Цитаты о вологодском кружеве
Обновлено: 21.11.2024
Рукоделие невероятной красоты, ювелирного исполнения, с богатыми узорами и нарядной фактурой. Вологодское кружево – известный во всём мире народный промысел родом с территорий Русского Севера. Каждый орнамент имеет свой ритм и будто оживает, придавая изделию неповторимую красоту и уникальность. Бесспорно, есть работы, которые являются настоящим произведением искусства.
Историческая справка
Традиция обрамлять края одежды вышитыми узорами зародилась на Руси давно. Невозможно точно сказать, с какого века наши предки стали заниматься кружевоплетением, знаем только, что очень и очень давно. Таким способом украшали одежду женщины и крестьянского сословия, и дворянского, и царские особы. Только у представительниц знатных родов нарядное кружево могло содержать золотые или серебряные нити, жемчуга, а у деревенских красавиц кружево было по большей части изо льна.
Непосредственно искусство вологодского кружева появилось в России в XVII-XVIII веках. Тогда сложились чёткие правила кружевоплетения. Вплоть до начала XIX века рукоделием занимались дома, а первая фабрика появилась в Вологде. Там работали крепостные крестьянки. Этот народный промысел быстро приобрёл популярность, и уже к середине века вологодское кружево стало фирменным брендом Вологды. Теперь уже тысячи мастериц создавали сложные и оригинальные узоры. Орнаментальные рисунки в каждом уезде вологодской земли отличались друг от друга. Они были уникальны, а изделия характеризовались индивидуальностью мастерской работы. Разнилась и техника исполнения кружева. Пик популярности выпал на конец XIX – начало XX века. Тогда чудо-изделия вышли за пределы России и попали в Европу, где тут же стали модными.
Уникальные особенности вологодского кружева
Это кружево никогда не спутаешь ни с каким другим. В вологодском – присутствует обязательное деление на узор и фон. Тогда и получаются такие чёткие и выразительные линии орнамента, которые не сливаются со второстепенным фоном. Интересно, что на ранних этапах зарождения этого народного промысла мастерицы выбирали в качестве основного рисунка старинные мотивы преданий, легенд и сказок. Были также изображения птиц или древо жизни. В наше время кружевницы пользуются огромным выбором орнаментов на разные тематики, что даёт большое пространство для творчества и фантазии.
На протяжении XX века проходило много зарубежных и отечественных выставок и конкурсов, где изделия из вологодского кружева получали почётные места и всеобщее признание. Например, в 1937 году в Париже состоялась международная выставка, где всему вологодскому кружевному союзу присудили высшую награду – Гран-при.
Известные кружевницы и их работы
Тогда же стране и миру стали известны особо выдающиеся мастерицы. Работы Капитолины Васильевны Исаковой, главного инструктора кружевной школы, отличаются спокойным лирическим настроением. Известное панно «Олени», выполненное ею в 1968 году, очень тёплое по атмосфере и виртуозное в исполнении. Бегущие по лесу олени изображены плавными линиями, каждая фигура на своём ряду. Общий рисунок не теряется на фоне лёгкой кружевной сетки. Белоснежные нити точно передают тишину зимнего леса.
Потомственная кружевница Вера Дмитриевна Веселова благодаря своему высокому мастерству выполняла из кружева не только панно, но и предметы одежды и интерьера. Известна, например, её скатерть «Ладья» – воплощение традиций вологодского узора, образец мельчайшей детализации.
Сложные и масштабные композиции выполняла Виктория Николаевна Ельфина. В 1978 году она создала панно «Поющее дерево», где искусно передала приход весны, когда в природе просыпается жизнь. Её дерево цветёт и над ним кружат певчие птицы. А более ранняя её работа – скатерть «Снежинка» – стала визиткой всего кружевного промысла и символом объединения мастериц.
В 2010 году в Вологде в особняке XIX века открылся музей кружева. Помимо шикарной выставочной экспозиции здесь работают кафе, учебные классы и салон-магазин. Музей кружева является одним из восьми филиалов комплекса памятников Вологодского кремля, наряду с Музеем забытых вещей, экспозицией «Вологодская политическая ссылка», домом-музеем Петра I и этнографическим музеем в деревне Семёнково.
Следующая цитата
Я примеряю кружева,
Они ложатся мне на плечи.
Слегка шурша, в осенний вечер
Тихонько падает листва.
Я примеряю кружева…
Их свет чудесный душу лечит,
Как теплота сентябрьской встречи
И друга добрые слова.
Я примеряю кружева…
Переплелись у мастерицы
В узорах сказочные птицы
И приворотная трава.
Я примеряю кружева.
Из всех зеркал - глядит царевна.
Всё рукотворное волшебно -
Права народная молва.
Касаясь робко колдовства,
Дыша в немом благоговенье,
В мечтах познать секрет плетенья -
Я примеряю кружева.
автор: Наталия Миневич
Ткань кружева глаза ласкает
прелестью дня, прожитого зимой,
в цветах морозных оживает,
фантазией зимы, снежинок рой.
Коклюшки, словно кисти живописца,
быстры, неуловимы и легки,
под перезвон мелькают птицами,
послушны мановению руки.
У кружевницы, над ажуром снежным,
лицо задумчиво просветлено;
нить, тонким пальцам следуя прилежно,
витиеватое рисует полотно.
Кружевница
автор: Юрий Октябрёв
Плетёт узоры кружевница,
Сведя натруженные плечи.
В руках пощёлкивают спицы,
А за окном - не день, не вечер.
А за окном - не дождь, не стужа,
И ни души, как после мора…
Лишь тучи стелются по лужам,
Серее серого забора.
Над головой желтком яичным
Мутнеет лампочка размыто,
Под ветром звякает привычно
Стекло на форточке разбитой…
Плетёт узоры кружевница,
И под умелыми руками
Летят диковинные птицы
Над белоснежными полями.
И, словно гости неземные,
Лучась сияющим задором,
Танцуют звери озорные
Внутри чудесного узора.
Струится кружево волнами
Белее выпавшего снега,
А за унылыми стенами
День в ночь ныряет без разбега.
Кружевница
автор: Анна Шодик
Искусница-кружевница,
В рукодельи мастерица-
Кружева плетет для нас
На продажу и показ.-
Кружевница
автор: Елена Афанасьева
Кружевница
автор: Наталия Геннадьевна Григорьева
Тонкая лучина под тёмным окном,
Что же ты, дивчина, спит уже весь дом.
Падают снежинки, снег лежит пластом.
А у кружевницы – снежным кружевом.
Снять нагар с лучины – пальцы поберечь.
От порога дома слышится ей речь.
«Дочка, что не спишь ты? Поздно ведь давно».
«Мама не волнуйся, мне – не всё равно».
«Мне закончить надо, к завтрашнему дню.
Вот плету тихонько, про себя пою».
Мама повернулась, дальше спать пошла.
Дочка улыбнулась, тихо мурлыча.
Кошка ткнулась носом – завершай быстрей.
Что тебе не спиться – не хватает дней?
«Ты не понимаешь, - девушка в ответ,-
Ведь спокойней ночи ничего и нет».
Тяжелеют мысли, руки горячи.
И стучат коклюшки в темноте ночи.
Пальцы вверх вспорхнули, нить бы им тянуть.
Вот закончить ряд ей и тогда вздремнуть.
Мастерица-кружевница
автор: Евгения Мухина
Мастерица-кружевница кружева свои плетет,
И коклюшки, словно птицы, отправляются в полет.
Нитей длинные дороги заплетаются в узор,
Открывая мастерице для фантазий кругозор.
Вот цветочек хрупкий, нежный, «распустился» в полотне,
Это маленький подснежник рад красавице весне.
Ну, а вот, крыло жар-птицы поражает красотой,
Лето в платьице из ситца вновь зовет нас за собой.
Кружевница песня
автор: Татьяна Муравская
Православие в народе
Отмечает день Покров.
И напевы всех мелодий
Льются испокон веков.
Припев:
Кружевница, кружевница
Напевает лейтмотив,
И коклюшек вереница
Узор яркий ей сулит.
Вологодская глубинка,
Отмечает день Покров,
С неба падают снежинки
Из природных закромов.
И узоры из снежинок
Лягут в кружевной узор.
Льются песни без пластинок
Под мотив любимых слов.
(Ещё бы и аудио найти, но увы пока не получилось)
Следующая цитата
"Древняя легенда, передававшаяся из уст в уста на Кирилловской земле, гласит: давным-давно в далекой северной деревушке жила-радовалась красавица-девица. Да нежданно беда стряслась: уехал ее любимый далече… Затянулось ожидание суженого, от отчаяния из прекрасных очей девушки слезинки закапали. День плачет, ночью не перестает. И странное дело: потоки соленой водицы не исчезают, а переплетаясь, как по мановению волшебной палочки превращаются в разнообразные диковинные узоры. Фантастически преобразили они всю деревню на отраду людям. Помешали лишь мужику, собравшемуся боронить землю. Того гляди исчезнут под бороной навсегда. Спохватилась наша несмеяна, пожелала сохранить чудо чудное: спешно нити льняные достала и начала плести кружева, копируя слезные орнаменты. Те кружева и ныне с нами, из века в век плетутся, напоминая об истинных чувствах."
Следующая цитата
Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.
История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами. Всё это послужило плодотворной почвой для появления уникального способа плетения, техника которого впоследствии легла в основу вологодского кружева. Это случилось в середине 19 века, когда Анфия Федоровна Брянцева, вологодская кружевница, подошла творчески и неравнодушно к созданию штучных изделий. Она сумела собрать русские традиции и искусные техники в базовые приёмы кружевоплетения. Её авторский способ получил название «вологодский манер» и стал необычайно популярен. Это впоследствии определило становление вологодского кружевного ремесла. Ключевую роль в дальнейшем обучении вологодских рукодельниц сыграла дочь Анфии Федоровны, которая передала другим мастерицам уникальную технику плетения, полученную от матери, и обучала этому способу других желающих приобщиться к «вологодскому манеру».
Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.
Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.
Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.
За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.
Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.
Благодаря творческому врождённому вкусу и художественному чутью вологодское кружево приобрело свою самобытность, выраженные особенности, неповторимые узоры. Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Она воплощает в кружеве иносказательные узоры, несущие аллегорическую смысловую нагрузку северных верований. Однако, несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.
В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием художественных замыслов. Работы династий мастеров, без чьих имён невозможно представить становление и развитие вологодского кружева, трепетно хранятся в коллекции музея. Они создавали и создают сложнейшие по технике творческие образцы — украшения музейных коллекций.
В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева, которая создана неравнодушными работниками музея. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет. Богатство русской души, воплощенной в кружеве, делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.
За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны.
Несмотря на непростую историю промысла, взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы промысел существует по сегодняшний день и не утратил своей актуальности и значимости для культуры нашей страны. Искусные мастерицы создали уникальный живой художественный язык вологодского кружева, узнаваемый и почитаемый во всём мире. Образы и сюжеты декоративно-прикладных изделий дополнялись новыми идеями, при воплощении которых был задействован огромный арсенал художественных средств. Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры.
Читайте также: