Цитаты на лингвистическую тему
Обновлено: 06.11.2024
Предлагаем цитаты о грамматике, а также 7 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
ГРАММАТИКА
Задание 9.1.
№ 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».
Комментарий к цитате. Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Подтверждение этому находим в тексте Виктора Драгунского.
Так, в предложении № 1 (Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете) для передачи основной проблемы, о которой будет размышлять автор, используется сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: придаточным времени и придаточным изъяснительным. Кроме того в предложение включено вводное слово «наверное», выражающее сомнение говорящего, и уточняющий член предложения – обстоятельство «или шесть». Все это вместе и позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст. Каждое предложение состоит из словосочетаний, которые строятся в соответствии с правилами грамматики. Так, например, в предложении 2 словосочетание «на уличном асфальте» построенное на основе согласования, предполагает определенные правила связи главного и зависимого слов: зависимое употребляется в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Таким образом, нам удалось доказать, что грамматика помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди. Поэтому можно утверждать, что прав был лингвист И. Г. Милославского, когда говорил: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».
Подтверждение этому находим в тексте Л. Воронковой.
Так, в предложении №18 (Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет.) для передачи основной проблемы, о которой будет размышлять автор, используется сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной, сочинительной. Это позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Каждое предложение состоит из словосочетаний, которые строятся в соответствии с правилами грамматики. Так, например, в предложении 7 словосочетание «по весёлым цветам» построенное на основе согласования, предполагает определенные правила связи главного и зависимого слов: зависимое употребляется в том же роде, числе и падеже, что и главное.
№ 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Комментарий к цитате. В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность.
Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Подтверждение этому находим в тексте В. Железникова.
Так, в предложении № 39 (Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…) для передачи содержания используется сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной и сочинительной. Кроме того, в предложение включены однородные члены. Все это вместе и позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Каждое предложение состоит из словосочетаний, которые строятся в соответствии с правилами грамматики. Так, например, в предложении 1 словосочетание «в хрустальной вазе» построенное на основе согласования, предполагает определенные правила связи главного и зависимого слов: зависимое употребляется в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Таким образом, нам удалось доказать, что грамматика помогает нам связать между собой слова для выражения мысли. Поэтому можно утверждать, что прав был русский филолог Л. В. Успенский, когда говорил: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгении Васильевны Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Комментарий к цитате. При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Особенно ярко проявляется это в художественном тексте. Не случайно современный лингвист Е.В. Джанжакова говорила: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста Алексея Гридина. Текст представляет собой внутренний монолог героя о собственных переживаниях по поводу найденного телефона. Так, например, предложение номер 7 (Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится. ) не закончено, в конце предложения стоит многоточие. Многоточие – показатель недоговоренности мысли. Так автор нам даёт понять, что в Леснеевском происходит борьба с собственной совестью.
Отношение автора к поступку героя опосредованно выразилось через описание трагичного звонка, раздавшегося из чужого телефона. В предложении 15 (Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши) не случаен эпитет «захлёбывающийся» крик – захлёбывающийся – словно последний глоток воздуха забрали у человека. Леснеевский к этому крику имеет отношение, потому что крик не услышит тот, кому он предназначен.
На примерах нам удалось доказать, что права была Е.В. Джанжакова, утверждая, что в художественном тексте важны не только сами слова, но и то, как они сказаны.Не просто сказать, а сказать своеобразно о чем-либо помогают писателю художественные средства выразительности, служащие для придания тексту эмоциональности, красочности и убедительности.
№ 4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Комментарий к цитате. Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
"Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются",– писал в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин.
Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.
Таким образом, с высказыванием М.Е.Салтыкова-Щедрина, который считал, что синтаксис, грамматика и знаки препинания "повинуются" мысли, нельзя не согласиться.
Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Подтверждение этому находим в тексте Льва Толстого.
Так, в предложении №1 (Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.) для передачи мысли, о которой будет размышлять автор, используется сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи. Кроме того, предложение осложнено причастным оборотом, однородными определениями. Все это вместе и позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Каждое предложение состоит из словосочетаний, которые строятся в соответствии с правилами грамматики. Так, например, в предложении 24 словосочетание «зимние вечера», построенное на основе согласования, предполагает определенные правила связи главного и зависимого слов: зависимое употребляется в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Таким образом, нам удалось доказать, что грамматика помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди. Поэтому можно утверждать, что прав был русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, когда говорил: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Подтверждение этому находим в тексте Александра Крамера.
Так, в предложении №1 (Когда я учился в школе, два предмета не давались мне совершенно – пение и рисование.) для передачи основной проблемы, о которой будет размышлять автор, используется сложноподчиненное предложение с придаточного времени. Кроме того, в предложение включены уточняющие члены – «пение и рисование». Все это вместе и позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Каждое предложение состоит из словосочетаний, которые строятся в соответствии с правилами грамматики. Так, например, в предложении 36 словосочетание «в классном журнале», построенное на основе согласования, предполагает определенные правила связи главного и зависимого слов: зависимое употребляется в том же роде, числе и падеже, что и главное.
№ 5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Комментарий к цитате. Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.
Я согласна с высказыванием Л.В.Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста…….
Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.
№ 6. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Комментарий к цитате. Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.
Л. В. Успенский утверждал: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».Я считаю, что эта цитата Л.В.Успенского о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. А при помощи грамматики можно из набора слов создать связное высказывание. Обратимся к тексту…….
Таким образом, могу сделать вывод: прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждавший, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
№ 7. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания высказывания известного лингвиста Николая Федоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Грамматика – это раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка. Данный раздел делится на морфологию и синтаксис. Морфология отвечает за изучение закономерностей правильного построения форм одного и того же слова. Синтаксис отвечает за изучение закономерностей правильного построения словосочетаний и предложений. Когда человек выражает мысли, собственные чувства и эмоции, ему недостаточно просто употребить необходимые слова. Чтобы выразить все особенности своего внутреннего мира, человек должен не только правильно, но и точно, лаконично и выразительно построить предложения. Умение ставить слово в нужную форму, умение правильно строить предложения тесно связаны с культурой речи. Человек, который умело пользуется языком, не нарушая грамматических норм, является человеком образованным и культурно просвещенным.
Стоит отметить, что почти у каждого имени существительного есть зависимые слова, которые дают более полную характеристику предмета. Наличие однородных дополнений вновь подчеркивает кругозор автора текста, его способность не нарушать грамматические нормы русского языка. Правильно подбирая формы слов и сочетая их между собой в словосочетаниях, правильно строя предложение и его части, автор текста не только демонстрирует свои лингвистические навыки, но и демонстрирует знание психологии человека.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что грамматика, включающая в себя морфологию и синтаксис, помогает автору высказывания, который правильно употребляет формы слова и правильно строит словосочетания, а также предложения внутри текста, демонстрировать свой кругозор и внутренний мир в целом.
Следующая цитата
Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский
Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин
Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня
Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия
Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский
Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин
Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский
Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров
Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий
Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина
Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова
Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский
Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский
Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова
Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор
Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков
Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин
Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова
Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц
Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова
Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик
Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский
Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов
Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский
Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов
Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой
Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов
Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр
Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка
Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко
Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина
ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
. Только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов.
Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.
Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.
(По В. В. Колесову)
. Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать. и фонетику.
Ударение — поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение — разрушится всё слово.
МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.
Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания.
Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения.
Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла.
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
. Художественное произведение. тоже картина, только нарисованная не красками, а словами.
(Из трудов Н. Ф. Бунакова)
В слове «проявляется исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно. »
В слове «не менее жизни, как и в самом человеке. »
Мы не гоним общей анафемой все иностранные слова из русского языка. но дурная привычка ходить за русскими словами во французский и немецкий словарь делает много зла.
Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов.
Человеческое слово стрелы острее.
Ласковым словом многого добьёшься.
Каждое слово — это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёртки и вырвутся наружу сотни значений.
(Э. Э. Моррис, английский археолог)
Чтоб. рыбкой золотой сверкнуло слово.
Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому.
Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь до дна.
(А. Т. Твардовский)
Каждое слово — особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.
ГРАММАТИКА
Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира.
(Из трудов Н. Ф. Бунакова)
Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения.
Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт. речевых знаков.
Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны. невозможно.
Местоимения — это слова, направляющие нашу познавательную деятельность в огромном пространстве научного знания. Это стрелки-указатели в сложной языковой системе.
Язык неистощим в соединении слов.
Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова. они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства. Но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи.
(А. А. Реформатский)
Местоимение — удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании.
(А. А. Реформатский)
Вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.
(К. С. Станиславский)
Наречия можно назвать «живыми ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого.
Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность.
(Эмиль Бенвенист, французский языковед XXвека)
. Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику.
. В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
(В. Г. Белинский) Язык есть . необходимое выражение дара слова.
Высокая культура разговорной и письменной речи — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека.
(По В. В. Виноградову)
Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку.
Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.
(И. С. Ильинская, М. В. Панов)
Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
. Речь человека. всегда служит яркой и. безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.
Слова как и звёзды. Они тоже по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль.
Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
Язык исчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. Язык — неисчерпаем.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
(К. Г. Паустовский)
Язык не стрела, а сердце ранит.
Язык твёрдый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть часть, необходимо нужная для оратора.
Следующая цитата
2. «В художественной литературе прямая речь – неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». (Учебник русского языка)
3. «В языке есть. слова. В языке есть. грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л.В., русский филолог)
4. Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».(Лихачёв Д.С.)
5. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного самой своей формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (Горшков А.И., известный русский филолог)
6. «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения Своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». (Ожегов С.И., выдающийся русский лингвист)
7.«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Успенский Л.В.)
8. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (Паустовский Г.К., русский писатель)
9. «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».(Ветвицкий В.Г., лингвист)
10. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Головин Б.Н., русский лингвист)
11. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». (Свифт Дж., английский писатель) ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
12. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». (Реформатский А. А., российский лингвист)
13. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист)
14. «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» . выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» (Реформатский А. А., российский лингвист) ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
15. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (Салтыков-Щедрин М.Е.)
16. «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». (Шанский Н.М, известный филолог)
17. «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М.А.Рыбникова)
18. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». (Сухоруков Л.С., писатель)
19. «Нет таких звуков, красок образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (Паустовский Г.К., русский писатель)
20.«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». (Постникова И.И., известный лингвист)
21. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Успенский Л.В.)
22. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н.Г.)
23. «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
24. «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». (Валгина Н.С., известный современный лингвист)
25. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». (Зеленецкий А.А.)
26.«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».(Львова С.И.)
27. «Русский язык. богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». (Толстой Л.Н., русский писатель)
28. «Русский язык. обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».(Короленко В.Г.)
29. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». (Горелов И.Н.)
30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (Степанов Г., известный лингвист)
31. «Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки». (Учебник русского языка)
32. «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». (Милославский И.Г.)
33. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (Постникова И.И., известный лингвист)
34. «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». (Артюшков И.В.)
35. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они. выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (Потебня А.А.)
36. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (Федин К.А., писатель, общественный деятель)
37. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Шергин Б.В.)
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка.)
38. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».(Валгина Н.С., известный современный лингвист)
39. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Джанджакова Е.В.)
40. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Солганик Г.Я., современный лингвист)
41. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.)
42. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (Реформатский А. А., российский лингвист)
43. «Эпитеты – одежда слов». (Солоухин В.А., русский поэт и писатель) ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
44. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». (Исаковский М.В.)
45. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (Гончаров И.А.)
46. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Панов М.В.)
47. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр)
48. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц)
Следующая цитата
2013. Сочинение–рассуждение по высказыванию А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» . выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».
По мнению российского лингвиста А.Реформатского, местоимения выполняют функцию «заместителей» знаменательных слов. Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст Ю.Трифонова.
Дата публикации: 2013-07-01 20:23
2013. Сочинение–рассуждение по высказыванию В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов».
«Эпитеты – одежда слов», - утверждает русский писатель и поэт В. Солоухин, и с этим высказыванием невозможно не согласиться. Эпитеты являются красочными определениями для слов, с помощью них можно создать яркие и выразительные художественные образы.
Дата публикации: 2013-06-25 20:38
2013. Сочинение–рассуждение по высказыванию Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».».
Известный английский писатель Дж.Свифт утверждал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Раскроем смысл данного высказывания, проанализировав особенности речи героев рассказа В.Токаревой.
Дата публикации: 2013-07-01 19:54
2013. Сочинение–рассуждение по высказыванию Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения»
На мой взгляд, современный российский лингвист Л.Ю. Максимов прав, утверждая, что с помощью абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Дата публикации: 2013-07-01 19:30
Сочинение на лингвистическую тему по тексту А.Алексина: «Зачем нужен вопросительный знак?»
Вопросительный знак так же, как и другие знаки препинания, очень важен в письменной речи.
Дата публикации: 2011-05-19 18:43
Сочинение на лингвистическую тему по тексту В.Каверина: "Зачем нужны знаки препинания?"
Невозможно не согласиться с мнением Антона: без знаков препинания в письменной речи нельзя обойтись. Знаки препинания нужны для выделения и разделения частей предложения, они подсказывают интонацию для чтения и помогают передать смысл высказывания. Рассмотрим некоторые из этих функций.
Дата публикации: 2011-05-18 12:20
Сочинение на лингвистическую тему по тексту А.Алексина: «Зачем нужны кавычки?»
Безусловно, основной функцией кавычек является выделительная функция. В прочитанном мною тексте А.Алексина эту функцию выполняют кавычки в предложении 17. Здесь знак препинания участвует в оформлении прямой речи.
Дата публикации: 2011-05-19 18:40
Сочинение на лингвистическую тему по тексту Ю.Медведева : «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»
Я считаю, что для оформления диалога и предложений с прямой речью знаки препинания необходимы. В таких предложениях могут употребляться тире, запятая, кавычки, двоеточие. Каждый из перечисленных знаков препинания очень важен.
Дата публикации: 2011-05-21 12:52
Сочинение на лингвистическую тему: "Зачем нужны знаки конца предложения?"
К знакам завершения в русской пунктуации относятся точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, а также иногда одновременно употребляются два знака. Все эти пунктуационные знаки очень важны.
Дата публикации: 2011-05-07 21:35
Сочинение на лингвистическую тему: "Какова роль двоеточия?"
Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препинания, который употребляется в простых и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. Двоеточие выполняет разные функции.
Читайте также: