Цитаты о царской семье
Обновлено: 21.11.2024
В семье Императора царила атмосфера любви, сердечной дружбы, уважения и взаимопомощи. «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни», записала в своем дневнике Александра Федоровна. Флигель-адъютант А. Мордвинов вспоминал: «Я навсегда буду под впечатлением этой изумительной, до встречи с ними никогда ранее мною не виданной, чудной во всех отношениях Семьи».
Все члены императорской семьи жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательное посещение богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов были неотъемлемой частью их быта. Сама обстановка великих княжон, в которой совершалось Таинство исповеди, говорила о многом. Священник Афанасий Беляев писал: «У каждой княжны в углу комнаты устроен настоящий иконостас, наполненный множеством икон разных размеров с изображением чтимых особенно святых угодников. Перед иконостасом аналой… На нем положены молитвенники и богослужебные книги, а также Святое Евангелие и крест. Убранство комнат и вся их обстановка представляют собой невинное, не знающее житейской грязи, чистое, непорочное детство. Дай, Господи, чтобы и все дети были так высоки, как дети бывшего Царя».
Воспитание Августейших детей было строгим, почти спартанским, поскольку так была воспитана сама Александра Федоровна, да и Государя Николая в детстве не баловал отец – император Александр III. Царевны спали на жестких тюфяках, положенных на походные армейские кровати; каждое утро принимали холодную ванну. Александра Федоровна с раннего детства прививала детям бережливость и умеренность во всём. Еда была достаточно простой и непритязательной; одежда, обувь и даже игрушки переходили от старших сестер к младшим. Из дневника царицы: «Дети должны учиться самоотречению. Они не могут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми… Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу».
Обучение царевен начиналось в восьмилетнем возрасте. Под чутким руководством Александры Федоровны ее дочери получили прекрасное воспитание и образование. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этим предметам прибавились естественные науки, русская грамматика, история, математика, языки – французский (преподаватель Пьер Жильяр), английский (преподаватель Сидней Гиббс) и немецкий (фрейлина Шнейдер). Царским дочерям преподавались также танцы, рисование, игра на рояле, хорошие манеры. Царица обучала дочерей ведению хозяйства, воспитывала у них чувство дома. Дом для государыни – «это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».
Подруга Императрицы Юлия Ден в своих воспоминаниях писала: «Это были славные, милые девочки, и я любила их всех. Их Высочества поднимались рано и вскоре принимались за уроки. После утренних уроков они гуляли с Его Величеством. В перерыв между ленчем и чаем они вновь отправлялись с отцом на прогулку. Разговаривали они по-русски, по-английски, немного по-французски. По-немецки они не разговаривали никогда. Хотя они хорошо танцевали, возможность для этого предоставлялась им редко».
Известны душевная чистота царевен, глубокая вера в Бога, их привязанность друг к другу, доброта, сознание долга и безграничная любовь к России, любовь к людям, умение жертвовать собой. Всю свою недолгую жизнь царевны делали добро, стремились помочь ближнему. Прислуге девочки дарили небольшие подарки из своих карманных денег. Ни одна просьба о помощи, обращенная к великим княжнам, никогда не оставалась без ответа. Они настойчиво просили родителей за человека до тех пор, пока его дело не разрешалось положительным образом. «Когда Великие Княжны посещали детские приюты, то здесь вели себя с детьми-сиротами как с родными, без брезгливости целуя и лаская их. Приход их в приют столько вносил с собою ласки и привета, что дети в восторге радости кидались обнимать их, целуя руки, толпясь около них. Дети своим чутким сердцем ощущали в них чистую, искреннюю, нежную к ним любовь. (Из книги игумена Серафима (Кузнецова) «Православный Царь-мученик»).
Каждая из великих княжон была шефом одного из гвардейских полков. Надев форму подшефного полка, они вместе с Императором принимали военные парады, что доставляло царевнам огромное удовольствие. Великие княжны очень гордились своими полками.
Приведем воспоминания о царских дочерях тех людей, которые близко соприкасались с царской семьей.
Пьер Жильяр, учитель французского языка и воспитатель наследника, вспоминал: «Великие княжны были прелестны своей свежестью и здоровьем. Трудно было найти четырех сестер, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплоченных дружбой. Последняя не мешала их личной самостоятельности и, несмотря на различие темпераментов, объединяла их живой связью».
Учитель английского языка Чарльз Сидней Гиббс вспоминал: «Великие княжны были очень красивыми, веселыми девочками, простыми в своих вкусах и приятными в общении. Они были довольно умны и быстры в понимании, когда могли сосредоточиться. Однако у каждой был свой особенный характер и дарования».
Действительно, каждая из царевен имела свой характер и была наделена своими талантами. Старшая великая княжна Ольга была умная, самая одаренная из царских детей. Лица, близко знавшие царевну, свидетельствовали о её доброте, скромности, отзывчивости, щедрости. Она отличалась сильной волей, чувством справедливости, неподкупной честностью и прямотой; любила в уединении читать серьезные книги богословско-философского характера. Царевна не любила заниматься домашним хозяйством. Княжна Татьяна, напротив, умело вела хозяйство семьи во время болезни матери. Придворные отмечали цельную, глубокую натуру Татьяны Николаевны, ее доброту и приветливость. Застенчивая от природы, внешне сдержанная, она имела скрытный характер, из-за которого посторонние часто обвиняли её в высокомерии и гордыне, что не соответствовало действительности. Она помогала родителям воспитывать младших детей, за что те прозвали ее «гувернанткой». Княжна Татьяна обладала незаурядными организаторскими способностями: в военное время выступила инициатором создания Комитета ее имени для оказания помощи беженцам. Она быстро ориентировалась в различных жизненных ситуациях.
Княжна Мария отличалась веселым, легким характером, но этот характер не был волевым: она находилась в полном подчинении у своей младшей сестры Анастасии. Современники описывают ее как чересчур крупную для своего возраста девочку, с большими темно-синими глазами, которые в семье ласково называли «Машины блюдца». Она всегда старалась услужить брату и сестрам. Чаще других детей она говорила с матерью о вере и Церкви и делилась с ней своими религиозными переживаниями: «…После молитвы у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди…, такое приятное, небесное ощущение». У нее был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, но у нее не было интереса к школьным занятиям. Мария была физически очень сильной: по просьбе больного брата Алексея переносила его на руках с кровати на диван.
Анастасия была шустрым, резвым ребенком, любила шалить; «пострелёнок», ласково звала Анастасию мать. Она была остроумна, наблюдательна; обладала актерским даром: когда ставились домашние сценки, она умела всех рассмешить. Она хорошо рисовала акварелью, мастерски играла в шахматы. Её проказам и шуткам не было конца: то на дерево залезет и только по приказу отца спустится оттуда, то на подносе съедет с лестницы, как с горки. Веселость ее не только радовала, но и утешала окружающих.
А.А. Мосолов вспоминал о служении в лазарете великих княжон: « Они не только несли в полном смысле слова обязанности рядовых сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при сложных операциях». Высшее общество осуждало Государыню за то, что она «закрыла своих девочек в стенах лазаретов». Но они не жаловались: беззаветно любя Россию, царевны видели свой долг во внесении посильной лепты в победу над врагом.
Царевны с раннего детства привыкли к уходу за больными: по очереди ухаживали за больной матерью, которая постоянно недомогала из-за слабого сердца, за больным братом, страдавшим гемофилией, проводя около него бессонные ночи.
Т.Боткина, дочь доктора Е.С. Боткина, лечившего царицу и наследника, вспоминала о военном времени: «Помню всенощную в Великом посту во время говения Их Величеств… Чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие молитвы без слов за эту Семью из семи самых великих русских людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца».
В одном из лазаретов работал санитаром Сергей Есенин, уже известный к тому времени поэт. Летом 1916 года на концерте для раненых Есенин прочитал приветствие великим княжнам, а вслед за тем – стихотворение, озаглавленное «Царевнам». Поэт сравнивал княжон с белыми березками, кроткими и ласковыми, на фоне багрового заката. Заключительные строки стихотворения оказались поистине пророческими:
Всё ближе тянет Их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладёт печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
В феврале 1917 года, в самый разгар революции, дети заболели корью. Они лежали с высокой температурой, накрывшись тулупами, потому что семье по распоряжению Временного правительства отключили электричество, тепло и даже воду – ее приходилась брать из проруби. Семья столкнулась с предательством. Тех, кто остался верен царской семье, можно было пересчитать по пальцам.
9 марта детям сообщили об «отречении» отца. Через несколько дней в Царское Село приехал Николай II. Жизнь под домашним арестом (с 8 марта по 31 июля 1917 года по старому стилю) оказалась для семьи достаточно сносной. Великие княжны с отцом и преданными слугами в Царском Селе разбили огород и посадили овощи, работали в саду, продолжали учиться. К царской семье допускался священник для совершения регулярного богослужения. Отец Афанасий Беляев писал: «Бывшая царственная семья усердно, по-православному, часто на коленях молится Богу. С какою покорностью, кротостью, смирением, всецело предав себя в волю Божию, стоят за богослужением».
В августе 1917 года семья бывшего Императора по решению Временного правительства была отправлена в Тобольск, где её поместили в двухэтажный губернаторский особняк. Тобольское заключение не было особенно тягостным для Романовых: гуляли по саду, качались на качелях, пилили дрова, ставили домашние спектакли. На Рождество была устроена елка, на которой Императрица и дочери дарили каждому из домочадцев теплую шерстяную одежду, собственноручно связанную. Продолжалось обучение детей: им преподавали отец, мать, Пьер Жильяр, Сидней Гиббс, фрейлина Анастасия Гендрикова. В сентябре им позволили выходить в ближайшую церковь к утренней службе. Отношение местных жителей к царской семье было благожелательным.
После прихода к власти большевистского правительства обстановка вокруг царской семьи стала накаляться. В Тобольске царевны подвергались грубому обращению со стороны «революционной охраны», унижению, оскорблениям и насмешкам и так много плакали, что их лица опухли от слез. Княжнам запретили запирать на ночь комнаты, чтобы в любое время можно было контролировать их.
В апреле 1918 года Президиум Всероссийского Центрального исполнительного комитета принял решение о переводе бывшего царя в Москву: предполагалось провести открытый суд над бывшим самодержцем. Однако от первоначального плана пришлось отказаться ввиду болезни наследника Алексея Николаевича, поэтому из Тобольска в Екатеринбург вывезли только царя, царицу и княжну Марию. Остальные члены семьи остались на месте до выздоровления цесаревича.
По прибытии в Екатеринбург царских узников тотчас же подвергли тщательному и грубому обыску. Семью поместили в доме инженера Ипатьева, где царские узники подвергались оскорблениям, нравственным мукам и унижению. Красноармейцы, охранявшие дом Ипатьева, проявляли по отношению к узникам бестактность, грубость, сальные шутки. Из рассказов Чемодурова, камердинера царской семьи: «Когда княжны шли в уборную… часовой, оставаясь снаружи, прислонялся спиной к двери уборной и оставался так до тех пор, пока ею пользовались». Караульные разрисовали туалеты непристойными картинками с изображением Императрицы и Распутина и исписали стены нецензурными словами, а когда сквернословие срывалась с уст солдат, царевны в ужасе убегали прочь. Смрад порока не коснулся юных девушек.
Талантам и личным качествам девушек не суждено было раскрыться: четыре дочери императора Николая II и Наследник Алексей разделили ужасную участь своих родителей. Старшей княжне было 23 года, младшей – 17 лет, Наследнику – около 14 лет. Красные комиссары расстреляли их в страшном подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Их вина, по мнению палачей, состояла в том, что они родились в царской семье.
20 августа 2000 года царь Николай, царица Александра, Цесаревич Алексий, Царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия причислены к лику святых сонма новомучеников Российских. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им как своим покровителям.
Следующая цитата
Последний император России Николай II отрекся от престола 15 марта (по новому стилю) 1917 года в Пскове. Его жена Александра Федоровна, сын и наследник Алексей, и четыре дочери – Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия – находились в это время в Царском Селе. Семья воссоединилась через неделю – 22 марта. Днем ранее Временное правительство объявило, что Николай и его родственники находятся под арестом. Так началось почти полуторагодовое заключение Романовых.
Остальные Романовы и доктор Евгений Боткин остались с больным царевичем Алексеем. Они присоединились к родителям лишь месяц спустя. К середине лета 1918 года к Екатеринбургу подошли части Чехословацкого корпуса и белогвардейцев. Чтобы не допустить освобождения царской семьи, Советские власти решили расстрелять всех узников Ипатьевского дома. Приговор был приведен в исполнение в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Из дневника Николая II, 30 апреля (17 апреля по старому стилю) 1918 года:
– В 8.40 прибыли в Екатеринбург. Часа три стояли у одной станции. Происходило сильное брожение между здешними и нашими комиссарами. В конце концов одолели первые, и поезд перешел к другой – товарной станции. После полуторачасового стояния вышли из поезда. Яковлев передал нас здешнему областному комиссару, с которым мы втроем сели в мотор и поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом – Ипатьева. Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты: спальня угловая, уборная, рядом столовая с окнами в садик и с видом на низменную часть города, и, наконец, просторная зала с аркою без дверей. Долго не могли раскладывать своих вещей, так как комиссар, комендант и караульный офицер все не успевали приступить к осмотру сундуков. А осмотр потом был подобный таможенному, такой строгий, вплоть до последнего пузырька походной аптечки Алике (Александры Федоровны Романовой – «Правмир»). Это меня взорвало, и я резко высказал свое мнение комиссару.
Из дневника Николая II, 23 мая (10 мая по старому стилю) 1918 года:
– Утром нам в течение одного часа последовательно объявляли, что дети в нескольких часах от города, затем, что они приехали на станцию, и, наконец, что они прибыли к дому, хотя их поезд стоял здесь с 2 часов ночи! Огромная радость была увидеть их снова и обнять после четырехнедельной разлуки и неопределенности. Взаимным расспросам и ответам не было конца. Очень мало писем дошло до них и от них. Много они, бедные, перетерпели нравственного страдания и в Тобольске, и в течение трехдневного пути.
Из дневника Александры Федоровны Романовой, последняя запись от 16 июля 1918 года:
– Ввиду того, что чехословацкие банды угрожают столице красного Урала, Екатеринбургу; ввиду того, что коронованный палач может избежать суда народа (только что обнаружен заговор белогвардейцев, имевший целью похищение всей семьи Романовых), Президиум областного комитета во исполнение воли народа, постановил: расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного перед народом в бесчисленных кровавых преступлениях. Постановление Президиума областного совета приведено в исполнение в ночь с 16 на 17 июля. Семья Романовых переведена из Екатеринбурга в другое, более верное место.
«Явление историческое»
Войска сибирской Белой армии и Чехословацкого корпуса вошли в Екатеринбург всего через неделю после расстрела – 25 июля. Уже 30 июля началось первое следствие по делу об убийстве царской семьи, с февраля 1919 года его вел следователь по особо важным делам Омского окружного суда Николай Соколов. Он руководствовался правилами уголовного судопроизводства Российской империи, а результаты своих изысканий опубликовал уже в эмиграции в 1924 году отдельной книгой. Красная армия отбила Екатеринбург 15 июля 1919 года, но работу над материалами дела, в том числе опросами свидетелей, Соколов продолжал до самой смерти в 1924 году. Его книга стала источником значительной части информации о расстреле Николай II и его родных.
Николай Соколов, следователь по особо важным делам Омского окружного суда (из книги «Убийство царской семьи»)
Как и всякий факт, оно свершилось в пространстве и времени и, в частности, в условиях величайшей борьбы народа за свою судьбу. Оба эти фактора: личность потерпевшего и реальная действительность, в условиях которой свершилось преступление, – придают ему особый характер: явления исторического.
«Гражданская война бесконечна»
В советское время официально историей расстрела царской семьи никто не занимался. Однако впервые останки, предположительно принадлежавшие последнему российскому императору, были обнаружены еще в конце 70-х годов. Их нашли уральский геолог Александр Авдонин и киносценарист Гелий Рябов, соавтор милицейского сериала «Рожденная революцией». Неформальным инициатором поисков выступил покровительствовавший Рябову министр внутренних дел СССР Николай Щелоков. По словам его дочери Ирины, ее отец хотел похоронить царские останки, однако в итоге Рябов и Авдонин вернули найденные в Поросенковом логу кости в раскоп. Публично о своем открытии Гелий Рябов объявил лишь в 1989 году.
Гелий Рябов, писатель, киносценарист и режиссер, обнаруживший останки царской семьи (интервью в газете «Московский комсомолец», октябрь 2015 года):
Когда я решил обнародовать наше открытие, я наивно полагал, что это будет способствовать примирению, подведет черту под нашим прошлым, под гражданской войной. Но я не учел, что эта война перманентна и бесконечна.
В определенный момент я пришел к мысли о том, что если бы знал, чем все это обернется, то, наверное, не стал бы раскрывать место захоронения царской семьи. Потому что это ни в коей мере не способствовало консолидации нашего общества, напротив – вызвало яростное размежевание.
Второе следствие
К официальным раскопкам под Екатеринбургом летом 1991 года сразу подключилась прокуратура Свердловской области, а два года спустя – уже при новой российской власти, в 1993 году – Генпрокуратура России возбудила уголовное дело об убийстве Николая II, его жены, детей и приближенных. Следствие возглавил криминалист Владимир Соловьев. Он участвовал во всех новейших расследованиях обстоятельств расстрела в Ипатьевском доме, курировал работу экспертов, встречался с патриархом Алексием II, однако убедить иерархов Русской Православной церкви ему так и не удалось. РПЦ настаивала на том, что доказательств недостаточно и требовала исключить любые сомнения в подлинности найденных под Екатеринбургом останков. Кроме того, невыясненным оставалось нахождение тел царевича Алексея и его сестры Марии – их обнаружили лишь в 2007 году.
Владимир Соловьев, старший следователь-криминалист Следственного комитета России, руководитель расследования убийства царской семьи (интервью в газете «Московский Комсомолец. Санкт-Петербург, октябрь 2015 года):
— После вскрытия захоронения [в 1991 году] остатки тел увезли в судебно-медицинскую экспертизу Свердловской области, где и исследовали. Сначала судебные медики и антропологи пытались сложить фрагменты костей друг с другом. В течение года мельчайшие осколки склеивали воском. В итоге у них получилось 9 скелетов. В числе первых была проведена стоматологическая экспертиза остатков зубов. И выяснилось, что форма зубов и их строение у скелетов, которые предположительно принадлежат Александре Федоровне и царевнам, необычны для жителей Урала. Но зато очень близки к тому, что наблюдается в Западной Европе, уроженкой которой и была императрица. В 1992 году провели и генетическую экспертизу. Тогда образцы костной ткани всех девяти человек доставили в лабораторию МВД Великобритании. Свою кровь для исследования дал родственник Николая II — муж английской королевы Елизаветы II принц Филипп — и родственники царской семьи по линии английской и датской королевских семей. Оказалось, что мужчина, останки которого обнаружили неподалеку от Екатеринбурга, — ближайший родственник представителей Датского королевского дома (Николай II, как известно, сын датской принцессы), а женщина — ближайшая родственница Английского королевского дома (Александра Федоровна была внучкой королевы Виктории). Трое девушек являются их детьми.
«Мы хотим искупить грехи своих предков»
Ровно через 80 лет после расстрела царской семьи – 17 июля 1998 года – останки Николая II, Александры Федоровны и трех их дочерей были похоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Первый президент России Борис Ельцин произнес в их память торжественную речь. Однако Патриарх Алексий II воздержался от участия в церемонии. И руководитель государства, и глава церкви призывали российское общество к примирению и согласию, однако их оценки результатов работы следователей и правительственной комиссии, изучавшей историю убийства Романовых, разошлись. Это противоречие сохраняется до сих пор.
Борис Ельцин, президент России (на церемонии захоронения останков царской семьи в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 17 июля 1998 года):
– Восемьдесят лет минуло со дня убийства последнего российского императора и членов его семьи. Долгие годы мы замалчивали это чудовищное преступление, но надо сказать правду: расправа в Екатеринбурге стала одной из самых постыдных страниц в нашей истории. Предавая земле останки невинно убиенных, мы хотим искупить грехи своих предков. Виновны те, кто совершил это злодеяние и те, кто его десятилетиями оправдывал. Виновны все мы. Нельзя лгать себе, объясняя бессмысленную жестокость политическими целями. Расстрел семьи Романовых – результат непримиримого раскола в российском обществе на своих и чужих. Его последствия сказываются и поныне. Захоронение останков жертв екатеринбургской трагедии, прежде всего, акт человеческой справедливости. В нем символ единения народа, искупления общей вины. Перед исторической памятью народа в ответе мы все, и потому сегодня я не мог сюда не приехать. Как человек и как президент я должен быть здесь. Я склоняю голову перед жертвами безжалостного смертоубийства.
Алексий II, Патриарх Московский и Вся Руси (телевизионное обращение 14 июля 1998 года):
Патриарх Алексий II
– Суждение по вопросу принадлежности «екатеринбургских останков» в среде церковной и светской общественности оказалось разделенным и приобрело явно болезненный, конфронтационный характер. В этой ситуации Священноначалие Русской Православной Церкви, имеющее своим долгом заботу о единстве Церкви и содействие гражданскому миру и согласию, воздерживается от поддержки той или иной точки зрения, а следовательно, и от такого участия в церемонии захоронения «екатеринбургских останков», которое могли бы расценить как признание их принадлежности Царской Семье.
Мне хорошо известно, что такая позиция Церкви некоторыми не принимается. Этим людям хотел бы особо разъяснить, что любые самые, казалось бы, убедительные научные доводы не могут поставить точку в деле о «екатеринбургских останках» до тех пор, пока существуют не менее весомые научные возражения. Долг Церкви – познать волю Божию, а она раскрывается в соборном согласии епископата, клира и народа Божия, то есть всей Полноты Церковной. И в этой связи особую ответственность на нас налагает то, что предстоящий Поместный Собор нашей Церкви будет рассматривать вопрос о возможности канонизации Царской Семьи. Если Император и его близкие будут причислены к лику страстотерпцев, то их останки будут почитаться как святые мощи, и совершенно немыслимо, чтобы в Церкви отсутствовало согласие относительно их подлинности.
«Весь процесс нужно повторить заново»
В 2000 году Архиерейский собор Русской православной церкви постановил прославить семью последнего российского императора как царственных страстотерпцев. С этого момента вопрос о подлинности останков царской семьи приобрел отчетливый религиозный характер: церковь должна была быть уверена в обретении подлинных мощей страстотерпцев. Дело об убийстве царской семьи возобновлялось дважды: в 2007 году после обнаружения под Екатеринбургом предполагаемых останков Алексея и Марии Романовых и в 2015 году – по настоянию Патриарха Кирилла, призывавшего провести расследование в тесном контакте с церковью.
Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси (речь на открытии конференции «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия» 27 ноября 2017 года):
– На протяжении долгих лет Церковь отклоняла всякие предложения согласиться с результатами тех экспертиз, которые были проведены в 90-е годы. Эта позиция подвергалась критике, в том числе публичной. Но единственное, что нас останавливало от того, чтобы признать результаты проведенных экспертиз, — это непрозрачность исследовательского процесса и полное нежелание включить в этот процесс Церковь. То есть нам предлагалось просто поверить в результаты проведенных исследований, — естественно, Церковь это не устраивало. С течением времени ситуация изменилась, и я, обсуждая эту тему с президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным, сформулировал условия, при которых Церковь могла бы серьезно рассматривать результаты экспертизы. Наша позиция заключалась в следующем: весь процесс нужно повторить заново, и с самого начала до конца Церковь не должна наблюдать со стороны, — она должна быть включена в этот процесс. В первую очередь мною был поставлен вопрос о необходимости эксгумации тела государя императора Александра III, отца императора Николая II, с тем чтобы можно было заново провести соответствующие генетические экспертизы.
– Для выяснения всех обстоятельств гибели и захоронения членов царской семьи, разрешения споров, возникших в связи с идентификацией останков группы лиц, обнаруженных под Екатеринбургом, следствием заново исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, проведен комплекс следственных действий и экспертных исследований.
В настоящее время заключениями комплексных комиссионных молекулярно-генетических экспертиз подтверждена принадлежность обнаруженных останков бывшему Императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения.
«Не зло победит зло, а только любовь»
Сразу после объявления о результатах последней генетической экспертизы 16 июля 2018 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда поблагодарил Следственный комитет за открытость и взаимопонимание и заявил, что итоги работы экспертов будут переданы Священноначалию Русской Православной церкви для последующего рассмотрения. Но главное в истории семьи последнего российского императора не признание подлинности «екатеринбургских останков». Для верующих важен пример благочестия и следования евангельским заповедям, который царственные страстотерпцы подали во время заточения и гибели.
Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси, речь на открытии XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества»:
– Словно в награду за любовь, царившую в этой семье, они остались неразлучны и в смерти. Христианские нравственные идеалы были для них выше царской короны. Не принадлежность к царскому или дворянскому роду считали они признаком благородства, но чистоту помыслов и чистоту души.
На ум приходят проникновенные и очень трогательные строки из письма великой княжны Ольги Николаевны: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…».
Иногда спрашивают, за что канонизировали Царскую семью. Именно за это! Достаточно поставить себя на место людей, приговоренных к смерти, — которые пребывали на вершине власти, а потом были не только лишены всяких прав, но и сделались предметом издевательств. Но и в этом состоянии крайнего уничижения они прощали врагам и молились за них, а значит, явили подлинную нравственность, которая была максимально выражена в подвиге страстотерпчества.
Следующая цитата
Сын П. А. Столыпина Аркадий Петрович
Заведующий придворной цензурой Александр Александрович Мосолов
Фрейлина Императрицы Александры Федоровны София Карловна Буксгевден
Учительница Цесаревича Клавдия Михайловна Битнер
«Тяжелая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, так же, как и холодные, голые, зазубренные скалы становятся прекрасными, когда дикие лозы обвивают их своими зелеными гирляндами, а нежные цветы заполняют все углубления и трещины».
Императрица Александра Федоровна
«Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может превратить любое испытание в благословение».
Читайте также: