Цитаты о втором пришествии

Обновлено: 22.12.2024

Где сказано, что Мессия с первого раза не справится со своей задачей, ведь никто не говорил, да и Ветхом Завете нет такого, где было бы сказано, что Мессия придет и во второй раз? Как же рассматривать то, что Иисус должен прийти уже во второй раз?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

О Втором пришествии Мессии предвозвещали еще ветхозаветные пророки. Господь говорит через св. Исаию: «вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Ис.66:18). В книге пророка Даниила читаем: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14).

Во время Своей земной жизни, проповедуя Евангелие, Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о Своем Втором пришествии:

ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27);

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? (Мф.24:42-44);

— Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25:13);

— Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38);

ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк.17:24-25);

Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8);

Когда изумленные ученики смотрели, как возноситься их Божественный Учитель, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:10-11).

Свидетельства о Втором пришествии Мессии мы находим и в книге Апокалипсис: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Откр.1:7).

Во время Первого пришествия Спаситель действовал как Сеятель (Мф.13:3; Лк.8:5), а во Втором будет как Господин жатвы (Мф.9:38; Лк.10:2).

Следующая цитата

В Новом Завете есть много мест, которые нам дают ответы о предстоящих событиях. В Евангелии от Матфея содержатся слова Христа о Своем Втором пришествии. Также есть информация и в последней книге Нового Завета, книге Откровение.

Многие люди интересуются этими событиями и грядущими знамениями. Существует ошибочное мнение, что разговоры о последних временах, о пришествии Христа начали появляться только с конца двадцатого века. Но, на самом деле, такие разговоры велись очень-очень давно. Сами апостолы спрашивали у Христа о времени Второго пришествия, и о знамениях, предшествующих этому.

И Сам Христос дает ответы на их вопросы. Также Он предупреждает о лжецах, которые будут выдавать себя за истинного Христа, и многие из людей прельстятся этим. Говорит Господь и о предстоящих войнах, как известно, войны всегда сотрясали Землю, на протяжении всей ее истории, поэтому людям и кажется, как начинается война, то грядут последние времена.

Также, в этой главе, говорится и о предстоящих стихийных бедствиях, голоде и болезнях. Эпидемий было довольно много в разные времена, они безжалостно уносили жизни людей, но последних времен пока что не наступило. И коронавирус может быть не последней эпидемией, которая бушует в нашем мире.

Говорит Господь и об одной необычной черте, Евангелие будет проповедано по всей вселенной, все народы узнают благую весть.

И вот Господь произносит такие слова, чтобы бегство не случилось зимой или в субботу. Многие думают, что эти слова нужно понимать буквально, но под субботой и зимой скрывается другой смысл. Мы должны молиться о том, чтобы Господь не застиг нас врасплох, когда мы пребываем в состоянии покоя (субботы) и праздности (зима, как время года, не приносит плодов, как весна).

Снова Господь предупреждает о прельщении человечества лжепророками и лжехристами, и говорит, что нельзя им верить ни в коем случае.

Затем Господь говорит о том, как произойдет Его пришествие во второй раз, подобно молнии.

Произойдет это в тот момент, когда люди будут этого ждать меньше всего. Потому что с трудом найдутся настоящие христиане, которые остались верны Христу. Также Господь говорил, что даже Ангелы не знают часа того, когда произойдет это. Кто пытается высчитать дату, тот просто заблуждается и вводит других в заблуждение.

Подводя итоги можно сказать, что Господь ясно сказал нужную для нас информацию, и то, что говорят об этом старцы, нисколько не противоречит словам Христа. Когда говорят, что старцы сами выдумали какие-либо фантазии, то люди, скорее всего, не знакомы с Писанием.

Следующая цитата

Нигде в Библии не сказано о временах и сроках, в которые состоится Второе Пришествие Господа. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.» (Мк. 13: 32). Но в то же время Господь предупреждает, что этот день может наступить внезапно и нужно быть готовым к этому дню. «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими.» (Мк. 13: 33-36). Хотя нам неизвестны сроки Второго Пришествия Господа, но мы знаем признаки, по которым можем различить, что время последнее. И эти признаки описаны в Евангелии. Это болезни, войны, распространение лжеучений, умножение беззаконий и охлаждение любви в людях. (Мф. 24). Если войны и болезни были и раньше, например, в Средние века, были эпидемии чумы, оспы и других болезней, были войны на протяжении всей истории. Но, например, если в Средние века, когда ещё не было атеизма, начиналась эпидемия, то люди, понимая, что это наказание Божие, приносили покаяние Богу в грехах, старались вести, в основном, благочестивый образ жизни. Если даже и были в, то время, например, блудные грехи, то они осуждались обществом, которое находилось под властью Церкви. Лжеучения тоже были в те времена, но не так распространены, как сейчас и осуждались обществом. В наше же время при наличии военных конфликтов, эпидемий, очень распространились лжеучения и лжеучителя, умножились беззакония, грех становится нормой для общества, не осуждается обществом, но ставится в пример, и в людях действительно охладевает любовь, становится много расчёта, исканий выгоды, стремления к обогащению. Об этом говорит пророк Исаия: «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! (Исаия 5: 20-23). Ещё одной отличительной чертой нашего времени является отступление от веры в Бога, отсутствие покаяния в людях, любовь к миру с его плотскими утехами. Поэтому мы можем сделать вывод, что время последнее, по знамениям времён, как Господь говорит: «вечером вы говорите: «будет вёдро, потому что небо красно»; и поутру: «сегодня ненастье, потому что небо багрово». Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете.» (Мф. 16: 2-3).

Отступление началось её раньше. Об отступлении пишет еще Игнатий Брянчининов: «Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!». Мы всё больше побеждаемся гордостью, сребролюбием, ненавистью, завистью и другими пороками. Также про наше время пишет Апостол Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.» (2-е Тим. 3: 1-5). Как известно из Священного Писания всё это отступление от веры в Бога закончится воцарением антихриста и затем гибелью этого мира и Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа в Славе со Святыми Ангелами (См. книга Откровения). «И увидел я отверстое небо, и вот конь, белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». (Откр. 19: 11-16). Для верующих и праведных всех, которые ждут Господа, все испытания приносят радость, так как это говорит о близком пришествии Господа: «и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.» (Лк. 21: 27-28).

К сожалению, не все задумываются об этом, не все и знают Писание. Многие живут и занимаются делами этого мира, не задумываясь о своей, душе, в жизни у них всё спокойно и гладко. Но именно это должно настораживать, так как: «ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.» (1-Фес. 5: 2-3). Иоанн Златоуст говорит: «От незнания Писания произошли бесчисленные бедствия. Не взирающие на луч божественного Писания много и часто грешат, так как поистине ходят в самой глубокой тьме. ». Не знание не избавит от наказания, как говорит нам Евангелие: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.» (Лк. 12: 47-48).

Спасение наше заключается в живой вере в Господа Иисуса Христа и исполнении Его заповедей. « Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.» (Ин. 3: 18). Но вера должна подтверждаться делами милосердия, исполнением заповедей Божиих. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф. 7: 21-23). Страшен тот день для грешников. «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов.» (Иоиль 2: 1-2).

Сейчас появились лжеучения, которые говорят о том, что не важно, как живёт человек, что Бог не отправит своих детей в ад. Но это ложь, это враг усыпляет нашу бдительность, чтобы погубить наши души. Господь, Его пророки и Апостолы говорят об обратном. Вот что говорит Господь о таких мудрецах: «Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их? За то жён их отдам другим, поля их – иным владетелям; потому что все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника – все действуют лживо. И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: «мир, мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь.» (Иер. 8: 9-12).

Господь Милостив, но человек грешный попросту не сможет жить в Царствие Небесном перед Очами Божиими: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.» (Исаия 26: 10). Как и Адам с Евой, согрешившие, начали прятаться от Господа, не смогли находиться перед Его глазами. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.» (Быт. 3: 9-10). Господь - есть Свет и в этом Свете, всё видно и не утаится ничего от Его Очей, поэтому сам грешник не сможет жить в Свете Господа. «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» (Ин. 3: 19-21).

Мы не избежим наказания, если будем грешить и жить по желаниям своей плоти, об этом так говорится в Библии: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют.» (1–е Кор. 6: 9-10). И ещё: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.» (Гал. 5: 19-21). «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь – в озере, горящем огнём и серою. Это – смерть вторая.» (Откр. 21: 7-8).

Господь не будет спрашивать у нас на Суде какого положения в обществе мы достигли, или что мы заработали, каких успехов достигли в работе, что приобрели из материальных вещей, которые нам кажутся очень важными. Господь будет спрашивать, что мы сделали ради Него и ради ближних. А об этом мы часто забываем. «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»? (Мф. 21: 42). Люди обычно судят по материальному положению и успеху в обществе, а Господь смотрит на сердце. То, что людям кажется важным сейчас, окажется совсем неважным тогда, а то, чем они пренебрегали, окажется решающим. И тогда горько пожалеют те, кто не успел очиститься покаянием в этой жизни и сделать добро, но покаяния там уже не будет. До времён потопа мир развратился и был только один праведник Ной, которому господь сказал построить ковчег, после чего Господь навёл потоп на землю. (Быт. 6,7). В Евангелие Господь говорит «но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт.» (Мф. 24: 37-42).

А что же спросит Господь на Суде: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф. 25: 34-46).

Исповедь Исповедь

Ведь все святые многими слезами, постами, молитвами, борьбой со страстями обретали Царство Божие. «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.» (2-е Петра 3: 10). И потом, каждого человека после смерти ждёт частный суд. Покаяние возможно только в этой земной жизни, там в Вечности покаяния нет. Каяться нужно сейчас, пока есть время. «Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.» (2-е Кор. 6: 2). «После смерти покаяние невозможно. Миллиарды людей сейчас находятся в аду и молят только об одном – чтобы Господь дал им всего пять минут земной жизни, чтобы раскаяться в грехах, но это для них уже невозможно.» Преп. Паисий Святогорец.

Пока есть ещё время давайте будем каяться, помогать друг другу, молиться друг за друга, чтобы не оказаться вне врат Царствия Небесного: « подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». (Лк. 13: 24-25). « Там будет плач и скрежет зубов». (Лк. 13: 28). Церковь Православная – это есть тот самый Ноев ковчег, в котором можно спастись, исповедуясь, причащаясь, посещая Литургию, следуя церковным уставам. Также и себя нужно подготовить, как храм Божий для Духа Святого. «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2-е Кор. 6: 16).

Покаяние состоит в том, чтобы перестать грешить и начать делать добро. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.» (Псалом 33: 15). «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.» (Исаия: 1: 16-20). Господь Милостив к кающимся грешникам, Он даже разбойника принял, когда тот покаялся: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (Лк. 23: 43).

«Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.» (Иоиль: 2: 12-18).

«Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу. О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придёт он.» (Иоиль 1: 13-15).

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ! ( Мф. 3: 2).

Следующая цитата

Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.

Наверное, не существовало ни одного столетия после Рождества Христова, в котором бы человечество было свободно от ожиданий скорого конца света. Апостолы с тревогой спрашивали Господа: «Скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24: 3). Раннехристианские общины жили в ожидании скорого пришествия Христа. «Маранафа» – «Господь грядет», – писал коринфянам апостол Павел (1 Кор. 16: 22). «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20), – вторил ему апостол Иоанн Богослов. Апостолу Павлу пришлось написать два послания фессалоникийским христианам, недоумевающим по поводу того, что вот, уже некоторые из христиан умерли, а Христос все не приходит. Духовная жизнь христиан I и II веков также отличалась напряженностью по причине периодически возникавших гонений. Ввиду этого христиане первых веков «не рассчитывали на долгое существование мира и ожидали открытия Царства Христова» [1] .

Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,

«показалось современникам до такой степени жестоким, что один из церковных писателей (Иуда), объяснявший в то время седьмины Даниила, полагал, что наступило пришествие антихриста» [2] .

Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.

Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась

Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.

С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:

«Связание сатаны на 1000 лет надо считать не с Рождества Христова, а со дня Его сошествия во ад: 1000+33½+666=1700. Антихрист царствует тоже 3½ года. Таким образом, 1703 год – год конца мира… Все это туманное богословие об антихристе нужно было, чтобы “раскачать” простых людей на дерзновенный уход из Церкви… в страшную трагическую пустоту» [3] .

Напряженные апокалиптические настроения этой эпохи сопровождаются массовыми самоубийствами сторонников старого обряда. Старообрядцы совершают самозаклание, топятся в водоемах, постятся до смерти. Наибольшее распространение получают массовые самосожжения. Группы обрекших себя на добровольную смерть в огне достигают порой почти трех тысяч человек. Упоминание о массовых «гарях» последователей «старого обряда» встречаются вплоть до начала XIX века. Самоубийство это сами раскольники воспринимают как подвиг мученичества. Другого пути спасения они зачастую уже не видят.

«Поистине нельзя, чтобы нам не гореть, некуда больше деться», – признается в 1722 году один из расколоучителей «старец Сергий» [4] .

1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,

«что с 1666 года… христиане брачующиеся суть змеино гнездище сатанино и бесов его прескверное дворище; что теперь о умножении рода человеческого промышляет сатана и к зачатию младенца душа дается от диавола» [5] .

Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что

«якобы наступило время антихриста и что карантийные билеты, по их мнению, есть не что иное, как печать или знамение антихристово» [6] .

В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»

XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.

Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:

«Положим, что кончина последует через двадцать лет, через тридцать, через сто лет: какое это имеет к нам отношение? Не составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Отчего много любопытствуешь о всеобщей кончине и отчего причиняешь себе этим печаль? Но что бывает с нами в других (случаях), то же и в настоящем. Как в других (случаях) мы, не обращая внимания на собственные дела, беспокоимся о чужих, говоря: такой-то блудник, такой-то прелюбодей, тот украл, этот обидел, а о своих не говорим ни слова, напротив, больше печемся о поступках всех других людей, нежели о своих собственных, – так и здесь каждый из нас, оставив заботу о своем конце, желает узнать об общей кончине» [7] .

Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?

Прежде всего следует указать на неизвестность времени Второго пришествия.

  • «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36);
  • «…бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42), – говорит Христос Своим ученикам.

Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.

Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом

Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).

Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.

Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.

Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать проповедь Евангелия всему миру:

«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.

Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).

Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).

Об этом предупреждал и Сам Господь:

«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).

Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.

Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:

«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).

Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.

Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:

«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).

Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:

«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).

Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).

Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:

«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).

То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.

Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным

Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.

Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).

Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).

Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.

Таким образом, мы можем видеть, что распространяемые некоторыми людьми страхи прихода антихриста и его начертания преждевременны и небезопасны и что нам, современным христианам, более полезны воспоминание о своих грехах и мысли о собственной смерти. Тем более что, по слову преподобного Нила Мироточивого, начертание антихриста на сердце – это злопамятство [8] , и тот, кто не избавился от этой страсти, погибает без всяких внешних начертаний. Тех же, кто верен Христу и Его Церкви, старается соблюдать Его заповеди, привык прибегать к Богу в молитве и со смирением приступает к церковным Таинствам, Господь не оставит в неведении о кознях диавольских и поможет преодолеть его ухищрения:

Читайте также: