Цитаты о воспитании детей

Обновлено: 25.11.2024

Сухомлинский очень много времени посвятил размышлению о детях. А точнее о том, как правильно с ними обращаться, чтобы из них выросли достойные люди. Понимание того, как формировать мировоззрение детей, какие идеалы им прививать и какие воспитательные приемы полезно будет использовать каждому родителю. В данной подборке собраны цитаты Сухомлинского о воспитании детей.

Подлинная гуманность означает, прежде всего, справедливость.

Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.

Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер. Самое страшное для человека — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды.

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.

Справедливость — это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребенка.

Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов.

Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку, нормам социалистического общежития. Умение подчиняться самым гуманным в мире законам — высшее выражение свободы.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека.

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

Внутренняя красота отражается на внешнем облике.

Красота женщины не порождена половым инстинктом и не представляет собой чего-то нераздельного с половыми потребностями.

Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных.

Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе, скромность.

Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.

Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности.

У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

О внутренней пустоте свидетельствует даже то, что человек стремится прибавить к своей внешности черты или вообще не свойственные нормальным человеческим представлениям о красоте, или же унижающие человеческое достоинство.

Духовная пустота делает безликой внешность человека.

Если люди говорят плохо о твоих детях, это значит, они говорят плохое о тебе.

Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в человеке.

Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских.

Не уводите ребенка от мрачных сторон человеческой жизни.

Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.

Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом.

Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.

Без доброты — подлинной теплоты сердца — невозможна душевная красота человека.

Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.

Бесстрашие — это глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем.

Нравственное невежество и дикость в сфере любви приносят нашему обществу огромный вред. Тот, кто считает любовь только удовольствием, рождает горе, несчастье, слезы.

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Девушка, будь мудра и требовательна в любви. Любовь — горячее чувство, но властелином над ним должен быть разум, рассудок.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.

Человек таков, каково его представление о счастье.

Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах — долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.

Ты рожден человеком; но Человеком надо стать.

Ты рожден человеком; но Человеком нужно стать. Настоящий человек выражает себя в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть.

Самое важное и самое трудное для человека — всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек.

Следующая цитата

Образование включает в себя обучение и воспитание и предполагает изменения во всех психофизических параметрах человека (в области интеллекта, качеств характера и в поведении).В современной образовательной среде часто говорят о необходимости воспитать навык к правильному мышлению. Понятие правильное мышление означает умение размышлять, иметь способность к мыслительной деятельности. Цитаты про образование и воспитание представлены в этой подборке.

Эрнест Вилфрид Легуве

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

За великим человеком стоит великое воспитание!

Гарун Гусейнович Агацарский

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

Иоганн Генрих Песталоцци

Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище.

Есть две мирные формы насилия: закон и приличия.

Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании.

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Суть воспитания не приобретение, но употребление книг.

Люди учатся, когда они учат.

Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие.

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Ян Амос Коменский

Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.

У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам.

Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное.

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.

Филип Дормер Стенхоп Честерфилд

Высшим результатом образования является терпимость.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.

Когда Господь раздает пилюли ума, некоторым достается плацебо.

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Томас Карлейль

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.

Глупцов глупей, слепцов слепей Те, кто не воспитал детей.

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек.

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.

Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.

Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.

Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета.

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

Если человек в состоянии существовать без пугала, значит, он по-настоящему благовоспитан и умен.

Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Воспитание молодых людей, увы, обычно сводится к поощрению их врождённого себялюбия.

Франсуа де Ларошфуко

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.

Клод Адриан Гельвеций

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Воспитывай детей для потомства.

Человек воспитывается для свободы.

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим.

Воспитание есть дело авторитета и уважения.

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.

Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак.

Нельзя отказывать в свободе тому, кто обладает сознанием, развитым в степени достаточной, чтобы воспринимать понятие свободы и желать ее.

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

Образование гибельно для всякого, кто имеет задатки художника. Образование следует оставить чиновникам, и даже их оно склоняет к пьянству.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью.

Тот, кто так озабочен просвещением других, никак не выберет времени для собственного просвещения. Истинным идеалом для человека является рост его собственной культуры.

Каждый человек от скудости ума старается воспитать другого по собственному подобию.

Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным.

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.

Нечитающие не имеют преимуществ над не умеющими читать.

Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Гай Петроний Арбитр

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.

Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первоначального отпечатка.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.

Благородство манер воспитывается на примерах.

Высшее образование — не показатель ума, дорогие подарки — не признак любви, обещания и слова не всегда правдивы. Ваш опыт, внимание и поступки по отношению к людям — вот что по-настоящему ценно.

Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху.

Жизнь есть не только подготовка к завтрашнему дню, но и непосредственная живая радость.

Обучение заканчивается в классной комнате, но образование продолжается всю жизнь.

Фредерик Уильям Робертсон

Образование — это не заполнение ведра водой, а зажжение огня.

Уильям Батлер Йейтс

Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

Ральф Уолдо Эмерсон

Кроме высшего образования нужно иметь хотя бы среднее соображение и, как минимум, начальное воспитание.

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Идеология на самом деле одно из орудий образования стада.

Образование делает людей легкими на подъем, но трудно управляемыми; легко подверженными правлению, но невозможными для порабощения.

Генри Питер Брум

Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками.

Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.

Если человек не берет кредиты под нынешние проценты, значит полученное им образование можно считать качественным.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ

Образование — замечательное дело, надо лишь хоть иногда вспоминать о том, что ничему, что стоит знать, научить невозможно.

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание.

Антуан де Сент-Экзюпери

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.

Образование развивает способности, но не создает их.

Образование — это способ приобретения предубеждений более высокого порядка.

Образование — клад, труд — ключ к нему.

Сколько ни учи своих детей хорошим манерам, они всё-таки ведут себя так, как отец с матерью.

Образование – это оружие, эффект которого зависит от того, кто его держит в своих руках, кого этим оружием хотят ударить.

Иосиф Виссарионович Сталин

Только образование и опыт делают человека богаче и богаче.

Глупый человек от скудости ума старается воспитать другого по собственному подобию.

Образование — это то, что большинство получает, некоторые передают и лишь немногие имеют.

Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.

Иоганн Вольфганг Гете

Образование — превосходная защита от жизненного опыта.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Ян Амос Коменский

Надин де Ротшильд

Образование — это способность выслушивать что угодно, не теряя самообладания и самоуважения.

Без образования нам угрожает ужасная, смертельная опасность — воспринимать образованных людей всерьез.

Гилберт Кит Честертон

Вежливость стала такой редкостью, что некоторые принимают её за флирт.

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.

Николай Гаврилович Чернышевский

Умирая, культура превращается в цивилизацию.

Из всех дурных привычек, обличающих недостаток прочного образования и излишества добродушного невежества, самая дурная — называть вещи не настоящими их именами.

Виссарион Григорьевич Белинский

Образование симптома представляет собой замену того, чему появиться непозволительно.

Следующая цитата

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон

Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
NN

Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества.
Джудит Мартин

Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное.
Жорж Дюамель

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Руссо Ж.-Ж.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Руссо Ж.-Ж.

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.

Лучшая школа дисциплины есть семья.
Смайлс С.

Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина.
Грамши А.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Сухомлинский В. А.

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в тохм, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.
Макаренко А. С.

Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
Гераклит

Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.

Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами.

Владимир Федорович Одоевский

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.

Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей – и теряют к ним уважение.

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Ни один ребенок не может опозорить родителей так, как родитель – ребенка.

Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.

Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?

Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Дети позорят нас, когда на людях ведут себя так, как мы ведем себя дома.

Пусть первым уроком ребенка будет повиновение,— тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.
Фуллер Т.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя.
Луиза Хей

До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.
Джон Уилмот

Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве

Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания.
Анатоль Бройяр

Родители уже не воспитывают детей – они финансируют их.
«Пшекруй»

Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа

Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество.
Роберт Орбен

От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.
NN

Когда говоришь с детьми, у них в одно ухо влетает, в другое вылетает. Потому что между ушами нет ничего.
Роберт Орбен

В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
NN

Воспитывать – значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению.
Маршалл Маклюэн

С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор.
Билл Вон

Люблю детей, особенно плачущих: их обычно уводят немедленно.
Нэнси Митфорд

Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
Фазиль Искандер

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель.
Мария Эбнер-Эшенбах

Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.
Виктор Гюго

Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс

Самовоспитание – труднейшая разновидность самообслуживания.
Эвгениуш Коркош

Сколько человека ни воспитывай, он все равно хочет жить хорошо.
Борис Замятин

Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер

Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники.
Евгений Шварц

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
Пифагор

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
Пьер Буаст

С этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым гаденышем.
«L. & N. Magazin»

Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд

Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.
Неизвестная американка

Ваши дети научатся писать быстрее, если разрешить им писать на незастывшем цементе.
NN

Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.
Неизвестная американка

Воспитывать. самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.

Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

Мудрость Древней Индии

Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.

Воспитание может всё.

Клод Адриан Гельвеций

Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить желуди.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, – добрыми и злыми, полезными и бесполезными – благодаря своему воспитанию… Именно оно и создает большие различия между людьми.

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.

Ваши дети — это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть их думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам. Вы только луки, из которых посланы вперёд живые стрелы, которые вы зовёте своими детьми.

Джебран Халиль Джебран

Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Легче воспитать сильного ребенка, чем изменить мужчину.

Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали.

Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.

Будущее нации — в руках матерей.

Куда не влекут способности, туда не толкай.

Ян Амос Коменский

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.

Уильям Эллери Чэннинг

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.

Дети — это завтрашние судьи наши.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

Антон Семенович Макаренко

Ребенок — это грядущее.

Виктор Мари Гюго

Ты будешь жить на свете десять раз,

Десятикратно в детях повторенный,

И вправе будешь в свой последний час

Торжествовать над смертью покоренной.

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

Антон Семенович Макаренко

Не отнимайте у человека время, рассказывая о том, какие у вас умные дети, ведь ему хочется рассказать вам о том, какие умные дети у него самого.

Следующая цитата

Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей.

Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели — хорошего воспитания детей.

Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта.

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас.

Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка, ибо душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают приказания, как городские власти.

Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать и переведи речь на его собственные проступки.

Хотя бы у нас все наше было благоустроенно, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь гееннский.

Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.

Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их.

Старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.

Кто небрежен к своим детям, тог, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех.

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

Когда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.

Родители должны отдавать как можно больше времени своим детям, даже в ущерб своим занятиям и своей работе. А женщинам следует вести простую жизнь, чтобы они могли больше заниматься своими детьми, когда дети в этом нуждаются.

Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, дабы обеспечить их душам рай.

Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, – Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела, лучше, чем Бог.

Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает всё, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи.

Дети сейчас не понимают простых вещей; хорошо-хорошо, не понимали, пока были малы, пока родители защищали их, маленьких, защищали этим «заключением» в люльке. Однако теперь, когда они выросли, они все равно не понимают, что и теперь требуется, так сказать, «заключение», то есть некоторое ограничение свободы. Этого ограничения они не понимают, тогда как нужно понять, что для того, чтобы стать правильными детьми, умными и взрослыми, нужно «связывание», но что это «связывание» не есть связывание: садовник идет подвязывать деревцо не для того, чтобы погубить его, закрывает деревцо решеткой не для того, чтобы ограничить его, но для того, чтобы деревцо не съели козлята.

Но некоторые дети что делают? Бежит, как освободившийся от привязи теленок, думает, что действительно освободился. А каков результат? Или задушится оборванной веревкой своей, или упадет куда-нибудь в пропасть, или будет съеден волком…

Так делают некоторые строптивые дети: ищут эту якобы свободу, но в конце концов эта свобода приводит их… вот эта самая свобода, которую имеют европейцы, приводит наших детей – куда? Куда пришли они? Сколько раз бывали у меня в келлии молодые парни… несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум – но сердце-то за всех разрывается… Ищут помощи, но как им всем поможешь?

Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей.

Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми.

Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.

Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним.

Справедливо возлагать на Бога надежду о себе и о детях, но сие не исключает осторожного внимания к тому, как лучше детей вести, и обязанности бдительно надзирать за ними. Любовь родителей к детям не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения.

Наречение имен не такое маловажное дело, как думают люди. [. ] Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собой благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собой благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.

Ветхий Завет есть детство человечества, и его начальное воспитание под рабским страхом закона. Христианство есть высший возраст человечества, и его совершительное под благодатью воспитание; здесь, соответственно возвысившемуся познанию и силе духа, ему вверяется духовная свобода; и тогда человек внутренне уже не раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом. Итак, поелику Апостол в воспитании человечества Богом и в воспитании каждого человека родителями и наставниками признает одинаковый порядок, то ясно, что и из христианского кроткого воспитания он не совсем исключает древнюю строгость, дабы свобода вверяема была воспитываемому по мере приобретения им умения пользоваться ей. Все ли равно, давать обширную свободу умеющему ее употреблять или не умеющему, зрелому в разуме или незрелому? Очевидно, не все равно. Следственно, по мере возраста и образования должно давать свободу детям. Которое из двух направлений правильнее, приятнее и удовлетворительнее для человека, поступление от расширения свободы к ее ограничению или, напротив, от ее ограничения к расширению? Очевидно, последнее. Итак, надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?

Читайте также: