Цитаты про город омск

Обновлено: 07.11.2024

Некоторые места в Омске, связанные с Достоевским, отмечены памятниками и мемориальными досками

Сегодняшний день, 4 февраля, — важная дата в литературной истории Омска. В этот день, 23 января (по юлианскому календарю) 1850 года, в наш город привезли одного арестанта, которому предстояло отбыть в Омске четыре года каторги. Звали арестанта Фёдор Михайлович Достоевский. Как известно, о нашем городе у него остались неприятные воспоминания; тем не менее здесь о Достоевском помнят и, может быть, даже немного гордятся тем, что в Омске жил великий русский писатель. Есть памятники, есть музей; и даже университет, основанный уже в советскую эпоху, назвали в честь Достоевского. Как сложилась омская жизнь Фёдора Михайловича? Где он жил, чем занимался, по каким улицам ходил и с какими людьми встречался? На все эти вопросы мы попытались ответить в нашей статье.

Предыстория

Неформальное членство Достоевского в обществе «петрашевцев», где по пятницам велись беседы на тему отмены крепостного права, свободы печати и судебной реформы, довело его до беды. В апреле 1849 года писатель был арестован. Восемь месяцев он провёл в Петропавловской крепости, а потом военный суд приговорил его к смертной казни, причём главной виной объявили «недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Это то самое письмо, которое недавно цитировал юморист Максим Галкин в своём нашумевшем интервью:

«Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение».

Политике императора Николая I эти слова в корне противоречили. В итоге Достоевский оказался преступником и был приговорён к расстрелу, который, правда, заменили каторгой — сначала восьмилетней, а потом, по личному решению царя, четырёхлетней с последующей военной службой. Отбывать наказание надлежало в Омске. Шесть дней Достоевский пробыл в бывшей столице Сибири Тобольске, а 23 января 1850 года приехал в наш город.

Новые места

«Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени». Это цитата из письма Достоевского брату Михаилу, отправленного вскоре после выхода с каторги. Понятно, что у писателя были личные причины для негативного отношения к Омску, но город в те времена и правда не казался вершиной благоустройства, особенно для человека, привыкшего к жизни в Петербурге. Центром жизни Омска была земляная крепость с каменным Воскресенским собором, офицерскими домами и казармами, её окружали одноэтажные деревянные дома, в которых жили штатские.

Так выглядела вторая Омская крепость. Острог находился в одном из верхних зубцов (правом)

Достоевского привезли в Омск в санях вместе с товарищем по несчастью, поэтом Сергеем Фёдоровичем Дуровым. Приехал он с северо-запада по Тюкалинскому тракту, переходившему в городской черте в улицу Тобольскую (нынешняя Орджоникидзе). В центре города эта улица упиралась в большую площадь, и слева можно было увидеть городскую рощу (на месте нынешней Соборной площади), а справа — крепость. Арестантов везли через Тарские ворота и направляли в острог, находившийся на месте нынешнего драмтеатра.

Теперь для Достоевского началась новая, каторжная жизнь. Ему выбрили переднюю половину головы (бессрочным каторжникам выбривали левую сторону), выдали «лоскутные платья» — арестантскую одежду со специальными метками (зимой чёрная, летом белая), надели ножные кандалы. Это был так называемый «мелкозвон», оковы весом в четыре-пять кило, которые снимались только при освобождении.

«Форменные острожные кандалы, приспособленные к работе, — пишет сам Достоевский в "Записках из Мёртвого дома", — состояли не из колец, а из четырех железных прутьев почти в палец толщиною, соединенных между собою тремя кольцами. Их должно было надевать под панталоны. К серединному кольцу привязывался ремень, который в свою очередь прикреплялся к поясному ремню, надевавшемуся прямо на рубашку».

Жили каторжники в здании острога с большим двором (шагов 200 на 150), обнесённым высоким тыном. Содержать их требовалось «в наилучшей чистоте», но это требование не выполнялось.

«Вообрази себе старое, ветхое деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить, — писал Достоевский брату. — Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель — всё сквозное. Нас как сельдей в бочонке. Затопят шестью поленами печку, тепла нет (в комнате лед едва оттаивал), а угар нестерпимый — и вот вся зима. Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждой уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Все каторжные воняют как свиньи и говорят, что нельзя не делать свинства, дескать, "живой человек"».

Через Тобольские ворота Достоевский выходил к Иртышу, где ему приходилось целыми днями работать

Фото: Иван Рейзвих

Спали каторжники на голых нарах, укрываться им приходилось короткими полушубками, так что ноги оставались голыми, в том числе в зимние холода. Приходилось терпеть блох, вшей и тараканов. Кормили арестантов хлебом и щами, в которых только изредка попадался кусочек говядины. В праздники подавали кашу (почти без масла), а в пост каторжники довольствовались капустой и водой. Выживать удавалось только благодаря случайным заработкам, подаянию от местных жителей и деньгам, которые иногда присылала родня. В случае Достоевского это была помощь брата Михаила.

Почти каждый день в любую погоду арестантов выводили на работу. По нынешней улице Спартаковской они шли к Тобольским воротам и через них выходили к Иртышу, где обжигали и дробили алебастр, разбирали старые лодки, изготавливали кирпичи. Алебастровый сарай стоял у самого берега. По-видимому, в «Преступлении и наказании» был описан именно тот пейзаж, который открывался перед Достоевским в Омске во время отдыха от работы.

«Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Каторжники очищали городские улицы от снега, делали ремонт в домах (например, Достоевский участвовал в штукатурных работах в здании военного суда — сейчас это корпус медицинской академии на Спартаковской, 9). Тогда-то им и удавалось заработать немного денег, чтобы купить еды. Отдохнуть получалось только в дни больших церковных праздников и великих постов, когда жителей острога вели в Воскресенскую военную церковь для исповеди и молитвы.

В Воскресенском соборе каторжник Достоевский бывал регулярно. Церковь разрушили в советское время, а недавно построили заново

Фото: Николай Эйхвальд

«Нас водили под конвоем с заряженными ружьями в божий дом, — вспоминал Достоевский. — Конвой, впрочем, не входил в церковь. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона, да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника».

Достоевский очень тяжело воспринимал арестантский быт. Другие каторжники, в основной своей массе уголовники из низшего сословия, не могли принять его за своего. Они понятия не имели, в чём состояло его преступление, и даже не думали сочувствовать. «Ненависть к дворянам превосходит у них все пределы, — писал позже Достоевский, — и потому нас, дворян, встретили они враждебно и с злобною радостию о нашем горе».

Судя по следующей фразе — «Они бы нас съели, если б им дали», — администрация острога защищала «интеллигентных» узников от остальных. Стопроцентного эффекта, по понятным причинам, быть не могло.

«Посуди, велика ли была защита, — обращается Достоевский к брату, — когда приходилось жить, пить-есть и спать с этими людьми несколько лет и когда даже некогда жаловаться, за бесчисленностию всевозможных оскорблений. "Вы дворяне, железные носы, нас заклевали. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего, наш брат стал" — вот тема, которая разыгрывалась 4 года. 150 врагов не могли устать в преследовании, это было им любо, развлечение, занятие…»

Плохие условия жизни отразились на здоровье писателя. Именно в Омске у него начались припадки «падучей» (эпилепсии), проблемы с желудком. К физической работе Достоевский не привык и с огромным трудом выполнял ежедневный «урок» (план). Он часто лежал в госпитале, но этому скорее был рад: болезнь обеспечивала ему отдых и смену обстановки. Кстати, здание госпиталя сохранилось: скорее всего, это деревянный дом на Гусарова, 4. В XIX веке это была улица Скорбященская.

Друзья и благодетели

Комендант Омска Алексей Граве, судя по всему, помог Достоевскому пережить каторгу

Знаменитая цитата про «гадкий городишко» имеет продолжение. «Если б не нашёл здесь людей, я погиб бы совершенно», — пишет Достоевский, добавляя: «Брат, на свете очень много благородных людей».

Первым в списке стоит назвать коменданта Омской крепости Алексея Фёдоровича Граве. Достоевский в письме брату и в «Записках из Мёртвого дома» называет его «человеком очень порядочным». Уточнений в тексте нет, и понятно почему: по уставу, комендант должен был относиться ко всем каторжникам с одинаковой строгостью, но для писателя он, по-видимому, шёл на разные неофициальные послабления. Сообщать об этом даже в личных письмах было рискованно из-за перлюстрации, к тому же в Омске, по словам Достоевского, хватало доносчиков. Однако известно, что в 1852 году Граве направил в столицу запрос, чтобы выяснить, нет ли возможности причислить Достоевского и Дурова к «военно-срочному разряду арестантов». В случае положительного ответа срок каторги сократился бы на шесть месяцев; плюс к этому Граве спросил начальство, нельзя ли освободить обоих петрашевцев от ножных оков. Положительный ответ он так и не получил.

В 1859 году, отбыв всё наказание и возвращаясь из Семипалатинска в европейскую часть России, Достоевский проезжал через Омск. Остановился он как раз в доме Граве, и литературоведы считают это стопроцентным доказательством того, что между комендантом и каторжником установились в своё время добрые отношения. Именно в доме Граве был открыт в 1983 году литературный музей имени Достоевского.

Важную роль в судьбе Достоевского сыграла Мария Дмитриевна Францева — дочь тобольского прокурора. Она встретилась с писателем, когда он ехал на каторгу, и передала с сопровождавшим его жандармом письмо своему хорошему знакомому в Омске — подполковнику Ивану Викентьевичу Ждан-Пушкину, инспектору классов Сибирского кадетского корпуса. В этом письме содержалась просьба по возможности оказывать помощь Достоевскому и Дурову. Ждан-Пушкин (по словам Достоевского, «человек образованнейший, с благороднейшими понятиями о воспитании») к этой просьбе прислушался. Он «адресовался к разным лицам с расспросами о возможности, о способах облегчить участь гг. Дурова и Достоевского». Одним из этих «лиц» был старший доктор военного госпиталя Иван Иванович Троицкий. Когда Фёдор Михайлович оказался в лазарете, Троицкий «толковал с ним, предлагал ему лучшую пищу, иногда и вино»; тот отказался, но попросил, чтобы его клали на лечение почаще и подбирали ему комнату посуше (выше шла речь о грязи и сырости в остроге).

Перед каторжником Достоевским открывались унылые пейзажи

Фото: Александр Зубов

Эта просьба была исполнена. К тому же Троицкий добился для Достоевского разрешения получать с воли книги и журналы. В августе 1850 года один из друзей писателя сообщил своему знакомому в Тобольске, что тот «почти постоянно в лазарете» и «пользуется столом от лекаря Троицкого». Жена последнего, «прелестнейшая и добрейшая женщина», тоже заботилась о Достоевском. Именно в лазарете писатель смог начать работу над «Сибирской тетрадью», и там же он хранил рукопись (в принципе каторжникам запрещалось иметь принадлежности для письма). Там у Достоевского появилось свободное время; известно, что, лёжа на больничной койке, он прочёл романы Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» и «Дэвид Копперфилд».

В «Записках из Мёртвого дома» упоминаются инженеры, «очень симпатизировавшие» главному герою. Имеется в виду, в частности, подпоручик Константин Иванович Иванов — адъютант штаба генерал-инспектора по инженерной части, окончивший Инженерное училище на год позже, чем Достоевский. По-видимому, эти двое были знакомы ещё с тех времён, а в Омске стали друзьями.

«Он был мне как брат родной, — писал Достоевский в 1854 году. — Он сделал для меня всё, что мог <. >. Чем заплатить за это радушие, всегдашнюю готовность исполнить всякую просьбу, внимание и заботли­вость как о родном брате…»

Вообще семьи декабристов, оказавшиеся в Сибири на четверть века раньше Достоевского (Якушкины, Анненковы, Фонвизины), сыграли важную роль в его судьбе.

«Ссыльные старого времени (то есть, не они, а жены их) заботились об нас, как об родне, — вспоминал писатель. — Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас. »

Это фото было сделано в Семипалатинске в 1858 году. Фёдор Достоевский и Чокан Валиханов прервали дружескую беседу для позирования

Следующая цитата

Илья Швецов вышел в финал «Открытого микрофона» и шутил про тетерева в июне 2017 года

На своей странице в соцсети Facebook жительница Санкт-Петербурга Екатерина Евченко 11 июля опубликовала цитату из выступления бывшего омича Ильи Швецова. Комик под псевдонимом «Швед» участвовал в шоу «Открытый микрофон» на телеканале ТНТ. В финальной битве 2 июня прозвучала шутка Швецова про тетерева, которую петербурженка разместила на своей странице.

«Я реально не понимаю, в чём кайф охоты. Друг говорит: "Недавно купил себе новое ружьё за 200 тысяч, пойду на тетерева". Мне кажется, это как-то сильно жирно для тетерева. Если у тебя есть ружьё за 200 косарей, надо идти как минимум на Баскова. Если у тебя есть 200 тысяч, зачем вообще убивать тетерева? Можно нанять киллера, который убьёт тетерева. Причём он не просто убьёт тетерева, а сделает всё так, как будто это самоубийство. И тетерева потом найдут в дешёвом гостиничном номере, вокруг упаковки от таблеток и записка с текстом: "Варвара, меня всё это доконало, больше нет сил платить кредит за наше дупло"», — написала Екатерина Евченко.

После возникшего ажиотажа вокруг цитаты Екатерина Евченко пояснила, что не является автором шутки про тетерева. «Сегодня с утра ехала в центр по делам, Полякова скинула мне через десятые руки ржачную цитату про тетерева, я от души посмеялась на весь вагон и запостила у себя. Оставив кавычки, которые намекают, что это чужая цитата. И, как выяснилась, создала "Тихий Дон" — тысячи лайков, сотни репостов в "Фейсбуке" и ВК, включая "Лепру", новых подписчиков как в очереди в Мавзолей. И все это из-за текста, который я не писала! Чувствую себя Дианой Шурыгиной, осталось только номер Яндекс-кошелька оставить», — эмоционально высказалась петербурженка.

Отметим, что шутка про тетерева не помогла Илье Швецову стать победителем комедийного баттла. В том же выступлении экс-омич шутил про свидание в аэротрубе и развод Владимира Путина. Комик рассказал НГС.ОМСК, как относится к тому, что его шутку распространили в Сети. «Я спокойно к этому отношусь. Мы ещё когда в КВН играли, наши шутки постоянно брали и использовали на разных юмористических интернет-ресурсах. За авторские права тут никак не поборешься. Да и смысл какой? Я в общем-то рад, что шутка разошлась. Но, конечно, хорошо, когда автор указан», — пояснил юморист.

Следующая цитата

В Омске из-за праздника на неделю <a href="https://ngs55.ru/text/gorod/2021/09/08/70124858/" target="_blank">перекроют центр</a>

Коронавирус второй год подряд вносит коррективы в планы омичей на традиционный День города. В 2020 году мероприятия проходили в необычном и немного странном онлайн-формате, а в этом — праздник решили растянуть на неделю — с 11 по 18 сентября. Отдельно отметим, что четкого плана у мэрии пока нет, поэтому материал будет дополняться по мере того, как мы будем узнавать о новых событиях.

Фестиваль «Омск — город мастеров»

Когда: 11 сентября, 12:00 — 12 сентября, 19:00 и 18 сентября с 12:00 до 20:00.

Где: Омская крепость и Любинский проспект.

Обширная программа фестиваля захватит целых три дня и две локации (отдельная часть фестиваля будет на Любинском проспекте). Для гостей фестиваля ремесленники и мастера города Омска и Омской области представят уникальную тематическую продукцию и проведут показательные мастер-классы. В программе — мастер-классы от омского стеклодува Максима Орлова, а также уроки вязания и изготовления игрушек. Впервые на фестивале будет представлен омский моделист Александр Кизнер — его модели трехпалубных теплоходов со светодиодной подсветкой «Родина» и «Сибирь» в масштабе 1/100.

«Щит Сибири»

Если вы любите смотреть, как люди бьют друг друга железными палками, — посещать обязательно

Фото: Олег Малиновский

Когда: 11 и 12 сентября с 12:00 до 18:00.

Где: Парк Победы.

Фестиваль исторической реконструкции «Щит Сибири» пройдет в формате интерактивного музея живой истории под открытым небом. В парке появится несколько исторических локаций: Римская империя, раннее Средневековье, развитое Средневековье, освоение Сибири в , Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война .

Из-за пандемии формат мероприятия изменился: попасть на фестиваль можно будет только в составе группы (не более 40 человек). Экскурсии будут начинаться каждый час и длиться около 60 минут.

Зарегистрироваться заранее можно по ссылке. Организаторы сообщили, что регистрация будет проходить и в парке, но мест в группах может не оказаться.

Фестиваль национальных культур «Город 100 языков»

Когда: 11 сентября с 13:30 до 17:30.

Где: Парк имени 30-летия ВЛКСМ.

В программе фестиваля — творческие визитки, выставки, мастер-классы от 19 национальных центров. Омичей ждет концертно-развлекательная программа с участием творческих коллективов «Лад», «Русь» и «Иртыш» и демонстрация фильмов об Омске в кинотеатре под открытым воздухом. Также на мероприятии будет работать площадка национальной кухни и фотозона — фототеатр, где можно будет сфотографироваться в костюмах-накидках, характеризующих национальности со всего мира.

Сибирский международный марафон

Когда: 12 сентября, 09:00.

Где: Соборная площадь.

Как и в прошлые годы, любители бега выйдут на старт в центре города. Спортсменам предлагаются на выбор три дистанции — , и . Новичкам и детям в возрасте от 14 лет предлагают поучаствовать в не соревновательном забеге, преодолев . Те, кто пробежит самую маленькую трассу, медали и награды не получат. А вот преодолевшие дистанции от 10 километров и больше претендуют на денежные выплаты. К примеру, абсолютные победители марафона получат по 300, прибежавшие вторыми — 150, третьими — 75 тысяч рублей. Общий призовой фонд составляет больше 2,3 миллиона рублей.

Городской праздник «Детство — это я и ты!»

Когда: 12 сентября с 15:00 до 18:00.

Где: Сквер Дзержинского.

В первые полтора часа в сквере будут работать интерактивные площадки: выставка-презентация и мастер-класс по изготовлению моделей самолетов, кораблей и автомобилей, интеллектуальная игра об охраняемых природных территориях и другие мастер-классы. В это же время будет работать площадка клуба «Кинолог», литературная гостиная, а также пройдут показательные выступления спортсменов. С 15:30 до 18:00 в сквере пройдет концертная программа «Будет Омск гордиться нами!».

«Служилые люди Сибири»

Интерактивные площадки «Служилых людей» всегда выглядят очень зрелищно

Фото: Евгений Софийчук

Когда: 12 сентября с 15:00 до 18:00.

Где: Омская крепость.

На территории Омской крепости будут организованы пять военно-исторических интерактивных площадок, отражающих взятие и освоение Сибири в XVI–XVII веках. На площадках омичи смогут освоить навыки стрельбы из лука, пушки и получить уроки фехтования. Кроме того, здесь можно будет примерить доспехи и поучаствовать в перестрелках из лука.

Также на территории Омской крепости в это время будут проходить мастер-классы по керамике и концертная программа «А лишь прекрасные мгновения».

Выставка-ярмарка «Аппетитный микс»

Когда: 12 сентября с 15:00 до 18:00.

Где: Любинский проспект.

Выставка-продажа и мастер-классы омских производителей продуктов питания. Также в рамках мероприятия состоится ярмарка изделий народного творчества.

Технологии оживающего искусства «Омск в лицах»

Когда: 12 сентября с 15:00 до 18:00.

Где: улица Музейная.

На площадке будут работать 12 «живых скульптур» — прообразов замечательных людей, жизнь которых была связана с Омском: Федора Достоевского, Сергея Королева, Валентины Бисяриной, Дмитрия Карбышева, Ивана Шпрингера, Чокана Валиханова и других. Экскурсоводы подробно расскажут об этих людях. С «живыми скульптурами» можно будет сделать фото.

Следующая цитата

Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики. Является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность постоянного и временного населения города. Красивые цитаты про город представлена в данной подборке.

Тот, кто смиряет дух свой, сильнее того, кто покоряет города.

Эрнест М. Хемингуэй

Уединение нужно искать в больших городах.

Если хочешь по-настоящему узнать город, надо ходить пешком.


Венеция была бы чудесным городом, если ее осушить.

В деревянном городе крепче спишь, потому что снится уже только то, что было.

Иосиф А. Бродский

Иосиф А. Бродский

Любовь к тому или иному городу обусловлена чувствами, которые в нем пришлось испытать, а не самим городом.

Города нужно строить в деревне, где воздух гораздо лучше.

Илья В. Кормильцев

Этот город слишком мал для твоей любви.

Илья В. Кормильцев

Лос-Анджелес: семьдесят два пригорода в поисках города.

Мне нравятся городские сумасшедшие. Они вдохновляют меня гораздо больше, чем модели из журналов.

Рената М. Литвинова

Мы не любим города, мы любим себя в этих городах.

Любовь к тому или иному городу обусловлена чувствами, которые в нем пришлось испытать, а не самим городом.

Большой город – несчастное беспомощное чудовище. Все, что оно потребляет, должно быть к нему доставлено.

Злого короля, национализм и ларьки терпеть нет сил, красоту и удобства города признать невозможно. Когнитивный диссонанс.

Машины расплодили пригороды и убили город.

К-ф «Золотой теленок»

Нью-Йорк: город, где каждый бунтует, но никто не отчаивается.

Город становится миром, когда ты любишь одного из живущих в нем.

Города нужно строить в деревне, где воздух гораздо лучше.

Париж — единственный в мире город, где можно отлично проводить время, ничем по существу не занимаясь.

Эрих Мария Ремарк

Любовь к тому или иному городу обусловлена чувствами, которые в нем пришлось испытать, а не самим городом.

Город на уровне улиц не так привлекателен. Но если ты посмотришь вверх…

Уединение нужно искать в больших городах.

Уединение нужно искать в больших городах.

Франсуа де Ларошфуко


Здания должны быть хорошими соседями для человека.

Город – это люди, а не стены.

Самый чудесный город это тот, где человек счастлив.

Эрих Мария Ремарк

Чем для крестьянина является его дом, тем для культурного человека становится город.

Немало в мире разных городов, и в каждом есть своя неповторимость.

От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам.

Не заботятся о приобретении почета в городе, через который только проезжают, но, когда приходится жить в нем некоторое время, сказанная забота появляется.

Нигде и никогда, ни в одном городе мира, ты уж мне поверь, это правда, звезды не светят так ярко и пленительно, как в городе детства.

Я вообще люблю уезжать, потому что, не уехав из одного города, довольно затруднительно приехать в другой, а приезжать мне нравится больше всего на свете.

Любой город перестаёт быть враждебным, как только ты в нём поел и попил.

Эрих Мария Ремарк

Три этапа истории города: сперва исчезают животные, потом деревья и наконец дети.

Нью-Йорк: город, где нет места любителям даже в таком деле, как переход через улицу.

В передовых мегаполисах поощряется передвижение на велосипеде, а в самых передовых — марафонский бег.

Я удивляюсь, почему ваши преступники не указывают в качестве смягчающего обстоятельства редкостное безобразие вашего города.

Город без книжного магазина и не город вовсе, если хотите знать мое мнение.

Города похожи на женщин, у каждого есть свой собственный особый запах.

Любой городок или город своей атмосферой обязан людям, которых вы в нём знаете.

Кто в мае остался в городе, теряет одну весну.

Лето — это когда городской смог становится теплее.

Он говорил о своем городе, что в нем пятнадцать тысяч жителей, но не более трехсот душ.

Мы любим не те города, где родились, а те. что завоевали. Наполеон не отвернулся от Парижа, чтобы предаваться воспоминаниям об Аяччо, а Екатерина не перенесла столицу своей империи из Санкт-Петербурга в Штеттин.

Джордж Бернард Шоу

Пригород — это попытка выйти из пределов досягаемости города, но так, чтобы город оставался в пределах досягаемости.

Пригороды так разрослись, что приходится ехать в центр города, чтобы побыть в одиночестве.

Пока расплатишься за дом в пригороде, он уже в городе.

Город — это дух. Большой город — это «свободный дух».

Чем для крестьянина является его дом, тем для культурного человека становится город.

Разве каждый уголок наших городов — не место происшествия? А каждый прохожий — не участник происшествия?

Хаос домов настолько непроницаем, что воспринимаешь только то, что ошеломляет взор.

Европейским городам минувшие века придают вес, тогда как американские с истекшими годами склоняются к упадку; ибо они построены, чтобы обновляться с той же быстротой, с какой были возведены, т. е. плохо.

Города Нового Света лихорадочно живут в хронической болезни: вечно молодые, они, однако, никогда не бывают здоровыми.

Города Нового Света переходят прямо от юности к дряхлости, минуя старину.

Улица служит не просто для передвижения людей, это место, где они пребывают.

Читайте также: