Завершите цитату я морено роли не возникают из я он я
Обновлено: 06.11.2024
ВНУТРЕННИЙ МИР СНАРУЖИ
Теория объектных отношений и психодрама
Перевод с английского Р. Р. Муртазина под редакцией И. М. Кадырова
Независимая фирма «Класс» 1999
УДК 615.851.84 ББК 53.57 X 85
X 85 Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама/Пер. с англ. Р. Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 74).
ISBN 5–86375–122–3 (РФ)
Главный редактор и издатель серии — Л. М. Кроль
Научный консультант серии — Е. Л. Михайлова
Публикуется на русском языке с разрешения издательства Tavistock/Routledge и его представителя Геллы Якобсон.
ISBN 0–415–05551–4 (Great Britain) © 1992, Paul Holmes
ISBN 5–86375–122–3 (РФ) © 1992, Routlege
© 1999, Независимая фирма «Класс», издание, оформление
© 1999, Р. Р. Муртазин, перевод на русский язык
© 1999, И. М. Кадыров, предисловие
© 1999, В. Э. Королев, обложка
Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству «Независимая фирма «Класс». Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах Москвы: Дом книги «Арбат», Торговых домах «Библио-Глобус» и «Молодая гвардия», магазинах № 47 «Медицинская книга» и «Путь к себе».
СЦЕНЫ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ «ТУДА И ОБРАТНО»
Эта книга рассказывает о внутреннем мире человека, о его личном «внутреннем театре», о «героях», «злодеях» и других персонажах, с раннего детства населяющих этот потаенный мир, об их сценической и закулисной жизни. А еще о терапевтическом театре, о возможностях воссоздания сцен внутренней жизни средствами психодрамы и попытке их осмысления при помощи психоаналитической теории объектных отношений. В книге Пола Холмса психодрама и психоанализ, эти психотерапевтические Дионис и Аполлон, извечные соперники и антагонисты, удивительно мирно уживаются под одной обложкой.
Метафора внутреннего театра или сцены представляется довольно естественной применительно к психической жизни человека, а для психотерапии она, по–видимому, является одной из самых первых и плодотворных. Еще в конце прошлого века Анна О. — знаменитая пациентка венских врачей Брейера и Фрейда (для Фрейда это был первый психотерапевтический случай) обозначила свои воспоминания, фантазии и ассоциации как «мой внутренний театр». Публикация в 1895 году случая Анны О. признается сегодня датой рождения психотерапии как научно–практической дисциплины. Молодая девушка на сеансах психотерапии погружалась в особое состояние и воспроизводила перед врачом сцены, представляющие фрагменты ее травматического эмоционального опыта. Благодаря этому она достигала катарсиса и исцеления.
Возможно, глядя на этот «изначальный» случай психотерапии, современный психодраматист заметил бы: «Это еще не психодрама, но очень и очень ее напоминает, это что–то вроде сеансов аутодрамы или монодрамы». Воображаемый психоаналитик, вероятно, сказал бы: «Да, это Брейер и Фрейд, но это еще не настоящий психоанализ. Хотя можно сказать, что почти психоанализ; это лечение разговором (talking cure). Благодаря ассоциациям пациентки удается вскрыть бессознательные корни ее психического недуга, что и приносит ей выздоровление».
Парадоксально, но психотерапия в своем изначальном виде сочетала в себе элементы гипноза, психодрамы и психоанализа — «все в одном флаконе». Лишь с течением времени, с развитием и дифференциацией психотерапии, дороги Гипноса, Диониса и Аполлона радикально разошлись. Сегодня различия психоанализа и психодрамы кажутся фундаментальными. Это разные жанры психотерапии, два разных театра для психической драмы.
В 1992 году, когда я и еще несколько моих московских коллег были участниками первой в России программы шестилетнего обучения психодраме, Йоран Хёгберг, наш «первый учитель», замечательный психотерапевт, мастер аналитических разборов сеансов психодрамы, испытывающий глубочайший интерес к психоанализу, сказал: «У психоанализа очень мощная теория, но техника впечатляет гораздо меньше. Мощный интеллект со слабыми мышцами». Я возразил: «Но в психодраме мы имеем дело с мощной техникой и очень бедной, нелепой теорией. Иногда она напоминает мне всадника без головы». Йоран согласился со мной и посоветовал прочитать книгу про «психодраму с головой». Это была новенькая, только что выпущенная издательством «Рутледж» книга британского психотерапевта, доктора медицины Пола Холмса. Да, та самая книга, русское издание которой вы держите сейчас в руках. П. Холмс — психодраматист, получивший также серьезное образование по психоаналитической психотерапии в Лондоне (где преимущественно и была разработана психоаналитическая теория объектных отношений), написал замечательную и поучительную книгу про «умную психодраму». На меня произвел большое впечатление элегантный синтез психодрамы и теории объектных отношений. В своей книге Пол Холмс показал, как психодраматический театр может стать уникальной экспериментальной лабораторией для теории объектных отношений, для исследования взаимодействия индивидуальной психологии с групповыми бессознательными процессами. Таким было мое заочное знакомство с Полом.
А через год Пол Холмс стал координатором и основным инструктором нашей учебной программы по психодраме, и мы начали учиться у этого мастера уже на собственном опыте, поочередно «сменяя роли» протагонистов, дополнительных «я», ассистентов режиссеров и режиссеров. Мы учились, играя. Это были счастливые годы. В 1996 году наша учебная программа успешно завершилась сертификацией первых российских психодрама–терапевтов. А еще через три года издательство «Класс» взяло на себя приятный труд выпустить книгу Пола Холмса «Внутренний мир снаружи» на русском языке, и я испытываю радость и легкую зависть к тем, кто впервые совершит удивительное путешествие «Туда и Обратно».
И. М. Кадыров
БЛАГОДАРНОСТИ
Я был счастлив в течение двадцати лет своей психотерапевтической практики работать со многими учителями, наставниками, коллегами, терапевтами, пациентами и друзьями — людьми творческими, в высшей степени профессиональными и несущими заряд созидательной энергии. Я многому научился у этих людей, однако считаю неверным и непрофессиональным шагом перечислять здесь их имена. Был у меня и гораздо менее успешный опыт работы с другими учителями, супервизорами и терапевтами. Я потерпел неудачу в работе с некоторыми моими пациентами и студентами. Однако я многому научился и приобрел опыт и зрелость благодаря работе с ними.
Тем не менее, я рад выразить свою благодарность за помощь, которую получил от многих моих друзей за время пребывания в Мехико Сити. Я хотел бы поблагодарить Дэвида и Ровенну Резникофф, Густаво Фуэнтеса и Херминию Лоза, Мануэля Акуну, Грегорио Фритца, Манлио Гуэрреро, Маргариту Гуитарт Падилла, Мойзеса Риуэру Ортиза, Кена Дэви, Джорджа Браво Сото и Лауру Кортес. Я также признателен за дружбу моим психодраматическим «кузену» и «кузине» Юйо Белло и Джейм Винклер и их студентам из Escuela Mexicana de Psicodrama у Sociodrama.
Я хотел бы выразить особую благодарность моим родителям, которые помогли мне организовать визит в Мексику, Эдвине Велхэм, моему редактору из издательства «Тевисток/Рутледж», за то, что она безгранично поддерживала и ободряла меня с самого начала этого проекта, а также поблагодарить Universidad de las Americas A. C. в Мехико Сити, который создал мне все условия для работы на компьютере, когда я в этом особенно нуждался.
Я — мужчина–психодраматист, и в этой книге мною описана психодраматическая сессия с протагонистом–мужчиной. Поэтому на протяжении всей книги я использую по умолчанию мужской род, если только из контекста не следует, что разговор идет о женщине. Однако это ровным счетом ничего не значит, потому что в этой стране большинство психотерапевтов — женщины.
Следующая цитата
Теория ролей .
Отталкиваясь в 20-е гг. от театральных представлений о роли, Дж.Л.Морено в дальнейшем разработал развернутое представление о ролях, вышедшее за пределы собственно театральной метафоры. Первоначальные представления Дж.Л.Морено о роли формировались в связи с «театром спонтанности» (1923 г.), но в относительно зрелой формулировке распространились, согласно Дж.Л.Морено, с 1934 г. , когда вышла в свет работа «Кто выживет?». В то же время – и, по признанию Дж.Л.Морено, независимо – формировались ролевые представления Дж.Мида.
Основные определения роли, предлагаемые Дж.Л.Морено, таковы:
Роль – некоторый обобщенный характер или некоторая функция, существующая в социальной реальности.
Роль – актуальная на данный момент осязаемая форма, которую принимает наша самость.
Роль – окончательная кристаллизация жизненных ситуаций человека, т.е. специфической области оперирования,
Роль - это единица консервированного поведения.
Роль - это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
Роль - это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.
В связи с этим несправедливой представляется часто высказываемая точка зрения, что, согласно Дж.Л.Морено, человек в каждый момент жизни играет роль, подобно актеру. Во всяком случае, речь идет о своеобразно понятом актере как возможном творце – авторе и режиссере – собственной роли.
Некоторые определения вызывают очевидные ассоциации из области бихевиоризма, другие адресуют более широкой сфере опыта, включая не только внешние проявления, но и внутренние движения субъекта (переживания, отношения и др.) По сути, речь идет о явленной позиции субъекта относительно бытия, что выражается, в частности, в предложенных Дж.Л.Морено ролевых категориях.
К первичным ролевым категориям относятся соматические, психические, социальные и трансцендентные роли, соотносимые соответственно с телесным, интрапсихическим, интерпсихическим и духовным бытием человека.
В норме в каждый момент жизни ( за исключением начальных стадий развития) человек выступает во всех названных ролях. Они взаимопроникают и определяют друг друга, хотя в конкретной ситуации некоторые могут быть более выражены, чем другие. Роли могут консервироваться, т.е. закрепляться в стереотипной форме . Консервация ролей препятствует спонтанности.
Как явствует из вышеизложенного, понятие “роль” в теоретических воззрениях Дж.Л.Морено относится ко всем жизненным проявлениям и носит не собственно социально-психологический, а общепсихологический характер. В связи с этим развитие личности видится как ролевое развитие (другой его аспект - социоэмоциональное развитие). Общие представления Дж.Л.Морено о личностном развитии в связи со спонтанностью относятся с весьма широкщй областью явлений как собственно психологического, так и социального плана, вплоть до развития человечества Это накладывает неизбежный отпечаток на его подход к проблемам детского развития, проблемы которого занимали Дж.Л.Морено не сами по себе и не в полной мере, а в первую очередь с точки зрения спонтанности, обоснования становления межличностного бытия человека и становления ролевого репертуара (что теснейшим образом взаимосвязано) . Стадии ролевого развития - эмбриональная стадия (матрица органического развития), стадия “первой вселенной” (с фазами вселенской идентичности и вселенской реальности),стадия второй вселенной (дифференциация мира реальности и мира фантазии). Эти стадии, выделенные Дж.Л. Морено отчасти умозрительно, отчасти на основе эмпирических данных, в плане когнитивной психологии сопоставимы с выделенными Ж.Пиаже в первый период его творчества.
Стадии ролевого развития.
1. Эмбриональная стадия (матрица органического развития).
Первая - и сначала единственная - роль человека - соматическая роль паразита в материнском теле. Ребенок и мать образуют органическое единство. Уже на этой стадии Дж.Л Морено видит детскую спонтанность, рассматривая рождение как достижение ребенком цели и не разделяя при этом распространенных представлений о психотравмирующем характере появления на свет . В результате рождения соматическая паразитарная роль сменяется соматической ролью новорожденного.
2. Стадия “первой вселенной”.
Эта стадия включает две фазы. На фазе “вселенской идентичности” ребенок не различает себя и мир, равно как для него нет различия психики и соматики. В своей реальности ребенок тождествен с миром. Вместе с тем - в отличие от предыдущей стадии - ребенок вступает во взаимоотношения с миром, в частности, важнейшей его составляющей - матерью. Теперь мать и дитя образуют интеракциональное единство. В этих отношениях ребенок выступает в психосоматических ролях, самая очевидная из которых - роль воспринимающего пищу. Интеракции с матерью осуществляются благодаря процессам разогрева (активизации), которые разворачиваются в интеракционных зонах, включающих на этой стадии определенные телесные элементы ребенка и матери (например, рот ребенка и сосок матери). Разогрев вызывает актуализацию ролей - детской роли сосущего молоко и материнской роли кормящей. В результате возникают взаимные ролевые ожидания. (Разогрев в терапевтическом процессе, бытийный аналог которого только что описан, будет рассмотрен ниже, при обсуждении процедур психодрамы). На фазе вселенской реальности - второй фазе первой вселенной - ребенок начинает различать и узнавать людей и предметы.
3. Вторая вселенная предполагает различение мира реальности и мира фантазии. В нормальном развитии эта дифференциация необходима (опасность представляет возможная фиксация на одном из этих миров). Такая дифференциация приводит к появлению ролей нового типа - психических и социальных (наряду с уже появившимися психосоматическими).
4. Третья вселенная (выделенная Г.Лейтц) соответствует уже обозначенным трансцендентным ролям. Речь идет о новом переживании единства с Космосом, но уже - в отличие от первой вселенной - в форме сознательной ему сопричастности.
Психологическое основание для всех ролевых процессов, а также для таких феноменов, как имитация, идентификация, проекция, перенос – пять стадий младенческого развития, выступающие как стадии исполнения роли другого.
Насколько нам известно, Дж.Л. Морено не осуществлял систематических целенаправленных возрастно-психологических исследований, за исключением изучения развивающихся отношений в группе младенцев; вместе с тем суждения его собственные и его учеников (одобренные самим Дж.Л.Морено) относительно этапов и процессов развития основаны на значительном эмпирическом материале наблюдений (иногда спонтанных) и социометрических обследованиях детей различного возраста, а также на размышлениях о динамике отношений “мать-младенец”.
До начала анализа его собственных идей целесообразно рассмотреть его отношение к уже разработанным в других школах представлениям о развитии ребенка. Критика в адрес бихевиористической, психоаналитическуой и гештальтистской моделей разворачивается им в следующих направлениях. Прежде всего, в качестве общего недостатка названных подходов Дж.Л.Морено обозначает рассмотрение ребенка прежде всего как изолированный организм с акцентом на его внутренней дифференциации - через что, в его интерпретации, в названных направлениях понималось развитие личности, причем за основу принималась биологическая модель. Конкретнее эта критика разворачивалась применительно к каждому из направлений следующим образом. Бихевиоризм ( рассматриваемый Дж.Л.Морено через призму павловскиих идей) строится на сопоставлении человека и животного - в случае младенцев, младенци и молодого животного, в чем Дж.Л.Морено усматривает исходящую из теории эволюции попытку обнаружения пресловутого промежуточного звена между животным и человеком. Не отрицая в целом значения подобных попыток, Дж.Л.Морено обозначает их односторонность и недостаточность. Психоаналитическая теория, в интерпретации Дж.Л.Морено, пытается понять ребенка через призму нарушений взрослого.
Отметим, что критика со стороны Дж.Л.Морено носит достаточно общий характер - вполне в его духе; примечательно, что он по сути игнорирует идеи А.Адлера и Эго-психологии, равно как классическое указание З.Фрейда на опасность так называемой генетической ошибки. Вместе с тем важно, что критика эта вполне созвучна той, что развертывалась в отношении бихевиоризма и психоанализа со стороны гуманистической психологии, чьи идеи, однако, в отчетливо сформулированном виде были зафиксированы позже - в 1962 г. Со своей стороны, Дж.Л.Морено предлагает рассматривать ребенка не со стороны его биологической организации и примитивных психических процессов, но со стороны высших человеческих достижений - как потенциального гения. Ключом к пониманию сущностных характеристик псаихики ребенка должно стать, по его мысли, рассмотрение спонтанности - спонтанности, находящей у гения наивысшее выражение, но присущая каждому. Спонтанность и креативность - первичные феномены, а не производные либидо или аналогичных постулируемых в других направлениях сил. Поняв, что происходит в творчестве и повседневных деяниях гения , можно понять сущностные события в мире ребенка. Следующий важный момент - требование рассмотрения ребенка как единого целостного организма. Наконец, ребенок должен рассматриваться с самого начала в единстве со средой (ситуацией, полем), в первую очередь в аспекте наиболее значимых событий во взаимодействии со средой - в интеракциях. Соответственно, в центре внимания Дж.Л.Морено - этапы и процессы ролевого развития, разворачивающиеся в диадических и внутригрупповых отношениях, и являющиеся первичными по отношению к развитию Самости; имея в виду его подход к ролям как к паттернам поведения, с одной стороны, и как к экзистенциальным способам бытия, с другой, можно сказать, что специфика бытия-в- мире, прежде всего бытия-с-другим, и способы реализации потенциала бытия являются факторами, определяющими развитие сознания и самосознания. Важно и то, что развитие разворачивается на основе спонтанности, изначально присущей субъекту и воплощающейся в различных формах чувствования мира, чувствования другого и со-бытия с ними. Именно эти формы выступают не формулируемым Дж.Л.Морено критерием периодизации развития.
Напрашивающиеся параллели с процессами идентификации (психоанализ) или имитации (Дж.Мид) как механизмах развития не вполне релевантны идеям Дж.Л.Морено. Следуя центральной идее спонтанности, Дж.Л.Морено рассматривает в качестве базового механизма спонтанный интерес ребенка к возникающим ситуациям, т.е. речь не идет о том, что А. Бандура обозначал как привлекательность модели. Вместе с тем определенные ассоциации с бихевиористическими взглядами правомерны: первые ролевые ожидания на соматическом и психическом уровнях, по Дж.Л.Морено, возникают при повторении переживаний материнской заботы и теплоты (ср. идеи инструментального обусловливания).
Проблемы патологии личности в связи с ролевыми представлениями рассматриваются в рамках теории ролей как следствие а) особенностей ролевого развития; б) специфики ролевого репертуара; в) характера взаимоотношений между ролями. Нормальное ролевое развитие предполагает последовательное продвижение от соматических ролей к трансцендентным; один из критериев здоровья зрелой личности - способность действовать одновременно на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном ролевых уровнях. Соответственно, нарушения ролевого развития проявляются в а) “выпадении” определенного промежуточного ролевого уровня; б) застое ролевого развития; в) частичной или полной ролевой регрессии. Поскольку, по Дж.Л. Морено, личность образуется ролями (Самость возникает из ролей, а не наоборот), первый вариант означает пробелы в определенных личностных сферах. Застой ролевого развития соответствует различной степени психического недоразвития или задержек развития.
В связи с ролевым развитием в целом и в психодраматической ситуации Дж.Л.Морено обуждает процессы ролевого обучения, которые в связи с представлением о роли как интерперсональном опыте выступают как формы социального развития. К этим процессам относятся восприятие или распознание роли; ролевая игра, имитация; принятие роли.
С особенностями ролевого развития связана специфика ролевого репертуара. Центральным здесь выступает понятие ролевого дефицита, который может быть понят как отсутствие того или иного уровня ролей (при том, что возрастная норма их предусматривает) либо недостаточность ролевого репертуара внутри какого-либо уровня, либо недостаточную освоенность какой-либо роли. Особая проблема (которой Дж.Л.Морено уделяет сравнительно меньше внимания) - проблема ролевой избыточности. Проблемы, связанные с взаимоотношением между ролями, сопряжены с ролевым конфликтом. Дж.Л. Морено различает интраролевой конфликт, интерролевой конфликт, интраперсональный и интерперсональный.
Следующая цитата
Спонтанность — катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях).
Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле.
Перенос - перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.
Вчувствование — это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия.
Теле-отношения — это не обязательно «отношения в любви», как часто их понимают. Учитывающая реальность конкуренция с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле.
Следующее важное понятие — понятие действия. .Человек, по Морено, постоянно испытывает акциональный голод, заставляющий его искать ситуации возможного самовыражения; этот акциональный голод, выступая и как космический феномен, и как индивидуальная потребность, является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и создавать новые. Вместе с тем акциональный голод может быть чрезмерен или, напротив, редуцирован, что препятствует креативному ролевому развитию. В этом плане психодрама оказывается акциональным методом — методом действенного проигрывания событий, не ограничиваясь, как многие другие, рациональной проработкой материала.
Следующая цитата
Джекоб (Якоб) Леви Морено (1889-1974)
Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест — 14 мая 1974) — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
1) Биография:
Морено родился 18 мая 1889 года в г. Бухарест (Румыния) в семье сефардов (испанских евреев). Отец Морено, Морено Ниссим Леви, был купцом. Много лет спустя Якоб Морено Леви возьмет имя отца в качестве фамилии, и станет известен миру под именем Якоба Леви Морено («Морену» по-еврейски означает «Учитель»). Морено был старшим из шести братьев и сестер.
В 1909 году Морено поступает в Венский университет, где изучает философию и медицину.
В 1917 закончил Венский Университет, получил диплом врача.
В 1921 году Морено начинает систематически использовать психодраму, еще не называя так свой метод и не считая себя психотерапевтом.В 1921 году Морено начинает систематически использовать психодраму.
В 1925 Морено эмигрирует в США.
1931 год 5 апреля в театре «Гильдия» состоялось официальное открытие «Театра импровизации».
В 1936 году в г. Биконе Морено открывает собственную психиатрическую лечебницу «Бикон-Хилл».
В 1941 году в государственном учреждении — госпитале «Сент-Элизабет» официально открывается психодраматический театр и появляется официальная должность специалиста по психодраме.
В 1961 году Морено создает Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.
В 1974 году Морено перенес серию инсультов. Поняв, что он не сможет вернуться к творчеству, Морено отказался от приема пищи и пил только воду. 14 мая 1974 года Якоб Леви Морено умер.
2)Библиография:
Книги Морено
1.Театр спонтанности. Потсдам, 1924;
2.Социометрия и культурный заказ Нью- Йорк, 1943;
3.Социодрама. Метод для анализа социального конфликта Нью-Йорк., 1944;
4.Групповая психотерапия. 1947;
5.Социометрия, Экспериментальный Метод и Наука. 1951; в рус. пер.: Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М ., 1958
6. Кто выживет ? Бикон , 1953;
7.Sociometry and the Science of Man. N.Y., 1956;
8.First Book of Group Psychotherapy. 1957;
9. Психодрама т .1-3 Нью - Йорк ., 1959-69;
10.Sociometry Reader. N.Y., 1960;
Книги Я. Л. Морено на русском языке:
1.Театр спонтанности. Пер. с немец. Зеньковского, Берлин, Евразийский современник 1923г.
2.Социометрия. Москва, Издательство Иностранная литература 1958г.
3.Театр спонтанности. Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. — Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.
4.Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. Пер. с англ. А. Боковикова. — Москва: Академический Проект, 2001.
5.Психодрама. Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Книги Я. Л. Морено:
Литература о Я. Л. Морено
Гриншпун, И. Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2002.
Марино, Р. Ф. История Доктора : Д. Л. Морено — создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. М. И. Завалова. - Москва: Класс, 2001.
3)Методологическая база.
Истоки традиционного исследовательского подхода Дж.Л.Морено усматривает во взаимосвязанных идеях О.Конта и Д.С.Милля, в особености подчеркивая апостериоризм, пищедший на смену эмпиризму.С точки зрения Дж.Л.Морено, К.Маркс, не уделяя специально внимания проблемам исследования, дает некоторый принцип – исследовать человека не как статичное существо, а как существо действующее, т.е. необходимо исследовать его в активном действии. .Методологические позиции Дж.Л.Морено осознанно эклектичны. С одной стороны, высказываются сомнения в возможности прменения к человеку формулировок относительно природных законов; с другой – выдвигается требование следовать естественно-научному подходу, предполагающему строгий контроль переменных и строгость исследовательских процедур.С другой стороны, понимая человека как самоопределяющееся существо, Дж.Л.Морено считает адекватным реализовывать экзистенциальный подход к человеку, предполагающий отказ от центрального для естественно-научного подхода принципа внешнего детерминизма. Эти взгляды не позволяют говорить о целостной методологической позиции: декларируемая необходимость сочетания того и другого подхода оборачивается, в частности, дуалистичностью терапевтической позиции, приводящей к дифференциации поведенческой и экзистенциальной психодрамы. отметим еще один важный – сопряженный с методологией - момент, накладывающий отпечаток на все творчество Дж.Л.Морено и существенно затрудняющий анализ его работ. С точки зрения Дж.Л.Морено, чрезмерное требование логической чистоты дефиниций может быть вредным, точно так же чересчур развитые логические системы создают ложное чувство уверенности и научного самолюбования, которое подрывает и сдерживает исследование действием (не уточняя, впрочем, критериев «чрезмерности»).
4)Социальная теория.
Психодрама - метод групповой психотерапии, разработанный Я. Морено, в котором для понимания и изменения внутреннего мира личности, используется инструмент драматической импровизации и спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для человека проблемами. Этот метод сегодня широко применяется в образовательной и психотерапевтической практике. В ходе психодраматической терапии раскрываются внутриличностные особенности и переживания, комплексы и фобии, скрытые влечения личности. Психодрама основана на допущении, что люди – это «актеры», выходящие на различные подмостки в течение жизни. Участникам психодрамы предлагается снова сыграть значительные для себя роли, выразить свой внутренний мир с помощью группы. Каждый аспект жизни, начиная с детства и до старости, может быть сыгран вновь: рождение и смерть, плач ребенка, родительская ссора, свидание и будущая встреча. Психодраматические сцены изображают предсказуемое развитие событий или внезапные жизненные кризисы, внутренние конфликты или запутанные взаимоотношения. Это выражение личной правды в защищенном мире воображения, которое дает возможность в творческой манере овладевать стрессовой ситуацией и стать хозяином положения.
Собственную теоретическую базу психодрамы составляют три взаимосвязанных концепции Морено: теория ролей, теория спонтанности и социометрия.
1.Теория ролей.
Несколько определений роли, данных Морено:
Роль — это единица консервированного поведения.
Роль — это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
Роль — это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.
Социальные роли — это роли, в которых человек выступает в отношении других людей и социальных институтов (роли «друга», «брата», «рабочего», «начальника» и т. п.).
Понятие «роль» в теории психодрамы относится ко всем жизненным проявлениям. В связи с этим развитие человека видится как ролевое развитие (другой его аспект — социоэмоциональное развитие).
Стадии ролевого развития Эмбриональная стадия (матрица органического развития). Первая и на этой стадии единственная роль человека — соматическая роль паразита в материнском теле. В результате рождения соматическая паразитарная роль сменяется соматической ролью новорожденного.
1. Стадия «первой вселенной». Эта стадия включает две фазы. На фазе вселенской идентичности ребенок не различает себя и мир, равно как для него нет различия между психикой и сомой. В своей реальности ребенок тождествен с миром.
2. Вторая вселенная предполагает различение мира реальности и мира фантазии. Такая дифференциация приводит к появлению ролей нового типа — психических и социальных (наряду с уже появившимися психосоматическими).
2.Теория спонтанности
Спонтанность — катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях).
Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле.
Перенос - перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.
Вчувствование — это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия.
Теле-отношения — это не обязательно «отношения в любви», как часто их понимают. Учитывающая реальность конкуренция с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле.
Следующее важное понятие — понятие действия. .Человек, по Морено, постоянно испытывает акциональный голод, заставляющий его искать ситуации возможного самовыражения; этот акциональный голод, выступая и как космический феномен, и как индивидуальная потребность, является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и создавать новые. Вместе с тем акциональный голод может быть чрезмерен или, напротив, редуцирован, что препятствует креативному ролевому развитию. В этом плане психодрама оказывается акциональным методом — методом действенного проигрывания событий, не ограничиваясь, как многие другие, рациональной проработкой материала.
3.Социометрия.
Социометрия — эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях.
Морено выделил две силы, действующие в отношениях между людьми, — притяжение и отталкивание, проявляющиеся как симпатия и антипатия.
Для изучения действия этих сил в реальных группах был создан социометрический тест, целью работы с которым было выявление динамических глубинных социоэмоциональных структур (при этом понятия «притяжение» и «отталкивание» были трансформированы соответственно в «выбор» и «отвержение»).
Результатом социометрической диагностики обычно выступает социограмма — своего рода рентгеновский снимок группы, где в графической символической форме отображены отношения между членами группы — каждый член группы изображается символически, а специфика отношений между членами группы выражается посредством соединительных линий различного типа.
Психодрама как практика
Психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека.
Терапевтические группы - 6—9 человек.
Психодраматические группы собираются регулярно на протяжении некоторого времени.
Морено выделял пять основных элементов психодрамы. К ним относятся протагонист, ведущий, вспомогательные (дополнительные) «я», зрители и сцена .
Психодраматическая сессия
1.Психодраматическая сессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы.
2.Социометрический выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главную роль».
3.Этап действия. Протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем – выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей.
4.Шеринг – обмен чувствами между участниками действия и зрителями.
5)Понятийный аппарат
Спонтанность — катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях)
Перенос — перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.
Вчувствование — это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия. Эмпатия
Теле-отношения — это не обязательно «отношения в любви», как часто их понимают. Учитывающая реальность конкуренция с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле.
Социометрия — эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях.Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.
Протагонист — это тот член группы, который на данном групповом занятии оказывается центральным субъектом психодраматического действия, выступая как драматург, режиссер и актер в одном лице.
Ведущий — организует деятельность группы, управляя занятием, побуждая участников к исследованию своих психологических проблем, к игре, «определяя вместе с протагонистом направление процесса и создавая условия для постановки любой индивидуальной драмы»
Вспомогательное «я» (партнер, вспомогательное лицо) — член группы, избранный протагонистом для исполнения той или иной роли (в том числе, быть может, роли самого протагониста) в его драме.
Зрители — те члены группы, которые на данном занятии не принимают непосредственного участия в драме в качестве исполнителей ролей.
Читайте также: