Цитаты о христе святых отцов
Обновлено: 24.11.2024
Для того Господь предал Тело Свое на смерть, чтобы мы получили отпущение грехов и освятились, — именно через окропление кровию Его (см.: 1 Пет. 1, 2) (ан. Варнава, 94, 30).
Если Сын Божий — Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал для того, чтобы Его рана оживотворяла нас, то будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, разве только для нас (ап. Варнава, 94, 34).
Все это Он претерпел ради нас, чтобы мы спаслись; и пострадал истинно, как истинно и воскресил Себя, а не так, как говорят некоторые неверующие, будто Он пострадал призрачно. Сами они призрак, и, как умствуют они, так и случится с ними — бестелесными, подобными злым духам (сщмч. Игнатий Богоносец, 94, 302—303).
. Он <Христос> пострадал и распят, чтобы примером Своим научить нас страдать и умирать (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 333).
Когда солнце отвратило зрак свой, земля потряслась, горы распались, все пришли в ужас; тогда показывало это, что Распятый на кресте Христос есть Бог, а вся тварь — раба Его, страхом своим свидетельствующая о присутствии Владыки (свт. Афанасий Великий, 1, 215).
Слову Божию, истинной Жизни, как неприлично было Самому нанести смерть телу Своему, так несвойственно было избегать смерти, наносимой другими, и не преследовать смерть до истребления. (свт. Афанасий Великий, 1, 219).
. Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево, — изгоняется там всякий демон (свт. Афанасий Великий, 1, 256).
. Крепость врага сокрушена силою Честнаго Креста Спасителя нашего Иисуса Христа (прп. Ефрем Сирин, 31, 201).
. Христос победил смерть, когда возведен был на Крест (прп. Ефрем Сирин, 37, 308).
Иисус умер для мира, чтобы никто не жил для мира, и находился в теле, прибитом ко Кресту. чтобы никто не держал в роскоши (своего) тела (прп. Ефрем Сирин, 37, 327).
. Христос заклан, и Кровь Его, окропившая нас, соделала окрыленными, потому что дала нам крыла Святаго Духа невозбранно воспарять в воздухе Божества (прп. Макарий Египетский, 67, 298).
. Если кто-либо из неверных скажет тебе: «Почему распят Христос?» — то скажи ему: «Чтобы распять диавола». Если скажет тебе: «Почему Он был повешен на древе?» — то скажи ему: «Чтобы отозвать назад грех, привзошедший в раю через древо» (свт. Иоанн Златоуст, 45, 896).
Как лев бывает страшен не только тогда, когда бодрствует, но и когда спит, так и Христос был грозен не только до Креста, но и на самом Кресте, и в самой смерти; и тогда Он совершал великие чудеса, помрачая солнце, расторгая камни, потрясая землю, раздирая завесу, устрашая жену Пилата, обличая Иуду. (свт. Иоанн Златоуст, 46, 17-18).
Как для жаждущих приятна чаша, так для Него <Христа> распятие на Кресте; поэтому Он и говорил: желанием возжелах сию пасху ясти с вами (Лк. 22, 15), сказав это не без причины, но потому, что после вечери предстоял Ему Крест (свт. Иоанн Златоуст, 46, 21).
Смерть Господа даровала нам бессмертие; сошед во ад, Он сокрушил силы его и разрушил его могущество. (свт. Иоанн Златоуст, 47, 502).
. Смерть Господа в теле показывает не что-либо иное, как только милосердие Господа, — эта смерть была причиной Жизни Вечной (свт. Иоанн Златоуст, 49, 160).
. Он <Христос> родился, жил на этой земле, умер, подвергшись казням и мукам-, и освободил весь мир Крестом, — всему этому должно веровать. Нужна великая и славная вера, чтобы веровать, что от креста, орудия смерти, произошла свобода и от смерти — Жизнь, наполнившая всю вселенную. (свт. Иоанн Златоуст, 49, 168).
Нисколько не было бы удивительно, если бы живой и блистающий животворящей славой <Христос> оживотворил вселенную; но могущество Слова состоит в том, что Оно смертию уничтожает смерть и через (полученные Им) оскорбления воссиявает бессмертною славою (свт. Иоанн Златоуст, 49, 703).
Эта смерть спасла погибавшую вселенную; эта смерть соединила небо с землею; эта смерть разрушила власть диавола, соделала людей ангелами и сынами Божиими; эта смерть возвела естество наше на Престол Царский. (свт. Иоанн Златоуст, 54, 764—765).
Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая (свт. Иоанн Златоуст, 54, 912).
Крест, осмеиваемый идолослужителями, распял многобожную прелесть. страдание предало позору губительных демонов; смерть умертвила смерть; мертвенность плоти мертвыми соделала надежды распинавших; гроб погреб в себе диавола, на всех же одождил источник жизни (прп. Исидор Пелусиот, 61, 418—419).
Не против воли, но добровольно восшел Он на Крест с великим радованием (прп. Нил Синайский, 72, 310).
. Создавший нас Бог, сжалившись над. нашим бедствием, благоволил снизойти туда, куда мы ниспали, дабы призвать нас оттуда, как единый явившийся в мертвых свободный, снисшедший туда Духом живым; но и больше того — Божественным светом осиявающий и излучающий живительную силу, чтобы просветить сидящих во тьме и по духу оживотворить там (в аду) веровавших в Него, оживотворить же также и тела всех в тот день, в который установил оживить и судить весь человеческий род, как и научает нас через послание Корифей в Апостолах: На се бо и мертвым благовестися, да суд убо приимут по человеку плотию, поживут же по Боне духом (1 Пет. 4, 6). Немного же выше в этом же Послании, показывая, кто и каким образом проповедовал Евангелие мертвым в аду, говорит: Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом: о Нем же и сущим в темнице духовом (т. е. душам мертвых от века) сошед проповеди (1 Пет. 3, 18—19). Итак, подобно тому как лукавый через едину свою смерть по духу произвел для нас сугубую смерть (т.е. смерть и души, и тела), так Благий через едину Свою смерть по телу излечил в нас сугубую смерть, и через единое воскресение Своего тела даровал нам сугубое воскресение, посредством (Своей) телесной смерти низлагая имущего, в силу смерти, власть над нашей душою и телом, и в том и в другом освобождая нас от его тирании. Лукавый принимает на себя вид змея, чтобы посредством сего обольстить человека, а Слово Божие воспринимает человеческую природу, чтобы посредством нее перехитрить обманщика, и Оно воспринимает ее неприступной для обмана и чистой, и таковой до конца сохраняет, принося ее Отцу как Жертву (Начатки), ради освящения нас через наше же человеческое естество. Если же Слово Божие восприняло бы тело неподвластное смерти и страданию, то каким образом мог бы оказаться обманутым, мог бы прикоснуться к Нему диавол — само сущее зло? (свт. Григорий Палама, 26, 166—167).
Следующая цитата
«Цветник духовный» – это сборник высказываний святых отцов и мудрых людей о вере и христианской жизни. Эту книгу по праву можно назвать одной из самых читаемых на протяжении последних веков.
Оглавление
- Предисловие
- О Боге Самом в Себе и по отношению к творениям – преимущественно к человеку
- Священное Писание, или Библия
- Господь Иисус Христос
- Благодать
- Вера. Религия. Христианство
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Господь Иисус Христос
Иисус есть мнимый сын тектона Иосифа, но истинный — Архитектона, создавшего небо и землю [4] .
Свт. Филарет, митрополит Московский
Сын Божий явился на землю с душой, телом и Божеством, чтобы как Бог избавить душу и тело от смерти.
Авва Фалассий
Господь наш Иисус Христос, чтобы сделать нас теми же, что Он Сам, по безмерной любви Своей сделался тем, кем являемся мы.
Свт. Ириней Лионский
Бог Слово, равный Отцу, сделался причастным нашей смертности не по Своему, а по нашему естеству, да мы сделаемся причастниками Божества Его — не нашей, а Его силой.
Блж. Августин
Христос родился в яслях, жил где случится и умер на кресте.
Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
Руссо, беспристрастный свидетель, говорил, что Лицо Иисуса Христа не может быть вымышлено, потому что не могут быть вымышлены Его действия.
Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
Мудрость Иисуса Христа так видна в Его учении, что доказывать ее есть то же, если бы кто хотел доказывать, что солнце светит.
Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
В целой истории Божественного Учителя нет ничего, что бы оскорбило чувство нравственности! Над всей Его жизнью можно надписать: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Ин. 4, 34).
Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
Хочешь всякий день видеть чудо? — Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом.
Свт. Тихон Задонский
Kак недальновиден ум человеческий со всей хитростью, со всем коварством страстей! Люди думали, что, предавая на смерть Христа Господа, они делают только то, что хотелось страстям их. А оказалось, что самые страсти выполняли то самое, что хотела любовь небесная, любовь Сына Божия.
Свт. Филарет, архиепископ Черниговский
Природа сынов Адамовых порывается возвыситься от чувственного к духовному, подобно как иногда рыба мечется из воды в воздух; но так же легко и скоро, как рыба в воду, погружается опять в чувственность; только Христос благодатной силой может ее решительно возвысить, обновить, возродить и дать ей постоянное духовное направление.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Христос как воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим исход из него, так вознесением Своим отверзает двери Неба и открывает верующим вход в Него.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Не видя Христа, веруй в Него, люби Его, и радуйся, и будь блажен.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Если творение мира — дело любви Божией, то дело искупления людей смертью Сына Божия — чудо любви Божией.
Свт. Филарет, архиепископ Черниговский
Если отдашь Богу не только все, что имеешь, но и все, что мыслишь, чувствуешь, делаешь, — душу, тело, жизнь: можешь ли не признать, что сим еще мало воздашь Божьего Богу? Если это можешь посчитать достаточным, то не потому ли только, что не можешь сделать более?
Свт. Филарет, митрополит Московский
О! Не объять уму человеческому всей широты и высоты любви Божией, излившейся на вас во Христе Иисусе. Но тем страшнее быть неблагодарным пред такой любовью.
Свт. Филарет, архиепископ Черниговский
Надо любить родителя, но предпочитать ему Спасителя (ср. Лк. 9, 59–60).
Блж. Августин
Человек, пребывающий с Иисусом, богат, если он и нищ в вещественном отношении.
Авва Евгений
Не находим ли мы высокого удовольствия, если можем перенести трудный подвиг для человека, которого чтим и любим? Из этого, по восхождению от малого к великому, следует самое верное заключение о том, что если охотно во всем несем крест для Христа, найдем блаженство в самом подвиге прежде блаженства за подвиг.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и привязывает только к любимой особе, то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него?
Свт. Иоанн Златоуст
Нет большей славы, как разделять бесчестие с Иисусом.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Kрест и различные скорби — знамя христианское, под которым христиане воюют ради Царя Своего, на кресте распятого.
Свт. Тихон Задонский
Kогда хорошо рассудишь, кто есть Христос — что и ради чего и ради кого страшное мучение и бесчестие претерпел: получишь великое утешение во всякой скорби и всякую скорбь примешь с благодарением и радостью.
Свт. Тихон Задонский
Если Христос, безвинный, за наши вины соизволил перенести скорбь и тягу смертную, ты ли не покоришься перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения за некие вины твои пред Богом, хотя, может быть, и безвинно пред людьми?
Свт. Филарет, митрополит Московский
Kто хочет быть участником вечного царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его.
Свт. Тихон Задонский
Если любишь Христа, не забывай исполнять Его заповеди.
Авва Евагрий
Противник Христов не только тот, кто учением, но и жизнью слову Его противится.
Свт. Тихон Задонский
Уметь смиряться — значит уметь подражать Иисусу Христу.
Свт. Василий Великий
Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и гордишься.
Прп. Макарий Великий
Помяни Христа в вертепе и в темнице, и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом. Помяни Христа обнаженного и облекаемого в одежду поругания, и для тебя не желательна будет изящная одежда. Помяни уксус и желчь, вкушаемые Христом, и ты не захочешь роскошного пиршества. Помяни Христа, Kоторого, по изображению пророческому, колена изнемогли от поста (Пс. 108, 24), и пост будет для тебя сладок и питателен больше пиршества.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Где Я, — говорит Христос — там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Где же Христос? На небесах. Итак, переселимся туда душой и умом еще прежде воскресения.
Свт. Иоанн Златоуст
Мы смотрим на крест Христов и читаем Его страсти, а сами не переносим ни одной обиды.
«Древний патерик»
Сын Божий сделался Сыном человеческим, чтобы человеческих сынов сделать чадами Божьими (см. Гал. 4, 5).
Прот. П. Соколов
Если железо положить в огонь, то оно всецело проникается огнем, однако же не делается само огнем, и, наоборот, огонь не делается железом; так и во Иисусе Христе каждое из естеств (Божественное и человеческое) удержало свои свойства, осталось тем, чем было.
Прот. Е. Попов
Не в первый день, не тотчас по смерти воскрес Господь, чтобы освятить наш путь к гробу и осветить надеждой ваши могилы. Не во второй день, не в субботу, чтобы сохранить покой законной субботы и чтобы продолжительным пребыванием во гробе уверить всех в истине Своей смерти и погребения и тем увеличить славу воскресения. Не далее как в третий день воскрес Господь, чтобы не оставлять долго учеников Своих в тоске и смятении, чтобы скорее обрадовать их и утешить. Да и могла ли смерть долго держать в своих узах Источника жизни?
Прот. И. Яхонтов
Лучше лишиться всего в миpе, нежели потерять Иисуса Христа; все лишения Он вознаградит сторицей, а лишение Его Самого не может быть вознаграждено обладанием целого мира.
Прот. П. Соколов
Горе тем, которые в этой жизни отделяют от себя Иисуса! Потому что и они некогда должны будут отойти от Него.
Прот. П. Соколов
Если Сократ жил и умер, как мудрец, то Иисус Христос жил и умер, как Бог.
Ж.Ж. Руссо
Если Ты Сын Божий, — говорили Иисусу Христу иудеи, — то сойди теперь с креста и уверуем в Тебя (см. Mф. 27, 40–42). По тому-то самому Он и не сойдет, что есть Сын Божий. Он предсказал, что Ему надлежит умереть на кресте, и Он умирает. Действительно, для человека было бы что-то особое — сойти с креста и спастись от смерти; но одного Бога достойно и одному только Богу возможно торжествовать на кресте, с креста привлекать к Себе вселенную, остаться живым и по смерти и даже посредством смерти даровать жизнь миру.
О. Николь
Если мы всем обязаны Богу за сделанное Им благодеяние сотворения нас, то чем же мы можем воздать Богу за содеянное Им благодеяние искупления нашего и — таким образом содеянное?
Гиродо
Пусть будет у тебя любовь к людям ради Иисуса, а любовь к Иисусу ради Него Самого.
Фома Kемпийский
Выбери лучше весь мир иметь себе противником, нежели оскорбить Иисуса.
Фома Kемпийский
Терпи до конца со Христом и ради Христа, если хочешь со Христом царствовать.
Фома Kемпийский
Мы — душа и тело! Иисус же Бог, душа и тело.
Бог снизошел до человека, чтобы человека возвести до Бога.
Христос от самого рождения начал нести крест ради нашего спасения.
Рассмотрите внимательнее человека Христа и вы несомненно увидите в Нем Бога.
Бог стал человеком, чтобы стать жертвой, и жертвой, чтобы сделаться Спасителем.
Христос умер для того, чтобы в нас умер грех.
Умри для греха скорее, без всякого отлагательства и рассуждения, иначе ты потеряешь Христа, а с Ним и все!
Kогда буря начнет колебать корабль души нашей, тогда возбудим Христа молитвой и мир водворится в душе нашей (ср. Лк. 8, 23–24).
Распятый за нас поможет нам распинать наши страсти и похоти.
Иисус есть вместе врач и лекарство.
Христос Своей смертью победил грех и Своим воскресением победил смерть.
Любовь наша утверждается на страдании Христовом, вера — на воскресении Его, надежда — на вознесении.
Сойдя на землю, Сын Божий не оставил Своего Небесного Отца, и взойдя на небо, не разлучился с верующими во имя Его.
Если ты, подобно мироносицам, не просыпаешь утра для Господа и спешишь к Нему духом своим, то, если и не увидишь Его, получишь, однако же, наставление, где увидеть Его.
Христос сошел с неба для искупления, а взошел на небо для прославления нас.
Мы более приобрели во Христе, нежели сколько потеряли в Адаме.
Что получает нищий, то принимает в лице нищего Сам Христос (ср. Mф. 25, 40).
Христос возлюбил нас недостойных! Возлюбим и мы Его, достойного всякой любви.
Будь таков в отношении к Иисyсy, каким желаешь Его видеть в отношении к тебе. Ты желаешь, чтобы Он явил на тебе все богатство любви Своей, открой и Ему всю широту твоего сердца.
Всего блаженнее любить Христа и быть от Него любимым.
Христос — вот наша радость, вот наше сокровище!
Лучше терпеть скудость и быть с Христом, нежели вне общения с Ним изобиловать всем житейским.
Без сладчайшего Иисуса горько жить в этом многобедном мире.
Невосхотевшие слушать Христа, зовущего: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Mф. 11, 28), — услышат некогда Его, повелевающего: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Mф. 25, 41).
Не удаляйся от Иисуса, но соединись с Ним скорее теснейшими узами любви, если желаешь себе счастья и блаженства не только в будущей, но и в настоящей жизни.
Со сладчайшим Иисусом все для тебя сладко будет. Самые скорби тебе покажутся нектаром небесным.
«Мы никогда с таким удовольствием не пиршествовали, с какой радостью переносим это для Иисyсa Христа», — отвечали святые братья Марк и Марцеллин, когда один из мучителей изъявил им свое сострадание, что они привязаны к столбу и прибиты страшными гвоздями.
Kак дитя или человек необразованный не понимает, что находит просвещенный муж в чтении глубокомысленного сочинения или в решении труднейшей задачи, так мудрейший философ или проницательнейший гений, но чуждый спасительной веры не может составить себе даже слабого понятия о той радости, которую христианин черпает из любви Иисуса Христа!
«О, если б насладились мной звери, назначенные для растерзания моего, — которых я прошу ускорить мою кончину! Если же они не захотят поспешить, я сам приложу усилия, я настою, чтобы они растерзали меня! Да устремятся на меня огнь, крест, звери, сокрушение костей, разорение частей (тела) и все ужасы дьявола, только б насладиться мне Христом!» — с таким рвением, с такой готовностью свт. Игнатий Антиохийский ожидает, требует, вынуждает для себя мучений за Христа.
«О, благой крест, давно желанный, страстно любимый, неослабно искомый и теперь-то приготовленный для делающей души! Я прихожу к тебе спокойный и радостный: и ты с торжеством прими меня!» — так взывает ап. Андрей Первозванный и в ужасах крестной смерти видит блаженство!
Мы должны почитать для себя за великое счастье, если сподобимся что-либо претерпеть для Господа.
У креста находят утешение все, которых ничто на свете не может утешить.
Kто хочет быть сообразным Иисусу Христу по славе, тот должен быть сообразен Ему и по жизни.
Тот не есть Христов, кто не так мыслит и действует, как Христос.
Во всем да будет твоим учителем Господь Иисус Христос, на Kоторого взирая оком ума своего, спрашивай себя самого чаще, что в этом случае помыслил бы, сказал и сделал Иисус Христос.
Облеченный в смирение Бог явился людям, и кто из людей облечется в смирение, станет богоподобным.
Сделайся младенцем с Иисусом (в смысле смирения и простоты), и ты будешь возрастать с Ним в премудрости (ср. Лк. 2, 40).
Помни, христианин, что вертеп и ясли вифлеемские, где родился и был повит пеленами Спаситель Господь наш, должны быть гробом твоего честолюбия и властолюбия.
Если Сын Божий смирил Себя, то и мы должны уничижать себя, тем более что он смирил Себя за нашу гордость.
Христос, призываемый к царствованию, удалился от него, а званный на поругание и крестную смерть, добровольно согласился. Итак, человек, желающий уподобиться Христу, должен увеселяться больше поношениями, нежели славой.
Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали Его кровь; помяни Его, возносившего с креста молитву и за тех, которые вознесли Его на крест, и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.
Поминай Господа, восшедшего со славой на небеса в сороковой день после Своего преславного восстания из гроба и сидящего одесную Отца; помни сказанное Им обещание: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26), и тебе служение Иисусу покажется благим (см. Mф. 11, 30)и сладостным.
Следующая цитата
"Все вы были смиренны и чужды тщеславия, любили более подчиняться, нежели повелевать, и давать нежели принимать. Довольствуясь тем, что Бог дал вам на путь земной жизни, и тщательно внимая словам Его, вы хранили их в глубине сердца, и страдания Его были пред очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро: и на всех было полное излияние Святого Духа" [Свщмч. Климент Римский. 1-ое Послание к Коринфянам, 2].
"Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых …" [Свщмч. Климент Римский. 2-ое Послание к Коринфянам, 1].
"Игнатий Богоносец достоблаженной церкви Ефесской в Азии, благословенной в полноте величия Бога Отца, прежде век предназначенной быть, в вечную и неизменную славу, всегда соединенную и избранную в истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе радостью непорочною" [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Ефесянам. Вступление].
"Я принял о Боге ваше многолюбезное имя, по всей справедливости славящееся за веру и любовь во Иисусе Христе, Спасителе нашем. Как подражатели Богу, воспламенившись божественною кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело" [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Ефесянам, 1].
"Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос" [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Ефесянам, 7].
"Мой дух - в прах пред крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь. Где мудрец, где совопросник, где хвастовство так называемых разумных? Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божьему, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого" [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Ефесянам, 7].
"Троица" (также "Гостеприимство Авраама") - икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке
"Игнатий Богоносец церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса Христа, (…) желает премного радоваться во Иисусе Христе, Боге нашем". [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Римлянам. Вступление].
"Ничто видимое не вечно. (Ибо видимое временно; невидимое вечно.) Бог наш Иисус Христос является в большой славе, когда Он во Отце" [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Римлянам, 3].
"Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня" [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Римлянам, 6].
"Славлю Иисуса Христа Бога, так умудрившего вас. (…) Сын Божий по воле и силе Божественной, истинно родился от Девы, крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду истинно распят был за нас плотью при Понтии Пилате и Ироде четверовластнике (от сего-то плода, то-есть, богоблаженнейшего страдания Его и произошли мы), чтобы через воскресение на веки воздвигнуть знамение для святых и верных своих, как между иудеями, так и язычниками, совокупленных в едином теле Церкви Своей" [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Смирнянам, 1].
"Ожидай Того, Кто выше времени - безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего". [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Поликарпу, 3].
"Желаю вам всегда укрепляться в Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом". [Свщмч. Игнатий Антиохийский (Богоносец). Послание к Поликарпу, 8].
"5. (. ) Мы же исповедуем, что Распятый есть истинный Бог во плоти, покланяемся Ему, Господу, отверзшему рай.
6. В восклицании Распятаго содержатся и другия достойныя веры истины и ясныя доказательства. Этот глас, присно животворящий, который услышал самый разбойник, некоему Лазарю от того же Распятаго, прежде его распятия, возглашен был в сопровождении великаго чуда, в присутствии самих иудеев, убийц Христа, которые скрежетали зубами, (говоря): ты простой человек, а творишь из себя Бога (Ин. 10:33). Но является вера, и божественный глас тебя убеждает, к сестре мертваго говоря: аще веруеши, узриши славу Божию (Ин. 11:40). Подобным образом и к слепорожденному говорит: веруеши ли в Сына Божия? Сей есть иже глаголяй с тобою (Ин. 9:35, 37). Слепой как и наш разбойник поклонился ему, восклицая: верую, Господи. В этом исповедании слепой не один свет телесный нашел, но и познал самого Виновника света, то есть Бога от Бога и Слово. Такую награду получает восклицание, которое исповедует нашу истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа.
7. (. ) Пред твоими очами дела обоих разбойников предлежат, постоянно повторяемыя и прочитываемыя из священных книг, которыя этими очевиднейшими доказательствами внушают тебе твердую и несомненную веру, что Распятый есть Бог и Сын Божий. Ему слава" [Аристид Философ. Слово о благоразумном разбойнике, 5-7].
"Аполлоний отвечал: "Бог, Слово, искупитель душ и телес, вочеловечился в Иудее, исполнил всю правду и славно был наполнен божественною мудростью. Он проповедывал истинную религию, которая была пристойна сынам человеческим, чтобы подавить начало греха" [Аполлоний. Апология, 36].
"Выше подробно мною доказано, что Христос, Который есть Господь и [по естеству]. Бог, Сын Божий, силою Своею являвшийся прежде как человек и Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился также и при суде над Содомом" [Мч. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, 128].
"21. Все это Он сделал ради людей, дабы показать пример послушания, ибо люди непослушны закону, и иногда не верят живому кресту и Слову, распятому на нем, потому что Оно страдает; и иногда презрительно насмехаются: Он "умирает как злодей и погребается как умерший"; скорбят о Нем, как об умершем, но Он воскрес из мертвых, потому что Он Бог.
22. И потому, что Он был Богом и есть Бог, малый телом, но великий душою, презренный на земле и прославленный на небесах, пренебрегаемый людьми и возвеличенный Отцом, этот Человек, который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог, и Человек на земле и Бог на небесах, и над всеми творениями Он Бог". [Свт. Мелитон Сардийский. О душе и теле и страстях Господних, 21-22].
"95. И так Он вознесен на древе, и надпись поставлена, обозначая
Убитого. Кто Он? Тяжело сказать, но не сказать еще страшнее.
Впpочем, слушайте, трепеща перед Тем, перед Кем трепещет
земля.
96. Повесивший землю - повешен.
Распростерший небеса - распростерт.
Утвердивший все - утвержден на древе.
Владыка - оскорблен.
Бог - убит.
Царь Израилев - умерщвлен" [Свт. Мелитон Сардийский. О Пасхе, 95-96].
"Таким образом, Отец есть Господь и Сын - Господь, и Отец есть Бог и Сын - Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог. И вместе с тем по Его бытию и по силе Его существа должно признавать единого Бога, но по домостроительству нашего спасения совершенно справедливо как Сына, так и Отца" [Свщмч. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 47].
"Охотно Господь и Спаситель наш позволял Себе предлагать вопросы, ответы на которые приличествовали Его служению. (…) Позволял Себя спрашивать о том, дабы показать, что содержание Его Евангелия есть дар для достижения вечной жизни. Но как Бог Он предвидел, о чем Его спрашивать будут и на что Ему отвечать придется. Кто лучше мог и предвидеть это как не Пророк пророков и Господь всякого пророческого духа?" [Климент Александрийский. Кто из богатых спасется, 6].
"(…) у Единого Бога есть Его Слово, Которое произошло от Него, и через Которое "все начало быть, и без Которого ничто не начало быть" (Ин.1:3). Мы верим, что Оно было послано от Отца в Святую Деву и родилось от Нее, - Бог и человек, Сын Божий и Сын Человеческий, называемый Иисусом Христом. Мы верим также, что Он пострадал, умер и был погребен по Писаниям, и воскрешен Отцом, и взят снова на небо, и сидит одесную Отца, и грядет судить живых и мертвых" [Тертуллиан. Против Праксея, 2].
"Когда таким образом Иоанн говорил к народу, который с нетерпением ожидал увидеть какое-либо необыкновенное зрелище, и когда диавол трепетал при столь важном свидетельстве Иоанна, является сам Господь, в простом виде, один, без украшения, без спутников, облеченный плотью человеческой и скрыв под нею достоинство Божества, чтобы так утаить его от козней духовного дракона. Он не только приступил к Иоанну, как Господь, сложивший с себя царское величие, но и как простой, повинный греху человек, преклонил свою голову, чтобы принять от него крещение. Поэтому Иоанн, увидев столь великое смирение, изумился, начал удерживать Его и сказал ему: "Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?" (Мф. 3:14). Что Ты делаешь, Господи? Ты неправильно учишь - одно я возвещал о Тебе, а другое Ты совершаешь. Одно слышал диавол, а видит другое. Ты крести меня огнем божественным: чего ожидать Тебе от воды? Ты просвети меня Духом, что Тебе можно получить от твари? Крести меня - Крестителя, чтобы познали Твое достоинство. Я, Господи, крещу крещением покаяния, и отнюдь не могу крестить приходящих ко мне, если прежде не исповедуют грехов своих. Пусть бы я и крестил Тебя, что же Ты будешь исповедовать передо мною? Ты истребляешь грехи и, однако, хочешь креститься крещением покаяния? Пусть бы я дерзнул крестить Тебя, но самый Иордан не дерзнет приблизиться к Тебе. "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".
Что же отвечает ему Господь? - "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3, 15). Оставь теперь, Иоанн; ты не мудрее Меня. Ты смотришь, как человек, а я сужу, как Бог. Прежде Мне Самому надлежит делать и потом уже учить. Я не делаю ничего недостойного, ибо я облечен благолепием. Удивляешься ли ты, Иоанн, что Я не явился в блеске Моего достоинства? Я исполнитель закона, и ничего не хочу оставить в нем без исполнения, чтобы после Меня Павел мог сказать: "конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10:4). [Свщмч. Ипполит Римский. Слово на Богоявление].
"Не будут больше персы приносить жертвы небу и земле, ибо скоро грядет Тот, кто сотворил небо и землю, чтобы принести иную жертву Тому, Кто послал Его, чтобы вернуть к жизни забытый образ, воссоединить старое и новое, сделать непохожее похожим. Небеса ликуют вместе с землей, и земля радуется, ибо небо дало ей радость. Что на небе не было видано – то случилось на земле. На кого и праведники взглянуть не смели – Того узрели очи грешников. Смотрите же на ту чудесную весть о Христе, Спасителе нашем, Боге и Человеке. И да будет Ему вся слава и сила во веки веков. Аминь" [Юлий Африкан. События, происшедшие в Персии во время воплощения Господа нашего Иисуса Христа].
"Если Господь и Бог наш Иисус Христос есть сам верховный священник Бога Отца, если Он первый принес Самого Себя в жертву Отцу и заповедал сие творить в его воспоминание, то очевидно, что только тот священник есть истинный преемник Христов в служении, который подражает в священодействии Христу, и только тогда он приносит полную и совершенную жертву Богу Отцу в Церкви, когда приносит ее так, как приносил Сам Христос" [Свщмч. Киприан Карфагенский. Письмо к Цецилию о Таинстве Чаши Господней].
"Кто не принимает, изменяет и извращает таинство, установленное Христом, или проповедует, что Христос не есть Бог или не был человеком, или не умер, или не воскрес, или не придет судить живых и мертвых, или кто благовествует не то, что мы благовествовали, анафема да будет, как говорит Павел" [Свщмч. Дионисий Александрийский. Послание 8. К папе Стефану].
"Сего-то Сына, познавши из Ветхого и Нового Завета, мы исповедуем и проповедуем рожденным, единородным Сыном, образом невидимого Бога, перворожденным всякой твари (Кол. 1:15), премудростию и словом и силою Божиею (1 Кор. 1№24), существующею прежде веков, Богом не по предведению, но по существу и ипостаси, Божиим Сыном. А кто отвергает то, что Сын Божий был Богом и прежде сотворения мира, и говорит, что признавать Сына Божия Богом, значит допускать двух Богов; того мы почитаем чуждым Церковного канона - и в этом с нами согласны все Кафолические Церкви. (…) И все Богодухновенные Писания представляют Сына Божия Богом; но свидетельства каждого из них порознь о Сыне мы отлагаем до другого времени. (…) И так Сын, сущий у Отца, есть Бог и Господь всего сотворенного; быв послан от Отца с небес, Он воплотился и вочеловечился. Посему и тело, заимствованное от Девы и вместившее всю полноту Божества телесно (Кол. 2:9), неизменно соединилось с Божеством и обожилось. По сей-то причине один и тот же Иисус Христос предвозвещаем был в Законе и Пророках, как Бог и человек, и вся поднебесная Церковь верует в Него, как в Бога, уничижившего себя до того, что не думал быть (являть себя) равным Богу (Флп. 2:7), и как в человека от семени Давидова по плоти (Рим. 1:3)" [Послание православных епископов первого Антиохийского Собора (ок. 266 г.) к Павлу Самосатскому, писанное до его низвержения].
"Так как князи небесные видели, что Он имеет вид, лишенный красоты, чести и славы, то, не зная Его, спрашивали: "кто этот Царь славы?" И им отвечал Дух Святый от лица Отца или Себя самого: "Господь сил, Он есть Царь славы" [Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем, 36].
- О Боге, Троичном в лицах - иерей Олег Давыденков
- О Боге в Самом Себе - протоиерей Михаил Помазанский
- Святая Троица: фундамент христианства - Александр Моисеенков
- Диалоги. Диалог второй - о Боге - протоиерей Валентин Свенцицкий
- "Слово о догмате Святой Троицы" - святитель Григорий Богослов
- Доказательства бытия Бога - диакон Андрей Кураев
- Ранние учители Церкви о Пресвятой Троице - подборка святоотеческих цитат
- Доникейские Отцы Церкви о Божестве Христа и Духа Святого - подборка святоотеческих цитат
- Библейское учение о Боге - Дмитрий Щульц
"Не от гнева только, но от всякого вообще смущения духа должно быть свободно молитвенное настроение, проникнутое таким же духом, каков есть Тот Дух, к Которому устремляется молитва. Ибо не может быть познан Святым Духом - дух оскверненный, как не познается печальный - находящимся в радости, стесненный - свободным. Никто не воспринимает противного себе , а всякий допускает только родственное себе" [Тертуллиан. О молитве. Глава XII].
"Таким образом связь Отца с Сыном и Сына с Утешителем предполагает Трех связанных, Которые, тем самым, уже отличаются Один от Другого. И Эти Три суть едино (unum), a не един (unus), так же как и сказано: Аз и Отец едино (unum) есмы, по единству сущности, а не по численной единичности" [Тертуллиан. Против Праксея. Глава XXV].
"И потому Дух - Бог, и Слово - Бог, так как Они от Бога [. ] Наконец, Он повелел им крестить во [имя] Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19), а не во имя Кого-то Одного. Ведь и не один раз, но трижды мы крещаемся в каждое Имя и в каждое Лицо отдельно" [Тертуллиан. Против Праксея. Глава XXVI].
"Соответственно, мы видим воплощенное Слово, и мы знаем Им Отца, и мы верим в Сына, (и) мы поклоняемся Святому Духу" [Свщмч. Ипполит Римский. Против ереси Ноэта, XXII].
" Бог один. Это Отец, который заповедует, и Сын, который повинуется, и Святой Дух, который дает понимание: Отец, Который над всеми, и Сын, чрез которого всё, и Святой Дух, который во всех" [Свщмч. Ипполит Римский. Против ереси Ноэта, XXIV].
"Далее, апостолы передали, что в отношении чести и достоинства сопричастен Отцу и Сыну Святой Дух" [Ориген. О началах. Предисловие, IV].
Читайте также: