Цитаты о войне святых

Обновлено: 09.05.2024

Вступающие в битву с разбойниками, если они не в числе служителей Церкви, да не допускаются к приобщению Благого, если же состоят в причте, да будут низложены со степени (свт. Василий Великий, 11, 92).

Так как войны постоянно произрастают от корня грехов, то стражи законов и точные блюстители правосудия, обуздывая большую часть грехов, могут уничтожать и поводы к войне (свт. Иоанн Златоуст, 50, 41).

. Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно <умерщвление> не невинно; почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями (прп. Исидор Пелусиот, 63, 111).

Войны воспламеняются всего более единственно ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять, как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное. (прп. Исидор Пелусиот, 63, 382—383).

Вы — будущий воин! Воина дело — бодро стоять и всегда быть готову вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая. Теперь, по очищении совести — причащении Святых Христовых Тайн, — к обычному состоянию должно прийти воодушевление. У воина воодушевление делает его потоком сильным и быстрым и все сокрушающим на пути. (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 118).

На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение, и в Ветхом и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами. кои, однакож, воевали. В Киево-Печерской Лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтоб они не подверглись плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России. И как было не воевать с ними. (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 208).

Следующая цитата

Цитата Серафима Роуза о законах духовной жизни

На сайте собрано 31 317 изречений святых отцов православной церкви. Цитаты, которые понравились добавляйте в избранное, а затем перечитывайте при необходимости.

Бесплатное православное приложение

Если авторизоваться в приложении, то увидите те же избранные цитаты, которые добавили на сайте и наоборот изречения добавленные на сайте автоматически попадут в приложение спустя некоторое время.

скачать православное приложение

православное приложение бесплатно


Цитаты святых отцов приложение

Первоисточники цитат

Цитата может отличаться от книжного варианта, так как существуют разные переводы святых отцов, адаптации на русский язык и т.д., главное, чтобы смысл сохранялся.

На 21 января 2021 года на сайте найдено первоисточников у 93.99% цитат.

На сайте собрано 31 317 изречений святых отцов и учителей православной церкви.

Следующая цитата


Когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями.

Книга Иудифь 5:18

Просите помощи у Бога


Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа. И узнаете все, что не мечом и копьем спасает Господь.


Первая книга Царств, глава 17

Не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила.


Первая книга Маккавеев, глава 3

Милосердие к врагам


Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его.

Не мстите за себя, возлюбленные. Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Не будь побежден злом, но зло побеждай добром.


Послание к римлянам, глава 12

О войне и воинской службе

Святитель Филарет Московский
о вынужденной необходимости войн

Бог любит мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать и охранять.

Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости – в защиту правды, веры, отечества.


Преподобный Иустин Попович
о грехе как причине всех войн

Грехолюбие и злолюбие, а через них самолюбие создает войны между людьми, между народами, между царствами. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений вашихъ, воюющих в членах ваших? (Иак. 4:1)


Блаженный Феодорит Кипрский
о воинской службе

Есть много различных родов благочестивой жизни: жизнь монашеская и общежительная, жизнь пустынная и городская, жизнь гражданская и военная. В каждом роде жизни можно угождать Богу.

Святитель Иннокентий Херсонский о вере православного воина

Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие — веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское.


Преподобный Макарий Оптинский о посмертных венцах

Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной. А оставшиеся ближние их, страдая о сем сердцем и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере.

Слова русских полководцев

Святой праведный адмирал Федор Ушаков

Всякий да спешит исполнить ему должное.

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Александр Васильевич Суворов

Сам погибай, а товарища выручай.

Безбожие поглощает государства и государей, веру права и нравы.

Молись Богу. От Него победа.

Михаил Илларионович Кутузов

Если русские всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником.

Беседа с доктором исторических наук Вадимом Якуниным о взаимоотношениях Церкви и советского государства в годы Великой Отечественной войны.

Интервью с профессором МДА Алексеем Светозарским

Последнее интервью с протоиереем Михаилом Бойко († 2002).

Беседа с ветераном Великой Отечественной войны профессором МАРХИ Львом Васильевичем Андреевым.

Интервью с игуменом Николаем (Калининым), участником Великой Отечественной войны, старшим лейтенантом запаса и старейшим преподавателем Московской Духовной Академии и Семинарии.

О своем военном детстве рассказывает игумения Георгия, настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме.

Слово в День Победы
9 мая 1945 года

Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский)

Слава и благодарение Богу!

Мир на земле Российской. И, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, – мир на землях многих.

Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, – тяжелый, но созидательный.

Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны.

Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом.

Победа и спасение

Сергей Худиев

Мы живем, потому что тогда эта победа была одержана.

Мы привыкли к тому, что цена победы — упорство и профессионализм. Ценой той победы были непосильный труд и голод, тяжкие страдания и смерть неисчислимого множества людей — наших дедов и прадедов, и тех, кто уже никогда не станет ничьим отцом, дедом или прадедом. К такой бездне человеческого горя и страдания можно приближаться только с осторожностью и благоговением.

Поэтому так чудовищно неуместны разговоры про то, что в ту войну столкнулись, де, два сопоставимых по жестокости режима, и еще неизвестно, чья победа была бы лучше. Нет, в ту войну столкнулись безжалостные захватчики, пришедшие навсегда стереть Россию с карты мира, и защитники нашей Родины. Остальное уже не так важно.

Важно с благоговением и благодарностью, вспомнить тех, кому мы обязаны жизнью, тех, чьим страданием и смертью оплачено само существование нашей страны.

Настоящая русская война

Игумен Дамаскин (Орловский)

Когда история отдаляется во времени на большое расстояние, мы начинаем воспринимать исторические факты до некоторой степени мифологически. Нам начинает казаться, что в тяжелейшей Великой Отечественной войне Россия победила по молитвам тогдашних святых людей, молитвенников, затворников.

Но, на самом деле, по здравому рассуждению, становиться понятно, что суть произошедшего состояла совсем в другом.

Не будем забывать, что в довоенный период в нашей стране было даже больше молитвенников, чем во время войны. С 1917 по 1940 год Россия изобиловала подвижниками, молитвенниками, преподобными, которые, в конце концов, почти все стяжали мученический венец. Все эти великие святые несомненно молились о спасении своей Родины, но даже молитвенное обращение к Богу такого сонма святых не смогло повернуть ход отечественной истории.

В чем же дело? Почему Господь все-таки попустил такую страшную войну в России? Мы ведь верим в Промысл Божий, а не в случайность, значит, и эта война была не случайна, и нам нужно понять, в чем состоял Промысл Божий, понять глубочайший смысл исторического события.

Книга является уникальным сборником свидетельств фронтовиков, их близких о милости Божией к России и ее людям во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Место событий — передовая, тыл, территории, временно занятые немецко-фашистскими захватчиками. Собранные рассказы повествуют о помощи, которая посылалась людям в ответ на их молитвы к Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Книга помогает читателю узнать о том, что происходило в духовной сфере в период жесточайшей в истории России войны.

Воспоминания младшей дочери маршала Г.К. Жукова Марии Георгиевны Жуковой, члена Союза писателей России, рисуют живой образ непобедимого полководца, сумевшего в безбожные времена сохранить сердце православного христианина. Книга написана простым языком и предназначена для широкого круга читателей.

Роман посвящен тяжелой, но светлой судьбе русского священника Псковской православной миссии в годы фашистской оккупации. Едва ли не впервые в нашей литературе так подробно раскрывается образ священнослужителя, оказавшегося между жерновов большевистской и гитлеровской власти.

В сборник включены документы, репрезентативно освещающие патриотическую деятельность Московской Патриархии, духовенства и мирян. В издании представлены разнообразные документы: послания Московского Патриарха и постановления Священного Синода и СНК СССР, докладные записки, справки, статистические таблицы председателя и уполномоченных Совета по делам РПЦ при СНК СССР; письма, записки, обзоры; приказы и распоряжения Министерства восточных территорий Германии и вермахта по вопросам религиозной политики; статьи и информация из газет, издававшихся на временно оккупированной территории СССР, и другие материалы.

Следующая цитата


Такими вот вопросами люди задаются не первый век. Сегодня, в мире, как и всегда идут войны, происходит взаимное физическое истребление человека человеком. Потому эти вопросы остаются актуальными и жизненно важными.

Библия о войнах

Согласно Библии и православному мировоззрению Господь не допускает ни войны, ни терроризма, ни убийств. В Священном Писании говорится, что не Господь, а падший ангел, сатана, натравливает людей друг на друга и сеет всяческие раздоры. Именно он, вселяясь в людей и делая их нечестивыми разжигает пламя вражды. Вот что говорится о таковых в Священном Писании «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57:21). «Пути мира они не знают» (Ис.59:8).

Еще в Раю Бог говорил сатане, который поддался его соблазну: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3). Таким образом после грехопадения прародителей и как его следствие в мир вошла вражда. Она началась уже с семьи Евы и Адама. Их сын Каин по наущению сатаны убил брата Авеля и стал враждовать с Богом, отказываясь принести покаяние. Именно вражда с Богом, нежелание каяться за грехи и породило у людей вражду между собой. Господь учит, чтобы люди не завидовали друг другу, не имели зла друг на друга, не поднимали рук своих друг на друга. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27) — говорил Иисус Христос.

С появления сатаны и грехопадения Адама и Евы в мире стали действовать лишь две силы — это сила любви, добра, дружбы и сила, которая называется насилием, враждой и злостью. Бог призывает к любви, а сатана к вражде. Но коль Бог не пользуется насилием, то мы, люди свободны. Мы свободны в своем выборе — стать на сторону Бога или же служить сатане. Так вот, люди, служащие сатане и устраивают войны. Именно о них сказал Христос: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Хотя, когда-то согласно Библии, человечество преобразится и войн не станет. Тогда народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4.).

Святые отцы о войнах

Конечно война — это несомненное зло. Но ведь они бывают как наступательные, так и оборонительные. А оборонительные войны можно считать справедливые и несправедливыми. Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное».

А бывают еще и вынужденные войны о которых святитель Филарет говорил: «Война — страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война — священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости — в защиту правды, веры, отечества».

Святитель Николай Сербский указывал даже на пользу военных действий. По его словам, «Одни на войне губят тело, а иные — душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними».

Святитель Феофан Затворник, относясь с критикой учению о несоприотивлении злу насилием говорил: «На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?».

В ответ на то, почему же христиане в войнах участвуют, если Иисус Христос учил любить даже врагов своих равноапостольный Кирилл сказал: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). «Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».

«Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших» — так кратко и убедительно высказался святитель Филарет об Отечества и о Христовой заповеди о любви к врагам. Также и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя заповедь о любви к врагам, писал: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры. Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».

Как христианин должен относиться к воинской службе

«Убивать вообще преступно, но убивать своего врага на войне законно и похвально. Не думайте, что христианин с оружием в руках не может угодить Богу. Он доблестью своей защищает родину от варваров и тем охраняет слабых в тылу» — писал святитель Афанасий Великий. Следуя этому, а также учению других святых отцов появились великие христианские воины. Многие из них стали святыми, как, например, преподобный Илья Муромец, святой воин Иоанн Русский, Монахи Ослябя и Пересвет, святые князья-воины — Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Ушаков и др. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — говорится в Евангелии (Ин. 15).

Святые отцы учат, что даже на войне необходимо оставаться христианами. К врагам проявлять христианское благородство, раненых ни в коем случае не добивать, щадить тех, кто просит пощады. Выбор, как вести себя на войне, впрочем, как и в каждом важном жизненном поступке остается за каждым отдельным человеком. А святые отцы учат, что самое главное, когда сердце человека принадлежало Господу, и тогда, водимое Его любовью и получая помощь от Бога, человек найдет правильное решение.

Читайте также: