Цитаты о e commerce

Обновлено: 22.12.2024

Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян за большим столом для переговоров, заставленным гаджетами «Яндекса», показывает на планшете график. «Если посмотреть на поездки «Яндекс.Такси», то видно, как их количество вырастает в дни, когда в стране выдают авансы и зарплаты», — рассказывает он. К концу месяца у пользователей сервиса заканчиваются деньги, и они начинают экономить, отказываясь от поездок. По словам Худавердяна, еще три года назад такие скачки спроса нельзя было заметить, так как сервис был гораздо меньше и некоторые тренды терялись на фоне роста. Сейчас такими же темпами развивается маркетплейс «Яндекса» «Яндекс.Маркет», а также весь рынок электронной коммерции. Если в 2020 году его объем составлял $34 млрд, то к 2025-му он вырастет до $108 млрд, по оценке инвестбанка Goldman Sachs. Российский рынок электронной коммерции — самый быстрорастущий в Европе.

Худавердян прогнозирует, что по итогам года товарооборот всего сегмента e-commerce «Яндекса» вырастет на 200%, хотя сейчас, по данным Goldman Sachs, на него приходится лишь 11% выручки всего «Яндекса». Аналитики Goldman Sachs среди крупнейших игроков российского рынка электронной коммерции выделяют Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. И «Яндекс» в этом списке не первый. К 2025 году три лидера рынка должны занять долю 65%, но кто это будет — вопрос открытый.

«В e-commerce мы сейчас сфокусированы на том, чтобы догонять ближайшего конкурента — Ozon, это важнейшая тема», — признается Худавердян. Как технологический гигант собирается обогнать конкурентов в электронной коммерции?

Реклама на Forbes

Владимир Борисов

Год от года Дед Мороз и Снегурочка все меньше занимаются благотворительностью, но больше — коммерцией. Судя по рекламе на магазинах.

Олег Рой. Искупление

Для некоторых даже вера в Бога на деле оборачивается коммерческой сделкой.

Неудачная попытка

Почему рынок электронной коммерции оказался важен для «Яндекса»? «Маркет» родился из универсального поиска по товарам. И с ростом потребления товаров в интернете становилось понятно, что ежедневные покупки — это такой же запрос пользователей, как и поиск информации. По сути, будет у нас e-commerce или нет, это для «Яндекса» вопрос того, являемся мы универсальной поисковой системой или нет», — поясняет Худавердян. Он приводит в пример Amazon, который еще в нулевые фактически стал в США «поисковиком», в котором люди ищут товары и сравнивают цены на них. «Amazon перетащил на себя в целом привычку поиска товаров», — говорит Худавердян.

Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян (Фото: Семен Кац)

Не упустил ли «Яндекс» время, создавая совместное предприятие со «Сбером» на рынке электронной коммерции? Худавердян отвечает уклончиво: «Можно считать, что упустили, а можно — ровно наоборот. Сбербанк был компанией, которая более смело смотрела на эту картину. И нам их смелость добавляла уверенности. Возможно, если бы не было этой истории, мы бы тогда не сдвинулись с мертвой точки и сегодня оказались позади Ozon не на один год по развитию, а на годы».

Материал по теме

«Маркет» действительно стал более активно развиваться под управлением только «Яндекса», говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. По его словам, структура управления в компании упростилась, а значит, стало меньше согласований. Кроме того, «Яндексу» теперь проще предоставлять дополнительное финансирование на развитие в нужный момент.

В конце июля «Яндекс» обновил прогноз по вложениям в e-commerce из-за ускоренного роста этого сегмента. За весь 2021 год он планирует вложить $650 млн в развитие e-commerce, хотя до этого компания собиралась инвестировать около $400–500 млн. По словам Худавердяна, деньги пойдут в основном на логистическую инфраструктуру: склады, распределительные центры, пункты самовывоза.

Склады и дороги

На конец сентября «Яндекс» запланировал запуск одного из крупнейших складов для возврата в Подмосковье. За несколько недель до открытия обнаружилось, что к нему невозможно подъехать. «Мы считали, что склад у нас уже готов, но команда, которая делала запуск, забыла сказать, что пока нет дороги», — рассказывает Худавердян о курьезах из жизни «Маркета». В итоге дорогу сейчас строят, в том числе на деньги интернет-компании. «Не своими руками там асфальт кладем, но часть инвестиций наша. Зато откроем все, как и планировали», — говорит глава «Яндекса».

Склад маркетплейса «Яндекс.Маркета» в Москве (Фото Ведомости · ТАСС)

Историй из регионов хватает и у конкурентов — руководство Ozon, например, во время командировок может без предупреждения прийти в пункт выдачи заказов. Во время посещения одного ПВЗ в Красноярске, вспоминает операционный директор Ozon Даниил Федоров, посетительница приняла топ-менеджеров компании за надзорную комиссию и строго заявила: «Не трогайте Ozon, а то вы сейчас все тут закроете, нам негде будет покупать товары».

Сейчас у направления e-commerce «Яндекса» (помимо «Маркета», в него входят фудтех-сервисы «Лавка» и доставка продуктов в «Еде») восемь складов общей площадью 260 000 кв. м, их число будет расти, но точных цифр в компании не раскрывают.

Ozon уже запустил девять фулфилмент-центров — «заводов по производству посылок» — общей площадью 270 000 кв. м, куда компания вкладывает основные инвестиции, говорит Федоров. За четыре года Ozon хочет дойти до 1 млн кв. м. Крупные распределительные центры в данный момент строит и Wildberries: в Московском регионе, Санкт-Петербурге и на юге страны.

Материал по теме

Впрочем, бизнес «Яндекс.Маркета» — это не только физическая инфраструктура, но и технологии самой крупной в России интернет-компании. По словам Худавердяна, в IT-команде «Маркета» сейчас около 1200 человек. «Электронная торговля — очень сложный бизнес, в котором десятки технологий. Ни одна из них не является серебряной пулей, но все вместе они существенно улучшают продукт», — говорит он. Например, чтобы контролировать качество доставки в регионах, в крупных городах пришлось отказаться от сторонних курьерских служб: невозможно было узнать, доставлен заказ или нет. «Яндекс» закупил много фургонов, на них установил специальные платы телематики, отвечающие за управление автомобилем.

Автопарком фургонов для доставки управляет «Яндекс.Драйв». Платы позволяют мониторить передвижения машины и следить за ее показателями, например уровнем топлива. Еще одна технология, которую «Яндекс» использует «под капотом» «Маркета», — генеративные нейросети. Они позволяют анализировать большие объемы текста в отзывах, а затем создавать на их основе дайджест про конкретный товар. «Скептик скажет: за счет этой технологии нельзя победить Ozon. И я согласен. Но если у нас будет критическая масса разных технологических решений, это существенно улучшит продукт и сделает нас более эффективными в процессах», — говорит глава «Яндекса».

Ozon сделал ставку на «целый пласт технологий», которые отвечают за операционную работу платформы. «У нас в день 2 млн штук товара должны уехать на 100 000 адресов, и все это должно быть доставлено вовремя», — объясняет Федоров. По его словам, здесь у Ozon есть преимущество на рынке и 98% заказов компания доставляет точно в срок. Второй важный блок технологий Ozon отвечает за поисковую систему рекомендаций, без которой «гипермаркет размером в 50 стадионов превратится в средневековый рынок», говорит он.

Одной из главных трудностей для онлайн-торговли в России всегда была логистика, что естественно из-за размеров страны и климата, говорит Михайлин. Именно этим можно объяснить немаленькие затраты, которые сейчас несут все игроки, чтобы занять лидерские позиции, добавляет он.

Сальвадор Дали

Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том каталонец, и моё безумие не без коммерческой жилки.

Роботы против курьеров

На территории главного кампуса Университета штата Огайо в США практически невозможно передвигаться курьерам на автомобилях. С августа 2021 года ежедневно с 9 утра до 9 вечера роль доставщиков там выполняют роверы — автономные роботы, которые «Яндекс» начал тестировать еще в 2019 году. Роверы перемещаются по дорожкам и доставляют студентам и сотрудникам университета еду из американского сервиса Grubhub. «Когда первые роверы приехали в США, интересно было наблюдать отношение к ним детей», — вспоминает Худавердян. Глагол «наблюдать» он использует в прямом значении — на каждом ровере установлены камеры, которые снимают происходящее вокруг устройства, а оператор следит за монитором, на который несколько гаджетов транслируют «картинку».

«В России дети в основном хотят у ровера что-нибудь погнуть, например антенну, что-то оторвать или посидеть на нем. А американские дети любят проверять, что будет, если въехать в него на самокате», — рассказывает Худавердян. И не только дети.

Реклама на Forbes

Как-то полицейские перекрыли движение по дороге в кампус в Огайо — они приехали по вызову местного жителя. В это время ровер, не обращая внимания на оцепление, спокойно ехал по своим делам. Пока устройство не умеет взаимодействовать с местной полицией, поэтому полицейский, чтобы пресечь нарушение, просто перевернул его на бок. Когда движение возобновилось, полицейский вернул ровера на колеса, и тот продолжил свой путь.

Материал по теме

По словам Худавердяна, в разных странах все чаще обсуждается будущее курьеров-людей на фоне появления курьеров-роботов. «Останутся ли курьеры без работы? К сожалению, сейчас идет обратный процесс: рынок доставок растет настолько быстро, что если прямо сейчас не автоматизировать этот процесс, то через пару лет мы придем к тому, что одна половина человечества будет доставлять товары другой половине», — прогнозирует глава «Яндекса». Поэтому компания делает упор на то, чтобы технологически усовершенствовать роверы и масштабировать их производство. Пока «Яндекс» может выпускать около 100 роверов в месяц — их создает та же Yandex Self-Driving Group в Москве, которая делает беспилотные автомобили. При этом оператор может одновременно мониторить до 10 устройств. Иногда роверы не знают, что им делать, например, как лучше объехать незнакомое препятствие. В этот момент может вмешаться оператор и дать команду. Скачок в технологии произойдет, когда один оператор сможет следить за 100 роверами, говорит Худавердян. Тогда речь пойдет об огромном бизнесе в десятки тысяч роверов в месяц, рассуждает он, и «Яндекс» сможет предоставлять их как услугу, в том числе другим компаниям.

Упор на роботов делает и Ozon, у которого есть лаборатория роботизации в Иннополисе. «Мы верим в роботов и хотим развивать свою внутреннюю экспертизу в этом направлении. Технологии будут развиваться — мы сами инвестируем в такую разработку: в первую очередь в роботизацию фулфилмента, сортировочных центров и последней мили», — говорит Федоров.

Кто первый

Пандемия привела много новых покупателей в онлайн, говорит гендиректор AliExpress Russia Дмитрий Сергеев. По его словам, сейчас на рынке как минимум у четырех игроков есть ресурсы и амбиции, а также свои сильные стороны. «Wildberries уже сейчас номер один по обороту, AliExpress номер один по числу пользователей, и у него самая большая клиентская база, Ozon сделал IPO, и у него есть много денег, «Яндекс.Маркет» интегрирован во всю экосистему «Яндекса», — перечисляет Сергеев.

К 2025 году в топ-5 рынка электронной коммерции войдут Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress Russia, а также, вероятно, «Сбермегамаркет», считает Михайлин. Говорить о том, кто займет какую строчку, сейчас крайне сложно, эти разговоры, по его мнению, скорее относятся к разряду спекуляций.

Реклама на Forbes

Впрочем, и сейчас с крупнейшими игроками не все ясно, продолжает Михайлин. По итогам 2020 года AliExpress Russia занимал второе место на рынке, если учитывать кросс-бордер, и девятое место по продажам внутреннего маркетплейса. Первое и второе места с учетом только локальных продаж действительно занимали и продолжают занимать Wildberries и Ozon, говорит эксперт. «Яндекс.Маркет» в 2020 году был на 10-м месте по объему продаж (исключая «Лавку» и «Еду»).

Желание доминировать на рынке эти компании озвучивали уже не раз. AliExpress видит себя в тройке лидеров, собирается кратно расти из года в год и играть все более заметную роль, рассказал Forbes представитель компании. Ozon планирует достичь оборота 2,5 трлн рублей ($34 млрд) к 2026 году, заняв треть рынка. Сбербанк — стать игроком №3 на рынке электронной коммерции к 2023-му с оборотом 0,5 трлн рублей, а к 2030-му — занять 1-е место, обогнав Ozon и Wildberries, заявлял весной первый зампред правления «Сбера» Лев Хасис.

«Если бы мы хотели оставаться маленьким игроком, то предоставляли бы сервис по онлайн-торговле только в Москве. Амбиции быть крупным федеральным игроком в числе лидеров на какой-то из позиций у нас есть. Но зачем сейчас друг друга раздражать? Кто-то из нас будет первый, кто-то второй, кто-то третий. Поживем — увидим», — подытоживает Худавердян.

Следующая цитата

В сущности, какая разница, что продавать — бананы или фаллоимитаторы?
Да, суют их в разные дырки, но по сути это просто товар!

Аксель (Эксл) Роуз

Я бы сказал любому ученику высшей школы: «Ходи на уроки экономики». Не важно, чем ты собираешься заниматься в жизни, будет ли это искусство или что-то другое, не пренебрегай уроками экономики. Вы можете сказать: «Я не собираюсь заниматься коммерцией», но если ты занимаешься чем-то, чтобы заработать денег, то ты, в любом случае, имеешь отношение к коммерции. Ты можешь продавать гамбургеры в Макдоналдсе, но ты занимаешься той же коммерцией.

Случайная цитата

Китайские пословицы и поговорки

Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей.

(Человек без улыбки на лице не должен открывать лавку.)

Эй, Арнольд! (Hey Arnold!)

В схватке искусства с коммерцией коммерция всегда побеждает.

Юкио Мисима. Исповедь маски

Думаю, мы оба испытывали ощущение человека, не желающего пробуждаться от приятного сна, но уже пересекшего границу яви, – теперь чем усерднее будет он манить к себе сон, тем окончательней тот удалится. Я чувствовал, как острое беспокойство пробуждения смешивается с бесплодной сладостью уходящего сна и раковой опухолью разъедает наши души. Болезнь поразила одновременно нас обоих, словно действовала по заранее разработанному плану. Но первый симптом был неожиданным – нам стало весело.

*По техническим причинам, сайт может быть временно недоступен. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Следующая цитата

Определить для проекта места комплектации заказов и оценить их текущую ёмкость, реальную и/или потенциальную.

b4272881692 цитирует 4 месяца назад

покупатель должен иметь продуманные средства навигации по каталогу. Поиск, в том числе поисковые подсказки; поиск, ограниченный конкретным разделом каталога; стартовые страницы товарных категорий; продуманные характеристики товаров, вынесенные в качестве фильтров и специфичные для разделов сайта; сортировка списка товаров по характеристикам; инструменты для сравнения товаров друг с другом; возможность быстро просмотреть карточку товара, не покидая листинга,

Natalia Lukianova цитирует 10 месяцев назад

итрина может быть сколь угодно высокотехнологичной, но если вы лажаете в основных процессах — быть беде.

Natalia Lukianova цитирует 10 месяцев назад

Принципиальна необходимость доносить информацию, влияющую на продажи, до всех сотрудников, задействованных в цепочках обслуживания клиентов, равно как и обязанность сотрудников принимать меры при получении этой информации.

Natalia Lukianova цитирует 10 месяцев назад

Займитесь тем, что вы умеете делать как руководитель. Выделите товары, которыми собираетесь торговать. Обеспечьте для них товарный запас с учётом планируемых продаж. Дайте такие цены, которые не будут веселить конкурентов. Всесторонне продумайте мотивацию персонала и его, персонала, реальные возможности в том числе. Наймите профессионалов, которые спроектируют и, главное, реализуют новые бизнес-процессы по уму, а не как попало.

Natalia Lukianova цитирует 10 месяцев назад

Мораль этой главы (да и всей книги) такова: пожалуйста, подходите к е-коммерсу так же, как и к обычной коммерции. Вы умеете это делать, иначе не стали бы руководителями в своих организациях, — вот и продолжайте делать то, что у вас получается и что обеспечит вашему бизнесу рост и процветание. Не полагайтесь на несуществующую «магию хай-тек», нет её. Есть только реальный опыт (ваш личный и ваших сотрудников), чутьё, планирование и регулярная работа по воплощению планов в жизнь. Оставайтесь ответственными коммерсантами, любите своих покупателей, каким бы способом вам ни пришлось с ними общаться, и клиенты отблагодарят вас своими деньгами.

Аристотель Онассис

Даже получать удовольствие ты должен с коммерческой выгодой для себя…

Следующая цитата

Мы собрали самые интересные цитаты персон, известных в украинском e-commerce. Представляем Вашему вниманию подборку за сентябрь.

". Президента сегодня надо поддерживать настолько, насколько это возможно. Потому что если его не поддерживать, то мы останемся без страны. Оценки и выводы нужно отложить, а сейчас придется всем “грести” в одну сторону."

Александр Колб
(генеральный директор компании Promodo)

"Война дала нам мозможность быть ближе к народам, испытавшим на себе тяжесть войны: Абхазию, Израиль, Грузию, Дагестан и др. Уверен, у этих народов много света, чистоты и понимания происходящего. Они настоящие!"

Владислав Чечеткин
(основатель и совладелец крупнейшего украинского интернет-магазина Rozetka.ua.)

"Ну что, вы уже отрепетировали перед зеркалом безразличное: «Мне и 5s достаточно»?"

Дмитрий Шимкив
(заместитель главы Администрации Президента Украины)

"По нашим оценкам, мы можем привлечь около 10 миллионов долларов в год, что позволит пригласить 200-220 высококлассных специалистов на госслужбу, обеспечив им ежемесячный доход на уровне около 3 тысяч долларов."

"Если выбирать кому дать денег на развитие бизнеса стартаперу или продавцу шаурмы, я конечно выберу продавца шаурмы."

Юлия Марищук
(CEO e-commerce-направления фонда Noosphere Ventures)

"Открывать или не открывать новый проект? Если за спиной есть инвестор, который может продержаться несколько лет со стабильным финансированием, открывать однозначно стоит, потому что именно в кризис существует возможность быстрого роста. Но это только в случае, если предприниматель нацелен на рост, а не на доход с нуля и сразу."

Александр Краковецкий
(руководитель проекта DevRain Solutions)

"Зараз найпопулярнійший тренд серед мобільних додатків - це HealthCare. Люди готові переплачувати великі кошти задля підтримання здорового способу життя."

"В Украине примерно 75 тыс. разработчиков, 15 тыс. из них работает в 7-8 самых крупных компаниях. 40-50% разработчиков живут в Киеве. Во Львове, Днепропетровске по 7-9%, Одессе – 5,5%. Средний возраст программистов - 27 лет."

"На встрече с инвестором не стесняйтесь интервьюировать инвестора. Главный вопрос - может ли он помочь выйти на следующий ранг инвестирования."

"Внезапно обнаружилась ниша — рекрутинг маркетинг-специалистов. Уже несколько обращений за услугами . Может, открыть HR-агентство, раз такой спрос?"

Эрих Мария Ремарк. Тени в раю

В том, что ты продаёшь, вовсе не надо смыслить. Именно тогда продаёшь всего успешней. Не видя изъянов, чувствуешь себя свободнее.

Джордж Оруэлл. Да здравствует фикус!

суть всей современной коммерции – надувательство.

Читайте также: