я.
– Это потому, что орловские за громом с дубиной бегают!
– Как это "с дубиной"?
– Сидели - говорит, - орловские разбойники под мостом и караулили проезжающих. Гром громыхнул, а они подумали, что телега по мосту проехала. Выскочили из-под моста да и побежали с дубиной гром догонять.
Свидетельство о публикации №218032501881 Рецензии
Здравствуйте, Игорь! С большим интересом прочитал Ваши работы, включая глубокое исследование об орловском казачестве. Не известно ли Вам откуда были первые насельники Орловского края, в частности дети боярские, которые при царе Федоре Иоанновиче получали там земельные наделы. Попутно, хотелось бы высказать свое соображение по поводу ("как это не покажется странным") черноволосых в западной части губернии.На эту характеристику местного населения указывал в середине XIX века в записке для Русского географического общества трубчевский лесничий Сполохов.Известный советский антрополог В.В.Бунак относил славянское племя северян, выходцев с Балкан, к одной из ветвей средиземноморской расы.Западные уезды Орловщины, как известно, были местом проживания северян.
Спасибо за интерес к тому что я делаю. К сожалению, о детях боярских, получавших земельные наделы при Федоре Иоанновиче ничем не могу Вам помочь. Моя основная тема – вятичи. Их этногенез, история развития до вхождения в состав Московского государства. У меня есть большая работа «Вятичи в древних письменных источниках». Уже закончено исследование описание вятичей в арабских источниках, хазарской переписке. Пишу «Вятичи в русских летописях».
Северянами на территории Орловщины я не занимался. Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы выслали эту записку лесничего, или указали бы какие-то ее координаты. Я бы с радостью покопался бы вместе с Вами в этом вопросе.
Добрый день, Игорь!
Записка лесничего помещена в материалах Русского географического общества, кстати, там много Вы почерпнете по этнографии края. Руководил отделом известный ученый Зеленин. (Зеленин Д.К.Описания рукописей ученого архива императорского РГО. ВЫП. 2, П., 1915.С.964.)
Очевидно, Вам известна любопытная работа П. Якоби «Вятичи Орловской губернии» (1907 г.), по этой же теме, и конкретно по генезису вятичей, встречал исследования современного историка А.Майорова. С удовольствием ознакомился бы с Вашим трудом.
В публикации о священнике, и его подвиге напрашивается хотя бы короткая справка о его дальнейшей судьбе и что там сегодня.
С уважением,
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
Сей город можно почти назвать срединою торговли между российскими и малороссийскими городами. по чему и о жителях должно бы заключить, что они богаты, однако несогласие между собою и зависть, будто сорожденные орлянам, препятствовали им до сего времени достигать сего блага.
Василий Зуев, «Путешественные записки от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году», 1787.
. Из Москвы поехал я на Калугу, Белёв и Орёл. И сделал, таким образом, двести вёрст лишних, зато увидел Ермолова. Он живёт в Орле, близ коего находится его деревня.
Александр Пушкин, «Путешествие в Арзрум», 1829.
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
Афанасий Фет, 1842.
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
.
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет!
Афанасий Фет, 1843.
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись… Космополитизм – чепуха, космополит – нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет.
Иван Тургенев, «Рудин», 1856.
На женскую любовь ушли мои лучшие года, пусть же вытрезвит меня здесь скука, пусть успокоит меня, подготовит к тому, чтобы и я умел не спеша делать дело.
Иван Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859.
Россия отстала от Европы; нужно подогнать её.
У нас лучшие головы. давно в этом убедились; все народы в сущности одинаковы; вводите только хорошие учреждения – и дело с концом.
Иван Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859.
– Всё это прекрасно! – воскликнул, наконец, раздосадованный Паншин, – вот вы, вернулись в Россию, – что же вы намерены делать?
– Пахать землю, – отвечал Лаврецкий, – и стараться как можно лучше её пахать.
Иван Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859.
И кто ж это видывал, чтоб из-за эдакой из-за козьей бороды, прости господи, из-за мужчины в монастырь идти?
Иван Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859.
Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!
Иван Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859.
Желаю, чтобы меня похоронили в Орле, возле моей матери и сестры; свезти меня туда на простых дрогах без балдахина, на паре лошадей; за мною поедут дети, да Николай мой.
Алексей Ермолов, 1861 (?).
Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец.
Иван Тургенев, «Отцы и дети», 1862.
Прежде, в недавнее ещё время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда.
А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда… мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором.
Иван Тургенев, «Отцы и дети», 1862.
Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было значительно.
Иван Тургенев, «Отцы и дети», 1862.
Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.
Иван Тургенев, «Отцы и дети», 1862.
Видишь, что я делаю: в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его не набили, лишь бы пустоты не было.
Иван Тургенев, «Отцы и дети», 1862.
Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь.
Иван Тургенев, «Отцы и дети», 1862.
Вас нет — и плакать я готов,
И Ангел мой без вас вздыхает.
Старик-токарь своих трудов
Вам две застёжки посылает.
Когда работал их чудак,
То с вами мысль его дружилась:
О, не кружитесь в жизни так,
Как кость слоновая кружилась!
Афанасий Фет, «Н.А. Офросимовой при посылке двух пуговок», 22.02.1869.
У нас и хвост долог, и нос долог, и мы стоим как кулики на болоте да перекачиваемся: нос вытащим – хвост завязнет, а хвост вытащим – нос завязнет.
Николай Лесков, «Соборяне», 1872.
Как подумаешь: нет ничего на свете сильнее… и бессильнее слова!
Иван Тургенев, «Вешние воды», 1872.
Кроме городского – Шредерского сада. устроен ещё за городом Ботанический сад. Эти сады служат наилучшим увеселением в летнее время для жителей города. Для зимнего времени существует в Орле театр.
Гавриил Пясецкий, «Исторические очерки города Орла», 1874.
Дрова уже и тогда в Орле были очень дороги, и бедные люди отапливались то гречневою лузгою, то навозом, а последнее требовало большой заготовки.
Николай Лесков, «Несмертельный Голован», 1880.
В Орле, в этом странном «прогорелом» городе, который вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город…
– А у вас в Орле в котором часу настаёт воровской час?
Тётушка отвечает из какой-то книги:
– «Егда люди потрапезуют и, помоляся, уснут, в той час восстают татие и исходя грабят».
Николай Лесков, «Грабёж», 1887.
Весь великий пост Меркулов много работал, и новое чувство покорности и тихого ожидания не оставляло его. Он покорно принимал тяжёлую работу, покорно принимал грязь, тесноту и мучительность своей жизни и в чёрную хату свою с кривыми углами входил, как в чужую, в которой недолго остаётся побыть ему.
Леонид Андреев, «Весенние обещания», 1903.
Михаил Пришвин, «За волшебным колобком», 1908.
О том, чтобы быть писателем, не думал, ибо чуть ли не с самого младенчества чувствовал страстное влечение к живописи. Рисовал много (первой учительницей была мать, которая держала карандаш в моих руках); но так как в Орле ни школ, ни настоящих учителей не было, то всё дело ограничивалось бесплодным дилетантизмом.
Леонид Андреев, Автобиографическая справка, 1910.
Самому мне, кажется, и в голову не приходило быть меньше Пушкина, Лермонтова, – благо лермонтовское Кропотово было в двадцати пяти верстах от нас, да и вообще чуть не все большие писатели родились поблизости, – и не от самомнения, а просто в силу какого-то ощущения, что иначе и быть не может.
Иван Бунин, Автобиографическая заметка, 1915.
Страстная неделя, пятница. Как некстати тут норд! И звучит глупо. Другое встаёт: Орёл, тепло, пахучая ракита, разлив рек, весёлая гимназическая религия, шатанье по Болховской. Помню: вот в гимназическом зале, в ожидании очереди идти к старому батьке на исповедь, сижу на подоконнике открытого окна и смотрю на солнечную, тёплую, весенне тарахтящую улицу. Или: пальто в напашку, в шитой рубашке, иду по Очному мосту и смотрю на мелькающие носки блестящих, собственноручно начищенных сапог. Вечерок, внизу разлившаяся полноводная река. И сапоги красивы, и сам я красив – а навстречу плывут тоже молодые и красивые, и где-то церковный звон. И в каждую я влюблён… (3 мая 1918)
Леонид Андреев, дневник 1914–1919.
Некогда скромная Москва (выражение жития: «честная кротостью» и «смиренная кротостью»), катясь в истории как снежный, движущийся ком, росла, наматывая на себя соседей. Это восхождение трудное, часто преступное.
Борис Зайцев, «Преподобный Сергий Радонежский», 1925.
Наша республика похожа на фотографическую тёмную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри всё освещено красным фонариком. (1929)
Михаил Пришвин, Дневники 1905–1947.
Вот Орёл, один из самых коренных русских городов, – хоть бы его-то жизнь, его людей узнать, а что же я узнал? Улицы, извозчики, разъезженный снег, магазины, вывески, – всё вывески, вывески…
Иван Бунин, «Жизнь Арсеньева», 1930.
Я заходил в библиотеку. Это была старая, редкая по богатству библиотека. Но как уныла была она, до чего никому не нужна. Какое несметное количество было на земле поэтов, романистов, повествователей, а сколько уцелело их? Всё одни и те же имена во веки вечные.
Иван Бунин, «Жизнь Арсеньева», 1930.
Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.
Следующая цитата
Понятно, как должна была смотреть Москва на наш край в эпоху служения его самозванному делу. Москва прилагала всё свое старание к тому, чтобы обстроить, заселить, укрепить и сделать его оплотом против вражеских нападений; и вот этот оплот стал против неё, передался на сторону «воров», сделался центром мятежа, вступил в открытую борьбу с государством! С этого времени Москва и все, кто более или менее оставался верным её делу в смутную эпоху самозванцев, стали смотреть на обитателей нашего края как на «воров» и «искони погибших людей», обозвали их «крамольниками», «проломленными головами» и сложили о них пословицы «Орёл да Кромы — первые воры»; Елец — всем ворам отец»; «Карачев — на поддачу»; «И Дмитровцы — не выдавцы»; «А коли Амчанин к тебе на двор — выноси скорей святых вон». О жителях Комарицкой (Севской) волости доселе поётся известная Комарицкая песня, указывающая на измену их своему барину. — т. е. Борису Годунову, которому, как помещику, принадлежала эта волость; относительно же г. Ливен сложилась пословица: «Ливны — самим ворам дивны». (Пясецкий Г. Исторические очерки города Ливен и его уезда. - 1999. — С. 82-83).
(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2021. - С.458).
Пословицы и поговорки
Записаны в Орловской области
Лад в семье — больше счастья не найти, хоть весь свет обойти.
Око видит далеко, а ум ещё дальше.
Не тем красен мир, что в трубы трубят, а тем, что люди людям любы.
Жизнь дана на добрые дела.
Алчешь чужого — потеряешь своё.
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
Хорошо медведя в окно дразнить.(Масленникова Р. Мамина колыбельная. — С.155-162).
(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2021. - С.458).
Свидетельство о публикации №221022701218 Рецензии
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
Нас зовут пути Отечества.
Мы надели рюкзаки.
И пошли ветрам навстречу мы
по лесам и вдоль Оки.
На земле Орловской милой,
сберегая каждый миг,
мы костёр свой разводили
возле песен дорогих.
Разноцветное Полесье,
Муромец Илья лихой,
как легенды поднебесья.
Здесь ликует час любой.
И в сиянье кругозора
наши силы возросли,
ведь ласкала слух и взоры
красота родной земли.
Край Орловский – заповедник,
интересный, как музей,
край торжеств тысячелетних,
и талантливых людей.
Восхищают нас прекрасные
Болхов – храмов ореол –
и Тургеневское Спасское,
и Ермоловский Орёл.
В наших душах нет ненастья.
Очарованы мы вновь.
Нет на свете ярче счастья,
чем к родной земле любовь.
* * *
Моему родному городу Орлу
Рубили лес крестьяне яростно.
Быть крепости – указ таков,
чтоб здесь, на юге государства,
пресечь нашествия врагов.
Смотрели ветры со вниманьем,
как там, внизу, рубили лес,
как встало грозно рек слиянье
с заборами наперевес.
Орлы кричали, скрывшись в гуле
пил, топоров и говорка,
и крики солнце покачнули,
кидали наземь облака.
Рубили лес с весёлой силой,
ведь знали: минет грохот дней,
и это место для России
родит великих сыновей.
Не падали деревья в травы,
а очень медленно легли
в большую будущую славу
взрастившей их святой земли.
В пору давнюю орлянами
звали жителей Орла,
в пору ту, как над полянами
мчалась ворога стрела…
Мы, ребята, предки ваши
в час бесценно-роковой
были на бессонной страже
стороны своей родной.
За кочевниками зорко
смотрят Орлик, Цон, Ока.
И у каждого пригорка
ждёт непрошенных тоска.
Мы зажгли огни сигнальные,
чтоб предупредить своих
о нашествии фатальном
быстрых недругов степных.
Засеки держались молодо,
целясь метко и хитро.
Будет вам и наше золото!
Будет вам и серебро!
На пути тупой свирепости
сумасшедшего коня
стали и посты, и крепости,
наши нервы, как броня.
Враг с орлянами в орлянку
захотел сыграть. Но зря.
Ведь уходит спозаранку
он в позор небытия.
* * *
Да,для меня нет города светлей.
Южней Москвы соорудили крепость,
и стал музеем город наш поздней.
Его история, как будто эпос.
Орёл — мой город. Таинство моё.
Моё и бытие, и бытиё.
В названии — могущество, полёт.
В названии — стремление вперёд.
И фейерверк лучей и облаков,
и Мариинский мост, Богоявленье,
ликующие лики берегов,
как лучшие на свете сновиденья.
В нарядах ало-жёлтых тихо, просто
заходит осень по путям благим
в просторы Александровского моста,
позируя художникам младым.
Мой город постоянно открывает
для всех сверкающее колдовство.
Святые Пётр и Павел затевают
целебный дождь у храма своего.
Театр орловский - чудо из чудес!
Его построил граф Сергей Каменский.
А Михаил Бахтин воздвигнул здесь
свой корпус именитейший кадетский.
Дворянское гнездо к себе зовёт.
А вот и дом, поэтами воспетый.
И верим мы, что всё-таки мелькнёт
в окне Калитина Елизавета.
О праведников слово - пламя!
Взволнованно беседовали с нами
и Голован бескрайне одарованный,
Левша и Странник Очень Очарованный.
Орёл - мой город милый, мой кумир.
Тут я впервые обнял целый мир.
Поддержка мне с утра и до утра
и Орлик - брат мой, и Ока - сестра.
Мой Орёл
I
Мой Орёл – моё лекарство
от недужных снов.
И взволнованно касался
я его веков.
Шествуют мосты, как свечи.
Парков мягкий лад.
Город милый, тайный, вечный
красотой распят.
С Левашёвой даль заветная:
солнце, синева,
«стрелка», баня Шереметьева,
Спас и Покрова.
Ну, а вот и мой, единственный –
Мариинский мост.
Рядом дом, где я родился,
незаметно рос.
Я – дитя реки и улиц.
Двор меня учил.
Неужели вспомнят люди,
что и я здесь жил?
В городе немноголюдно.
Высятся мечты.
Вдохновению уютно,
нет ведь суеты.
Мне сегодня не впервые
славно одному.
Город мой, как нерв России,
чуток ко всему.
И чем больше воли странной,
тем глубинней суть.
Счастье потрясло нежданно,
будто бы инсульт.
Михаил Архангел. Звоны
я его ловлю.
И молчу я сокрушённо…
Родина… Люблю.
II
Родной,щемящий вид
до умопомрачения,
где мой восторг глядит
на храм Богоявления.
И та же и не та
Ока моя давнишняя.
И даже суета
не кажется мне лишнею.
На правом берегу
под небом приворотным,
где только тут могу
я быть таким свободным.
Я чувствовал себя
беспечно-необычным:
в реальном мире я,
как в мире фантастичном.
Я чудо берегу,
ведь осязал я часто
на правом берегу
святую горечь счастья.
О мой Орёл! О величавый город!
Такое имя кто придумал? Кто?
Я поднимаюсь медленно на гору,
где, как венец , Дворянское гнездо.
И Михаил Архангел вдохновляет
служить во славу наших кровных гнёзд,
где берега любви соединяет
Тургеневский непревзойденный мост.
О мой Орёл! Ты – заповедный город,
ведь от легенд просторно и легко.
И восклицаю я Вселенной гордо,
что мой Орёл летает высоко.
У города и крыльев взмах старинный,
и юный-юный изумлённый взор,
и путь щемящий и неповторимый:
Ильинка – Петропавловский собор.
Ока и Орлик! Воды не из тихих,
не мелкие в отеческом краю,
когда вспоили много столь великих,
что их хватило б на Россию всю.
Город удивительный – Орёл!
Вижу с Болховской Смоленский храм,
красочный, величественный, редкий,
повествующий волшебно нам
о таланте зодчих – наших предках.
Храм венчает улицу, и мне
кажется, что вопреки ненастью
мы идём в небесной вышине,
удивляясь и любви, и счастью.
Осязать такую красоту
мы хотим в глуби многовековой,
где на Александровском мосту
повстречаем Бунина, Лескова.
Болховская улица моя –
для меня не малая в Отчизне.
В небесах иду свободно я,
удивляясь Родине и жизни.
Орёл, мой город, - праздник на века!
Здесь так сияют Орлик и Ока.
А над Окою монастырь Успенский
нас обучает доброте вселенской.
Каштаны на Московской расцвели.
Я молча признаюсь Орлу в любви.
Орёл - родной мой город,словно чудо.
О дивный город первого салюта!
О дивный град литературной славы!
Орёл прекрасный - гордость всей державы!
В изумрудах величальных
над Окою парка высь.
И ворота триумфальные
на Московской вознеслись.
Город древний,город чудный,
где Тургенев - наш герой.
Доблестный,первосалютный
город мой Орёл родной!
* * *
Отчизны сны степные –
печаль моей любви.
Орёл, Ока, Россия,
живите вечно вы!
Свидетельство о публикации №215120601043 Рецензии
Александру Михайловичу!
Прочёл Ваши стихи
Посвящённые нашему любимому городу Орлу.
Очень понравились. Удачи.
С уважением.
Николай Поповичев Неугомонный.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: