Цитаты о троице сергиевой лавре

Обновлено: 16.05.2024

Благоуханно нежится сирень,
Лиловым шёлком стелется аллея.
Старинных лип задумчивая сень
Хранит покой, гармонию лелея.

Над Лаврой свет небесный и святой,
И синева щедрей, нежней и глубже.
Закон любви для каждого простой
И как глоток святой воды он нужен.

Юдоль страстей греховна. В суете
Душа кипит, и рвётся, и бунтует,
Томясь в еженедельной маяте,
О мирном дне, о радости тоскует.

Далёк наш путь к обители святой,
Когда в плену у времени пороков,
Довольствуясь испытанной судьбой,
Не принимаем праведных уроков.

Мы пройдем березовой рощей,
райских птиц услышим свирели,
мы увидим, как ветер полощет
лепестки в аллеях сирени.

В обитель веры православной,
Где тихой речки поворот,
В Троице-Сергиеву Лавру
Века стекается народ.

Святой игумен земли русской
Основу Лавры заложил:
Пройдя в лесу тропинкой узкой,
В глуши он церквицу сложил.

А было так: когда-то Сергий
И его брат родной Стефан
Мирскую жизнь вдвоем отвергли,
Её греховность и обман.

В лесную чащу углубившись,
Установили келью-сруб,
Где страстно Богу помолившись,
Для церкви вырубили дуб.

И стали строить Божье Царство
От блуда грешного вдали,
Но тучи нечисти татарской
Сотрут тот Храм с лица земли.

И в Лавру за благословеньем
Князь Дмитрий с войском поспешит.
И после истова моленья
Орда его не устрашит.

Благословит на битву Сергий,
Молитвой веру укрепив.
Он яд сомнения повергнет,
Водой святою окропив.

И встанут иноки в дружину:
Ослябя, с ним же Пересвет.
Пойдут с молитвой на вражину,
Собой закроют Божий свет.

Падут они, святые воины,
В кровавой, жуткой битве той,
Навек окажутся достойны
Своей обители святой.

И старый Сергий Божье Слово
Для возрождения найдет,
И под Божественным Покровом
В Храм Богородица войдет.

У возрожденного собора,
Там мощи чудом обрелись,
И в раку редкого убора
По Божьей воле улеглись.

Всё, что потом происходило,
Лишь Лавру делало сильней,
Осада мимо проходила,
Ведь Сергий сам молился в ней.

И его мощи исцеляли:
Кто слеп был, в Лавре прозревал,
И веру в Господа вселяли
В тех, кто святого призывал.

Колодцы там святой водою
Питают братию с тех пор,
Как Сергий узенькой тропою
Прошел сквозь тот дремучий бор.

Взметнувшись в небо куполами
И синеву его впитав,
Столетний сон колоколами
Сзывает множеством октав.

Тот звон плывет по поднебесью
И расступаясь, облака
Уносят благостную песню
С собой в грядущие века!

У России место намоленное.
Растянулась дорогами вширь.
И, идя путями проторенными,
Открываешь скитальческий мир.

Заповедные храмы осваивая,
Руси-матушке поклонись.
Сними шапку и простоволосым
Во все стороны помолись.

И куда только ни взглянешь,
И куда только не пойдешь,
И какие места ни вспомянешь,
Всюду церкви и храмы найдешь.

Если честен во всем и совестлив,
Значит, бог у тебя внутри.
Покрестись по-крестьянски размашисто,
И покорно в церковь зайди.

Перед церковью губы не красят,
Не закуривают сигарет,
От святых глаза не отводят.
Просветления ищут и свет.

Если в храмы ходить скучно,
Если занят и времени нет,
Все равно потянет к святому,
Если русский ты человек.

Стены белые, башни граненые
Завлекают к себе чистотой.
Так на святках снегами постелено,
Чтобы праздновать рождество.

Перед ними низины, извилины
И дорога повыше ведет.
Так поднимешься в горку, как исстари,
И степенно к воротам пройдешь.

И невольно рукою потянешься,
Крестным знаменем ся осенить.
В этом мире все как-то сложится,
Лишь бы главного не избыть.

Где-то здесь наша Русь былинная
Становилась могучей страной.
И отсюда пошло понимание,
Как земля становилась родной.

Отчего здесь так славно дышится?
Что за воздух так светел и чист?
Колокольный звон вдруг послышится,
За собой позовет, удивит.

И на площади, как оглянешься,
Всюду храмы, как на Руси.
Колокольня, надкладезная часовенка,
Тут же сень родниковой воды.

И Успенский собор высится,
Укрепленный духом святых.
В подземелье покоятся мощи
Святейшеств и преподобных иных.

И монахи здесь вовсе не скаредные
И служители местные то ж.
Ты на храм положи, сколько можешь.
Ну, а свечи возьми, сколько хошь.

Обелиск стоит высоченный,
Где затвержено в камне одно,
Что для воинства и для Дмитрия
Сергий стал духовным отцом.

Храбро бился Пересвет с Челубеем
За родимую сторону.
И сражалось воинство русское,
Чтобы легче молилось отцу.

И дрожало Куликово поле.
Стоны, вопли, ржанье коней.
Бились русские насмерть на воле,
Чтоб не знали потомки цепей.

Слава Богу, воины выстояли.
Неприятель не смял, не сломил.
Землю русскую врагам не отдали.
Сергий Радонежский отмолил.

Похоронен он в Троицком храме,
Сделав в бдении все, что смог.
Под стеклом покоится в раке
И над ним церковный чертог.

Вереница людей, раскручиваясь,
Протянулась к входу в храм,
Чтобы прошлому поклониться,
Приложиться к святым мощам.

Полутьма, угольями горят свечи.
У икон всевидящие глаза.
Поднимаются все друг за другом.
Блещет рака у алтаря.

Подошли. Окошко с мощами.
И под ним святая рука.
Поклонившись, целуют стеклышко,
Крестным знамением покрывая себя.

Уходить от святого не хочется.
Вся история здесь, пред тобой.
И вливаются чувства во множество,
И душа обретает покой.

Просветленным выходишь из храма,
Причащенным для жизни вновь.
Появляется свежесть важная,
Будто влили новую кровь.

И светло на душе и радостно.
Слышишь эхо божественных слов.
И как будто вести хорошие
Только что получил от волхвов.

Следующая цитата

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И РОССИЯ

«Это — то всесторонне жизненное единство Лавры, как микрокосма и микроистории, как свое­го рода конспекта бытия нашей Родины, дает Лавре характер ноуменальности. Здесь ощутитель­нее, чем где-либо, пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое».

«. Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель это­го Дома, Преподобный Сергий Радонежский, — "особым нашего Российского царствия храни­телем и помощником", как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать — Ангелом Хранителем России. Не в сравнительных с другими святыми размерах исторического величия тут дело, а в особой творческой связанности Преподобного Сергия с душою русского народа. . Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внима­тельным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, "чюдного старца, святого Сергия", как свидетельствуют о нем его современники».

«Время Преподобного Сергия, то есть время возникновения Московской Руси, совпадает с од­ной из величайших культурных катастроф. Я разумею конец Византии, ибо Преподобный Сер­гий родился приблизительно за полтораста, а умер приблизительно за шестьдесят лет до окон­чательного падения Константинополя».

«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живо­пись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновленное и подготовленное у Троицы, еще за год до самой развязки, было пробуждением Руси, как народа исторического; Преподобным Сергием incipit historia (начало истории. - лат.)».

Храм в честь Св. Троицы

«Нередко говорится, что деревянный храм Пресвятой Троицы, построенный Преподобным Сер­гием в Лавре и затем вновь возведенный из белого камня Преподобным Никоном, есть первая по времени в мире церковь во имя Пресвятой Троицы. Сейчас трудно отстаивать внешне — фактическую точность этого первенства: древние историки упоминают до четырех храмов во имя Пресвятой Троицы на Востоке и два — на Западе в IVѕIX веках; но если бы эти свидетель­ства и были достоверными, то все же такое храмоздательство не вошло в обиход, и даже назван­ные церкви не удержали долго своего имени, так что впоследствии Восток не имел Троицких храмов. В наших летописях уже в XII, XIII и XIV веках упоминаются храмы Троичные; так, в Кракове, в Лысце, несколько в Новгороде Великом, в Холме, в Серпухове, в Наозерье и, главное, соборный в Пскове. . сравнительно поздняя, в XIV веке лишь, установка симметричной Троич­ной формулы, каковая именно в XIV веке, в Восточной Церкви, делает идею Троицы предметом особенного внимания и ведет потому к строительству Троичных храмов, развитию Троичной иконографии, созданию цикла Троичных празднеств и новой литургической поэзии. Поэтому, весьма мало вероятно построение храмов Троичных до этого роста Троичной идеи в XIV веке; но если бы несколько таких храмов и в самом деле было в века предшествующие, то они не мог­ли быть сознательно воздвигнутыми символами идеи, еще не оформившейся. Но, тем не менее, это оно именно — творчески синтезирует смутные волнения, изливая их в одно слово. Таковым было слово Преподобного Сергия, выразившего самую суть исканий и стремлений русского народа, и это слово, хотя бы и произносимое ранее, сознательно и полновесно было, однако, произнесено впервые им. В этом смысле, неоспоримо мировое первенство лаврского со­бора Пресвятой Троицы».

«Чтитель Пресвятой Троицы, Преподобный Сергий строит Троичный храм, видя в нем призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности. Строит храм Пресвятой Троицы, "чтобы постоянным взиранием на него", по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия "побе­ждать страх пред ненавистною раздельностью мира". . По творческому замыслу основателя, Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип собирания Руси в ду­ховном единстве, в братской любви. . Отныне Троичное храмоздательство связывается с именем Преподобного Сергия, и не без причины Троичные храмы имели обычно Сергиевские приделы».

Икона Св. Троицы

«. икона Троичная, дотоле неизвестная миру, появляется впервые в Московский период Руси опять-таки в самом его начале, и художественно воплощает духовное созерцание служителя Пресвятой Троицы — Сергия. Мы сказали: "неизвестная миру"; но и тут, как и в утверждении о Троицком соборе, требуется различение духовного смысла, как символического содержания, и тех исторически выработанных материалов, которые привлечены к воплощению символа».

«Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число "три", не чаша за столом и не крылья, . а то, что он воистину передал нам узренное им откро­вение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, все­общего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" Гор­него мира. . Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни — деревом и земля — скалою, — все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви; все — лишь около нее и для нее, ибо она — своей голубизной, музыкой своей красоты, своим пре­быванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений, есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего. Ан­дрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально твердое и непоколебимо вер­ное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собой Небесный Первообраз, а вокруг себя — земное отображение, — быть в среде духовной, в среде умирен­ной».

Празднование дня Св. Троицы

«Я говорю о Троичном дне, как литургическом творчестве именно русской культуры и даже определеннее, — творчестве Преподобного Сергия. Напомним, что Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон. Последнее слово Византии, в области догматической, стало неточным входом первых творческих сил рус­ской культуры. Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он вы­являет свою онтологическую суть, делаясь праздником Пресвятой Троицы».

«Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового празд­ника Троицкого Собора — как чествование "Троицы" Андрея Рублева. Подобно тому, как служ­ба Иерусалимского храма Воскресения, — в мире, по самому месту своего совершения, единственная, — делается образом и образцом службы Воскресеной, повсюдно совершаемой, и вводится затем в Устав. »

Прп. Сергий и идея Русской государственности

«Самые странствования Преподобного Сергия, а дальше бесчисленные поколения русских свя­тых, бывших его именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяй­ственность, русскую государственность, а точнее сказать — русскую идею, в ее целом, все сто­роны жизни нашей собой определяющую»

Монашеское общежитие, государственное устроение Руси и заповедь любви

«Идея Пресвятой Троицы для Преподобного Сергия, была, в порядке общественного строитель­ства, заповедью общежития. "Там не говорят: это мое, это — твое; оттуда изгнаны слова сии, служащие причиною бесчисленного множества распрей", писал в свое время св. Иоанн Златоуст о современных ему общежительных монастырях. Общежительство знаменует всегда духовный подъем: таковым было начало христианства, Начало Киевской Руси также было ознаменовано введением общежития, центр какового возникает в Киево-Печерской Лавре вскоре после креще­ния Руси; и начало Руси Московской, опять-таки приобщившейся новому духовному созерца­нию, отмечено введением в центре Руси Московской общежития, по совету и с благословения умирающей Византии. Идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве, — назовется ли она по-гречески киновией, или по-латыни — communia, — всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая запо­ведь жизни, — была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре Преподобным Сергием и распространялась отсюда, от Дома Троицы, как центра колонизации и территориальной, и хо­зяйственной, и художественной, и просветительной, и, наконец, моральной».

Следующая цитата

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая цитата

Троице-Сергиева лавра основана в 1337году
преподобным Сергием Радонежским!
Многие лета она была центром православия
на Руси. Там находится духовная семинария
и Московская духовная академия.
В былые времена лавру посещали царские особы,
некоторые из них, использовали её как место
где можно переждать тяжёлые времена(Софья
Алексеевна, Пётр Первый). На территории лавры
похоронены многие известные люди.
Там же находится самый крупный православный
мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ).

Пятого августа этого года,
Тёплый денёчек бежал по Земле.
Сел в электричку* я в эту погоду,
Чтобы наведаться в Сергиев мне.

Веры хотел, увидать прародитель.
Ходу пешком четверть часа туда .
Вдруг мне открылась та в стенах обитель,
Что подарили былые года!

Стены белёсые, входы Святые
Башни парящие там в облаках.
Церковь надвратная и золотые,
Все купола, словно небо в крестах!

Стены под аркой - истории роспись,
Как создавал нашей веры причал,
Сергий Святой**, здесь труда его опись,
Центр Православия тут он зачал!

Справа Успенский***, часовня с водицей****,
Слева - есть с церковью*****, трапезный зал.
Дале на взлёт колокольня как птицей,
Небо буравит и звон побежал.

Тихо, спокойно - душою под Богом,
К Троицкой церкви тотчас подхожу,
Крест наложил на себя у порога,
В залу к Святому****** теперь захожу.

К гробу с мощами - губами коснулся,
Сергия дух в своё сердце впустил.
Выйдя из церкви, как будто проснулся,
Как же для сердца мне град этот мил!

С духом высоким воды набираю,
Святость её я с собой увезу!
Эти минуты запомнятся, - знаю,
Счастье бывать там, роняю слезу!

Мне не забыть то души возрожденье,
Этот для русского в святость поход.
Дал он мне силы, ещё вдохновенье
Боже! Спасибо за духа восход!


*Электричка с Ярославского вокзала г.Москвы.
**Сергий Радонежский.
***Успенский собор.
****Святая вода.
*****Церковь преподобного Сергия.
******В зале Троицкой церкви находятся мощи
Сергия Радонежского.

16 октября 2012 года.

© Copyright: Владимир Шавырин, 2012
Свидетельство о публикации №112101600121 Рецензии

Здравствуйте, Владимир!
Очень рада знакомству с ВАшим
творением о Троице-Сергиевой лавре.
Познавательно и интересно.
Преклоняюсь перед Великим подвижником
Сергием Радонежским.
Благодарю и ВАс искренне!
С теплом души!

На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: