Цитаты про донской край
Обновлено: 06.11.2024
13 сентября – День образования Ростовской области. Этот праздник объединяет всех, для кого донская земля стала малой родиной, кто гордится ее прошлым, работает, приумножая ее потенциал. В 2021 году Ростовской области исполнилось 84 года. Библиотеки МБУК ПР «МЦБ» провели в этот день большой цикл мероприятий, посвященных истории, культуре и людям донской земли.
В детском отделе МБУК ПР "МЦБ" для ребят из Д/С №1 "Улыбка" прошел краеведческий час "Люби и знай свой край". Ребята узнали много интересного о реке Дон: почему Дон Ивановичем зовут, где находится исток могучей реки, а так же послушали песни и стихи посвященные прекрасному Дону. Была показана презентация «А я люблю места родные» из которой ребята подчеркнули много интересного про культуру казачества, как воспитывали и обучали детей, ритуалы и обычаи казаков, народные приметы, а так же обсудили национальные костюмы казака и казачки. Библиотекарь рассказала ребятам, что донская земля подарила русской литературе замечательных писателей, известных в России и за ее пределами. Ребята с интересом слушали, отвечали на вопросы, и даже поучаствовали в литературной физкультминутке.
В преддверии Дня образования Ростовской области в Развиленском отделе МБУК ПР «МЦБ» был проведен краеведческий час «Путешествие в историю родного края» для пятиклассников ГКОУ РО Развиленская школа-интернат. Школьники узнали много нового и интересного о Донской земле: о том, почему Дон величают Ивановичем, как менялись с течением времени названия нашей земли. Узнали о том, что в состав Ростовской области входят 12 городских округов, 43 муниципальных района, 18 городских поселений, 390 сельских поселений. Вспомнили символы нашей славной Ростовской области, их происхождение и значение. К мероприятию ребята отлично подготовились - они нарисовали красивые рисунки на тему родного края, выразительно читали стихи о Родине. В завершение мероприятия школьники с интересом познакомились с выставками и краеведческим уголком библиотеки.
К Дню образования Ростовской области в Рассыпянском отделе МБУК ПР «МЦБ» для учащихся средних классов прошёл открытый просмотр литературы "Мой тихий родимый –Дон»", где представлен богатейший материал об истории Донского края, о великих людях, которых подарила Родине щедрая донская земля. Ребята совершили путешествие в далекое прошлое и перелистали страницы летописи Ростовской области, с древности до современности. Так же вниманию ребят библиотекарем была предоставлена презентация «Донской край - наша малая Родина».
Зареченский отдел МБУК ПР «МЦБ» организовал книжную выставку «Край родной навек любимый» на которой была представлена краеведческая литература. У книжной выставки был проведен обзор литературы для учащихся МБОУ СОШ №39.
10 сентября в Летницком отделе МБУК ПР «МЦБ» был проведен День краеведения «Ростовская область – это край наш любимый и дом», посвященный Дню образования Ростовской области.
В читальном зале библиотеки, для посетителей категории 12+, была оформлена книжная выставка «Край Тихого Дона» и проведена квест-игра «Знатоки родного края», на которую пригласили учащихся 5 класса МБОУ ЛСОШ №16.
Разделившись на две команды «Казачья удаль» и «Казачий Круг», получив маршрутные листы ребята отправились на станции: «Города и станицы Ростовской области», «Донские загадки», «Символика Ростовской области», «Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится», «Игровая».
В ходе игры, отвечая на вопросы, ребята показали отличные краеведческие знания, а также узнали много новой полезной информации о родном крае.
Последним заданием квест-игры было найти приз, который был спрятан в парке. Со счетом 17:14 победила команда «Казачья удаль», получив грамоту победителя и сладкий приз, которым ребята поделились со всеми участниками игры.
Следующая цитата
Донские казачьи поговорки
под редакцией Алексея Кочетова главного хранителя музея-заповедника
Бог не без милости, казак не без счастья ( повезёт, будь в надежде)
Донская земля дармоедов не кормит ( на Дону трудом будешь сыт)
Как ложкой, так и шашкой ( и за столом, и в сражении горазд)
Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет ( честь ему дороже жизни
На Дону что ни хутор, то своя запевка ( в каждом хуторе всё по-своему)
Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец ( что ни возьми — казак умеет всё)
Не атаман при булаве, а булава при атамане ( личные качества важнее причастности к власти)
Без атамана казак сирота ( атаман казаку как отец родной)
Атаманом артель крепка ( надёжный руководитель — опора для всех)
Без атамана дуван не дуванят ( без старшего серьёзные дела не делаются)
Атаманом быть — уряд держать ( задача старшего — поддерживать порядок)
И у атамана не две головы на плечах ( даже руководитель не всё охватить может)
Была бы голова, будет и булава ( если есть разум — обязательно выйдешь в люди)
Кому булава в руки, а кому — костыль ( кто на что способен)
При войсковой булаве, да при своей голове ( руководить — думать самостоятельно)
Иде ни хутор, там атаман ( есть « общество» — есть и руководитель)
Пташка не без воли, казак не без доли ( неотъемлемые качества)
Старших и в Орде почитают ( а в казачестве, дескать, тем более)
Казак в беде не плачет ( слова поддержки стойкости духа)
Казаки, что дети: и много поедят, и малым наедятся ( привычка к неприхотливой воинской жизни)
Казаки никому не кланяются ( казачество любит свободу и волю)
Господа старики — первейшие казаки ( старшим — уважение и почёт)
Что ни казак, то с Дону ( среди казаков донцов больше других)
Казаки от казаков ведутся ( происхождение родовых казаков)
Казак от Дона повёлся ( место их происхождения)
Слава казачья, да жизнь собачья ( нелегка жизнь казака)
Казак за казака горой стоит ( братство казачеству присуще)
Кому Дон тих, а кому — лих ( своим на Дону хорошо, врагам — туго)
Казан проверяют по звону, а казака — по слову ( слово казака крепко)
Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает ( неприхотлив)
СЛУЖБА, ВОЙНА, ОТВАГА
Гайтан на шее, да шашка сбоку — не скоро быть смертному сроку ( Вера и сила — вот что даёт казаку надежду)
Добыть — или дома не быть ( казачья дилемма)
Пришли казаки с Дону, погнали поляков до дому ( казаки выступили против польской интервенции)
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах ( решился действовать)
Станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают ( служба казачья полна реальной опасности)
В стремя ногой — расстанься с головой ( можешь и не вернуться со службы)
Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет ( воинские тяготы ложатся и на семью)
Кто пули боится, тот в казаки не годится ( в опасности казаку трусить нельзя)
Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт ( за родную землю бьётся до конца)
Казачье око видит далёко ( казаки идут впереди войск и видят всё)
Донцы не раки — задом не пятятся ( казаки не отступают)
Казак в бою, как орёл в небе ( привычен и смел)
Казак донской — рубака лихой ( донцы в рубке сильны)
Пики к бою! Шашки вон! ( уставные команды; здесь: приготовиться!)
Не порть боевой порядок! ( не нарушай нормального хода, слаженности)
Ты ещё в бочке кис, а на мне уже мундир вис ( молод ты ещё против меня)
У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись ( куда войско пришло — там и обустраивайся)
Казак и гриву прихватит, чтобы сильнее ударить ( в схватке казаку не до условностей)
Казак и во сне шашку щупает ( сохраняет бдительность)
За славой не угонишься — сама придёт ( делай дело и будет почёт)
Целым бы остаться, да с Доном не расстаться ( вся надежда донца)
Казаки песни в тороках возят ( песня и казак в походе нераздельны)
Веселы привалы, иде казаки запевалы ( казаки на привале запоют — не соскучишься)
У победы — богатый обоз ( где победа, там и прибыль)
У казака в бою нет спины ( казак в бою врагу спину не покажет)
Хороший казак « бачет», иде атаман скачет ( т.е. всегда знает, где старший)
Кому война, а кому мать родна ( кому погибель, а кому — нажива на войне)
Не пил воды кубанской — не ел каши казацкой ( не служил, не бывал в переделках, без опыта)
Казак без коня, что воин без ружья ( конь для казака — как часть вооружения)
Казак с конём и ночью и днём ( казак и конь неразлучны)
Вся родня не стоит коня ( высока цена строевого коня)
Конь познаётся в езде, а друг — в беде ( достоинства проверяются в трудные минуты)
В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком ( только делом завоёвывается слава)
Добрый конь в беге, что сокол в небе ( т.е. лёгок в скачке)
Не вини коня, вини дорогу ( причину неудачи ищи по справедливости)
Коня гони не кнутом, а овсом ( поощрение полезнее наказания)
И со своим седлом на чужом коне не наскачешься ( всё чужое — ненадолго)
Справный конь спит стоя ( важный показатель здоровья)
Надёжное у коня стремя — цело в бою темя ( проверяй амуницию — останешься жив в бою)
Кони в лугах, что жемчуг в шелках ( красивы и ценны)
Узда наборная, да лошадь вздорная ( внешний вид не устраняет недостатков)
Байками коня не накормишь ( коню нужен корм, а не разговоры о нём)
Худого коня не выправит и уздечка с насечкой ( снаряжение не заменит сути)
Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает ( казак и конь — вместе всегда)
Казак сам не съест, а коня накормит ( конь у казака — на первом месте)
Коня гладь не рукой, а овсом и мукой ( хороший корм — лучшая ласка)
Не бреши жене на базу, а коню в дороге ( и то и другое во вред себе)
С чужого коня среди степи ссадят ( с чужим добром придётся расстаться, и, возможно, невовремя)
У коня душа человечья ( хороший конь понимает и чувствует)
У трёх братов одна кобыла была… ( пользоваться — все, кормить — только не я)
Была б корова да курочка — сготовит и дурочка ( было б из чего стряпать — любая сможет)
В катухе будешь жить и кусок в золу макать ( т.е. плохо будешь жить, бедно)
Где хозяин ходит, там и хлеб родит ( результат там, где хороший труд хозяина)
Брехня не лежит у плетня ( неправда быстро распространяется)
Любопытной Варваре дверью нос оторвали ( не любопытствуй чрезмерно)
Нет такого дружка, как родная матушка ( никакой друг не заменит мать)
За морем теплее, а дома светлее ( родина — больше, чем простой уют)
Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит ( т.е. пребывает с детьми вовеки)
Дом под жестью и кобель под шерстью ( хороший хозяин)
Живёт — сбоку чирика ходит ( плохо, бедно живёт)
Клюнь, да оглянись… ( сохраняй бдительность; делай осмотрительно)
Пошёл — сгорбатился… ( пошел ни с чем, в унынии)
Дешёвая рыбка — паршивая юшка ( «заготовка» и «результат»)
Когда денежки в кармане — тогда и бабушка в чести ( будут деньги — будут все уважать)
Если сладкий кусочек — ему найдётся куточек ( хорошему всегда найдётся место)
Большому куску рот радуется ( хорошо съесть или приобрести что-нибудь крупное)
Наелся, как Мартын мыла ( дорвался; переел)
Там народу — мешалкой не провернёшь ( т.е. много людей, толпа)
Пришёл домой — чисточки не гож, сгубился ( пьяный)
Пей, казак, печаль пройдёт ( обращение к приунывшему в застолье)
За всё благо пьёт « отвага» ( т.е. сам, отважный человек)
Хлебушко — пирогу дедушка ( старший, главный среди всего мучного)
Разошёлся, как бондарский конь ( разбушевался, буйно себя повёл)
Показал чёрт моду — да в воду ( дурной пример)
Всю жизнь сладко не проешь, мягко не проспишь, чисто не проходишь
( или: жизнь протянется — всему достанется; всё в жизни бывает)
Ну и щи — на кобеля плеснуть ( о плохом, в том числе и о еде)
Не пей до дна, на дне дурак сидит ( не пей много, иначе натворишь « чудес»)
Родня: ваш плетень горел, а наш кобель возля него задницу грел ( ну очень дальние родственники)
Заколготился, заколготился и… уснул ( так « засуетился»)
Зажили: раньше нанимались побираться — а теперь от себя пошли ( так « разбогатели»)
Муха говорила, что тоже пахала, когда у быка на рогу сидела ( хвастовство и реальные дела)
Глушь, продай груш ( обращение к тому, кто не расслышал и переспрашивает)
Что там у вас — хутор да хутор, а вот у нас — хуторочек! ( только и разницы, что « наше»)
Ну, таперича можно с голодными ровняться ( пообедавши)
Хлеб да солица, нельзя ли с вами садиться? — Хлеб-соль, едим да свой, а ты у порогаа постой ( шуточная просьба присоединиться к столу, и такой же шуточный ответ)
Чик, чик, чикамас, перевези бабку на баз ( присказка переходящему через лужу, грязь, яр, ерик)
Ходи, ходи ходором, зовут тебя Фёдором ( присказка танцующему)
Шоп, шоп, — тебе денег мешок ( присказка перешёптывающимся)
Давай сало делить: ты — кусь, а я — кусь-кусь ( т.е. я тебя быстрее и ловчее)
Где ж ты был, когда яр валился? ( плохому отсутствовавшему помощнику присказка)
Ваши пообедали? — Пообедали. Теперь сидят хлеб едят ( «хорошо», «сытно» поели)
Пустой шалаш всегда раскрытый ( указывая на лысую голову)
С умной головы волос сам сыплется, а вот с дурной — колом не собьёшь ( ответ лысого)
Кому? Деду Хому. ( ответ с намёком:"Отстань")
Хороша Маша, да не наша ( хорошее есть, но у других)
Чё, девка, тянисся — замуж манисся? ( присказка потягивающейся)
Ох и бабень, хучь на год, хучь на день ( о толстой женщине)
Черепушкина связь ( нелепица, бессмыслица)
Богач, продай куски или продай лохони ( ясно, какой « богач»)
Тришкина свадьба ( сборище праздно проводящих время)
Тор, да Ёр, да Микишка-вор ( подобралась « кампания»)
Баба и курица в ста шагах от двора — ничейные
( каждый знай своё место; или по-другому:"Не вини орла, вини курицу")
Не хочу баранину — режь овцу! ( капризный до несуразности)
Люби, как душу, тряси, как грушу ( «пожелание» жениху)
Добралась, как Маня до груш ( переступила разумные нормы)
Все рады, и мы трошки ( глупое веселье при чужом интересе)
Ну, пошла вода в хату!(началось что-то неостановимое, бесшабашное)
Понёс без колёс! ( понёс околесицу)
Спит, аж бурки от сипа отскакивают ( крепко спит)
Что вы там шепчетесь, как гусь с говном? ( секретничают в присутствии других)
Вставай, а то солнце уж в зад упёрлось ( просыпайся, день наступил)
Чё вертишься, как круженая овца? ( т.е. ведёшь себя беспокойно)
Увидала коза смерть, сама ходит — пердь, пердь ( укор испугавшемуся)
Сядь, прищеми задницу ( не встревай, не твоего ума дело)
Каб ни на бабушке дрисьня, так она б за море ушла ( укор хвастуну, ищущему причины для своего оправдания)
Балалаечка без струн, балалаечник дристун ( всё никудышнее)
Шила-шила — говном завершила ( результат плачевный)
Поедешь, голым задом по скамейке ( отказ с «уточнением»)
Серёдочка полна — и краешки играют ( сыт — и доволен)
Пей, да дело разумей ( хоть и выпил, не забывай о деле)
Наговорил десять бочек арестантов ( т.е. несуразицу)
Бог — не Микишка, у него своя книжка ( людей обмануть можно, но тут — другой случай)
Легче выссаетесь ( только в этом и будет от вашего дела « польза»)
С головы костисто, а с жопы говнисто ( и так, и так плохо)
Полетел — перо в сип воткнул ( быстро пошёл, поехал)
Нашёл шутки — в задницу огнём ширять ( о грубых действиях, выдаваемых за шутку)
Чё в кустах засиделся, бечеву проглотил? ( долго сидит « по большому»)
Сопливое, но своё ( своё всегда дороже)
Мы с тобой — как рыба с водой, рыба на дно — а мы с тобой в говно ( вместе всегда, в любых « ситуациях»)
Казак — ум назад ( шуточная самохарактеристика)
Хохол — на сипу мохор ( шуточная характеристика)
Нырнул, а зад видно ( хотел схитрить, но не удалось)
Зарекалась свинья говно йисть, потом бежит — а там два кряду лежит… ( не умеющему держать слово)
Там сикучён — спичку к сипу нельзя прислонить ( черезчур обидчивый)
Мартын — в сипу клин ( о медлительном, неуклюжем)
В сипу вода не удержится ( всё, даже тайну, разболтает сразу)
Рыбалка — жопа как палка ( плохой рыбак, подолгу сидит на лодке без толку)
Летом с удочкой, зимой с сумочкой ( всё лето прорыбалил — зимой хоть побираться иди)
Хватить, а то мать захватить ( пора остановиться, знай меру)
Деньги есть — Егор Егорыч, денег нет — Егорка-сволочь ( отношение к деньгам и к их владельцу)
Следующая цитата
Если тютину с жердёлой
есть на улице готов —
ты ни капли не стесняйся.
Это, деточка, Ростов!
Если в фразе « левый берег»
слышишь запах шашлыков,
не теряйся, будь уверен —
это, деточка, Ростов!
Если девушку часами
ждать « под яйцами» готов —
значит, ты надёжный парень.
Это, деточка, Ростов!
Если едешь ты в маршрутке,
попу выставив в окно,
это, блин, тебе не шутки.
Это, деточка, Ростов!
Как гласит одна легенда,
будет и у нас метро.
Мы полвека в это верим.
Это, деточка, Ростов!
Нам из Азии в Европу шляться —
пара пустяков.
Мост проехал — и готово.
Это, деточка, Ростов!
Если спрашиваешь « вонцес?»,
скажут « лавем, будь здоров».
Здесь немножко все армяне.
Это, деточка, Ростов!
Тушь, помада, стрелки, стразы,
стук высоких каблуков —
девушки у нас прекрасны.
Это, деточка, Ростов!
Гром басов и рёв моторов
от посаженых авто —
ездят в них крутые парни.
Это, деточка, Ростов!
Если строишь ты комбайны
и прицеп для тракторов —
ростсельмашевец ты, значит.
Это, деточка, Ростов!
Есть у нас рояль и трактор
для актеров и певцов.
Потому что это — театры.
Это, деточка, Ростов!
Доризо, Башмет и Гнесин,
Назаретов, Плятт, Дибров,
Каста, Баста, мисс Россия…
Это, деточка, Ростов!
Пусть он жаркий, грязноватый,
город ветра и цветов,
город-праздник, город-папа.
Это, деточка, Ростов!
Следующая цитата
Донской казачий № 1-й полк. Краткая история для нижних чинов. Составитель хорунжий Бородин М., 1891.
«. Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть. Голицын при Софии ходил в Крым — осрамился, а от Палея просили пардона крымцы, и Азов взяли всего 4000 казаков и удержали, — тот самый Азов, который с таким трудом взял Петр и потерял. »
«Казаки прежних веков, как это ни странно звучит для историков, не считали себя русскими, то есть великороссами или москвичами; в свою очередь и жители московских областей, да и само правительство смотрели на казаков, как на особую народность, хотя и родственную им по вере и языку. Вот почему сношения верховного правительства России с казаками в XVI и XVII веках происходили чрез Посольский Приказ, то есть по-современному — чрез Министерство иностранных дел, чрез которое вообще сносятся с другими государствами. Казацких послов или, как их тогда называли, „станицы“ в Москве принимали с такою же пышностью и торжественностью, как и иностранные посольства. »
«Этот народ - воин, живший по своему собственному народному укладу, по своим вольным казачьим законам, которое порой близорукое царское правительство любило ограничивать и уничтожать, - не мог поддаться большевицкой демагогии. У казаков была своя психология - казачья психология. Казак всегда был казаком, а не солдатом. Связь казачьего дворянства с народной казачьей массой была гораздо сильнее, чем в остальной России. Меня впервые жизнь столкнула с казаками. Они поразили меня своей простотой, начиная с генерала и заканчивая простыми казаками, за которой скрывается какая-то житейская и войсковая хитрость и недоверие к не казаку - русскому или кому другому.»
Из книги Б. Суворина «За Родиной», изданной в Париже в 1922 г.
«У казаков было, да и есть еще, выраженное сознание своего единства, того, что они, и только они, составляют войско Донское, войско Кубанское, войско Уральское и другие казачьи войска. Мы совершенно естественно противопоставляли себя — казаков — русским; впрочем, не казачество — России. Мы часто говорили о каком-либо чиновнике, присланном из Петербурга: "Он ничего не понимает в нашей жизни, он не знает наших нужд, он — русский". Или о казаке, женившемся на службе, мы говорили: "Он женат на русской"».
И.Н. Ефремов, донской казак.
Нравится Показать список оценивших«…Лично я, природный донской казак, с гордостью вспоминаю о славном прошлом родного мне казачества и бодро, со светлой надеждой думаю о его будущем. Явление исключительно русской исторической жизни, какого не было ни в одном государстве мира, - казачество из буйной вольницы, смело боровшейся с воинственными соседями, постепенно превращается в неотделимую часть государства Российского, но с особым, укладом своей жизни и своими обычаями, и становится верным рыцарем России. Конечно, не всё в его прошлом было хорошо. Были времена, когда донцы, уральцы и другие казаки немало хлопот и неприятностей доставляли русскому правительству… Однако всё это не мешало казакам в тяжкие дни жизни России отдавать не её защиту все свои силы. Яркие примеры этого – поголовное (с 17 лет) участие в Отечественной войне 1812 года Донского Войска, выставившего свыше 50000 бойцов, из которых погибло до 20000; в Крымскую войну – 82 000; в Великую войну – до 300 000 человек, причём напряжение казачьих войск в эту войну было так велико, что, например, Кубань уже в 1916 году была более не силах выставить ещё казаков в строй… Какова бы ни была будущая власть на Руси, казачьи войска будут существовать. Здравый смысл подсказывает, что государству нужно такое здоровое, бодрое, привыкшее к порядку население. Казачество подчинится всякой новой власти, которая даст порядок и возможность спокойно трудиться. Оно вовсе не собирается отделяться от России и образовывать свои фантастические казачьи республики, как об этом мечтают некоторые наши «самостийники». Казаки хорошо понимают, что, помимо нравственных оснований, такое отделение вызовет бесконечное количество всяких осложнений не только в сношениях с Россией, которую казаки не могут считать какой-то чужой державой, но и внутри войска, когда придётся рассчитывать только на свои силы. Но вместе с тем готовое служить России, как неотделимая часть её, казачество имеет право на внутреннее самоуправление и на освобождение его от той исключительной опеки, которая проявлялась до революции в таких, иногда странных формах, как, например, закрытие казачьих учебных заведений в 80-х годах. Со своим выборным кругом и выборным из своих казаков атаманом, каждое войско быстро достигнет полного порядка и благосостояния……»
А.П. Богаевский, Донской атаман, генерал-лейтенант царской армии.
«…Понятие казачества и само по себе не вполне определённо. Если не ошибаюсь, в России существовало (и существует?) 11 казачьих войск – ни в антропологическом отношении, ни в служебно-сословном, ни даже в бытовом они не составляют однородного целого. Будущее казачества, конечно, тесно связано с будущим всей России. Это и доказывать не приходится: очень редко вычеркиваются из истории – столетия. Та отличная черта казаков, о которой вы упоминаете и вследствие, которой казачество называлось вольным, является вместе и сильнейшей, и слабой его стороной…»
М.А. Алданов, русский писатель.
Н.А. Бигаев, полковник ТКВ
«Казак гордится своим званием и не хочет быть никем иным, кроме казака. Предания и родовые обычаи в казачьих поселениях гораздо сильнее, чем в остальном русском народе. Мне случалось видеть, как вздорный слух, пущенный между казаками, об обращении в податное сословие, выводил их из себя. Они в этом случае стояли не за интересы, потому что повинность крестьянина гораздо легче казачьей, а за свою родовую гордость.»
Читайте также: