Цитаты о взаимодействии семьи и детского сада

Обновлено: 28.04.2024

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.

Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада.

Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».

Н. К. Крупская «Педагогические сочинения».

Воспитывает ребенка всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения.

Главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

1. Взгляды отечественных и зарубежных педагогов на значение семейного воспитания для развития личности ребенка

Воспитание – процесс долгосрочный, трудоемкий и не обещающий быстрых результатов. Сколько нужно вложить любви, заботы, знаний в маленького человека, чтобы он вырос здоровым, развитым, радующим своих родителей и воспитателей достижениями и успехами в развитии и обучении.

Л. С. Выготский отмечал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Известный чешский педагог Я. А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребёнка. Он предложил для детей от рождения до 6 лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды он изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребёнка. Подтверждая идею Коменского, по мнению Песталоцци, мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует её ребёнок, к чему он способен, чего желает. «Час от рождения ребёнка – это первый час его обучения», - говорил Песталоцци. Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института пособие «Книгу матерей или Руководство для матерей. Как им научить своих детей наблюдать и говорить».

Л. Н. Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах.

А. С. Макаренко главным условием семейного воспитания считал наличие полной семьи, где отец и мать живут дружно с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение.Его известное высказывание: «Как можно больше требовательности к ребёнку, как можно больше уважение к нему». В своих работах, посвященных семейному воспитанию, убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с первых минут его жизни.

Итак, реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОО. Детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно-развивающим и досуговым семейным центром. Для успешного развития ребенка необходимо вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Каждая из сторон воспитания – и педагоги, и родители вносят свой вклад в становление личности будущего гражданина своей страны. Но самый ценный вклад – это плодотворное сотрудничество обеих сторон, когда родители и педагоги не по разные стороны “баррикад” воспитания, а на одной стороне, в согласии и взаимодействии, едины в требованиях и методах воспитания. Именно атмосфера сотрудничества, единые требования со стороны взрослых, позитивное общение дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, а родителям – отойти от всезнающего взрослого, позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей. Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Родительский лекторий «Взаимодействие семьи и детского сада в интересах развития личности ребёнка», «Школа молодого родителя» и другие – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей. Тематические встречи по обмену опытом воспитания детей «Отцы и дети», «Как воспитать настоящего гражданина», «Школа и семья в XXI веке». Организация родительского клуба «Компетентные родители» связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Заседания клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.

Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Семейное воспитание - это фундамент, на котором строится вся жизнь человека. Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.

Что такое семья?

Семья – это счастье, любовь и тепло!

Семья – это нежность, уют и добро!

Хотя и в семье бывает разлад,

Но каждый друг другу всегда очень рад.

И мы понимаем, что счастье в семье

Даёт нам уверенность в завтрашнем дне.

Так будем беречь мы нашу семью!

И чувствовать, верить в надежду свою!

1. Приказ МИНОБРНАУКИ России №1155 от 17 октября 2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». –Москва: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2014. – 78 с. – (Образование в документах и комментариях).

4. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. - N 9. - С. 52-58.

5. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. - N 1. - С. 82-92.

6. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). –Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

7. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - N 1. – С. 41-49.

8. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. –Москва: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25-26.

9. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуев Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики /Под ред. С. Ф. Егорова. - Москва, 2001. – 320 с.

10. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. Москва, 1999. - 520 с.

11. История зарубежной дошкольной педагогики /Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.Москва: Просвещение, 1986. – 464 с.

12. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей.Москва: Сфера, 2004 – 112 с.

13. Куликова Т. А. Семейная педагогикаи домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений.Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

14. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. – С. 57-59.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий» В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его.

Опыт работы «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников» 1В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей,.

Консультация для воспитателей «О личностном подходе в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» «О личностном подходе в период адаптации детей младшего возраста»Малыш приходит в ясельную группу… Как помочь ему пройти период адаптации.

Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию детей Консультация: «Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию детей» «Любовь к Родине начинается.

Из опыта работы «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников» Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Одним из важнейших условий.

Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна.

Роль игры в личностном развитии детей с нарушением речи Роль игры в личностном развитии детей с нарушением зрения. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы.

Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста. Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть,.

Эссе «Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников» «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши.

Эссе: «Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников». Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. На мой взгляд, ребёнок дошкольного возраста в большей степени подвержен влиянию.

Следующая цитата

- Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. (Ф. Искандер).

- Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. (А.Шопенгауэр)

- Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости.(А.Шопенгауэр)

- Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. (Пифагор)

- Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети. (Д.Еремич)

- Мать – единственное на земле божество, не знающее атеистов. (Э.Легуве)

- Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждаются. (Ф. Честерфилд)

- Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает. (Н.Колеридж)

- Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом. (Д.Уэбстер)

- У человеке в гневе открывается рот, и закрываются глаза.(П.Катон)

- Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством. (Г.Филдинг)

- Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.(О.Уайльд)

- Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем, если бы он оставил им наследство. (К,Уэйтли)

- Если вам нечего больше сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умылся.(Хови)

- Счастливый брак – это сооружение, которое надо перестраивать каждый день. (А,Моруа)

- Великие составные части счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться. (Э.Чалмерс)

- Если бы родители только могли себе представить, как они надоедают своим детям! (Б.Шоу)

- Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями. (Г.Бичер)

- Лучшее, что отец может сделать для свои детей – это любить их мать. (Неизвестный автор)

- Тайная гордость живет в сердце каждого человека, который восстает против тирании. Вы можете приказывать человеку, командовать им, но вы не можете заставит его уважать вас. (Хейцлитт)

- Понимание – это улица с двусторонним движением. (Элеонора Рузвельт)

- Насилие никогда не приведет ни к чему хорошему. (М.Лютер)

- Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками. (Э.Филдинг)

- В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. (Г.Гегель)

- Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. (Г.Гегель)

- Когда человек может назвать мать свою по духу родной – это редкое счастье. (М.Горький)

- Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию. (В.Гюго)

- Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными, И такова настоящая любовь отца. (Д.Дидро)

- Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Я.Корчак)

- Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. (А.С.Макаренко)

- Мать должна получить соответственное образование для того, чтобы поведение ее было нравственным по отношению к ребенку. Невежественная мать будет очень плохой воспитательницей, несмотря на всю свою добрую волю и любовь.(И.И.Мечников)

- Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир. (Н.И. Пирогов)

- Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира. (Д.И.Писарев)

- Что ты сам делаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.(Д.Питтак)

- Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)

- Вначале мы учим своих детей, затем мы сами учимся у них. (Я.Райнис)

- Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях. (Ж.-Ж. Руссо)

- Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». (В.А. Сухомлинский)

- Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. (В.А. Сухомлинский)

- Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский)

- Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора. (Т.Фуллер)

- Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н.Г.Чернышевский)

- Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. (М. Эбнер-Эшенбах)

- Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет.(П.Буаст)

- Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. (В.Г.Белинский)

- Во всяком человеке – Человек с большой буквы, Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но попробовать нужно всегда. (О.М.Куваев)

- Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка, к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу – корню всякого зла.(Г.Гегель)

- Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.И.Даль)

- Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. (М.И.Драгоманов)

- Тот, кто мало знает, малому может и учить.(Я.Коменский)

- Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. (Я.Коменский)

- Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. (Я.Коменский)

- Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.( А.С.Макаренко)

- Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С.Макаренко)

- Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. ( М.Монтень)

- Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. (Р.Тагор)

- Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э.Хаббард)

- Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. (Ф.Честерфилд)

- Учатся у тех, кого любят. (И.Гете)

- Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. (А.С.Макаренко)

- Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. (В.О.Ключевский)

- Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. (Сюнь-Цзы)

- Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Н.В.Шелгунов)

- Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего детства. (В.М.Бехтерев)

- С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей. (В.А.Сухомлинский)

- Нравственно наказывают тем, что отказывают в уважении и любви.(И.Кант)

- Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.(Эзоп)

- Если строгость и приводит к исцелению от скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного недуга – душевной пришибленности. (Д.Локк)

- Сначала убедись, а потом уж убеждай. (К.С.Станиславский)

- По мере возможности стремись, ослабляя родительскую власть, заменять ее в понятиях ребенка тем самоуправлением, которое происходит от предвидения последствий, вытекающих из того или другого образа действий.(Г.Спенсер)

- Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил.(Д.Локк)

- Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинителей зла. (Л.А.Сенека)

- Всякий раз, делая добро другому существу, мы начинаем чувствовать себя лучше, потому что добрые дела укрепляют нашу

природу. - «Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других – вот залог счастья и успеха». (Г. Селье, психолог)

- Счастье – это путь, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме…СЕЙЧАС ! Живи, наслаждайся данным моментом.

- Самая важная вещь в этой жизни – это помогать побеждать. Даже если это означает что нужно замедлить или изменить собственную гонку. (Спиноза)

Следующая цитата

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников.

Кто-то правильно подметил, что "первая школа растущего человека – семья".И наш коллектив апсолютно согласен с этим высказыванием. Ведь для любого ребенка семья - целый мир, где он учится любить, радоваться, сочувствовать. В условиях семьискладывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но всё-таки, приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

Проблема взаимодействия детского сада и семьи в последнее время стала очень актуальна. Изменившаяся современная семья - финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования- всё это заставляет искать новые формы взаимодействия. Но наша задача не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями,в которой решаются следующие приоритетные задачи:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для успешного сотрудничества с родителями мы стараемся придерживаться принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, ну и, конечно же, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду, также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействиюпедагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Читайте также: